Кечуа используют для охраны своих жилищ. Племена южной америки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

21.02.2016 13:33

Для большинства людей пребывание в горах является нелегким испытанием. Холодная температура воздуха и недостаток кислорода - такие условия жизни не подходят для большинства современных народов.

Однако есть люди, чьи народы не просто веками проживают в горах, но и не стремятся с них спускаться. Одним из таких народов являются индейцы племени кечуа. Интернет-журнал "100 миров" подготовил для вас интересные факты об этом необычном народе.

Особенности жизни индейцев кечуа

Народ индейцев кечуа проживает в Южной Америке: Беру, Боливии, Аргентине, Эквадоре и других регионах. Некоторые из них «спустились на землю», однако многие представители этого народа остались верными своим традициям. Так, например, в горах Анд индейцы кечуа живут на высоте 3650 м над землей. Интересно отметить, что сердце и легкие людей этого племени больше, чем стандартные размеры этих органов у «земных» людей. Дело в том, что увеличенные размеры этих органов позволяют организмам индейцев усиливать кровообращение и, таким образом, получать больше кислорода. Фото с сайта: votpusk.ru

По причине того, что народ кечуа расположился так далеко
от земли, с ними редко контактируют представители других народов. Именно поэтому индейцы до сегодняшнего дня смогли сохранить свои культуральные особенности , свою национальную индивидуальность. Культура индейцев кечуа прочно ассоциируется с наследием инков - от них они сохранили и яркие наряды, и своеобразные песни.

Индейцы племени кечуа обладает собственным языком , многие слова которого ушли в испанский язык. Собственно, часть индейцев говорит на чистом испанском языке.

Национальные наряды индейцев выделяются среди прочих своей яркостью и, кроме этого, все они изготовлены вручную из природных материалов. Важным элементом в одеяниях как мужчин, так и женщин являются фетровые шляпы, которые представители этого народа также любят украшать природными материалами: цветами и изделиями из кости и натурального дерева.

Интересно, что у индейцев кечуа принято ходить босиком . Таким образом, подошвы ног этих людей являются настолько загрубевшими, что они запросто могут ходить даже по обледеневшим скалам, не чувствуя холода .

Традиционными занятиями кечуа являются скотоводство, ручное производство тканей, изготовление украшений из природных материалов и земледелие. В поселениях, расположенных в горах, представители этого народа выращивают такие культуры, как бобы и картофель, а излюбленными животными кечуа являются ламы - животные, которые хорошо приспособлены к суровому климату высоких гор.

Но это не самое интересное. Вследствие испанских завоеваний многие кечуа были обращены в католицизм, однако часть индейцев осталась верной своим традициям. Поэтому среди них можно встретить сторонников язычества и шаманизма . А потому, если вы когда-нибудь посетите Южную Америку, и вам повезет встретиться с представителями народа кечуа, то для вас могут изготовить волшебный талисман или приготовить любовное зелье . Правда, способ изготовления таких вещей индейцами кечуа остается неизвестным - шаманы хранят рецепты своих магических снадобий в строжайшем секрете.

Кстати говоря, индейцы кечуа относятся к туристам с большой доброжелательностью , и многие из них занимаются как раз туристическим бизнесом: изготавливают сувениры и организуют экскурсии. Поэтому, если вы совершите путешествие в Южную Америку, то возможность познакомиться с народом кечуа вполне реальна. Говорят, что индейцы любят открытых и доброжелательных людей - таким путешественникам они ответят таким же любезным отношением. Однако если вы являетесь обладателем тучной фигуры, то представители этого народа могут отнестись к вам с подозрением . Но обижаться на это не стоит - дело вовсе не в вашей полноте как таковой. Просто среди индейцев кечуа распространена одна занятная легенда.

Племя кечуа верит в существование потусторонней твари, которую они называют ликичири . Согласно их верованиям, ликичири - это оборотень, который нападает на спящих людей и высасывает из них подкожный жир, отчего человек впоследствии умирает. Чем больше подкожного жира в теле человека - тем больше вероятность, что на него нападет это ужасное чудовище. Таким образом, при встрече с полным человеком индейцы кечуа опасаются, что гость сможет привлечь в их поселение кровожадного монстра. Впрочем, иногда они с подозрением относятся и к незнакомцам нормального телосложения - кто знает, а вдруг под вашей миловидной внешностью на самом деле скрывается оборотень?

По причине страха индейцы тщательно закрывают двери и окна в свой дом и стараются не оставаться в одиночестве. Иногда можно встретить представителя племени с долькой чеснока во рту - запах чеснока является еще одним способом отпугнуть чудовище.

По этой же причине индейцы данного племени следят за собственным весом и стараются не переедать . Если вам доведется побывать у них в гостях, то они гостеприимно угостят вас своим блюдами, однако могут поглядывать на вас: а не переедаете ли вы? Как бы ни было вкусно блюдо , не стоит есть слишком много в компании этих людей - это может испортить их впечатление о вас.

Кстати говоря, в кухне этого племени имеется кое-что экзотическое . Известно, что индейцы кечуа употребляют в пищу блюда, приготовленные из мяса морских свинок - тех самых симпатичных зверушек, которых мы держим в качестве домашних животных. Сможете ли вы попробовать такое блюдо? Решать вам.

Вот такой интересный народ можно встретить на высотах нашего мира. Что думаете?


Статью подготовила для вас

Анастасия Черкасова

Все права принадлежат законным правообладателям.

Статья женского Интернет-журнала показалась вам интересной? Расскажите о ней своим друзьям!

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа .По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

  • - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...

    Энциклопедия мифологии

  • - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
  • - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...

    Современная энциклопедия

  • - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
  • - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм.; нескл., м, нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...

    Толковый словарь Даля

  • - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...

    Словарь синонимов

"Кечуа (индейский народ)" в книгах

Инки-Кечуа

автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с

Индейский праздник

Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Индейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними

Индейский телеграф

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Индейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на

VI. «Индейский социализм»

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

VI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все

Распространение языков кечуа и хаки

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык

Индейский рис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Майя (индейский народ в Мексике)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Кечуа (индейский народ)

БСЭ

Кечуа (язык народа кечуа)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Несостоявшийся индейский расизм

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Несостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные

Кечуа

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Кечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после

Два разговорных языка: кечуа и аймара

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Два разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное

Хосе Мария Ардегас::: Обычаи и обряды индейцев

Окончание «илью» на кечуа является звукоподражательным. В одной из своих форм «илью» - звук, производимый крыльями птицы во время полета, либо это любой звук, производимый полетом легких предметов. Но «илья» - это название монстров, рожденных лунными ночами: ребенок с двумя головами или теленок без головы, или огромная черная скала, на поверхности которой проходит широкая белая полоса, излучающая мерцающий свет, кукурузный початок, семена в котором расположены в страшной неразберихе; «илья» - это быки, что живут в глубине озер, лагун, окруженных камышами, где обитают черные утки. Все «илья» приносят или счастье, или большое несчастье. Умереть или воскреснуть можно, лишь дотронувшись до «илья». Звукосочетание «илья» и по звучанию и по смыслу совпадает с окончанием «илью».

Танкайлью - беззащитный шмель, который летает в полях и опыляет цветы. Танкайлью появляется в апреле, но на орошаемых полях его можно увидеть и в другое время года. Его крылья трепещут с бешеной скоростью, так как сам он очень тяжелый, с огромным брюшком, со светящимися полосами. Дети гоняются за ним и ловят его. Длинное темно-зеленое тельце танкайлью оканчивается чем-то похожим на жало, которое совершенно безобидно и к тому же сладко. Дети охотятся за шмелем, чтобы облизать мед с его «жала». Но танкайлью поймать нелегко: он высоко летает, разыскивая медоносные цветы. Из-за того, что его трепещущие крылья производят при этом полете шум, совершенно не соизмеримый с размером тела, индейцы придают этому несоответствию какой-то сверхъестественный смысл. В нем они находят много загадочного: почему же у него мед на кончике жала? почему его маленькие и слабые крылья способны поднять настоящий ветер? почему в лицо ударяет порыв ветра, если рядом пролетел танкайлью? разве способно его маленькое тельце создать такой вихрь? Пролетая в воздухе, он жужжит, как что-то большое, его пушистое тельце исчезает под лучами солнца, поднимаясь перпендикулярно вверх. Нет, он не злодей: дети, которым удалось полакомиться его медом, радостно вспоминают о нем. Но танкайлью - не как все насекомые, он - не божье создание, он - грешник.

Миссионеры иногда вынуждены были читать проповеди против него и других загадочных существ. В департаменте Айякучо жил фокусник, ставший легендарным. Костюмом ему служило оперение, украшенное кусочками зеркала. Он появлялся на площадях селений во время больших праздников и проделывал свои дьявольские штучки: глотал кусочки железа, протыкал свое тело иголками и колючками, ходил около паперти с тремя металлическими прутьями в зубах. Этого фокусника тоже называли «танкайлью».

Пинкуйлью - название гигантской кены, на которой играют индейцы только во время больших праздников. Ее никогда не увидишь на домашних праздниках, это эпический инструмент. Делают ее не из обычного тростника и не из осоки, и даже не из мамакк (дикого тростника необычной толщины и длины). Отверстие мамакк темное и глубокое. В районах, где не растет бузина с мягкой сердцевиной, индейцы изготавливают пинкуйлью меньшего размера, однако не осмеливаются называть ее «пинкуйлью», ее называют просто «ма"макк», чтобы отличить от обычной кены. «Ма"макк» означает мать, дающую жизнь, это магическое название. Для изготовления пинкуйлью в природе не существует тростника. Для этих целей индеец выбирает из ветвей бузины мягкую сердцевину, затем изгибает их и оплетает бычьими сухожилиями. После этого становится невозможно увидеть свет из-за изгиба в другом конце пустой трубки, а лишь его отражение, словно на горизонт упали лучи заходящего солнца. Изготовитель пинкуйлью просверливает в ней отверстия на значительном расстоянии одно от другого. Первые два отверстия должны закрываться большим и указательным пальцами левой руки; три оставшихся - указательным, безымянным и мизинцем правой руки, т. е. самыми подвижными пальцами. Индейцы с короткими руками (бывает и такое!) не могут играть на пинкуйлыо. Инструмент настолько велик, что человек среднего роста должен вытягивать шею и поднимать голову так, как если бы он хотел заглянуть за горизонт. На этом инструменте играют в ансамбле, под аккомпанемент барабанов и пение женщин, непременно в открытом поле или во дворе дома, но ни в коем случае не в закрытом помещении.

Только звук уак"рапукус мощнее и ниже голоса пинкуйлью. Однако в тех районах, где появился уак"рапукус, уже не знают пинкуйлью. Оба инструмента служат для одних целей. Уак"рапуку - это бычьи рога, самые мощные и изогнутые. На их острые концы надевают по серебряному или бронзовому мундштуку. Влажный и извилистый канал внутри него еще более непроницаемый и загадочный, чем канал пинкуйлью.

На пинкуйлью исполняют только музыку, песни и эпические танцы. Я не слышал ее звуков во время религиозных праздников. Может быть, миссионеры запрещали индейцам пользоваться этим инструментом с удивительно низкой и загадочной тональностью в храмах, на папертях, в католических процессиях? На пинкуйлью играют на выборах Главы общины, во время драк между парнями на карнавале, на кровавых корридах, во время сельскохозяйственных работ.

Пинкуйлью словно насылает на всех временное помрачение, лишает ясности ума. Возникает необыкновенная раскованность, беспредельное презрение к смерти, когда слышится ее голос. Опьяненные звуками пинкуйлью индейцы могут идти на диких быков, распевая и сквернословя, поигрывать тлеющей бомбой, начиненной динамитом, прокладывать дороги н туннели в неприступных скалах, танцевать без отдыха, не замечая, как день сменяет ночь. Только чарующие звуки пинкуйлью способны проникнуть в самые глубины человеческого сердца.

Как и музыка, называемая «илью», «илья» означает свет, который вызывает разного рода расстройства у человека. Оба слова имеют такое множество значений, какое возможно лишь в языках, подобных кечуа. Оно практически бесконечно. «Пинкуйлью» - не только название инструмента, это и обозначение эффекта, производимого ее музыкой. «Танкайлью» - не только название маленького насекомого, но и обозначение непонятных явлений природы. И слово «килья» не просто название луны, оно содержит универсальные знания о мире звезд, их взаимосвязи с человеком и Вселенной, красоте луны и периодичности ее появления на небосводе.

«Ильярий» означает рассвет, т. е. свет, который едва забрезжил после того, как ночь умерла. Солнце еще не взошло, оно запаздывает, бродит где-то в бездне Вселенной... И вот оно поднимается после короткого отдыха. «Илья» служит не для обозначения яркого солнечного света. Это тот сумеречный свет, при котором лучше думается и мечтается человеку, оно обозначает сияние, молнию, луч. Это особенный свет, не совсем божественный, но и не земной.

«Эль лайк"а». Слово «эль лайк"а» обозначает колдун. Индейские дети играют черными плодами дерева, растущего в горах. Но иногда среди тысяч черных попадается плод с красными и желтыми прожилками. Это и есть лайк"а. Ему придаются магические свойства: он непобедим и стоит сотни обычных. Контраст между черными и красными плодами кажется загадочным, особенно когда этот контраст является произведением самой природы. Всегда черный плод, но вот встретился красный с желтыми пятнами. Индейцы верят в его чудодейственную силу. Его хранят и оберегают с суеверным страхом, достают лишь в исключительных случаях, когда нет другого выхода из какого-нибудь затруднительного положения. Это - эль лайк"а - колдун, воплощение дьявола.

В дальних горных долинах живет лохматый паук (к"ампу). При встречах с человеком он сразу же принимает угрожающую позу. Иногда после дождя его можно видеть тяжело идущим по дороге. Когда его дразнят, он приподнимается на своих мощных мохнатых лапах и начинает раздуваться, кажется гигантом, а в глазах индейцев разъяренным и страшным быком.

Дети разбегаются в ужасе и долго еще помнят о встрече с ним. К"ампу ядовит, но в Абанкайе, столице департамента Апуримак, я видел девочку, которая играла с одним из таких пауков. Она гладила его, подбрасывала и ловила в свои маленькие ладошки. Это казалось невероятным. Ведь считается, что только лайк"а Сан Хорхе может справиться с к"ампу и даже съесть его. Сан Хорхе - двукрылое насекомое с темно-синим тельцем, красными крыльями и усиками. Размер его обычно достигает 2-4 сантиметров. Все его темно-синее тело блестит, красные крылья подрагивают в нетерпении, - красные, как огонь, на загадочном синем, как горная порода, теле. Он тоже лайк"а! Сан Хорхе выигрывает жесточайшие сражения с к"ампу. Это впечатляющее зрелище. Огромный к"ампу приподнимает голову, как бы готовится к прыжку, его ярость и гнев вселяют ужас в индейцев. Сан Хорхе пикирует на него сверху и наносит ему укол, затем снова взмывает вверх, снова - пике, и вновь - укол. Раненый к"ампу медленно погибает. Когда начинается агония к"ампу, Сан Хорхе приближается к нему, если тяжесть паука ему под силу, хватает его и улетает вместе с ним.

Низколетящий, он теряется среди деревьев, кустарников и камышей, опускается в каком-либо укромном месте и, говорят, съедает свою добычу. Сан Хорхе индейцы тоже боятся и считают его магическим насекомым, может быть, поэтому он кажется им значительно больше, чем есть на самом деле. Я видел одного мертвого и немного покалеченного Сан Хорхе, вероятно, какое-то животное наступило на него переходя дорогу. Мне он показался очень маленьким, хрупким, как и все насекомые. Несмотря на свое «святое» имя, для индейцев он является также лайк"а. Когда они слышат стрекот его крыльев, останавливаются и провожают его взглядом, пока он не исчезнет среди гор или леса.

Лайк"а, таким образом, представляет из себя колдуна, способного причинить порчу, сглазить. Правда, иногда он помогает лечить страшные болезни - безумие, истерию, бессонницу и страх. Он лечит нервных и напуганных детей, применяя для них «мягкий» вариант системы исцеления. Он рассказывает больному ребенку истории об интересных животных, камнях, сказки про зачарованные озера, а когда тот почти засыпает, склоняется над ним и, словно заклинание, произносит отрешенным голосом: «Душа, душа этого ребенка, где ты, где ты бродишь, вернись на свое место! Хорошая душа, смотри, как я жду тебя, как я плачу по тебе, вернись, я уже сплю!». Этот способ лечения называют «к"айай», он основан на предположении, что если мужчина или ребенок в раннем детстве испугался чего-либо, душа его покинула тело, которому принадлежала, и нигде не может его найти. Именно поэтому больным овладевает меланхолия, у него теряется память и благоразумие, он превращается в «утти»- идиота, или человека без души, безумного, испытывающего постоянно приступы депрессии или буйства. Только голос лайк"а способен дойти до блуждающей где-то души, наставить ее на путь истинный. Он обращается к душе таким тихим призывным голосом, что не будит детей, а держит их в каком-то туманном полусне. В этом состоянии ребенок слушает лайк"а, и ему кажется, что это именно он обегает ночные небеса, превратившись в меняющееся и обволакивающее облако. Я присутствовал на сеансе одного из этих лайк"а в столице провинции Тайакаха, городе Пампас. Его всепроникающий голос, казалось, исходил из какого-то потустороннего, но такого знакомого по сновидениям, мира. На другой день колдун ушел из селения, но я до сих пор не могу забыть его лицо, запах коки, цвет его пончо, склоненную голову и скрытую силу его голоса.

Другие болезни лайк"а лечат и с помощью к"ако"опас. Это слово происходит от «к"ак"ой» - «растирать». Лайк"а растирает тело больного главным образом живыми кроликами или другим грызуном - вискачей. Он бьет ими о тело пациента до тех пор, пока зверьки не умрут. Затем он тут же вспарывает брюшко животного, изучает состояние внутренностей и ставит диагноз. До сих пор колдуны пользуются большим спросом среди индейцев и белых обитателей горных селений. Лайк"а лечит также с помощью трав, земли и ворожбы.

Впрочем, индейцы почитают, но и боятся лайк"а, ведь он может вызвать медленную или быструю смерть, напустить порчу. Лайк"а, как считают индейцы, - пособник дьявола и значит, имеет власть над смертью. Он может также вызвать сумасшествие, немоту, слепоту и хромоту, наслать неизлечимую и необъяснимую болезнь на тело своего врага или врага того, кто хорошо ему заплатит.

Лайк"а опутывает свою жертву разными приемами в зависимости от масштабов того зла, которое он собирается причинить. Чтобы вызвать образование опухоли в теле врага, он где-то рядом с домом предполагаемой жертвы ловит жабу, повязывает ей нечто вроде галстука, сплетенного из одежды того, кого ожидает страшная кара, купает ее в моче, настоенной на табаке. Жаба после такой «ванны» вздувается, глаза ее вылезают из орбит. Если колдун хочет, чтобы жертва получила еще и боль в горле, он втыкает колючку в горло жабы. Затем лайк"а произносит над жабой соответствующее заклятье.

Если лайк"а хочет наслать нечто более серьезное, например неизлечимую болезнь, заставляющую жертву чахнуть и покрываться гнойными язвами, то он прибегает к более сложной процедуре. Он собирает лоскутки от гардероба жертвы, прядь ее волос, обрезки ногтей с ее ног и рук. Все это он связывает в узел, используя при этом шнурок или веревку, которая обязательно должна быть скручена «влево», закапывает узел рядом с домом жертвы при условии, что никто не должен знать об этой страшной тайне. Поэтому никто не может утверждать, что видел что-либо подобное. Известно лишь одно - все происходит в абсолютной тишине. Лай собаки, чей-то голос, звуки кены или гитары, пение птицы, шаги путника - любой шум или шорох сведет на нет эффект колдовства. Это почти невыполнимое условие должно быть непременно соблюдено. Любые магические действия имеют силу лишь в полнейшей тишине.

В каждом горном селении имеется свой лайк"а, но немногие из них пользуются всеобщей известностью. Из самых дальних селений идут к ним люди, чтобы исцелиться, избавиться от порчи или, наоборот, вызвать чью-либо смерть. Индейцы рассказывают невероятнейшие истории из жизни этих людей: они умеют, например, плавить камни и иссушать родники, ходить целыми днями спиною вперед и пересекать бурные гоные реки верхом на палке, будто бы глаза их светятся в темноте, словно горящие свечи, освещая дорогу желтым и дрожащим светом. Единственное, чего боятся лайк"а - это встречи с духом священных аукис (горных вершин) или с освященным крестом.

Лайк"а - это слуга дьявола («супай») и прочей нечистой силы. Пако, наоборот, - посланник аукис, их священник, поскольку он охраняем крестом, умеет молиться и вызывать «пукарас» - души аукис.

| Путешествие в Тибет |

Подробнее о программах нашего Клуба Вы можете узнать, написав нам по адресу:

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа. По религии большинство К. - католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

Ю. А. Зубрицкий.

Язык Кечуа

КЕЧУА ЯЗЫКИ, группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua).
Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско.
В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.

Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара. Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена.
Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

КЕЧУА - один из индейских языков Юж. Америки. Официальный язык Республики Боливии (наряду с испанским и аймара) и Республики Перу (наряду с испанским). Распространен в странах Андского нагорья. Общее число говорящих 12,9 млн. чел., в т. ч. в Перу - 6,75 млн. чел., Боливии - 2,1 млн. чел. и Эквадоре - 3,65 млн. чел. Небольшие группы носителей кечуа живут в Аргентине, Колумбии и Чили. Широко представлено кечуа-йен, двуязычие. Место в генеалогической классификации неясно. Традиционно кечуа объединяют с языком аймара в кечумарскую (кечумара) семью. М. Сводеш включает кечумара языки в макросемью кечуа-чон, Дж. X. Гринберг - в андскую ветвь андо-экваториальной филии. Делались попытки генетически связать кечуа с алтайскими языками (Ж. Дюмезиль, К. Боуда). Однако есть основания считать его изолированным.

Выделяются 3 группы диалектов: южная (южное Перу, Боливия, северо-западная Аргентина), центральная (центр Перу) и северная (север Перу, Эквадор, южная Колумбия). Генетически северная диалектная группа является ответвлением южной. Вместе северные и южные диалекты («кечуа А», по Г. Дж. Паркеру) противопоставлены центральным диалектам («кечуа Б»). Взаимопонимание между носителями некоторых диалектов затруднено, поэтому иногда говорят об отдельных кечуанских языках (до 6- 8 языков).

Исконная система гласных содержит 3 фонемы (a, i, u). В диалектах число гласных может доходить до 6. Особенность некоторых южных диалектов (Куско и Боливии), объединяющая их с языком аймара,- наличие трех коррелятивных 1 серий смычных - простые, придыхательные и смычно-гортанные (например, tanta «совокупность, вместе»; thanta «лохмотья»; t"anta «хлеб»). Ударение на предпоследнем слоге. В диалектах с трой-ными сериями смычных действуют четкие законы распределения ларингальных артикуляций в слове.

Грамматический строй агглютинативно-суффиксальный. Развито именное словоизменение (категории числа, падежа, притяжательности). Для категории лица характерна инклюзивность/эксклюзивность. Глагол характеризуется субъектно-объектным спряжением, обилием производных форм. Строй предложения номинативный, порядок слов фиксированный (SOV, определение предшествует определяемому). Употребительны причастные, деепричастные и инфинитивные обороты. Развиты как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения.

ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО

Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".

Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.

В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".

В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.

Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.

После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.

Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".

ЯГУА

Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.

Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.

После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.

Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.

Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.

КЕЧУА

Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.

Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.

На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.

АШАНИНКА

Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.

Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.

Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.

Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.

Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.

Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.

Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".



Рассказать друзьям