Где посмотреть работы рафаэля санти в риме. Музеи Ватикана

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Успехи Рафаэля во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим.

В то время папский престол занимал Юлий II, который внес свойственный ему размах в художест-венную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля вступило в фазу высочайшего подъема.

По свидетельству Вазари, Браманте, который был главным архитектором при папе Юлии II упросил папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Роспись станц должна была явиться плодом строго продуманной программы, посвященной прославлению церкви .

Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Рафаэль начал работу над фресками, когда ему было всего двадцать пять лет. Росписи станц выполнялись Рафаэлем совместно с учениками в течении 12 лет в 1509-1517 годы (роспись зала произведена после смерти мастера). Лучшие из этих фресок принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Выбор сюжетов для них несомненно предопределен папой.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.

Интерьер станцы делла Сеньятура

Тема росписей — духовная деятельность человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В сопоставлении и интерпретации этих сюжетов проявилось стремление папства продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека. Это было особенно важно в тот момент, когда расцвет жизнеутверждающей светской культуры привел к оттеснению на второй план богословия и к значительному падению авторитета церкви.

Станца делла Сеньятура была залом, где все росписи были задуманы и детально проработаны в картонах и выполнены на стене собственноручно Рафаэлем.

Сюжет первой из выполненных Рафаэлем фресок, называемой обычно «Диспута », — спор отцов церкви о таинстве причастии. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах.

Лиц, которые должны быть непременно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия ІІ.

Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. В ней хранится гостия (облатка) — лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). По обе стороны от алтаря на ступенчатом возвышении, расположились отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Среди прочих участников здесь можно узнать Савонаролу , благочестивого монаха-живописца Беато фра Анджелико , архитектора Браманте , Данте. . . Данте дважды изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства и как выдающийся богослов в избранном обществе в этой фреске.

Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: Бог-Отец, ниже его в ореоле золотых лучей — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ Святого Духа. По сторонам от них на парящих облаках восседают 12 фигур, среди которых выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты. Облик персонажей фрески так величественен, их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об гостии, сколько как величественный триумф Истины и Веры.

Диспута

На небесах

Ангелы

Святой дух в виде голубя и ангелы с Евангелиями

Ангелы

Святой Петр, Праотец Адам, Евангелист Иоанн, Царь Давид, Святой Лаврентий, Пророк Иеремия

Бог-отец, Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель

Иуда Маккавей, Святой Стефан, Моисей, Евангелист(?), Праотец Авраам, Апостол Павел

На земле

Левая сторона

Правая сторона

Беато фра Анджелико, художник-монах

Амбросий Медиоланский, Блаженный Августин

Фома Аквинский, папа Иннокентий ІІІ

Бонавентура, папа Сикст IV

архитектор Браманте

Григорий Великий, Святой Иероним со львом

Савонарола (за спиной мужчины)

Данте Алигьери

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа » — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Представители разных учений, только формально объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был знаком с сочинениями великих философов и понимал суть философского метода познания, предполагающего проявление личных устремлений и принципов жизни мыслителя.

Композиция эта — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель . Они оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона явился Леонардо да Винчи.

Афинская школа

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Правая группа внизу картины осматривает два глобуса: земной в руках у географа Птолемея (в короне) и небесный — у Зороастра (астроном и философ-мистик) с лицом гуманиста Пьетро Бембо. С учеными беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля (смотрит прямо на зрителей), другой — его друга живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).

Рядом другие увлечены решением геометрической проблемы: в окружении учеников, прекрасных юношей, Эвклид (или Архимед). Низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. В образе Эвклида изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.

Эвклид (Браманте)

Зороастр и Птолемей

Рафаэль и друг Содомо

Перипатетики

Почти в центре фрески погружён в глубокую задумчивость облачённый в одежду каменщика Гераклит Эфесский — философ, сокрушающийся о безрассудстве человека. На самом же деле этот человек —Микеланджело . Потрясённый могучим талантом старшего собрата по цеху Рафаэль таким образом воздал ему хвалу. Словно нищий на ступенях лестницы, которая символизируют этапы овладения истиной, непринужденно расположился основатель школы киников одинокий Диоген , отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами величественный старец Платон с портретными чертами Леонардо да Винчи и молодой вдохновенный Аристотель. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина.

Платон (с книгой «Тимей») представляет отвлечённую философию, а Аристотель (с книгой «Этика»), словно обводя рукой окружающий мир, представляет естественную философию. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

Гераклит (Микеланджело)

Диоген

Платон и Аристотель

Слева от Платона — Сократ , объясняющий слушателям ход своих рассуждений слушателями, среди которых выделяется полководец Алкивиад в панцире и шлеме и молодой Александр Македонский , учителем которого был Аристотель.

Замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...

На переднем плане слева склонившийся на колено с книгой в руках почтенный Пифагор , окруженный учениками, объясняет очередную теорему зачарованным слушателям. Юноша с длинными волосамиАнаксагор , философ, математик и астроном; он придерживает грифельную доску. Пифагор олицетворяет собой арифметику и музыку. За его спиной сидит философ Анаксимандр , ученик Фалеса. Левее этой группы изображен Эпикур с виноградными листьями на голове, за ним виднеется головка маленького Федерико Гонзага . Рядом стоит Гипатия , женщина-математик, философ и астроном, и философ Парменид .

Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика, философа Плотина , помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.

Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Сократ с учениками

Пифагор с учениками

Гипатия и Парменид

Плотин

Третья фреска станцы делла Сеньятура, «Парнас », — олицетворение идеи Bello — Красоты, Прекрасного. Фреска — аллегория царства поэзии — изображает покровителя искусств, играющего на виоле (скрипке) бога Аполлона, у его ног струится Кастальский ключ, дарующий вдохновение поэтам. Аполлон сидит вв окружении муз и поэтов, как античных, так и эпохи Возрождения. В светлом мире вдохновения и красоты, в кругу муз пребывают Гомер, Пиндар, Сафо, Анакреонт, Вергилий, Овидий, Гораций; здесь же и великие итальянцы Данте, Петрарка, Боккаччо...

«Парнас», как и некоторые другие фрески, расположена над окном; вклиниваясь в плоскость, предназначенную для картины, оно создавало дополнительные композиционные трудности. Рафаэль проявил изобретательность, поместив вершину горы над окном, а по его сторонам сбегающие вниз пологие склоны.

Парнас

Фигуры на фреске сгруппированы в соответствии с определенными стилистическими направлениями в литературе — античной и современной Рафаэлю.

На фреске древнегреческие поэты Сапфо (портрет римской куртизанки?) и Алкей (отвернулся от зрителей) как бы начинают ту «дугу», по которой движется взгляд. Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу. Они современники, их судьбы во многом схожи: и он, и она происходили из знатных родов, жили в Митилене на острове Лесбос, испытали тяготы изгнания, прославились поэзией, воспевающей любовь. Алкея внимательно слушают Коринна, Петрарка и Анакреонт.

Коринна — древнегреческая поэтесса из Танагры. В основе произведений лежат сказания о родной Беотии. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

Петрарка — итальянский поэт (1304-1374), был признан одним из самых великих ученых своего времени. Писал сонеты, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. В 1341 году (на Пасху) он был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. Взгляд Петрарки устремлен на его античного предшественника — Алкея, и это выдает его заинтересованное участие в беседе.

Анакреонт — древнегреческий поэт-лирик, «певец любви». Мотивы его поэзии — наслаждение чувственными радостями жизни. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России образцы анакреонтической поэзии — у Державина, Батюшкова, Пушкина...

Повыше изображен Данте Алигьери — самый великий поэт Италии. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы «Божественной комедии».

Справа от него Гомер , автор «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Традиция предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим поводырем, который стилом записывает его слова на вощеную дощечку.

За спиной у Гомера Данте «переглядывается» с Вергилием. Публий Вергилий Марон — римский поэт. Его героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея — вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима. Соединение фигур Данте и Вергилия оправдано: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу («Божественная комедия») спутником Данте был Вергилий.

Далее изображены Аполлон и музы. Правее них Ариосто и Боккаччо стоят рядом как представители итальянской литературы. Ариосто — автор комедий нравов, его главным творением является «Неистовый Роланд». Джованни Боккаччо — автор поэм на сюжеты античной мифологии. В книге новелл «Декамерон» — гуманистический идеал ренессансной литературы.

Тибулл и Проперций , римские поэты, имеют много общего (поставлены рядом): вышли из среды италийских земледельцев, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной — «госпожи». Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него можно было вставить и настоящее (рифмующееся).

Смотрит на зрителей (что мы там делаем) Тибальди — итальянский литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и в Риме; оставил описание разграбления Рима, во время которого и сам потерял все.

«Ковыряет в носу» Саннадзаро — итальянский поэт. Его пасторальный роман «Аркадия» был популярным памятником итальянской литературы.

Крайней фигурой справа на фреске оказался Гораций и его место в точности соответствует положению Алкея (крайняя фигура слева); оба они изображены в профиль. Это, по-видимому, не случайно: Гораций подражал в своем творчестве Алкею. Рафаэль подчеркнул это и схожестью их одежд.

Гораций — римский поэт. В книгах сатир, од, посланий — рассуждения о бренности жизни, бессмертии поэзии. Воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ умеренности — «золотой середины». Знаменитый «Памятник» Горация породил много подражаний: (Державин, Пушкин)...

Показывает на зрителей пальцем Пиндар — древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, гимны в честь победителей на Олимпийских и других спортивных играх.

Алкей, Коринна, Петрарка, Анакреон, Сафо («десятая муза»)

Юноша — поводырь Гомера, Данте, Гомер, Вергилий

Мельпомена, Каллиопа, Терпсихора, Лолигимния, Аполлон, Клио, Эрато, Талия

Эвтерпа, Урания, Ариосто, Боккаччо, Тибулл, Проперций, Тибальди, Саннадзаро, Гораций, Пиндар

Зачем Аполлону смычок? Затем, чтобы играть на... лире. Такую странную картину мы можем увидеть не только на фреске «Парнас», но и на других произведениях художников Ренессанса.

Досси. Аполлон и Дафна

Провенцале. Орфей

Хенрик де Клерк. Наказание Мидаса

Джованни. Спор Аполлона и Марсия

Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Гермесом

На этих картинах изображен Аполлон, играющий на инструменте, похожем на скрипку. Собственно, это и есть лира. Именно так в те времена (XV-XVI веков) она именовалась. Сегодня этот инструмент, дабы избежать путаницы, называют «лира да браччо », что означает «плечевая лира ».

Этот инструмент (был распространен по всей территории Апеннинского полуострова и назывался просто лирой. Вот поэтому, наверное, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?

Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение .

Так на этой фреске точно воспроизведена кифара у музы Эрато справа от Аполлона. Мы видим лиру у ног Сафо . Предмет у нее в руке, напоминающий рог, служит для настройки. Рафаэль одним из самых первых зарисовал совершенно незнакомый до того тип лиры — инструмент, сделанный из панциря черепахи.

Лира сделана Гермесом из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы. Гермес натянул вместо струн жилы быков Аполлона. Струн было семь, в честь семи дочерей Атланта. После того как лира была готова, Аполлон настроил ее и подарил Орфею, сыну музы Каллиопы. Орфей натянул еще две струны, и их стало девять, в честь девяти муз.

Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники: по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн — от 5 до 10.

В станце делла Сеньятура на противоположной от «Парнаса стене изображены «Добродетели » (группа из трех аллегорических фигур): Сила , держащая в руках дубовую ветвь — символ семьи папы Юлия II, Мудрость и Умеренность . Их фигуры полны изящества.

Слева изображен император Юстиниан, представляющий свой кодекс Требониану. Фреска выполнена учениками Рафаэля. Справа Григорий XI (прекрасный портрет Юлия II) передает декреталии (папские указы) юристу.

Добродетели: Сила, Мудрость, Умеренность

На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология , Философия , Поэзия и Правосудие , олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. В угловых частях свода — небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение » («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием », «Астрономию » и «Суд Соломона ». Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена.

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими — богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Официальная программа создания фресок Станцы делла Сеньятура явилась отражением идей примирения христианской религии с античной культурой , распространенных ученых-гуманистов того времени. А художественная реализация этой программы во фресках Рафаэля Санти стала свидетельством единения светского и церковного начала .

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Станцы Рафаэля в Ватикане - эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана.

Станцы Рафаэля. Фреска "Диспута" в станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanza=комната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Интересно, что время работы Рафаэля над станцами совпадает со временем работы Микеланджело над плафоном Сикстинской Капеллы.

Из четырех комнат: Станца дель Инчердио ди Борго, Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца Константина, - лишь первые три полностью принадлежат кисти Рафаэля. Последняя комната расписана учениками мастера (Джанфранческо Пенни, Джулио Романо, Рафаэле Колле) по эскизам Рафаэля уже после его смерти в 1520 году.

Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Фреска "Пожар в Борго" в Станца дель Инчендио ди Борго

В 1508 году Рафаэль по приглашению Папа Юлия-II приезжает в Рим и начинает работу над росписями парадных залов Ватикана. Первая фреска, которую написал Рафаэль в Станца делла Сеньятура – «ДиспутА» (ударение на последний слог) или по-другому «Диспут о Святом Причастии». О назначении зала до сих пор идут споры. Принято считать, что Станца Сеньятура (от латинского signature= обозначать, ставить знак, отметку) – это рабочий кабинет Папы Юлия-II, где он подписывал свои буллы и послания.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Фреска "Афинская Школа" в зале Сеньятура

Но, вполне возможно, что в этом зале располагались папская библиотека и его коллекция. Это единственная из трех станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Фреска «Диспута» изображает беседы о таинстве причастия. Символ причастия – гостия (или «хостия» = облатка из пресного хлеба), - установлен на алтаре в центре композиции. Действие картины происходит в двух планах: небесном и земном.

Станца Константина

Фрески этого зала изображают победу императора Константина Великого над язычеством. Начиная с фрески «Видение Креста», которая рассказывает о том, как накануне центрального сражения за власть у Мульвийского моста между Константином и Максенцием,

Станцы Рафаэля. Фреска "Битва у Мульвийского моста" в Зале Константина

Константину привиделся сияющий крест со словами «Сим победиши!» Западная стена станцы украшена фреской «Битва у Мульвийского моста», после победы в которой Константин становится единоличным правителем империи. На северной стене фреска «Крещение Константина», и восточная стена повествует о «Константиновом Даре» - это некая грамота, которую якобы получил от Константина Папа Сильвестр, дающая Папе власть над всей западной Римской Империей.

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Станцы или комнаты Рафаэля по праву входят в список самых ярких Четыре комнаты (la stanza с итал. «комната») расписанные невероятными по красоте фресками кисти гения Рафаэля по заказу Папы Юлия II. История шедевра началась с каприза: новоизбранный понтифик просто напросто не хотел жить в апартаментах своего предшественника - Папы Александра VI Борджиа, поэтому повелел подготовить для своего проживания другие комнаты, и расписать их новыми фресками.

Понтифик пожелал украсить свое жилище картинами с духовным смыслом, для чего привлек к работе Рафаэля. Мастер приступил к работе в 1508 году. На то, чтобы расписать поочередно четыре комнаты, у живописца и его учеников ушло 16 лет. Глядя на продуманность и символизм изображенных сцен, и на то, как тщательно проработаны мельчайшие детали, становится понятно почему понадобилось столько времени на создание шедевра. Окончание работ Рафаэль уже не застал: в 1520 году он умер. Завершали роспись помещений обученные им мастера.

Всего станц - комнат четыре:

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Эта комната была расписана первой. Художник создал законченный сюжетный ансамбль, иллюстрирующий деятельность человека в духовных сферах: тема правосудия отражена в сюжете картины «Мудрость, умеренность и сила», теологии посвящен «Диспут», поэзию восхваляет «Парнас», а собирательный портрет философии изображен в «Афинской школе». Кстати, на последней, помимо Аристотеля, Платона и Сократа можно увидеть самого Рафаэля - его автопортрет угадывается в образе молодого человека, беседующего с Птолемеем.

Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

Общий сюжет росписей в следующей комнате связан с темой божественной защиты церкви. Здесь Рафаэль стремится вселить в зрителя уверенность в покровительстве со стороны Господа. Художественный замысел раскрывается через картины, объединенные одной идеей: Бог вмешивается в ситуацию когда церковь или верующий сталкивается с опасностями или угрозами. Доказательством этого служат библейские и исторические события, запечатленные на стенах комнаты:

Фреска «Месса в Больсене» служит напоминанием о чуде 1263 года, когда в момент причастия хлеб в руках служителя церкви стал кровоточить. «Освобождение Петра из темницы» напоминает зрителю эпизод из Нового Завета, когда апостол чудесным образом вышел на свободу из тюремной камеры. Картина, давшая название станце, рассказывает о случае с сирийским военачальником Элиодором, который был изгнан ангелом из иерусалимского храма.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Понтифик пожелал, чтобы в этом зале для трапез были нарисованы самые яркие эпизоды из жизни предыдущих Пап. В результате на свет появилась картина, повествующая о том, как во время пожара в Борго (отсюда и название комнаты) Лев IV, с помощью крестного знамения остановил распространение огня. Эту и остальные фрески станцы Рафаэль рисовал вместе с помощниками, работая параллельно над другими проектами.

Зал Константина

Художник, получив заказ на роспись зала для приемов, успел только нарисовать наброски, после чего скончался. Работу над четвертой комнатой вели ученики Рафаэля, руководствуясь его эскизами.

Все фрески в помещении посвящены борьбе императора Константина с язычниками. Константин сыграл важную роль в становлении церкви: он первым из римских императоров принял крещение и стал всячески содействовать распространению христианской веры. Одним из ключевых моментов в этом деле стала битва у Мульвийского моста, когда появившееся на небе знамение сияющего креста, придало силу войскам Константина, которые в этот момент бились с языческим войском.

Как увидеть станцы Рафаэля?

Расписанные комнаты находятся в Музеях Ватикана, куда можно попасть, предварительно заказав билет. Музей открыт каждый день, кроме воскресенья. Нужно учесть, что вход в коротких шортах, топиках и майках с оголенными плечами запрещен. Посетителей просят прикрыть плечи и колени.

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля в музее Ватикана на карте

Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.



Рассказать друзьям