Белый петух с черным хвостом как символ. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Петух

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Восточный новый год не за горами, и хотя он еще не завтра, новогоднюю восточную символику мы традиционно учитываем. Самое время вспомнить символы петуха, так сказать, общемировые. Первым вспомнился галльский петух - один из традиционных символов Франции. Галлы - это кельты, которые жили на территории современной Франции. Так вот, латинское слово "gallus" обозначает и галла и петуха. Римляне называли так галлов за то, что они были поголовно рыжеволосыми, а по характеру смелыми, воинственными и гордыми. Символ дожил до наших времен и французы ничего не имеют против - французский характер ассоциируется со вспыльчивостью, отвагой и галантным отношением к дамам. Общемировое значение символа петуха - это его связь с солнцем и с отсчетом времени, а это очень по-новогоднему)

Резной петушок из аметиста, Герд Дрейер, Германия

Петух не просто возвещает о начале нового дня - он прогоняет злые силы, возвещает приход солнца, символизирует пробуждение. Петух является атрибутом Аполлона, Митры, Ахуромазды, Аматерасу, Асклепия, Ареса, Гемеса и т.д. Он также связан с божествами утренней зари. Как и солнце, петух всевидящ и бдителен - поэтому его изображение часто размещают на крышах домов, флюгерах, шпилях. И также, как солнце, петух связан с подземным миром, поэтому с петухом связана символика возрождения жизни.


Винтажная брошка

Петух - очень мужской символ, часто в древности использовался в котексте фаллической символики. Петух также символ воинственности, агрессивности, храбрости, мужества - недаром он служит символом бога войны Марса.


Петушок, брошь, перламутр, хрусталь, Трифари

В год Огненного Петуха, а 2017, начиная с 28 января, - именно такой по восточному календарю, считается, лучше всего занятся карьерой, поскольку Петух покровитетельствует лидерам, любит смелых и трудолюбивых людей, имеющих цель, не любит ленивых и не слишком церемонится с нытиками. В Фэн-шуй петух отвечает за славу, популярность, удачу и богатство. Не простой, похоже, предстоит год) пора начинать делать зарядку по утрам) Кстати, сказка Пушкина о Золотом петушке - переложение новеллы американского писатели Ирвинга "Легенда об арабском звездочете")) и она тоже о том же - не удастся царствовать лежа на боку)

И хотя "красный петух" по-русски звучит двусмысленно - речь идет всего лишь об огненной стихии. А чтобы соответствовать этому яркому огненному году - давайте двинемся вперед смело, гордо, весело и красиво!

Курочка Картье, демонстрирующаяся на выставке ювелирных украшений Картье, принадлежащих принцессе Монако Грейс, в Токио весной 2009 г.

Эрмитажные механические часы-павлин с совой и петушком)

Древние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси, а также других народов и племён, петух был птицей священной.

Петух почитался как символ огня и символ Солнца . Как символ огня петух почитался, так как был связан с жарким Солнцем. В первую очередь, его всё же связывали с дневным светилом и, естественно, богом, который был олицетворением или покровителем Солнца — или . Почему именно петуху дали такую честь?

В первую очередь, и в этом не никаких сомнений, по той причине, что петухи оглашают окрестности с первыми лучами света. Те люди, которые живут в деревне или неоднократно бывали в деревнях и посёлках, где в хозяйстве держат кур и петухов, наверняка знают об этой необычной особенности птиц. Как только истекает ночь и время подходит ближе к утру, на самой заре петухи начинают издавать очень громкие крики «кукареку». При этом петухи всегда стараются забраться как можно выше, чтобы их было не только слышно, но и видно как можно дальше. Если объяснить это с точки зрения зоологии, то криками и вызывающим поведением петухи заявляют о своей территории, показывают другим петухам, что они всегда стоят на страже своих владений, своих кур и потомства. Такая особенность, как защита своих владений, присутствует у многих животных, например, медведи оставляют глубокие зарубки на деревьях при помощи когтей, кошки помечают территории специальным ароматным секретом, а при помощи вокала заявляют о своей территории не только петухи и многие другие виды птиц, но и некоторые животные, например, гиббоны.

Такая особенность петухов, как кричать на самом рассвете, предупреждая всю округу о том, что близится светлое время суток, сделало их популярными в мифологии и верованиях славян. Многие народные сказки, истоки которых наблюдаются в древнейших мифах славян, повествуют о том, что нечисть или злые силы исчезают с криком петуха. Как только злые силы, которые, судя по сказкам, выползают по ночам, чтобы делать разные пакости, заслышат петушиный крик, они тут же бросаются прочь, так как именно этот крик, словно природный будильник, предвещает восход Солнца. По этой причине славяне сравнивали петухов с помощниками самого Солнца и солнечных богов. Так как петухи предвещают восход, в древности их называли вещими птицами. Нельзя отрицать такую возможность, что именно петухи стали прообразами появившейся позднее мифической птицы вещей .

Помимо всего вышесказанного, также стоит упомянуть и гребешок на голове у петуха. Гребень на петушиной голове представляет собой ярко-красный волнистый выступ, который очень похож на пламя огня. Вероятно, такая форма гребня на птице, которая возвещает о восходе Солнца, также в немалой степени поспособствовала тому, что петуху отдали особую роль в мифологии ещё и как покровителю огня. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха» (пожар, поджечь).

Петух был не только неким символом Солнца, но даже оберегом . Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня, так как петух является его покровителем, от нечисти, так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца, а также могли охранять дом на протяжении всей ночи, так как злые силы, которые боятся петушиного крика, ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. Стоит здесь отметить, что по той же самой причине на крышах устанавливали не только петухов, но и изображения коней — коньки (также ), так как кони у древних славян имели такую же солнечную символику (Солнце, по поверьям, передвигалось по небу в конской упряжке). При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

Помимо этого, петух почитался ещё и как символ плодородия . Из-за того, что в ведении петуха всегда находится целый курятник, который постоянно приносит яйца хозяевам или новых птенцов, петух считается настоящим осеменителем, равных которому просто нет. Символ плодородия, жизни, огня и Солнца — петух участвовал во многих ритуалах язычников древней Руси. Нередко петухи становились ритуальным блюдом на праздники в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить на поминки в обязательном порядке куриный суп. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, выгнал из него всё нехорошее, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.

Видео. В деревне: Петух кукарекает и… мычит

Любите проводить время весело и увлекательно? В этом случае вам стоит узнать всё о бильярде на сайте www.rusbillyard.ru . Основы и правила игры, разновидности и секреты.

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Петух. Атрибут ПЕТРА (апостола), аллюзия на его отречение и раскаяние; МЕРКУРИЯ, чью колесницу они везут; персонифицированного РАСПУТСТВА.

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух - служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость. У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. У китайцев олицетворяет принцип ян, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Красный петух - первоначальная форма Солнца и защищает от огня; белый петух защищает от духов. Петух - десятое символическое животное Двенадцати Земных Ветвей, Корона на его голове означает литературный дух, склонность к литературе; шпоры - воинственный характер. Петух с курицей в саду означают прелести сельской жизни. В некоторых китайских церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой. Петух, будучи омофоничным со значением иероглифа "удача", используется в погребальных церемониях, в которых отгоняет злых духов. В Китае петух символизирует рассвет; он агрессивен - это символ войны; в астрологическом смысле - он соответствует Октябрю, когда предпринимались приготовления к войне; петух соответствует Плеядам. В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа на востоке, обращающего в бегство силы тьмы и зла; означает также бдительность и используется в качестве флюгера, поворачивающегося туда, откуда грозят силы зла. Золоченый солярный петух охраняет колокольни в часы темноты, когда молчат колокола. Обладает либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу. Олицетворяет проповедников, повествующих о-пришествии Рассвета-Христа, а также "души, праведников, ожидающих рассвета" (Веды). В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние. Петушиные бои - это христиане, борющиеся за Христа. Петух и лев часто изображаются в оппозиции. У египтян означает бдительность и предусмотрительность. У гностиков петух с колоском пшеницы в клюве означает бдительность, приносящую обильные плоды. У греков и римлян петух олицетворяет бдительность и боевой дух. Посвящен Аполлону, Эскулапу, Аресу, Меркурию, Приапу, Афине; ассоциируется с Персефоной-Весной, как обновлением жизни; посвящен Аттису как символ весеннего плодородия и Ларам. В геральдике символизирует как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление. У иранцев петух - добрая птица, часто изображаемая на скипетрах. У японцев символизирует Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. В митраизме посвящен Митре как богу Солнца. У скандинавов петух - птица подземного мира, а его кукарекание воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

ПЕТУХ (лат. gallus). Европейская античность знала его. с одной стороны, как солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи), как волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная символика преобладает, и петухи - своим пением изгоняющие даже львов и василисков - изображаются на геммах амулетов, бляхах, щитах, надгробных памятниках. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, обличает выход плода. А из-за своего огненного гребешка и переливающихся всеми цветами перьев петух во многих культурах является символом огня и Солнца ("красный петух" означает пожар); в романтизме он удостоен званий вестника света, глашатая утренней молитвы, и т. д. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала, а в христианском понимании он - символ Христа, открывшего новый день веры. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот "крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде. Чем возвышает голос свой". Предостережением зазнайства звучит троекратное пение петуха в "отречении Петра", сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Сторожевая природа петуха уже давно сделала его атрибутом богов (Афины. Деметры), готовность к бою предоставила его богу войны Аресу {Марсу) и врачевателю Асклепию, а в качестве вестника Солнца он принадлежит Аполлону. Демон годового времени и эонов Абракеас (поздняя античность, у гностиков) - существо с головой петуха и змеями вместо HOI. В северогерманской мифологии петух "Золотой гребень" стережет путь, ведущий к обиталищу богов. В Восточной Азии петух имеет аналогичные значения. Как десятый знак китайскою зодиака, он в пищу китайцами не употребляется. Петух красных оттенков хранит от огня. белый отпугивает демонов. Петух не только отважен, но и добр, радушен, когда, например. Скликает курочек к зернышкам. а как побудчик - незаменим (в Японии считается, что пение петуха вызывает из тьмы богиню Солнца Аматэрасу). По индийскому сказанию, "Петушиный царь" восседает на дереве легендарного материка Джамбудвипа и подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира. По китайской омонимической символике "петух" (кунь-чи) и "кукарекнет" (минь) звучат так же. как "почет и слава" (кунь-минь). Чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем, куан, что также значит "чиновник". Петух с цыплятами символизирует отеческое попечительство над детьми (в более узком смысле -- над сыновьями). В южной части Китая, вопреки официальному запрету, еще и поныне излюбленным массовым зрелищем является жестокое развлечение - петушиные бои. сведшие легендарную агрессивность мужественной птицы к азартному состязанию. вопреки его значению в мифологии, в cool вето 1 вии с которым само Солнце является владением огненною петуха. В средние века на Западе возник определенный отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости (когда молодые люди обуяны "петушиными демонами"). В то же время он - гербовое животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Св. Витта также изображают с петухом, сидящим на книге. Из-за "побудочной" особенности петуха его изображениями украшают самые роскошные часы. Патроном-покровителем часовщиков является св. Петр с петухом напоминания.

Французский галльский петух – уникальный символ с многовековой историей. Мифологическая эмблема указывает на связь с солнечным светом и божествами, символизирующими солнце, рассвет, зарю. Именно эта яркая птица становится предвестником нового дня, его своеобразным глашатаем.

Из истории галльского петуха

Галльский петух стал буквально вторым именем для Франции. Его огненная природа связана множеством легенд, мифов и поверий, а также древними жертвоприношениями. В некоторых ритуальных традициях откуп в виде птицы нередко соотносится с разжиганием огня. Считается, что первый утренний крик этой огненной птицы распугивает ночных призраков.

Что же означает символ галльский петух? Это некая защита, олицетворение солнечного свечения. Еще на Ближнем Востоке в древности был широко распространен тотем петуха. Неудивительно, что галльский петух, с которым и сегодня олицетворяется Франция, часто присутствует в легендах и сказках, выступая своеобразным «оружием» против злых духов, нечистой силы, ночных призраков.

Образ галльского петуха

Почему же столь необычная и яркая эмблема – галльский петух – была выбрана для Франции? Ведь многие соседние государства использовали в роли символов более «царственных» животных: слонов, львов, орлов, медведей, волков. На самом деле в этом есть определенная логика. Колоритный галльский петух – символ Франции – это яркое и четкое отражение национального характера французов. Он вполне может ассоциироваться со многими метальными чертами нации: отважностью, решительностью, вспыльчивостью, драчливостью, но, в то же время – с заботливостью и галантностью в адрес близких и представительниц прекрасного пола.

Яркую, смелую домашнюю птицу, которую так почитают во Франции, часто именуют живыми часами со шпорами и гребнем. Неофициальная эмблема государства – галльский петух – стала нетривиальной аллегорией страны и ее самобытным колоритом. Городские парки французских городов нередко украшают скульптурными фигурами галльского петуха. Достаточно часто эти произведения ландшафтного искусства выполнены из живых цветов. Французы любят удивлять.

Почему символ Франции – галльский петух

Колоритный и запоминающийся галльский петух, с которым неразрывно связана Франция, стал для государства символом и по другой причине. Все дело заключается в том, что прародителями современных французов были кельты. Этот рыжеволосый народ в Древнем Риме именовали галлами. Что примечательно, «галлус» в переводе с латыни – это и «галл», и «петух». Историки склонны предполагать, что древние римляне ассоциировали рыжие волосы кельтов с гребнями домашней птицы.

Этот образ в Древнем Риме часто обозначал задиристость, чрезмерный напор, заносчивость, норов. Неудивительно, что для обозначения варварских племен, которые жили на территории сегодняшней Франции, использовалось слово «галлус». Древние римляне вкладывали в него оба значения, так как для них кельты были олицетворением дерзости и нахальства. Так смелый и яркий галльский петух, фото которого не может в полной мере отразить весь колорит птицы, стал негласной эмблемой Франции.

Это интересно. «Галльский золотистый» – это именно та порода птицы, которая удостоилась чести стать уникальным символом целого государства. Это животное относится к очень древнему виду домашней птицы.

Особенности символики галльского петуха

Галльский петух – образ, впервые появившийся во Франции после 1789 года, когда завершилась первая французская революция. Изображение птицы часто появлялось на монетах, архитектурных фасадах, фригийских колпаках, печатях. Фигуры петухов можно встретить в скульптурном декоре некоторых католических церквей Франции. В церковной символике он служил олицетворением братства.

Сегодня галльский петух красуется на государственной печати Франции, но официальным государственным символом страны он так и не стал. Фигура петуха, отлитая из бронзы, украшает ограду Елисейского парка. Отважная домашняя птица и по сей день выражает стремление к борьбе. Если в прежних эпохах предки современных французов носили эмблему на знаменах и оружии, то даже в наше время смелый образ все еще ассоциируется со свободой и независимостью.

Галльский петух в интерьере французского кантри

Галльский петух – один из выразительных символов Франции, который широко используется в интерьерном дизайне. Металлические, фарфоровые, керамические, стеклянные статуэтки петуха нередко украшают интерьеры кухонь, столовых, гостиных. Самобытный шарм отличает тряпичных петухов-тильд в стиле французского Прованса. Керамическая плитка для кухонного фартука с рисунком петушков и курочек – это вариант отделки, придающий помещению провинциальный флер. Изображения домашней птицы часто присутствуют в декоре французской столовой посуды: тарелок, чашек, супниц.

Это интересно. Символичную птицу изображают на рисунках аллегорического и юмористического характера. Французские мастерицы создают вышивки с галльским петухом в роли основного действующего лица. Это птица часто служит вдохновляющим образом для декупажа дерева, мебели, аксессуаров в стиле французского кантри Прованса.



Рассказать друзьям