Чем лучше я узнаю людей, тем больше люблю.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Книга Юлиана Семёнова “Семнадцать мгновений весны”, на основе которой снят телесериал, во многом являлась вымыслом писателя, нежели сколько-либо исторически достоверной историей. В первую очередь из-за этого в фильме имеется множество ошибок – серьёзных логических ошибок.

Ненаучная фантастика

Юлиан Семенов во многих эпизодах показал незнание темы. Например, все немцы в фильме (включая изображающих чету Штирлица и Кэт при пересечении границы Швейцарии) – носят обручальные кольца на правой руке, как их все носили в СССР, а вот настоящие немцы их носят на левой. Полностью выдуманы «досье». Личных дел в Третьем рейхе в том виде, как показано в фильме, не существовало, как и выражений типа «характер нордический», «беспощаден к врагам рейха». А все документы СС печатались готическим, а не латинским шрифтом. Сами «досье» переполнены искажениями. Например, о Геббельсе голос Ефима Капеляна за кадром вещает: «Образование среднее». На самом деле он был доктором философии Гейдельбергского университета, в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии. Неверно и заявление Капеляна, что Геббельс был назначен гауляйтером Берлина в 1944 году (за доблесть, проявленную при подавлении мятежа): он был назначен на эту должность 26 октября 1926 года и оставался на посту до своей смерти 1 мая 1945 г. О Геринге Капелян тоже говорит: «образование среднее», хотя тот окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине Лихтерфельде – с наивысшей возможной суммой выпускных оценок, за что был лично поздравлен кайзером Вильгельмом. Зачем Семенову понадобилось скрывать высшее образование Геббельса и Геринга – непонятно, ведь негативное отношение народа к этим личностям базируется не на их образованности или необразованности, а на совершенных ими преступлениях.

Странные соседи

Когда Генрих Мюллер, идя по коридору, встретил Вальтера Шелленберга и Макса Штирлица, то очень удивился. Еще бы не удивиться шефу гестапо: ведь IV управление (гестапо) и VI управление (политическая разведка) располагались в разных зданиях, расстояние между которыми превышало 10 км. Гестапо – на Принц-Альбрехтштрассе, 8 (кабинет Мюллера был в соседнем здании – в бывшем отеле «Принц Альберхт» на Принц-Альбрехтштрассе, 9), а служба Шелленберга находилась в здании по адресу Беркаерштрассе, 32 – в другом конце города. По этой причине нелепа и сцена, когда Штирлиц, выйдя из своего кабинета, встречает солдат, несущих чемодан с рацией в рядом расположенный кабинет Рольфа. Рольф служил в гестапо – и поэтому его кабинет не мог быть соседним с кабинетом Штирлица. Нелепы и допросы, проводимые Штирлицем, как и его арест Кати Козловой (Кэт), так как ведомство Шелленберга не имело право проводить аресты на территории Германии. Мало того, служба политической разведки, где работал Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности, включая допросы арестованных.

Дилетант Штирлиц

Непонятна сама профессиональная подготовка разведчика Исаева, который, пройдя во время воздушной тревоги в узел спецсвязи и позвонив Борману, стал хвататься за трубки голыми руками (а не через носовой платок). Тут только два объяснения: либо Штирлиц никогда в жизни не слышал про существование отпечатков пальцев, либо у Штирлица не было по русской привычке носового платка. Кстати, непонятно и то, почему вдруг узел спецсвязи остался без единого дежурного, хотя рядом в коридоре часовые остались на своих постах.

Тунеядец Штирлиц

Фильм демонстрирует в РСХА полный аврал: работы выше крыши, все трудятся без сна по несколько суток, спят только пару часов. Вызванный по «делу» Штирлица Мюллер в кабинете Кальтенбруннера признается, что глаза у него потому красные, что он уже несколько ночей не спал. Затем Айсман (Куравлев), вызванный уже Мюллером по тому же «делу» Штирлица, о себе говорит то же самое – не спал трое суток, мечта – поспать 7 часов. Мюллер в награду за ручательство Айсмана за честность Штирлица – разрешает ему поспать 5 часов. Тот безмерно счастлив. На фоне этого тотального аврала Штирлиц выглядит полным тунеядцем. Он вроде бы тоже пару раз вскользь посетовал, что, дескать, времени не хватает. Но при этом отдыхает в загородном доме, занимаясь подрезанием еловых веток, играет с уличными собаками, каждый день околачивается в барах, где пьет пиво и коньяк, почитывает газеты и играет в шахматы, привозит просто так домой дам, знакомых по бару, где пьет с ними и танцует. В общем – развлекается как может, в то время как товарищи по работе не спят по трое суток. Мало того – Штирлиц настолько утомился от отдыха и развлечений, что у него, оказывается, «проблемы со сном»! Когда он видит проносимый в коридоре чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа, то не находит ничего более глупого, чем попросить снотворное в качестве предлога. Голос Ефима Капеляна за кадром: «Теперь если кто-то спросит Рольфа, зачем к нему заходил Штирлиц, то тот ответит, что он заходил за снотворным». Самый несуразный предлог в период аврала в РСХА. Такая «отмазка» наоборот всех насторожит, ибо люди по трое суток не спят и счастливы на четвертые поспать хотя бы 5 часов, а один Штирлиц в РСХА, видите ли, за снотворным ходит к Рольфу…

Приключения жёлтого чемоданчика

Вся интрига сюжета закручена вокруг чемоданчика с рацией, на котором якобы остались отпечатки пальцев Штирлица. Но откуда они могли взяться, если в фильме ясно показано – во время последнего загородного сеанса связи Штирлиц все время был в перчатках? Тут, возможно, создатели фильма не доглядели. Но вот огрех уже самого Юлиана Семенова: Штирлиц строит свое алиби на том, что якобы помог какой-то неизвестной даме донести коляску и якобы какие-то чемоданы. В фильме показано, что Штирлиц был в это время в перчатках. С какой же стати могли взяться на тех вещах его отпечатки? Положим, Штирлиц это понимал и хотел просто обдурить Мюллера. Но в таком случае Мюллер предстает – с подачи Юлиана Семенова – полным болваном, поверив в россказни Штирлица, ибо Штирлиц был в тот день в форме офицера СС, а она в феврале предусматривает вместе с кожаным плащом обязательное ношение кожаных перчаток. Но раз Штирлиц был одет по форме, то как же он тогда мог оставить отпечатки пальцев на вещах некоей дамы, которой он помог перенести пожитки?

«Хайль Штирлиц!»

Этот огрех автора с отпечатками пальцев делает неубедительными книгу и фильм, а само умение Штирлица выпутываться из подозрений под дурацкими предлогами – стало основой для многочисленных анекдотов, ибо народ ощущает эти ненормальности. Причем один из анекдотов о себе излагает сам Штирлиц в беседе со своим радистом: мол, поручая такие задания, там в Центре думают, что Штирлиц вхож к Гитлеру; мол, неплохо и в фюреры пробиться – «Хайль Штирлиц!». Видимо, Юлиан Семенов сам понимал анекдотичность этого выдуманного персонажа (и всего своего произведения), когда желание показать успехи советской разведки как можно более высоким постом разведчика в стане врага приводят к абсурду – это уже по своему месту в Рейхе не разведчик, а один из руководителей фашистского государства.

Жена Штирлица

Еще одна фантастическая выдумка Юлиана Семенова заключается в том, что Штирлиц каким-то неведомым путем смог дослужиться до звания штандартенфюрера СС (аналогичного званию полковника Вермахта), оставаясь холостяком. Это АБСОЛЮТНО исключено, ибо офицеры СС, строго выполняя приказ Гитлера к воспроизводству населения (элитных кровей СС), были ОБЯЗАНЫ жениться к 30 годам и иметь как можно больше детей. Это, конечно, прекрасно знал Семенов, да вот как-то «не ложилась» в нравственный облик советского разведчика его немецкая семья с немкой и сворой детишек из Гитлерюгенда. Поэтому пришлось врать – мол, во всей системе СС только один человек был холостяком – Штирлиц. Хотя именно по этой примете его бы сразу и разоблачили. Душещипательная сцена встречи в баре с женой, привезенной из СССР, не менее глупа. Что толку сидеть и смотреть друг на друга в течение 10 минут у всех на глазах? За Штирлицем нет слежки в 1935 году, он вне каких-то подозрений – и вполне может уединиться с женой где угодно (ведь уединился же для убийства провокатора Клауса). И уединиться не на 10 минут, а на несколько дней. И главное: почему другие разведчики ведут подрывную работу семейно – Кэт со своим мужем-радистом, а для Штирлица Центр не подобрал жену-шпионку? Это кажется нелогичным и непоследовательным – именно с точки зрения Центра, ибо кто его знает, этого Штирлица-Исаева: изголодается по женскому телу, влюбится в немку – и крах всего. Дабы этого не было, Центр был ОБЯЗАН дать ему в жены тоже разведчицу. Но снова – это «портит» имидж советского разведчика в глазах зрителей. Куда выгоднее его представить эдаким одиночкой.

Убийство Клауса

Штирлиц вывозит провокатора Клауса в лес и там в него стреляет. Вопрос: а зачем вообще надо было его убивать? Согласно замыслу книги и фильма, Семенов должен был показать, что Штирлиц не просто работал в РСХА, а еще и что-то антифашистское делал. Вот, например, провокатора убил. На самом деле Штирлица внедряли в РСХА не для того, чтобы он там отстреливал провокаторов – ибо их плодит сама Система и всех не перестреляешь. А убийство провокатора грозит разоблачением, провалом. Поэтому шпионам запрещено так рисковать. Сей поступок Штирлица, чисто эмоциональный (судя по фильму и игре актера) – бессмысленный и опасный. Но если задача Штирлица убивать фашистов – то чего же тогда он не убил Бормана при личной с ним встрече – в авто Бормана ночью, в подворотне? И никто бы Штирлица не поймал, ибо о встрече знали только два человека – Борман и Штирлиц. Вместо этого Штирлиц пресмыкается перед Борманом, услужливо его приветствует, снимает очки, дабы показать свое лицо, и вспоминает о том, какую реплику сказал Борман при награждении Штирлица Железным Крестом (про лицо математика). Да настоящий коммунист, радуясь такой возможности, тут же разрядил бы в Бормана пистолетную обойму – и уже этим выполнил бы с избытком долг перед Родиной. Но Штирлиц почему-то идет на огромный риск провала, убивая какого-то никому не нужного провокатора Клауса, но при встрече с правой рукой Гитлера – самим Борманом – считает честью с ним встретиться. Ладно, пусть в данной ситуации Штирлицу было нужно использовать Бормана как противовес Гиммлеру, но ведь он мог и раньше точно так выманить Бормана для «личной встречи» какой-нибудь дезой – и укокошить правую руку Гитлера: не сделал, хотя вполне мог. С Борманом – это только один эпизод, а вот с лидерами СС Штирлиц много лет занимается панибратством, хотя всех давно мог перетравить без всяких подозрений. Он постоянный посетитель кабинетов Шелленберга, Кальтенбруннера, рейхсфюрера СС Гиммлера (являясь у всех любимчиком). С Шелленбергом ходит, согласно фильму, даже на футбольные матчи, а с остальными постоянно выпивает на приемах. Чего же он всех их не отравил? Параллельно с добыванием разведданных? Наконец, Штирлиц, член НСДАП с 1933 года, сотни раз участвовал в партийных мероприятиях и совещаниях с участием Адольфа Гитлера. И имел огромные возможности уничтожить Гитлера: и бомбу заложить, или вообще подойти и выстрелить в него. Выстрелил бы в него Штирлиц в начале 1941 года – и не было бы Великой Отечественной войны. Чего же не стрелял? Ведь один выстрел Штирлица мог спасти десятки миллионов жизней? В таком понимании Штирлиц выглядит зловещей фигурой: мог спасти народы СССР от германской агрессии, но не сделал этого, хотя – будучи штандартенфюрером СС, знал о готовящейся войне и мог убить Гитлера, предотвратив саму войну. Вместо Гитлера он убивает только провокатора Клауса – с его-то возможностями штандартенфюрера СС!

Антифашистское подполье

Те же самые вопросы у меня, как и у всякого здравомыслящего человека, возникли в связи со сценой, когда Штирлиц приезжает в костел на похороны профессора Карла Плейшнера (специалиста по лечению болезней почек). Голос за кадром рассказывает, что профессор был одним из руководителей германского Сопротивления, а Штирлиц с ним работал. Но тут на похороны профессора приезжает глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (шеф над службами гестапо и СД), который, как оказывается, был тоже почечником, лечившимся у профессора. Возникает вопрос: что это за эдакое «Сопротивление», где его руководитель Карл Плейшнер с подачи Штирлица лечит больные почки главы РСХА? Он должен был его залечить и убить. А вместо этого бодрый и вылеченный Плейшнером Кальтенбруннер приезжает на похороны поблагодарить своего спасителя. Абсурд так и прет. На самом деле Кальтенбруннер никогда не был почечным больным, все это выдумал Юлиан Семенов только с той целью, чтобы привезти сюда главу РСХА и показать, как Кальтенбруннер похлопывает по щеке сына профессора (мол, перенял гитлеровский жест). Вот и все. Ради чисто выдуманной и художественной сцены похлопывания ребенка по щеке Юлиан Семенов дискредитирует само немецкое Сопротивление, делая из него лекарей Кальтенбруннера.

Железный крест Штирлица

«17 мгновений весны» – это, конечно, полная неисторическая фантастика. Именно этой своей фантастичностью фильм так и полюбился народу. Очевиден всем самый главный вопрос: коль Штирлиц только и делает, что срывает все планы СД и СС (срывает уничтожение Кракова, выпускает из тюрем немецких физиков и пр.), то КАК ОН ВООБЩЕ ДОСЛУЖИЛСЯ до звания штандартенфюрера СС (то есть полковника)? За какие же такие заслуги? Или его повышали по службе именно за его провалы в работе? Особенность ситуации в том, что Штирлиц не выдает себя за ветерана СС (не является засланным разведчиком с липовыми документами СС, типа как в фильме «Щит и меч»), а именно сам ДОСЛУЖИЛСЯ до своего звания, своим трудом на благо Германии его добыл. Да к тому же Адольф Гитлер ему лично вручал Железный Крест (аналог «Героя Советского Союза») – который абы кому не дают. Ясно, что штандартенфюрером СС может стать только самый отъявленный нацист и негодяй, у которого руки по локоть в крови. И если у ветерана СС есть еще и Железный Крест – то это вообще полная мразь. И вот оказывается, что под личиной такого выродка все эти годы скрывался советский разведчик. Который годами конкурировал в свой карьере с сотнями других нацистов, не менее желающих продвинуться по служебной лестнице и демонстрирующих на деле свой нацизм. Это абсолютно невозможно – сделать карьеру в СС, едва не дослужившись до генерала (бригадефюрера СС), но при этом быть непричастным к преступлениям СС. Да, история разведок знает примеры, когда предателями становились полковники разведок. Но они были ЗАВЕРБОВАНЫ, уже пройдя до этого звания по служебной лестнице, будучи в своей карьере честными и ревностными патриотами своей страны. А здесь Юлиан Семенов придумывает неслыханное: Максим Исаев в 1933 году входит в ряды НСДАП, вступает в ряды СС, дослуживается до полковника, получая из рук Гитлера высшую награду нацистов – Железный Крест. За что именно Гитлер вручает эту награду Штирлицу – Семенов благоразумно умалчивает, ибо здесь его фантазия уже бессильна: это не орден «Дружбы народов», а награда за нацистские преступления. И уточнения откроют истину: а Штирлиц-то – нацист. Если бы случайная бомба убила Шелленберга, то Штирлиц (самый перспективный сотрудник и «любимчик» руководства) автоматически занял бы его генеральскую должность, входя в руководство аппаратом СД. Еще немного рвения – и занял бы место Кальтенбруннера или, глядишь, и самого рейхсфюрера СС Гиммлера. Как я выше писал, это уже по своему месту в Рейхе не разведчик, а один из руководителей фашистского государства. И вот ситуация: на Трибунале в Нюрнберге собираются судить Штирлица как генерала СС и руководителя СД, а он признается ошарашенным союзникам – да я свой, я советский разведчик! Приходится отпустить. И поскольку не одна лишь разведка СССР активно работала, но и разведки союзников не прохлаждались, то вслед за тем выясняется, что Мюллер – разведчик Англии, Геббельс – разведчик США, Борман – французский шпион, а сам Адольф Гитлер – это завербованный агент спецслужб Новой Зеландии. Трибунал приходится закрывать за отсутствием самих подсудимых… Так вся история Второй мировой войны с подачи Юлиана Семенова обращается в анекдот.

[ к 40-летию замечательного фильма ]

Как я люблю этот фильм! Я смотрел его, начиная с самого первого выхода на экран, в далёком августе 73-го. В чёрно-белых и раскрашенно-цветных вариантах. Наверное, раз десять. Логически объяснить эту любовь невозможно - фильм абсолютно неисторичен, фабула его надумана, киноязык - полная архаика. "И, тем не менее, зная все ваши недостатки - я люблю вас, дорогая..."
.

В этом фильме разведчик - это интеллектуал, а не чугуноголовый стрелок/пилот/мотогонщик/боксёр/и.т.д. из бесконечно-однообразных " action ". Штирлиц здесь, как персонаж, ближе к Джону Ле Карре, чем к Яну Флеммингу. Замечательная режиссура Татьяны Лиозновой, прекрасная игра большинства актёров: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Лев Дуров! А сколько анекдотов породил сериал! Ещё бы - самом конце фильма, когда Штирлиц, прогуливаясь по обочине и размышляет, возвращаться ли ему в Берлин - раз! и мимо проносятся "Жигули" и самосвал «ЗИЛ-131» с прицепом, отражаясь в окне трофейного "Мерседеса" - значит, победа совсем близко. А сцена встречи Штирлица-Исаева с женой - это классика кинематографа, лучше - только сцена в душе в Хичкоковском " Psycho ". А Таривердиевская музыка в фильме - сколько там импровизации!

И, тем не менее, моя ирония сильнее любви:

№1. На работу, как на праздник!
Большую часть фильма Макс Отто фон Штирлиц ходит в чёрном мундире SS , прекрасно сидящем на актёре Вячеславе Тихонове. Ну помните - 100 белоснежных рубашек, дубовые листочки в петлицах. Одно только " Nein !" - это SS -овский мундир образца 1934 года и ходить в нём на службу после введения новой формы после 1939 года - это как во фраке на пляж.
Информация к размышлению: свой чёрный мундир SS -овские модники перестали носить после формирования собственных воинских дивизий - чёрная форма стала признаком "тыловой крысы", уклоняющейся от передовой. Всё быстренько переоделась в полевую форму Вермахта серо-зелёного цвета классически-немецкого feldgrau , которая отличалась от остальных родов войск только петлицами, цветом кантов-опушек и фирменной черепушкой на фуражке. В невостребованную форму одели полицаев на оккупированных территориях, начисто споров с неё знаки отличия.

№2. Мундир SD .
Каждодневный мундир Штирлица должен быть синюшно-серым, как у сильно испуганной мыши.

Правда, он разочек появляется в нём, но только на несколько секунд: "Чёрное - это стиль!"

№3. Только для ветеранов.
На правом рукаве чёрной униформы у Мюллера и Штирлица - V -образный шеврон. Такой шеврон полагался только орлам "старой гвардии", вступившим в SS до 30 января 1933 года, Мюллер же попадает в SS в 1934 году, при переводе из политического отдела мюнхенской полиции в Берлин он автоматически становится унтерштурмфюрером.
Штирлиц в начале 33-го года по документам вообще Максим Максимович Исаев.

№4. Партийный значок.
И Штирлиц, и Мюллер носят "Золотые" партийные значки члена NSDAP , они большего размера и имеет ободок из лавровых листьев.

Он вручался ветеранам NSDAP , вступившим в партию до 1933 года (по другим данным - первым 100 тысячам членам партии), реже - за партийные заслуги. Штирлиц, по роману Юлиана Семёнова, в Германии - с 33-го года, а вот про Генриха Мюллера точно известно, что он вступил в NSDAP вообще в 1939 году и подобный знак вряд ли носил.

№5. Железные кресты Штирлица.
Когда Штирлиц не в гражданском - всегда на нём Железный крест. Точнее, на левом кармане мы видим крест первого класса, крест второго класса не носился, иногда он присутствует в виде ленточки, продетой сквозь петлицу мундира, иногда - на наградной колодке.
По Юлиану Семёнову: Штирлиц не является засланным казачком с поддельными документами - Максим Исаев с 1933 года внедряется в Германию, вступает в ряды NSDAP , потом в SS , делает карьеру в разведке, дослуживается до штандартенфюрера (полковника - по нашему) и вроде как свой Железный крест он получает из рук Гитлера, что для 1-го класса - редкость. Интересно, когда он, воюя на фронте, успел сделать карьеру в политической разведке?
Потому что Железный Крест - награда, вручаемая исключительно за заслуги на поле боя и чтобы её получить, надо угробить кучу народа. Вопрос для Нюрнбергского трибунала - где и за какие шиши свои железки получил подсудимый Макс фон Штирлиц?

№6. Отличный спортсмен.
На мундире Штирлица виден ещё один знак - спортивный знак DR L (Имперский Союз физической культуры) .

Носить спортивный знак в конце войны, то же самое, что рядом со Звездой Героя повесить значок "Готов к труду и обороне".

№7. Наградная колодка Мюллера.
Если приглядеться, наградная колодка, что над левым карманом мундира, на шефе Гестапо собрана неверно. Из 5-и(!) видимых на ней лент первыми идут две
видимо, за выслугу лет(?), потом лента памятной медали участнику Первой мировой, потом - вроде за аншлюс Судетской области и ещё что-то полосатое. Реальные Генриха Мюллера награды были другими.

Награды папаши Мюллера были другими: Железный крест 1-го класса (за Первую Мировую, повторное награждение), крест Военных заслуг 1-го класса Рыцарский крест Военных заслуг (с мечами). Колодка: ленты Железного креста 2-го класса (повторное награждение), крест Военных заслуг 2-го класса (с мечами), почётный крест мировой войны 1914/1918 (с мечами), аншлюс Австрии, аншлюс Судетской области, орден "За военные заслуги" (Бавария, Первая Мировая) и ещё 5 наград.
Кстати, в большинстве немецкие награды в советских фильмах 60-70-ых - подлинные, на базу "Мосфильма" их передали после войны.

№8. Вот так встреча!
Когда Генрих Мюллер, идя по коридору, встречает Вальтера Шелленберга и Макса Штирлица, то очень удивляется - Ба! Еще бы не удивиться! Гестапо - на Принц-Альбрехтштрассе, 8 и 9, а служба Шелленберга по адресу: Беркаерштрассе, 32. Это - вообще в другом конце Берлина.

№9. Информация к размышлению.
В справке о Йозефе Геббельсе сообщается, что он был назначен гауляйтером Берлина в 1944 году - за заслуги, проявленные при подавлении "Заговора генералов". На самом деле он занимал эту должность с 26 октября 1926 года, задолго до прихода нацистов к власти, и оставался на ней до своей смерти 1 мая 1945 года.
Далее сообщается: "Образование среднее". На самом деле Геббельс был доктором философии Гейдельбергского университета, в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии - это почти по специальности.
О Геринге: "Образование - среднее". Ну, знаете?! Он окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине "Лихтерфельде" - с наивысшей возможной суммой выпускных оценок, за что имел личное поздравление от кайзера Вильгельма.

№10. Это - провал, Кэт!
На вопрос мнимого "страхового агента" в роддоме, куда Катя Козлова (радистка Кэт) попадает после бомбёжки: "Где была заключена страховка, фрау Кин?", она отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».

Эти улицы параллельны другу.

№11. Какие могут быть допросы?
Штирлиц забирает арестованную радистку Кэт из Гестапо. Между тем SD , ведомство Шелленберга не имело права проводить аресты на территории Германии. Далее по фильму, Штирлиц ведёт допрос радистки Кэт. Служба политической разведки, где в поте лица трудился Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности. Включая допросы арестованных.

№11. Кто вы, пастор Шлагг?
Пастор - так называется протестантский священник и службу он проводит в кирхе (церкви протестантов). Однако в Швейцарии пастор встречается с своими коллегами-католиками, в документах Гестапо указано, что пастор - католический священник. Ну Гестапо, ну путаники!

№12. А ну-ка, положи мой чемоданчик!
Принцип работы спецслужб Рейха - каждый занимается своим узким участком, и никакое контакты между ведомствами не возможны в принципе. По фильму - все спецслужбы сидят в одном здании, как пауки в банке. Штирлиц (SD ) видит в коридоре проносимый солдатами знакомый чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа (Гестапо): "Снотворного, danke schön!". Какое снотворное, все спецслужбы стонут, что спят по три часа в сутки!

№13. Секретная разработка НКВД?
Фломастером Штирлиц рисует четыре карикатуры на Гиммлера, Бормана, Геббельса и Геринга. Откуда у Штирлица самым таинственным образом появился подобный инструмент в 1945 году? Первые фломастеры поступят в продажу в Японии 17 марта 1960 года.

№14. Не горит, железяка!

Диктофон марки "Siemens", которым пользуется Штирлиц, записывая свой трёп с Борманом, на самом деле плохо замаскированный советский диктофон «Электрон-52Д» 1969 года выпуска, он транзисторный. Первый транзистор был создан в 1947 году, уже после войны. Штирлиц сжигает на кухне магнитную ленту с записями доносчика Клауса - в магнитофонах того времени запись велась на проволоку, покрытую магнитным составом.

№15. Вас никогда не возьмут в SS.
Блондинка-"эсэсовка" Барбара Крайн не могла служить в чине унтершарфюрера SS в 4-м отделе РСХА. Женщины привлекались к службе только в особых вспомогательных частях Вермахта, со своей системой званий. Никаких женщин-офицеров или женщин-сержантов в SS не существовало и представить ситуацию, когда женщина приказывает мужчине, даже младше по званию...

Когда фильм показывали в ГДР, говорят, немцы в этом месте падали со стульев.

№16. Сколько времени, группенфюрер?
Часы, висящие в кабинете Мюллера, легко узнаваемы. Советская марка "Слава", видимо трофейные. Штирлиц тоже испытывает тягу к отечественной продукции - он убивает агента Клауса из пистолета Макарова. Конечно, немецкий "Вальтер" для точного выстрела не годиться.

№17. Эдит Пиаф.
В поездке с пастором Шлагом Штирлиц в автомобиле из радиоприёмника звучит песня в исполнении Эдит Пиаф - "Милорд". Песня была написана в 1959 году, однако создатели фильма, зная об этом, сознательно пошли на искажение истины - она звучит там очень уместно.
"Эта певица переживёт себя. Ее будут помнить и после смерти".

Как и сам фильм.

Оригинал.

Пост о Великом разведчике, чье имя.... Да в прочем сами знаете. Дамы и Господа.
Максим Максимович Исаев - Штирлиц - Всеволод Владимирович Владимиров. Существует Байка о том, что однажды, Эрнст Неизвестный спросил Юлиана Семенова, за что Штирлиц получил звание Штандартенфюрера. Семенов не нашел что ответить, и два Великих Автора, не разговаривали друг с другом несколько лет.

Макс О́тто фон Шти́рлиц (нем. Max Otto von Stierlitz; он же Макси́м Макси́мович Иса́ев, настоящее имя Все́волод Влади́мирович Влади́миров) - литературный персонаж, герой многих произведений русского советского писателя Юлиана Семёнова, штандартенфюрер СС, советский разведчик-нелегал, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах. Всесоюзную славу образу Штирлица принёс многосерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» по одноимённому роману, где его роль сыграл Вячеслав Тихонов. Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре.

Вопреки распространённому мнению, настоящее имя Штирлица - не Максим Максимович Исаев, как это можно предположить из «Семнадцати мгновений весны», а Всеволод Владимирович Владимиров. Фамилия Исаев представлена Юлианом Семёновым как оперативный псевдоним Всеволода Владимировича Владимирова уже в первом романе о нём - «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

Максим Максимович Исаев - Штирлиц - Всеволод Владимирович Владимиров - родился 8 октября 1900 года («Экспансия - II») в Забайкалье, где его родители находились в политической ссылке. Если верить самому Штирлицу, то какое-то время в детстве он провёл в окрестностях старинного русского городка Гороховец. Надо отметить, что Юлиан Семёнов не говорит о том, что его герой родился здесь: «Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же жёлто-голубые сосны». Сам Гороховец стоит на реке Клязьма и до Волги от него далеко. Но Исаев мог провести детство «на Волге близ Гороховца», так как существовавший в то время Гороховецкий уезд был в 4 раза больше нынешнего Гороховецкого района и доходил в северной части до Волги.

Родители:
Отец - русский, Владимир Александрович Владимиров, «профессор права Петербургского университета, уволенный за свободомыслие и близость к кругам социал-демократии». Привлечён в революционное движение Георгием Плехановым.
Мать - украинка, Олеся Остаповна Прокопчук, умерла от чахотки, когда сыну было пять лет.
Родители познакомились и поженились в ссылке. По окончании ссылки отец и сын вернулись в Петербург, а затем какое-то время провели в эмиграции, в Швейцарии, в городах Цюрихе и Берне. Здесь у Всеволода Владимировича проявилась любовь к литературному труду. В Берне он подрабатывал в газете. На Родину отец и сын вернулись в 1917 году.

Известно, что в 1911 году пути Владимирова-старшего и большевиков разошлись. Уже после революции, в 1921 году - в то время, как его сын находился в Эстонии - Владимир Владимиров был направлен в служебную командировку в Восточную Сибирь и там трагически погиб от рук белогвардейцев.

Родственники со стороны матери:
Дед - Остап Никитич Прокопчук, украинский революционный демократ, также сосланный в забайкальскую ссылку со своими детьми Олесей и Тарасом. После ссылки вернулся на Украину, а оттуда - в Краков. Погиб в 1915 году.
Дядя - Тарас Остапович Прокопчук. В Кракове женился на Ванде Крушанской. В 1918 году расстрелян.
Двоюродная сестра - Ганна Тарасовна Прокопчук. Двое детей. Профессиональная деятельность: архитектор. В 1941 году вся её семья погибла в нацистских концлагерях («Третья карта»). Умерла в концлагере Освенцим.

В 1920 году Всеволод Владимиров работает под именем ротмистра Максима Максимовича Исаева в пресс-службе колчаковского правительства.

В мае 1921 года банды барона Унгерна, захватив власть в Монголии, пытались нанести удар по Советской России. Всеволод Владимиров под видом белогвардейского ротмистра проник в штаб Унгерна и передал своему командованию военно-стратегические планы противника.

В 1921 году он уже в Москве, «работает у Дзержинского» помощником начальника иностранного отдела ВЧК Глеба Бокого. Отсюда Всеволода Владимирова направляют в Эстонию («Бриллианты для диктатуры пролетариата»).

В 1922 году молодой чекист-подпольщик Всеволод Владимирович Владимиров по поручению руководства эвакуируется с белыми войсками из Владивостока в Японию, и оттуда переезжает в Харбин («Пароль не нужен», «Нежность»). В течение последующих 30 лет он постоянно находится на заграничной работе.

Тем временем на Родине у него остаётся его единственная на всю жизнь любовь и сын, родившийся в 1923 году. Сына звали Александр (оперативный псевдоним в разведке РККА - Коля Гришанчиков), его мать - Александра Николаевна («Майор Вихрь»), или Александра Романовна («Пароль не нужен») Гаврилина. О сыне Штирлиц впервые узнаёт в 1941 году от работника советского торгпредства в Токио, куда он выезжает для встречи с Рихардом Зорге. Осенью 1944 года штандартенфюрер СС фон Штирлиц случайно встречает своего сына в Кракове - тот находится здесь в составе разведывательно-диверсионной группы («Майор Вихрь»).

C 1924 по 1927 год Всеволод Владимиров живёт в Шанхае.

В связи с усилением национал-социалистической немецкой рабочей партии и обострением опасности прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии в 1927 году было решено направить Максима Максимовича Исаева с Дальнего Востока в Европу. Для этого была создана легенда о Максе Отто фон Штирлице, ограбленном в Шанхае немецком аристократе, ищущем защиты в немецком консульстве в Сиднее. В Австралии Штирлиц некоторое время проработал в отеле у немецкого хозяина, связанного с НСДАП, после чего был переведён в Нью-Йорк.

Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС

(VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

В годы Второй мировой войны Штирлиц был сотрудником VI отдела РСХА, которым заведовал бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг. В оперативной работе в РСХА использовал псевдонимы «Брунн» и «Бользен». В 1938 году работал в Испании («Испанский вариант»), в марте-апреле 1941-го - в составе группы Эдмунда Веезенмайера в Югославии («Альтернатива»), а в июне - в Польше и на оккупированной территории Украины, где общался с Теодором Оберлендером, Степаном Бандерой и Андреем Мельником («Третья карта»).

В 1943 году побывал под Смоленском, где продемонстрировал исключительное мужество под советскими обстрелами.

В конце войны Иосиф Сталин поручил Штирлицу ответственное задание: сорвать сепаратные переговоры немцев с Западом. Начиная с лета 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер через своих доверенных лиц начал осуществлять контакты с представителями западных спецслужб с целью заключения сепаратного мира. Благодаря мужеству и интеллекту Штирлица эти переговоры были сорваны («Семнадцать мгновений весны»). Из американцев, ведших закулисные переговоры с лидерами Третьего рейха, Юлиан Семёнов указывает на Аллена Даллеса, который возглавлял американскую штаб-квартиру в Берне, столице Швейцарии.

Начальником IV отдела РСХА был группенфюрер СС Генрих Мюллер, который разоблачил Штирлица в апреле 1945 года, однако стечение обстоятельств и хаос, творившийся при штурме Берлина, сорвали планы Мюллера по использованию Штирлица в игре против командования Красной Армии («Приказано выжить»).

Любимый напиток Штирлица - армянский коньяк, любимые сигареты - «Каро». Он водит машину марки «Хорьх». В отличие от Джеймса Бонда, к женщинам Штирлиц относится хладнокровно (что не исключает кратковременных постельных эпизодов, как в романе «Приказано выжить»). На зазывы проституток он обычно отвечает: «Нет, лучше кофе». Речевая характеристика, повторяющаяся из произведения в произведение: фразы часто заканчивает вопросом «Нет?» или «Не так ли?».

Перед окончанием войны Штирлицу было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Второй мировой войны Штирлиц в бессознательном состоянии, раненный советским солдатом, вывозится немцами в Испанию, откуда попадает в Южную Америку. Там он выявляет законспирированную сеть нацистов, сбежавших из Германии.

Во время и после Второй мировой войны работал под несколькими псевдонимами: Бользен, Брунн и другие. В качестве имени обычно использовал вариации имени «Максим»: Макс, Массимо («Экспансия»).

В Аргентине и Бразилии Штирлиц работает вместе с американцем Полом Роумэном. Здесь они выявляют конспиративную нацистскую организацию «ОДЕССА», которой руководит Мюллер, а затем осуществляют выявление агентурной сети и захват Мюллера. Понимая, что после речи Уинстона Черчилля в Фултоне и устроенной Гувером «охоты за ведьмами» Мюллер может избежать наказания за свои преступления, они решают выдать его советскому правительству. Штирлиц отправляется в советское посольство, где сообщает, кто он такой, а также информацию о местонахождении Мюллера. Сотрудники МГБ осуществляют арест Штирлица и на теплоходе переправляют в СССР. Исаев попадает в тюрьму («„Отчаяние“»). Там он встречается с Раулем Валленбергом и ведёт собственную игру. Тем временем его сына и жену расстреливают по распоряжению Сталина. После смерти Берии Штирлиц выходит на свободу.

Через месяц после награждения «Золотой Звездой» он начинает работать в Институте Истории по теме «Национал-социализм, неофашизм; модификации тоталитаризма». Ознакомившись с текстом диссертации, секретарь ЦК Михаил Суслов порекомендовал присвоить товарищу Владимирову учёную степень доктора наук без защиты, а рукопись изъять, передав в спецхран…

Ещё один раз он встретится со своими старыми знакомыми по РСХА, бывшими нацистами, в Западном Берлине в 1967 году («Бомба для председателя», 1970). На этот раз постаревшему, но не утратившему хватки Исаеву удалось предотвратить похищение ядерных технологий частной корпорацией и столкнуться с радикальной сектой из Юго-Восточной Азии…

Помимо звания Героя Советского Союза, присвоенного в 1945, по состоянию на 1940 был награждён ещё двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени («Майор Вихрь»). Также имел награды Франции, Польши, Югославии и Норвегии («Бомба для председателя»).

В 1984 году на радио «Маяк» была создана многосерийная радиопостановка «Приказано выжить» по одноимённому роману. Режиссёр - Эмиль Верник; автор инсценировки - Сергей Карлов. Постановка была задумана как радиопродолжение знаменитого телефильма «17 мгновений весны»: в ней звучала та же, что и в фильме, музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли исполняли те же актёры: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг). Текст от автора читал Михаил Глузский.

Штирлиц является персонажем одного из крупнейших циклов советских анекдотов, обычно они пародируют голос рассказчика, постоянно комментирующего мысли Штирлица или события фильма. В сериале «Семнадцать мгновений весны» это был голос актёра БДТ Ефима Копеляна. На этой почве Ефима Захаровича за глаза именовали Ефимом Закадровичем.

Выработалась традиция, что юмор многих анекдотов про Штирлица основан на использовании каламбуров - одних слов (или их словоформ или словосочетаний) в значении других звучащих так же слов (или их словоформ, словосочетаний). Например: «Штирлиц выстрелил в упор. Упор упал». Или «Штирлиц открыл окно - из окна дуло. Штирлиц закрыл окно - дуло исчезло».

Прототипы
Семёнов в одном из интервью журналу «Дон» признался, что создавая Штирлица, оттолкнулся от одного из самых первых советских разведчиков, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер заслали в оккупированный японцами Владивосток. Но вобрал он и переплавил в себе лучшие черты и более поздних прославленных советских разведчиков, таких как Кузнецов, Зорге, Абель и другие. Как это охарактеризовал сам Семёнов:

« Если писатель хорошо узнал их всех и через них глубоко и полно прочувствовал своего героя - всем своим существом уверовал в него! - то, он, герой, хотя и вымышленный, собирательный, впитав живую душу и кровь автора, тоже становится живым, конкретным, индивидуальным.
Юлиан Семёнов »
Ниже приведены другие возможные прототипы, в той или иной степени повлиявшие на создание Штирлица:

Возможный прототип раннего Исаева - Яков Григорьевич Блюмкин (настоящее имя - Симха-Янкев Гершевич Блюмкин; псевдонимы: Исаев, Макс, Владимиров; дата рождения неизвестна (около 1900), точная дата смерти неизвестна (1929, Москва)) - российский революционер, чекист, советский разведчик, террорист и государственный деятель. Один из создателей советских разведывательных служб. В октябре 1921 года Блюмкин под псевдонимом Исаев (взят им по имени деда) едет в Ревель (Таллин) под видом ювелира и, выступая в качестве провокатора, выявляет заграничные связи работников Гохрана. Именно этот эпизод в деятельности Блюмкина был положен Юлианом Семёновым в основу сюжета книги «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Ещё один возможный прототип Штирлица - Вилли Леман, гауптштурмфюрер СС, сотрудник IV отдела РСХА (гестапо). Немец, страстный игрок на скачках, был завербован в 1936 году советской разведкой, сотрудник которой ссудил ему денег после проигрыша, а затем предложил поставлять секретные сведения за хорошую плату (по другой версии, Вилли Леман самостоятельно вышел на советскую разведку, руководствуясь идейными соображениями). Носил оперативный псевдоним «Брайтенбах». В РСХА занимался противодействием советскому промышленному шпионажу.
Вилли Леман провалился в 1942 году, при обстоятельствах, близких к описанным Юлианом Семёновым: его радист Барт, антифашист, во время хирургической операции, под наркозом, начал говорить о шифрах и связи с Москвой, и врачи просигнализировали в гестапо. В декабре 1942 года Вилли Леман был арестован и через несколько месяцев расстрелян. Факт предательства офицера СД был скрыт - даже жене Вилли Лемана сообщили, что её муж погиб, попав под поезд. История Вилли Лемана рассказана в мемуарах Вальтера Шелленберга, из которых её, очевидно, и позаимствовал Юлиан Семёнов.
Вероятным прототипом Штирлица мог быть брат Сергея Михалкова - Михаил Михалков. Юлиан Семёнов был женат на Екатерине - дочери Натальи Петровны Кончаловской от первого брака. Вот факты биографии Михаила Михалкова: в начале Великой Отечественной войны служил в особом отделе Юго-Западного фронта. В сентябре 1941 года попал в плен, бежал и далее продолжал службу в тылу врага в качестве агента-нелегала, снабжая разведорганы Красной Армии важными оперативными сведениями. В 1945 году во время боя в немецкой форме перешёл линию фронта и был задержан органами военной контрразведки «СМЕРШ». По обвинению в сотрудничестве с немецкой разведкой отбыл пять лет заключения, сначала в лефортовской тюрьме, позднее, в одном из лагерей на Дальнем Востоке. В 1956 году реабилитирован. Возможно (и скорее всего) Юлиан Семёнов почерпнул часть истории Штирлица из семейных рассказов Михаила Михалкова



Рассказать друзьям