Белые ночи о чем произведение. Белые ночи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ф.М. Достоевский – классик русской литературы, произведения которого всегда затрагивают тему взаимоотношений человека и окружающего его мира, тему внутренних сомнений, переживаний, главенства любви над всеми другими чувствами и законами.

Именно об этом и повесть «Белые ночи». Если вы хотите узнать сюжет рассказа, но у вас нет времени ознакомиться с ним подробно, прочтите «Белые ночи» в сокращении, представленном в нашей статье.

Ночь первая

Молодой человек, чиновник 26 лет, гуляет по любимым местам Санкт – Петербурга, предаваясь различным мечтам. Он не коренной петербуржец, приехал сюда восемь лет назад, он до сих пор живёт затворником и все его друзья – дома, которые встречают его на знакомых улицах.

Он придумывает истории их «жизни», «слушает» их жалобы и считает своими близкими, за судьбой которых ему нужно присматривать.

Незнакомые люди вызывают у Мечтателя подобные чувства – ему не нужно подходить и общаться с ними, юноша и так представляет обстоятельства чужой жизни, как бы проживает её вместо настоящих событий.

Но в эту прогулку молодой человек пребывает в расстроенных чувствах. Начался дачный период, и все горожане массово ринулись на дачу. Романтик ощущает себя брошенным и, только минуя городскую заставу, настроение его улучшается.

Вокруг природа, она радует глаз своим воскрешением после зимы. Юноша улыбается и в приподнятом настроении возвращается в город.

По дороге к дому, уже в десятом часу вечера, Герой замечает стоящую на мосту девушку. Проходя мимо, он слышит приглушённые всхлипы и хочет броситься на помощь.

Но смущается, а девушка, завидев его, быстрым шагом уходит прочь. Мечтатель следует за ней по другой стороне улицы. И вдруг замечает изрядно подвыпившего господина, намеревавшегося пристать к девушке. Чиновник бросается на защиту незнакомки и так происходит их встреча.

Девушка разрешает проводить себя домой и по дороге слушает странный рассказ молодого романтика, который признаётся, что никогда не общался с женщинами, так как слишком робок и может лишь мечтать об этом.

Девушка заинтригована и соглашается на следующую встречу. Молодой человек уходит к себе в комнату, думая, что не переживёт эту ночь в ожидании свидания.

Ночь вторая

На следующий вечер двое встречаются, и наш герой узнаёт, наконец, имя девушки – Настенька. Она обещает раскрыть ему причину своих слёз, но лишь только после того, как он расскажет ей свою историю. Молодой человек называет себя Мечтателем, жизнь которого наяву скучна и неинтересна.

Она вся проходит в его фантазиях – в историях о роковой страсти и пылкой любви. На деле же он опасается женщин, считает себя недостойным их, неловким чудаком. Людей он сторонится, ему ближе придуманные образы и даже неодушевлённые предметы.

Настенька поражена. «Неужели и в самом деле вы так прожили свою жизнь?» — спрашивает поражённая девушка. «Всю жизнь» признаётся наш герой с улыбкой.
Выслушав юношу, Настенька начинает свой рассказ.

История Настеньки

Она живёт с бабушкой, которой много лет, и она почти совсем слепа. К Настеньке бабушка относится с любовью, но строго. Для того, чтобы девушка не ушла на прогулку и не сотворила чего – то непотребного, бабушка пристёгивает внучку булавкой к подолу своего платья.

Вот и сидят они вдвоём целыми днями. Так и увидел её новый жилец, который снял комнату на втором этаже. Молодой человек зашёл к старухе уладить дела и заметил Настеньку, которая засмущалась своего положения до слёз.

После этого квартирант предложил Настеньке книги, чтобы она могла развлечь бабушку чтением вслух. Старуха согласилась, и девушка стала чаще видеться с молодым человеком. Вскоре тот пригласил внучку и бабушку в оперу. Постепенно девушка влюбилась.

Через некоторое время жилец стал собираться домой в Москву, так как время его командировки заканчивалось. Услышав эту новость, Настенька настолько расстроилась, что решила бежать вместе с ним.

Однако молодой человек отговорил её от этого опрометчивого шага, пообещав вернуться через год и забрать её у бабушки.

И вот прошёл год. Настенька была уверена, что её любимый вернулся в Петербург, но не даёт о себе знать. Именно из – за этого она и проливала слёзы на мосту.

Мечтателя потрясла история девушки – вот она, настоящая жизнь, тайная любовь, о которой он так грезил в своих мечтах. И он предлагает свои услуги.
Настенька пишет записку под диктовку Мечтателя, которую тот обещает передать её возлюбленному. Настенька с радостью соглашается принять помощь.

Ночь третья

Герой относит письмо общим знакомым. Именно к ним должен наведаться бывший постоялец по приезду в Петербург. Девушка с надеждой ждёт встречу, на которую приглашает и Мечтателя – ведь он принял такое участие в её судьбе.

Однако нашего героя это совсем не радует. Он понимает, что уже сам успел полюбить красавицу, и страшится предстоящей встречи. Но страхи его были напрасны – бывший жилец не пришёл.

Настенька огорчена и Мечтатель тут же бросается утешать её, уверяя, что жених просто ещё не пришёл и нужно подождать ещё день. Девушка верит в его слова и просит навестить знакомых ещё раз.

Ночь четвертая

Идёт дождь, но наш Герой всё равно пришёл на свидание, хотя девушка и предупреждала, что, в случае ненастья, не сможет прийти.

Встреча происходит лишь на следующий день. Но ответа от «жениха» так и нет. В этот раз Настенька уже не обижается. Она оскорблена и решает разлюбить своего милого, который совсем забыл о ней.

Тут Мечтатель решает признаться в своих чувствах. Настенька отвечает, что, хоть у неё ещё и не остыла старая любовь, но она может попробовать полюбить нового молодого человека. Окрылённый Герой уже строит планы на счастливое совместное будущее.

Пара гуляет по улице. Они веселы, часто смеются и собираются жить вместе в мезонине старой бабушки. Мечтатель счастлив. Но тут им встречается тот самый «бывший возлюбленный». Настенька тут же бросается в его объятия, забыв про все свои обещания.

«Я долго стоял и глядел им вслед…» — Мечтатель снова остался один.

Утро

Идёт дождь, и наш герой сидит в своей комнате. Он уныл, печален и у него болит голова. Вдруг раздаётся стук в дверь – это принесли письмо от Настеньки. В нём девушка извиняется за свою любовь к другому.

Она пишет, что понимает, как обидела Мечтателя, но и благодарит его за помощь и участие. Ведь у неё всё сложилось хорошо и через неделю она выходит замуж за своего возлюбленного.

Девушка просит не забывать её, она хочет дальнейшего общения и надеется, что Мечтатель станет хорошим другом её жениху.

Наш герой понимает, что его жизнь потеряла только что приобретённый смысл. Он смотрит на себя, свою комнату, на квартирную хозяйку – и всё ему кажется старым, ненужным и скучным.

Но он благодарен новой знакомой, которая пробудила его от этого сна, показала подлинные чувства. Он никогда не забудет Настеньку, ведь она подарила ему пусть на минуту, но настоящее счастье. И этого хватит на всю его оставшуюся жизнь.

Ознакомившись с кратким содержанием по главам романа Достоевского «Белые ночи», настоятельно рекомендуем прочитать этот прекрасный рассказ о любви, мечтах, дружбе и бескорыстии.

Полезное видео

    Похожие записи

Еще с одним прекрасным произведением Достоевского Белые ночи нам посчастливилось познакомиться сегодня на уроке литературы. Здесь автор затронул любимую тему мечтателя, а само название переносит нас в прекрасный город Петербург, ведь именно там можно наблюдать это чудное природное явление — белые ночи. Итак, работая над домашним заданием, сделаем анализ рассказа Достоевского Белые ночи, кратко изучив его работу.

Белые ночи анализ

Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух героях Мечтателе и Настеньке. Они встретились случайно, и как оказалось, были родственными душами. Во время встреч, герои раскрылись друг перед другом и тут мы узнаем, что Настя влюблена в постояльца, который уехал, но обещал вернуться. Сам Мечтатель понимает, что влюбился в Настю, вот только любовь безответна, поэтому в конце, когда все-таки к Насте приехал ее возлюбленный, она выбрала именно его, ведь сердцу не прикажешь.

Рассказ ведется от первого лица, поэтому и возникает ощущение автобиографической работы, такой пересказ схож с некой исповедью. Сама работа состоит из пяти глав, где четыре из них это ночи, а последняя называется Утро. Герой не имеет имени. Это просто мечтатель, который живет в своем мире, без друзей и любимой. И вот как раз Белые ночи все перевернули, а вернее встреча с Настей, которая и произошла в одну из знаменитых ночей Петербурга. Встреча с девушкой и любовь к ней вернули героя из мира грез и позволили испытать настоящее чувство, что наполнило его жизнь красками. Пусть и на короткий период, но он был счастлив. Его любовь бескорыстная и чистая, поэтому он даже не задумываясь, помог встретиться Насте с ее любимым. А ведь эта встреча именно для Мечтателя означала потерю любимой. Но нет у него обиды к девушке, и хотя он остался одинок, но в его сердце нет разочарования. Мало того, Мечтатель счастлив за девушку и благословляет ее.

План

1. Знакомство с героем и его ночная встреча.
2. Вторая встреча Насти и Мечтателя, история девушки.
3. Чувство любви, возникшее у Мечтателя к девушке.
4. Возвращение любимого жильца.
5. Выбор Насти.
6. Настя уходит с любимым. Мечтатель одинок, но в его сердце нет разочарования.

Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

  1. Действие романа происходит именно во время белых ночей в Санкт-Петербурге.
  2. В самом названии повести, делении ее на ночи Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. Двойник, или Мои вечера в Малороссии А. Погорельского (1828), Русские ночи В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества.

    Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать все свои фантастические годы.

    Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге Домика в Коломне и Медного всадника.

    Впервые возникающее у Достоевского в Петербургской летописи и Белых ночах философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом своем уголке, рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме белых ночей для характеристики призрачного Петербурга, описания его каналов места встреч Настеньки и Мечтателя, все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

    Вывод, я пологаю:

    1)Литературная преемственность
    2)Место действия - Петербург.

  3. Главный герой повести мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в не, а она видит в нм родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала е за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невеслой. Но вс изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждт, а он вс не является к ней и не отвечает на е письмо. Решив, что возлюбленный е бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя, и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает е и вс равно продолжает любить. Настенька самое яркое событие в его жизни! А он всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок... .

    Время светлой мечты, оживающей, когда все спят.. . Робкая одержимость счастьем.. . Петербург.. . Все вместе, сложилось в.. . "Белые ночи"...

Обратим внимание: все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, есть ночи: "Ночь первая", "Ночь вторая"… Всего четыре ночи.

Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка - "наша скамейка", на которой они сидели. Все остальное уходит в темноту. Как на сцене: свет прожектора выхватывает из мглы только два-три предмета и действующих лиц.

Мечтатель говорит: "Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь…" Счет идет на "ночи", как в иных случаях на дни, сутки, месяцы или годы. Потому что каждая ночи - это событие, свидание с нею.

Так возникает контраст дня и ночи. Ночь "лучше дня". День обычно бывает нехороший - "…печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя". И в другом месте: "День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла…"

В "Петербургской летописи", произведении предвосхищающем "Белые ночи", рисуется пробуждение города ото сна: "Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал"

Из этих строк между прочим видно, почему рассказчик так не любит желтую краску. Это цвет болезни, раздражения, желчи; или цвет увядания, осени. Ночью он не виден, а утром и днем в Петербурге (где действительно преобладала желтая краска) так и мечется в глаза.

На первых же страницах есть образ, предвосхищающий развитие действия, - образ "девушки, чахлой и хворой", с которой сравнивается короткая и хрупкая петербургская весна. "И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота… жаль оттого, что даже полюбить вам не было времени". Полюбить-то мечтатель Настеньку успел, но так же скоротечно, так же стремительно промчалась для него пора надежд и ожиданий, прекрасная пора ночных обольщений…

Но пока еще не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды… Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?" Звездное небо - давний художественный образ, выражающий идею бесконечного, приобщения человека к мировой гармонии, согласия…

Да и вообще символика ночи, противопоставление ночи и дня - все это имеет в искусстве глубокие корни, особенно в искусстве романтическом.

Но у этого контраста (ночь и день) есть и оборотная сторона. В мечтаниях ночи скрыто что-то неверное, преходящее, не выдерживающее лучей света, сияния дня. "…После моих фантастических ночей на меня уже находят минуты отрезвления, которые ужасны!" - говорит мечтатель. Ночь фантастична не только потому, что она царство воображения, но и потому, что созидаемое воображением непрочно. А тут ведь еще не просто ночи, а белые.

О чем говорит этот эпитет?

В нем есть прежде всего колорит места, т.е. характерная примета северной столицы. Ведь белые ночи - черта петербургского пейзажа, как говорят сегодня - визитная карточка города.

Вспоминаются строки Б. Садовского:

Ночь белая болезненна, бледна

Вот юный Достоевский у окна.

Пред ним в слезах Некрасов, Григорович…

Ночь, болезненная и бледная, как девушка, "чахлая и хворая", мелькнувшая на первых страницах романа. Такие ночи тоже обречены на скорое исчезновение, на смерть. В произведении, состоящем из "четырех ночей", заменяющих главки, есть лишь одно "утро". Но это утро - как эпилог. "Мои ночи кончились утром. День был нехороший" и т.д. Утро принесло с собою конец "ночам", конец "истории" мечтателя, т.е. его реальным, а не выдуманным отношениям с девушкой, а вместе с тем и конец "сентиментальному роману".

достоевский белая ночь роман

Повесть “Белые ночи” написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале “Отечественные записки”.

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание “белые ночи” указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок “Сентиментальный роман” определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок “Из воспоминаний мечтателя” сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя – поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: “человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода”. В то же время мечтания имеют творческую ценность: “он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу” .

Мечтатель – своеобразный тип “лишнего человека”. Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой “Белых ночей” так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, “родственной души” героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести “Белые ночи” достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы “ночами”. а последняя – “Утро”. Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава “Утро” – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

“Белые ночи” – красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают “Белые ночи” Достоевского одним из лучших произведений “сентиментального натурализма” . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Герой повести, Мечтатель (его имени мы так и не узнаем), уже восемь лет живет в Петербурге, но не сумел завести...
  2. В 1906 году Блок познакомился с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Поэт практически сразу влюбился в красавицу-артистку, роковую брюнетку...
  3. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  4. Роман “Идиот” стал реализацией давних творческих задумок Ф. М. Достоевского. его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому...


Рассказать друзьям