Цитаты ван гога на английском про любовь. Цитаты ван гога

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какие основные идеи философии Гегеля, философа немецкой классической мысли, Вы узнаете из этой статьи.

Гегель основные идеи

Георг Вильгельм Фридрих Гегель является классиком немецкой мысли, а его философия достижением XIX века. Взгляды профессора сформировались под воздействием диалектики Дидро, декартовского рационализма, мистицизма Беме и философии Шеллинга. Не последнюю роль в формировании его идей сыграли открытия в области естествознания и духовный настрой Великой французской революции.

Философия Гегеля отличается от других философских систем тем, что мыслитель не пытался понять, в чем смысл всего сущего. Наоборот, все сущее он воспринимал как мышление, которое превращалось в философию. Его взгляды и идеи не подчинены независимому объекту, природе или Богу. Для профессора Бог – это абсолютно совершенный мыслящий ум, а природа является оболочкой диалектической действительности. Для мыслителя суть философии в самосознании.

Гегель основные идеи: кратко

Идеи философа выражены через основные понятия его философии.

  • Гегель считал, что выдающаяся личность, которая творит всемирно-исторические деяния, является неподсудной морали. Значение имеет только величие дела, а не его нравственный смысл.
  • Абсолютные идеи философии Гегеля подразумевают идеализм конкретной и безусловной всеобщности с исходным пунктом и конечной целью познания.
  • Субъективный дух – это индивидуализация души, которая характеризуется отчуждением абсолютной идеи.
  • Объективный дух – это отчуждения абсолютной идеи в объективном мире, которое сопровождается появлением морали, права и нравственности.
  • Абсолютный дух – это последняя ступень отторжения абсолютной идеи. На ней абсолютный дух приобретает форму искусства, философии и религии, как истинного воплощения абсолютного знания.
  • Отчуждение. Гегель говорил, что это отражение абсолютного духа в природе и истории, отношения между созданной действительностью и человеком.
  • Снятие. Это процесс отрицания отрицания, преемственность в развитии из старого нового.
  • Триада. Она представляет собой универсальное отображение всех процессов развития и состоит из 3 ступенек: тезис — исходный фактор, антитезис — отрицание первоначальной сути, синтез — объединение тезиса и антитезиса.

Кроме того, философская точка зрения Гегеля нашла свое отображение в философских принципах. Они заключаются в переходе от абстракции к историзму, системности, конкретике и противоречии.

  1. Принцип восхождения к конкретному от абстрактного . Это главный диалектический метод познания. Глубокое конкретное знание, объединяющее особенное и общее происходит через познание бессодержательного и общего путем углубления знаний.
  2. Принцип историзма . Любой объект познания является результатом процесса развития. При этом познание учитывает историческое измерение объекта. Гегель считает, что исторический и логический аспекты совпадают.
  3. Принцип системности. Реальный мир рассматривается как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом в необходимой степени. Примечательно, что система развивается не по элементам, а целиком.
  4. Принцип противоречия . Это причина и первопричина развития. Оно может разрушить былую систему и построить совершенно новую.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Г. Гегеля.

Великий философ и мыслитель, чьи идеи остаются основополагающими в теории идеализма. Биография Георга Гегеля насыщена научными идеями, принесшими ученому всемирную вечную славу. Труды Гегеля относятся к вершине философской мысли и изучаются в современных университетах как основа и фундамент науки.

Детство и юность

В августе 1770 года в Штутгарте родился Георг Людвиг Гегель, которому суждено было войти в историю философской науки. Отец занимал пост высокопоставленного чиновника при дворе Вюртембергского герцога. Имея такое происхождение, мальчик получил первоклассное образование. Отец, считающий недостаточным школьное обучение, вкладывал силы и средства, дополнительно приглашая преподавателей на дом.

Сам будущий философ обожал учебу, а страстью стало чтение. Даже карманные деньги тратились на новые книги. Мальчик стал завсегдатаем городской библиотеки. Предпочтение в литературе отдавалось научным и философским произведениям, а также авторам античности. А вот художественные произведения, прославленная немецкая классика, не входили в круг любимых книг. В гимназии мальчик получал награды за успеваемость и усердие.

После завершения гимназии в 1788 году Гегель проходит теологический и философский курсы в богословской семинарии при Тюбингемском университете. Там же молодой человек защищает диссертацию. Во время студенчества сближается с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Будучи молодым и пылким, как и передовые мыслители того времени, увлекается призывами французских революционеров, однако в их ряды не вступает.


В университете продолжается увлечение чтением и книгами, что забавляет сокурсников, но нисколько не смущает юношу. Мирские утехи молодости также не далеки студенту. Как и приятели, будущий мыслитель употреблял вино, нюхал табак и периодически просиживал вечера за азартными играми.

Магистерская степень получена Гегелем по философии, но три последних года учебы посвящены теологии, хотя к церкви и богослужению студент относился критично. Возможно, поэтому, несмотря на отлично пройденные экзамены, священником юноша не стал.


Сразу после выпуска молодой человек зарабатывал тем, что проводил уроки для детей зажиточных немцев. Такая работа не слишком тяготила будущего философа, давала возможность работать над собственными трудами и вести научные поиски. Однако, когда после кончины отца в 1799 году молодому человеку досталось небольшое наследство, он прекращает частную работу учителя и с головой погружается в творчество и науку, а также приступает к академической преподавательской службе.

Философия и наука

Начало фундаментальных идей Гегеля лежит в работах , который считается основоположником идеализма. Однако философия Гегеля в процессе развития отошла от Канта, сформировавшись в самостоятельное учение.

Метод философии немецкого мыслителя получил название диалектики. Суть абсолютной идеи разума заключается в том, что реальность познается рационально, поскольку рациональна сама Вселенная. А реальностью в абсолюте является как раз разум, который отражает себя в мире.


Диалектика же заключается в бесконечной смене тезиса антитезисом. Философ, объясняя понятие, считал, что любой тезис в конечном счете приводит к антитезису, но на этом процесс не останавливается, и следующим этапом происходит синтез двух противоположностей.

Система бытия по Гегелю состоит из трех ступеней - бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Аналогичная теория применима к понятию духа и разума. Являясь изначально духом в себе, распространяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой. А природа получает развитие в сознании, которое в свою очередь также проходит три стадии.


Идентичный принцип деления на три ступени используется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.

Значимыми для общества областями философии оказались этика, теория государства и философия истории. Согласно учению Гегеля, государство является наивысшим проявлением духа, божественной идеей, получившей воплощение на земле, то, что дух создал для себя. Правда, философ отмечает, что таким государством является только идеальное. Действительность полна как хорошими, так и дурными государствами.


История, в свою очередь, определена как наука разума, где события происходят согласно законам разума. Законы кажутся жестокими и несправедливыми, но их нельзя судить по стандартным меркам. Они преследуют цели мирового духа, которые не сразу доступны пониманию в рамках общества.

Конечно, подобные мысли с восторгом приняты обществом и властью. Постепенно учение становится официальной философией государства, хотя сам Гегель не разделял всецело политику правителей Пруссии. Книги Гегеля выпускаются обширными тиражами и изучаются в университетах и институтах.

Первой в списке замеченных и оцененных произведений стала «Феноменология духа», увидевшая свет в 1807 году, где сформулированы фундаментальные мысли, идеи абсолютизма и законы диалектики.

Следует отметить, что Гегель не всегда четко давал определения используемым понятиям. В связи с этим появляются направления, объединившие в себе последователей учения. Философы по-разному истолковывают мысли основоположника диалектики и формируют собственные законы развития абсолютного духа.

В разные времена учение Гегеля подвергалось и жесткой критике. Так, современник философа обвинял коллегу в шарлатанстве, а учение в полной бессмыслице, преподнесенной заведомо запутанным и туманным путем.

Личная жизнь

Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.

В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.

Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.


Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.

Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.

В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.

Смерть

В 1830 году на Берлин нагрянула холера. Философ с семьей в спешке покинули город. Однако уже в октябре, посчитав, что опасность миновала, ректор вернулся на службу к началу семестра. 14 ноября того же года великий ученый скончался.


По мнению врачей, блестящий мыслитель ушел из жизни из-за забравшей тысячи жизней эпидемии, но вероятной причиной ухода из жизни остается и желудочно-кишечное заболевание. Торжественные похороны ученого состоялись 16 ноября.

Библиография

  • 1807 – «Феноменология духа»
  • 1812-1816 – «Наука логики»
  • 1817 – «Энциклопедия философских наук»
  • 1821 – «Философия права»
Значительные идеи: Оказавшие влияние: Последователи:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel ; 27 августа , - 14 ноября , Берлин) - немецкий философ , один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма .

Биография

Ранние годы: 1770-1801

  • - - учился в при Тюбингенском университете , где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином . Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции .
Интересный факт, что в 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.
  • - - домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
  • - после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности

Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801-1816

  • 1801- - приват-доцент Йенского университета
  • - - экстраординарный профессор Йенского университета
  • - - ректор классической гимназии в Нюрнберге
  • - женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати

Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816-1831

Гейдельберг (1816-18)

  • - - профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).
Получив предложение занять позицию от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал Гейдельберг и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорожденный сын Людвиг Фишер (ему было 10 лет). Все детство Людвига прошло в детском доме (мать Людвига умерла).

Берлин (1818-31)

  • C - профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).
В 1818 году Гегель принял предложение занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году . Здесь он публикует свои Основания философии права (). Основные усилия Гегеля были направлены на чтение лекций. Прочитанные им лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей лекций его студентами. Его слава росла и его лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству . После того как в августе 1831 года Берлин охватила холера Гегель покинул город, обосновавшись в Кройцберге . С началом в октябре нового семестра Гегель возвращается в Берлин, по ошибке считая что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти называется заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротинштадт. Сын Гегеля Людвиг Фишер умер незадолго до этого, находясь на службе в Голландской армии в Джакарте. Это известие никогда не достигло его отца. В начале последующего года утопилась сестра Гегеля Кристина. Литературными душеприказчиками Гегеля стали его сыновья Карл Гегель и Эммануэль Гегель. Карл выбрал профессию историка, Эммануэль стал теологом.

Философия

  • В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа ; самораскрытие во времени - история .
  • Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления - «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику - науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис - антитезис - синтез (непосредственное тождество - противоположность, отрицание - разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность - тезис. Средневековье - это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время - синтез Античности и Средневековья.
  • Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами , которые суть - мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
  • Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент - антитезис.
  • Важную роль в развитии истории играют герои - воплощения национальных духов. Герой - это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа. Впоследствии идея героев повлияла как на леворадикальную (концепция революционеров), так и на праворадикальную мысль (фюрер -принцип).

Взгляды Гегеля на политику и право

Ступени познания мира (философия духа):

  • субъективный дух (антропология, феноменология, психология),
  • объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),
  • абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Политико-правовые взгляды:

  • Идея - это понятие, адекватное своему предмету; соединение субъективной и объективной реальности.
  • Действительность (истинное; образ) - то, что сложилось закономерно, в силу необходимости; проявляет изначальный замысел. Противопоставляется «существованию» - объекту, взятому в конкретный момент.
  • Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего и действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Должна выявлять идеи, лежащие в основании права и государства.
  • Понятие «право» - это то же самое, что и естественное право. Право и основанные на нем законы «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью».
  • Ступени идеи права:
    • Абстрактное право : свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.
    • Мораль : умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).
    • Нравственность : умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство.
  • Государство - это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия.
  • Разделение власти: государь, исполнительная и законодательная власть.
    • Государь - формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое.
    • Исполнительная власть - чиновники, управляющие государством на основе закона.
    • Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя - палата депутатов - избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Бюрократическая система - опора государства. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.
  • Гражданское общество (или буржуазное общество) - это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне - собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).
  • Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации».
  • Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности - неприемлемо для государства.
  • Подлинной свободой обладает лишь всеобщая воля (а не индивидуальная).
  • Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности - согласована с необходимостью.
  • Подлинная свобода людей была в прошлом.

Основные сочинения

  • Философия права (1821)
  • «Энциклопедия философских наук » (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816)

Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «ЭФН »:

  1. «Наука логики»
    • «Наука логики » (Wissenschaft der Logik, 1812-16, переработанное издание 1831; также называется Малой наукой логики)
  2. «Философия природы» (Naturphilosophie)
  3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
    • «Феноменология духа » (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 - первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук»)
    • «Основания философии права » (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
    • «Философия истории » (Philosophie der Geschichte)
    • «Философия религии » (Philosophie der Religion)
    • «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
    • «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)

Сочинения, не относящиеся к системе и малые сочинения:

  • «Положительность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
  • «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? - 1807, фрагмент)
  • «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
  • «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
  • «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)

Сочинения на русском

  • Философия духа пер. Б. А. Фохт (параллельно на немецком все три тома Энциклопедии)

Библиография

  • Рокер Р. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Маркс К. К критике Гегелевской философии права
  • Бакрадзе К. С. Система и метод философии Гегеля. - Тбилиси, 1958.
  • Быкова М. Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., 1996. - 238 с.
  • Гайм Рудольф. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля. Перевод с немецкого П. Л. Соляникова. - СПб., 2006. - 392 с. ISBN 5-02-026909-3
  • Гулыга А. В. Гегель. - М., 1970. - 272 с.
  • Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб., 1994. - 542 с.
  • Кричевский А. В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. - 1993. - № 5.
  • Кричевский А. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009.- 199с. ISBN 978-5-9540-0142-6
  • Мао Йонг. Место Гегеля и Маркса в современном Китае // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. - М., 2000. - С. 237-251.
  • Мотрошилова Н. В. Зачем нужен Гегель? (К вопросу об истолковании Хайдеггером гегелевской философии). // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991. - С.161-166.
  • Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. - М., 1959.
  • Овсянников М. Ф. Гегель. - М., 1971. - 223 с. (Мыслители прошлого).
  • Ойзерман Т. И. Философия Гегеля. - М.: Знание, 1956.
  • Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. - 1993. - № 11.
  • Плотников Н. С. Молодой Гегель в зеркале исследований // Вопросы философии. - 1993. - № 11.
  • Рау И. А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (На прим. гегелеведения)// Философские науки. - 1985. - № 1. - С.108-117.
  • Семашко Л. М. Диалектика Платона и ее интерпретация Гегелем // Философские науки. - 1971. - № 4.
  • Соколов В. В. Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. - М., 1973. - С. 255-277.
  • Философия Гегеля и современность. - М., 1973. - 431 с.
  • Гайденко П. П. Искушений диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С.75-93.

Переводчики Гегеля на русский язык

Примечания

Ссылки

  • Гегель, Георг Вильгельм Фридрих в библиотеке Максима Мошкова
  • Схематическое представление гегелевской версии «Энциклопедии философских наук» на немецком и других европейских языках
  • Труфанов С. Н. Грамматика разума или система Гегеля в доступном изложении
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Биография. Библиография. Высказывания
  • Линьков, Е. С. Становление логической философии // Г. В. Ф. Гегель. Наука логики. - СПб.: Наука, 2002. ISBN 5-02-028341-X

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

Теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея - Мировой дух);

Диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

"Феноменология духа";

"Наука логики";

"Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

единственно существующая подлинная реальность;

Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:

Окружающего мира;

Природы;

Человека;

А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружаю­щий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

Творение материи из воздуха;

Сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

Искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

Проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

Целенаправленно и закономерно движется - действия, по­ступки человека, ход истории;

Познает себя через познавательную деятельность человека;

Творит - в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

Единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

Данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность;

В результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис - "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

Философию природы;

Философию духа;

Философию истории;

А значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух;

Объективный дух;

Абсолютный дух.

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство;

Религия;

Философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - фило­софами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

философию природы;

Антропологию;

Психологию;

Философию государства;

Философию гражданского общества;

Философию права;

Философию истории;

Диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточную;

Антично-средневековую;

Германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

Право - наличное бытие (воплощение) свободы;

Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;

противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

"вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, оливковые деревья, кипарисы, поля пшеницы и подсолнухи. Большинство критиков не замечало Ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.

Мы собрали для вас 14 цитат великого художника Винсента Ван Гога:

1. Нормальность - это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветына ней не растут.

2. Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.

3. Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.

4. Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.

5. Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать.

6. Ищи же света и свободы и не погрязай слишком глубоко в болоте жизни.

7. Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.

8. Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь…

9. И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

10. Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.

11. Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.

12. Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.

13. Публика всегда одинакова – она любит лишь то, что гладко и слащаво. Тому же, у кого более суровый талант, нечего рассчитывать на плоды трудов своих: большинство тех, кто достаточно умен, чтобы понять и полюбить работы импрессионистов, слишком бедны, чтобы покупать их.



Рассказать друзьям