История названия на дне. «НА ДНЕ» История создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Россия выиграла в Отечественной войне, но что же эта победа принесла обществу. После 1812 г. Российская империя в лице императора организовала заграничный поход против остатков наполеоновской армии, который завершился в 1815 г. Поход был успешным, армия Наполеона разгромлена.

Но для русского общества поход принес еще кое-что. Он дал понимание о том, что в Европе жизнь лучше, что существуют понятие гражданское право, что в некоторых странах отсутствует крепостное право, и что самое главное - офицеры увидели в реальности, что самодержавная форма правления не единственная, которая может существовать в государстве. Декабрьское восстание, произошедшее 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, стало итогом как раз этого заграничного похода.

Причины восстания декабриcтов


Причинами восстания декабристов можно посчитать тайные общества, которые стали возникать в России после 1815 г. Самым первым таким обществом стал «Союз Благоденствия», он возник в 1818 г. в Петербурге. Туда входили радикально настроенные молодые офицеры и дворяне: Пестель, Муравьев-Апостол, братья Муравьевы, Трубецкой и др. У этой организации был собственный устав - «Зеленая книга».

Главная цель организации - это распространение просвещения, ради подготовки общества к принятию конституции императором. Но члены общества не могли определиться каким же способом общество должно добиться конституции. Изучая общественное мнение по этому вопросу, многие члены общества разочаровались в «Союзе Благоденствия».

Они понимали, что общество совершенно не готово мирным путям достижения таких целей, нужно восстание. Поэтому Союз постепенно превращался лишь в революционную шайку, где изучали подробно испанскую революцию и антимонархические движения в странах Европы. При этом участники общества понимали, что участие крестьянства и всякой черни в таком восстании невозможно. Переворот должно осуществлять передовое офицерство во имя и благо народа. Из-за разногласий в 1821 г. общество было распущено.

Участники восстания декабристов 1825


После развала «Союза Благоденствия» были созданы два новых общества, которые стали основными организациями, принявшими участие в восстании декабристов - это Северное и Южное общества.

Главой южного общества стал Павел Пестель. Он придерживался идеи революции в стране и создания республики. Свои идеи он прописал в программе общества - «Русская правда». Главой Северного общества стал Никита Муравьев. Он разработал свою программу «Конституция», которая предполагала ограничение монархии, путем введения в стране Конституции. Северное общество не было так же радикально настроено как Южное, однако оба общества придерживались единой позиции относительно крепостного права - относились к нему негативно. Если брать общие положения программы будущего восстания, то она предполагала:

  1. Отмену крепостного права;
  2. Гражданские права и свободы населению;
  3. Введение представительства в органах правления.

Самое важно, что интересовало восставших это преобразование государственного управления. Эта проблема стала давно назревшей в обществе и неизбежной, поэтому и привела восстанию декабристов 1825 г.

Ход событий восстания на Сенатской площади


Открытые действия были назначены на 14 декабря. Главной задачей декабристов был срыв присяги будущему императору . Предполагался его арест, а затем уже изменение формы правления в стране.

Утром восставшие прибыли на Сенатскую площадь, но почти сразу же им стало известно, что присяга Николаю уже произошла этой ночью. Это случилось, потому что подготовка восстания проходила при плохой конспирации, и уже знал о планах заговорщиков. Стоя на площади, восставшие не знали что делать и долгое время бездействовали. Это было на руку правительству, которое стало собирать войска. Император перешел к активным действиям. Большая часть гвардии подчинялась ему и это решило исход восстания на Сенатской.

Сначала генерал-губернатор Милорадович М.А. попытался уговорить восставших разойтись, чтобы обойтись без кровопролития. Но декабрист Каховский П.Г. выстрелил в него и генерал скончался. Это было последней каплей и приказал начать расправу. Не желая большого кровопролития, приказал стрелять картечью поверх голов восставших, так восстание потерпело поражение.

Начались массовые аресты участников восстания декабристов по всему городу. На примере наказаний декабристов восстания император показал свою решимость в подобных вопросах. Он считал, что источником восстания декабристов послужили конституционные идеи его брата императора , которые он считал ошибочными. Всех арестованных привозили в Петропавловскую крепость, где их подробно опрашивали. Многие из участников и косвенно причастных лиц были офицерами, поэтому, следуя офицерской чести, они отвечали откровенно, ничего не утаивая.

Верховным судом был осужден 121 человек. Пять человек были приговорены к повешению: Пестель, Каховский, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Рылеев. Остальные декабристы отправились на каторгу, из некоторых солдат создали специальный полк, который был отправлен на Кавказ. Вся суровость приговоров потрясла общество и уже навсегда испортила моральный облик нового императора. А восстание на Сенатской площади так и осталось в истории несостоявшейся революцией.

Восстание декабристов видео

Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора. Произведение будет актуальным десятки лет, только если его цель – это отражение социальных проблем, каких-то неприятных, но имеющих место быть сторон общества. «На дне» можно с уверенностью отнести к таким, всегда актуальным произведениям.

В начале двадцатого столетия на людской суд вышло известная и по сей день драма. Произведение было написано не просто так, а для постановки в одном Московском театре. Этому произведению судьба досталась нелегкая: она смогла пережить всевозможные запреты, уже больше века длятся споры о своеобразии произведения, его идее. Критики драмой восхищались и отвергали ее, но никто в стороне не остался. Писателю сложно досталось написание пьесы, он трудился над ней практически два года – работа началась в 1900 году, а свет пьеса увидела лишь в 1902 году.

В начале двадцатого века Горький обратился к драматургии. В разговоре со Станиславским автор упомянул, что хотел бы написать пьесу о босяках, в которой было бы примерно двадцать действующих лиц. Самому автору его произведение казалось слабым, устаревшим, в общем, неудавшимся. Горький не рассчитывал на оглушительный успех, сам не ожидал такого восприятия пьесы критиками и читателями.

Например, Бубнова сочетал в себе черты характеров знакомого бедняка Горького и его учителя из интеллигенции. Образ актера тоже был списан – с актера Колосовского-Соколовского, а образ Насти взят из произведений Клавдии Гросс.

Получение согласия на постановку стало для автора довольно трудоемким делом. Горькому пришлось отстаивать своих героев практически по репликам, а свое произведение – по строчкам. Наконец, разрешение дано, однако поставить пьесу разрешили только в Художественном театре. История создания драмы не была простой, даже автор не рассчитывал на успех, власти тоже разрешили постановку в надежде на оглушительный провал. Однако все случилось наоборот: драму ждал успех, про нее не раз писали в газетах, а автора множество раз звали на сцену и зрители вставали со своих мест, аплодируя.

История создания произведения примечательна еще и тем, что автору не сразу удалось определиться с названием. Автор не смог выбрать название для драмы, даже после того, как произведение было написано. Самыми распространенными вариантами были «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Но в девяностых годах двадцатого века в театре Москвы драма была поставлена под названием «На дне». Отличительной чертой является то, что пьесу хорошо приняли не только в России, но и за ее пределами. В Берлине премьера пьесы состоялась в 1903 году. Произведение было поставлено триста раз подряд, а что, как не это, свидетельство небывалого успеха произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ

    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.

  • Княжна Алина в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Княжна – титул, который может носить только незамужняя женщина, так как супруга князя именуется кузиной. Как мы узнаем из романа, Алина является старой девой, которая приходится кузиной (двоюродная сестра) для старшей Лариной

  • Анализ сказки Алиса в стране чудес

    По жанровой направленности произведение является сказкой в стиле абсурда, автором которой становится английский математик, увлекающийся поэзией и литературой, по имени Чарльз Лютвидж Доджсон

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает Именно к таким работам относится пьеса «На дне».

История написания драмы

Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы «На дне» было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы «На дне» вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы «На дне» повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы «На дне» была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно». Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

У пьесы. М.Горького "На дне" (1902) трудная, но счастливая судьба - судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. С момента первой постановки "На дне" во МХАТе среди критиков не смолкают жаркие споры о художественном своеобразии и героях пьесы, особенностях авторской позиции, неоднозначности идейного содержания. О пьесе "На дне" писали выдающиеся деятели отечественной культуры: Л.Толстой, Чехов, И.Анненский, Блок, Бунин, Замятин, Розанов, Ремизов... Драму (и ее автора) хвалили и ругали, превозносили и поносили, но равнодушных не было и нет. Не было однозначного отношения к собственному детищу и у автора. Даже в самый пик популярности "На дне" он выражал свое недовольство не только критиками и "рецензиями", "не раскусившими" пьесу, но и самим собой -- будто не сумевшим справиться с реализацией творческого замысла (впрочем, он нередко признавался, что не владеет искусством драматургии). На склоне лет М.Горький даже утверждал, что его пьеса "неудачна", "слаба сюжетно", называл ее "устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни" (1933 г.). И все же прав был Л.Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: "Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть".

Драма "На дне" возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М.Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. "Я очень рано почувствовал и понял, - вспоминал писатель, - что люди эти - неизлечимы. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" (1933 г.).

Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М.Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! / Кто б ты ни был -- не падай душой! / Верь: настанет пора, и погибнет Ваал!"

Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...". Так, цензор С.Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...". Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. Короткий диалог между Актером и Татарином в конце IV акта:

Актер. Татарин! Князь! За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер. Помолись... за меня!..

Татарин. Сам молись... - был вычеркнут. Позже стараниями В.И. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился!".

Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. "Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и в конце концов добиться разрешения только для одного Художественного театра, - вспоминал В.И. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы. - От ряда бесед с тогдашним начальников Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что "На дне" была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы". Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ (первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М.Горького вовсе были запрещены к постановке). В письме от 23 ноября 1902 года М.Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть, но я недоволен". 29 ноября Немирович-Данченко подал прошение о разрешении постановки "На дне" на сцене МХАТа.

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. "Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала". На премьере автора вызывали более 15 раз. "Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты "Русское слово". -- Такого успеха драматурга мы не запомним..."

На дне. - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: "Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце..." В следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. <...> Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего..." Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы "Без солнца" (интересно, что именно под этим названием осуществлена постановка "На дне" в московском театре "Сопричастность" в конце 90-х годов XX века). Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М.Горького "Мужик" (писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году): "...я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек - еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба". Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут"



Рассказать друзьям