Итальянское belcanto без границ.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение

Блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 - 1-й половины 19 вв.; в более широком современном понимании - певучесть вокального исполнения.

Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона.

Возникновение бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.). В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетическую основу, итальянское бельканто эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетический, стиль бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматического эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью.

Среди выдающихся певцов-мастеров бельканто второй половины 17 в. - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).

К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. т.н. бравурный стиль бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четверти 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура.

Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и другими инструментами оркестра.

В «патетическом стиле» бельканто певец должен был в арии da capo варьировать вторую часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении. В «бравурном стиле» бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистического развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все каденции и колоратуры).

К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звёзд», целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.

Выдающимися представителями бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др.

Требования стиля бельканто обусловили определённую систему воспитания певцов. Как и в 17 в., композиторы 18 в. были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).

Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.

Новый период в развитии бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, бо льшая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамических красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.

Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди . Засилие колоратуры, характерное для стиля бельканто, исчезает. Украшения в вокальных партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин «бельканто» теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.

Выдающиеся представители бельканто этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.

Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве искусством бельканто.

Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).

Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.

Л. Б. Дмитриев

21 и 22 февраля Рыбацкой библиотеке выпала честь поучаствовать в международном проекте Алессандро Сваба «Итальянское belcanto без границ ». Стартовавший в 2012 году проект позволяет молодым певцам обучаться в международном коллективе певцов под руководством маэстро Алессандро, принять участие в мастер-классе в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Самаре, Петрозаводске и других, узнать секреты итальянского belcanto.

Alessandro Svab (Алессандро Сваб) – оперный певец (бас) и педагог, руководитель Международной музыкальной академии в г. Триест, Италия (Accademia Lirica Santa Croce di Trieste). Алессандро родился в Триесте – городе на севере Италии, расположенном недалеко от границ со Словенией и Хорватией. Творческая биография началась в 18 лет, когда он поступил в хор оперного театра Джузеппе Верди в Триесте. В 1985 году он дебютировал в опере «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, а затем стал студентом музыкальной академии в Сиене и обучался исполнению произведений В.А. Моцарта у маэстро Клаудио Дездери в Фьезоле в рамках проекта «Моцарт - Да Понте».

На международной оперной сцене его дебют состоялся в 1990 году на Международном фестивале Бриттена в Олдебурге (Великобритания).

В 1993 году Алессандро Сваб одержал победу на XXV Международном конкурсе «Toti Dal Monte». В том же году он дебютировал в театре La Scala в опере Г. Спонтини «Весталка» под управлением маэстро Риккардо Мути.

Карьера Алессандро Сваба развивалась стремительно, он получает приглашения международных фестивалей и крупнейших оперных театров, таких как: La Scala и Teatro degli Arcimboldi в Милане, Accademia Nazionale di Santa Cecilia, Terme di Caracalla и Parco della Musica в Риме, Teatro Massimo в Палермо, Teatro Comunale в Болонье, Teatro Regio в Парме, Teatro Massimo Bellini в Катании, Teatro Regio в Турине, Teatro Lirico Giuseppe Verdi в Триесте, Веронская Филармония, Teatro Carlo Felice в Генуе…

В 2008 году А. Сваб открывает Академию Лирика Санта-Кроче в Триесте – международную школу пения, лабораторию, которая дает возможность молодым певцам подготовиться к профессиональной сцене: студенты Академии разучивают партии, участвуют в постановках, выступают с гастролями.

В 2009 года Алессандро запустил еще один проект «Дети... в опере!», во многих общеобразовательных школах севера Италии на уроках музыки 2-4 раза в месяц под руководством педагогов дети разных возрастов (от 6 до 16 лет) на протяжении учебного года изучают известнейшие оперы итальянских композиторов. Учебный год заканчивается грандиозным заключительным спектаклем в одном из театров города. В спектакле часть партий главных героев и хора исполняют простые школьники, а арии главных героев поют те самые молодые артисты, приехавшие на мастер-класс к маэстро.

Итальянская певческая школа оказала большое влияние на развитие вокальных традиций разных стран – Франции, Австрии, России, Германии и др. В Рыбацкую библиотеку в эти дни на мастер-классы к маэстро приезжали начинающие петербургские вокалисты, которые хотят достичь больших высот в профессиональном мастерстве.

Этому проекту не мешают никакие политические, экономические и другие преграды. Наоборот, проект объединяет и развивает культуру пения разных народов, содействует межнациональному духовному общению.

Н.В. Перхальская, заведующая Рыбацкой библиотекой

«Красивое пение» стало венцом вокальной культуры Европы, оформившись в отдельный стиль к середине XVII века. Исполнитель, работающий в технике бельканто, должен не только обладать природной одаренностью, но и виртуозно владеть своим голосом, демонстрируя кантилены, красивую и разнообразную колоратуру и насыщенность звука. Развитие оперного искусства требовало от итальянского мастера бельканто усложнения вокального искусства и поиска новых выразительных средств.

Этапы становления Belcanto

  • Патетический оперный стиль характерен для начала XVII века, когда «красивое пение» только начинало оформляться в отдельный феномен. Колоратурные «виньетки» на этом этапе не отличаются особой изысканностью, а на первом месте стоит содержание и поэтический талант. Текст кантилен выразительный и приподнятый, а от исполнителей требовалось прочувственное пение.
  • К концу XVII века техника бельканто усложняется, колоратура становится развернутой, а стиль – более виртуозным. Оперные певцы продолжают совершенствовать свое мастерство, исполняя труднейшие пассажи, трели и каденции, филировку. В этот период происходит знаменитое соревнование человека с музыкальными инструментами оркестра.
  • В течение XVIII века оперное искусство в Италии достигает своего апогея. «Звездам» вокала оказывают почет, не меньший, чем особам королевских кровей. Сами певцы творят чудеса, услаждая слушателей всей Европы невиданными вокальными возможностями. Пение бельканто становится профессией, которой учатся в специальных учебных заведениях.
  • Под влиянием социальных процессов, происходящих в развитых странах, в начале XIX века опера приобретает черты реалистичности, хотя и остается перегруженной колоратурными изысками. От певца ждут подвижной манеры исполнения и новых тембровых красок. Развитие тренинга рождает мастеров с широким вокальным диапазоном. Композиторы насыщают оперу богатым оркестровым сопровождением.
  • Творчество Джузеппе Верди подвело черту под итальянской бельканто. Исчезает колоратурное изобилие, а его место занимает драматизм исполнения. Певцы этой эпохи вырабатывают широкий двухоктавный диапазон и ровное звучание голоса с сильными верхними нотами.

Русская традиция

В Российской империи итальянское бельканто нашло благодатную почву и старательных учеников. Очень скоро здесь отказались от слепого подражательства и создали самобытную школу певческого мастерства. Перенимая технику belcanto, наши певцы и композиторы сформировали национальное отношение к оперному искусству, лишенное чрезмерной виртуозности и формальных колоратурных украшений.

Ярким представителем национальной школы «красивого пения» стал Федор Иванович Шаляпин. Оказавшись за границей, он поражал искушенных европейцев не только мощью своего голоса, но и певческим мастерством.

В современном мире вокал бельканто остается эталоном для всех исполнителей классических произведений. Приемы этого стиля и лучшие арии принадлежат к сокровищнице мировой культуры и продолжают радовать слух всех ценителей певческого мастерства.

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ BELCANTO.

BELCANTO. ИТАЛИЯ. ОПЕРА. Заманчивая, зелёная страна под бездонным, голубым небом, почти со всех сторон окруженная тёплым и ласковым морем... И название у неё чудесное - мягкое и певучее, словно наполненное ароматным и прохладным воздухом - И-та-ли-я. Это слово ассоциируется у нас с творениями великих художников эпохи Возрождения, великолепной архитектурой и, конечно, с музыкой. О музыкальности итальянцев ходят легенды. Генрих Гейне писал: "Музыка - душа этих людей, их национальное дело. Здесь в Италии музыка стала народом". Канцоны и серенады, сицилианы и шуточные песни и их оригинальной мелодикой и ритмикой постоянно звенели под высоким небом этой прекрасной страны.

На рубеже XVI-XVII веков Италия явила миру новый, удивительно объёмный жанр - оперу, - гармонично сочетающий в себе музыку и слово, движение и танец, искусство декорирования. Расцвет оперного искусства Италии связывают с именами композиторов XIX века: Россини, Верди, Леонковалло, Доницетти. Уроженец Сицилии Винченцо Беллини - потомственный музыкант, проживший очень короткую жизнь (34 года). Его музыка полна пленительной мелодичности и глубокой выразительности, особенно в передаче мечтательно - грустных настроений. Со времени премьеры в 1831 году оперы Беллини "Норма", повествующей о дохристианских временах, об обычиях друидов, о любви и верности, ария главной героини оперы Нормы "Casta Diva" (прекрасная дева) восхищала и вдохновляла людей на прекрасные поступки.

Иван Александрович Гончаров считал эту арию лучшим сочинением в мировой музыке. Его герой Илья Ильич Обломов переживает восторги чувств, открывает в себе любовь к Ольге именно во время её исполнения "CastaDiva": "Боже мой, что слышится в этом пении. Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы и порывы счастья"... Он изнемог, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик". Русские композиторы, в разное время путешествовавшие и жившие в Италии, всю жизнь хранили в душе маленький светлый уголок этой страны, с восторгом вспоминали её природу, её людей, умеющих трудиться и самозабвенно веселиться. Эти воспоминания своеобразно претворились в фортепианной музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в цикле итальянских романсов М.И. Глинки.


Belcanto - легкий и изящный стиль пения, родившийся в Италии в XVII веке, в эпоху формирования итальянской оперы. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, красивого певческого тона. Возникновение бельканто связано с формированием итальянской оперы в начале 17 в. В дальнейшем бельканто обогащалось новыми художественными приемами. Ранний, т.н. патетический стиль бельканто (оперы К.Монтеверди, Ф.Кавалли, А.Скарлатти) основан на выразительной кантилене, возвышенном поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях; вокальное исполнение отличалось чувствительностью и патетичностью. К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использования развернутой колоратуры. Т.н. бравурный стиль бельканто, распространенный в 18 в. и просуществовавший до первой четверти 19 в, - это блестящий виртуозный стиль. К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звезд», подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.


Требования стиля бельканто обусловили определенную систему воспитания певцов. Наиболее значительной школой была Болонская школа Ф.Пистокки. Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали Скарлатти, Н.Порпора и др. Новый период в развитии бельканто наступает благодаря творчеству Дж. Россини, В.Беллини, Г.Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей. Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры исчезает. Украшения в вокальных партиях остаются только у сопрано, в более поздних его операх вообще не встречаются. Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нем основано искусство лучших певцов мира (Д.Сезерленд, М.Каллас, Б.Нильсон, Н.Гяуров и др.). http://www.krugosvet.ru/ Взглянем на определение бельканто из англоязычной Википедии: "Пение бельканто характеризуется выровненностью голоса во всех регистрах, плавностью легато, лёгкостью верхнего регистра, необычайной подвижностью и гибкостью и особым мягким, "лирическим" тембром звука. Операм бельканто присущи виртуозные и богато украшенные вокальные номера, требующие быстроты гамм и каденций. В стиле бельканто техника ценится выше объёма звука. Образцом бельканто является упражнение, когда певец может поднести к губам зажжённую свечу и спеть так, чтобы пламя не шелохнулось." Джоаккино Россини (Rossini) (1792 - 1868)

Итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро. Отец - городской трубач, впоследствии оркестрант небольшой театральной труппы; мать - певица. Обладая голосом редкостной красоты, маленький Россини поет в церковных хорах Пезаро и Луго. Систематические занятия музыкой начинает в 12-летнем возрасте под руководством А. Тезеи (гармония и контрапункт). В 14 лет Россини - дирижер и хормейстер оперной труппы, в 16 лет - автор кантаты. Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, еще не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства прошлого столетия. "Божественный маэстро" - так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини "солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру".

С "Севильским цирюльником" слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. "Мой "Цирюльник" с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня". "Вильгельм Телль" завершил музыкально-сценическое творчество Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал: "Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить". Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) (1797 - 1848) Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818).

Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны - Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения. Винченцо Беллини (Bellini) (1801 - 1835) Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой "Адельсон и Сальвини" (1825), затем - опера "Бьянка и Фернандо" (1826) на сцене театра "Сан-Карло" в Неаполе; в 1827 г. написал оперу "Пират" для миланского театра "Ла Скала". Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитра необходимо отметить: "Чужестранку" (Милан, 1829), "Капулети и Монтекки" (Венеция, 1830), "Сомнамбулу" и "Норму" (обе - Милан, 1831), "Беатриче ди Тенда" (Венеция, 1833). 1833-1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу - "Пуритане" (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования. Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта - отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь - наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен.

Джузеппе Верди (Verdi) (1813 - 1901) Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди - последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие принадлежат к популярнейшим операм и пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всесветно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.

Большой творческий путь прошел Верди. Двадцать шесть опер создано им на протяжении почти шестидесяти лет - от 30-х до 90-х годов XIX века. ...Ставшему национальной славой Италии, почитаемому больше даже как государственная, нежели как музыкальная величина, Верди были суждены завидный и почти постоянный успех у публики в течение всей его долгой жизни и такая же посмертная слава, которая нисколько не уменьшается. Frederica von Stade sings Cherubino"s "Voi che sapete"



Рассказать друзьям