Э делакруа картины. Эжен Делакруа: картины с названием и описанием

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Эжен Делакруа (Фердинан Виктор Эжен Делакруа)

Возраст: 65 лет

Деятельность: художник

Семейное положение: не был женат

Эжен Делакруа: биография

Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века. Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов. Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения , и . Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.


Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при , который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория - в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.


Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами , и .

Живопись

Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.


Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.

Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее "резня искусства". Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.


Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры. Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.

Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт , которым Делакруа искренне восхищался.


Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.

Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».


В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа "Смерть Сарданапала". Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.

Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.


Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» - полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.

Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.


Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа в романе "Отверженные".

Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля , "Свобода, ведущая народ", была, наконец, выставлена на обозрение в Лувре.


В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:

«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».

Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин ("Алжирские женщины в своих покоях"), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц. Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных. На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».


Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и . Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке. От печальных зарисовок или "пасторальных" пьес художник получал больше всего эмоций. В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы .

В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».


Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»

С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце. В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре. С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.

Личная жизнь

По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.


Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.

Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.


Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.

Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.

Смерть

Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.

1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.


Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,

«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».

13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.

Картины

  • 1822 - «Ладья Данте»
  • 1824 – «Резня на Хиосе»
  • 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
  • 1827 – «Смерть Сарданапала»
  • 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
  • 1832 – «Автопртрет»
  • 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
  • 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
  • 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
  • 1847 – «Похищение Ребекки»
  • 1853 – «Христос на кресте»
  • 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»

«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах»

Один из величайших французских живописцев и графиков, основоположник романтического направления в живописи.

Автопортрет

Художник Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) родился в апреле 1798 года, в пригороде Парижа. Его отец, Шарль Делакруа, был видных общественным деятелем и экс-министром иностранных дел. Однако, ходили упорные слухи, что настоящим отцом художника был всесильный Шарль Талейран. Или даже сам Наполеон.

Впрочем, маленькому Эжену все эти слухи были не интересны – он рос самым настоящим уличным сорванцом, который испытал на себе все радости детства. В последующем Эжена Делакруа определили в престижный лицей Людовика Великого, где у Delacroix Eugene выявили большие способности к словесности и живописи. Впрочем, поговаривали, что первым и настоящим учителем, который привил мальчишке любовь к живописи, был брат матери, который брал племянника на этюды в Нормандию.

Очень рано молодому Эжену Делакруа пришлось серьезно задуматься о своём будущем: в 1805 году скончался отец будущего художника, а через девять лет скончалась и мать Эжена. После смерти матери Delacroix Eugene был отправлен в дом старшей сестры, а через год вообще оказался представлен самому себе.

Эжен поступил учеником в мастерскую известного художника Пьера Нарсиса Герена, а через год стал учеником Школы изящных искусств, в которой Герен преподавал. Школа исповедовала классицизм и Делакруа нарисовал огромное количество гипсовых голов и обнажённых натурщиков. В школе молодой живописец познакомился с Теодором Жерико, который повез молодого друга в Лувр, где в те времена было огромное количество полотен, которые Наполеон захватил в странах Европы.

Делакруа был просто очарован Рубенсом и Тицианом, Веронезе и другими известными мастерами. Настоящим открытием стала английская акварель, творчество Байрона и Шекспира.

В 1818 году в «Салоне» была выставлена первая картина Эжена Делакруа «Ладья Данте». Увы, но эта картина не произвела особого впечатления на публику. И только два года спустя художник стал по-настоящему известным. Его картина «Резня в Хиосе» просто поразила публику. Delacroix Eugene даже обвинили в чрезмерном натурализме. А Бодлер определил это полотно «жутким гимном року и страданию».

А молодой Эжен словно намеренно дразнил своих хулителей и недовольных критиков – его следующая картина « Смерть Сарданапала» снова рассказывала о человеческой жестокости. И рассказывала чрезвычайно откровенно.

А вскоре, в 1830 году, Париж восстал против династии Бурбонов и уже в 1831 году в «Салоне» появилось полотно «Свобода, ведущая народ» (более известная, как «Свобода на баррикадах»). Эта картина была очень хорошо принята революционной публикой.

Впрочем, Делакруа уже надоело дразнить публику и он занялся поиском нового стиля. С этой целью, в составе дипломатической миссии, он отправился в Марокко. Эжен и предположить не мог, что эта поездка станет судьбоносной для его дальнейшего творчества. Оказалось, что нет на белом свете придуманной цветастой восточной сказки, а есть мир патриархальный, погружённый в свои великие печали и заботы. Просто затерянный древний мир, который остановился в своём развитии много веков назад. Художник пишет сотни эскизов, чтобы сохранить первое впечатление от встречи с Востоком.

Художник вернулся на родину, где публика встретила его очень благосклонно – последовало большое количество заказов, в том числе и заказов на украшение и роспись королевских дворцов и музеев. Целых двенадцать лет ушло только на создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.

С годами продуктивность художника снижалась, обнаружилась серьезная болезнь горла, которая то утихала, то обострялась. Художник стал появляться на приёмах и в салонах. Современники отмечали острый ум и неизменную элегантность манер живописца. Он получал награды, писал свои картины и фрески, купался в лучах славы и как-то не заметил, что «вышел из моды».

В августе 1863 года художник скончался в своём парижском доме.

Картины художника Delacroix Eugene (Эжен Делакруа)

Ладья Данте

Резня на Хиосе

Смерть Сарданапала

Вступление крестоносцев в Константинополь

Убийство Льежского архиепископа

Еврейская свадьба

Обнаженная женщина, полулежащая на диване

Охота на льва

Борьба арабских лошадей

Алжирские женщины

Борьба гяура и Паши

Султан Марокко и его свита

Одалиска

Марокканец, седлающий лошадь

Невеста в Абидосе

Гамлет и Горацио на кладбище

Греция, на развалинах Миссолонги

Мадмуазель Роз

Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу

Эжен Делакруа (Фердинанд Виктор Эжен Делакруа; 1798-1863) - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Биография Эжена Делакруа

Эжен Делакруа родился возле Парижа в 1798 году 26 апреля. До сих пор так и неизвестно кто был отец Эжена Делакруа. То ли Шарль Делакруа, известный чиновник, то ли ребенок был незаконнорожденным, а отцом считался Шарль Талейран – министр иностранных дел во Франции.

Эжен рос очень взбалмошным мальчиком. Его другом детства был Александр Дюма, который писал о Делакруа, что к трем годам, он уже вешался, травился и горел. Все это происходило с Эженом Делакруа по воле случая, но не без его помощи.

Уже обучаюсь в лицее, и, проявив свой художественный талант, Делакруа стал спокойней. Он даже получал грамоты за свои работы, а также за знание классической литературы.

Склонности к рисованию Эжен Делакруа перенял у своей матери, которую звали Виктория. Но именно страсть к живописи у Делакруа зародилась в сердце Нормандии. Его дядя был художником, и часто туда отправлялся, чтобы рисовать пейзажи.

Родители будущего художника умерли рано, и Эжен первое время жил у сестры, пока она не попала в трудное финансовое положение. Тут перед Делакруа стала проблема, как жить дальше? Его выбором стала живопись. Он поступил в мастерскую Пьера Нарсисса Герена.

В 1816 году Делакруа поступил в школу изящных искусств, где преподавал Герен. Там он получил много знаний, но настоящими уроками для него стало посещение Лувра, в котором он познакомился с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном – талантливыми молодыми живописцами.

Общение с молодыми художниками шло Делакруа на пользу. Он развивался, стал более начитан, познакомился с произведениями Шекспира, картинами Рубенса и Тициана.

Творчество Делакруа

В 1818 году Делакруа позировал Теодору Жерико, когда тот рисовал картину «Плот Медузы». Это была необычайная картина, которая положила начало французскому романтизму, и этому событию свидетелем был Эжен Делакруа.

В 1832 году Делакруа с группой отправился в Марокко с дипломатической миссией. Это поездка сыграла огромную роль в изменении стиля рисования художника. Он увидел Африку,которую представлял себе совсем по другому. Сделав там огромное число набросков, они вылились в замечательные картины по приезду во Францию.

К этому времени Делакруа уже стал получать персональные заказы, в том числе и роспись потолков в Лувре. 12 лет он работал для церкви Сен-Сюльпис, расписывая фрески.

Первая великая работа Делакруа была представлена в Салоне в 1822 году («The Bark of Dante», Лувр). Работа была куплена правительством.


В 1824 году Делакруа написал «Massacre at Chios» (Лувр). Принужденность тематической значимости, а также цвета его работы «The Death of Sardanapalus» (1827, Лувр) были тяжело осуждены некоторыми критиками.

Его влияние на искусство как художника-колориста неоценимо громадно.

К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом.

«Мое сердце, - писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».

С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали - художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.

В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.

В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почетного легиона.

В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки.

Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес.

Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.

Французский живописец и график. Ведущий представитель романтического направления французской живописи.


Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 гг. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма , вспоминал, что « к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» . К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более спокойным оказались годы учёбы в лицее, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии - там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль - в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодыми живописцами Теодором Жерико и В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Делакруа и живопись

Первой картиной Делакруа стала «Ладьи Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.

Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил свох хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, - писал один из критиков о его другой, похожей работе, - но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашнние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.

По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).

В конце жизни

К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали - художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.

В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.

Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

Известный французский художник Эжен Делакруа (1798–1863), творчеством которого восхищаются во всем мире, был личностью совершенно неординарной. Даже его происхождение до сих пор вызывает споры. Официально отцом Эжена принято считать не слишком высокопоставленного чиновника Шарля Делакруа, хотя по слухам современников, он только дал свое имя мальчику. Настоящим отцом был всемогущественный министр и дипломат Шарль Талейран. Трудно сказать, отразилось ли это как-то на судьбе Делакруа, но биографию его нельзя назвать скучной.

"Огонь, вода и медные трубы”

По воспоминаниям друга детства и юности Александра Дюма, Эжену с детских лет пришлось пережить "огонь, воду и медные трубы” и не только в переносном смысле. Он пережил пожар в своей детской, чуть не утонул во время купания, едва не задохнулся от обмотавшейся вокруг шеи веревки, ну и тому подобное. К семнадцати годам остался круглым сиротой и вынужден был сам определять свое будущее. И решил заняться творчеством, ведь учась в лицее, он регулярно получал высшие награды за рисунки. Поэтому, после лицея, в 1816 году, Эжен поступил в Школу изящных искусств. Его наставником и учителем был Герен, чьим творчеством Делакруа восхищался.

Упорство, усидчивость, несомненный талант помогли молодому художнику в совершенстве освоить мастерство рисунка. Постоянным местом наработки техники живописца стали для него залы Лувра. Он сблизился с художником Теодором Жерико. Это общение, переросшее в дружбу, молодой Эжен считал своим университетом. Эталоном мастерства живописи и примером для подражания для начинающего живописца стали работы старых мастеров – Тициан, Веронезе, Рубенс.

Посещение в 1825 году Великобритании открыло для Делакруа творчество Бернса и , и он познакомился с творчеством современных английских художников. Работы пейзажиста Джона Констебля привели его в восторг, и он закупил несколько его работ для Парижской выставки. Именно Делакруа открыл для широкой континентальной публики творчество Констебля, за что современники были ему благодарны.

Творчество Эжена Делакруа

К этому времени Делакруа уже и сам был хорошо известен любителям и ценителям живописи. Его творчество, начиная с самых ранних работ, всегда было сопричастно великим историческим событиям. Художник имел четко выраженную гражданскую позицию, которую всегда с большим драматическим накалом и присущим ему пафосом переносил на свои полотна. Если вначале его картины, отражающие реальные события, полны мрачного трагизма, эмоционального напряжения, как в полотне "Данте и Вергилий” или "Резня на Хиосе”, что и не удивительно. Французский поэт Бодлер назвал картину о трагедии греческого народа "жестоким гимном року и страданию”. Делакруа еще с юности увлекался хорошей литературой и его картины носят отзвуки, навеянные произведениями , Джорджа Байрона, Иоганна Гёте, Уильяма Шекспира.

События во Франции, современником которой он был, побудили его стать ее выразителем в романтическом, возвышенном стиле. Ставшая всемирно известной картина Делакруа "Свобода на баррикадах”, написанная художником в 1830 году и находящаяся в Лувре, это романтическим символ Франции и . Аллегорическая фигура Свободы написана рядом с реальными участниками революционных событий, поэтому иногда эту картину называют "Свобода, ведущая народ”. Прекрасная, романтическая мечта о свободе, которая по-прежнему будоражит умы и сердца.

В 30-х годах Делакруа совершает путешествие на Восток - в Северную Африку и привозит оттуда многочисленные наброски и зарисовкам с натуры, которые полны не только романтической красочностью восточной экзотики, но и реализмом изображения своеобразного национального колорита, нравов, характеров. Как это позже зрители смогли увидеть на картине "Алжирские женщины”, написанной в1833–1834 годах и сейчас находящейся в Лувре. Наши современники могут познакомиться с работой Делакруа "Львиная охота в Марокко” из этой же серии. Картина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург.



Рассказать друзьям