Вопросы для описания картины шишкина корабельная роща. Описание картины шишкина корабельная роща

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Удивительно прекрасный пейзаж «Корабельная роща» была написан Шишкиным в 1898 году. Это полотно можно считать истинным шедевром. Художник любил рисовать русскую природу и представлял ее такой, какая она есть. Только он мог так точно показать всю красоту нашей родной природы. Его пейзажи живые и настоящие, смотря на них, создается впечатление, что ты сам находишься в месте, изображенном на полотне. Ты буквально вдыхаешь запах соснового бора или свежесть весеннего дождя.

На картине представлен лес с высокими соснами. Их стволы невозможно объять руками, они долгожители этого леса и многое видели за свою жизнь. Верхушки сосен тянутся вверх к удивительно чистому голубому небу. Там дышится свободней и воздух чище и свежее. Здесь много деревьев и их пушистые кроны не пускают солнечные лучи, хотя им все-таки удается пробиться сквозь хвою. Поэтому на земле в глубине леса можно увидеть солнечные пятна.

Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес. Возле этого леса молодые деревца, которые со временем превратятся в таких же могучих великанов. На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса. Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий. Возможно вода в нем из подводного ключика, поэтому прохладная. На открытой местности под солнечными лучами вода в ручье нагревается и можно пройтись по нему босиком. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев. Понятно, что здесь бывает человек.

Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу. Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. И.И. Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы. Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.


Сочинение по картине Шишкина "Корабельная роща"


У небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями. Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, что солнечные лучи с трудом пробиваются сквозь темно-зеленую хвою. Дину даешься, как мог человек с помощью кисти и красок перенести на полотно это лесное чудо.
Иван Иванович Шишкин дал картине удивительное название: "Корабельная роща". Из названия становится понятным, что эти сосны когда-то сослужат службу человеку - пойдут на постройку кораблей, величественных зданий... Создается впечатление, что рядом с картиной мы дышим свободней и глубже. С холста словно веет на нас смоляным ароматом сосны, свежей лесной сыростью, прелью хвойной подстилки.
Обращаешь внимание на ограду из сучьев, ветвей, которая как будто защищает дремучий лес от непрошеных гостей. Чувствуется присутствие человека, который заботится о защите зеленых великанов. А кто может угрожать лесу? Только человек с топором. Вот и лесное озерцо - будто преграда на пути случайного путника. Правда, бревно, переброшенное через водную гладь, служит своеобразным указателем путнику. В правом углу картины угадывается тропинка, которая теряется где-то за поворотом.
Небо на картине занимает незначительное место, но солнечный свет заливает весь передний план. Он прогревает стволы сосен, пронизывает до дна озерцо, пригорок за ним, ласкает молодые сосенки. Хочется перейти на другой берег, углу биться в чащу и ждать какого-то чуда. А чудо - это сами деревья. Они перед нами. Они открыты нашему взору. Свой шедевр "Корабельная роща" Шишкин написал в 1898 году, в этом же году он умер. От "Корабельной рощи" веет величавым спокойствием и невозмутимой силой. Художник рассказал нам о вечной жизни родной природы, о неиссякаемой силе родной земли и ее нестареющей, вечно обновляющейся красоте.

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Корабельная роща".
Мастер пейзажа и певец родной природы Шишкин создал в свое время очередной шедевр - картину "Корабельная роща". Эта картина трогает своей чистотой и наивностью.
На полотне изображены старинные деревья, между которыми катится вдаль неглубокая, но довольно широкая река. Через реку перекинут небольшой деревянный мостик, который сделан из тонких досок и остатков древесины. По берегам реки разбросаны камни самых разных размеров, а в стороне от мостика виден брод, край которого отмечен доской. Скорее всего, в этом месте люди переходили реку еще до появления мостика, а, возможно, он появился совсем недавно. По берегам реки, под вековыми деревьями раскинулся ковер из слегка пожелтевшей травы, которая обычно появляется в середине лета.

Для того, чтобы передать красоту леса, Шишкин выбрал весьма необычные цвета - зеленый, коричневый и желтый. Благодаря их умелому сочетанию, становится ясно, что лето уже перешагнуло за половину - и постепенно, неумолимо движется к своему логическому завершению.
Картина тронула меня до глубины души своей правдивостью, которая отличает и другие полотна Шишкина. Хотелось бы лучше узнать родную природу, но, к сожалению, не каждому человеку это дано.

Шишкин "Корабельная роща".
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.
Натуру И. Шишкин не облагораживал в соответствии с эстетическими требованиями академизма, да она в этом и не нуждается. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. И. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему "я", он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы. Многие художники, изображая природу, показывали и свой внутренний мир, голос же И. Шишкина полностью совпадал с голосом природы. Главные творческие достижения Шишкина-художника как раз и связаны с эпическим изображением национальных черт русского пейзажа.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве...
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр - картину "Корабельная роща", которая считается одной из вершин творчества художника.
На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности - с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы...
А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов - утра, дождя, тумана, какие были у него раньше. Это полотно как будто напоминает и "Сосновый бор", но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в "Сосновом бору" изображались целиком - полностью с небом над ними, то в "Корабельной роще" кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находит другой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды. "Корабельная роща"" была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская "Корабельная роща" близ Елабуги", и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Сочинение по картине Ивана Шишкина "Корабельная роща".
Сейчас передо мной находится замечательная картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина "Корабельная роща". Это произведение - вершина творчества художника, где он собрал воедино всю свою любовь к русской природе и родному краю.
Шишкин изобразил на картине солнечный летний день в сосновой роще. На переднем плане мы видим небольшой ручей. Возможно, раньше это была неглубокая речушка, которая со временем обмельчала. Художник мастерски рисует воду. Она смотрится как настоящая, в ней отражаются сосны, берег и трава. Видно даже, что есть небольшое течение. Наверное, воды в этом ручье всего по щиколотку. Об этом можно судить по песчаному островку, по камням, которые почти полностью возвышаются над поверхностью воды, по берегам. Летом, в жаркую погоду по этому ручью можно пройти и босиком. А можно по бревну, которое кто-то положил от берега на камень. Через этот ручей ходят люди, потому что видна тропинка к воде и к бревну.
О том, что здесь бывают люди, свидетельствует и ограждение. Вероятно, его сделали для того, чтобы не разбегалось стадо коров, когда они придут сюда пить воду. Ограда эта была сделана давно, и видно, что в некоторых местах бревна упали.
На втором плане мы видим рощу величественных сосен. Не одно десятилетие они растут на этой земле и пьют воду из ручья. Художник очень тонко передает всю красоту этих деревьев. Могучий ствол, тяжелые ветви с зеленой хвоей тянутся вверх, к яркому солнцу. Рядом мы видим и небольшие сосенки, которые растут на опушке. Роща очень густая, в ее глубь иногда даже не проходит солнечный свет, и поэтому летом там прохладно и можно укрыться от палящего солнца и жары.
Вся картина выполнена в единой цветовой гамме. Это зеленые, желтые, коричневые, бежевые оттенки. Благодаря умелому сочетанию этих красок, картине задается общий тон - солнечный, теплый и летний.
Картина И.И. Шишкина "Корабельная роща" мне очень понравилась. Глядя на нее, вспоминается лето, каникулы, походы в лес, и мне кажется, что даже сейчас от картины исходит аромат сосновой смолы. Наверное, художник его тоже чувствовал, когда работал над этим шедевром живописи.

Описание картины И. И. Шишкина "Корабельная роща".
"Афонасовская "Корабельная роща" близ Елабуги" - последнее крупное произведение И. И. Шишкина, его "лебединая песня". Оно создано художником в 1898 году и является обобщением творческого и жизненного опыта художника, всех знаний, которые он накопил за немалую творческую жизнь.
Величавость, покой и невозмутимость - вот главные чувства, которыми проникнута картина. В ней мы не найдем переменчивых эффектов. Перед нами - типичный русский пейзаж, изображение соснового мачтового леса в ясный солнечный день.
Вся природа купается в чуть розоватых солнечных лучах: и хвойный лес, освещенный солнцем, и лесной пригорок, и прозрачный лесной ручей с каменистым дном. Живописец проникновенно, с большой любовью передал успокоенность рощи, ее умиротворенную тишину.
Громадные, в несколько обхватов деревья, сообщают картине "Корабельная роща" подлинную монументальность. Полотно обстоятельно и подробно рассказывает о жизни могучих сосен. Эпический характер сосновой рощи с огромными соснами-великанами, словно подпирающими могучими кронами небо, сочетается в картине с лиризмом вечернего освещения. В картине "Корабельная роща" Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым благодатным солнцем. Природа наделяется художником мощной силой, поглощающей все низменное, случайное, мелкое. Но при этом Шишкин не устает любоваться самыми незначительными подробностями из жизни русского леса: корнями, вылезающими из-под земли, пнями, обросшими опятами, обломанными сучьями и солнечными пятнами на мягкой зеленой траве.
Чувства автора передаются и нам - мы словно вдыхаем терпкий запах нагретой сосновой коры и любуемся трепетом солнечных бликов на опушке. И глядя на это монументальное произведение, вслед за Шишкиным невольно испытываем гордость за величавую красоту и необъятность своей родины.

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями,
по два, по три этюда в день катает, да каких сложных,
и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой...
то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок,
не задумывается, тут он все знает...»

(Из письма Крамского Ф.Васильеву)

Многие художники вдохновлялись природными красотами Руси — Куинджи, Саврасов, Левитан. Среди мастеров пейзажа особую ступень занимают полотна Ивана Ивановича Шишкина, для которого леса и луга были больше, чем натура. Это была его жизнь. И поэтому его картины так реалистичны и немного загадочны. Ведь далеко не каждому матушка-природа готова приоткрыть свои тайны. А вот пейзажист Шишкин стал одним из постигших ее секреты.

Почему Ивана Шишкина называют певцом русского леса? В галерее художника мы видим много картин, посвященных теме лесной эпопеи. Это и всем известное полотно «Утро в сосновом лесу», и одна из первых картин «Рубка леса», и конечно эпическое произведение «Корабельная роща» — финальный пейзаж, поставивший точку в творчестве знаменитого пейзажиста.

Перед холстом «Корабельная роща» можно стоять бесконечно, и каждую секунду глаза будут находить все новые детали. Это изюминка стиля Ивана Шишкина: он скрупулезно прописывал крохотные элементы, придавая значение любой мелочи. Каждый камушек на берегу ручья, каждая травинка прорисованы с фотографической точностью. Так и хочется присесть на огромный валун, прикоснуться к нему ладонью и почувствовать тепло нагретого жарким июльским солнцем камня.

Картина буквально оживает: бежит, звеня, вода в ручье, легкий шорох ветра проносится в вершинах столетних сосен. Их замшелые стволы, кажется, источают запах янтарной смолы. В ручье одиноко лежит ствол спиленной кем-то березки. Наверное, деревенские мужики заготовили веники для бани. В кронах вековых деревьев затерялись лучи солнца. Только маленькую полянку смогло осветить летнее солнышко, а в глубину лесной чащи солнечный свет проникнуть не в силах.

Порой кажется, что в картине «Корабельная роща» Шишкин рассказывает о взаимоотношении поколений: вот символизируют мудрость и опыт старые сосны, вот упавшая ветка с пожухлой хвоей означает дряхлость, а рядом ослепляет зеленью молодая поросль — невысокие сосенки соревнуются друг с другом, кто из них выше и стройнее. Скоро займут они место своих предков. Видите, как подмывает вода берега? Оголились корни старой сосны. Пройдет не так много времени, и ураган повалит могучий ствол, выдрав его с корнем из ослабленной водой почвы.

Иван Шишкин жил и дышал русской природой, отождествляя ее с людским бытом. Именно поэтому его картины как будто оживают перед взором наблюдателей, настолько они выпуклы и рельефны. Любовь художника к родной земле проявилась в игре красок, мастерстве кисти и теме русской природы, которой посвящены эпические полотна великого пейзажиста.

Холст, масло. 165x252 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Инв. номер: Ж-4125

"Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло", – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества "певца русского леса". В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.

Картина заиграла, нота сильная, чудесная, – поздравляю, не я один, все восхищены; браво!.. Сосной на выставке запахло – солнца, света …
К.А.Савицкий И.И.Шишкину
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=170

Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.

Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: "До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину "Корабельная роща", которая считается одной из вершин творчества художника.

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.

Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.

Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности – с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы...

А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.

Первое впечатление от картины – это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов – утра, дождя, тумана, какие были у него раньше. Это полотно как будто напоминает и "Сосновый бор", но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в "Сосновом бору" изображались целиком – полностью с небом над ними, то в "Корабельной роще" кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находит другой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.

В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам – тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.

"Корабельная роща" была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги", и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_77.html

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном.

Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.

Пейзаж в русской живописи

В русской живописи пейзажи стали появляться в конце XVIII века; среди пионеров жанра были и А. Венецианов. Основными характеристиками первых русских пейзажей были классицизм и реалистичность изображаемой природы.

В XIX веке пейзаж как приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.

Биография художника

Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».

Шишкин родился в местечке Елабуга и вырос в купеческой семье. Бросив гимназию, молодой Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и, с отличием окончив его, продолжил обучение в Императорской Академии Художеств. За заслуги и отличия во время учебы Шишкин получил право выезда за границу за счет Академии.

Он провел несколько лет в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и затем в Дюссельдорфе, где изучал тонкости не поддававшегося ему и написал работу на соискание звания академика. Шишкин провел за границей 5 лет, с 1861 по 1866 год, и, истосковавшись по родному краю, вернулся в Россию раньше окончания своей стипендии и после этого редко выезжал за пределы империи.

Шишкин являлся одним из передвижников и во время проводимых товариществом выставок заинтересовался гравюрой. В 1973 году Императорская Академия присудила Ивану Шишкину звание профессора за картину «Лесная глушь», и короткое время художник руководил пейзажной мастерской в стенах академии. Последней законченной картиной великого пейзажиста стала «Корабельная роща». Шишкин скончался в своей мастерской, за мольбертом, на котором стоял чистый холст.

Пейзажи Шишкина

Несмотря на романтический характер пейзажей, написанных Шишкиным, в его творчестве нет попыток «приукрасить» природу, наоборот — автор пишет ее такой, какая она есть, и любит ее именно такой. Именно эта любовь, любознательность и восхищение передается законченным работам и дарит им дух романтизма.

Даже в самых ранних работах чувствуется тонкое знание растительных форм, их характерных черт и отличий. Работы Шишкина выглядят чрезвычайно реальными и исполнены с уникально высокой техникой изображения и точностью воспроизведения. Даже с появлением пейзажей Левитана и Серова, Шишкин всегда оставался авторитетом для русских пейзажистов.

История картины

Среди самых сложных работ особенно выделяется картина Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым Бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности.

Картину «Корабельная Роща» Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.

Иван Шишкин, «Корабельная роща»: описание картины

На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине.

Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.

Палитра картины

Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее.

Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.

Детальный анализ

Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило.

На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.

«Корабельная роща», Шишкин: какие деревья изображены на полотне?

Художник не раз писал виды именно этого леса. Афанасьевская корабельная роща также была предметом изображения другого знаменитого полотна — «Сосновый бор», которое ранее написал Шишкин. «Корабельная роща», описание картины и ее анализ получаются чрезвычайно схожими с описанием «Соснового бора».

Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.

Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.



Рассказать друзьям