Cочинение «Антитеза “Обломов”.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И. А. Гончарова «Обломов» организован с помощью приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя - герою, события - событию, понятия - понятию и т.

д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее, легче ли становится познавать мир героя? Является ли прием антитезы путеводной звездой или, наоборот, препятствием на пути к пониманию идейного стержня произведения? Одним словом, какова цель его использования? Во-первых, в противопоставлении (как и в сравнении) легче выявляются особенные черты характера, которые часто бывают индивидуальными и поэтому представляют определенную ценность.

Например, черты характера главного героя романа в сопоставлении с чертами характера Штольца: «Голубиная нежность», внутренняя чистота... Также антитеза дает возможность увидеть два несопоставимых полюса, два контрастно выраженных понятия. Причем не только увидеть, но и принять прелесть каждого из них. (Таковы два сталкивающихся состояния Обломова: бурная временная деятельность и бездеятельность, лень, апатия.) В-третьих, антитеза помогает проникнуть во внутренний мир героя, показывая контрастность, присутствующую не только во внешнем, но и в духовном мире. (Мечты Обломова и реальность, в которую он так и не сможет их воплотить.) Если вдаваться в подробности, то этот ряд можно продолжать до бесконечности, ведь в противопоставлении находится почти каждая вещь, каждая деталь.

(Ветка сирени как символичная путевка в светлое будущее и халат как трясина лени и апатии, которая постоянно засасывает Илью Ильича.) Однако и без тщательного анализа текста романа можно выявить огромное количество более крупных, даже и наикрупнейших противопоставлений.

Самое начало произведения построено на столкновении суетного, фальшивого мира Петербурга и огромного нетронутого внутреннего мира Обломова. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев - все эти дешевые господа - яркие представители этого неестественного общества. Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя.

«Не подходите, не подходите! Вы с холода!» - пытается оградить себя от грустного лицемерия Обломов. Ему противно насильственное погружение в эту грязь, которую приносят с собой в виде новостей и приглашений его «приятели». Эта контрастность будет видна и на протяжении всего романа. (Обломову неприятны светские собрания и пустая деятельность в Петербурге.

) На приеме антитезы также выстроена и система образов романа. Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна и др. Даже портретная характеристика главных героев указывается в противопоставлении. «...Человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах... пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица бесконечно переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

И совершенно другой Штольц: «он беспрестанно в движении... он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость для мускул, но нет признака жирной округлости...

Движений лишних у него не было...» Два разных характера, два разных человека; причем настолько несопоставимые, что трудно поверить, что между ними есть что-то общее. И тем не менее это так. Это «общее» возникло из-за доверчивости, открытости, в какой-то степени наивности Обломова. Обломов не только апатичный, ленивый, бездеятельный; у него доброе сердце, его «голубиная нежность» и внутренняя чистота способны привлекать к себе окружающих.

Он открыт миру... Но только какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с миром, встать рядом со Штольцем, жить полной движения жизнью. В противопоставлении также оказываются и два ключевых женских образа: Ольга Ильинична и Агафья Матвеевна. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, целеустремленная, гордая натура и одомашненная, хозяйственная, добрая, простая Агафья Матвеевна. Обломов выбирает второй путь.

Казалось бы, что ему стоило сделать один шаг навстречу Ольге и погрузиться в ту мечту, которая так ясно была изображена во «Сне»... Но общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлет, последнее погружение в негу чистоты и счастья, а за всем этим - только лишь падение и бесперспективное существование... (Как мы видим, в этом фрагменте текста также использованы антитезы.) Мягкая натура Обломова не способна слиться с фальшивым, жестоким внешним миром. Для него это слишком тяжело... Вот почему Обломов выбывает из игры вечного поиска счастья проигравшим.

Он решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матвеевны, где он и находит свой «покой». Конечно, совершенно чуждое всем окружающим восприятие мира Обломовым сталкивается прежде всего с восприятием мира Штольцем. Штольцу настолько непонятно и неприятно теперешнее положение Обломова, что он восклицает: «Погиб... навсегда погиб!

» - а чуть позже в карете он разочарованно скажет Ольге, что в доме Обломова царит «обломовщина...». Это понятие становится одновременно ключевым и роковым для главного героя. Он то полностью сливается с ним, погружается в него, то совершенно отделяется, не чувствуя никакой связи с этим выражением. Обломов не равен самому себе, он способен быть разным и относится ко всему по-разному.

Нельзя, конечно, сказать, что это состояние Обломова построено на приеме антитезы, но тем не менее своеобразную параллель провести можно. Правда, чем ближе финал произведения, тем _сильнее выражается это равенство. И в конце концов Илья Ильич становится рабом, но не себе, а нулю.

Действительно, вся его жизнь, которая состояла из нравственных взлетов и падений, кризисов, в итоге превращается в ничто... Трагичный финал романа противопоставлен вечному оптимистическому, целеустремленному настрою Штольца. «Теперь или никогда!» - многообещающий и открывающий дальние горизонты девиз Штольца, и «жизнь - ничто, нуль» - разрушающее все замыслы, мечты и надежды финальное состояние главного героя...

Конечно, это заключительное, итоговое противопоставление еще раз доказывает, что антитеза является главным литературным приемом, использованным в рома не, но главное - не это. Задумываешься прежде всего над тем, что все-таки та трясина апатии взяла верх над главным героем, поглотила его живое, чистое начало, изуродовав личность, сделав ее творцом такого дикого явления, как «обломовщина»...

Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.). Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени». Ну чем не сюжет будущего романа?
История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной. В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» - весь роман целиком.

Этот роман доказал, что И. А. Гончаров - мастер слова. Он использует в своем творчестве различные художественные приемы: портретную характеристику, роль детали, интерьер, пейзаж. Все это помогает показать психологию и душевное состояние главных героев романа.
И. А. Гончаров широко использует и Прием антитезы в романе «Обломов» . Он противопоставляет героев друг другу, чувство и рассудок, покой и действие, жизнь и смерть. Жизнь Обломова в детстве противопоставляется его существованию на Гороховой улице, когда герой уже разочаровался в суете столичной жизни, в службе и хлопотах, связанных с ней.

Использование Прием антитезы в романе «Обломов» помогает читателю понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Образы, созданные автором, поражают живостью, яркостью и оригинальностью.

Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе. Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он - ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь). Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой - запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны. В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.

Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя. Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель- ного начала. Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой. Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.

Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера. Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни
Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.

Прием антитезы в романе «Обломов» применяется не только по отношению к героям. Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Вспомним, как герой убегает от няни к оврагу («Сон Обломова»). Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе, но он перестает интересоваться жизнью.

Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,- опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург - место «за оврагом». Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги. Все это не по душе Обломову.

Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

ПЛАН ОТВЕТА
1. Антитеза — основной художественный прием в романе.
2. Антитеза в образах Обломова и Штольца:
— происхождение;
— жизнь родителей;
— воспитание;
— образование;
— детали одежды, восприятие мира, характеры, идеалы;
— духовность и рационализм;
— отношение к службе.
3. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.
4. Значение антитезы в разрешении основных проблем романа.

1. В романе И. А. Гончарова «Обломов» выразительно использован прием
антитезы, незаменимый в тех случаях, когда автор стремится отразить всю
противоречивость и сложность описываемого явления. С помощью этого приема
И. А. Гончаров выявляет все стороны человеческой личности своих героев:
Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны.
2. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до
мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но
главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их
характеров и идеалов. Все остальное — причина или следствие этого.
Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей ленью и апатией
он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о
жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые
приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей
породы. Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже
налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь,
считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, — как, бывало,
нянька, — натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже
четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то
ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке
ногой в нос... Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно
продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его...»
Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям,
привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость,
потребность в постоянной деятельности. Энергичность и предприимчивость
Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на
кого, пробивать себе дорогу в жизни. И если Штольц — суховатый рационалист,
то Обломов — воплощение мягкости и кротости. И этот рационализм Штольца
подчеркивает такие отрицательные черты в характере Обломова, как лень,
инертность, равнодушие к жизни. Это противопоставление усиливается за счет
того, что их жизненные пути постоянно пересекаются. Причем Штольц пытается
вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все
лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, — надеясь на
то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.
Но незримая борьба происходит не только между характерами Штольца и
Обломова. С помощью приема антитезы Гончаров практически полностью
раскрывает перед читателем внутренний мир Ильи Ильича. Грезы Обломова автор
противопоставляет действительности: «...а хорошо бы, если бы вот это
сделалось». «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда
мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается
взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...»
Его мечтания, порой детские и наивные, резко отличаются от
действительности, что и стало самой большой жизненной трагедией Обломова.
Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую
толику его грандиозных мечтаний.
Обломов как бы живет двойной жизнью: первая — это обыденная реальность,
а вторая — это его сны и мечтания, в которых он представляет себя
деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать,
невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это
сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем,
кем он хочет быть. Жизнь его — это сон. Только любовь к Ольге Ильинской
смогла на некоторое время воскресить Обломова к жизни. Он почувствовал, что
настоящее счастье заключается не в бесплодных размышлениях и мечтах, а в
богатстве чувств. Чувство, вспыхнувшее между Обломовым и Ольгой, настолько
романтично и сильно, что отодвигает проблему «обломовщины» на второй план.
Ольге кажется, что с его ленью она очень легко справится. Настойчивость и
упорство Ольги на время побеждают лень Обломова: она заставляет его читать
книги и газеты, совершает с ним прогулки по окрестностям Петербурга, он
посещает по ее просьбе музеи. Ольга добивается от Обломова физического
движения, умственной работы.
Однако любовь не смогла захватить Илью Ильича — он не жертвует ради нее
своим спокойствием. Мечта Ольги о перевоспитании разбивается о лень
Обломова. Любовь показалась ему «претрудной школой жизни». Разрыв с Ольгой
стал неизбежен. Но стоит заметить, что идеалы энергичного человека Обломова
и Штольца в этот период резко отличаются друг от друга. В своих мечтах
Обломов ставит цели высокие и благородные, в отличие от меркантильных
интересов Штольца.
3. Женские образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницьшой тоже
противопоставлены в романе. Уже в их внешнем облике много непохожего: Ольга
стройная, Пшеницына толстая, хотя обе по-своему привлекательны в глазах
Обломова: одна — своей грацией, другая — статностью. Эти две героини
противопоставлены и по своему социальному происхождению:
Ольга — дворянка, получила хорошее образование и воспитание. Агафья
Матвеевна — из народа и не отличается образованностью. Эти две женщины и
любят по-разному: любовь Ольги одухотворена, но несколько эгоистична (она
любит в Обломове себя, свои усилия воли и духа), а любовь Пшеницьшой
самозабвенна, она держится на душевной привязанности и выражается в
постоянной заботе об Обломове.
4. Используя в произведении прием антитезы, автор, противопоставляя
героев, заставляет читателей занять позицию одной из противопоставленных
сторон, однако этот прием часто нацелен на то, чтобы помочь нам рассмотреть
каждое явление объективно. Так, говоря об Обломове, мы можем осуждать его
лень и апатию, но вместе с тем мы признаем детскую чистоту его души и
неподдельную доброту. Можно восхищаться предприимчивостью Штольца, но не
надо забывать о хитрости и изворотливости, качествах, необходимых для
успеха. Умело используя прием антитезы, Гончаров оставил грядущим
поколениям великолепный роман о тайнах и тонкостях человеческой души —
самого сложного и загадочного явления прошлого, настоящего и будущего.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
В чем символика «сквозных» деталей: халат Обломова, ветка сирени?

50-е годы 19в. – время работы Гончарова над романом “Обломов” – были временем больших перемен в жизни России. Уходил в прошлое веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был прийти новый. Менялись отношения в обществе, менялся и сам состав этого общества. Но люди, принадлежащие к старшему поколению, не могли быстро исчезнуть. За ними было прошлое, его традиции и обычаи.

Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской – Пшеницина, шумному Петербургу – “благословенный край” Обломовка.

Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором “норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность”.

Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен характер Штольца. Если Обломов – “золотое сердце”, добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц – воплощение деятельности. “Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. У него есть идея, которой он служит: “Труд – образ, содержание, стихия и цель моей жизни”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем.

В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына.

Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И.И. Она находит радость и счастье в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины, способной на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И.И. Здесь он обрел идеал “ненарушаемого покоя жизни”.

Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант “радостей жизни”. Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова.

Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя.

На приеме антитезы построен весь роман. Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих героев проявляются в различных эпизодах, и характеры раскрываются наиболее полно.

    Илья Ильич Обломов - главный герой романа - русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые от крепостного имения. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием...

    Первое впечатление, которое производит на читателя герой романа И.Гончарова «Обломов», - это впечатление лени, неподвижности, скуки. Тем разительнее перемена тона в начале девятой главы романа «Сон Обломова»: “Где мы? В какой благословенный уголок земли...

    Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью.приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя - герою, события - событию, понятия - понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее,...

    Человечество всегда делилось на две половины: на тех, кто «плывет по течению», кто отвечает представлению времени о норме общественной жизни, и тех, кто живет по особым жизненным правилам, кто показывает собой пример для подражания. Таких людей называют...

Коллекция сочинений: Антитеза “Обломов”

50-е годы 19в. – время работы Гончарова над романом “Обломов” – были временем больших перемен в жизни России. Уходил в прошлое веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был прийти новый. Менялись отношения в обществе, менялся и сам состав этого общества. Но люди, принадлежащие к старшему поколению, не могли быстро исчезнуть. За ними было прошлое, его традиции и обычаи.

Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской – Пшеницина, шумному Петербургу – “благословенный край” Обломовка.

Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором “норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность”.

Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен Штольца. Если Обломов – “золотое сердце”, добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц – воплощение деятельности. “Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. У него есть идея, которой он служит: “Труд – образ, содержание, стихия и цель моей жизни”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем.

В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына.

Ольга Ильинская – идеал героини, в которой гармонично слились сознательность взглядов на жизнь, естественность, простота и женственность. Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И. И. Она находит радость и в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины, способной на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И. И. Здесь он обрел идеал “ненарушаемого покоя жизни”.

Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант “радостей жизни”. Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова.

Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя.

На приеме антитезы построен весь . Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих героев проявляются в различных эпизодах, и характеры раскрываются наиболее полно.



Рассказать друзьям