Гравюра на металле – благородный и отличный подарок на все случаи жизни! История развития и виды техник гравировки на металле.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

- (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (доски), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… … Художественная энциклопедия

- (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия

Ы; ж. [франц. gravure] 1. Рисунок, вырезанный или вытравленный гравёром на гладкой поверхности какого л. твёрдого материала; печатный оттиск такого рисунка. Г. на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Г. резцом, иглой на меди. Цветная г.… … Энциклопедический словарь

Штихели инструменты для торцовой гравюры … Википедия

гравюра - ы, ж. 1) Печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины (доски), на которой вырезан рисунок. Санька показывала только что привезенные из Гамбурга печатные листы гравюры славных голландских мастеров (А. Н. Толстой). 2) Вид графики,… … Популярный словарь русского языка

- (франц. gravure, от graver вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВЮРА оттиск рисунка, вырезанного на стали, камне, дереве и проч. Полный словарь … Словарь иностранных слов русского языка

Гравюра - 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто … Издательский словарь-справочник

- (французское gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (доски), на которой нанесен рисунок. 2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Различают… … Современная энциклопедия

ГРАВЮРА, ы, жен. 1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром. 2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме. | прил. гравюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

гравюра резцом - Самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов. Тематики полиграфия … Справочник технического переводчика

Книги

  • Гравюра на металле. К 115-летию Русского музея , . Иллюстрированное издание знакомит с основными направлениями развития гравюры на металле в отечественном искусстве. История гравюры на металле прослеживается с момента ее появления в России в…
  • Гравюра на металле. Альбом , . Вашему вниманию предлагается альбом, в который вошли гравюры на металле из собрания Русского музея…
Гравюра “в металле”. Чеканка металлопластика.

Хотя скорее моё творчество стоит назвать металлографикой . Но обозначу так “металлографика и металлопластика” . В обиходе просто - чеканка . Хотя, к сожалению, сей вид древнейшего и священного искусства был нивелирован в центральном Черноземье в последней четверти двадцатого века до уровня пошлости, глупости и примитива. Всякий кому не скучно хватал гвоздь молоток и заявлял, что он уже чеканщик. “TOREUTA” и “TOREUFICE” превратились в “девочек со свечками” или “с цветочками”. Традиции были размыты. Но сохранились.

Обыватель “наелся” чеканкой, сытно отрыгнул и перешёл к “десерту”- китайскому ширпотребу. Приятного аппетита! Я считаю себя художником- медиевистом, поэтому в основном обращаюсь к средневековой тематике и формам, и способам изображения этой эпохи. Порой я нарочито использую в своих работах элементы, эпизоды композиций классиков (в основном северного возрождения), чтобы придать уже своим композициям “дух времени” и чтобы ни в коем случае не скатится до клише “фэнтэзи”.

В средние века не было мировоззрения, но было мироощущение через религию и оно запечаталось в линии и графике того времени. И я обязан максимально сохранить его и перенести через века на нашу почву. Мне приходилось много копировать, (если слово копировать будет здесь правильным), переводить в металл гравюры старых мастеров, я жил той эпохой и стал попирать “ткань” их творчества.


П. Брейгель "Большие поедают малых", 62*65 см, листовая медь 0,5 мм

Я перевожу средневековую гравюру в металл. В священный металл. И она начинает жить по- новому, сохраняя все свои тайны. Тайны времени в половину тысячилетия.

Гравюра (от французского слова “GRAVER”- вырезать) - вид графического искусства, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу при помощи печатной краски. Гравюрой называют также оттиск с доски и саму гравированную доску (печатную форму).

Гравюра может быть высокой или выпуклой, если чёрные (печатающие) штрихи рисунка оставляет на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезают. Если же печатающие штрихи прорезают (или протравливают) вглубь, а промежутки оставляют нетронутыми- гравюра называется глубокой или углублённой. В первом случае печатную краску наносят на поверхность доски, во втором- забивают внутрь штрихов, а с поверхности доски стирают.

К высокой гравюре относятся гравюра на дереве и на металле: резковая гравюра, офорт, сухая игла и другие.

Гравюра принадлежит столько же искусству, сколько и печатному делу, полиграфии. Из двух разновидностей гравюры развились два основных способы печати: высокая или типографская печать (включающая наборный шрифт) и глубокая или металлографическая печать. Позже к ним присоединился третий способ- плоская печать, к которой относится литография. Печатающие штрихи и промежутки между ними лежат здесь в одной плоскости, на поверхности литографского камня, и печатание основано на химическом принципе. Высокая печать- старейший способ печати, наиболее распространённый и сейчас. Самым ранним видом высокой печати была гравюра на дереве , или ксилография (название происходит от греческих слов “ксюлон”- дерево и “графо”- пишу, рисую).


"Надеюсь только на себя." Вариация гравюры А. Дюрера "Риноцерус", 60*45 см

Долгое время существовала только продольная гравюра , которая режется на досках, выпиленных вдоль волокна дерева. Она называется также “обрезной”, если штрихи рисунка обрезаются только ножом. Продольная гравюра насчитывает более одиннадцати веков своего существования. Гораздо позже появился другой вид гравюры на дереве- торцовая гравюра. Она выполняется на досках, распиленных поперёк волокна.

Свойства материала, инструменты, приёмы гравирования и художественные средства у этих двух видов деревянной гравюры различны. Гравюру и литографию разделяют на оригинальную (авторскую) и репродукционную. В первом случае художник- гравёр вырезает на доске свой собственный рисунок, во втором он воспроизводит изображение, выполненное другим художником в ином материале (напр. Живопись, рисунок)


"Рыцарь зелёной часовни". Вариация гравюры Н. Кошкина 76*52 см, листовая медь 0,8 мм

Оригинальную гравюру часто называют также “творческой”, как бы подчёркивая её художественное превосходство над репродукционной. Но не всегда такое противопоставление оправдано, особенно когда речь идёт о прошлых эпохах в развитии гравюры. Пока не появились современные способы репродуцирования, гравюра была единственным средством воспроизведения изображения. Она главным образом обслуживала смежные области искусства- рисунок, живопись. Но это не мешало художникам- гравёрам, не ремесленникам, творчески подходить к своей задаче, передовая чужие оригиналы, создавать произведения, имеющие самостоятельную художественную ценность. Об этой важной исторической роли гравюры превосходно сказал Э. Делакруа: “Гравюра есть в действительности не что иное, как перевод, то есть искусство переносить идею, выраженную в одном искусстве, в другое, подобно тому, как переводчик делает это с книгой, которая написана чужом языке и которую он переводит на свой. Своеобразие языка гравёра- здесь именно и проявляется его гениальность- состоит не только в том, чтобы подражать при помощи средств своего искусства эффектам живописи, являющейся как бы чужим языком: он обладает, если можно так выразится, своим собственным языком, который кладёт особый отпечаток на его работы и позволяет в точной передаче вещи, которой он подражает, обнаружиться его собственному чувству.”

В деревянной гравюре материал имеет гораздо большее значение, чем в других видах гравюры. Если в офорте рисуют на металле, лишь заменяя карандаш иглой, а в литографии приёмы рисования на камне те же, что и на бумаге, то здесь изображение создаётся совершенно иным способом- штрихи его не рисуются, а реально вырезаются.

А. П. Журов, Е. М. Третьякова “Гравюра на дереве”.


"Трансмутация. Иллюстрация великой имагинации", 60 x 57 см, листовая медь 0,8 мм

Гравюра… представляет собой , как и рисунок, лист бумаги с написанным на него изображением, но возникает это изображение совершенно иным путём. В силу сложности, поэтапности его создания (разработка в рисунке эскиза гравюры, создание печатной формы, процесс печати) Художник лишён в гравюре той свободы, которую он имеет в рисунке.

Гравюра - это условный мир, построенный из своего особого материала. В отличие от рисунка, в гравюре возникает именно самостоятельный мир, ибо здесь изобразительные средства слиты с изображёнными объектами и по отношению к ним безусловны как их материя, их плоть. В этом смысле гравюра сближается с картиной, но если в картине возникает мир, равноправный с реальным по своим зрительным компонентам, то в гравюре- условный в силу свойств её материалов.



"Механизм действия", 82 x 59 см, листовая медь 0,8 мм

… в гравюре - в отличие от рисунка- отдельные элементы художественной условности оказываются чертами первичной условности, что делает вообще обращение к художественной условности в гравюре более органичным, чем в рисунке. Обращение к той или иной манере изображения диктуется прежде всего, конечно, конкретной задачей, решаемой художником: наброски, предварительные эскизы исполняются в свободной манере, этюды и окончательные эскизы часто создаются в завершённой манере. В самостоятельных рисунках характер исполнения отражает подход художника к освоению мира. Свободная манера говорит о стремлении сохранить ощущение непосредственности, выразить остроту впечатлений, переживаний, рождённую непосредственным восприятием. Она отражает личную сопричастность художника происходящему, в ней как бы реализуется “эффект присутствия”. Напротив, завершённая манера свидетельствует о желании художника отлить свои впечатления, представления, переживания в завершённую, окончательную форму, сообщить им значительность, миру, “отделить” его от себя, устранить своё присутствие”. Поэтому завершённая манера чаще всего используется при создании композиционных рисунков. Работая в такой манере, художник иногда имитирует внешнюю форму картины, гравюры и даже чеканки, приближая к ним рисунок также и по характеру замысла, композиции. И тогда возникают произведения, которые можно назвать рисованными картинами.

Выпуклая гравюра . Это гравюра на дереве, линолиуме, пластике, картоне, рельефная гравюра на металле. Для получения оттиска краска наносится на поверхность рисунка и с помощью печатного станка или вручную оттискивается на бумагу.

Техники выпуклой гравюры

Ксилография : обрезная ксилография, торцовая ксилография.

Обрезная ксилография позволяет создавать изображения из черных линий и пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Мастер режет по доске продольного распила. Это определяет большую декоративность обрезной гравюры, создает эмоциональное напряжение.

Для торцовой гравюры применяется доска поперечного распила из твердых пород дерева, комбинация штрихов позволяет создавать тон разной насыщенности, что использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.

Линогравюра обрабатывается резцами подобно обрезной ксилографии, но на линолиуме.

Плоская гравюра: литография и все ее разновидности, также монотипия. Литография на редкость нейтральная по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге - карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п. Это техника создает богатые возможности для передачи динамики света, для выражения романтического начала, для создания особой живописной тональности.

Углубленная гравюра . В качестве основы формы используются медные, цинковые, латунные и стальные пластины, поверхности которых после тщательного полирования (до зеркального блеска), гравируются различными механическими и/или химическими способами с применением соответствующих инструментов. Технология выполнения рисунка будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или линий – борозд, процарапанных, протравленных или прорезанных по предварительно нанесенному рисунку по металлу. Для получения печатного листа в полученные углубления набивают офортную краску и оттискивают на увлажненную бумагу при прокатывании пластины между валами офортного станка.

Виды и техники углубленной гравюры

В зависимости от того, каким способом наносится углубленный рисунок на поверхность гравировальной доски, определились основные разновидности глубокой гравюры (таблица):

Все эти манеры (разновидности) глубокой печати, каждая в отдельности или в сочетании друг с другом, могут быть использованы в создании цветной углубленной гравюры с одной или с нескольких досок.

Резцовая гравюра характерна физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом, что позволяет создать четкую, чисто линейную структуру. Кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. В результате сама манера гравирования, словно стремится создать образ человека действующего, передать характер физической активности, пластической энергии. Для резцовой гравюры характерны сюжетная композиция или репрезентативный портрет.

Разновидности глубокой гравюры

Гравюры, выполненные с печатных досок, гравированных механическим способом, без использования процесса травления

Гравюры, выполненные с использованием процесса травления

Резцовая гравюра

Травлёный штрих или классический офорт

Меццо-тинто

Акватинта

Пунктирная манера

Резерваж

Гравюра сухой иглой

Частично карандашная манера

Мягкий лак

В отдельных случаях карандашная манера, в которой сочетаются приемы кислотного и механического гравирования

Очерковая (контурно-линейная) резцовая гравюра развивалась в основном как репродукционная гравюра: распространялась в качестве иллюстраций, например, к произведениям античных авторов, по рисункам художников классицизма; в России совершенства достиг Федор Толстой (1782–1846).

Разновидностью резцовой гравюры на стали является гравюра органическом стекле или пластмассе.

Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства.

Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами – металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем ). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры. Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства. Эти традиционные приемы репродукционной гравюры надолго заслонили творческие проблемы создания самостоятельной авторской гравюры резцом. Только в начале XX в. такие мастера, как французский живописец, график и гравёр Жан-Эмиль Лабурер (1877–1943), греческий график Димитриос Галанис (1878–1966), работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классическими правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу. В начале 30-х гг. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле. Значительный вклад в развитие резцовой гравюры внесли художники-граверы Германии, Италии, Франции. В России эта манера появилась в конце XVII в. и получила свое развитие в начале XVIII в., при Петре I. Тогда этой манерой гравировались чертежи, планы, иллюстрации для книг, портреты, виды Петербурга. Документально точные, скупые изображения дополнялись всевозможными рамками, виньетками, многочисленными надписями, которые не всегда делали сами авторы. Как правило, этим занимались граверы-исполнители, называвшиеся чертежниками, каллиграфами, орнаментовщиками.

Меццо-тинто , или черная манера. Полированная поверхность пластины механическим или химическим способом делается зернистой. При печати такая пластина дает ровный черный тон. На зазерненyю поверхность наносится иглой или карандашом изображение, светлые места выглаживаются или выскабливаются, создается постепенный переход от тени к свету. Гравюры отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством светотеневых эффектов.

Черная манера (меццо-тинто) была изобретена в процессе поиска новых, более совершенных способов репродуцирования произведений искусства. Принципиальное отличие меццо-тинто от других манер углубленной печати состоит в том, что создание изображения на печатной форме происходит не путем нанесения на нее углубленных штрихов, точек и царапин, а путем высветления рисунка на зерненой поверхности печатной формы, которая дает при печати глубокий бархатистый и сочный тон. Художник рисует не черным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая тем самым необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона. Высветление производится как шабером (срезая верхушки зерненой поверхности), так и гладилкой (заминая острые вершины шероховатого металла). Характерным внешним признаком меццо-тинто является глубокий бархатистый тон в темных местах гравюры. В светлых (не чисто белых) участках тон набирается разными по интенсивности точками, расположение которых зависит от инструмента, применяемого при зернении металла. Самое качественное зернение дает работа качалкой (гранильником). Частота гранильных вершин – 3–4 точки на погонный миллиметр поверхности. В результате поверхность доски приобретает однородную зернистую фактуру, состоящую из мелких углублений и острых вершин между ними. Отличительные признаки гравюры меццо-тинто выражаются в особой плавности границ изображения, в мягких тональных переходах от темного к светлому и в своеобразной зернистости изображения. Помимо зернения доски качалкой, существуют и другие способы, менее трудоемкие, но не выдерживающие никакого сравнения с подлинной черной манерой. К работе в манере меццо-тинто печатную форму подготавливают химическим способом, то есть с применением травления.

Пунктирная манера или пунктир – комбинация из точек, выбитых в доске. Гравюры отличаются мягкостью светотеневых градаций. Одной из графических манер, в которой процесс гравирования доски не связан с травлением различными составами, является пунктирная манера (пунктир), которая была изобретена для использования исключительно в репродукционных целях. Иногда эту манеру ошибочно определяют как производную от карандашной манеры. Это заблуждение, однако, легко опровергается тем фактом, что первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV–XVI вв., то есть гораздо раньше появления карандашной манеры, и инструменты, применяемые при гравировании, по природе своей имеют общие черты с инструментами, используемыми в декоративно-прикладном искусстве, в художественной обработке металла. Бесспорен тот факт, что карандашная и пунктирная манера очень удачно дополняют друг друга, поэтому с середины XVIII в., как правило, в одном оттиске можно в разных соотношениях встретить приемы гравирования обеими этими манерами. При более внимательном рассмотрении отпечатков следов гравирования можно точно определить, каким способом гравировалась печатная форма, однако для этого необходимо в общих чертах ознакомиться с техникой создания печатной формы в пунктирной манере. Особенность гравирования в пунктирной манере состоит в том, что изображение создается путем нанесения на гравировальную доску сложной системы точек разной величины и конфигурации. Тональные градации при этом достигаются путем сгущения или разрядки точек различной формы, величины и глубины гравирования. Точки на поверхность металла наносятся при помощи гравировального молоточка и разнообразных стальных стержней (пунсонов), заточенных на конце в виде ромба, треугольника, квадрата или округлой острой формы. Сила тона в готовой гравюре зависит от размеров и глубины гравирования точки на металле. Пользуясь лупой, можно без труда определить, каким способом гравировалось изображение, и если рисунок набран системой разнообразных точек, полученных от удара молоточком по остро заточенному стальную штифту, то можно с уверенностью отнести эту гравюру к произведениям, выполненным в пунктирной манере. Некоторые художники, работающие в этой манере, обогащают и дополняют гравирование пунктиром приемами из других манер, используя как механические, так и химические способы нанесения рисунка на печатную форму. Например, из резцовой гравюры заимствован прием углубления металла резцом кривой формы, которым наносятся короткие треугольные штрихи, близкие к точке. Этот резец называется стипль. Мастерами стипля в прошлом были Франческо Барталоцци (1792–1799), Т. Берке, из русских граверов – Гавриил Скородумов (1748/55–1792). Из карандашной манеры, выполняемой при помощи травления, заимствован прием травлёной точки. Поверхность металла в этом случае покрывается твердым кислотоупорным лаком, и затем металлической торцовой кистью наносятся точки, обнажающие металл. После травления эти точки дополняются механическими приемами гравирования, использующими их как основу. Принципиальное внешнее отличие этих разных видов точек друг от друга состоит в том, что точка, нанесенная ударом пунсона, имеет вокруг себя легкий тон, мягкие контуры, потому что металл, вытесненный пунсоном, небольшим бугорком возвышается над поверхностью гравировальной доски. Этот бугорок слегка задерживает вокруг себя краску, которая мягко обрамляет при печати каждую точку. Точка, созданная прорезанием металла стиплем, – это треугольник с одной ярко выраженной острой вершиной. Края этой точки четкие и ясные, потому как металл вынут из доски острым резцом и выбран в стружку. Точка, полученная в результате травления, имеет круглую форму, точно передающую следы металлической торцовой кисти. Края этих точек резкие, ровные, по существу это манера травлёного штриха, где штрих укорочен до размеров точки. Пунктирная манера получила распространение как репродукционная манера, ее часто использовали для цветной печати, выполняя репродукции с живописных произведений.

Сухая игла разновидность углубленной гравюры на металле, основана на процарапывании штрихов иглой. Как самостоятельная техника распространилась в XIX в. Мастера А.Дюрер, Рембрандт, Уистлер. Графические манеры, не связанные с применением травящих жидкостей, но использующие при печати технические приемы углубленной гравюры, также можно отнести к технике офорта. Из них среди художников наиболее популярна графическая манера сухая игла. Распознать и верно определить сухую иглу можно лишь зная технику гравирования в этой манере. Полированный лист цинка, меди и, реже, стали гравируется стальными иглами разного сечения. Задача гравера – создать на поверхности гравировальной доски углубленные борозды с поднятыми заусенцами-барбами. Эти заусенцы (барбы) вместе с царапинами забиваются специально приготовленной офортной краской и при вытирании задерживают необходимое количество краски на поверхности пластины. При печати краска переходит на бумагу как из глубоких борозд, так и с поверхности доски, около приподнятого заусенца, придавая оттиску необычайную сочность и бархатистость. Определить манеру сухой иглы довольно просто: штрихи имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Вокруг насыщенного штриха – влажный след затянутой краски. Характер штрихов энергичный, прямой и угловатый, поскольку округлые линии не свойственны технике процарапывания и нарезки заусенцев. Очень часть штрихи сухой иглы убираются шабером или приминаются гладилкой. В этом случае на оттиске тоже остаются следы, органично вписывающиеся в общую графическую структуру листа, поскольку характер исправлений совпадает с приемами гравирования. Наиболее ранние случаи гравирования сухой иглой датируются XV веком.

Изобразительные качества этой манеры использовались как вспомогательные при доработке резцовых гравюр. Очень часто выразительные возможности сухой иглы дополняли другие манеры – такие, как травлёный штрих, акватинта, мягкий лак. Иногда бывает довольно трудно определить, какая манера основная в гравюре, а какая вспомогательная. При внимательном рассмотрении оттиска важно убедиться, что сухая игла применяется в последнюю очередь, ею исправляют и дополняют изображение, потому как на выпуклые заусенцы невозможно нанести слой кислотоупорного лака и поэтому всегда есть вероятность их уничтожения кислотой в процессе последующего травления.

Офорт с технологической точки зрения полярно противоположен резцу: углубленные элементы создаются путем травления металла кислотами. Особенность гравирования в этой манере состоит в том, что тщательно отполированную гравировальную доску (медь, цинк, сталь) покрывают кислотоупорным лаком и затем высушивают. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. После чего оставшееся лаковое покрытие смывается с доски керосином (или другим растворителем). Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха. Во время нанесения на гравировальную форму твердого кислотоупорного лака валиком или тампоном мелкие частицы пыли, присутствующие в лаке или на тампоне, выгорают при закапчивании доски, и кислота «пробивает» лак, вытравливая мелкие точки, не очень заметные на оттиске. Однако при тщательном рассмотрении оттиска при соответствующем увеличении можно заметить точечное вкрапление краски на чистых местах. Это говорит о том, что печатная форма подвергалась травлению кислотой. Благодаря тому, что быстрое и подвижное гравирование острыми иглами происходит без значительных физических усилий, рисунок сохраняет непосредственность, а изображение – живость. Характер штрихов в офорте свободный в разных направлениях, имеет как легкие округлые, так и прямые и угловатые контуры. У линии штриха тупое начало u1080 и окончание. Офортная игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе линии. Для офорта характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени. В офорте проявляется интерес к световоздушной среде. Образ, характерный для офорта, – всегда в становлении, в процессе. Он динамичен, психологически глубок. Для офорта характерен пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет.

Акватинта изобретена для воспроизведения тонового рисунка тушью. Вид гравюры, основанный на протравлении кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. «Акватинта» образовано от итал. Acquaforte – офорт и tinto – окрашенный, тонированный. Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных смол, в большинстве случаев – канифоли. При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пылью расплавляются, и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Последовательно выкрывая кислотоупорным лаком необходимые места, художник тем самым изменяет общее время травления того или иного участка. Темные места травятся по времени больше, светлые – меньше. Таким способом создается широкий тональный диапазон, позволяющий передавать тончайшие тоновые отношения в гравюре. В акватинте, как и в других манерах, внешние характерные признаки зависят в основном от технологии изготовления печатной формы. Заплавленные зерна акватинты дают в оттиске фактуру, которую нельзя найти ни в какой другой манере. В зависимости от количества канифоли, заплавленной перед травлением, на поверхности оттиска фактура представляет собой или белые точки на темном фоне, или крючковатые протравки на светлом. Мельчайшие частицы канифольной пыли дают после травления ровный, от светло-серого до густого черного тон.

Границы между разными тональными пятнами в акватинте в основном жесткие, передающие движение кисти, которой наносят выкрывной лак с целью изменить время травления. Если выкрывание производят торцом щетинистой кисти, то граница между ними рыхлая, оканчивающаяся контуром, характерным для торцовой кисти или губки, которую используют для нанесения выкрывного лака. Тональные пятна ровные по всей площади, потому что время травления для каждого участка внутри пятна одинаково. Встречаются случаи, когда в границах одного пятна на оттиске акватинты присутствует тоновая растяжка. Обычно это заметно на одном из краев гравировальной доски. Художник, желающий получить такую растяжку, опускает доску в кислоту наполовину и травит, покачивая кювету. Таким образом в границах одного пятна получается еще одна, но очень мягкая граница, которая на оттиске выглядит тоновой растяжкой.

Резерваж . Одна из разновидностей офорта – резерваж появился в результате совершенствования методов гравирования в акватинте и внесения в эту манеру приемов травлёного штриха. Характерными признаками резерважа являются свободные движения широких мазков кисти или подвижного штриха пера, с их своеобразными утолщениями, тонким окончанием при отрыве от поверхности и мелкими набрызгами. Если в акватинте кистью выкрываются фоновые поверхности, а рисунок мотива композиции протравливается как остаток поверхности от фона, то в манере резерважа рисунок наносится свободно кистью на обезжиренную поверхность доски. Состав наносимой черной краски таков, что после того, как этот рисунок накроют выкрывным лаком и после высыхания поместят в воду, краска растворится в воде и слетит с доски вместе с лаком, обнажив поверхность металла, готового к травлению. Фоновая поверхность автоматически в один раз выкрывается лаком, сохраняя всю свежесть и непосредственность изображения, нанесенного пером или кистью. В зависимости от того, каким инструментом наносится на поверхность гравировальной доски легкорастворимая в воде краска, различают две разновидности резерважа – резерваж-кисть и резерваж-перо. Оттиск, полученный с формы резерваж-кисть, напоминает рисунок кистью, только мазки на нем равномерного тона, без растяжек, с ровными ясно очерченными краями. Если рисование кистью осуществлялось на слабо обезжиренной доске, то края мазков приобретают неровную брызгообразную форму. Скатанная краска на границах мазков дает характерный силуэт, который некоторые художники используют как своеобразную графическую фактуру. Этот прием также характеризует оттиск как гравюру, выполненную в манере резерваж-кисть. Широкие мазки кистью обнажают достаточно большое поле чистого металла, на котором при печати не будет удерживаться краска. Поэтому, для удержания краски, данные участки чистого металла в границах широкого мазка припудривают как акватинту, используя выразительную фактуру расплавленной канифоли. Внутри широкого мазка видна поэтому графическая фактура акватинты. Это является одной из характерных особенностей гравюры, выполненной в манере резерваж-кисть. Оттиск, полученный с печатной формы резерваж-перо, отличается от гравюры резерваж-кисть тем, что характер штрихов на протравленном металле точно сохраняет выразительные особенности рисунка металлическим или птичьим пером. Технологический процесс (выкрывание, смывание и травление) аналогичен процессу манеры резерваж-кисть, с той только разницей, что нет необходимости использовать приемы акватинты, так как рисунок пером не обнажает большие поверхности чистого металла. Манера резерваж-перо отличается от травлёного штриха тем, что характер рисунка гравированной иглой совершенно противоположен характеру рисунка пером. Офортная игла, оставляя след одинаковой толщины на черной поверхности кислотоупорного слоя, создает рисунок белым по темному (в процессе гравирования). Перо же, металлическое или птичье, рисует черной краской по белой обезжиренной поверхности металла, создавая живой, выразительный рисунок на гравировальной доске в том виде, в каком он будет отпечатан на бумаге. По данным, на первый взгляд незначительным, внешним отличиям в характере рисования на печатной форме и можно определить разновидность гравюры. Резерваж впервые появился во Франции во второй половине XIX в. С той поры техника гравирования непрерывно совершенствовалась. Появлялись новые составы рисующей краски, новые составы выкрывного лака, изменялись инструменты, кисти, перья (разнообразные птичьи и тростниковые), вырабатывались новые, более совершенные приемы работы, направленные на то, чтобы как можно точнее и в максимально полном объеме сохранить авторское рисование по печатной форме. В последнем и заключается суть резерважа.

Лав΄ис - рисование на доске кислотой, наносимой кистью. Гравюра в технике лавис напоминает рисунок кистью с размывкой. В широких мазках, размытых в некоторых местах, явно проступают приемы акварельной техники. Границы таких мазков, тоновых пятен мягкие, свободные; накладываясь друг на друга, они создают очень гибкие тональные отношения. Для того, чтобы понять природу такой гравюры и распознать ее в оттиске, необходимо иметь представление о технологии изготовления ее печатной формы, которая и приводит, в конечном результате, к появлению тех характерных внешних признаков, по которым и определяется графическая манера. К таким разновидностям акватинты, получившим самостоятельное значение, относится лавис. Технология изготовления печатной формы в данном случае достаточно проста. На тщательно отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (имеется в виду нанесенная и расплавленная канифольная пыль), наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости выкрывания кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка. Подмена одной графической техники другой не всегда бесспорна, и художники, работающие в этой манере, применяют разные способы нанесения канифольного слоя с целью получения различной фактуры, что придает оттиску своеобразие и приводит к неоспоримым художественным результатам. В конечном итоге современный лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний рисующих мазков. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой.

Мягкий лак . Родственной манерой, в которой при гравировании печатной формы используется кислота, является мягкий, или срывной, лак. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению. В зависимости от характера фактуры материала, от силы соприкосновения на поверхности печатной формы появляются обнаженные места, которые после травления образуют зернистые штрихи разной глубины. Имея достаточно полное представление о процессе рисования на печатной форме, можно легко определить манеру мягкого лака и отличить ее от карандашной манеры, с которой ее сближают внешние схожие признаки. На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги – зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например, поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую марлевую ткань. Фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере «мягкого лака», внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка. При распознавании гравюры следует внимательно осмотреть чистые поверхности, на которых нет штрихов. Эти места на оттиске в большинстве случаев имеют точечные мелкие вкрапления краски. Дело в том, что на поверхность формы наносится довольно тонкий слой мягкого лака, и бумага, даже без нажима, под собственным весом прогибается и касается его, и ее шероховатая поверхность незначительно обнажает металл. В процессе травления кислота в этих местах «пробивает» лак, и при печати микроскопические точки появляются на чистых местах гравюры. Опытные офортисты знают об этом и стараются самые чистые места выкрывать кислотоупорным лаком.

Границей любого оттиска служат фаски (косые срезы краев доски), которые выдавливаются на бумаге и являются также и краями печатающей поверхности. При создании гравюры в манере «мягкого лака» граница изображения отодвигается от фасок на 5–8 мм, образуя фасеты. Это чистое поле, обрамляющее изображение по всему периметру, получается в результате выкрывания его жидким лаком с целью предохранить края гравировальной доски от случайных захватов пальцами в процессе травления и промывки. Наличие чистых фасет на оттиске также говорит о том, что гравюра, возможно, выполнена в манере «мягкого лака», хотя такие фасеты могут быть и в акватинте.

Карандашная манера. Карандашная манера сочетает в себе два способа гравирования – химический и механический. Будучи созданной исключительно для воспроизведения рисунков, как самостоятельная манера она не получила широкого распространения. Первым признаком гравюры, созданной в карандашной манере, является полная имитация следов, оставленных на бумаге графитным карандашом, сангиной, пастелью. Химическое гравирование в этой манере осуществляется следующим образом. Полированную поверхность медной доски следует покрыть твердым лаком и затем закоптить факелом (аналогично подготовке офортной доски под гравирование травлёным штрихом). Штрихи, которыми переводится рисунок, выполняют рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных конфигураций, свободно вращающиеся на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью. Оттиски, полученные с гравировальных досок, выполненных в травлёной карандашной манере, отличаются чистотой штриха, набранного точками – разнообразными по конфигурации, но с одинаковыми интервалами между ними. Каждая точка имеет четкую протравленную границу. В местах густого скопления точек немного видна белая бумага, что создает ощущение свежести и прозрачности в тенях. Указанными выше инструментами можно гравировать отполированную медную доску и без нанесения кислотоупорного твердого лака, исключив, тем самым, процесс травления. В этом случае каждый след на полированной меди будет получен в результате вдавливания острых краев рулетки в металл, что сопровождается образованием вокруг каждой вдавленной точки небольшого возвышения (выдавленный металл), или маленького заусенца. При набивании углублений краской и последующем вытирании эти заусенцы удерживают незначительное количество краски, что придает каждому штриху и гравюре в целом мягкий, как бы увлажненный характер. Как правило, на одной доске не совмещаются приемы химического и механического гравирования, поэтому, сопоставив несколько оттисков, легко распознать, каким именно способом карандашной манеры сделана та или иная.

Показаны выразительные возможности каждой техники, ее языка и ее эстетика, которые в гравюре определяются технологией, самим способом обработки доски. И это объясняет, почему история гравюры имеет такое большое количество разных техник.

Оригинальным видом художественной гравюры, объединившим несколько технологический приемов обработки металлической поверхности и получившим свое наименование по месту бытования является златоустовская гравюра на стали . Суть уральской гравюры заключается в технологической последовательности ряда операций, каждая из которых выполняет определенную задачу и служит подготовительной для выполнения последующей.

    Полирование . Пластина – заготовка из углеродистой стали, мягкой, легко поддающейся различной деформации по замыслу автора (выпуклость, вогнутость и пр.), полируется абразивными кругами, выполненными из дерева и обтянутыми по периметру кожей или технической кошмой. На клеевую основу кожи или кошмы нанесены абразивные порошки от крупнозернистых до мелкозернистых, что позволяло получать высокий класс чистоты обработки поверхности.

2.Нанесение рисунка . Предварительно полированную поверхность промывают бензином и чистят зубным порошком при помощи мягкой ткани. Рисунок наносят колонковой или беличьей кистью асфальтовым лаком.

Нашли применение два способа нанесения рисунка:

– через копировальную бумагу контуры рисунка наносятся с эскиза непосредственно на пластину;

– при серийном или массовом производстве изделия переносе рисунка осуществлялся при помощи трафарета или сеткографии, т.е. металлической сетки.

3.Сушка изделия. Применялось два метода сушки изделий: естественная сушка, когда изделие оставляют просушиваться в течение одних суток, и принудительная сушка в печах, что значительно ускоряло процесс.

4. Травление. В состав травильного вещества входят сернокислая медь, алюминиевые квасцы, поваренная соль. Температура раствора 50–60 градусов. Вытравка листа происходила в местах не покрытых лаком, который предохраняет поверхность металла от действия раствора. Изделие поливается травильным раствором несколько раз, пока не будет достигнута требуемая глубина и на поверхности металла образуется шлам-слой оранжевого цвета. Затем лак смывается, изделие тщательно обезжиривается бензином или зубным порошком. Далее промывается водой и просушивается.

5. Размывка в никель . Одна из сложных и ответственных операций. Художнику-гравёру приходится тщательно работать кистью, закрашивая лаком на стальной пластине места, не подлежащие никелированию. Лак асфальтовый, кисть беличья.

6. Никелирование . Операция никелирования производится в ванне. Время выдержки зависит от количества и размера изделий, одновременно загружаемых в ванну. Толщина покрытия 2-3 микрона. По завершении операции изделие промывается поочередно в проточной холодной, а затем в горячей воде. После никелирования лак не смывается. Поверхность металла, подвергнутая перед никелированием травлению, дает матовый бархатистый фон; гладкая полированная поверхность приобретает после никелирования фон глянцевый, блестящий.

7. Золочение . На изделии лаком закрашиваются те места, которые не следует золотить. С тыльной стороны пластина также покрывается лаком. Операция золочения происходит гальваническим способом. Режим зависит от площади поверхности золочения и количества загружаемых в ванну изделий. Температура в гальванической ванне комнатная. После золочения лак с изделия тщательно снимается. Поверхность изделия обезжиривается.

8.Синение. Углеродистые стали, которые применялись при изготовлении предметов в технике златоустовской гравюры, при нагреве приобретают так называемые цвета побежалости: от соломенного до темно-синего. Те места из пластине, где нет покрытия никелевого слоя, подвергаются синению или же, по замыслу художника, автора, должны приобрести нужный оттенок синения. Возможно сочетание нескольких цветов побежалости. Синение осуществляют в ванне. Для синения используются два компонента, один из которых – селитра – нагревается до температуры 380–400 градусов. Время выдержки зависит от массы изделия. Контроль визуальный. Как только на металлической поверхности появляется необходимый цвет, изделие сразу погружают в другую среду – холодную воду. Синение обогащает цветовую палитру художественной гравюры, расширяет творческие возможности художника-гравёра.

Воронение – разновидность синения, метод термической обработки стали позволяет получать различные темные оттенки металла. Используя варьирование в цвете: светлый, белый, золотой, желтый, синий, серый, черный, соблюдая равновесие между матовой и глянцевой поверхностью, работая по одному и тому же эскизу, художник-гравёр создает различные по художественной выразительности произведения.

На данном этапе работа художника-гравёра заканчивается.

9. Лакирование. Поскольку никель и золото на изделие наложены тонким слоем, они не служит антикоррозийной гарантией. С целью предохранения изделия от коррозии его поверхность покрывают бесцветным лаком. Перед лакированием изделие тщательно промывают, чистят и просушивают. Сушка принудительная. Готовое изделие проходит контроль и поступает на склад готовой продукции предприятия

Гравюра резцом - одна из основных разновидностей углублённой гравюры на металле.

Технология создания резцовой гравюры следующая: в металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек.

Затем в углубления тампонами вбивается краска,

Доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка.

Резцовая гравюра появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра, первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута. На сегодняшний день, древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. При выполнении резцовой гравюры мастер берёт ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона наносит рисунок,

Который затем проходит уже более основательным инструментом - резцом или штихелем.

После этого в доску втирается краска, снимаются её излишки, и печатается лист.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Резцовая гравюра на металле - сложнейшая техника, она требует точности, внутренней дисциплины, значительных физических усилий и многих часов работы. Так, свою знаменитую гравюру "Рыцарь, смерть и чёрт" сравнительно небольшого формата (24,7×18,9 см) А. Дюрер гравировал более трёх месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов.

Чтобы проверить эффект рисунка, художники часто делают так называемые пробные отпечатки до полного окончания работы. Пробные оттиски выдающихся мастеров высоко ценятся прежде всего за их редкость, но, может быть, не меньше за их свежесть, за возможность проникнуть в процесс работы художника. В процессе работы над гравюрой художник часто меняет рисунок и композицию, уничтожает одни линии и заменяет их другими, иначе распределяет свет и тени и т. п., причем фиксирует эти последовательные перемены в ряде оттисков. Такие оттиски (их бывает до десяти и даже больше), которые как бы констатируют эволюцию гравюры, называют «состояниями». Различают также отпечатки «до подписи» (художника) и «до адреса» (издателя). Отличие цены первого и последнего отпечатков может быть очень большим. Кроме того, в ходе работы некоторые художники делают на полях легкие наброски (нечто вроде «пробы пера», фиксирующей внезапно мелькнувшее видение фантазии). Эти «ремарки», зафиксированные в пробных отпечатках, потом уничтожаются.


Печатная форма резцовой гравюры. Портрет Уолта Уитмена. 1860 г.

Самым замечательным мастером XV столетия является немецкий гравер Мартин Шонгауэр, работавший в Кольмаре и Брейзахе. Его творчество, соединяющее в себе позднюю готику и ранний Ренессанс, оказали значительное влияние на немецких мастеров, в том числе Альбрехта Дюрера. Среди мастеров первой половины XVI века стоит отметить уникального голландца - Луку Лейденского. Из итальянских мастеров XV столетия наиболее значительны Андреа Мантенья и Антонио дель Поллайоло. В Италии в XVI веке возникло направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры - это было репродуцирование произведений живописи.

Возникновение репродукционной гравюры связано с именем Маркантонио Раймонди, который, работая до конца первой трети XVI столетия, создал посредством резца несколько сотен воспроизведений с работ Дюрера, Рафаэля, Джулио Романо и других. В XVII веке репродукционная гравюра была чрезвычайно распространена во многих странах - во Фландрии, где было воспроизведено множество полотен, особенно Рубенса. А во Франции в это время Клод Меллан, Жерар Эделинк, Робер Нантейль и другие способствовали расцвету искусства репродукционного классического гравированного портрета.

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк - он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше - это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта - разновидность офорта - позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто - еще один вид гравюры на металле - позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба - борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит - гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.



Рассказать друзьям