Мир византийской. Урок мхк "мир византийской культуры"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?
  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.

Урок МХК в 10 классе

Тема урока: "Мир византийской культуры"

Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цель урока: Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

Развивать образное и ассоциативное мышление, активировать познавательную деятельность через компьютерные технологии

Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, видео-лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ"

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний: Выводится на экран лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ" - историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Российская академия естественных наук).

Сообщение темы урока: "Мир византийской культуры"

Какую цель урока вы поставите?

Объяснение нового материала:

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим», который стал впоследствии столицей будущего византийского государства.

Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостью прежней столицы Рима от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можно было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима. Также среди причин переноса столицы называют религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян)

Но Византии суждено было оставить собственный след в истории культуры

Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом


На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведён - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя её жители. С одной стороны, она считала себя наследницей богатейшей античной культуры, а с другой - явилась началом культуры средневековой.
В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы считались местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на посещение их человеком.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были ориентированы на восток, откуда, по представлению христиан, придёт Мессия. На востоке к основному прямоугольному объёму обычно примыкал полукруглый выступ - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма.
Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращённые во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор - атриум , окружённый крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчёркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма - крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.
В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. Всех изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.
В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращён в мусульманскую мечеть. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.
В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных. Золотой фон имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале , дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства.
На первой из них в центре изображён император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб - символ святости. На нём торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана - двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землёй.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору . В руках она несёт потир с золотыми монетами. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы. Справа - дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворённая красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
В христианских храмах обязательными были иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.
Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращённость их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчёркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественность, белый - нравственную чистоту и невинность, зелёный - юность и бодрость.
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» , попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, - светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, лёгкость и ясность соотношения двух фигур.



МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная канонам, которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно- прикладном искусстве.


ДОСИТЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Византийские храмы называют Базилика греч. «царский дом» В отличии от других храмов, Византийские допускали присутствие человека, они стали центрами богослужений. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли. Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.


СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря








МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ МОЗАИК Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления, мастера нашли особую технологию. Кусочки матовой или прозрачной смальты, или каменные кубики закреплялись в основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.


ИСТОРИЯ В СВЕТЕ Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл Во-первых, он это символ богатства и роскоши, а во-вторых, один из самых ярких цветов, он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.





ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ Иконопись была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская культура не только стала началом некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и влияла на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла». Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ пения датируется IV веком. С увеличением пышности церковных служб в XIIIXIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.


КОНЕЦ Материалы были взяты с: 1) 2) 3) 4) © 2016 год



Рассказать друзьям