5 вопросов к сказке журавль и цапля. Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки - 5 штук).

К какому жанру относятся ваши тексты?

Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

    Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

    Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор - ссора отделяет, разделяет людей)

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

    познакомиться с художественными особенностями сказок

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

    подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

    Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

    Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

    Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок . Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

    Прочитайте присказку?

    Прочитайте начало сказки?

    Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

    Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

    Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

    Замените слово раздумалась другим словом?

    Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

    Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель - обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

    Совпадают ли желания журавля и цапли?

    Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

    Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

    Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

    Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.

Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать народные сказки разных жанров

Задачи урока:

  • первичное представление о сказке о животных,
  • активизировать “вдумчивое” чтение,
  • развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– Прозвенел звонок, начинаем урок

2. Повторение пройденного материала

– Послушайте отроки из русских народных сказок.

«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

– Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?

– Какова сказка?
– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.
– Какие события в отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной.

3. Актуализация знаний

– Перед вами фотографии, найдите среди них лишнюю (фотографии цапли, журавля и синицы).
– Почему эта фотография лишняя? (Фото синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы, которые живут на болоте, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

4. Сообщение темы и целей урока

– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем мы будем,как выдумаете, заниматься на уроке?

5. Словарная работа

– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.

ноги долги длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем

6. Слушание произведения.

Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)

(Используется аудиозапись)

7. Выявление первичного восприятия.

– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»

8. Работа в группах

– Кто являются главными героями этой сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа – описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…»,
  • «….ноги и хвост так и вязнут…»,
  • «Думал,думал журавль да опять пожалел…»,

2 группа – описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа – что думал журавль о цапле

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «сударушка-цапля»,
  • «этакая нравная…»

4 группа – что думала цапля о журавле

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.

9. Зполнение таблицы

– Какое событие описывается в сказке? (В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы видим людей, которые часто не могут договориться между собой.Значит, зада ча сказки: высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?

10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и аниматору, удалось создать уникальное мультипликационное произведение «Цапля и журавль»
– Обратим внимание на то, как был передан авторский замысел.

11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение

– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими приемами пользуется автор сказки, чтобы о них рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев сказки?

12. Итог урока

– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?

13. Рефлексия

– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

14. Домашнее задание

– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).

Летала сова - весёлая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться.
- Дай пойду посватаюсь на цапле!
Пошёл - тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит:
- Дома ли цапля?
- Дома.
- Выдь за меня замуж!
- Нет, журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!
Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой. Цапля после раздумалась и сказала:
- Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Приходит к журавлю и говорит:
- Журавль, возьми меня замуж!
- Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал:
- Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж.
Приходит и говорит:
- Цапля! Я вздумал на тебе жениться: поди за меня.
- Нет, журавль, нейду за тя замуж!
Пошел журавль домой.
Тут цапля раздумалась:
- Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!
Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Русские народные сказки в обработке Алексея Николаевича Толстого

«Журавль и цапля» – сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Журавль и цапля

Летала сова – весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному и задумал он жениться. «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

Пошёл журавль – тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?» – «Дома». – «Выдь за меня замуж». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» – «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» – Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж!» Пошёл журавль домой.

Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Следующая глава >

Как я понимаю русскую пословицу о том, что лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе. (Журавль в небе означает что-то желаемое, но малодостижимое. О желаемом и маловероятном идет речь в сказках, где журавль — одно из главных действующих лиц.) Решение Журавля жениться. (Надумав жениться, пошел Журавль свататься к Цапле. Та критически посмотрела на Журавля: и ноги не Такие, и платье не нравится, а самое главное — Цаплю не прокормит. Журавль и Цапля — птицы совершенно разные: одна витает в облаках, другая ходит по земле.)Цапля меняет свои взгляды на женитьбу. (Прогнала Цапля Журавля, а потом пожалела. Пришла к Журавлю и сказала, что согласна выйти за него замуж). Отношение Журавля к визиту Цапли. (Но теперь Журавль прогнал ее прочь. Однако вскоре передумал, решил жениться. Но, как назло, заупрямилась Цапля. Вот и ходят друг к другу до сих пор.) Что же мешает героям осуществить свои желания? (Ни Цапля, ни Журавль не подумали о том, что, хотя они такие разные, житьим вместе надежнее: несчастья-напасти вместе одолеть легче. Каждый был эгоистом, думал только о собственной выгоде.)

«Журавль и цапля» - сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Присказка

Итак, перед нами произведение «Журавль и цапля». Сказка имеет вступление, которое следует рассмотреть подробнее. В нем описан полет совы-веселой головы. Она села, хвостиком повертела, посмотрела по сторонам, опять полетела. Теперь переходим к сюжету.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» - сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.



Рассказать друзьям