Евгений онегин картины природы. Пушкина «Евгений Онегин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картины природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа...

В романе А.С. Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа. Зачем и почему автор решил включить в свой роман картины природы?

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре...

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив...

Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Автор описывает самую тихую, спокойную и грустную пору года -- осень. Александр Сергеевич, как мы знаем, очень любил именно это время года. Например, Болдинская осень, когда поэт написал наибольшее количество своих произведений.

Осень помогает понять Онегина, который, приехав в глухую деревню, не находит себе нужного занятия и скучает по прежней городской жизни:

Вдали пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее:

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных...

В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин точно описал природу, зимний лес, русских людей, характеры главных героев. И читатель вновь и вновь убеждается в том, что этот роман действительно является "энциклопедией русской жизни".

Почему "забавы и роскоши дитя" стал чужим для всех?

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать "чужими для всех". Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был "чужой для всех...". В чем причина этого? Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил "науку страсти нежной", но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова "лицемерить", "казаться", "являться". Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и "вседневные наслаждения". Им овладевает "русская хандра", аналог английского "сплина", которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, "томясь душевной пустотой", он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь "от делать нечего друзья". "Мы почитаем всех нулями, а единицами себя", - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь "недоволен сам собой". Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - "пародия".

Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в "нежную страсть". Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою.

Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал "чужим для всех" потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. "Я думал: вольность и покой замена счастью", - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Картины природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи…
В “Отрывках из путешествия Онегина” описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в “Евгении Онегине” занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:

В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал...

Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.

… Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна…
Сорок веселых, на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Это - начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, - соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу.
В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.

Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.

Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.

Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной составляющей. Однако не следует искать в романе “Евгений Онегин” умиления и любования родной природой. Пейзажи выполняют здесь определенную художественную роль: существует параллель между картинами природы и изображением душевного состояния героев, что позволило автору более глубоко раскрыть характер персонажей, мотивировать их поступки, действия, мысли.

Так, например, Евгений Онегин не может остаться равнодушным к сельской природе. Конечно, жизнь в деревне не разрушила в нем чувство превосходства над людьми, владевшее им в Петербурге. Напротив, это сознание превосходства только укрепилось в Онегине, хотя первые два дня были полны для него новыми открытиями, все казалось новым, необычным, но

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон.

Причина этого невосприятия героем природы заключалась в том, что хотя в деревне не было ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, здесь царила все та же хандра, что и в столице. Бесконечные разговоры сельских помещиков “о вине, о псарне, о своей родне” не могли развлечь скучающего Онегина. Новый сосед привлекает пристальное внимание местных жителей, каждый хочет с ним познакомиться, сдружиться, хотя уже и появляется молва, “что он опаснейший чудак”. Однако Онегин настроен крайне недружелюбно к подобным посягательствам на свою свободу, он старается уединиться. Недаром

… с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги.

Я каждым утром пробужден

Для сладкой неги и свободы:

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

Деревня, в которой искал уединения Онегин, была прелестным уголком: господский дом стоял на берегу реки, закрытый от ветров горой. Вдали пестрели и цвели золотые луга и нивы, в задумчивости стоял огромный, запущенный сад.

По лугам бродили стада. Неудивительно, что постепенно Онегин начал сближаться с природой, получая удовольствие от лесных теней и журчания струй:

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая.

Радость несуетливой, природной жизни, которой, в итоге забыв и город, и друзей, и “скуку праздничных затей”, отдает предпочтение Евгений, отражается и в том, что появляются образы природы. Так, убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с деревцем, которое каждую весну меняет свой зеленый наряд.

Размышляя о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не было роковой дуэли, поэт предполагает: “быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден”.

В то же время Пушкин допускает, что “поэта обыкновенный ждал удел” – расставание с музами, женитьба, деревенская тишина, счастье и подагра.

Далее эти размышления продолжаются описанием могилы Ленского, убитого приятельской рукой: две сосны, которые срослись корнями, струйки ручейка под ними. Здесь любит отдыхать пахарь после тяжелого трудового дня, сюда приходят по воду жнецы, а пастух плетет свой лапоть и поет “про волжских рыбарей”. Этот пейзаж меняет ход мысли автора: от настоящего к будущему, от будущего к вечному.

В качестве художественного приема для характеристики Татьяны Пушкин широко использует изображение пейзажа. Внутренний мир Татьяны созвучен изменениям в природе, эта связь глубокая и органичная. Томимая любовной тоской, Татьяна идет грустить в сад. Ночи, когда происходят откровенные разговоры Татьяны с няней и чувства переполняют сердце девушки, изливаясь горестными слезами, озаряет лунный свет. “И все дремало в тишине, при вдохновительной луне”, – пишет Пушкин, и в данном случае пейзаж служит средством изображения прекрасного чувства Татьяны не как исключительного, а как жизненного явления, уже в самом себе заключающего красоту. Сияние луны уносило сердце Татьяны далеко в мир мечты, и лунный свет стал свидетелем безрассудного от безысходности поступка девушки – написания любовного послания. После суровой отповеди Онегина “меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

Наступление зимы, изображенное в начале пятой главы, показано через восприятие ее Татьяной:

…Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

В изображении Пушкина Татьяна, “русская душою”, любила холодную красу зимы. Любимая Татьяной зима органично входит и в ее сон, но в несколько измененном виде, что подчеркивает силу душевных переживаний героини. Если вечером, когда Татьяна выходит во двор с целью узнать с помощью зеркальца свою судьбу, и морозная ночь прекрасна, небо удивительно ясно, а дивный хор небесных светил “течет так тихо, так согласно”, то во сне девушка окружена печальною мглой:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой.

Этот пейзаж из сна передает эмоциональное напряжение героини, ее страх и отчаяние.

Как видим, в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин” пейзажи играют важную художественную роль – служат средством характеристики персонажей.

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений...
  2. “Евгений Онегин” – выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. Сон как способ раскрытия характера героя встречается...
  3. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  4. “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни I. Глубина и многогранность личности Пушкина, отраженные в романе. II. “Евгений Онегин” – это “поэтически воспроизведенная картина русского общества, взятого в одном из интереснейших...
  5. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  6. Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь...
  7. Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах...
  8. Не раз перечитывая “Евгения Онегина”, я как-то не обращал внимания на одну очень Важную для Пушкина тему – сопоставление счастья и долга. Мне это казалось само собой разумеющимся и поэтому...
  9. В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна – любимая героиня Пушкина, его...
  10. Русская литература 1-й половины XIX века Тема любви в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему...
  11. Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги,...
  12. Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших...
  13. Написанный в 20-30-е годы девятнадцатого века роман “Евгений Онегин” – не только вершина творчества поэта, но и важнейшее событие в истории русской литературы. Роман стал первым произведением, в котором автору...
  14. Русская литература 1-й половины XIX века Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной,...
  15. Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных...
  16. ОНЕГИН И ТАТЬЯНА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляют взаимоотношения двух основных героев – Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную...
  17. “Евгений Онегин”, пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: “Вот стихи, а все понятно, все, на русском языке”. Язык этого романа (в широком...
  18. В романе Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает типичный молодой человек двадцатых годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, образ Онегина – портрет не отдельной...
  19. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа – Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам. Татьяна – старшая дочь провинциального дворянина –...
  20. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  21. После выхода отдельным изданием первой главы “Евгения Онегина” современники решили, что Пушкин подражает байроновскому “Дон Жуану”. Действительно, повествователь “Евгения Онегина” перескакивает с предмета на предмет, говорит много необязательного (“светская болтовня”),...
  22. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных...
  23. На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим...
  24. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития...
  25. Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Самим А. С. Пушкиным жанр произведения “Евгений Онегин” определен как роман в стихах. Этот жанр...
  26. Одно из лучших произведений А. Пушкина “Евгений Онегин” не оставляет равнодушным никого и наводит нас на размышления о многом. Этот роман разрушает стереотипы в свое время. Автор разрешает персонажам жить...
  27. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  28. ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Сюжетная линия Онегин – Ленский выполняет очень важную функцию в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух...
ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето – глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень – глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима – глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна – глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе – следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени – зимой.

Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна Как жертва пышно убрана… (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) – здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой: Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима – холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

Не радо ей лишь сердце Тани… Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны – “русской душою”, на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

То видит он: на талом снеге Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! такою вспоминается Онегину эта страшная минута жизни.

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей – тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, “увяданья наших лет, которым возрожденья нет”.

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй – шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон (глава 1, строфа 54) “Однако в иоле уж темно; Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! Какие глупые места!” (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум ее лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль “сумрачной России” (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.

(No Ratings Yet)

Картины русской природы в романе “Евгений Онегин”

Другие сочинения по теме:

  1. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
  2. Романтизм выдвинул принцип единства человека и природы. Пушкин, разумеется, быстро усвоил те уроки Жуковского, которые относились к изображению “пейзажа души”,...
  3. Цель: развивать умение анализировать такие способы высказывания авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев,...
  4. Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной –...
  5. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность,...
  6. Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до...
  7. Сочинения по литературе: Роман Евгений онегин – энциклопедия русской жизни Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича...
  8. В. Г. Белинский Сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”, что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией...
  9. Мы не знаем, как следует ни первоначального плана “Евгения Онегина”, ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что...
  10. В десятой главе Онегин должен был стать участником Движения декабристов. В этой главе и в “Путешествии Онегина” завязывалась новая общественно-политическая...
  11. Образы дворян занимают значительное место в романе. Пушкин рисует картины жизни и столичного и провинциального дворянства. Общая точка зрения Пушкина...
  12. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите “образы”: “образ Онегина”, “образ Ленского”, “образ Татьяны Лариной”?. Скажите,...
  13. Идейное построение “Евгения Онегина” основано на сопоставлении, а в первых главах и противопоставлении Онегина и Татьяны, то есть двух типов...


Рассказать друзьям