Итальянская певица пела с басковым. Умерла оперная певица Монтсеррат Кабалье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КАБАЛЬЕ МОНТСЕРРАТ

(род. в 1933 г.)

Известнейшая испанская оперная певица, исполнительница 125 оперных партий. Кавалер католического ордена Доньи Исабель и Креста Командора искусств и литературы. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО. За благотворительную деятельность и помощь в решении экологических и гуманитарных проблем ей присвоено звание Почетного доктора Политехнического университета Валенсии и Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

В одном из живописнейших районов Испании – Каталонии – расположена гора Монтсеррат. Согласно легенде, здесь явилась людям Дева Мария. В память об этом событии прямо в самом камне горы был основан монастырь. В его церкви в 1933 г. крестили девочку, которой через 32 года суждено было стать непревзойденной оперной певицей.

Чета Кабалье, боявшаяся потерять долгожданного первенца еще до рождения, принесла обет назвать своего ребенка в честь монастыря с надеждой, что Пресвятая Богородица сохранит и защитит его от бед. Родители сдержали данное обещание, и небо до сих пор бережет их дочь.

Семья жила бедно, и маленькая Мария де Монтсеррат не очень любила ходить в школу. Не столько из-за того, что не блистала умом, а потому, что одноклассники смеялись над ее замкнутостью и боязливостью (и особенно – над единственным старым платьем) и всячески издевались. Но когда после рождения брата Карлоса тяжело заболел ее отец, девочка с присущим детям максимализмом убеждала отчаявшуюся маму: «Я обязательно стану знаменитой. И у нас будет все, что пожелаешь!» Монтсеррат поверила в это в семилетнем возрасте, впервые попав в оперу на знаменитую «Мадам Баттерфляй». Ее юный чарующий голос требовал только небольшой шлифовки. Но ни о каком обучении пению не могло быть и речи: вокруг – послевоенная разруха, а в доме – нищета.

Монтсеррат пошла работать на фабрику, изготавливающую носовые платки, чтобы хоть как-то помочь матери содержать семью. Она готова была попрощаться с мечтой о карьере оперной певицы, но на ее талант обратили внимание супруги-меценаты Бертран. Чтобы окончательно решить, достойна ли девушка помощи, была созвана профессиональная комиссия. После исполненных Монтсеррат оперных арий и народных песен ответ оказался однозначным: «Да!» Позже один из участников этой проверки сказал о Кабалье: «Даже вздох она способна превратить в чистую ноту». В результате Монтсеррат начала обучение в барселонской консерватории «Лисео», где ей и поставили голос, восхищающий теперь весь мир.

Покорив испанскую публику, девушка отправилась завоевывать итальянскую сцену. Но там ее вначале постигло разочарование. Какой-то импресарио заявил, что с такой полной фигурой (Монтсеррат попала в автокатастрофу, в результате которой атрофировалась часть мозга, отвечающая за сжигание жиров) ей не место в опере, и посоветовал выйти замуж и рожать детей. Тогда брат Кабалье взял на себя всю работу по заключению контрактов и организации выступлений.

Кабалье дебютировала на профессиональной оперной сцене 17 ноября 1956 г., исполнив партию Мими в опере «Богема» на сцене базельского театра. Слушателей привело в восторг ее мягкое, но очень сильное сопрано. Мечта о профессиональном успехе превращалась в реальность, но чрезмерный вес, казалось, навсегда закрыл ей путь к женскому счастью. Недоброжелатели злословили, что «Монтсеррат должна выйти замуж за оперу». Но судьба улыбнулась певице: в 31 год она влюбилась в тенора Бернабе Марти, и он ответил ей взаимностью. Они вместе уже почти четыре десятка лет: венчание состоялось 14 августа 1964 г. в церкви монастыря, чья покровительница принесла Кабалье удачу. Там же крестили и родившуюся дочку, Монтсеррат Марти, впоследствии ставшую оперной певицей, как и мать.

А 20 апреля 1964 г. настал звездный час Монтсеррат Кабалье. Заболела певица, исполняющая основную партию в опере «Лукреция Борджиа». Представление в Карнеги-Холле нельзя было отменить, и петь предложили солистке базельского театра, чей импресарио Карлос солгал, что она с партией знакома. Арии были выучены в минимальный срок, и звезда Монтсеррат взошла на американской сцене. Вскоре после этого ее пригласили в «Метрополитен-Опера» – и голос Кабалье заблистал в Маргарите из «Фауста». Детская мечта Монтсеррат стать знаменитой исполнилась.

Музыкальные критики единодушны: певица признана мастером бельканто, никто не ведет пианиссимо, как она, ее считают лучшим сопрано, исполняющим оперные партии Доницетти и Верди. Кабалье выступает на крупнейших мировых сценах в известнейших операх и с лучшими дирижерами. Ее репертуар – 125 оперных партий. Есть и любимые: Баттерфляй, Манон, Лукреция Борджиа, Аида, Травиата. Выпущены 80 альбомов, записанные одной Монтсеррат или в содружестве с другими певцами, которые направлены на привлечение молодежи к классической музыке. Общепризнано, что за 400 лет жизни оперы немного найдется певцов, сделавших столько для развития этого жанра музыки, сколько сделала Монтсеррат Кабалье.

Однако на самом пике славы певица неожиданно для всех практически полностью прекратила выступления в опере, а если и пела, то только в небольших камерных залах. Причина этого крылась в неумолимом диагнозе врачей – рак. Монтсеррат отказалась от операции и прошла сложнейший курс лечения. Специалисты рекомендовали ей избегать стрессовых ситуаций и не перенапрягаться, что нереально при полноценной оперной деятельности. С 1992 по 2002 г. Кабалье ограничивалась сольными и благотворительными концертами по всему миру. Часто она приезжала в Россию, с которой связана кровными узами. Ее родственники по материнской линии были вывезены из Испании в 30-х гг. как политэмигранты и теперь проживают в Санкт-Петербурге. Каждый раз, бывая в городе, певица непременно посещает Эрмитаж, который считает лучшим музеем мира. И сама она неплохо рисует: «Рисую для себя, мне просто нравится изображать цвет и свет».

Но самое главное во время приездов Монтсеррат в Россию – это благотворительная акция «Звезды мира – детям». Певица всегда была социально активна, в ее поместье в Риполе уже много лет открыт центр для детей с синдромом Дауна, куда приезжают отдохнуть и набраться сил и бедные дети из Барселоны. А в 1986 г. на открытии XXV Олимпийских игр вместе с лидером группы «Queen» Фредди Меркьюри Монтсеррат спела песню о родной Барселоне (хотя некоторые это событие относят к факту, что певица – страстная футбольная болельщица). Когда Кабалье во время присуждения ей звания Почетного доктора Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева спросили, согласна ли она отдавать все силы для счастья детей, она ответила: «Только ради этого стоило родиться и быть нужной людям». Именно ей поклонники оперы обязаны рождением гения Хосе Каррераса и появлением на мировых сценах Николая Баскова. Но «Звезды мира – детям» занимают отдельное место в сердце певицы. Она говорит: «Этот проект особый: полученные средства идут на помощь одаренным детям-инвалидам… Я чувствую себя как бы обязанной перед этими детьми и необходимой им. Я верю в чудеса, сотворенные человеком». Ведь и сама Кабалье достигла необыкновенных высот благодаря покровительству Святой Девы, человеческой доброте, невероятному жизнелюбию и постоянному труду. О 45 годах ее творчества киностудией «Морена фильмес» снят фильм, основанный на воспоминаниях Монтсеррат и документальных съемках.

В 2002 г. «сеньора Сопрано» наконец-то вернулась на большую сцену, исполнив в оперном театре «Лисео» партию Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VII». Как обычно, певицу приветствовали овациями, ее голос все так же прекрасен. И пусть кто-то говорит, что карьера Кабалье движется к закату, но права Майя Плисецкая, сказавшая о Монтсеррат: «Такие звезды не гаснут. Никогда».

СЕНЬОРА СОПРАНО МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ

Суждено стать последней из касты великих оперных див ХХ века. В свое время присвоили эпитет «Божественная», а Ренату Тебальди назвали «Изумительная». вполне достойна звания «Непревзойденная».

Впервые опера потрясла Монтсеррат в семь лет, когда всю обратную дорогу из театра она прорыдала, расстроенная смертью мадам Баттерфляй. Девочка выучила арию героини, слушая старую пластинку, и поклялась, что станет знаменитой и богатой оперной певицей.

Талантливая дурнушка Монтсеррат Кабалье

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась в очень бедной семье 1933 года. Папа был рабочим на заводе химудобрений, а мама подрабатывала где могла. Семья еле-еле сводила концы с концами. В школе дела у Монтсеррат тоже были неважными. Дети ее не любили, потому что она была молчаливой дикаркой и приходила на занятия в одном и том же платье. Одноклассники не упускали случая посмеяться над ней. В довершение всех бед отец тяжело заболел и оставил работу. Но бытовые трудности только закаляли характер девочки.

Она устроилась на фабрику, где вышивали носовые платки. А вскорости судьба ей улыбнулась, введя в жизнь супругов Бельтран Мата. Они были меценатами, которые помогали юным дарованиям. Благодаря их поддержке Кабалье оказалась в знаменитой барселонской консерватории Liceo у преподавательницы-венгерки Эугении Кеммени. За четыре года она огранила самородок, превратив в настоящий бриллиант. Долгие годы каждый день великой певицы начинался с дыхательных упражнений по системе Кеммени.

В Италию!

Двенадцать лет училась в Лицее Барселоны. Закончив его с «золотой» медалью, будущая певица отправилась на штурм бастионов оперной Мекки – театры Италии. Однако 24-летнюю «самозванку» на родине и Пуччини ожидало жестокое разочарование: какой-то мелкий импресарио категорично заявил Монтсеррат, что сценическая карьера для нее исключена – с такой фигурой ей следует найти себе мужа и растить детей. Вся в слезах Кабалье помчалась домой, где яростный каталонец, ее брат Карлос, встал на защиту семейного достояния. Он лично вызвался занять место импресарио Монтсеррат, чтобы впредь никто не мог помешать взлету сестры.

Профессиональный дебют Кабалье состоялся 1956 года – она пела Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини на сцене Базельского театра, небольшого, но известного.

Вскоре Монтсеррат вышла замуж за знаменитого в то время тенора Бернабе Марти. Познакомились молодые люди на все той же знаковой для Монтсеррат «Мадам Баттерфляй». Во время любовного дуэта он привлек к себе Кабалье и прильнул к ее губам. Страстный поцелуй длился так долго, что оркестр смолк. И зрители, и артисты в недоумении ждали, когда же герой оторвется от молодой певицы. Кабалье оценила находчивость Марти и тут же влюбилась в него. А на следующий день Бернабе предложил Монтсеррат руку и сердце.

Карьера Бернабе постепенно сошла на нет. Но он не ревновал свою супругу к славе: понимал, какое несметное количество мужчин во всем мире завидует единственному обладателю сердца сеньоры Сопрано, как называют Кабалье на родине. И она отвечала ему взаимностью, подарив супругу сына и дочь – Бернабе-младшего и Монситу.

Свадебное приключение Монтсеррат Кабалье

Насколько собрана и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни. Она опоздала на собственную свадьбу!

Дело было в 1964 году. Бракосочетание должно было состояться в храме при монастыре неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. И вот в день свадьбы Кабалье выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене». И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху, а мама с невестой барахтаются внизу, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, встает на дороге и начинает голосовать. За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей части. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать.

Тихая гавань Монтсеррат

с мужем Бернабе Марти

Как истинная католичка, певица больше всего ценила свою семью, члены которой просыпаются в разное время, но все равно завтракают все вместе. Потом каждый занимается своими делами. Готовить оперная певица не слишком любила, тем более многие блюда ей есть было нельзя.

Вечером Монтсеррат обычно садилась отвечать на письма, приходящие к ней из разных уголков планеты. Хотя, большую часть писем обрабатывали в ее офисе и готовили ответы, которые Монтсеррат оставалось лишь подписать.

Кабалье любила рисовать. Особенно хорошо получались у певицы картины с обилием зеленого цвета, только на годовщину свадьбы она удивила мужа розовой картиной «Рассвет в Пиренеях».

Дочь Монтсеррат Марти Кабалье пошла по стопам матери, став успешной оперной певицей. В 1997 году они выступали вместе на открытии европейского оперного сезона с программой «Два голоса, одно сердце».

На вершине славы

дочь Монсита и Николай Басков

Свой триумф Кабалье отсчитывает от конкретного спектакля 1965 года, когда певице пришла телеграмма: «Срочно приезжайте в Нью-Йорк. Вам предлагают партию в «Лукреции Борджиа». Монтсеррат предстояло заменить заболевшую коллегу. Выходя на сцену, она от волнения едва не сломала каблук, но зато по окончании спектакля овации и крики бис перешли в настоящий экстаз. На следующий день газета The New York Times вышла с заголовком на первой полосе: «Каллас + Тебальди = Кабалье». Так Монтсеррат проснулась знаменитой.

«Железная» Кабалье

Партию Нормы в одноименной опере Беллини Монтсеррат причисляет к своим наивысшим достижениям. Именно под таким названием вышла ее обширная биография, ставшая бестселлером во всем мире. В 1974 году Москва услышала фантастическую Кабалье-Норму в самом зените ее таланта, во время гастролей La Scala. Ее пение – высшая форма творчества. Она примерила на себя почти полторы сотни образов.

Величественная Кабалье научилась не переживать по поводу своего солидного телосложения. Много лет назад она попала в страшную аварию, получила тяжелую травму головы. С тех пор часть мозга атрофировалась, и система, отвечающая за сжигание жира в организме, не работала. Поэтому, если Кабалье выпивала стакан воды, эффект был таков, будто бы она съела целый пирог. Но даже подобная проблема не способна была выбить ее из колеи.

Монтсеррат обладала железной силой воли. После все той же автокатастрофы закованная в гипс певица, передвигаясь на костылях, не покидала концертных площадок. А на оперной сцене Вероны покалеченной приме пришли на помощь художники по костюмам. Они придумали широкие одежды с необъятными рукавами, где Монтсеррат смогла спрятаться и медленно передвигаться по сцене перед ничего не подозревавшей публикой. А в костюмы придворных дам при Елизавете, партию которой исполняла Кабалье, на всякий случай одели медсестер из ортопедической клиники.

Гнев непревзойденной Монтсеррат

с Николаем Басковым

За всегда приветливой улыбкой скрывался уникальный характер, которому были не чужды невероятные вспышки гнева, если ее профессиональные просьбы и желания оставались без внимания. Но, когда инцидент исчерпан, она быстро успокаивалась. Могла даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался. Байкой стала история, имевшая место в Париже на концерте в Театре на Елисейских Полях. Неожиданно во время исполнения очередного номера Кабалье замолкла, в наступившей оглушительной тишине вышла на авансцену, наклонилась и спрашивает у кого-то: «Все в порядке? Можно продолжать?» Потом объясняет ошеломленной публике: «Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку».

ФАКТЫ

По какому-то мистическому совпадению 1965 год стал последним в театральной карьере великой Каллас. Прима словно передала оперный трон новой диве.

с Фредди Меркьюри

В 1980-е годы она ответила согласием на предложение лидера группы спеть дуэтом. «Барселона» в их исполнении стала не только гимном летней Олимпиады-1992, но и мировым хитом. Долгое время сеньора Монтсеррат пестовала российского оперного и поп-исполнителя .

Совместно со швейцарской рок-группой Gotthard записала рок-балладу «One Life One Soul» в 1997 году.

И в 2000 году дали совместный концерт в Миланском соборе, который был издан на DVD в серии «Jubilaeum collection».

Обновлено: Март 10, 2019 автором: Елена

Имя : Монтсеррат Кабалье (Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк)
Дата рождения : 12 апреля 1933 г.
Знак зодиака : Овен
Возраст : 85 лет
Дата смерти : 6 октября 2018 г.
Место рождения : Барселона, Испания
Рост : 161
Деятельность : оперная певица
Теги : певица, опера
Семейное положение : замужем

Монтсеррат Кабалье является известнейшей испанской оперной певицей, величайшим сопрано наших дней. Сегодня ее имя известно даже тем, кто далек от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили основные сцены ведущих театров мира. Кабалье лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

12 апреля 1933 года в Барселоне появилась на свет девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь сходу – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители дали ей такое имя в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

В дальнейшем ей суждено было стать легендарной оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка появилась на свет в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Матери будущей певицы приходилось подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детского возраста была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В двенадцать лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего двадцатичетырехлетия.

Поскольку в семье было туго с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, потом в магазине и в швейной мастерской. Одновременно с учебой и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.

Она четыре года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, экс-чемпионка по плаванью, певица, Кеммени придумала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. По сей день Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего преподавателя и её распевками.

Заработав высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство известного мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке оказаться в труппе оперного театра Базеля. Дебютом начинающей певицы было исполнение главной партии в опере «Богема» Джакомо Пуччини.

Молодую артистку начали приглашать в оперные коллективы остальных городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно у неё получаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, однако мировую популярность она обрела после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии Лукреции Борджиа, когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля слушатели не отпускали главную героиню вечера со сцены в течении получаса. Интересно то, что как раз в этот год закончилась сольная карьера оперной дивы Марии Каллас. Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано планеты.

Следующей вершиной в творческой биографии певицы была её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в семидесятом году. Премьера спектакля состоялась в театре «Ла Скала», а спустя 4 года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели первый раз имели возможность насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Кроме этого, дива выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время своей деятельности Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене становились лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Дива была дружна с Еленой Образцовой и Мэрилин Хорн.

Кроме главных оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь легендарная артистка спела более чем в ста двадцати операх, с её участием выпущены сотни дисков. В семьдесят шестом году на восемнадцатой церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье интересует не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Первый раз оперная дива выступила с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen», в конце восьмидесятых годов. Совместно они записали композиции для альбома «Барселона».

Одноименная композиция была исполнена известным дуэтом на Олимпиаде 1992 года, которая проходила в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпийских игр, однако и всего автономного сообщества Испании.

В конце девяностых годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-коллективом «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане. К тому же певица проводит эксперименты с электронной музыкой: она записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из основателей нового стиля Нью Эйдж.

Среди фанатов оперной певицы большую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая первый раз была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время выделила российского исполнителя Николая Баскова. Она заметила в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели совместно дуэт из мюзикла Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» и известную оперу «Аве Мария».

В возрасте тридцати одного года Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили выступить вместо заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере присутствует сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат настолько чувственно и страстно, что женщина едва не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и завести семью.

После свадьбы вместе с супругом они пели на одной сцене не один раз. Однако спустя несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него диагностировали проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, принял решение посвятить себя семье. Как бы там ни было, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. В скором времени после свадьбы Монтсеррат подарила любимому 2-х детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.

Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её мама и папа. В настоящее время она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце девяностых годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.

Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который начал быстро увеличиваться после ДТП. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге перестали функционировать рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это так – когда выпивает стакан воды, организм воспринимает это так, будто она съела кусок пирога.

При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье начала весить более 100 кг, ее фигура со временем начала выглядеть непропорционально, однако у гениальной певицы получалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и время от времени у неё получается сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно не пьет спиртного, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.

Были у певицы трудности и посерьезнее, чем лишние килограммы. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало нехорошо, ее госпитализировали, и медики поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, однако ее друг Лучано Паваротти порекомендовал не спешить, а обратиться к швейцарскому доктору, который лечил его дочь.

В конечном счете операция не понадобилась. Спустя некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, поскольку на оперной сцене она очень волнуется и переживает, а доктора порекомендовали избегать стрессов.

Накануне нового 2016 года произошел скандал с именем певицы Монтсеррат Кабалье. Испанские налоговые службы обвинили знаменитость в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже в течении нескольких лет указывала местом проживания государство Андорру.

За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю оперную диву к тюремному аресту сроком на шесть месяцев и штрафу. Однако данная мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет у певицы произошел инсульт, который очень подорвал её здоровье.

К началу прошлого года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.

В этом году оперная певица отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает давать концерты. В июне дива приехала в Москву, чтобы выступить в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к Ивану Урганту на передачу «Вечерний Ургант», где и сообщила о предстоящем выступлении.

Концерт вышел семейным, вместе с ней на сцене появились дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из шестнадцати номеров оперная певица исполнила только семь. Весь концерт прима просидела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей сложно передвигаться.

6 октября 2018 года появилась информация о смерти певицы. Она ушла из жизни в Барселоне, в больнице, куда она была госпитализирована из-за проблем с мочевым пузырем.

Партии

  • Партия Мими в опере «Богема» Д. Пуччини
  • Партия Лукреции Борджии в одноименной опере Г. Доницетти
  • Партия Нормы в одноименной опере В. Беллини
  • Партия Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта
  • Партия Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского
  • Партия Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского
  • Партия Манон в одноименной опере Ж. Массне
  • Партия Турандот в одноименной опере Д. Пуччини
  • Партия Изольды в «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
  • Партия Ариадны в «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
  • ПартияСаломеив одноименной опере Р. Штрауса
  • Партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини

Детство

Анна Кабалье осчастливила своего мужа, родив ему дочку, которую назвали Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк – это полное имя певицы.

В семье Монсеррат не было дворян, интеллигентов. Она росла в окружении рабочего класса. Отец был связан с производством химических удобрений, трудился рабочим на заводе. Мать же певицы работала, где приходилось.

Известно также, что родственники по линии матери были депортированы в СССР. Они до сих пор проживают в Санкт-Петербурге. И каждый раз, как Кабалье приезжает на гастроли в Россию, она частый гость Питера, своих родственных душ. Привозит им заграничные подарки.

Кабалье с детства тяготела к музыке, пению. Она постоянно слушала исполнение любимых артистов. В раннем возрасте будущая дива уже являлась ученицей лицея в Барселоне. Далее Монсеррат учится пению у лучших преподавателей. Чтобы помочь родителям, она устраивается на работу. Кем только звезда ни была: продавщицей, швеей, закройщицей. Все она совмещала с учебой. Параллельно обучалась иностранным языкам французскому и английскому.

Блестяще Кабалье закончила свою учебу в лицее. Золотая медаль была у нее в кармане.

Творческий путь

Еще учась у лицее, Монсеррат заметили. Ее голос, манеру исполнения. Ей рекомендовали отправиться в Италию на прослушивание в театр. Но у нее не было финансов, чтобы поехать, жить там. Тогда семья меценатов Бельтран Мата, которые с нисхождением относились к талантливым молодым артистам, пишут ей рекомендательное письмо, для известного в то время, баритона Раймундо Торресу. Бельтран Мата оплачивают все расходы поездки. По всем рекомендациям Кабалье принимают в театр.

Во время ее выступления в театре, зрителем в зале был директор Оперного театра Базеля. Он просто очарован был ее голосом, ее внешностью. После выступления ей предложили работать в Безеле. Конечно же, Кабалье соглашается, уехав в Швейцарию на год.


Как-то Монсеррат предложили партию Лукреции Борджиа в нью-йоркском «Карнеги-Холле», которую изначально исполняла американская певица Мерлин Хорн. Это было что-то нереальное. Зал стоя аплодировал на протяжении получаса Кабалье. И вот она становится знаменитой на весь мир. Она начинает выступать по всему миру:

Montserrat Caballé & Николай Басков

В Большом Колонном зале Кремля, в Белом доме Вашингтона, в Зале Народа в Пекине и во многих других известным местах.

Кабалье на одной сцене выступает с выдающимися артистами: Пласидо Доминго, Мерлин Хорн, Альфредо Краусом, Лучано Паваротти.

Монсеррат очень целеустремленная. Она понимает, что нельзя проявлять слабость, нельзя быть непрофессионалом.

В театре «Ла Скала» Монсеррат исполнила одну из своих прекрасных партий в опере Беллини «Норму». Театр гастролирует по всему миру. Не обошли они вниманием и СССР. Легендарную роль Кабалье исполнила в Москве.


В репертуаре певицы более 130 оперных партий, более 40 полноценных опер. В ее честь написана песня «Exercises in Free Love», которую исполнил рок-музыкант Фредди Меркьюри. А в 1992 году проходила Олимпиада в Барселоне. Так вот, Кабалье вместе с Фредди исполнила песню «Барселона», которая впоследствии стала хитом.

Певица постоянно была в числе исполнителей поп чартов. Кабалье даже выступает с нашим Николаем Басковым. Познакомились они в Санкт-Петербурге. Кабалье учит Баскова петь, а в первую очередь, правильно дышать, ведь в опере это очень важно. Она не брала с Баскова денег за уроки, которые проходили у нее же дома.

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри. Барселона

Ей просто был приятен сам процесс. Она передавала своё мастерство. Пророчила Николаю большое будущее. И даже подшутила, сказав: «Моим собакам не нравился ни один из приходивших ко мне певцов, они еще никогда никому так не подпевали».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье

Супругом легендарной певицы является Бернаба Марти.

Представляете, легендарная певица в реальной жизни вообще другая. Ей свойственны опоздания, несобранность. Она даже на свою свадьбу опоздала. У певицы есть двое прекрасных детей. Кабалье счастлива в семейной жизни и с лирикой рассказывает о ней: «Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей. В родительском доме, наблюдая за отношениями мамы и папы, я поняла, что важно равенство в семейных отношениях. У нас было заведено со времен моего детства, что никто ни над кем не главенствует.

И таким же образом мы с мужем пытаемся вырастить своих детей. У каждого ребенка, человека есть своя индивидуальность, свой характер, который нужно уважать. И я с гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама - знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка - это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива. Жизнь сама по себе прекрасна, главное - не портить ее собственными ошибками».

Кабалье великолепно водит автомобиль, любит плавание, увлекается живописью. С детства была тяга к вкусной еде. Очень любила выпечку, которую готовила мать. Видимо, это передалось по наследству, Монсеррат частенько балует свою семью разнообразными пирожками.

Как-то у нее были запланированы концерты. Все билеты организаторами были проданы уже заранее. Ничто не предвещало беды, как вдруг, Кабалье узнаёт, что ее сын заболел. Не раздумывая, она улетает в Испанию к сыну. Долго потом театр судился с Монсеррат, но в итоге проиграл. Сын поправился, конечно. В жизни Кабалье - семья на первом месте.

Награды

Конечно, Монсеррат Кабалье имеет общественное признание. Она награждена орденом «Изабеллы Католической», орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «Искусств и литературы» во Франции, на Украине Кабалье наградили орденом «Княгини Ольги» I степени. Монсеррат Кабалье имеет почетное звание Каммерзенгер» Венской государственной оперы.

Монтсеррат Кабалье – известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Сегодня ее имя знают даже люди, далекие от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты. Она лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

Детство и юность

12 апреля 1933 года в Барселоне родилась девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь без тренировки – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители назвали ее так в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

В дальнейшем ей суждено было стать величайшей оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка родилась в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Мать будущей певицы вынуждена была подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детства была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В 12 лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего 24-летия.

Так как в семье было плохо с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. Параллельно с получением образования и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.


Она 4 года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. До сих пор Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего педагога и её распевками.

Музыка

Получив высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство знаменитого мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке попасть в труппу оперного театра Базеля. Дебютом молодой Монтсеррат стало исполнение главной партии в опере «Богема» .

Молодую артистку стали приглашать в оперные коллективы других городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно ей удаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

Монтсеррат Кабалье - "Ave María"

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, но мировой успех к ней пришёл после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии , когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля публика не отпускала главную героиню вечера со сцены около получаса. Примечательно то, что как раз в этот год завершилась сольная карьера оперной дивы . Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано мира.


Следующей вершиной в творческой биографии певицы стала её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в 1970 году. Премьера спектакля прошла в театре «Ла Скала», а через четыре года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели впервые могли насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Помимо этого, певица выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время карьеры Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене были лучшие тенора мира: , и . Монтсеррат была дружна с и Мэрилин Хорн.


Помимо ведущих оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь великая артистка спела более чем в 120 операх, с её участием выпущены сотни дисков. В 1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье увлекает не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Впервые оперная дива выступила с рок-звездой , лидером музыкального коллектива , в конце 80-х годов. Совместно они записали песни для альбома «Барселона».

Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье - "Барселона"

Одноименная композиция была исполнена знаменитым дуэтом на Олимпийских играх 1992 года, которые проходили в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпиады, но и всего автономного сообщества Испании.

В конце 90-х годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-группой «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом в Милане. К тому же певица экспериментирует с электронной музыкой: женщина записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из создателей нового стиля Нью Эйдж.


Монтсеррат Кабалье и Николай Басков

Среди поклонников оперной певицы немалую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая впервые была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время отметила российского исполнителя . Она опознала в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели вместе дуэт из мюзикла «Призрак оперы» и знаменитую оперу «Аве Мария».

Личная жизнь

В 31 год Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили подменить заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере есть сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат так чувственно и страстно, что женщина чуть не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и выйти замуж.


После свадьбы вместе с мужем они пели на одной сцене не единожды. Но через несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него обнаружили проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, решил посвятить себя семье. Так или иначе, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. Вскоре после свадьбы Монтсеррат подарила любимому двух детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.

Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её родители. На сегодняшний момент она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце 90-х годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.


Монтсеррат Кабалье с дочкой

Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который стал стремительно увеличиваться после автомобильной аварии. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге отключились рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это следующим образом – когда выпивает стакан воды, организм реагирует на него так, будто она съела кусок пирога.

При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье стала весить более 100 кг, ее фигура со временем стала выглядеть непропорционально, но гениальной певице удавалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и периодически ей удаётся сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно отказалась от алкоголя, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.


Монтсеррат Кабалье и Катерина Осадчая

Были у певицы проблемы и посерьезнее, чем лишний вес. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало плохо, ее госпитализировали, и врачи поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, но ее друг Лучано Паваротти посоветовал не спешить, а обратиться к швейцарскому врачу, который лечил его дочь.

В итоге операция не понадобилась. Через некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, так как на оперной сцене она сильно волнуется и переживает, а доктора посоветовали избегать стрессов.


Монтсеррат Кабалье с семьей

Накануне нового 2016 года разразился скандал вокруг имени певицы Монтсеррат Кабалье. Налоговые службы Испании обвинили оперную диву в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже несколько лет указывала местом проживания государство Андорру.

За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю вокалистку к сроком на 6 месяцев и штрафу. Но эта мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет певица перенесла инсульт, который сильно подорвал её здоровье.

К началу 2017 года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.

Монтсеррат Кабалье сейчас

В 2018 году оперная дива отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает выступать. В июне певица приехала в Москву, чтобы дать концерт в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к на программу «Вечерний Ургант», где и рассказала о предстоящем выступлении.


Концерт получился семейным, вместе с ней вышли дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из 16 номеров оперная певица исполнила только 7. Весь концерт прима провела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей тяжело ходить.

6 октября 2018 года стало известно о певицы. Её не стало в Барселоне, в больнице, куда она была из-за проблем с мочевым пузырем.

Партии

  • Партия Мими в опере «Богема» Д. Пуччини
  • Партия Лукреции Борджии в одноименной опере Г. Доницетти
  • Партия Нормы в одноименной опере В. Беллини
  • Партия Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта
  • Партия Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского
  • Партия Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского
  • Партия Манон в одноименной опере Ж. Массне
  • Партия Турандот в одноименной опере Д. Пуччини
  • Партия Изольды в «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
  • Партия Ариадны в «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
  • ПартияСаломеив одноименной опере Р. Штрауса
  • Партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини


Рассказать друзьям