Картины художников которые изучаются в детском саду. Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Живопись в детском саду.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора». Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи советских художников К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее переливчатыми снегами, голубыми далями, тенистым кружевом ветвей. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем картотеку рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. По теме: Изучаем живопись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного.

В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью.

Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину.

Как проводить ознакомление дошкольников с картинами художников

Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, организация просмотра и обсуждения выставок.

Первая беседа должна быть посвящена разговору с детьми о творчестве художника. Прежде всего нужно познакомить детей с профессией художника, рассказать о разнообразии видов его деятельности. Было бы очень хорошо, если бы участие в разговоре принял художник, профессионал или самодеятельный - он показал бы свое снаряжение, мольберт, краски, как ими пользоваться.

И тут важно сказать, что художник создает картины, которые могут изображать природу - пейзаж, человека - портрет, цветы, плоды, утварь - натюрморт или сцены из жизни. При этой беседе надо показать одну, две картины каждого жанра.

Знакомство детей с картинами художников необходимо начинать с пейзажей. Картины, изображающие русскую природу, наиболее близки ребенку. Это связано с тем, что ребенок начинает познавать мир именно с природы. Во время прогулки мама знакомит с растениями, рассказывает об облаках и солнце, обращает внимание на явления - такие, как дождь, закат, иногда рассвет, туман, роса на траве и многое другое.

Среди авторов пейзажистов можно отметить А.К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр.), И.И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др.), В.М. Васнецова («Иван – царевич на сером волке», «Аленушка» и др.).

Детям с раннего возраста начинают читать книги, сказки и стихотворения, которые легко запоминаются, но особое удовольствие им доставляет просматривание иллюстраций. Поэтому, можно начинать знакомство детей с творчеством художников с работ художников-илюстраторов. Наиболее известными представителями этого жанра можно назвать В.М. Конашевича, Е.И Чарушина, Е.М. Рачева. Важно, чтобы иллюстрации, которые рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе.

Постепенно можно переходить к сюжетным картинам, где изображены определенные действия людей или животных. Знаменитое полотно В. Серова «Богатыри» можно продемонстрировать после рассказа об их поступках и доблести.

Натюрморты детям понять не сложно, поскольку они часто на занятиях по рисованию изображают фрукты или овощи на блюде, цветы в вазе. Последний этап - портрет. Здесь нужно угадать настроение человека и возрастную категорию.

Знакомство дошкольников с творчеством художников нужно сопровождать беседами, рассуждениями и играми, что обеспечит лучшее понимание искусства.

Видео-материалы по теме статьи

Картины русских художников:

Развивающий мультфильм по технике рисования:

Художники Эпохи Возрождения:

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»

Классификация методов и приемов:

    Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; обследование (организует взрослый и учит этому детей, оно эффективнее с проговариванием) привлечение, а заканчиваем обследование так чтобы дети поняли как приступить к работе.. обследуя учим планировать свою деятельность; показ способа действия, он должен быть полным или частичным, показ осуществляется тем же материалом что и у детей. Осущ ребенком со ср гр.; объяснение, рассказ, анализ детских работ, проводиться дифференцированно в зависимости от возраста детей.

1.Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Упражнения следует выполнять… малыш многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

2.Исследовательский и Эвристический – методы используются в единстве. Они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

2.метод проблемного обучения и изложения. В отдельную группу выделяются игровые приемы – они используються во всех возрастных группах, внутри разных методов,

4 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всесторон­него воспитания и развития ребенка - дошкольника.

Задачи всестороннего развития

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у

детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радость, удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

    Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

Принцип научности

Принцип систематичности и последовательности

сначала лепим - объем

делаем аппликацию - контур

затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

А) передача формы: сначала круг и квадрат, затем круг и овал. Младшие дошкольники передают форму приблизительно, первые изображения упрощены – обобщены, сначала одна честь, потом большее количество частей.

Б) величина предмета и их частей: передача величенных отношений. Самой сложное это передача пропорциональных соотношений.

В) передача строения: малыши учаться выделятиьб части предмета и передавать их, сначала части простые (облака), затем предлогают изображать цветы, деревьев – они СИММЕТРИЧНЫ.

Г) передача цвета. Цвет – признак предмета, множество предметов не имеет определенной окраски, 1 –я мл 4 основных + белый, черный фон; 2-ая мл + серый, голубой, розовый; ср - + оранжевый, фиолетовый, коричневый; ст – спектр + 3 оттенк одного цвета.

    Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и кавыки, необходимые для передачи сюжета .

Принцип систематичности и последовательности

сначала лепим - объем

делаем аппликацию - контур

затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) расположение в пространстве – вылепленные изделия располагаются на столе, а на бумаге это сделать трудно, программа предусматривает требования к рисунку, в ср гр изображение распологают в ряд, в ст плановое расположение.

Б) относительная величина и положение предметов: малыш рисует цветок дерево и девочку одной величины (дети не выделяю величину предметов), имеются сложности при передачи движения – идет, бежит, самое трудное – боковое положение.



Рассказать друзьям