Что нужно делать при увольнении с работы. Работодатель не согласен – идем в суд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, в ряде случаев инициировать разрыв договора с сотрудником может работодатель. Иногда прекращение таких отношений происходит по обоюдному стремлению с формулировкой «по соглашению сторон». Самое же распространённое основание для завершения деятельности – желание работника. Как правильно уволиться по собственному, соблюдая все правовые тонкости? И что делать, когда работодатель не отпускает?

Временные рамки и порядок увольнения

Об уходе по собственному желанию работник предупреждает письменно как минимум за 14 дней. Стажёр обязан заявить о планируемом уходе не позднее чем за 3 дня, руководитель или спортивный тренер – за месяц. Если заявление подано, например, сегодня, отработка начинается завтра. Впрочем, по договорённости сторон установленный законом срок перед расставанием может быть меньшим.

При документальном подтверждении уволиться без отработки могут лица, зачисленные в образовательные учреждения или сменившие место жительства. Это же право распространяется на пенсионеров, людей, ухаживающих за инвалидами первой группы. Обязанность оставаться временно на месте снимается и в том случае, когда работодатель нарушил условия колдоговора. Важно: факт несоблюдения прав работника должен зафиксировать суд, комиссия по трудовым спорам, профсоюз или инспекция по труду.

Как правильно уволиться по собственному? Порядок действий следующий:

  • Написание заявления перед увольнением. Весь срок предупреждения за работником остаётся право отозвать документ.
  • Подготовка кадровой службой приказа об увольнении в соответствии с формой № Т-8 (8а). В документе обязательно должны быть реквизиты заявления и отсылка к пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса.
  • Ознакомление с приказом работника, подтверждением чего будет роспись. Если это невозможно, на документе делают отметку, что сотрудник отказался или отсутствовал.
  • Произведение записи об увольнении в лицевом счёте и личной карточке, трудовой книжке.
  • Выдача основных документов в день увольнения. По желанию работника могут быть предоставлены также копии приказа, справки (2-НДФЛ, о зарплате, страховых взносах).

В последний день работы производится финансовый расчёт. Если сотрудника на месте не оказалось, вся причитающаяся сумма должна быть выплачена в течение суток после обращения. Расчётные включают зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Сюда же входят дополнительные выплаты, оговоренные в трудовом (коллективном) договоре. При увольнении сотрудника, которому ранее был предоставлен отпуск «авансом», делается перерасчёт. В конце обязательно составляется записка по форме Т-61.

Сумму компенсации за неиспользованный отпуск вы можете рассчитать самостоятельно при помощи .

Как написать и подать заявление на увольнение?

Типовой формы заявления не существует, но оно всё-таки оформляется по правилам. В документе, составленном в адрес руководителя организации, обязательно указывают ФИО и должность работника, желающего уйти. Далее просят уволить «по собственному желанию» и пишут, какого числа это необходимо сделать. Причину ухода обозначают лишь в том случае, когда претендуют на увольнение без отработки. По требованию кадровой службы такое заявление необходимо будет подкрепить соответствующими документами. Например, это может быть копия паспорта с отметкой о выписке и листком выбытия, медицинское заключение и так далее. В конце документа указывают дату его составления, ставят подпись.

Вручать заявление начальнику лучше лично в двух экземплярах. Один лист должен остаться у руководителя, а второй (с отметкой о принятии документа) – у работника. Дубликат заявления необходим увольняющемуся лицу на случай возникновения споров с нанимателем. Альтернативный вариант подачи документа – почтой. Оправляют заявление ценным письмом, предварительно заполнив на бланках почты опись вложения (в 2-х экземплярах) и уведомление о вручении. Этот способ хорош тем, что начальник не сможет проигнорировать подаваемый ему документ, а у сотрудника будет документальное подтверждение факта вручения бумаг. Важно: исчислять срок отработки следует от даты вручения письма начальнику, указанной в почтовом уведомлении.

Как уволиться во время болезни или отпуска?

Временно нетрудоспособный сотрудник также может уйти с работы по собственному желанию. Если указанный в заявлении последний день присутствия в офисе приходится на время болезни, договор расторгают без увольняемого. На приказе делают пометку, что работник отсутствовал, поэтому ознакомить его с документом не представлялось возможным.

Трудовую книжку сотрудник может получить сам, когда выздоровеет, или по почте. Расчётные ему должны выплатить сразу после предъявления такого требования. Это должно произойти либо в те же, либо на следующие сутки. В 10-дневный срок после предоставления больничного листа организация обязана рассчитать пособие по временной нетрудоспособности. Выдаётся назначенная сумма в ближайший день зарплаты.

Увольнение по инициативе работника может произойти перед отпуском или во время него. Написать соответствующее заявление можно за 14 календарных перед отдыхом. Это получится сделать и непосредственно в отпускной период. В первом случае две недели, отведённые законодательством, считаются отработкой. В заявлении просьба о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска дополняется фразой «с последующим увольнением». Выдача трудовой книжки и расчёт с работником должны производиться в день, предшествующий началу отдыха. А вот значиться, как дата увольнения, в бумагах будет последний отпускной день. Важно: по желанию начальник может отказать в предоставлении такого отдыха, так как закон его к этому не обязывает.

При подаче заявления во время отпуска работодатель не может требовать от подчинённого срочного выхода на предприятие. Если две недели предполагаемой отработки приходятся на отдых, сотруднику не придётся больше появляться на месте. И деньги, и документы, связанные с увольнением, он должен получить в отпускной период. Бывает и так, что отгулять срок предупреждения удаётся лишь частично. В таком случае после отпуска выходят на работу, чтобы провести там оставшиеся дни двухнедельной отработки. Далее увольнение проходит по стандартной процедуре.

Что делать, когда заявление об увольнении не принимают?

Если работодатель не принимает заявление и не увольняет, сотрудник может направить документы в отдел делопроизводства и документооборота организации. О том, как сделать это почтой, ранее уже говорилось. До момента, указанного в заявлении, следует исполнять должностные обязанности в полной мере. Право не выходить на работу появляется, когда срок предупреждения истёк.

Не получив трудовую книжку, можно обращаться в суд с требованием за все дни задержки выдачи документов взыскать с организации средний заработок (абзац 4 части 1 статьи 234). Сотруднику полагается также возмещение морального вреда (абзац 14 части 1 статьи 21, статьи 237). Бездействие руководителя подлежит обжалованию в суде общей юрисдикции. Защитить трудовые права можно посредством профсоюза организации, территориального подразделения Роструда, прокуратуры.

Существуют также юридические проблемы, связанные с незаконным увольнением по собственному желанию. Таковым оно считается, когда заявление за работника написало другое лицо или документ вовсе отсутствует. При обнаружении подлога сотруднику стоит подать иск в суд с требованием восстановить его, а также ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы. Если же подстраховаться хочет добросовестный руководитель, он должен принимать исключительно те заявления, что написаны от руки и в его присутствии.

Ещё одним условием, при котором увольнение признаётся незаконным, является написание заявления под принуждением. Доказать, что уход с работы был продиктован не собственным желанием, а нажимом с боку руководства, сложно, поэтому выигрышные дела такого рода встречаются редко. Поводом для признания увольнения незаконным могут быть процедурные нарушения. О пренебрежении нормами иногда свидетельствует несовпадение дат, указанных в заявлении и приказе.

Таким образом, чтобы в дальнейшем ни одна из сторон не оспаривала увольнение по желанию, следует строго придерживаться буквы закона.

27.11.2014 01:50

Многие люди задают вопрос, как лучше всего уволиться - не просто уйти, а уйти без конфликтов, красиво. Этот вопрос действительно очень важен: корректное и умное поведение в процессе увольнения - гарантия того, что вы создали оптимальные условия для своего будущего успеха.

Можно говорить о некоторых ключевых принципах, которыми нужно руководствоваться во время увольнения. О них и пойдет речь в этой статье.

Самое важное правило - никогда не уходите в плохих условиях! Это касается и работодателя, и коллег, и деловых партнеров, и - самое главное - вас, как профессионала и зрелого человека.

1. Оцените ситуацию

Во-первых, убедитесь в том, что ваше увольнение - правильное решение. Не уходите только лишь для того, чтобы привлечь к своей персоне внимание всей компании. Взвесьте все «за» и «против». Подумайте, можете ли вы что-то улучшить в тех рабочих аспектах, которые выводят вас из себя? Можете ли вы получить другую работу в компании? Разговаривали ли вы со своим руководителем, знает ли он, что вы собираетесь уволиться (если вы чувствуете, что есть серьезные причины остаться)? Была ли у него возможность понять ваши потребности?

2. Проверьте юридические аспекты

Тщательно проверьте все документы, которые подписали, когда работали на текущей работе. Содержится ли там условие отработать определенный период в компании и т.д.? Вы также должны оценивать финансовые последствия увольнения, особенно если вы не нашли другую работу.

3. Выберите правильное время

Увольняйтесь «на высокой ноте», а не в тот период, когда чувствуете себя истощенным. Проведя полный анализ ситуации и сделав определенные выводы (что лучше уволиться), пишите заявление.

4. Сообщите об этом лично

Не трусьте. Назначьте встречу с непосредственным руководителем. Не сообщайте ему об увольнении в электронном письме. Вы должны сказать ему об этом один на один. Очень важно: скажите об увольнении вашему руководителю прежде, чем кто-то другой узнает об этом. Он заслуживает того, чтобы первым узнать новость.

5. Подайте заявление об увольнении

Заявление должно быть написано в официальном стиле, без эмоций. Это должно быть короткое и вежливое письмо, заявляющее о вашем намерении уволиться с такого-то числа. Подайте заявление заранее, чтобы у вас было достаточно времени на выполнение своих обязательств перед коллегами.

6. Будьте готовы ответить на вопрос о причинах увольнения

Отвечайте как можно искренне, тактично и уважительно. Это хорошая возможность дать вашему руководителю (или кому-то другому) конструктивную обратную связь. Будьте справедливы, упомяните все факторы и обоснуйте их. Независимо от причин, вынудивших вас уволиться, будьте последовательны. Приготовьтесь получить обратную связь от коллег и других людей.

Если ваша компания использует выходное интервью при увольнении, которое направлено на выявление «реальных» причин увольнения, примите в нем участие. Отвечайте на вопросы осмысленно, не сжигайте мосты, высказывая что-то негативное.

7. Подождите реакцию руководителя

Если ваш руководитель - профессионал, то он обязательно выразит сожаление по поводу вашего увольнения. Если у вас уже есть новая работа, он поздравит вас. Самое главное - он должен уважать ваше решение.

Объясните ему причины своего поступка и пообещайте, что в оставшееся время поддержите его и команду, чтобы они как можно менее болезненно почувствовали ваш уход.

8. Ожидайте реакцию своей компании

Как ваш работодатель реагировал на сотрудников, которые увольнялись до этого? Что предпочитает менеджмент: чтобы люди увольнялись через определенное время или уходили в тот же день? В любом случае будьте готовы ко второму сценарию: очистите компьютер от лишних файлов, удалите личную информацию, соберите личные вещи. Не берите ничего, что принадлежит компании.

Если вы - ценный сотрудник в компании, будьте готовы к тому, что работодатель сделает вам встречное предложение, чтобы удержать вас. Стоит заранее подумать, на каких условиях вы могли бы принять его.

9. Возьмите то, что заработали

Убедитесь в том, что все вопросы, связанные с компенсациями и заработной платой, урегулированы справедливо и вам не забыли ничего перечислить.

10. Увольняйтесь спокойно

Приложите все усилия, чтобы закончить и систематизировать все дела, завершить оставшуюся работу. Если время и ситуация позволят, помогите в обучении человека, который заменит вас. Некоторые даже оставляют номер телефона, чтобы коллеги, в случае необходимости, могли позволить и что-то спросить, если возникнут вопросы. Такое доброжелательное отношение часто высоко ценится компанией. И в целом это один из тех эпизодов, благодаря которому коллеги оставят хорошее воспоминание о работе с вами.

11. Соблюдайте конфиденциальность

Не говорите о вашем увольнении, пока это не станет официальной информацией. Уволившись, не оповещайте об этом сразу всех знакомых. Не заводите разговор о своем увольнении, пока не обсудите все детали со своим руководителем.

12. Не выражайте негатив

Говоря о своем уходе с коллегами, останавливайтесь только на положительных моментах - преимущественно на том, как полезна была для вас работа в этой компании. Не хвастайтесь своей новой работой. Будьте скромны и цените то, что делают для вас компания и коллеги. Уволившись, не говорите ничего плохого о своем бывшем работодателе, руководителях или коллегах.

13. Усердно работайте до последнего дня и выполните все обязательства

Отношение человека к обязанностям на этапе увольнения - это то, то отделяет зерна от плевел. Именно в этот период выявляются истинные профессионалы. Будьте лояльны, как и раньше. Не ведите себя как временный работник и избегайте участия в разговорах с недовольными коллегами. К сожалению, многие люди, неожиданно увольняясь, иногда забывают обо всех тех годах, в течение которых они упорно работали, чтобы построить свою карьеру в компании, из которой уходят. За несколько недель или дней они наносят вред своей прошлой и часто будущей репутации, не понимая этого. Не будьте глупы!

14. Информируйте об увольнении своих коллег и деловых партнеров

Поговорив с непосредственным начальником, сообщите о новости другим менеджерам и ключевым сотрудникам, с которыми вы работали. Поблагодарите этих людей за то, что они успешно сотрудничали с вами и помогали строить карьеру.

15. Скажите до свидания

Прежде чем сойти с поезда, скажите всем до свидания. Выразите вашим коллегам, руководителям и деловым партнерам слова благодарности. В последний день работы можно организовать небольшой стол с угощениями. Ваши коллеги запомнят это. Постарайтесь с некоторыми из них держать связь, обязательно обменяйтесь контактами с ключевыми людьми. Пошлите прощальное сообщение по электронной почте тем, с кем вы не можете увидеться лично.

Поинтересуйтесь у вашего руководителя, коллег или деловых партнеров, готовы ли они дать вам рекомендации. Они могут это сделать по электронной почте, телефону или написать в профессиональных соцсетях, например, в LinkedIn.

Стиль увольнения многое говорит о характере человека, поэтому нужно вести себя достойно в этой ситуации. Сегодня, когда многие связаны друг с другом (по крайней мере, виртуально), высока вероятность того, что один человек знает другого, с которым вы работали. Вы также можете пересекаться со многими людьми с прошлой работы в будущем. Нередко бывает, что человек повторно нанимается бывшим работодателем.

Перевод: Степан Добродумов

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Рабочий мир удивительно тесен. Увольняясь, вы никогда не узнаете наверняка, с кем вы будете работать, кого придётся просить об одолжении и понадобится ли вам когда-либо рекомендация от бывшего начальника. И не забывайте о сплетнях. Если вы оставите о себе негативные впечатления, есть риск, что об этом узнают и за пределами компании.

Как уволиться правильно

Подайте заявление об увольнении за две недели до ухода

Время отработки может отличаться у разных компаний, но две недели - это стандартный срок. Работодателю требуется время, чтобы подготовиться к изменениям, оформить документы и начать искать вам замену.

Крупные фирмы могут распрощаться с вами в тот же день. А вот руководителям мелких компаний может потребоваться более длительный срок. В таком случае есть риск сорваться, послать начальство куда подальше и просто уйти.

Не стоит этого делать. Взгляните на ситуацию с точки зрения руководства. К тому же это неуважение по отношению к остальным коллегам. Ведь тогда их нагрузят вашей работой.

Сообщите об уходе сначала начальнику, а потом уже всем остальным

Не важно, насколько вы доверяете своим , не рассказывайте им о своём решении. Не сообщайте о нём в соцсетях. Ваш руководитель вправе узнать об этом первым.

Лучше сообщить эту информацию при личной встрече. Если начальник работает в другом месте, поговорите с ним по телефону. Посылать email можно, только если у вас обоих нет свободного времени. Но это худший вариант, которым лучше не пользоваться.

Подготовьтесь к разговору с начальством

Прежде чем сообщить новость своему боссу, ответьте на несколько вопросов.

  1. Есть ли у вас план действий, который смягчит последствия вашего ухода? Предложите начальнику конкретные пути решения возникающих вследствие увольнения проблем.
  2. Что вы предпримете, если вам сделают встречное предложение? Будьте готовы к тому, что вам могут предложить заманчивые условия, чтобы вы остались. Заранее продумайте, что за условия это могут быть. Останетесь ли вы за крупную прибавку к зарплате? За дополнительную неделю отпуска? Если условия вас устроят, дождитесь, пока они будут подтверждены письменно. Если нет, скажите руководителю, что вы очень цените его предложение, но не можете отказаться от новых возможностей другой должности.
  3. Вы готовы при необходимости уволиться позже, чем было задумано? Вас могут попросить остаться ещё на неделю или две. Подумайте заранее, согласны ли вы на это.
  4. Вы готовы уйти в тот же день, когда сообщите о своём решении? Можете ли вы собрать все свои вещи и сразу же покинуть рабочее помещение?

Говорите кратко, уверенно и с улыбкой

Не ходите вокруг да около. Сразу приступайте к главному. Если у вас , вести добродушный разговор может быть сложно.

Не поддавайтесь желанию высказать всё, что накопилось.

Ведите себя достойно. Вдруг в будущем ваши карьерные пути снова пересекутся?

Поблагодарите руководителя за совместную работу. Необязательно рассказывать о новой должности. Достаточно просто сказать, что там у вас будут обязанности, которые вы давно хотели выполнять.

Узнайте, что вам полагается при увольнении

Сюда могут относиться дополнительные выплаты и бонусы, которые прописаны в договоре. Работнику также должны выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

Напишите заявление об увольнении

После разговора с начальством вас, скорее всего, попросят оформить . Не пишите ничего лишнего: в заявлении не нужно подробно описывать причины вашего ухода.

Не расслабляйтесь

После официального заявления об уходе легко забыть о своих обязанностях. Но впереди вас ждут ещё две недели. Если не хотите испортить о себе впечатление, не расслабляйтесь и доведите начатые дела до конца. Ведь вас наверняка запомнят по этим последним неделям.

Не начинайте в это время никаких новых проектов. Если вы не успеваете что-то завершить, сообщите коллегам, на какой стадии находится задача. Оставьте подсказки тем, кто будет выполнять вашу работу. Поинтересуйтесь, чем вы можете помочь коллегам.

Сделайте так, чтобы все жалели о вашем уходе и вспоминали о вас с улыбкой.

Не оскорбляйте бывшего начальника в соцсетях

Некоторые выкладывают в соцсети сообщения о том, как же они «рады уйти из этого ада и не видеть больше начальника-самодура». Не поддавайтесь соблазну, даже если это действительно так. Сохраняйте достоинство. Начальник может и не увидеть эту запись, но вот у других людей сложится о вас .

Поблагодарите коллег и тепло попрощайтесь с ними

Не теряйте связь с коллегами. Сообщите о своём уходе по электронной почте или в общем чате. Устройте прощальный вечер. Это отличный способ с улыбкой вспомнить всё, что вы пережили вместе. Возможно, с некоторыми у вас сложились дружеские отношения и вы захотите увидеться за пределами работы.

Стиву Джобсу приписывают слова: «Я могу уволить человека, а потом позвонить ему, чтобы обсудить какой-то проект или снова нанять его. Прошлое меня не волнует, важно только настоящее». В наших интересах сохранять деловые отношения на прежней работе: мы не знаем, откуда придет новое выгодное предложение.

Заручитесь поддержкой близких, чтобы справляться с эмоциями. И убедитесь, что успели сделать все для правильного увольнения.

1. Сохранить хорошие отношения с компанией

Часто увольнение происходит на почве конфликтов с коллегами или руководством. Хорошие новости от ученых: скорее всего, ничего личного для сотрудников в офисных войнах нет. Организация - это отдельная система со своими законами, в которой конфликты занимают особое место и выполняют свои функции.

В конфликтологии определяют как минимум четыре значения офисных войн:

  • сплочение коллектива (так, например, объединяются сотрудники «против» руководителя);
  • сигнал о более острых ситуациях внутри коллектива, которые маскируются под поверхностными конфликтами;
  • толчок к творческому развитию организации, когда приходится искать новые решения для развития компании;
  • изменение социально-психологического климата внутри организации.

Поэтому если возник конфликт с сослуживцами, просто знайте, что вы попали в некую острую ситуацию для компании в целом, даже если кажется, будто это вы в чем-либо провинились или совершили ошибку. Увольнение - выход из данной ситуации, и за пределами компании эмоционального накала не будет. Возможно, вы замечали, что в течение рабочего дня говорите с коллегами только о проблемах, а стоит оказаться в неформальной обстановке - негативные эмоции уходят, и темы бесед меняются.

Постарайтесь абстрагироваться от раздражения и посмотрите на ситуацию рационально: перед увольнением важно пообщаться с коллегами в неофициальной обстановке, чтобы оставить приятные впечатления перед уходом. Сделать это несложно. Угостите коллег пиццей на прощание, лично обменяйтесь контактами с теми сотрудниками, которые вам приятны или могут быть полезны, напишите последнее письмо с благодарностями за работу бок о бок и призывом не терять связь. На собеседовании вас обязательно спросят о причинах увольнения, а после могут проверить рекомендации, поэтому чем больше контактов удастся сохранить, тем лучше для карьеры.

2. Завершить дела

«Завершите все проекты и постарайтесь передать все дела преемнику, если такой есть, или руководителю, - советует HR-менеджер Нина Леонидис. - Во-первых, это профессионально, во-вторых, поможет избежать лишних конфликтов. А еще это по-взрослому. Как бы ни складывались ваши отношения с коллективом, у вас были клиенты, проекты и дела, которые не должны зависнуть в вакууме с вашим уходом».

Возможно, вы и сами попадали в ситуации, когда приходится долго вникать в дела уволившегося сотрудника. Поэтому, уходя из компании, действуйте как в песне группы «Звери» - уходите красиво.

  • Незавершенные проекты. В случае, если на ваше место еще не подыскали сотрудника, распределите текущие проекты между коллегами. Если коллеги и так перегружены, то составьте письмо с пояснениями вашему преемнику.
  • Инструкции и ответы на вопросы. Вне зависимости от того, кому перейдут ваши дела, составьте небольшие инструкции по работе с вашими задачами. Например, как обращаться с рабочими программами или по какому алгоритму общаться с клиентами. Можно в виде вопросов и ответов: это облегчит дальнейшую работу по вашим делам, к тому же задаст стандарты для работы в целом.
  • Клиенты и партнеры. О вашем уходе необходимо оповестить всех, с кем вы работали. Составьте письмо для клиентов и партнеров компании с контактами ваших коллег, к которым они смогут обратиться по бизнес-вопросам.
  • Руководитель. Руководитель должен быть в курсе, на каком этапе вы завершаете дела. Кроме того, оповестите его и о тех сложностях, с которыми вы сталкивались в процессе работы: это поможет безболезненно ввести на ваше место нового человека.

3. Позаботиться о резюме

Обновите резюме на сайт заранее, а не в последний день работы. Эксперты говорят, что поиск нового места в среднем занимает от одного до шести месяцев: можно сократить его хотя бы на пару недель, если начать поиск в день, когда вы написали заявление.

На старой работе будет время порыться в почте, вспомнить самые интересные проекты и найти точную информацию о достижениях. Обратите внимание на эти три пункта:

  1. Портфолио. Если вы работаете с текстами, сайтами, дизайном, пополните портфолио в резюме. Отберите работы, которыми по-настоящему гордитесь, чтобы не пришлось их разыскивать впопыхах.
  2. Достижения. Описывая обязанности, которыми вы занимались в компании, упомяните лучшие проекты и начинания и подкрепите их цифрами.
  3. Рекомендации. Попросите вашего руководителя дать вам письменную рекомендацию и разрешение указать номер его телефона в резюме. После увольнения это будет уже не так просто.

4. Сделать выводы

Многие исследования подтверждают, что современный человек склонен к негативизму: удивительно, но неприятные события трогают нас гораздо сильнее, чем приятные, и оказывают большее влияние на личность. Поэтому мы стремимся как можно меньше думать о том, что считаем «плохим» - например, о неприятном увольнении.

Однако нельзя просто вычеркнуть негативный опыт в надежде, что на новом месте будет лучше. Увы, если не сделать выводов, не будет. Также не будет и мотивации, которая необходима в новой компании.

Поэтому обязательно разберите не только минусы, но и плюсы работы, прежде чем уволиться окончательно. Это поможет справиться с эмоциями и более избирательно подойти к поиску нового места.

Минусы

Сформулируйте минусы не как жалобы, а как важные для себя пункты, с которыми вы не хотели бы столкнуться в новой компании. К примеру, сейчас не хватает прозрачности процессов, коммуникаций с отделом продаж, системы нематериальной мотивации или полиса ДМС: эти ориентиры помогут в поиске.

Плюсы

Наверняка вы уносите много ценного с собой как специалист. Задайте себе вопросы: какие навыки вы приобрели на текущем месте? Что нового узнали? Расширился ли ваш круг знакомств благодаря работе? Что помогало вам продвигаться по службе? С какими трудностями научились справляться? Насколько увеличилось ваше портфолио? Ответы помогут почувствовать себя увереннее.

Пожелания к новой работе

На контрасте с текущими делами будет проще услышать свои желания. В каком направлении вы хотели бы развиваться как профессионал? Какими проектами было бы интересно заниматься? Каких возможностей ждете от компании: наставничество, обучение, индивидуальный план развития и роста? Какие у вас есть пожелания по графику и рабочему месту? В какой команде и с каким руководителем вам хотелось бы работать? Как должно строиться взаимодействие между вами?

Когда для вас прояснятся эти вопросы, можно смело откликаться на вакансии. И обязательно позаботьтесь о себе, прежде чем оказаться в новой компании.

«Будет здорово, если у вас будет хотя бы неделя перерыва перед выходом на новую работу, - добавляет Нина Леонидис. - Постарайтесь договориться об этом с новым работодателем. Помните, полноценный отпуск будет только через полгода, первые три месяца вы, скорее всего, будете полностью поглощены новыми задачами, и эта неделя поможет сделать домашние дела или просто отдохнуть, настроиться на новую деятельность».

Почувствовали, что хотите уволиться, но не можете определиться с тем, куда двигаться дальше? Профориентация может помочь: пройдите тестирование, узнайте о своих сильных сторонах и прикрепите результаты к резюме, чтобы выглядеть более убедительно для нового работодателя.



Рассказать друзьям