Дедал и икар главные герои характеристика. Про что рассказывает миф о дедале и икаре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинение


Дедал и Икар. В мифе об Икаре Овидий разрабатывает одну йз своих основных тем - губительность для человека всяких попыток выйти за пределы положенного ему природой, преодолеть человеческий жребий.

Афинский мастер Д., способный творить чудеса своим искусством, долгое время жил на Крите. Там он, среди прочего, построил лабиринт, в который царь Минор заключил Минотавра. Пожелав вернуться на родину, Д. не получил на это позволения Миноса и тогда задумал небывалый способ бегства: он сделал для себя и своего сына И. крылья из крепленных воском перьев птиц, чтобы перелететь через море. Но в воздухе отрок И. «начал веселиться отважным полетом», забыл о наставлениях отца и слишком приблизился к солнцу. Воск растаял, крылья распались, и И. упал в море, которое вместе с телом погибшего получило и его имя (восточная часть Эгейского моря в древности называлась Икарийским морем). Миф об И. сходен с мифом о Фаэтоне. В изложении обоих сюжетов Овидий многократно подчеркивает это сходство. Оба героя гибнут из-за своей юношеской горячности и неопытности; обоих влечет «стремление к небу»; смерть обоих - результат опрометчивости горячо любящих отцов. Когда Д. привязывает к плечам сына крылья, у него дрожат руки и «увлажняются ланиты», подобно ему, Феб-Гелиос тяжело вздыхает в предчувствии горя, помогая сыну взойти на колесницу. Как и Феб, Д. дает сыну бесполезные наставления о том, как вести себя в небе и каким знакам-созвездиям следовать, чтобы не сбиться с дороги. Потеряв сына, Д. проклял свое искусство; бог солнца после гибели Фаэтона «отказался служить Вселенной».

Другие сочинения по этому произведению

Филемон и Бавкида - характеристика литературного героя Характеристика образов Филемона и Бавкиды Характеристика образов Пирама и Фисба Характеристика образов Девкалиона и Пирра Характеристика образа Психеи

Упомянут в «Илиаде» (XVIII 592). Действующее лицо сатировской драмы Софокла «Дедал» (фр.158-162 Радт), где изображалось его состязание с Талом; комедии Аристофана «Дедал» и других комедий.

Дедал в Афинах

Из афинского рода Метионидов . Сын Эвпалама и Меропы, дочери Эрехтея ; либо сын Метиона и Ифинои , у Диодора ошибочно сын Метиона, внук Эвпалама . По версии, сын Паламаона .

Научился мастерству у Афины . По одной из легенд, Дедал совершил преступление, продиктованное его самолюбием . Когда его ученик и племянник Талос тоже проявил талант изобретателя, Дедал, считавший себя лучшим, решил погубить потенциального соперника. Он завел Талоса на горную кручу и коварно столкнул вниз, однако Афина не дала юноше погибнуть и превратила его в куропатку (Perdix perdix ).

При помощи искусственных крыльев Дедал спасся от преследований царя Миноса критского. Его сын Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск , связывавший перья его крыльев.

Дедал на Западе

Дедал бежал и прибыл в сицилийский Камик (либо город Иник ). Либо прилетел в Кимы , посвятил крылья Аполлону и воздвиг его храм в Кимах .Критский царь, не смирившись с потерей Дедала, разослал гонцов, которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награждён великим Миносом!» Он понимал, что только Дедал мог взяться за подобное дело. Захотел Кокал (царь, спрятавший Дедала) получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. (Надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, находит выход, а за ним тянется нить.) Кокал думал, что окажется у него в руках щедрая награда, но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала - точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу проигнорировать требование грозного Критского царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом. Тогда он пригласил к себе Миноса, и, зазвав гостя в баню, дочери Кокала облили Критского царя кипятком.

Творения Дедала, известные в древности

Память

Напишите отзыв о статье "Дедал"

Примечания

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.363, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.1. С.408
  2. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.465
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141
  4. Павсаний. Описание Эллады VII 4, 5
  5. Гигин. Мифы 39
  6. Плутарх. Тесей 19
  7. Платон. Ион 533b
  8. Ферекид, см. комм. к Аполлодору
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 76, 1
  10. Павсаний. Описание Эллады IX 3, 2
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 1, 4
  12. Плиний Старший. Естественная история XXXVI 85
  13. Гигин. Мифы 40
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 12
  15. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 77, 5-6
  16. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 12-13
  17. Павсаний. Описание Эллады VII 4, 6
  18. Ювенал. Сатиры III 25
  19. Вергилий. Энеида VI 19-20
  20. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 30, 1
  21. Павсаний. Описание Эллады II 15, 1
  22. Павсаний. Описание Эллады III 17, 6
  23. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.295
  24. Павсаний. Описание Эллады I 27, 1
  25. Павсаний. Описание Эллады II 4, 5
  26. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 6, 3
  27. Павсаний. Описание Эллады VIII 35, 2
  28. Павсаний. Описание Эллады VIII 46, 2
  29. Павсаний. Описание Эллады IX 40, 4
  30. Павсаний. Описание Эллады IX 11, 4.5
  31. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 8; 40, 3
  32. Павсаний. Описание Эллады IX 40, 3
  33. Павсаний. Описание Эллады IX 40, 3-4
  34. Еврипид. Еврисфей, фр.372 Наук // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.1. С.825
  35. Greece at the 1984 Summer Olympics (англ.)
  36. Платон. Алкивиад I 121а и схолии, приводящие родословную // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.1. С.731

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дедал

Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.
– Пошел на лед! пошел по льду! Пошел! вороти! аль не слышишь! Пошел! – вдруг после ядра, попавшего в генерала, послышались бесчисленные голоса, сами не зная, что и зачем кричавшие.
Одно из задних орудий, вступавшее на плотину, своротило на лед. Толпы солдат с плотины стали сбегать на замерзший пруд. Под одним из передних солдат треснул лед, и одна нога ушла в воду; он хотел оправиться и провалился по пояс.
Ближайшие солдаты замялись, орудийный ездовой остановил свою лошадь, но сзади всё еще слышались крики: «Пошел на лед, что стал, пошел! пошел!» И крики ужаса послышались в толпе. Солдаты, окружавшие орудие, махали на лошадей и били их, чтобы они сворачивали и подвигались. Лошади тронулись с берега. Лед, державший пеших, рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились кто вперед, кто назад, потопляя один другого.
Ядра всё так же равномерно свистели и шлепались на лед, в воду и чаще всего в толпу, покрывавшую плотину, пруды и берег.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.

Дедал был самым знаменитым художником и скульп­тором в Афинах. Он умел высекать из мрамора такие статуи, что они казались живыми. Дедал также изобрел топор и бурав. За убийство своего племянника Тала, Дедал был осужден афинским ареопагом на смертную казнь, однако ему удалось бежать на остров Крит, где он и нашел приют у царя Миноса. Для царя Миноса, Дедал выстроил знаменитый Лабиринт с настолько запу­танными ходами, что выхода из него найти было не­возможно. Много лет царь Минос держал у себя Дедала как пленника и ни за что не хотел отпускать. Изобре­тательный ум Дедала подсказал ему путь, которым можно бежать — небо. Дедал набрал птичьих перьев, скрепил их льняными нитками и воском и сделал четыре боль­ших крыла: для себя и для своего сына Икара. Перед полетом Дедал учил Икара, чтобы тот не летел низко над мо­рем, иначе водяные брызги могут намочить перья, также Дедал запретил Икару приближаться к солнцу, чтобы горячие лучи не растопили воск. Ощущение полета увлекло Икара, и он, забыв о наставлениях отца, стал подниматься все выше и выше. От палящих солнеч­ных лучей воск растаял, перья разлетелись по ветру. Икар упал с огромной высоты в море и погиб в его вол­нах. В память об отчаянном Икаре люди назвали это море Икарийским. (Так действительно в древности называ­лась часть Эгейского моря между островами Самос, Парос и берегом Малой Азии).

Горюя о сыне, Дедал долетел до острова Сицилия и обрел там кров у царя Кокала.

Рассказывая историю Дедала и Икара, Овидий не раз об­ращает внимание на то, что людям опасно пытаться достичь того, чего им не положено по их человечес­кой природе, и что невозможно уйти от человеческой судьбы.

Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.

Кто такие Икар и Дедал?

Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:

  • изобретательского таланта и ума;
  • безрассудной смелости;
  • стремления подняться над людьми, покорения неба.

Кто такой Дедал?

Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:

  • кресло Афины Паллады;
  • статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
  • изваяний Трофония и Бритомартиды;
  • статуи Афины на Делосе.

Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:

  1. Минойский Лабиринт.
  2. Нить Ариадны.
  3. Корова Пасифеи из дерева.
  4. Зал Ариадны для танцев.
  5. Крылья из воска для полета.

Кто такой Икар?

Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.


Миф о Дедале и Икаре

Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.

Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.

Чему учит миф «Дедал и Икар»?

Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:

  1. Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
  2. Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
  3. Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
  4. Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.

Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:

  1. Смелость, которая сильнее обыденных запретов.
  2. Непослушания и неумения правильно оценить свои возможности.
  3. Самоуверенность, ведущая к гибели.
  4. Новаторство идей, которое сильнее страха смерти.
  5. Тщетность дерзаний.
  6. Неудовлетворенность искателя правды, который от нее же и погибает.

Имя: Дедал (Daedalus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: выдающийся художник и инженер

Семейное положение: не женат

Дедал: история персонажа

Персонаж греческой мифологии. Знаменитый изобретатель, инженер и художник. Построил Кносский лабиринт на Крите для царя . Царь поселил там , быкоголового отпрыска собственной жены Пасифаи, которая сошлась с белым быком. До этого Дедал сконструировал для Пасифаи деревянную «корову», внутрь которой царица забиралась, чтобы соблазнять быка. Дедалу приписывается также изобретение различных инструментов.

История происхождения

Дедал упоминается как божество в микенских текстах. Как действующее лицо – появляется в сатировой драме упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана.


В древности Дедалу приписывались различные строения, изобретения и конструкции, помимо знаменитого лабиринта на Крите. Это статуя богини на острове Делос, статуя в Кноссе, деревянное изображение в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Изображений Геракла Дедал создал несколько. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущенный чрезмерным сходством.

Мифы и легенды

Биография Дедала начинается в Афинах. Дедал происходит из старого афинского рода. Согласно мифологии, сама богиня Афина научила героя мастерству. Однако изобретателя изгнали из города за совершенное им убийство.


У Дедала был талантливый племянник Талос, которого герой взял в ученики. Однако Талос оказался настолько хорош как изобретатель, что Дедал почувствовал в нем потенциального соперника. Самолюбивый Дедал решил избавиться от Талоса, чтобы юноша не отнял у него со временем звание лучшего среди инженеров.

Герой заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу, правда, несколько своеобразно - превратила того в куропатку. Самого же Дедала как преступника вынудили бежать из города.

Изобретатель отправился на Крит, где услугами Дедала взамен на предоставленный приют и защиту долгое время пользовался царь Минос. Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и инженерии, например, статуи царя Миноса и царских дочерей. Но принес и неприятности.


Царь Минос должен был принести в жертву богам белого быка. Этот зверь вышел из моря по воле Посейдона специально для того, чтобы Минос заклал его как жертву. Однако царь, очарованный красотой быка, пожалел зверя и оставил в собственном стаде, а в жертву богам принес другого, обычного быка. Разгневанный отомстил царю. Пасифая, жена Миноса, прониклась к белому быку противоестественной страстью и пожелала возлечь с ним.

Чтобы утолить это желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для нее деревянную «корову», полую изнутри и с отверстием, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык - в царицу. Чтобы сделать «приманку» привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежесодранной коровьей шкурой, а чтобы перемещать - приделал колеса.


«Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в нее всякий раз, когда испытывала тягу к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребенка - человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Царь Минос не мог убить новорожденного, боясь снова оскорбить Посейдона, но пожелал спрятать чудовище подальше. Для этого Дедал построил на Крите лабиринт, взяв за образец египетский. В этот лабиринт бросили Минотавра, который жил там и питался человеческим мясом. Чудовищу бросали преступников, а раз в девять лет прибывал корабль из Афин, который привозил дань - четырнадцать афинских девушек и юношей на съедение Минотавру.


После того, как афинский герой убил Минотавра и освободил соотечественников от чудовищной дани, лабиринт опустел. Сам Тесей сбежал с Крита вместе с дочерью Миноса , а разгневанный царь запер в лабиринте Дедала и его сына .

Так собственное строение стало для Дедала тюрьмой. Такая жизнь тяготила мастера, и тот решил сбежать из плена. Дедал сконструировал крылья по образцу птичьих для себя и сына. Перья на этих крыльях были скреплены воском, и лететь нужно было осторожно, не приближаясь чересчур к солнцу, чтобы воск не растаял, и не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.


Дедал и Икар улетели из критского лабиринта, но юноша погиб по дороге, когда летел над морем. Икар забыл наставления отца и поднялся слишком высоко. Воск растаял, крылья развалились, и Икар упал в море.

Поздние греческие авторы интерпретируют эту часть мифа в рационалистическом ключе. Якобы в форме истории о крыльях в мифологии запечатлелось воспоминание о том, как были изобретены косые паруса. По этой версии, Дедал с сыном сбежали с Крита на корабле с новыми, косыми парусами.

Это более совершенный тип парусов, при помощи которых можно использовать не только попутный, но боковой и встречный ветер. Дедал изобрел эти паруса, а до этого греки пользовались исключительно прямыми парусами. Икар в этой версии утонул, просто упав за борт.


Так или иначе, сам Дедал спасся и осел на Сицилии. Злопамятный Минос хотел вернуть Дедала и для этого пошел на хитрость. Гонцы Миноса возвестили по всем греческим землям, что царь объявил «конкурс». Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.

Правитель, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду, и мастер в благодарность за помощь и гостеприимство научил того, как выполнить задание Миноса. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать Дедала. Сицилийцы не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Правитель пригласил Миноса в гости и зазвал в баню, где критского царя облили кипятком.


Дедал после этого переехал на Сардинию, где воздвиг множество сооружений. Там мастер женился и взял себе учеников.

Цитаты

«Воск, растопившись, потек; и голыми машет руками
Юноша, крыльев лишен, не может захватывать воздух.
Приняты были уста, что отца призывали на помощь,
Морем лазурным, с тех пор от него получившим названье». (Овидий)


Рассказать друзьям