Все австрийские композиторы. Австрия XVIII–XIX века – центр мировой музыкальной культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

  1. Австрия - крупнейший музыкальный центр Европы.
  2. Композиторы - венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.
  3. Расцвет ряда жанров в их творчестве.
  4. Знакомство с жанром квартета.
  5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

  1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
  2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);
  3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (слушание, по желанию педагога);
  4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
  2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов - венских классиков)

В контексте истории

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

Гайдн. Краткие биографические сведения

Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его - не было бы ни Моцарта ни Бетховена».

Звуки музыки

Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина...

Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

Моцарт. Краткие биографические сведения

Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой - «Митридат, царь Понта». В Сикстинской капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри «Мизерере», которое было запрещено публиковать и исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного прослушивания.

Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну оперу - светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» - осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась.

Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

Звуки музыки

Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

Бетховен. Краткие биографические сведения

Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Её столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

Звуки музыки

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).

Вопросы и задания:

  1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
  2. Чем объясняется такое определение?
  3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
  4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
  5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
  6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
  7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
  8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
  9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
  10. Каков характер финала Девятой симфонии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть, mp3;
Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыка и Австрия – понятия неразделимые

Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. В каждой области страны ежегодно проводятся музыкальные фестивали, на которые съезжаются именитые музыканты со всего света.Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица Вена. Как точно выразился Стефан Цвейг, Вена - это «великолепно оркестрованный город».

В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка - обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции - австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. История хорового песнопения в Австрии насчитывает множество веков. Еще в конце XV века был основан Венский хор мальчиков, который существует и по сей день. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу.

Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев. Например, 1999 год был годом Иоганна Штрауса, известного своими прекрасными вальсами.

Театральный сезон для Вены - событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства. Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор, и австрийская столица наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Миланом остается центром этого вида искусства. Венский оперный театр выделяется на фоне остальных зданий своей пышностью и помпезностью.

Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. Самым известным балом является Венский бал (Opernball ), ежегодно проводимый в Венском оперном театре.Публика здесь только из высшего общества, да и цена на билеты соответствующая - не менее 50 тысяч долларов.

Венский бал в Венском оперном театре

Австрийцы всячески почитают своих великих земляков. На одной из красивейших венских улиц, Кертнерштрассе, была открыта Аллея славы великих музыкантов и композиторов. В мостовую были вмонтированы более семидесяти гранитных и мраморных плит с фамилиями выдающихся деятелей музыкального искусства.

Выдающиеся австрийские композиторы

Брукнер Антон (1824 - 1896) - композитор и органист, известныйдуховной музыкой, 9 симфониямии музыкой для хора и оркестра. C амое известное его произведение - месса « Te Deum ».

Гайдн Франц-Йозеф (1732 - 1809) - великий основатель классической инструментальной музыки, представитель венской классической школы. Гайдн оставил огромное творческое наследие: более 100 симфоний, более 30 опер, оратории, 14 месс, свыше 30 концертов для музыкальных инструментов.Вершина его творчества - 12 «Лондонских симфоний» (написанных в Англии). За Гайдном утвердился почётный титул «отца симфонии».

Крейслер Фритц (1875 - 1962) - виртуозный скрипач и композитор. Рахманинов называл Крейслера «лучшим скрипачом мира». Среди его сочинений - оперетта, произведения для скрипки, многочисленные пьесы. В наше время часто исполняются на «бис» -«Китайский тамбурин», «Муки любви», «Чудесный розмарин», «Радость любви» и др.

Малер Густав (1860 - 1911) -композитор и талантливый дирижёр, автор 10 симфоний. Широко известны его «Эпическая песнь о земле» (на основе китайской поэзии VIII века), «Песни странствующего подмастерья», цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика» и др. Особенно сильное влияние Малер оказал на Шостаковича.

Вена. Памятник Моцарту.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 - 1791) - один из величайших композиторов, капельмейстер, скрипач – виртуоз, органист. Представитель Венской классической школы. Обладал совершенным музыкальным слухом и непревзойдённой памятью. К его шедеврам относятся симфонии, оперы («Женитьба Фигаро»,«Дон Жуан»,«Волшебная флейта»), кантаты, оратории, мессы, включая «Реквием», создание которого покрыто тайной. Произведения Моцарта отличаются поэтичностью и тонким изяществом.У наших современников очень популярны его мелодии: «Ближе к мечте», «Маленькая ночная серенада», «Мелодия дождя»,«Эльвира Мадиган», «Турецкий марш», «Мелодия ангелов»и др.

ШубертФранц (1797 - 1828)первый великий композитор - романтик, автор около 600 песен и баллад (на слова Гейне,Шиллера, Гёте, Шекспира), 400 танцев, включая вальсы, 9 симфоний, сонат, а также фортепианной музыки.Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярности, например, «Серенада» из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря», «Форель», ария « Ave Maria ». Когда Шуберт был ещё молодым, Бетховен заявил пророчески: «Поистине, в этом Шуберте живёт искра божья! Он ещё заставит о себе заговорить весь мир!»

Музыкальная династия Штраусов

А знаете ли вы, что в семье Штраусов был не один, а четыре музыканта!

Штраус Иоганн (1804 - 1849) - отец, основатель музыкальной династии. Композитор скрипач и дирижёр. C о своим оркестром Штраус успешно гастролировал по Европе. Он подарил миру более 250 сочинений: кадрили, марши, вальсы (которые составляют две трети сочинений Штрауса). Особым успехом пользовались вальсы «Плач Лорелеи на Рейне» и «Висячие мосты». Но самое знаменитое сочинение отца-Штрауса - «Марш Радецкого».

Штраус Иоганн (1825 - 1899) - старший сын. Признанный «король вальса», композитор и дирижёр, o н был новатором в ритмике и оркестровке. Уже в 19 лет состоялсядирижёрский дебют Иоганна. Его мелодическое дарование отражено в 496 произведениях: вальсах, польках, кадрилях, маршах, мазурках. Знамениты вальсы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», «Радости жизни», «Сказки Венского леса», «Прощание с Петербургом», «Весенние голоса», «Розы с юга», а такжеоперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Карнавал в Риме» и др. Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу. Выступал он и в Нью-Йорке. Творениями Штрауса восхищался Чайковский.

Штраус Йозеф (1827 - 1870) - младший брат Иоганна Штрауса. Талантливый скрипач и дирижёр. Автор «Персидского марша», полек «Кукушка», «Пиццикато», а также восхитительных вальсов «Безумие», «Ласточки австрийских сёл», «Моя жизнь – это радость и любовь», «Безумие», «Акварели» и др.

Штраус Эдуард (1835 - 1916) - третий брат в семье Штраусов. Как и братья, он играл на скрипке, дирижировал, сочинял вальсы. Написал около 200 танцевальных пьес, следуя традициям отца и старшего брата. В 1890 году Эдуард приезжал в Россию и с большим успехом дирижировал в Павловске.

Венский государственный оперный театр вмещает 2209 зрителей

Каждый год в Европе проходит «Штраус - фестиваль», посвящённый творчеству Штраусов. Он проходит в Испании, Австрии, Португалии, Германии, Италии, Франции.

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.
Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимает один из представителей Венской классической школы композиции Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart), проживший короткую, но яркую жизнь гения (родился 27 января 1756 в Зальцбург е, а умер 5 декабря 1791 в Вене). Гениальность композитора настолько велика, что сохранившиеся записи о его способностях граничат с нереальностью, а написанная им музыка не имеет ограничений по восприятию. Моцарта с наслаждением слушали в XVIII. XIX, XX веках вне зависимости от социального статуса и уровня развития интеллекта. Такое же восхищение вызывает его музыка и сейчас. Главная тема 40-й симфонии соль минор звучит с мобильных телефонов и исполняется высокопрофессиональными оркестрами в филармониях. Моцарта сегодня «напевают», порой даже не зная имени самого гения. Бесчисленные «переделки» его произведений на современный лад многими музыкальными коллективами, по сути, кощунственные, но весьма популярные сегодня не способны заглушить гениальность и красоту музыки Моцарта. И хотя многими настоящими ценителями искусства они воспринимаются, как надругательство над великими произведениями гения, но дают свой эффект эстетического воспитания молодежи в современный период упадка и «отката» культуры. Уже к 17-ти годам Моцарт сочинил четыре оперы, 13 симфоний, 24 сонаты и массу более мелких композиций. А к моменту загадочной смерти число написанных Моцартом произведений было просто огромно. Наиболее значительными и известными стали шесть знаменитых струнных квартетов, посвященных Йозефу Гайдну, оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля», симфонии № 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор («Юпитер») и величественный реквием, не завершенный из-за скоропостижной смерти композитора.
Не менее значительный вклад в развитие классической музыки внес Франц Йозеф Гайдн (1732—1809), инструментальные произведения и симфонии которого воспитали не одно поколение ярких талантливых музыкантов. 104 симфонии, сочиняемые в просто безумно короткие сроки, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и оперы оставил после себя этот гений, оптимист в музыке, поражающий своей неуемной энергией и позитивом. Эталоном классического написания для многих композиторов стали оратории Гайдна "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801).
К «элите» классической музыки мира заслуженно относятся:
- композитор, пианист, педагог и дирижёр Ференц Лист (22 октября 1811 - 31 июля 1886), по праву считавшийся величайшим пианистом XIX века, оставивший в наследие потомкам 647 произведений. Наиболее значительные из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia»;
- творец оперного направления Кристоф Виллибальд Глюк (2 июля 1714—15 ноября 1787), написавший более 50 опер, интермедий и балетов, наиболее значительные из которых оперы «Семирамида» (1748), «Орфей», «Альцест», «Парис и Елена» (1761—1764), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779);
- Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 - 19 ноября 1828), признанный после смерти благодаря незабываемым по вдумчивости и мастерству 6 мессам, 7 симфониям, 15 операм и пр.;
- Леопольд де Мейер (20 декабря 1816 - 6 марта 1883), писавший и исполнявший виртуозные пьесы. Его «вклад» в мировое искусство - «Марокканский марш», фантазии на темы популярных опер («Норма» и «Пуритане» Беллини, «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Семирамида» Россини), цикл «Русские песни», фортепианные сочинения и обработки;
- известный любому пианисту Карл Че́рни (21 февраля 1791, Вена - 15 июля 1857), без этюдов для фортепиано которого не обходятся ни начинающие, ни опытные мастера.
Было бы грешно не вспомнить о короле вальс ов Иоганне Штраусе (25 октября 1825 - 3 июня 1899), поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. Штраус оставил после себя 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. А вальсы композитора - просто предел совершенства. «Песни любви» (Liebeslieder, 1852), «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau, 1867), «Жизнь артиста» (Künstlerleben, 1867), «Сказки Венского леса» (G’schichten aus dem Wienerwald, 1868), «Вино, женщины и песни» (Wein, Weib und Gesang, 1869), «Тысяча и одна ночь» (Tausend und eine Nacht, 1871) и многие другие уже второе столетие звучат во многих странах мира и не теряют своей популярности.

13.6k (221 за неделю)

Вклады отдельных наций в развитие человеческой культуры не оцениваются по современным искусственно раздутым и раскрученным «звёздам», которых все успевают забыть, прежде чем они сами уйдут в небытие. Гораздо больше ценятся гении, чьи имена на столетия вперёд прочно связываются в человеческом восприятии с искусством и предопределяют его развитие на долгий период. Трудно спорить с тем, что в области ваяния и живописи лидируют итальянские мастера, как и с тем, что совсем небольшая (теперь) Австрия стала лидером в отношении классической музыки. В списке австрийских композиторов-гениев так много имён, что этот факт не может не поражать. Современным композиторам не остаётся ничего иного, как снять молча шляпу перед австрийскими гениями былых времён.

Вольфганг Амадей Моцарт

Первым, кто вспоминается из тех, кого подарила миру музыкальная Австрия, является Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - один из трёх китов Венской классической школы наряду с Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном. Его короткая жизнь ярчайшим метеором пронеслась по европейскому музыкальному небосводу. Гений Моцарта в лучших его произведениях достиг невероятных высот. Его музыкой наслаждаются многие поколения слушателей вот уже более двух столетий, причём уровень интеллекта и социальный статус не мешают этому наслаждению.

Моцарт был удивительно плодовитым композитором, начавшим сочинять ещё в раннем детстве. К 17 годам он уже успел написать:

  • 13 симфоний;
  • 4 оперы;
  • 24 сонаты и ещё множество мелких произведений.

А количество партитур к моменту его смерти казалось невероятным. Среди самых известных и часто исполняемых его произведений можно упомянуть 6 посвящённых Гайдну струнных квартетов, оперы «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро», «Так поступают все или Школа влюблённых», «Похищение из Сераля», «Волшебная флейта», симфонии №№ 39-41, реквием - последнее гениальное творение Моцарта, который он не успел завершить, скоропостижно скончавшись.

Антонио Сальери

Знаменитый современник Моцарта - Антонио Сальери (1750 - 1825) добился популярности в довольно молодом возрасте. Так, его опера «Венецианская ярмарка» , написанная в 1772 году, была восторженно встречена публикой. Поэтому уже через пару лет Сальери получил должность руководителя Венской придворной капеллы и оперного театра. Следующая опера - «Школа ревнивых» (1778) также имела успех. В тот же год Сальери начал учиться у Глюка, тот даже доверил ему написать вместо себя предназначавшуюся для парижской академии оперу «Данаиды» . Всего же на счету Сальери больше 40 опер.

Карьера Сальери была невероятно успешной, он быстро стал популярен во всей Европе. Людовик XVIII даже вручил ему орден Почётного легиона. Кроме опер, Сальери также писал симфонии, мессы, реквием, два фортепианных и один органный концерт, кантаты, оратории и прочие произведения.

Кроме творчества, Сальери славился блестящим педагогом, взрастившим свыше 60 учеников, среди которых были Бетховен, Лист, Шуберт. Сальери стал первым директором знаменитой Венской консерватории в 1817 году.Большую свинью подложил Сальери российский гений А. Пушкин, голословно обвинивший в своих «Маленьких трагедиях» ни в чём не повинного итальянца в злодейском отравлении Моцарта. В сознании обывателей это клеймо прочно прицепилось к достойному всяческого уважения музыкальному мэтру.

Франц Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (1732 - 1809) оставил не меньшее музыкальное наследие. На его симфониях и инструментальных произведениях взросло множество поколений музыкантов.

Он быстро, как бы между делом писал симфонии, коих набралось 104, а кроме них:

52 фортепианные сонаты;
. 83 квартета, оперы;
. 14 месс.

Этот музыкальный гений писал оптимистическую музыку, которая поднимает настроение и придаёт сил. Для многих поколений авторов эталонами музыкальных произведений стали его оратории «Времена года» и «Сотворение мира» .

Семья Штраусов

Упоминание Вены мгновенно заставляет вспомнить венские вальсы и их «короля» - Иоганна Штрауса сына (1825 - 1899) с его невероятно музыкальной семьей (отца и братьев). Своими усилиями они подняли обычную танцевальную мелодию до уровня классической музыки.

Иоганн Штраус сын написал:

168 вальсов;
. 73 кадрили;
. 117 полек;
. 31 мазурку;
. 43 марша;
. комическую оперу;
. 15 оперетт и балет.

Но именно вальсы сделали его великим. Можно бесконечно слушать его лучшие вещи: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста» и многие другие - они до сих пор звучат в мире и остаются невероятно популярными.

Ференц Лист

Лучший пианист XIX века, композитор, дирижёр и востребованный музыкальный педагог - Ференц Лист (1811 - 1886) не только виртуозно исполнял чужие произведения (он блестяще переложил все бетховенские симфонии на фортепиано), но и оставил 647 собственных , многие из которых звучат и в наши дни и хорошо знакомы слушателям.

Кристоф Глюк

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) больше трудился над операми (более 50), балетами и интермедиями. Его известными операми являются «Орфей», «Семирамида», «Парис и Елена», «Альцест», «Армида», «Ифигения в Авпиде», «Ифигения в Тавриде» . Какие-то оперы Глюка не сохранились, другие он неоднократно переделывал, поэтому точное число его опер неизвестно.

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (1797-1828) один из первых представителей романтического направления, написал множество песен для голоса и фортепиано, органной и фортепианной музыки, в том числе 15 опер, 7 симфоний и 6 месс , которые обессмертили его имя.

Густав Малер

Густав Малер (1860-1911) - прекрасный симфонический и оперный композитор, а также дирижёр. При своей жизни Малер был более известен именно в качестве дирижёра, входящего в известную «послевагнеровскую пятёрку». В то же время его композиторский талант ценили лишь немногочисленные преданные почитатели.

Настоящее признание к музыке Малера сильно запоздало, придя через полвека после его смерти - потомки признали его виднейшим симфонистом XX века. Написал он не так уж много - в основном симфонии и песни, но они быстро закрепились в исполнительском репертуаре. В наши дни музыка Малера - одна из наиболее исполняемых.

Карл Диттерс

Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739 - 1799) - австрийский скрипач и композитор . Он работал в направлении классицизма, испытал значительное влияние итальянской школы. В настоящее время самыми известными его произведениями являются пара концертов для контрабаса с оркестром и один для альта с оркестром, хотя при жизни его больше знали, как автора немецких зингшпилей и опер-буфф с итальянским текстом («Доктор и аптекарь», «Красная Шапочка или ни вреда, ни пользы»). А ещё этот автор написал порядка 120 симфоний.

Вклад Австрии в фонд мирового музыкального искусства неоспорим. Именно в роскошной Вене времен Габсбургов под покровительством императорской фамилии в XVIII–XIX веках создавалась и исполнялась музыка, которая впоследствии получила название классической.

Современное понятие классической музыки связано с музыкальной культурой классицизма, которая в Австрии достигла своего расцвета.

Венская классика

Начало XIX века было золотым веком австрийской музыкальной культуры. Представители Первой венской школы Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Йозеф Гайдн создали академическую классическую музыку, какой мы знаем ее сегодня: с совершенной гармонией богатого образного содержания и точной, безупречно выверенной формы.

Франц Йозеф Гайдн (1732–1809)

Старший из венских классиков, он стоял у истоков таких академических жанров, как симфония и струнный квартет. Один из самых плодовитых, знаменитых и успешных композиторов своего века, Гайдн оставил богатое творческое наследие:

  • 104 симфонии;
  • 24 оперы;
  • 3 оратории;
  • 6 месс и множество других духовных и светских произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

Музыкант-виртуоз и гениальный композитор, Моцарт оказал огромное влияние на европейскую и мировую музыкальную культуру. Он одинаково ярко проявил себя и в опере, и в инструментальных произведениях.

Хотя композитор много путешествовал по Европе, именно в Вене он достиг зенита своей славы и написал самые знаменитые шедевры, в том числе оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и «Реквием».

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

В наши дни Бетховен — один из самых исполняемых композиторов в мире. Он родился в Бонне, но большую часть своей жизни провел в Вене и ее пригородах, где и работал над произведениями, ныне вошедшими в фонд шедевров мировой музыки (9 знаменитых симфоний, 5 концертов, множество сонат).

Иногда к Первой венской школе причисляют основоположника музыкального романтизма Франца Шуберта (1797–1828), который также жил и работал в Вене.

Венский вальс

Особое место в музыкальной культуре Австрии XIX века занимает венский вальс. Родоначальником вальса, который и поныне считается главным бальным танцем, был австрийский народный танец лендлер. Аристократия cчитала вальс танцем крайне непристойным. Лишь в начале XIX века вальс зазвучал на великосветских балах и вскоре завоевал всю Европу.

Штраус + музыка = вальс

Популярность вальса тесно связана с именами отца и сына Штраусов. Иоганн Штраус-старший (1804–1849) стал первым автором вальсов для танцзалов – «дискотек» XIX века, где демократически смешивались все слои общества. В его произведениях изящный, легкий, беззаботный и летящий венский вальс приобрел свои классические черты.

Иоганн Штраус-младший (1825–1899) избрал профессию музыканта вопреки воле отца, но впоследствии затмил его как композитор и дирижер. Именно Иоганна Штрауса-младшего венцы провозгласили «королем вальса». Прославленные вальсы Иоганна Штрауса исполняют и сегодня это:

  • «Сказки венского леса»,
  • «Голубой Дунай»,
  • «Весенние голоса»,
  • «Императорский вальс» и другие.

Биография Иоганна Штрауса-младшего тесно связана с Россией: в течение 10 лет он работал в Павловске, пользовался невероятным успехом у российской публики и писал трогательные письма своей первой любви, Ольге Смирнитской.

Золотой век австрийской музыки отнюдь не закончился на венском вальсе: в конце XIX века в Вене творил Густав Малер, а в XX веке – композиторы Новой венской школы. Услышать произведения австрийских композиторов можно на концертах, которые организованы австрийскими культурными центрами или в записях — например, на сайте классической музыки classic-online.ru .

Если вы хотите узнать больше о культуре и искусстве Австрии и других стран Европы и мира, читайте наши статьи и подписывайтесь на рассылку.



Рассказать друзьям