Кем же был Антонио Сальери? Антонио сальери биография.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.
П. Бомарше

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Игре на скрипке Сальери учился у своего брата Франческо, на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 г. пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини.

С 1766 г. и до конца своих дней творческая деятельность Сальери была связана с Веной. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

«Музыкальный фаворит» Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали «Армида» (1771), «Венецианская ярмарка» (1772), «Похищенная бадья» (1772), «Трактирщица» (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал «Семирамиду» (1782). «Школа ревнивых» (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либр. П. Бомарше) превзошел все ожидания. Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». Единомышленниками Бомарше в оценке творчества Сальери были К. В. Глюк. В. Богуславский, К. Кройцер, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Ф. Шуберт и др.

В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и апологетами рутинной итальянской оперы Сальери уверенно встал на сторону новаторских завоеваний Глюка. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере «Данаиды», упрочившей европейскую славу композитора.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), И. Мошелес, Ф. Лист и другие мастера. Уроки пения у Сальери брали певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и Т. Гасман.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Мнения же о Сальери как о человеке разноречивы. Среди прочих современники и историки отмечали большой дипломатический дар композитора, называя его «Талейраном в музыке». Однако помимо этого Сальери также были свойственны благожелательность и всегдашняя готовность к благодеянию. В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

18 августа 1750 года в Итальянской коммуне Леньяго родился знаменитый композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери.

Мир знает его как посредственного композитора, который из зависти отравил гения. У юристов и психиатров даже есть термин «синдром Сальери» - преступление, совершенное на почве профессиональной зависти. Первоначально, даже трагедия Александра Пушкина называлась «Зависть». Но ни о какой зависти со стороны Сальери не могло быть и речи. Во-первых, Моцарт был учеником Сальери и последний при жизни пользовался намного большей популярностью.

А все произошло из-за того, что незадолго до смерти он заболел психическим расстройством. В один из приступов он и заявил, что отравил Моцарта. Когда, придя в сознание, Сальери узнал о своем «признании», то страшно испугался и стал отказываться от сказанного. До самой смерти в редкие минуты просветления Сальери повторял:

«Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта».

Сальери практически всю свою жизнь был центром музыкальной жизни Европы. В то время Моцарт мог только мечтать о такой славе. К сожалению, в нашей стране «благодаря» Пушкину произведения Сальери вообще мало кто слышал. Между тем Антонио считался не только замечательным композитором, но и великолепным педагогом.

Кроме самого Моцарта, среди его учеников были Шуберт, Бетховен, Лист, Черни, Гуммель и многие другие великие композиторы и музыканты. Причем обучение было бесплатным, его называли «отцом композиторов».

Сальери написал более 40 опер. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему европейски известному соотечественнику. Среди них – венецианский театр “Сан-Мойзе”, римский театр “Балле”. Три театра начали свою деятельность постановкой опер Сальери: знаменитый миланский театр “Ла Скала” (“Узнанная Европа”), миланский театр “Каноббиана” (“Венецианская ярмарка” и “Талисман” – последняя опера в соавторстве с другим композитором) и театр “Нуово” в Триесте (“Ганнибал в Капуе”). Для Мюнхена Сальери написал оперу “Семирамида”. “Школа ревнивых” после венецианской премьеры ставилась в Болонье, Флоренции, Турине, Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге, Лондоне, Кракове, Мадриде, Париже, Лиссабоне в оригинале, а кроме того, во многих городах Европы в переводе на польский, немецкий, испанский и русский языки.

В день 263-летия со дня рождения Антонио Сальери «Вечерка» вспоминает лучшие произведения музыканта.

1. Опера «Данаиды»

С нее начался карьерный взлет Сальери. Премьера состоялась 26 апреля 1784 в Королевской академии музыки в Париже. Либретто для нее было написано поэтом Кальцабиджи по заказу Глюка и затем переведено на французский язык Франсуа Дю Рулле и Теодором Чуди. Глюк не стал сразу приступать к музыкальному воплощению “Данаид”. В конце 1782 года он обратился в Парижскую оперу с предложением написать оперу на это либретто и стать ее постановщиком.

Неожиданная болезнь разрушила этот план, и тогда Глюк решил передать его осуществление Сальери. “Данаиды” принесли ему явный успех у театральной публики. Вопреки враждебно настроенной критике ХХ века, нет никакого сомнения в том, что эта опера – удачный образец лирической трагедии. Используя драматические средства, предоставляемые Парижской оперой, Сальери не просто следовал примеру, заданному Глюком, он создал индивидуальный язык, особым образом сочетавший арии, хоры и речитативы.

Он не столько отталкивался от итальянской оперы-буффа, чтобы примкнуть к французской традиции с ее большими оркестрами, внушительными хорами и развернутыми балетными сценами, сколько постепенно добавлял французские элементы к итальянской основе.

2. Опера «Тарара»

Премьера оперы «Tarare» прошла в Париже в январе 1787 года с оглушительным успехом. После чего король Йозеф 2 поручил Антонио Сальери в содружестве с Бомарше написать итальянскую версию постановки. После премьеры композитор был признан достойным приемником К. В. Глюка. Опера Сальери “Тарар” (1787) долгое время пользовалась в Европе широкой известностью, соперничая с “Дон Жуаном” Моцарта. Текст оперы «Тарар», был написан Бомарше почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» (1784, музыка Сальери). В Тараре – прибегая к традиционным приемам французской оперы: больше хоров и общего усложнения произведения и музыкального языка – Сальери удалось приблизиться ко вкусам французской аудитории.

3. Опера “Аксур, царь Ормуза”

Опера была написана на либретто Да Понте – единственного итальянского либреттиста, оставшегося в Вене. Эта опера, впервые поставленная на сцене Бургтеатра в 1788 году, прославляла бракосочетание будущего императора эрцгерцога Франца и отражала антитурецкие настроения, усиливавшиеся в обществе накануне войны с Оттоманской империей.Помимо политической актуальности успеху оперы способствовало и то, что большая часть либретто и значительное количество музыкальных номеров были взяты из ставшего популярным к тому времени “Тарара”. Друг Сальери Мозель считал “Аксура” “наилучшей из всех серьезных итальянских опер, включая даже “Милосердие Тита” Моцарта”.

В течение 1780-х и 1790-х годов “Аксур” пользовался огромным успехом, и не только в Вене (где лишь в придворных театрах он был поставлен более сотни раз), но также в Париже, Лиссабоне, Москве и даже Рио-де-Жанейро. Молодой Гофман, побывавший на представлении в Кенигсберге, писал, что музыка, “как всегда у Сальери, превосходна: богатство мыслей и совершенство декламации ставят ее в один ряд с произведениями Моцарта”. Сравнивая “Аксура” с “Дон Жуаном”, Да Понте заявлял, что не знает, какая из двух опер совершеннее по музыкальным и литературным достоинствам. В Варшаве либретто “Аксура” было переведено на польский язык, а сама опера выбрана для открытия первого сезона польской гранд-опера. Более того, “Аксур” сделался любимой оперой императора и превратился в почти официальный символ монархии.

После успеха “Аксура” авторитет Сальери в Вене становится непререкаемым. Всего через несколько дней после объявления войны с Турцией император приказал уволить с сохранением жалования Джузеппе Бонно, занимавшего должность дворцового капельмейстера в течение пятнадцати лет. Его место занял Сальери.

4. Опера „Венецианская ярмарка”

Опера, написанная в 1772 году, имела повсеместный успех. В 1773 Моцарт сочинил вариации для клавира на мотив из этой оперы, а Гайдн ввел ту же тему в менуэт дивертисмента.

5. Опера «Признанная Европа»

Опера в двух действиях, обозначенная как опера-сериа и музыкальная драма, поставленная по итальянскому либретто Маттиа Вераци. Опера была специально написана к открытию заново отстроенного после пожара театра «Ла Скала» и впервые исполнена 3 августа 1778 года. После этого опера не ставилась, - как предполагают, из-за исключительно сложного, характерного для opera-seria того времени, вокального письма, рассчитанного на виртуозов-кастратов. 7 декабря 2004 года после растянувшейся почти на три года реконструкции театр вновь был открыт оперой Сальери.


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери

Часть 2: Ученики Сальери. Закат Мастера. Моцарт и романтизация гения.
| | | | | | | |

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал композиции и пению многочисленных учеников, играл огромную роль в организации венской музыкальной жизни и сочинял церковную музыку. Уже в начале 1800-х годов у него стали проявляться признаки депрессии, резко усилившиеся к старости. В 1804 году он сочинил Requiem, имея в виду самого себя. Видимо, Сальери всерьёз считал, что скоро умрёт.

Музыкальным преподаванием Сальери занялся ещё в годы своего ученичества, и тогда это было одним из главных источников его существования. Впоследствии Сальери давал свои уроки бесплатно (исключение составляли ученики из богатых семей). Деятельность эта продолжалась около 50-ти лет. Вне всякого сомнения, Сальери был одним из лучших музыкальных педагогов Вены в области пения, композиции и теории музыки. Среди его многочисленных учеников — Бетховен, Гуммель, Мошелес, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист, Франц Ксавер Моцарт (младший сын Вольфганга Амадея Моцарта (Mozart Franz Xaver Wolfgang, 1791-1844)). Ученики тепло отзывались о Мастере. Имеется интересная статья, показывающая «крупным планом» педагогические методы Сальери на примере его занятий с Шубертом (Maurice J.E. Brown, Schubert and Salieri. — The Monthly Musical Review, London, Nov. -Dec., 1958). Сальери заметил выдающийся талант Шуберта, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной Капелле, и стал давать ему (разумеется, бесплатные!) уроки у себя дома. В июне 1812 года, 15-летний Шуберт (Schubert, Franz, 1797-1828) начал изучать с Сальери контрапункт. Сохранилось большое количество ученических композиций Шуберта с замечаниями и поправками Сальери. С какой тщательностью относился композитор, занимавший самую высокую позицию в Вене, к урокам, которые он давал безвестному тогда мальчику! Шуберт всегда считал себя учеником итальянского мастера. Характерно, что Шуберт посвятил учителю 5 песен на стихи Гёте, оп. 5. И это несмотря на то, что Сальери не одобрял тяготения своих учеников к немецкой песне. Бетховен (Beethoven, Ludwig van, 1770-1827) рассматривал Сальери как одного из своих учителей. Ученик Сальери, известный пианист и композитор Мошелес (Moscheles, Ignaz, 1794-1870) уже в 1858 году вспоминал:

«Мне не приходилось встречать Шуберта у Сальери, не припоминаю такого, но я хорошо помню то интересное обстоятельство, что однажды видел в доме Сальери лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“» (Thayer, Life of Beethoven. — Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1970, стр.399).

Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.



Рассказать друзьям