Анализ картины опять двойка. Сочинение по картине "Опять двойка" (Решетников Ф.П.)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.

«Мне хотелось сказать, какое это серьезное дело - отметка», - объяснял идею картины «Опять двойка» художник Федор Решетников. Хотя отметка, по замыслу автора, должна была быть отличной

Картина «Опять двойка»
Холст, масло. 101 х 93 см
Год создания: 1952
Ныне находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Решетников задумал картину об успешной сдаче школьных экзаменов: ходил на уроки и садился с блокнотом на задней парте. Один из учителей, желая продемонстрировать гостю знания школьников, вызвал к доске лучшего ученика в классе. Но тот растерялся в присутствии постороннего, которого дети считали проверяющим из министерства, и не смог решить задачу. Решетников отметил, что гамма чувств на лице расстроенного школьника гораздо выразительнее, чем радость отличника, получившего заслуженную пятерку.

А когда с плохой отметкой пришла домой дочь художника Люба, Решетников, отчитав готовую разрыдаться девочку, подумал, что действие картины нужно перенести из школы в семью. Реакцию родных ребенок принимает ближе к сердцу, чем осуждение учителем и одноклассниками, а значит, воздействие на зрителя будет сильнее.

1 Двоечник . Сначала художник писал школьника «лет десяти» с того самого отличника Сережи, который смутился у доски. Но когда мальчик догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника, он наотрез отказался позировать, и Решетникову пришлось искать других натурщиков.

2 Румянец . Решетников просил позировавших ему мальчиков растирать щеки и уши снегом, ведь у героя картины должен быть такой цвет лица, как будто он только что вошел в дом с морозной улицы.

3 Портфель . Этот потертый «артефакт», написанный, как выразился художник, «с портретным сходством», принадлежал одному из мальчишек-натурщиков. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

4 Коньки . Вещественная улика указывает на причину двойки. Нерадивый ученик, по словам Решетникова, «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны - авось завтра не спросят».

5 Мать . «Этот образ очень сложный, - писал художник, - в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь». Подходящее выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Он намеренно не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне огорченной.

6 Старшая сестра . Художник придал пионерке-отличнице осуждающее выражение лица вместо сочувственного в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале.

7 Младший брат . Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его старшим братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

8 Собака . Художник «разбавил» назидательный пафос картины, изобразив пса, который рад приходу хозяина с любыми отметками. Чтобы надолго удержать «собаку-модель» в нужном Решетникову положении, ее владелец стоял с обещанным псу куском ветчины в зубах, руками прижимая лапы животного к своей груди.

9 Велосипед «Ветерок» . Этот детский велосипед легко переделывался из двухколесного в трехколесный и обратно. Мальчик на картине предпочел менее устойчивый вариант - более взрослый и похожий на культовый подростковый «Орленок», для которого дошкольник еще мал.

10 Репродукция . В основе композиции картины - треугольник, и вершина его упирается в висящую на стене репродукцию другого полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы» . Подразумевается, что бравый мальчик-курсант с той картины должен служить примером нерадивому ученику. А репродукцию картины «Опять двойка» художник позже изобразил на полотне «Переэкзаменовка», намекая на причину, по которой герою приходится проводить за учебниками летние каникулы.

Художник
Федор Решетников

1906 - родился на Украине, в селе Сурско-Литовском, в семье иконописца.
1929 - был студентом столичного Высшего художественно-технического института.
1929–1934 - учился в Московском полиграфическом институте.
1932 - был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков».
1933–1934 - отправился в Арктику на ледоколе «Челюскин», был спасен с дрейфующей льдины.
1943 - у Решетникова и его жены, пейзажистки Лидии Бродской, родилась дочь Любовь.
1948 - написал картину «Прибыл на каникулы»: открытки с ее репродукцией выпущены в рекордном для СССР количестве - свыше 13 миллионов экземпляров.
1954 - написал «Переэкзаменовку».
1960 - высмеял «буржуазное» искусство в триптихе «Тайны абстракционизма».
1974 - был избран вице-президентом Академии художеств СССР.
1988 - умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: РИА Новости, Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.


«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.


«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.


Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Произведения жанровой живописи позволяют нам заглянуть в остановленный кистью художника фрагмент человеческой жизни. Пройдут годы или столетия, а мы сможем снова и снова возвращаться к реалиям тех времен, что привлекли автора полотна, сможем окунуться в быт и судьбы людей, живших задолго до нас.


В своем произведении "Опять двойка" Ф.П. Решетников вводит нас в сцену жизни, что разворачивается в послевоенные годы в стенах квартиры, где живет простая семья. Сейчас все в сборе, мать, старшая сестра и младший брат встречают среднего, только вернувшегося из школы.


Художник собрал семью в гостиной, чтобы показать, как выбивается главный герой из слаженного быта. Нехитрая обстановка комнаты, часы и большой стол, накрытый светлой скатертью, говорят нам о порядке, который поддерживает в доме мать. Семья собирается здесь за обедом, тут дети делают уроки, тут вечером мать шьет, слушая рассказы детей.


Но сегодня хозяйка дома расстроена. Уже давно прошло время обеда, а главный герой только явился домой. На переднем плане мы видим мальчишку в школьной форме, из его портфеля торчат коньки. Лицо у него виновато-отрешенное, это не первый его промах. Он не спешил домой, двойка в дневнике означала снова расстроенное лицо матери, укоризненный взгляд старшей сестры. Мать сидит на стуле, ее кисти стиснуты - она сдерживает горькие слова, готовые сорваться в адрес нерадивого сына. Взгляд ее ищет раскаяния и понимания на лице мальчика. Сестру, успевшую уже сделать уроки, автор расположил на фоне приоткрытой освещенной солнцем комнаты, показывая, что она луч света для матери, что она стремится к знаниям, в отличие от брата. Младший братишка катался по комнате на велосипеде в ожидании старшего, сейчас не совсем понимает, что происходит. Он приблизился к матери, но лукаво смотрит на вошедшего, зовя того взглядом включиться в игру. Искренне рада пришедшему лишь собака. Она встречает хозяина так же живо, как и в любой день.


Картина относится к тому историческому периоду нашей страны, когда каждый член общества стремился стать достойным гражданином, продолжателем великих традиций. Герой картины выбивается из этого ряда. Он ребенок, ему не чужды забавы и шалости. Времени на уроки ему не хватает, прилежание и усидчивость не в его характере. Автор не вводит в картину отца. Возможно, он не вернулся с войны. Мать одна воспитывает детей, и старший сын, которому предстоит стать опорой и помощью матери, пока не оправдывает ее ожиданий. Художник выделяет красным фрагменты, достойные внимания подрастающего поколения: красный галстук, фартук матери, велосипед - вот путеводные символы, что помогут герою картины осознать необходимость труда.



Рассказать друзьям