История культуры и искусств: Конспект лекций. История культуры и искусства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классификация видов пространственных искусств. Временные, пространственно-временные (синтетические) и пространственные виды искусств. Изобразительное искусство. Станковое, монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. Технические искусства.

Основные теории происхождения искусства. Магические и мифологические представления как основа возникновения искусства. Социальная функция искусства. Теория художественного инстинкта. Эстетические воззрения И.Канта, Ф. Шиллера и Г.В. Плеханова. Первобытное искусство – формы, функции, специфика.

Искусство древнего Египта – типологическая характеристика, периодизация, основные типы архитектурных сооружений, монументальная и мелкая пластика, скульптурный рельеф и живопись. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Типология египетской мебели. Выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно - культурных рамках. Использование египетских стилистических признаков в произведениях искусства других исторических эпох.

Периодизация крито-микенской цивилизации (рубеж III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Позднеминойский период - 1600-1200 гг. до н.э. Своеобразие архитектурной композиции и художественного облика критских дворцов на примере Кносского дворца: вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, чередование открытых дворов с замкнутыми помещениями; сложность маршрута; живописно-декоративный характер интерьера; художественные и тектонические особенности критской колонны. Живописная смена освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса. Росписи Кносского дворца.

Периодизация искусства Древней Греции. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Ментальность и система ценностей греческой культуры (антропоцентризм и т.п.). Роль личности художника в греческом искусстве. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Искусство гомеровского времени (XI - VIII в. до н.э.). Искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.). Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)

Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные элементы архитектурной композиции храма. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, толос. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Роль скульптуры в греческом храме. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа. Особое значение цвета в архитектуре.

Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей. Дорический и ионийский ордера: основные элементы конструкции. Коринфский ордер. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Понятие архитектоники. Введение системы соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.

Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Роль цвета в скульптуре архаики. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. Зарождение и эволюция групповой статуарной композиции (Мосхофор). Скульптурное надгробие. Скульптурное оформление храмов - пластическая передача конкретного мифологического сюжета.

Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя. Равновесие компонентов композиции - единство свободной компоновки и порядка как в элементах зданий, так и в композиции ансамбля. Соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как вершина в развитии греческой архитектуры и скульптуры. Эрехтейон: асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры. Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.

Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.). Стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и показ состояния действия или способности к нему. Ранняя классика - постепенное овладение конкретной передачей пластическими средствами мотива движения (Дельфийский возничий, статуя Посейдона (Зевса),“Тираноубийцы”). Зрелая классика - творчество Мирона (“Дискобол”, Афина и Марсий). Канон Поликлета и его применение в скульптуре. “Дорифор” и система хиазма. Скульптура Фидия (Афина Парфенос, Зевс Олимпийский). Поздняя классика. Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений, вызванных утратой идеалов полиса. Творчество Скопаса - разрушение целостного и гармоничного пластического образа в сторону передачи острых, взволнованных мотивов. (Менада). Аполлон Бельведерский скульптора Леохара. Скульптурное оформление храмов.

Вазопись периода архаики. Расширение сферы используемых сюжетов и форм сосудов как черта архаической вазописи. Чернофигурная вазопись: особенность художественно-содержательной программы. Творчество Экзекия (килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора). Краснофигурная вазопись и ее мастера (Евфроний, Евфимид). Вазопись периода классики. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи (“строгий стиль”). Изысканная линия, передача подвижного покоя, гармоничный баланс в показе мифологического сюжета через реальный, “бытовой” эпизод как основные черты “строго стиля”. Мастер Бриг - килик с изображением последствий пирушки. Особенность формально-образной структуры белофонных лекифов. Фигурные сосуды.

Искусство эллинистического времени. Хронологические и территориальные рамки эллинистической эпохи. Интенсивное развитие всех художественных форм, их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Утрата архитектурой цельности и органичности содержания и выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Алтарь Зевса в Пергаме: особенность художественно-образной программы, пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Мавзолей в Галикарнассе - композиция сооружения, скульптура Усложнение композиции построек и появление темы напряженного преодоления пути в ансамблях эллинистической архитектуры.

Существование в эпоху эллинизма различных скульптурных школ. Ника Самофракийская и Венера Милосская скульптора Александра: два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность). Появление в эллинистическое время статуй правителей, философов, интерес к возрастным особенностям. Аллегория в эллинистической скульптуре. Лаокоон.

Периодизация искусства этрусков. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов - государств. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по экстерьеру и интерьеру. Монументальные росписи. Сюжеты росписей этрусских гробниц. Погребальный культ и его влияние на сложение художественно-образной программы этрусских гробничных росписей. Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.) Введение композиции в гробничные росписи и принципа организации пространства (цоколь, сюжетная зона, фронтон, ложная дверь). Развернутые повествовательные циклы, сохранение яркой декоративности цветовой гаммы, использование жесткого контура, статичность, застылость поз, большое количество “пейзажных” тем, возможность тематических вариаций в рамках общей содержательной системы как отличительные черты монументальной живописи эпохи архаики (Гробницы Львиц, Авгуров в Тарквинии). Эпоха классики (около 460-380 гг. до н.э.). Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры, широта палитры, выразительность контура, в конце периода классики - стремление к повышенной декоративности, усложнение композиционных схем, увеличение орнаментальности (Гробница Леопардов, гробница Триклиния). Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII- нач. VI вв. до н.э. - крышки, украшенные специально изготовленной бронзовой маской, кон. VI - пер. пол. VI вв. до н.э. - с крышками в виде человеческой головы). Выразительность черт лица и жеста, отсутствие идеализации и своеобразие каждого образа. Урна-канопа, украшенная глиняной маской из Кьюзи, урна-канопа из Сартеано. Слабая расчлененность формы, строгая фронтальность позы, как характерные черты погребальных урн в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа урны в виде прямоугольного ящика с рельефами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего на ложе умершего и сидящей рядом женской фигуры. Саркофаги. Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI до н.э. Саркофаг супружеской четы из Черветери. Вторая половина VI в. до н.э. - новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Саркофаг с изображениием умершей четы на крышке из Бостонского музея. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа (общего для урн и саркофагов) в виде ящика, украшенного рельефами и изображением пирующего умершего, постепенный рост внимания к портретным чертам.

Периодизация древнеримского искусства. Искусство Древнего Рима периода Республики. Древнейшая (VIII -V вв. до н.э.) и республиканская (V в. до н.э.-I в. н.э.) эпохи как периоды становления римского искусства. Отличное от греков, “римское“ понимание ордера: ордер как рама, оформляющая архитектурное пространство, система наложенного ордера. Применение арки и свода. Иное идейное содержание архитектуры: грандиозность, масштабность, прославление величия империи и императора, монументальность, большой пространственный размах, стандартизация элементов архитектуры и декора. Формирование в эпоху Республики основных типов сооружений: форумы, базилики, храмы, термы, театры, жилая архитектура - виллы. Использование техники бетона. Применение ордерной аркады как функциональное и художественное решение. Искусство Римской империи.Важность для архитектуры империи проблем эволюции основных типов архитектурных сооружений. Формирование римской триумфальной арки и ее художественно-образная структура. Широкое распространение римской архитектуры по всей территории империи.

Раннереспубликанский портрет - ведущий жанр изобразительного искусства Рима. Выработка основных типов портретов: бюст, стоящие статуи ораторов, полководцев. Соотношение индивидуального и типического: четкая конструктивность пластического объема, точность в изображении реальных деталей. “Оратор”, портрет Брута. Эволюция портрета от Ранней и зрелой республики к Поздней республике, переход к портретам политических деятелей, выход личности изображаемого за рамки республиканских представлений. Портрет Юлия Цезаря.Портрет Августа из Прима Порто - “программный” характер парадных статуй, идеализация личности под влиянием новых эстетических норм, официальное направление в римском скульптурном портрете. Многообразие направлений в развитии скульптурного портрета, постепенная замена идеализирующей трактовки более точной передачей черт лица и характера человека. Время домината - эпоха глубокого кризиса античных пластических форм. Переход к уплощенной форме, постепенный отказ от объема, часто застылость, схематизм и гипертрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Портрет Константина.

Живопись. I Помпеянский стиль (II в. до н.э. - 80-ые гг. I в. до н.э.) - слитность росписи с пластикой архитектурных элементов, подчеркивание конструктивности формы, преобладание теплых тонов (красного, коричневого, желтого). II Помпеянский стиль (80-15 гг. до н.э.) - большая иллюзорность, принципиально новое понимание архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружающим здание пространством, прорыв стены (введение иллюзорных архитектонических элементов, использование видов природы). Вилла Мистерий в Помпеях. Росписи III Помпеянского стиля (15-г. до н.э. - 50 -е гг. н.э.)- отказ от декораций, нарушавших плоскость стены, интерес к торжественной статике, включение клейм с пейзажными видами, натюрмортами, портретами. Крупные композиции сюжетного характера. Альдобрандинская свадьба. Четвертый помпеянский стиль - использование приемов иллюзорного прорыва пространства, фантастических архитектурных композиций, динамичность, выбор в сюжет напряженных, драматических композиций, тяготение к пространственной широте. Росписи дома Веттиев, Золотого дома Нерона.

Программа Колизея: предельная простота и экономичность конструкции, замкнутость, отгороженность объемов и в силу этого интерес к внутреннему пространству, система ордерной декорации (наложенный ордер, применение одновременно всех трех ордерных систем, использование большого ордера) для различного осмысления и эмоционального восприятия ярусов. Широкое использование ордерной аркады, пластических элементов для оживления архитектурной массы стены. Колизей как самое значительное сооружение I в. н.э.

Пантеон - как наивысшее выражение инженерной и архитектурной мысли античного Рима. Художественно-образная программа Пантеона: пример перекрытия большепролетного купольного пространства, приоритет в развитии интерьерного пространства.

Периодизация искусства Древней Руси. Влияние Византийской культуры и искусства. Формирование композиции крестовокупольного храма. Отличительная черта искусства домонгольской поры – монументализм форм (храм Софии Киевской и Софии Новгородской). Одноглавные четырехстолпные храмы Новгорода и Москвы. Храмы с зальным пространством интерьера (Московский Успенский собор). Шатровое зодчество (церковь Вознесения в Коломенском).

Развитие местных художественных центров Древней Руси в XIII - XIV вв. Архитектура Новгорода XIV в. Приходская церковь как новый вид храма (первая из этой серии церковь Спаса на Нередице). Влияние изменения материала и строительной кладки на композицию и внешний облик храмов. Церкви Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице. Монументально-декоративное убранство храмов – сюжеты и символика. Фрески Феофана Грека.

Венец – основной конструктивный элемент в деревянном сооружении русского зодчества. Каноническая схема, лежащая в основе композиции деревянного храма. Трехчастная форма простейшего клетского храма (церковь Лазаря XVI века). Восьмерик – новый плановый прием в архитектуре. Появление восьмериковой церкви с четырьмя прирубами. Ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера. Шедевр деревянного зодчетва XVII века – двадцатидвухглавая Преображенская церковь.

Четырехугольный бревенчатый сруб – основа деревянных построек. Простейшая форма жилья с печью – изба. Особенности освещения. Композиция традиционного русского жилища, применение принципа разделения на отдельные части и модульного построения. Комбинация жилой и хозяйственной зон. Эволюция жилища городского типа в XVI – XVII веках. Связь с природным окружением и сезонное использование некоторых помещений. Различное назначение палат. Формирование теремного ансамбля построек. Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Значение монастырей в государственной и социальной жизни Московской Руси XIV – XVII веков. Влияние Сергия Радонежского на развитие православия. Формирование нового типа монастыря с общежитийным уставом. Троице-Сергиева Лавра как центр православной философии и национальной культуры. Участие монастырей в освоении и укреплении рубежей Северо-Восточной Руси. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Мирожский и другие монастыри. Творческая деятельность Андрея Рублева и Дионисия. Развитие книжной миниатюры.

Формирование художественных школ русских земель. Язык и содержание иконы. Иконопись – основной вид изобразительного искусства. Новгородские иконы XIII-XV вв. Лаконичность и простота композиции, точность рисунка, красочный колорит, неповторимая трактовка изображений. (Чудо Георгия о змие; Чудо о Флоре и Лавре). «Житийные» иконы. Иконы «северного письма». Псковские иконы XIII-XV вв. Монохромная палитра, тяжеловесные фигуры, контрастная гамма. Московские иконы XIV - XV вв.

Андрей Рублев. Биографические данные. Работа в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творческая школа Феофана Грека. Участие в формировании композиции православного «высокого» иконостаса. Фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин». Икона «Троица» - взаимосвязь авторского замысла и оригинальной композиции. Влияние Андрея Рублева на Московскую школу иконописи.

Определение места декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества. Культурные связи с Византией и Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой, резьба по белому камню. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII вв. и новгородской школы древнерусского шитья. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI вв. Ювелирное дело. Лицевое шитье Москвы и Новгорода. Мастерские Троице-Сергиева монастыря и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости. Резьба по дереву в церковной утвари и храмовом убранстве. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций в декоративно-прикладном искусстве Москвы. Лицевое шитье, влияние иконописной школы Дионисия. Шитье середины и второй половины XVI в. Ювелирное дело (скань, эмаль по скани, чеканка и резьба по серебру, чернь по золоту). Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды. Резьба по дереву. Развитие сквозной и рельефной резьбы. Растительный («травный») орнамент в резьбе и росписи по дереву. Связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды). Ажурная и рельефная резьба по кости. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Медное литье и кузнечное дело.

Барокко - система художественного видения и стиль. Особая форма синтеза искусств, основанного на взаимопроникновении и переходе одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность. Итальянское барокко – зарождение и формирование стилистических особенностей. Архитектура римского барокко – характеристика, мастера, памятники. Бернини и Борромини. Монументальная и станковая живопись эпохи барокко – направления и мастера. Развитие жанров. Караваджо. Итальянская скульптура эпохи барокко – мастера и памятники. Бернини. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство итальянского барокко. Основные черты стиля барокко - слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, богатство интерьера, декоративность композиции.

Варианты ар-нуво в разных национальных школах. Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Национальные школы и мастера (Уильяма Морриса, Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди,). Русская школа модерна (Федор Шехтель). Живопись ар - нуво. Модерн (Ар – нуво) – характеристика стиля. Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуальной манеры архитектора и специфики национальных традиций. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и . В этих работах ученый обозначил и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью , уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры. Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с у восточных славян и соседних племен. «Двоеверие» - причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается письма в , развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир - Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани - княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено, культура и история России становятся иными. Основное последствие нашествия – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV - по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил новые мессианские чаяния в концепции

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. - середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена , Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм » (вторая половина XV в. - XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVII в.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны- синтез портрета и иконы.
  • также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. - начало XX в.)

Период Императорской России - время представления ее нового обличья. С Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры XVIII века

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры XIX века

Это период своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее . Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это:

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции. 4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные...

Перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на...

Подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до...

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности культуры Древнего Рима

Наследником эллинской цивилизации становится Рим. В Отличии от Афин, Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания как город – страна. Римская мифология была примитивней чем грецкая. Только под влиянием греков стали изготовляться изображения богов и строится храмы. Как пример были взяты грецкие боги.

9. Взаимодействие Византийской и Древнерусской культуры

В последние годы историками, философами, филологами, искусствоведами активно разрабатывается широкий спектр тем по проблеме диалога культур. В их числе вопрос о стилевой соотнесенности древнерусского искусства. Тезис о том, что сложившаяся в Византии восточно-христианская цивилизация имела большое значение и длительный период влияния на становление, развитие культур славянских народов, сегодня считается общепринятым. Изучение восприятия и переработки этого наследия - особенно в сфере искусства - необходимо для уяснения многих процессов и явлений, происходивших как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.

Исследования о византийско-русских контактах в художественно-эстетической области проводились отечественной и зарубежной наукой более двух столетий, в течение которых был накоплен значительный объем сведений о византийских реминисценциях в русском средневековом искусстве. Спектр мнений достаточно широк. До последнего времени идут споры вокруг терминологии для обозначения культурных взаимоотношений Византии и Руси (влияние, трансплантация, мимесис, диалог и т.д.), обусловленные типичным для гуманитарного знания полисемантизмом понятий. Учеными выясняется интенсивность этого процесса в конкретные хронологические периоды, степень византийского воздействия на древнерусскую архитектуру, живопись, иконографию, декоративно-прикладное.

10. Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры

Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие празднества. Отличие византийской культуры от западной - слабое культурное влияние варваров.

Центры византийской культуры - Константинополь, провинциальные центры, монастыри, феодальные поместья. Через Византию, бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошли римское право, античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческие ученые и художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, его развитие. Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература, естествознание, гражданское каноническое право способствовали формированию средневековой культуры других народов.

11. Основные формы Византийского искусства

1. Архитектура.

2. Храмовая живопись(мозаика, фреска).

3. Иконопись

4. Книжная миниатюра.

12. Исторические условия формирования культуры европейского Средневековья

Условием формирования культуры европейского средневековья стало христианство в форме капитализма. Это уже не было первобытное христианство, характерное для периода распада Римской империи.

13. Формирование художественных принципов средневекового искусства

Религия относится к женской красоте более чем настороженно. В христианстве телесная красота традиционно признается иллюзорной и обманчивой, а инквизиторы вообще видели в красивом женском лице почти такой же верный признак ведовства, как полет на метле.

Между тем отношение к женской красоте самой по себе в иудаизме, пожалуй, даже еще более строгое, нежели в христианстве. Слушать женское пение, любоваться женским лицом запрещено. А в Талмуде можно встретить немало высказываний вроде следующего: «Тот, кто передает женщине деньги из рук в руки с намерением посмотреть на нее, не избегнет ада, даже если он полон Торы и добрыми делами, как Мошерабейну» (Ирувин 18).

Но все же в продолжение затронутой ранее темы «Дня любви» я бы хотел поговорить сегодня о «непопулярном» альтернативном подходе. Я бы хотел рассмотреть вопрос, имеется ли в женской красоте положительный религиозный смысл, и если да, то в чем он заключается.

Культ женской красоты по существу известен лишь одной единственной культуре – европейской. Этот культ если не зародился, то во всяком случае сформировался под небом Прованса в творчестве трубадуров, открывших так называемую «куртуазную любовь», т.е. - бескорыстное преклонение перед Дамой. Этот культ, разумеется, имел смысл лишь в более широком контексте рыцарского служения.



Рассказать друзьям