Сказки Ганса Христиана Андерсена уникальны. «Штопальная игла» - не исключение. В этом произведении заключен глубокий смысл. Однако назидательность в нем совсем не чувствуется. Взрослый угадает в чванливой иголке какую-нибудь высокомерную, но не слишком умную барышню. А ребенок просто посмеется над злоключениями невезучей героини.
Предыстория
У современников творчество великого сказочника восторгов не вызывало. Андерсен зарабатывал себе на жизнь сочинением пьес. Однако фантазия писателя и драматурга не знала границ, поэтому он все время создавал нечто прекрасное. Один знаменитый скульптор пошутил, мол, Ганс Христиан может сочинить чудесную сказку о любом предмете, даже о штопальной игле. Уже на следующий день ему прочитали замечательную историю о неунывающей путешественнице и воображале. Автору удавалось разглядеть волшебство в самых обыденных вещах. Его творческое наследие по достоинству оценили только потомки. Зато теперь получить золотую медаль Ганса Христиана Андерсена значит удостоиться высшей награды за достижения в детской литературе.
Неповторимый стиль
Все произведения великого сказочника отличаются простотой и ясностью. Часто они лаконичны по содержанию, но заключают в себе конкретную идею. Их можно сравнить с философскими притчами. Однако здесь имеется и приключенческий мотив. Ведь пространные рассуждения о несовершенстве мира кому угодно покажутся скучными. А наблюдать за перипетиями, в которые попадают герои, напротив, интересно. Любимый прием автора - вдохнуть жизнь в обычный предмет обихода. И хорошо, если это оловянный солдатик, а не старый башмак или штопальная игла. Но даже в этих предметах, оказывается, теплится жизнь. Стоит только посмотреть на них с одушивленной точки зрения. Чего это так вытянулась толстая штопальная игла? Наверное, она воображает себя слишком хрупкой для этого невозможного мира?
Чересчур тонка
Разумеется, сказка «Штопальная игла» повествует вовсе не о швейном деле. Она рассказывает об особе, которая мечтает достичь высокого положения в обществе. Вероятно, происхождение у нее вполне обычное. Она не швейная, а штопальная иголка. Но жизнь обходится с ней слишком круто. Ею пытаются зашить грубый башмак, и она неизбежно ломается. Однако героиня видит в этом подтверждение собственной избранности. К тому же ее не выбрасывают. Из нее делают заколку для косынки, и в этом она тоже видит особый смысл. Игла даже начинает важничать перед настоящими булавками. Мол, ее сургучная головка гораздо крупнее булавочной. Высокомерие оказывает ей дурную услугу - слишком сильно вытянувшись, она выпадает из платка. Теперь ее место в сточных водах среди помоев. Но и здесь она не сдается. Героиня упорно называет себя брошкой, знакомится с бутылочным осколком, потому что он блестит, и не устает критиковать остальных. Даже трудолюбивые пальцы подвергаются беспощадному осуждению, ведь они ничего не делают, только вынимают и кладут ее в коробку! Далее судьба готовит нашей героине новые сюрпризы. Ее самообладанию и оптимизму можно только позавидовать. Барышню переезжает телега, но она не ломается. И по-прежнему мнит себя подобной солнечному лучу - тонкой и блестящей. Автор оставляет ее одну на пыльной мостовой, всеми забытую и никому не нужную.
Моральная подоплека
Итак, содержание сказки Андерсена «Штопальная игла» понятно всем. А как быть со смыслом этой грустной истории? Может быть, если бы героиня рассказа вела себя скромнее, ей бы не пришлось мокнуть в сточной канаве или валяться на мостовой? Сиди она спокойно в платочке и не важничай перед своими соседками, то не оказалась бы в свободном полете? С другой стороны, видно, что никакие невзгоды не могут изменить ее вздорного характера. Она видит золото во всем, что блестит, себя называет брошкой и общается исключительно с такими же «высокородными» особами. Скромнее надо быть, намекает хитрый сказочник. И замечать истинную ценность вещей, не замещая их пустыми безделушками. Размышляя над моралью «Штопальной иглы», начинаешь искренне жалеть некоторых современников Андерсена. Наверное, остроумные замечания сказочника сильно отравляли жизнь самым глупым и чванливым из них.
Герои сказки
Список героев приведен ниже:
- Игла . Главная героиня произведения. Она считает себя очень изящной и тонкой особой. В любой ситуации находит плюсы, но унижает всех, с кем сталкивается по жизни. Кроме того, она не разбирается в окружающих ее персонажах. Например, осколок принимает за бриллиант. Впрочем, и себя мнит настоящей брошкой.
- Пальцы . Родные братья.Трудолюбивые и дружные ребята. Всегда держатся шеренгой. Не церемонятся с Иглой. Хотят ее выбросить после поломки. Они понимают, что эта барышня чересчур много о себе воображает. У пальцев есть имена - Толстяк, Лакомка, Долговязый, Златоперст и Петрушка Бездельник. Во время повествования автор подчеркивает их важность - ведь они, в отличие от иголки, умеют делать много важных и полезных вещей.
- Бутылочный осколок. Достойный собеседник для нашей героини. Тоже мнит себя драгоценностью. Для него блеск - самое главное. Вместе с Иглой он рассуждает о фальшивости и несправедливости высшего света. И это несмотря на то, что сам - просто ни на что не годный мусор. Он двигается по жизни вслед за сточными водами.
- Мальчишки . Хулиганы, которые роются в уличной грязи. Они обозвали иглу "штукой". А после воткнули в яичную скорлупу и отправили в дальнейшее плаванье.
План сказки
План сказки "Штопальная игла" должен включать в себя основные события произведения. Если вы хотите сделать подробный пересказ, то не стоит упускать ни одной серьезной подробности:
- Жила-была швейная игла, которая воображала себя штопальной.
- Ею попытались зашить старый башмак и она сломалась.
- Кухарка закрепила кончик иглы сургучом и превратила ее в булавку для головного платка.
- Наша героиня вообразила себя брошкой.
- От гордости она так распрямилась, что выпала из косынки и оказалась в раковине.
- Иголка попала в сточные воды и нарекла себя порождением солнца.
- Она познакомилась с осколком стекла, потому что он блестел.
- В беседе с ним она смеялась над кухаркой и ее пятью пальцами.
- Вода унесла осколок, оставив иголку в одиночестве.
- Ее нашли мальчишки и воткнули в яичную скорлупу.
- Всеми забытая героиня осталась лежать на мостовой.
По этому подробному плану будет легко пересказать сказку Андерсена "Штопальная игла". Вы можете добавить дополнительные пункты, если считаете, что мы упустили что-то важное.
Заключение
Рассказ "Штопальная игла" будет полезно прочитать и детям, и взрослым. Конечно, не стоит пасовать перед трудностями. Вот и наша отважная барышня знает себе цену, даже валяясь в сточной грязи. Но надо всегда реально понимать свои возможности, ни в коем случае не задаваться, а также уметь отличать настоящий бриллиант от стекляшки. Тогда удача непременно вам улыбнется. И вы никогда не останетесь забыты и разочарованы.
Всем доброго дня! Зовут меня Оксана, и я мама не слишком усердного школьника, которому недавно дали задание написать сочинение на тему «что такое хлестаковщина». Помаялся мой сынок с изложением мыслей и пришел ко мне за помощью, за подробным разъяснением понятия. Сочинение мы вместе написали, а потом решили вместе, и написать эту статью в помощь другим школьникам и их родителям. Статья кратко отвечает на вопрос о том, что же это за такое явление - хлестаковщина, как появилось понятие и когда уместно его употребление.
Определение и происхождение понятия «хлестаковщина»
«Хлестаковщина» - понятие, которое пришло в русскую речь из бессмертной комедии Гоголя – «Ревизор». Что такое хлестаковщина можно понять, изучив личность и характер главного героя произведения – Ивана Александровича Хлестакова.
Господин Хлестаков - это человек безобидный, но пустой, не имеющих никаких целей и серьезных интересов в жизни. Все его занятия заключаются в праздном кутеже и флирте с прекрасными дамами. Он ничему не научился ни в детские годы, ни служа в канцелярии. Его служба ему нравится приглашениями на обед к начальнику и раболепием тех, кто ниже его по чину. Жизнь Хлестакова пуста, но он не признается в этом, ни самому себе, ни окружению. Поэтому он с увлечением сочиняет о себе и своей жизни самые нелепые небылицы. По воле судьбы и случая, будучи принят за столичного ревизора Хлестаков активно использует ситуацию в своих целях. И тупое ограниченное общество городка Н не может вывести наглеца на чистую воду, веря всем его выдумкам и не смея им возразить.
Изучив характер главного героя комедии классика можно прийти к выводу, что хлестаковщина – это бесцельное и бесполезное проматывание жизни, наглость, эгоизм, пустословие и бахвальство. Общество, окружающее Хлестакова столь же лицемерно, как и он сам. А потому понятие «хлестаковщина» используется для описания бюрократического окружения главного героя и применимо и для современных реалий.
Термин «хлестаковщина» актуален в современном мире: он метко и емко описывает бюрократию политиков в некоторых государствах, а потому комедия классика остается едкой сатирой на систему даже в 21-м веке. Надеюсь, наше краткое изложение на тему того, кто такой Хлестаков и хлестаковщина поможет вам лучше понять и само определение, и вызовет желание перечитать одно из лучших произведений русской классической литературы.
Понятие хлестаковщина пришло к нам из бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая была написана в 1835 году. Утверждают, что сюжет комедии Гоголю подсказал А.С. Пушкин, рассказав ему комичный случай, произошедший с каким-то господином в Новгородской губернии. Заехав в уездный город, этот господин стал выдавать себя за важного чиновника министерства и умудрился обобрать почти всех городских жителей. Работая над комедией, Гоголь часто писал Пушкину, сообщая ему о ходе написания. В январе 1836 года пьеса была закончена и Гоголь прочел ее на вечере у поэта В.А. Жуковского, на который были приглашены многие литераторы, среди которых был и А.С. Пушкин. После прочтения, мнения литераторов разошлись, но Пушкин с Жуковским были в восторге! Сам Н.В. Гоголь говорил о своей комедии так: “В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем“. Весной 1836 года в Петербурге, в Александринском театре, состоялась премьера пьесы, на которой присутствовал сам император Николай I. Это был взрыв! До этого ничего подобного в российской драматургии не было. Ни одного положительного героя – одни глупцы, лгуны, хвастуны, взяточники и просто никчемные люди. Главным героем пьесы Н.В. Гоголь называл Хлестакова. Так кто же он, Иван Александрович Хлестаков, и почему его фамилия стала употребляться как имя нарицательное?
Н.В. Гоголь очень хорошо знал сословно-бюрократические порядки николаевской России и жизнь мелкого петербургского чиновничества. С проницательностью, присущей великому художнику, Гоголь сумел создать собирательный и несколько утрированный образ вульгарного и никчемного человечишки. Оказавшись проездом в уездном городе, Хлестаков проигрывается в карты и остается без гроша в кармане. Поселившись в самой дешевой гостинице, он думает, где бы раздобыть денег на обед, т.к. он уже изрядно задолжал хозяину, и тот кормить его в долг отказывается. Положение его поистине отчаянное. И в этот самый момент к нему приходят с визитом городские чиновники, которые приняли его за ревизора из Петербурга. Поначалу Хлестакова удивляет такое поведение чиновников, но потом, войдя в роль, он сам начинает считать себя “значительным лицом“. Под влиянием обстоятельств, он растет в собственных глазах, поэтому врет все смелее и смелее. Из коллежского регистратора, который просто переписывает бумаги, он в считанные минуты вырастает почти до “фельдмаршала”, который “всякий день во дворец ездит” и “с Пушкиным на дружеской ноге”. На приеме у городничего его хвастовство принимает поистине фантастические размеры: “тридцать пять тысяч одних курьеров“ разыскивают его по улицам, потому что больше некому управлять департаментом, к нему “суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа“, а в передней у него “графы и князья толкутся“. Хлестаков говорит и действует без всякого соображения. Речь его прерывиста и вульгарна. Создается впечатление, что слова вылетают из его уст совершенно неожиданно. Это один из тех людей, которых называют пустейшими, мыльный пузырь, который раздувается до невероятных размеров, а потом в одночасье лопается, как будто его и не было никогда. С тех пор хлестаковщиной стали пренебрежительно называть наглое, безудержное, лживо-легкомысленное хвастовство.
Хлестаковы были всегда, во все времена. Но только после выхода «Ревизора» это явление получило название, попало в словари. В Толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова читаем: «Хлестаковщина - беззастенчивое, безудержное хвастовство». Так в чем же суть этого порока? Это явление живуче и очень многолико. Хлестаковщина – это глупость, духовная пустота, примитивность, приспособленчество. Такие люди любят пустить пыль в глаза, хотят казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Это хвастуны, бахвалы и фанфароны. Наверное, все мы иногда бываем хлестаковыми, ведь так хочется казаться значительнее, вырасти в собственных глазах. Сам Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...»
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» оказала огромное влияние на российское общество того времени. Сам император после просмотра произнес: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Более полутора века прошло с тех пор, а хлестаковы существуют и сегодня, это понятие не стало архаизмом, а значит комедия великого писателя актуальна и сегодня.
Оригинальным и необычным гоголевским персонажем является мелкий чиновник из Петербурга. Хлестаков стал обобщенным образом и ярким представителем бюрократического общества. Соответственно, хлестаковщина - это особое явление в российском бюрократическом строе. Поэтому и гоголевское произведение «Ревизор» является лучшим творением гениального и талантливого автора. Такого произведения драматургия еще не знала.
Исследователи гоголевской комедии заметили, что на ее страницах нет ни одного положительного героя. А ведь большая часть персонажей - это чиновники, которые не только сами берут взятки, но ради сохранения своего места не прочь и сами дать. Все чиновники уездного города глупы и невежественны, их жизнь пуста и бессмысленна. Но и народ представлен автором не в самом лучшем свете: невежество простого народа и страх перед всеми и перед всем.
Главным героем автор делает Ивана Александровича, подчеркнув его особенность. Но тогда в чем состоит эта особенность? Что же такое хлестаковщина? Название это появилось от фамилии основного персонажа гоголевской комедии. Рассмотрим образ Хлестакова в комедии. Иван Александрович молод, живет в Петербурге и занимает самую мелкую должность в чиновничьем сословии. Вскоре читатель узнает о нем, что он может легко прокутить любую сумму денег, но при этом он еще и плутоват. Он всегда нуждается в деньгах.
Хлестакову повезло в том, что он попадает в уездный город как раз в то время, когда чиновничье уездное сословие ожидает приезда настоящего ревизора и очень этого боятся. Проверяющий должен проверить положение государственных дел в городе, а они все находятся в запущенном состоянии. Но Хлестакова чиновники смогли удивить, когда начинают предлагать ему деньги, оказывать почести, которых он даже раньше не знал, и окружают вниманием. Но понимая, что его принимают за кого-то другого, петербургский чиновник решает использовать ее так, чтобы ему самому было выгодно.
Осип - слуга главного героя, первым смекает о том, что Хлестакова принимают за другого и предлагает своему барину использовать эту ситуацию, а не стараться объяснить окружающим реальную картину вещей. Но Ивану Александровичу эта ситуация с каждой минутой нравится все больше, и он начинает уже лгать, рассказывая о том, какая значащая он фигура в петербургских кругах. Его ложь настолько убедительна, что чиновники боятся его. И в конце комедии Хлестаков становится победителем над чиновниками, так как он покидает город, оставив чиновников ни с чем.
Образ основного персонажа характерен для многих гоголевских героев. Они все не умеют правильно выражать свои мысли, их речь бессвязна, постоянная ложь присутствует в их репликах. Да и ситуация, которая происходит с чиновниками, смешна и похожа чем-то на наваждение. Ведь случилось невозможное: опытный городничий случайно принимает мелкого чиновника за солидного ревизора. Но ведь не только городничий себя так ведет. Весь город несет взятки и подарки случайному проезжающему чиновнику, принимая его за ревизора.
Образ главного героя нетрадиционен для русской литературы. Интрига гоголевской комедии состоит в том, что плут и обманщик не ставит перед собой никакой цели. Особенно не было его целью обмануть каких-то чиновников уездного города, которых он раньше и не знал даже. Но критики гоголевского произведения заметили, что главный герой может быть и неплохим человеком, ведь он не берет взятки открыто, а просит дать ему деньги взаймы. Но вот то окружение, в которое он попал, хотели видеть в нем взяточника, поэтому-то общество городничего так усиленно их ему и предлагали. Комизм всего произведения Николая Гоголя состоит в том, что простодушие и огромная глупость конфликтуют с хитростью и плутовством.
Основной персонаж не имеет в характере ни ума, ни какой-то фигуры, которая бы внушала власть, он не хитер, но неожиданно получает в свои руки удачу и успех. А чиновники, получается, сами себя наказывают. Но не только в обмане чиновников играет сам Хлестаков. Помогает обмануть и провести их мелкому петербургскому чиновнику и страх. Именно он помогает интриговать весь комедийный сюжет, но и всеобщий страх позволяет развивать конфликт в произведении. Страх не позволяет чиновникам уездного города правильно и адекватно взглянуть на эту ситуацию и разоблачить обманщика. Ведь в своем вранье заезжий «ревизор» заходит очень далеко. Поэтому так легко они путают правду и ложь.
Но ложь есть не только в речи Хлестакова, также точно лгут и городничий, и другие чиновники этого города. Они все пытаются рассказать о своем хозяйстве лишь только с положительной стороны, и это не соответствует действительности. Но больше всего неправды из уст главного героя выливается в доме городничего, особенно на приеме, где Хлестаков пытается показать себя важной особой. Из его слов можно узнать, что он занимает такую высокую должность, которая позволяет ему часто посещать царский дворец. С каждым словом его персона вырисовывается все точнее и обман растет. Вскоре он уже даже не главнокомандующий, а управляющий департаментом, без которого совсем никак обойтись.
Поэтому множество курьеров уже разыскивают его по стране, чтобы он смог управлять своим департаментом. Но на деле-то он простой переписчик документов. А он рассказывает своему новому окружению, что даже солдаты отдают ему честь и ему лично доставляют суп из самого Парижа. И в этом обмане «ревизора» уже сложно остановить, так как его каждая фраза преувеличивает действительность еще больше. Даже в собственных глазах и мыслях он вырастает. Он пытается соблазнить не только дочь чиновника, но и даже его жену. И поначалу всего этого действия он робко просит взаймы денег, а в конце комедии он практически уже требует деньги.
Но и исчезновение Хлестакова происходит так, словно исчезает какой-то мираж. Ведь никто не знает, да и автор об этом не упоминает, куда же он отправляется теперь. И заканчивается комедия немой сценой, которая показывает, в какой шок впадают чиновники. Здесь символичен мотив наказания и наступления справедливости, ведь в город приезжает настоящий ревизор и требует к себе городничего. И во всей комедии понятно отношение самого автора к этой ситуации: боль за то, что в России процветают такие пороки, как взятки и чинопочитание, жадность и трусость, ничтожность интересов и подлость, на которые способны люди, чтобы достигнуть своей цели. Это и породило в русском обществе и литературы хлестаковщину.
Понимая, что он сам ничего изменить не может, Николай Гоголь пытался привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в российском обществе, а герои его комедии помогли ему в этом.
В своей знаменитой комедии Н.В.Гоголь посмеялся над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». В «Ревизоре» собрано «все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливое». Тема произведения и без того носила политический характер, но смысл усугублялся массовостью наделенных пороками бюрократов, их угодничеством и ложными представлениями об обязанностях.
Идейный смысл комедии прослеживается в представленных образах русского чиновничества.
Среди персонажей нет ни одного порядочного человека, каждый наделен пороками. Созданный автором образ Хлестакова стал ярчайшим типом, совершенно новым в мире литературы. Мастера комедийного жанра и до Гоголя высмеивали плутов и обманщиков, хвастунов и лгунов, мотов и волокит. Однако характер мелкого чинуши более сложен, в нем сочетаются буквально все из перечисленных черт. Причем они обобщены в общественном явлении, которое стало нарицательным, получив название «хлестаковщины».
Хлестаков представляет из себя «пустейшего дворянчика», наивного баловня, проматывающего средства отца-мошенника. Он обычный пустой человек «без царя в голове», воплощающий в себе напыщенность и нахальство.
Поступками героя руководит мелкое честолюбие, желание пустить пыль в глаза, примерив на себя роль солидного чиновника. По сути, он является порождением сложившегося бюрократического режима. Черты хлестаковщины можно отыскать в тысячах реальных событий, во многих пустых чинушах времен упадка крепостного общества.
Каждый из персонажей пьесы содержит в себе пороки хлестаковщины: карьеризм, честолюбие, невежество с претензией на образованность, душевную пустоту, лживость, грубость и трусость. Мне кажется, эти черты присущи и городничему: он не злобный по натуре, однако его главная забота – «не пропускать того, что плывет в руки». Провинциальное дворянство также изображено автором в негативном свете. Бездельники Добчинский и Бобчинский заняты лишь тем, что разносят сплетни по городу. Эти лгуны ничем не лучше обличенных властью чиновников.
На примере хлестаковщины Гоголь показал все пороки власть имущих. Порождение крепостнического общества стало в России повсеместным явлением. Времена меняется, но Хлестаковы способны адаптироваться в любом бюрократическом сообществе.
Обновлено: 2017-01-12
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.