Кипренский орест адамович краткая биография. Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 - 5 (17) октября 1836) - русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Биография Ореста Кипренского

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816-1822 и с 1828 года - в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Творчество Кипренского

О. Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века.

Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание. В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека.

Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью.

Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время.

Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом.

В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец.

Кипренскому было присвоено звание академика.

Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова.

Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

Работы художника

  • Портрет Е. В. Давыдова
  • Портрет В. А. Жуковского
  • Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова
  • Портрет отца, А. К. Швальбе
  • Портрет Екатерины Авдулиной, 1822
  • Портрет князя Н.П. Трубецкого, 1826
  • Портрет О. А. Рюминой, 1826
  • Бедная Лиза, 1827
  • Портрет А. С. Пушкина, 1827

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. - М.: Советский художник, 1960. - 72 с. - 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 144 с. - 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 144 с. - 35 000 экз. (в пер.)

Полотно считается одним из ранних и лучших произведений художника. На холсте изображен отчим мастера – много повидавший на своем веку, хмурый, уверенный в себе старец, запечатленный выразительно, выпукло, как на картинах Рембрандта. […]

Полотно представляет собой традиционный камерный портрет, характерный для XVIII столетия. Сенатор и писатель показан частным лицом – без наград и знаков отличия, в обычной одежде. В прочтении образа отсутствует драматизм и напряжение […]

Датирована 1814 г., материалы – холст, масло, размер – 71 на 57,8 см. Имеет вертикальное расположение, находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия. Орест Адамович – великолепный мастер романтизма и академического стиля, […]

На картине в центре изображены четверо молодых мужчин. Мужчина слева читает вслух газетный листок, а остальные его внимательно слушают. Орест Кипренский назвал изображенных на полотне мужчин русскими, хотя отдельные его современники говорили, […]

Орест Адамович Кипренский трудился для славы своей страны. На международных художественных выставках за рубежом художник позиционировал себя как посол русского искусства. Мастер портретной живописи. Он нарисовал многих знаменитых людей: полководцев, писателей, поэтов. […]

Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности. Но загадочного в судьбе живописца, пожалуй, нет.
Мать - Анна Гаврилова-крепостная небогатого ораниенбаумского помещика А.С.Дьяконова, была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у нее сына. Долгое время историки считали, что мальчик родился в 1783 году, но это оказалось датой усыновления. Имя Ореста - персонажа «Илиады», олицетворяющее сыновнюю верность отцу и мужскую дружбу, дал ребенку Дьяконов, не чуждый модным в ту пору веяниям классицизма.
Этими же причинами объясняется и вымышленная фамилия Кипренский - от греческой богини любви Киприды (Афродита). (Впрочем, есть более прозаическая версия происхождения фамилии - по названию древней русской крепости и местности в Ораниенбаумскoм уезде - Капорье.)

Следует отдать должное помещику, которого исследователи считают отцом художника,- он и позаботился о будущем Ореста. Дьяконов дал мальчику вольную и отдал шестилетнего Ореста, видимо рано проявившего свои способности, в Воспитательное училище при Академии художеств. Но это был, так сказать, перваначальный толчок. Всем дальнейшим Кипренский обязан своему дарованию.

Обучение в Воспитательном училище, затем и в Академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло 15 лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского - портрет приемного отца Адама Швальбе - имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.

Портрет А. Швальбе

А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.

Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них - парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы принесли ему заслуженную славу.

В.Жуковский

Загадочный портрет

Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!

Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов.

Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка».

Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?».

Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже - Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.

Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.

Две загадочные смерти

Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский».

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».

Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.

Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.

Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу, несколько иронично написавшему:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...

Девочка и страсть

Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул родину - теперь уже навсегда.

Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал.

Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, далеко оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет Б. Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.

Б. Торвальдсен

Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки.

Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и помногу пил.

Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно затерялся в истории...

Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Орест Кипренский, автопортрет

А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано обернулась к художнику.

В ее движении - чистота и естественность ребенка. И еще кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся на долгие, долгие годы...

Вам также будет интересно:

Коты Эрмитажа. И открытки Эльдара Закирова

Художник «древнерусского склада». Елена Дмитриевна Поленова

Любителям Кошек. Английская художница Susan Herbert

Русский портретист, первый романтик. Работы Кипренского современники путали с картинами Рубенса.

Жизнь художника полна загадок, одна из которых – рождение художника. Родила его дворовая девушка отставного бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Матери с сыном была дарована вольная, но отца ребёнок обрёл только через год, им стал дворовой человек Адам Карлович Швальбе. Согласитесь, имя Орест не характерно для крестьянского отпрыска.

Спустя шесть лет была подтверждена «законнорожденность» Кипренского Дьяконовым. Он повёз мальчика в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств и предоставил документы – заявление, подписанное А. Швальбе, который удостоверял, что Орест является его родным сыном. К заявлению приложили свидетельство копорского священника, с фиктивной датой рождения Ореста – 13 марта 1783 года. В документах впервые появилась фамилия Кипрейский (позже её модернизировали в «Кипренский»). Почти нет сомнений, что истинным отцом Кипренского был бригадир Дьяконов.

Об учёбе художника в Академии художеств также мало что известно. В 1797 году мальчика определили в класс исторической живописи, куда брали лучших учеников. Одно из сохранившихся, первых произведений русского художника – это рисунок «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом, пером и маслом в типичной академической стилистике (1799 год). В Академии мальчика называли безрассудным Орестом. Это подтверждает и совершённый поступок в 1799 году, когда во время военного парада, Орест бросился на колени перед императором Павлом и просил чтобы его отпустили в армию. За этот проступок его арестовали, и он получил академический выговор. Что послужило причиной? Возможно несчастная любовь, возможно очарованность примером Наполеона. Ясно одно – мальчик не чувствовал в те годы призвания быть художником.

В 1803 году Кипренский сдал работу на Большую золотую медаль, обеспечивающую поездку за границу. Но, увы, его как особо одарённого художника, оставляют учиться в Академии ещё на 3 года и только в 1805 году он получает вожделенную Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», исполненную в духе правоверного классицизма.

Заграничная поездка по неизвестным причинам была отсрочена, а русского художника оставили при Академии ещё на 3 года. Так у Ореста появилась своя мастерская и первые заказы. Он пишет портреты, сначала безвозмездно, для друзей и знакомых, а затем для тех, кто готов заплатить за работу.

В России шли Александровские реформы, правила новая власть, в воздухе зазвучал дух свободы. В это время Кипренский стал своим человеком в доме президента Академии А.С. Строганова, которого называли «Периклом Древней Греции для русского искусства». Его творчество было пронизано духом романтизма. Общество давно уже устало от сухого академизма.

Известность художника росла. На месяц в 1809 году, вместе со скульптором И. Мартосом, Кипренского командируют в Москву – для работы над памятником Минину и Пожарскому. Один месяц растянулся на три года. В это же время в Твери он выполнял заказы по написанию портретов «малого двора» Великой княгини Екатерины Павловны. Попав в Москву по протекции знаменитого Ф. Ростопчина, Кипренский заводит знакомства с ведущими литераторами – Карамзиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским. Гнедичь называл его «российским Рубенсом», Батюшков – «вандиковым (то есть Ван Дейковым) учеником и любимым живописцем нашей публики».

Любимец моды легкокрылой…

А.С. Пушкин.

В 1812 году 1 сентября Кипренского избрали академиком живописи. Это было время войны с Наполеоном, Кипренский сделал несколько портретных рисунков, отправившихся на войну.

И только в 1816 году Кипренский отправился в Италию. А в 1816 первый из русских живописцев получил заказ галереи Уффици на исполнение автопортрета – это было зримым признанием заслуг мастера. Тут в Италии русский художник работал без устали, много помогал другим русским художником, также прибывшим в Италию. Тут же он познакомился с известным русским художником – Сильвестром Щедриным (1791-1830).

С карманами, набитыми кренделями и сухарями, которыми он имел обыкновение кормить голодных римских собак, Кипренский являлся на чердак какого-нибудь неизвестного художника и, заметив в нём признаки таланта, помогал и словом и делом

Биограф Кипренского

Дважды императрица продлевала командировку Кипренского. В 1819 году началась романтическая история, продлившаяся до конца его жизни. Моделью для молоденькой вакханки в новой картине художника «Анакреонова гробница» стала восьмилетняя девочка Мариучча Фалькуччи. Кипренский в ней души не чаял, а узнав, что её мать ведёт непристойную жизнь, приютил у себя – выплачивая ежемесячное пособие матери, Когда в 1820 году Кипренского отозвали в Россию, он вернулся не сразу, пытаясь определить девочку в какое-нибудь закрытое заведение, о местонахождении которого не должна была знать её мать. Папские власти выполнили просьбу художника, но о местонахождении Мариуччи не знал и Кипренский.

В России Кипренского приняли холодно – и за опоздание, и в следствии слухов, докатившихся до Петербурга о его порочной связи с девочкой и о натурщице, будто бы убитой художником (на самом деле это убийство совершил его слуга). Кипренский был в отчаянии – дополнительные страдания ему приносил провал его лучших картин в парижском Салоне, где он показал их, задержавшись во Французской столице на 16 месяцев по пути домой.

Прошло время, были несколько успешных выставок в России, благодаря которым у художника снова появились заказы, он писал большой портрет императрицы. Двери высшего света вновь открылись для Кипренского. Но художнику не давала покоя мысль о возвращении в Италию, о поисках Мариуччи. В 1828 году он едет в Италию. В 1829 году находит в одном из приютов Мариуччу и делает ей предложение стать его женой. В последние годы Кипренский пытается выровнять своё материальное положение, переезжая из одного итальянского города в другой, он пишет портреты, сочиняет прошения в Петербург царю – дать денег, под залог своих лучших картин.

В июне 1836 года художник принял католичество, в июле женился на Мариучче. Спустя 3 месяца Кипренский умер от воспаления лёгких, оставив беременную жену вдовой. Художника похоронили в римской церкви Сант’Андреа Делле Фратте. Родилась дочь Клотильда. Мариучча по пришествию нескольких лет вновь выходит замуж. Но больше о них ничего не известно.

Известные произведения Кипренского Ореста

Картина «Портрет Е.В. Довыдова» исполнена художником в 1809 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Все считали, что герой полотна – друг Пушкина, знаменитый поэт, воитель Давыдов. Из письма же Кипренского Николаю I, где указано название картины «Портрет Ев.В. Давыдова, в лейб-гусарском костюме…», ясно, что это не так. Но это не проясняет загадки. У Дениса Давыдова был брат Евдаким и племянник Евграф – оба они покрыли себя немеркнущей славой на полях сражений с французами. Известно и так же, что Евграф в 1809 году служил в лейб-гусарах, однако, историки спорят и точно не установлено кто же всё таки изображён на портрете. Но главная задача автора – показать собирательный образ русского воина и она блестяще выполнена.

Для художника изображение одежды является формальной частью картины, поэтому есть некоторые неточности написания гусарской формы. Вместо 15 рядов шнурков на костюме изображено лишь 11. Гусар стоит, подбоченись, - в характерной позе, выявляющей одну из черт его характера: перед нами отчаянный рубака, немного позёр, немного игрок. Задумчивое лицо открывает зрителю острый умственный интерес героя картины, столкнувшегося с проблемами современной жизни. Левая рука гусара сжимает эфес сабли.

Картина «Портрет В.А. Жуковского» была исполнена в 1816 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это самый известный портрет Василия Андреевича Жуковского. Кипренского с поэтом роднило романтическое мироощущение. И хотя они творили в разных областях искусства, Жуковский говорил, что поэзия и живопись «родные сестры». Поэта и художника сближала и тайна их происхождения и многое другое. Познакомились они в те годы, когда Кипренский был ещё в Москве, потом Жуковский долго странствовал, а в 1815 году они встретились вновь, в Петербурге. Так и появилась эта картина. Это были годы борьбы между литераторами староверами, собравшиеся в шишковской «Беседе любителей русского слова», и революционерами от литературы, организовавшими весёлое общество «Арамас», знаменем которых была поэзия Жуковского. В 1810-х Жуковский – первый русский поэт.

Взгляд Жуковского отражает мир фантазии творца-одиночки. Кажется, на наших глазах рождаются поэтические строки. Романтическая поэзия отражается в фоне картины. Вся поза поэта, задумчиво глядящего вдаль, подчёркивает ту напряжённую творческую работу, что происходит в его душе. Новизной в портрете является лёгкий беспорядок причёски, как необъемлемая часть образа поэта-романтика.

Картина «Портрет А.С. Пушкина» выполнена в 1827 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот портрет известен каждому со школьной скамьи. В этот же году был написан портрет А. Пушкину Тропиныным. Оба портрета противопоставлены друг другу. У Тропинина в отличие от Кипренского Пушкин находится в домашней обстановке, Пушкин «в халате». Когда познакомился Кипренский с поэтом неизвестно, но существует множество свидетельств о их дружбе. Представленный портрет заказал художнику А. Дельвиг. Законченный его вариант, гравированный Н. Уткиным, вышел в виде приложения к альманаху «Северные цветы» (а позже – и в виде приложения к отдельному изданию «Руслана и Людмилы») и стал широко известен. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин приобрёл эту работу, держал он её у себя перед глазами – в своём кабинете. Именно по завершению этого портрета Пушкин написал послание Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…»).

Вот поэт Пушкин, видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому не достаёт лишь беспристрастного вздрагивания.

Современник Пушкина

Фон картины дополняет целостность образа поэта, указывая на его святое ремесло. Романтический дух героя подчёркивает небрежно наброшенный на плечи плащ. Скрещенные на груди руки – жест, который передаёт отъединённость в момент высокого творчества от мира обычных людей.

«Бедная Лиза» (1827). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эта картина отклик художника на повесть «Бедная Лиза» (1792) Н.М. Карамзина, наделавшая в своё время много шума в русской литературе. «Бедная Лиза» ознаменовала приход синтементализма на русскую литературную сцену. В 1809 году, когда Кипренский приехал в Москву, состоялось знакомство писателя и художника в одном из литературно-светских салонов. Именно Карамзин познакомил Кипренского с талантливыми поэтами Жуковским, Батюшковым и Вяземским. Сам Карамзин, не выдержав непосильных трудов, умер в 1826 году, так и не окончив своего гигантского исторического труда. Картину «Бедная Лиза» можно считать данью памяти выдающегося писателя.

В этой картине художник отступил к синтементализму, идеализируя черты лица. Героиня полотна совсем не похожа на крестьянок, изображённых другими художниками. Цветок в руке «бедной Лизы» - символ немеркнущеё любви.

И крестьянки любить умеют!

Н. Карамзин

Шедевр Кипренского О. – картина «Читатели газет в Неаполе»

Картина исполнена в 1831 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Смысл картины до конца не разгадан. На картине «читатели» читают французскую газету, из названия которой понятно, что речь идёт о событиях в Польше. В 1830 году, в Польше вспыхнуло освободительное восстание, жестоко подавленное царскими войсками. В результате чего была отменена Конституция 1815 года, дарованная Александром I польскому народу. Самый главный вопрос, который мы задаём себе глядя на «читателей» – кто изображён на картине? Сам автор говорил о «русских путешественниках», но существует мнение, что на картине изображены польские революционеры. Происходящие волнения в Европе с XVIII столетия, и имевшие продолжение в XIX веке, послужили возникновению жанра политической живописи.

Читатели газеты очень взволнованны. Один из персонажей держит в руках, чуть ли не комкая, газету. Все читатели в домашних платьях. Слушатели кажутся статичными. Один из них являет собой воплощение внимания.

Внимание его совершенно изображено художником

А.И. Иванов в письме своему сыну Александру, знаменитому автору «Явления Христа народу»

Искусствоведы неизменно отмечают, что собачку, которую читающий газету герой держит в правой руке, можно рассматривать как «тициановскую» или «леонардовскую» реплику. Аллегорическая деталь картины итальянский пейзаж, открывающийся за окном. Тут изображён Везувий, вершина которого окутана облаками.

Знаете ли, что говорят об этой картине глубокие знатоки и художники? Они говорят, что голова в соломенной ермолке окончательностью выполнения и выражением достойна учёной кисти Леонарда Да Винчи!

Посетитель петербургской академической выставки 1833 года


  • Портрет Е.В. Давыдова

Кипренский Кипре́нский

Орест Адамович (1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская область – 1836, Рим), русский художник и график, портретист; один из самых ярких представителей романтизма . Достоверных биографических сведений о художнике сохранилось немного. По-видимому, был незаконнорождённым сыном помещика А. С. Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. А. К. Швальбе, женившийся на Гавриловой, усыновил мальчика. В возрасте шести лет будущий художник был определён в училище при Петербургской академии художеств под вымышленной фамилией Кипренский (возможно, связанной с одним из имён богини любви Афродиты – Киприда); как ученик АХ, получил вольную. Обучался в АХ (1788–1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». С 1812 г. академик АХ. Жил и работал в Москве (1809–10), Твери (1811), Санкт-Петербурге (с 1812 г.). В 1816–22 гг. в качестве пенсионера АХ жил в Италии. Первым из русских художников удостоился чести поместить автопортрет в картинной галерее Уффици во Флоренции среди изображений великих мастеров. Независимый и дерзкий нрав художника не раз служил причиной его опалы. По возвращении в Россию он, в отличие от К. П. Брюллова , не получил должность профессора АХ и не был принят при дворе. В 1828 г. Кипренский вновь уехал в Италию, где, несмотря на женитьбу по любви, страдал от одиночества и бедности. Художник скоропостижно скончался от горячки, простудившись холодной ночью.

Ещё в юности Кипренский выделялся среди соучеников редким художественным дарованием, а также пылким и впечатлительным нравом. Он мечтал о великих свершениях и не боялся ставить перед собой самые дерзкие и, казалось, невыполнимые задачи. Новаторство Кипренского проявилось уже в выборе образцов из наследия прошлого: минуя искусство своих прямых предшественников – живописцев 18 в., он обращается к мастерам 17-го столетия. В стремлении затмить своей кистью великих художников – Леонардо да Винчи , А. Ван Дейка , П. П. Рубенса – он внимательно изучал в Эрмитаже их произведения; особенно увлекался приёмами контрастной светотени, драматизирующей изображение. Вскоре Кипренский достиг такого уровня мастерства, что итальянские знатоки приняли написанный им «Портрет А. К. Швальбе» (1804) за произведение Рубенса.


Всю свою жизнь Кипренский мечтал написать великую историческую или аллегорическую картину. Его замыслы остались неосуществлёнными, однако художник обрёл своё истинное предназначение в портретной живописи, создав принципиально новую концепцию произведений этого жанра. Он писал не типические портреты, преобладавшие в русской живописи 18 в., а неповторимые образы, находя каждый раз особые художественные средства, чтобы оттенить личностную индивидуальность изображённого человека, передать не только внешний облик, но и «движение души» (парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных, 1809, и В. С. и Д. Н. Хвостовых, 1814; «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова», 1809). Герои его портретов «не замечают» присутствия зрителя; они всецело во власти своих мыслей и чувств, взволнованы тем, что происходит у них в душе, их лица согреты лёгким румянцем, губы слегка приоткрыты, глаза мягко блестят – они ждут откровений судьбы («Портрет Е. С. Авдулиной», 1822).


В «Портрете А. А. Челищева» (1809–10) Кипренский представил десятилетнего пажа в преддверии взрослой жизни. В 18 в. детей писали как «маленьких взрослых»; эпоха романтизма, чуткая к динамике, изменчивости, состояниям «на пороге», впервые открывает особенный мир детства. Художник стремится запечатлеть трепет жизни, становление юной души, её «прекрасные порывы», чему способствует яркая, сочная и в то же время благородная цветовая гамма, построенная на сочетании чёрного, белого, синего и красного, и «открытая», не заглаженная фактура живописи.


Кипренский был замечательным мастером графического портрета. Детские, женские портреты, изображения участников Отечественной войны 1812 г. (Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина и др., 1813–15), созданные в технике итальянского карандаша и пастели , отличает особенная задушевность, естественность, отсутствие всякой «позы». Виртуозное владение линией сочетается с безупречным чувством стиля.
Стремление передать динамику душевной жизни породило в романтическую эпоху особый интерес к жанру автопортрета . В созданных Кипренским «Автопортрете в розовом шейном платке», «Автопортрете с кистями за ухом» (оба – ок. 1808 г.) в облике художника предстаёт словно сама стихия творчества. Творческое начало Кипренский подчёркивал и в своих персонажах (карандашный «Портрет К. Н. Батюшкова», 1815; портреты В. А. Жуковского, 1816, и А. С. Пушкина, 1827).
«Портрет А. С. Пушкина» был создан Кипренским по возвращении из Италии по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Пушкин не любил позировать, говоря, что не желает видеть своё «арапское безобразие» запечатлённым на века. Однако портрет, написанный Кипренским, поэт высоко оценил, отблагодарив художника стихотворением. После смерти Дельвига Пушкин купил портрет, который всегда висел в его рабочем кабинете. Лаконичными средствами, без излишней патетики Кипренский создаёт живописный «памятник» поэту. Художник использует точку зрения немного снизу; гладкая, сплавленная фактура живописи пробуждает ощущение «нерукотворности» изображения. Отрешённый от суеты взор поэта устремлён в неведомые миры; он словно прислушивается к внятному лишь тому, кто одарён свыше, голосу музы, чьё присутствие олицетворяет небольшая статуэтка на заднем плане. Именно она предстаёт в картине источником золотого света, сияющего на лице поэта отблеском божественного озарения.



Рассказать друзьям