Что разного у дубровского и троекурова. Дубровский и троекуров сравнительная характеристика сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повесть Дубровский — краткий пересказ.

В селе Покровском жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Он был знатен, богат и отличался самодурством. у него даже су шествовал своего рода гарем; в одном из флигелей проживали шестнадцать горничных, которых время от времени выдавали замуж, заменяя новыми. Ближайшим соседом Троекурова был бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, который был очень независим и в свое время отказался от помощи и покровительства Троекурова. Оба рано овдовели.

У Дубровского был сын Владимир, который воспитывался в Петербурге, у Троекурова — дочь Маша, жившая в имении. Троекуров часто говорил, что, когда лети подрастут, он отдаст Машу замуж за Владимира, на что Дубровский, качая головой, отвечал, что бедный дворянин не пара богатой невесте. Все завидовали согласию, царившему между соседями.

Вражда Троекуровых и Дубровских

Однажды в начале осени, собираясь на охоту, Троекуров показывал гостям псарный двор, где содержалось более пятисот гончих и борзых. Все присутствующие были в восхищении, кроме Дубровского. который по бедности мог иметь только двух гончих и одну свору борзых. Один из псарей на замечание Андрея Гавриловича заявил, что на псарне у Троекурова условия лучше, чем в некоторых усадьбах. Дубровский принял эти слова на свой счет. обиделся и уехал. С этого началась вражда, которая все разгоралась и кончилась тем, что Троекуров мошенническим образом отсудил у Дубровского его родовую деревню Кистеневку. На суде у Андрея Гавриловича случился припадок сумасшествия, а через несколько дней ему стало совсем плохо.

Старая нянька Егоровна написала Владимиру в Петербург письмо, в котором сообщила о болезни отца, о решении суда и просила его приехать. Владимир сразу же начал хлопотать об отпуске и через три дня уже был в дороге.

Смерть старшего Дубровского


Подъезжая к Кистеневке, он узнал у кучера, что во всем виноват Троекуров. у которого все куплено, и что крестьяне не хотят другого барина кроме Дубровского. На отца встреча с сыном произвела сильное впечатление: он был очень слаб и мысли путались в его голове. Впадимир был поражен его состоянием.

Сын хотел заняться делами, но не смог получить ясного представления о тяжбе и отступился. Время для подачи апелляции было упущено. Андрею Гавриловичу становилось все хуже, он впал в детство, и Владимир не отходил от него. Между тем Троекуров. удовлетворив свои амбиции, уже жалел о том, что произошло, и решил помириться с соседом. Он приехал в имение, когда старый Дубровский сидел у окна в спальне.

Увидев и узнав Троекурова, старик пришел в сильное волнение и упал. Сын, бывший тут же, послал в город за лекарем, а Троекурову
велел передать, чтобы тот убирался. Кирила Петрович выслушал ответ слуги, помрачнел и поехал со двора. В этот момент Дубровский-старший умер в своем кресле.

Похоронили его на третий день, а после поминок появились судебные чиновники, чтобы ввести во владение имением Троекурова, молодому же Дубровскому предложили покинуть дом. Владимир успокоил крестьян, которые чуть не растерзали чиновников, сказав, что будет хлопотать о пересмотре дела у государя. Судейские попросились пере ночевать, так как боялись крестьян, а Владимир заперся в комнате отца. Ночью он поджег дом. Кузнец Архип, которому он приказал отпереть дверь в прихожую, наоборот, запер ее, и чиновники заживо сгорели. Дубровский со слугой Гришей, сыном Егоровны, сел в коляску и уехал, назначив своим крестьянам местом встречи кистеневскую рощу. В это время кузнец заметил на крыше пылающего сарая кошку и, рискуя жизнью, спас ее из огня.

Весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все обсуждали причины этого события и гадали, куда делись люди, бывшие в доме. Вскоре пошли слухи о том, что в лесах появились разбойники, которые грабили богатых путешественников, а также разоряли помещичьи дома и жгли их. Все были уверены, что предводитель шайки – молодой Дубровский. Не трогали разбойники только владений Троекурова. Кирила Петрович приписывал это тому, что его боятся.

Дочери Троекурова, которую отец любил до безумия, было в эту пору семнадцать лет. Она жила в имении, образование получила, читая французские романы. Была у нее когда-то гувернантка мамзель Мими, после которой остался черноглазый шалун Саша, признанный Троекуровым своим сыном. Для воспитания мальчика Кирила Петрович выписал из Москвы француза-учителя, который как раз в это время прибыл в Покровское. Учитель, по фамилии Дефорж, предоставил рекомендации от одного троекуровского родственника, у которого четыре года служил гувернером. Кириле Петровичу француз понравился всем, за исключением молодости. Он позвал Машу в качестве переводчицы и сказал Дефоржу. чтобы тот не смел волочиться за дворовыми девушками. Маша, покраснев, перевела. что отец надеется на скромность и порядочное поведение гувернера. С тем учитель и остался.

Маша и Дефорж

Некоторое время Маша не обращала на Дефоржа особого внимания, но потом произошёл следующий случай. В доме Троекурова держали медведей. Хозяин иногда забавлялся тем, что какого-нибудь гостя вталкивали в комнату к зверю, Сидящему, естественно, на цепи, и запирали дверь. Гость забивался в безопасный угол, а медведь рвался к нему, ревел. прыгал, становился на дыбы, пытаясь достать несчастного. Так поступили и с французом. Оказавшись в одной комнате с диким зверем, Дефорж, не смутившись, вынул из кармана маленький пистолет, вложил дуло в ухо медведю и выстрелил. Зверь повалился. Кирила Петрович был изумлен такой выдержкой и захотел узнать, зачем у учителя в кармане был заряженный пистолет. Дефорж отвечал, что всегда носит с собой пистолет, так как его звание не позволяет ему требовать удовлетворения за обиду, которую он не намерен терпеть. С этой минуты хозяин полюбил француза, а на Машу поступок последнего произвел неизгладимое впечатление. Вскоре Дефорж начал давать девушке уроки музыки, так как у нее был прекрасный голос. Кончилось это тем, что Маша влюбилась.

В праздник у Троекурова собрались гости. Разговор зашел о Дубровском-младшем, и одна из соседок, добрая и простая Анна Савишна Глобова, рассказала, что он обедал у нее в прошлый вторник. Дело было так. Однажды приказчик. с которым она послала сыну деньги, вернулся бледный и оборванный И заявил, что его ограбил Дубровский. Через две недели к ней приехал смуглый усатый генерал лет тридцати пяти И, сказав, что Дубровский не мог этого сделать, велел обыскать вещи приказчика. деньги нашли, генерал увез мошенника с собой, и спустя несколько дней его нашли в лесу привязанным к березе. А вдова потом догадалась, кто был ее гостем.

После обеда старики играли в карты и пили пунш, а молодежь танцевала. Все были веселы, кроме Антона Пафнутьича Спицына, на основе ложных свидетельских показаний которого Кистеневка перешла во владение Троекурова, и теперь он боялся мести Дубровского. К тому же у Спицына при себе были немалые деньги, спрятанные в кожаной суме на груди. Услышав про историю с медведем, он попросил смелого гувернера разрешить ему переночевать в его комнате. Во сне Спицын почувствовал, что кто-то Тихонько дергает его за ворот рубашки, и, открыв глаза, увидел Дефоржа с пистолетом в руке, отстегивающего заветную суму. Француз на Чистом русском языке приказал ему молчать и назвался Дубровским.

Дело в том, что Владимир встретил настоящего Дефоржа на станции и купил у него за десять тысяч рекомендательные письма, а также его отсутствие в доме Троекурова. Прибыв в дом своего врага, Дубровский снискал всеобщую любовь его обитателей и сам, казалось, полюбил их, но близость одного из виновников его несчастий, с которым он ночевал в одной комнате и которого почитал своим личным врагом, привела его в бешенство, и Владимир не смог удержаться от искушения, Утром бледный и расстроенный Спицын последним вышел к чаю, с ужасом Поглядывал на учителя, сидевшего тут же как ни в чем не бывало, и, ничего никому не сказав, скоро уехал.

Через несколько дней учитель, прервав под предлогом головной боли урок музыки, передал Маше записку и вышел из комнаты. В записке просилось прийти вечером в беседку у ручья. На свидании он известил девушку о своем необходимом немедленном отъезде и признался ей, что он Дубровский. Маша испугалась. но Владимир успокоил ее, сказав, что оставил мысль о мщении Троекурову, полюбив его дочь. Раздался свист. Дубровский поцеловал девушке руку, обещал защитить ее, если она окажется в трудном положении, и уехал. Когда Маша вернулась в дом, она увидела у крыльца тройку исправника, приехавшего за Дефоржем. Когда полицейский рассказал Кириле Петровичу о Спицыне, Троекуров не поверил и заявил, что не отдаст ему своего француза. Но Дефоржа так нигде и не нашли.

Некоторое время все было спокойно, а в конце мая в свое поместье из-за границы вернулся князь Верейский, которому было около пятидесяти лет. Он приехал к Кириле Петровичу с визитом, за обедом познакомился с Машей и влюбился в нее. Спустя два дня Троекуровы были в гостях у князя, и его имение и богатство произвели на них очень приятное впечатление.

Однажды вечером, когда Маша сидела в своей комнате у окна и вышивала, чья-то рука положила ей на пяльцы записку. и в тот же момент в комнату вошел слуга и позвал ее к отцу в кабинет. Там ждал князь, который сделал ей предложение. Девушка заплакала, и отец отослал ее к себе в комнату. Рыдая, она вспомнила о письме и бросилась читать. В нем ей было назначено свидание. Вечером она рассказала обо всем Дубровскому, который предложил избавить ее от ненавистного человека, но Маша не согласилась. Тогда он дал ей кольцо и добавил, что, если ей все-таки понадобится помощь, пусть она положит кольцо в дупло старого дуба. Они расстались.

Свадьба Маши Троекуровой


Готовилась свадьба. Маша написала письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее, но на него это не произвело никакогo впечатления. Девушка просила отца пощадить ее, однако тот счел это капризом и заявил, что свадьба назначена на послезавтра. Тогда Маша сказала, что прибегнет к помощи Дубровского; в ответ Троекуров запер дочь в ее комнате. Утром к ней зашел брат, и девушка попросила
его отнести кольцо в дупло старого дуба. На беду Саша увидел какого-то незнакомого мальчишку, который забрал из дупла это кольцо. Они стали драться, а в результате оба оказались перед барином. Саша, под страхом наказания, все рассказал отцу, и тот послал за урядником. Полицейский допросил мальчишку, который прикинулся дурачком, ничего от него не добился и отпустил.

В день свадьбы бледную плачущую Машу нарядили, посадили в карету и повезли в церковь. Она все ждала Дубровского, но священник уже начал венчание, а того все не было. Наконец обряд был закончен. Молодые сели в карету и отправились в имение князя. Ехать нужно было около десяти верст. Вдруг экипаж остановили: толпа вооруженных людей окружила его, а человек в полумаске, отворив дверцу кареты, сказал Маше, что она свободна. На вопрос князя Маша ответила, что это Дубровский. Тогда Верейский достал пистолет и выстрелил во Владимира. 5 (100%) 1 vote

В основу романа Пушкин вложил историю, которая напоминает шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». Несчастная любовь, разрушенная враждой между семействами. Действие разворачивается в 20-е годы 19 века. Автор достоверно описывает картины жизни русских провинциальных помещиков того времени, их уклад жизни, детали быта и многое другое. Характеристика героев построена методом контраста: Андрей Дубровский в романе «Дубровский» противопоставлен Кириле Троекурову.

Троекуров и Дубровский старший

На самом деле, бывшие друзья, были очень разными, начиная от положения в обществе, заканчивая своими жизненными позициями. Троекуров – влиятельный и зажиточный, Дубровский Андрей Гаврилович – бедный и не имеющий влияния в обществе. Кирила Петрович известен на всю округу своим богатством, вышколенными крепостными, которые его боялись до ужаса, но, одновременно, и радовались, что принадлежат такому влиятельному барину.

Андрей Дубровский совсем другой. Он не добился карьеры, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. В его владении только одна небольшая Кистеневка с разрушенными домами да березовая роща.
Они разные и в нравственном плане. Троекуров – развращенный и презирающий всех и вся, особенно тех, кто по социальному положению находится ниже. Характеристика Андрея Дубровского совсем другая. Ему тоже присуще быть гордым, но его гордость иная. Она появилась от чувства бедности и ущемленного самолюбия. Этим можно объяснить завышенные требования к окружающим и показное самолюбие.

Отец Дубровского не терпит унижения, никогда никого не унижает, и, соответственно, требует от близких того же. Крепостные не лебезят перед ним, они его уважают и почитают. Ведь не просто же они предпочитают разбой, а не житье под крылом Троекурова.

В чем преимущество Дубровского

Несмотря на разность характеров и образ жизни Дубровский старший имеет с Троекуровым некоторую общность. Оба они служили и делали военную карьеру, оба гордились этим отрезком жизни. Своих жен они любили, в одно время стали вдовцами, у обоих остались маленькие дети. Но если в Андрее Дубровском можно предположить какие-то романтические черты, то в образе Троекурова этого нет. Но все-таки он тоже любит, пусть не так как Дубровский своего сына, свою малолетнюю дочь.

Дубровский нежно любит сына, отправляет того учиться в надежде, что тот добьется большего. Он отрицательно относится к планам Троекурова соединить детей в браке, так как считает, что тот должен выбрать себе жену по любви, которая будет его уважать и слушать.

Этот образ играет второстепенную роль в произведении, но без него автор бы не смог создать по-настоящему правдивой картины того времени.

Тест по произведению

Это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.
Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.
Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».
Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем.
Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».
И позже, когда между ним и Кирилой Петровичем произошла серьезная ссора, герой превыше всего ставил свое честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе.
По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это - лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны.
В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Ради своей прихоти, своей воли такие люди готовы сломать чужую судьбу и даже жизнь. Троекуров насильно выдает замуж свою дочь за старого, но очень богатого князя: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. - Папинька... папинька... - говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить - ее подняли и почти понесли в карету».
Почему же Пушкин рисует поражение Дубровского-старшего и торжество Троекурова? Андрей Гаврилович умирает, потеряв свою Кистеневку. Троекуров получает эту деревню в свои владения. Он осознает, что в своих владениях он бог и
царь, и никто ему не указ.
Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они – огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский.
Таким образом, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме существования их в современной ему России.

Герой романа, Андрей Гаврилович Дубровский - отставной поручик гвардии, небогатый помещик.

Живет он довольно скромно, но это не мешает ему под-держивать добрососедские отношения с Кирилой Пэт-Ровичем Троекуровым, известным всей округе бары-ном, отставным генерал-аншефом, очень богатым и знатным человеком, имеет многочисленные свя-зи и весомый авторитет. Все, кто знает Троекурова и его нрав, трепещут при одном только упоминании его имени, они готовы угождать малейшим его прихотям. Сам именитый господин подобное обращение восприни-томит как должное, потому что, по его мнению, именно такого отношения его лицо и заслуживает.

Троекуров надменный и грубый даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заста-вить его склонить голову. Кирилла Петрович посто-янно окружает себя многочисленными гостями, кото-рым он демонстрирует свой богатый особняк, псарню и шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избало-ванна и искаженная человек.

Единственный, кто пользуется уважением Троеку-Ров, - это Андрей Гаврилович Дубровский. Троеку-Ров сумел рассмотреть в этом бедном дворянині смело-го и независимого человека, способного горячее от-стаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то не было, что умеет свободно и прямо высказывания-вать собственную точку зрения. Подобное поведет-ние - редкость в окружении Кирилы Петровича, этот^-этом-по-этому иначе, чем с другими, сложились его отноше-ния с Дубровским.

Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел вопреки Кирилл Петрович.

Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решительный и нетерпеливый. Это человек го-рячий и опрометчивый. Поэтому несправедливо было бы складывать вину только на Кирилла Петровича.

Троекуров, безусловно, неправильно себя повел, не только разрешив псареві обидеть Андрея Гаврилови-Ча, но и поддержав слова своего дворцового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на надо-вание соседа выдать Парамошку для наказания. Од-Нако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, что воруют у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное обращение, как утверждает автор, противоречило всем понять-ям о праве войны», а написано чуть раньше письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этике-те было «весьманеприлично».

Коса нашла на камень. Кирилла Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намерен ли-шить соседа крыши над головой, пусть даже и непра-ведным путем, унизить, раздавить его, заставить по-виноваться. «В том-то и сила, - утверждает Троеку-Ров, - чтобы без всякого права отнять имение». Богатый господин подкупает суд, не задумываясь ни о моральной стороне дела, ни о последствиях совер-шающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и палка удача за две секунды разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.

Кирилла Петрович отходчивый, через какое-то время он решается на примирение, потому что «от природы не корыстный», но оказывается слишком поздно.

Троекуров, по словам автора, всегда «проявлял все пороки человека невежественного» и «привык так-вать полную волю всем порывам своей пылкой удачи и всех выходок достаточно ограниченного ума». Дубров-Ский не захотел смириться с этим и понес тяжелое на-казание, обрекая на нищету не только себя, но и собст-венного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сло-жившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко немалым, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отом-стить, как легко может быть подкупленный суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающей своей мерке, был уверен в собст-венній правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать у себя деньгами», а потому «мало беспо-коился» о нарушенном против его делу. Это сыграли ло на руку его недоброжелателям.

Обрисувавши конфликт между Троекуровым и Дуб-Ровским-Старшим, А. С. Пушкин разоблачил твердость и мстительность, показал цену горячности, остро по-ставил нравственные вопросы своего времени, кото-рые очень близок и сегодняшний читатель

Сохрани - » Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский - Сочинение по произведению А. С. Пушкина “Дубровский” . Появился готов произведение.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» — произведе-ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото-рого незаконно было отнято имение. Проникшись со-страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис-торию, не лишив ее, конечно, авторского вымысла.

Герой романа, Андрей Гаврилович Дубровский — отставной поручик гвардии, небогатый помещик.

Живет он весьма скромно, но это не мешает ему под-держивать добрососедские отношения с Кирилой Пет-ровичем Троекуровым, известным всей округе бари-ном, отставным генерал-аншефом, очень богатым и знатным человеком, имеющим многочисленные свя-зи и весомый авторитет. Все, кто знает Троекурова и его нрав, трепещут при одном только упоминании его имени, они готовы угождать малейшим его прихотям. Сам именитый барин подобное поведение восприни-мает как должное, ибо, по его мнению, именно такого отношения его особа и заслуживает.

Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заста-вить его преклонить голову. Кирила Петрович посто-янно окружает себя многочисленными гостями, кото-рым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избало-ванный и извращенный человек.

Единственный, кто пользуется уважением Троеку-рова, — это Андрей Гаврилович Дубровский. Троеку-ров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смело-го и независимого человека, способного горячо от-стаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказы-вать собственную точку зрения. Подобное поведе-ние — редкость в окружении Кирилы Петровича, по-этому иначе, чем с другими, сложились его отноше-ния с Дубровским.

Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу.

Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го-рячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.

Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гаврилови-ча, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требо-вание соседа выдать Парамошку для наказания. Од-нако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем поняти-ям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этике-те было «весьманеприлично».

Коса нашла на камень. КирилаПетрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается ли-шить соседа крыши над головой, пусть даже и непра-ведным путем, унизить, раздавить его, заставить по-виноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троеку-ров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совер-шающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.

Кирила Петрович отходчив , через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно.

Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык да-вать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Дубров-ский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое на-казание, обрекая на нищету не только себя, но и собст-венного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сло-жившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отом-стить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собст-венной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспо-коился» о возбужденном против него деле. Это сыгра-ло на руку его недоброжелателям.

Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дуб-ровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро по-ставил нравственные вопросы своего времени, кото-рые очень близки и сегодняшнему читателю.



Рассказать друзьям