Была ранняя весна вечерняя заря 22 вариант. По тексту Троепольского Была ранняя весна (ЕГЭ по русскому)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

Цель: проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Образовательные: – проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил

Развивающие: побуждать самостоятельную мыслительную работу ученикаразвивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы, находить ошибки, анализировать их, корректировать свою работу;развивать внимание и память ученика , развивать умение слушать учителя

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда

Планируемые результаты:

Предметные: Определение уровня сформированности умений определять способ образования слов, выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Личностные: Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Ход урока

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности

«Продолжите строчку стихотворения»

Чтоб диктант нам написать,

Нужно орфограммы…(знать).

А когда писать мы будем,

Правила уж не …(забудем).

Обещаем вспоминать,

И тогда получим …(пять).

    Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задача для ученика

Будь внимателен. Вспомни изученные правила, памятки. Постарайся выполнить задание с опорой на эти знания и умения.

Диктант

Была ранняя весна

Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах. Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

Ветки слегка шумели от легкого ветра. Они будто ощупывали друг друга, то притрагивались концами, то чуть прикасались серединой сучьев. Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахнущим. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное. Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов. Пробежит вперед, потом влево, вправо и катит назад. Смотрит в лицо, спрашивает: «Мы зачем сюда попали?»

(100 слов)

(По Г. Троепольскому)

Грамматическое задание

    Выполнить синтаксический разбор предложения:

1 вариант: За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное.

2 вариант: Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

    Выполнить морфемный разбор:

1 вариант: начиналась (1 предложение)

    вариант: притрагивались (5 предложение)

4. Рефлексия

Проверьте работу.

Кто считает, что он старался и написал на отлично?

Кто недоволен своей работой?

Что в работе показалось особенно трудным?

Что вы выполняли с лёгкостью?

    Домашнее задание.

    Повторить словарные слова в рамочках до стр.49

    Повторить орфограммы, которые вызвали у вас затруднения

Вариант 22
Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I преследовал две цели. (2)Первая: он стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты; вторая вполне очевидна: обновлённой России требовался морской форпост, который стал бы своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами. (3) основанный в устье Финского залива, практически на берегах Балтики, город-крепость приобретал в условиях Северной войны особое политическое значение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты.
2) В условиях Северной войны России требовался морской форпост, которым и стал строящийся по европейским образцам город на Неве.
3) Строящийся практически на берегах Балтики город был выгоден Петру I в борьбе с московской боярской элитой и, кроме того, имел важное торговое и военно-политическое значение.
4) Строящаяся на Неве будущая столица становилась своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами.
5) Решая задачи уменьшения влияния старой московской боярской элиты, Пётр I строил город на Неве также с целью активизации торговли и с военно-политической целью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Напротив,
Более того,
Во избежание этого
Вопреки этому
Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕСЛЕДОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕСЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; несов.
1) кого-что. Следовать; гнаться за кем-н. с целью поимки, уничтожения. П. врага. П. зверя.
2) перен., кого (что). Неотступно идти за кем-н. П. незнакомку.
3) перен., кого (что). О мысли, чувстве, воспоминании: не оставлять в покое, мучить. Его nреследуют воспоминания.
4) перен., кого (что) чем. Подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. П. кого-н. насмешками.
5) кого-что. Угнетать, притеснять, подвергать гонениям. П. своих политических противников.
6) что. Стремиться к чему-н. (к тому, что названо существительным) (книжн.). П. благородные задачи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
занялА
поделЁнный
обнял.Ась
сОрит
еретИк
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Специалист сразу видит ОТЛИЧИЕ профессионально изготовленного изделия от подделки.
Выполнять предлагаемое физическое упражнение нужно после глубокого ВДОХА.
Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОГОРОДИТЬ.
Первое выступление начинающего артиста было НЕУДАЧЛИВЫМ.
ПАМЯТНЫЕ монеты представляют собой увлекательную и очень интересную историю нумизматики.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ
ИХНЕЙ работой
ПОЕЗЖАЙ
в течение ТРЁХСОТ лет
дамских ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1)Ермолай сказал мне с улыбкой, что самовар готов.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2)Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

3)Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4)Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)Большинство книг, рассказывающим о жизни рептилий, издано в нашей стране.

6)Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала В. И. Сурикова, была боярыня Феодосья Морозова.

7)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

8)Благодаря дружбы с семьей Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

9)Ландыш - цветок, с древних времён используемый в народной медицине.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
возр.. ст
к.. нституционный
расст.. лать
обл.. гать
преподн.. сить
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н.. глядный, с.. звучие
пр.. морье, пр.. обрёл
в.. дрогнул, не.. жатый с.. грал, сверх.. зящен
пр.. бегал, пр.. острый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
налаж.. вать
откле.. ваться
настойч.. вый
сбивч.. вый
стержн.. вой

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
бор.. шься
дремл.. шь
постел.. шь
терп.. шь
бре.. шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
Глаза его горели ничем (НЕ)УКРОТИМОЙ страстью.
Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.
Посещение Петром стоматолога (НЕ)БЫЛО отложено.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Точно ТAК(ЖЕ) как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) погружены для нас в романтическую дымку.
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2)В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3)Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4)Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
5)Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кто б ни был (1) ты (2) печальный мой (3) сосед (4) Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя (5) товарищ (6) мой случайный (7) Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь -- а после тайной.
(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Была ранняя весна. (2)Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья ещё и не появились. (3)Всё внизу в тёмных тонах: стволы, прошлогодние тёмно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зёрнами. (4)Ветки слегка шумели от легкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев: жив ли? (5)Верхушки стволов легонько покачивались - деревья казались живыми даже и безлистые. (6)Всё было таинственно-шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли.
(7)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросли, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - до меня неожиданно донесся запах подснежника! (8)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. (9)Смотрю вокруг - оказалось, он рядом. (10)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (11)Ho для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни.
(12)Bот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (13)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (14)Taк и подснежник кажется капелькой неба на земле...
(15)A через несколько дней я снова был на том же месте. (16)Небо окропило лес уже тысячами голубых капель. (17)Ищу, высматриваю: где же он, тот самый первый, самый смелый? (18)Кажется, вот он. (19)Oн или не он? (20)Не знаю. (21)Их так много, что того уже не заметить, не найти - затерялся среди идущих за ним, смешался с ними. (22)А ведь он такой маленький, но героический, такой тихий, но до того напористый, что, кажется, именно его испугались последние заморозки, сдались, выбросив ранней зарёй белый флаг последнего инея на опушке. (23)Жизнь идёт.
(24)А дома я задумался. (25)Не сон ли это - вчерашний весенний лес с голубыми подснежниками на земле? (26)Что ж: такие сны - божественно целительное лекарство, пусть и временное. (27)Конечно, временное. (28)Ибо если бы писатели проповедовали только прекрасные сны, уходя от серого цвета будней, то человечество перестало бы беспокоиться о будущем, приняв настоящее как вечное. (29)Удел обречённости во времени и состоит в том, что настоящее должно стать только прошлым. (30)Не во власти человека приказать: «Солнце, остановись!» (31)Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. (32)Все во времени и движении. (33)А тот, кто ищет только устойчивого покоя, тот весь уже в прошлом, будь он молодым или престарелым - возраст не имеет значения. (34)Прекрасное имеет свой звук, оно звучит как покой, забвение, но только временное, всего лишь для отдыха; такие минуты никогда не надо пропускать.
(35)Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! (36)Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! (37)Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. (38)Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. (39)Иди, отдохни. (40)Подснежники -- , говорят в народе».
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) - русский советский писатель.

20. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 40? Выпишите это слово (сочетание слов).
цветут долго к счастью поздние цветы не пахнут растут поодиночке

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-6 дано описание.
2) Предложения 17-21 содержат рассуждение.
3) Предложение 28 называет следствие того, о чём говорится в предложениях 26 и 27.
4) Предложения 31 и 32 называют причину того, о чём говорится в предложении 30.
5) В предложениях 35-38.представлено повествование.
22. Из предложений 9-11 выпишите индивидуально-авторское слово.
23. Среди предложений 24-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи подчинительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Будучи по специальности агрономом, Г. Н. Троепольский много писал об окружающей нас природе. В данном тексте передать красоту весеннего леса автору помогают тропы: (А) _______ (например, "пни плачут" в предложении 7, "испугались последние заморозки, сдались" в предложении 22) и (Б) _______ ("таинственно-шуршащим и густо-пахучим" в предложении 6, "трепетно-радостный" в предложении 8). Образность тексту придают также приём - (В) _______ ("сон действительности" в предложении 37) и синтаксическое средство - (Г) _______ (в предложениях 30, 35),).
Список терминов:
сравнительный оборот
олицетворение
риторическое обращение
вопросительное предложение
ряды однородных членов предложения
оксюморон
эпитеты
литота
лексический повтор

Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

задания
Ответ Вариант 22

2
болеетого

5
неудачным

8
преподносить

9
приморьеприобрёл приобрёлприморье

10
стержневой

11
терпишь

12
несмотря

13
зачастуюнасколько насколькозачастую

16
123 любая другая последовательность этих цифр

17
2457 любая другая последовательность этих цифр

19
1234 любая другая последовательность этих цифр

20
ксчастью

22
первовестник

1. Проблема восприятия красоты окружающей природы. (Как увидеть красоту окружающего мира?)
1. Тот, кто бывает в лесу и замечает изменения, происходящие в природе, способен увидеть красоту окружающего нас мира. Так, пробуждение природы весной сопровождается красивейшим цветением подснежников украшений жизни.

2. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)
2. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, действует на него как целительное лекарство, заставляет его задуматься о прекрасном.

3. Проблема общности природы и человека. (В чём сходство природы и человека?)
3. Между природой и человеком много общего, схожего. Так, и среди людей, и среди растений есть «незаметные», «маленькие», «тихие» создания, но героические, напористые, с огромной душой.

4. Проблема скоротечности времени. (Можно ли остановить время?)
4. Время неостановимо, неудержимо и неумолимо, поэтому нельзя пропускать минуты, когда есть возможность насладиться прекрасным, увидеть красоту окружающего нас мира.

Какое воздействие оказывает красота природы на человека? Над этим вопросом задумывается в своём тексте русский писатель Г.Н. Троепольский.

Раннею весной герой текста гулял по лесу, когда до него «неожиданно донёсся запах подснежника», «запах пробуждающейся жизни». При взгляде на эту «крохотную каплю голубого неба» он ощутил радость и счастье, первовестником которых был этот малень-кий цветок, один единственный, пробившийся из-под снега. Будучи на том же месте через несколько дней, герой увидел уже множество подснежников, но ту же радость не ощутил, и всё выискивал тот самый, первый.

Дома же герой задумался над тем, что такой «прекрасный сон действительности» может и должен быть только временным. Иначе «человечество перестало бы заботиться о будущем», перестало бы ценить такие редкие, истинно прекрасные моменты.

Красота природы пробуждает в Троепольском чувство радости, счастья, действует на него как целительное лекарство, но такие мгновения прекрасного в природе на самом деле очень мимолетны и надо уметь их ценить - именно это он хотел показать нам в своём тексте.

И я согласна с писателем. Мы видим природу каждый день, она становится для нас незаметным шумом на фоне, но в редкие моменты - закаты, рассветы, снегопады, распускание почек ¬- мы всей своей душой обращаемся к ней, всем своим существом пропитываемся её красотой. И такие моменты навсегда остаются в нашей памяти.

Мне вспоминается рассказ «Зимний дуб» Ю. Нагибина. Пятиклассник Савушкин по-стоянно опаздывал на урок, хотя жил ближе всех. Анна Васильевна, его учительница, собралась навестить мать Савушкина, и мальчик проводит её по лесной тропинке, по которой и ходит в школу. Как только учительница вступила в зимний лес, ей стала понятна причина постоянных опозданий пятиклассника - её окружила небывалая красота.

Также можно вспомнить эпизод из жизни Наташи Ростовой, героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Была свежая ночь, в почти беззвездном весеннем небе светила полная луна. Наташа не могла уснуть, наслаждаясь открывшимся видом из окна, и будила Соню, чтобы она тоже насладилась этой прелестной ночью. Ведь будут другие ночи, звездные, снежные, но точно такой же - больше никогда.

В заключение могу сделать вывод, что красота природы оказывает на человека силь-нейшее влияние. Она заставляет задуматься о прекрасном, человек чувствует восторг жизни. Красота природы - это противоядие от уныния и печали, и счастлив тот, кто умеет её видеть.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Утверждаю»

Директор ____________________В.В. Ефремова

Административная контрольная работа (стартовая)

6 класс

Диктант

Была ранняя весна

Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах. Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

Ветки слегка шумели от легкого ветра. Они будто ощупывали друг друга, то притрагивались концами, то чуть прикасались серединой сучьев. Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахнущим. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное. Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов. Пробежит вперед, потом влево, вправо и катит назад. Смотрит в лицо, спрашивает: «Мы зачем сюда попали?»

(100 слов)

(По Г. Троепольскому)

Грамматическое задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

1 вариант: За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное.

2 вариант: Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.

  1. Выполнить морфемный разбор:

1 вариант: начиналась (1 предложение)

2 вариант: притрагивались (5 предложение)

  1. Выписать слова с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания контрольной работы позволяют проверить, как усвоили шестиклассники материал раздела. Задания разного характера: вспомни правило, упражнения на правописание гор-/гар-, кос-/кас-, приставо...

Урок проводится с целью обобщеня и и расширения знаний по данной теме; совершенствования навыков морфемного и словообразовательного разбора; орфографических навыков в написании слов с приставкам...

А во втором сезоне, то есть на третьем году от рождения Бима, Иван Иваныч познакомил его и с лесом. Это было очень интересно и собаке, и хозяину.

В лугах и на поле, там все ясно: простор, трава, хлеба, хозяина всегда видно, ходи челноком в широком поиске, ищи, найди, делай стойку и жди приказа. Прелесть! А тут, в лесу, совсем иное дело.

Была ранняя весна.

Когда они пришли впервые, вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах: стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зернами.

Ветки слегка шумели от легкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев: жив ли? Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. Его ботинки тоже шуршали, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное. Поэтому-то Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов: пробежит вперед – влево, вправо – и катит назад и смотрит в лицо, спрашивая: «Мы зачем сюда попали?»

– Не поймешь, что к чему? – догадался Иван Иваныч. – Поймешь, Бимка, поймешь. Подожди малость.

Так и шли, присматривая друг за другом.

Но вот они остановились на широкой поляне, на пересечении двух просек: дороги на все четыре стороны. Иван Иваныч стал за куст орешника, лицом к заре, и смотрел вверх. Бим тоже там стал высматривать.

Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось все темнее и темнее. Кто-то прошуршал по лесу и притих. Еще прошуршал и опять притих. Бим прижался к ноге Иван Иваныча – так он спрашивал: «Что там? Кто там? Может, пойдем посмотрим?»

– Заяц, – еле слышно сказал хозяин. – Все хорошо, Бим. Хорошо. Заяц. Пусть его бегает.

Ну, раз «хорошо», значит, все в порядке. «Заяц» – тоже понятно: не раз, когда Бим натыкался на след зверька, ему повторяли это слово. А однажды видел и самого зайца, пытался его догнать, но заработал строгое предупреждение и был наказан. Нельзя!

Вдруг вверху кто-то, невидимый и неведомый, захоркал: «Хор-хор!.. Хор-хор!.. Хор-хор!..» Бим услышал это первым и вздрогнул. Хозяин тоже. Оба смотрели вверх, только вверх… Неожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица. Она летела прямо на них, изредка выкрикивала так, будто это не птица, а зверек, летит и хоркает. Но то была все-таки птица. Она казалась большой, крылья же совершенно были бесшумны (не то что перепел, куропатка или утка). Одним словом, незнакомое летело вверху.

Иван Иванович вскинул ружье. Бим, как по команде, лег, не спуская взора с птицы… В лесу выстрел был таким резким и сильным, какого раньше Бим не слышал никогда. Эхо прокатилось по лесу и замерло далеко-далеко.

Птица упала в кусты, но друзья быстренько ее отыскали. Иван Иваныч положил ее перед Бимом и сказал:

– Знакомься, брат: вальдшнеп. – И еще раз повторил: – Вальдшнеп.

Бим обнюхивал, трогал лапой за длинный нос, потом сел, подрагивая и перебирая передними лапами в удивлении. Конечно же, он этим и говорил про себя: «Таких носов еще не вида-ал. Вот это действительно но-ос!»

А лес слегка шумел, но все тише и тише. Потом и совсем затих как-то сразу, будто кто-то невидимый легонько взмахнул могучим крылом над деревьями в последний раз: хватит шороху. Ветви стали недвижны, деревья, казалось, засыпали, разве что изредка вздрагивая в полутьме.

Пролетели и еще три вальдшнепа, но Иван Иваныч не стрелял. Хотя последнего они уже и не видели в темноте, а только слышали голос, но Бим был удивлен: почему друг не стрелял даже и в тех, каких хорошо видно. От этого Бим волновался. А Иван Иваныч или просто смотрел вверх, или, потупившись, слушал тишину. Оба молчали.

Вот уж когда не надо никаких слов – ни человеку, ни тем более собаке!

Только напоследок, перед уходом, Иван Иваныч проговорил:

– Хорошо, Бим! Жизнь начинается вновь. Весна.

По интонации Бим понял, что другу сейчас приятно. И он ткнул его носом в колено, повиливая хвостом: хорошо, дескать, о чем речь!

…Второй раз они приходили сюда поздним утром, но уже без ружья.

Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. Солнце пронизывало в лесу все насквозь, кроме сосняка, да и тот кое-где изрезан золотом лучей. И было тихо. Главное – было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу!

На этот раз Бим стал смелее: все отлично просматривается (не то что тогда, в сумерках). И он носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина. Все было великолепно.

Наконец Бим наткнулся на ниточку запаха вальдшнепа. И потянул. И сделал классическую стойку. Иван Иваныч послал «вперед», а стрелять-то ему и нечем. Да еще приказал лежать, как полагается при взлете птицы. Абсолютно непонятно: видит хозяин или нет?

Бим искоса поглядывал на него до тех пор, пока не убедился – видит.

По второму вальдшнепу все получилось так же. Что-то похожее на обиду Бим теперь все таки выражал: настороженный взгляд, пробежка сторонкой, даже попытки к неповиновению – одним словом, недовольство назревало и искало выхода. Именно поэтому-то Бим и погнался за взлетевшим, третьим уже, вальдшнепом, как обыкновенная дворняга. Но за вальдшнепом далеко не поскачешь: мелькнул в ветвях, и нет его. Бим вернулся недовольный, да к тому же еще был наказан. Что же, он лег в сторонке и глубоко вздохнул (собаки здорово умеют так делать).

Все это еще можно было перенести, если бы не добавилась вторая обида. Бим на этот раз открыл новый недостаток у хозяина – извращенное чутье: и без того бесчутый, да еще…

А дело было так.

Остановился Иван Иваныч и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает (туда же!). Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности). И что ему в том цветке? Но хозяин сидел, улыбался. Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлен.

– Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! – воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.

Такого Бим уже не мог вынести – он отвернулся. Затем незамедлительно отошел и лег на полянке, всем видом выражая одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом. И это было обидно. «Тоже мне, хохочет!»

А тот опять к цветку:

– Здравствуй, первенький!

Бим понял точно: «здравствуй» сказано не ему.

Ревность закралась в собачью душу, если можно так выразиться, вот что случилось. Хотя дома отношения как будто и наладились, но день для Бима получился неудачный: была дичь – не стреляли, побежал сам за птицей – наказали, да еще – цветок тот. Нет, все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех «китов»: «нельзя», «назад», «хорошо».

Только не ведали они, ни Бим, ни Иван Иваныч, что когда-то этот день, если бы они вспомнили, показался бы им огромным счастьем.

Записки хозяина

В уставшем от зимней тягости лесу, когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, – неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…

А через несколько дней (вчера) мы были с Бимом на том же месте. Небо окропило лес уже тысячами голубых капель. Ищу, высматриваю: где же он, тот самый первый, самый смелый? Кажется, вот он. Он или не он? Не знаю. Их так много, что того уже не заметить, не найти – затерялся среди идущих за ним, смешался с ними. А ведь он такой маленький, но героический, такой тихий, но до того напористый, что, кажется, именно его испугались последние заморозки, сдались, выбросив ранней зарей белый флаг последнего инея на опушке. Жизнь идет.

…А Биму ничего из этого недоступно понять. Даже обиделся в первый раз, заревновал. Впрочем, когда было уже много цветов, он и тогда не обращал на них внимания. При натаске же вел себя – не ахти: расстроился без ружья. Мы с ним на разных ступенях развития, но очень и очень близки. Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом начиная с простейших и кончая высокоразвитой жизнью, везде – этот закон… Разве смог бы я вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима?

Как она была мне необходима! Она тоже любила подснежники. Прошлое как сон…

А не сон ли – настоящее? Не сон ли это – вчерашний весенний лес с голубизной на земле? Что ж: голубые сны – божественно целительное лекарство, пусть и временное. Конечно, временное. Ибо если бы даже и писатели проповедовали только голубые сны, уходя от серого цвета, то человечество перестало бы беспокоиться о будущем, приняв настоящее как вечное и будущее. Удел обреченности во времени и состоит в том, что настоящее должно стать только прошлым. Не во власти человека приказать: «Солнце, остановись!» Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении. А тот, кто ищет только устойчивого покоя, тот весь уже в прошлом, будь он молодым радетелем о себе или престарелым – возраст не имеет значения. Голубое имеет свой звук, оно звучит как покой, забвение, но только временное, всего лишь для отдыха; такие минуты никогда не надо пропускать.

Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. Иди, отдохни. Подснежники – к счастью, говорят в народе».

…А Бим дрыхнет. И видит сон: подрыгивает ногами – бежит во сне. Этому подснежники «до лампочки»: голубое он видит только серым (так уж устроено зрение у собаки). Природа создала как бы очернителя действительности. Поди убеди его, милого друга, чтобы он видел с точки зрения человека. Хоть голову отруби, а видеть будет по-своему. Вполне самостоятельный пес.



Рассказать друзьям