Климт золотая адель в хорошем качестве. История одной картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сосчитать даже приблизительное количество историй, связанных с загадочными событиями, окружающими картину Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» вряд ли кому удастся, и не только потому, что действующие лица, имевшие непосредственное отношение к этому шедевру, уже перешли в мир иной, а картина, как живая, продолжает и дальше будоражить воображение людей своей необычной судьбой…

Только еврейский ум может придумать наказание обидчику, избрав для этой цели самого… неприятеля, причинившего ему зло. Ум, в котором созревал план мести, принадлежал предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру, а «обидчиком» выступил Густав Климт, не устоявший перед чарами обворожительной жены богатея – Адели. Этот роман уже давно обсуждался в столице, но речи о разводе, а тем более банальном физическом наказании для влюбленных, быть не могло. Отношения художника и Адели должны прекратиться естественными путями, но Блох-Бауэр рассудил, что должен ускорить события, а заодно и извлечь выгоду из этой неприятной истории, ведь в названии картины будет звучать его фамилия.

Климту постоянно требовались новые отношения с женщинами, без этого «наркотика» он не мог не то что творить, но и просто существовать, поэтому заказав портрет жены, промышленник рассчитывал на неминуемое пресыщение любовников друг другом, которое наступит во время работы над полотном. Сумма контракта за работу ошеломила художника, и на протяжении четырех лет он работал над произведением, предварительно выполнив около ста эскизов.

Работая над портретом, Климт задействовал весь творческий арсенал, характерный для «золотого периода» его живописи: лицо и руки, написанные в реалистичной манере, сочетаются с абстрактными декорациями; одеяние и фон Адели украшены экзотической символикой, и атмосфера тонкого пряного «аромата».

Все намеченные заказчиком «пункты» плана выполнялись, правда, может быть и без его «гениальной» идеи: здоровье жены становилось все хуже, она много курила, иногда весь день не вставая с постели, и работа часто прерывалась. Результатом стараний Климта остались довольны все.

В 1938, когда художника и его роковой модели, содействовавшей увековечению их имен, а также фамилии Блох-Бауэр, уже не было в живых, пожилой Фердинанд, спасаясь бегством от нацистов, оставил «Золотую Адель» семье брата, а сам поселился в Швейцарии. Мария Альтман (до замужества – Блох-Бауэр), племянница Адели, на некоторое время стала обладательницей огромных семейных драгоценностей, в том числе и знаменитого портрета, но затем отдала все сокровища за спасение своего мужа. Гитлер, хоть и приказавший не трогать работы Климта, не смог принять картину в свою коллекцию из-за обилия «еврейских корней», связанных с ее происхождением. Портрет появился после окончания войны, и его состояние было идеальным, в чем заслуга Алоиса Кунста, когда-то питавшего нежные чувства к Марии Блох-Бауэр, и сотрудничавшего в военные годы с гестапо. Картина заняла свое место в музее Бельведер в Вене, а Кунст продолжил хранение работы, но уже в официальном статусе, став директором музея.

Мария Альтман, вместе с супругом обосновавшаяся в Англии, а затем в США, так и не узнала бы о судьбе портрета тети, но журналисту Хубертусу Чернину удалось выяснить, что существует завещание Фердинанда Блох-Бауэра, согласно которому «Золотая Адель», а вместе с ней и другие ценности, должны принадлежать семье, в этом случае – Марии.

Для Австрии, считавшей картину национальной реликвией, наступило время тревожных событий, заставивших людей, а также все институты власти, сплотиться вокруг желания любым способом оставить полотно в стране. Цена пяти произведений, среди которых был и этот шедевр, выросла из 155 млн. долларов до 300 млн. Такая сумма оказалась неподъемной для Австрии.

Проводы «Золотой Адели» можно было сравнить с общегосударственным мероприятием, без принуждения собравшим тысячи людей, пожелавших проститься с национальным достоянием.

В США для «Портрета Адели Блох-Бауэр» было специально построено здание, которое носит название «Музей австрийского и немецкого искусства»; построил его Рональд Лаудэр, владелец известного парфюмерного гиганта «Эсти Лаудэр», который и приобрел портрет у Марии Альтман за 135 млн. долларов. Племянница Адели дожила до 94-х лет, и мирно скончалась в 2011 году.

Для журналиста Чернина, обедневшего отпрыска графского рода, полагавшего, что благодаря оказанию услуги Марии Альтман, он сможет зажить на широкую ногу, судьбой был уготован более прозаический финал: прошло всего лишь четыре месяца, после того как Австрия рассталась с климтовскими шедеврами и, по официальной версии полиции, журналист умер от сердечного приступа.

Скорее всего, Фердинанд Блох-Бауэр что-то знал, требуя от Климта произведения, которое будет жить в веках.

«Портрет Адель Блох-Бауэр I» 1907 г. Холст, масло. 138 x 138 см. Частная коллекция

Сегодняшний пост включает фотографии с выставки, рассказ о моем визите и том, кому действительно принадлежит эта картина.

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907)

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Очередь в галерею немецкого и австрийского искусства Neue Gallery New York растягивается от входа на углу 86-й улицы вдоль по пятому, музейному, авеню. «Минут тридцать придется подождать», — объясняет плотный темнокожий секьюрити. После выхода фильма «Женщина в золотом» на встречу с прекрасной Адель Блох-Бауер, запечатленной Густавом Климтом на большом квадратном (138 x 138 cm) холсте в 1907 году, спешат все ценители искусства. Я не исключение…

Вывеска на пятом авеню. Очередь в галерею прерывается у парадной дома номер 1045 и начинается снова. © ПП

Американская прописка у еврейской австрийки относительно недавно: с 2006 года. До этого на протяжении десятилетий она слыла жемчужиной венского дворца Belvedere, экспонаты которого принадлежат австрийскому государству (о моем визите в Belvedere — ). Фильм «Женщина в золотом» британского кинорежиссера Саймона Кёртиса с Хелен Миррен в роли племянницы Адель Марии Альтман (1916-2011), рассказывает историю возвращения картины семье Блох-Бауэров, бежавших из Австрии во время Холокоста и в конечном счете обосновавшихся в Калифорнии.

«Я не хочу, чтобы картина покинула Австрию, — призналась Мария Альтман в 2004 году журналисту газеты Chicago Tribune . — Я просто хочу справедливости.» На протяжении долгих лет она пыталась наладить диалог с Австрией о возвращении изъятых фашистами предметов искусств (или адекватной компенсации), но все усилия были тщетны. Пока в 2000 году Альтман не засудила Австрию — и — шесть лет спустя — выиграла. Пять картин кисти Густава Климта, включая первый портрет Адель Блох-Бауэр, a.k.a «Женщина в золотом», были переданы 88-летней наследнице.

Мария Альтман на фоне первого портрета её тети Адель Блох-Бауэр, a.k.a. «Женщины в золотом», который Густав Климт закончил в 1907 году. © Lawrence K. Ho, Los Angeles Times

Не нужно объяснять, каким громогласным было судебное дело. Речь шла о шедевре, ассоциирующимся с Австрией, визитной карточке главного государствнного музея, своего рода венской «Моной Лизой», если хотите. Австрийское рекламное агентство Gewista тот час поместило «Женщину в золотом» на городские билборды: «Не стало Адель! Всё, что нам осталось, — поместить её на рекламный плакат…»

Адель Блох-Бауэр была единственной, кого Густав Климт писал дважды. Супруга чешского сахарного барона Фернандина Блох-Бауера, она слыла организатором венских салонов, покровительницей искусств и близким другом художника.

Адель Блох-Бауэр

Второй портрет Адели Блох-Бауэр, законченный Густавом Климтом в 1912 году. Также был возвращен наследнице после громогласного судебного дела 2006-го года и вскоре проданный на аукционе Christie’s. Находится в частной коллекции, но с 2014 с ним можно «повидаться» в нью-йоркской MOMе.

Иконоподобный портрет писался много лет. Изначально он должен был стать подарком к свадебному юбилею родителей Адели, но у художника не получилось закончить работу к сроку. Первые наброски были сделаны в 1903 году, четыре года до завершения.

Густав Климт «Первые наброски к портрету Адели Блох-Бауэр (I)» (1903)

Известно, что в декабре 1903 Густав Климт побывал в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия) и что первый портрет Аделb Блох-Бауер создан под впечатлением от увиденных там византийских мозаик VI столетия. Таких, как образ Царицы Феодоры, святой византийской императрицы, чье имя переводится как «божий дар», а образ на древней равеннской стене — крупные серьги, корона, платья — то ли часть костюма, то ли его украшения, то ли огибающий фигуру нимб… — не понять. А еще — большие глаза, смотрящие в упор — и мимо тебя.

Царица Феодора. Храм Сан-Витале в Равенне. Мозаика 538-547 гг.

А теперь всмотритесь в климтовский портрет двадцатишестилетней Адели. Фотографическая точность продолговатого лица, лебединая шея, легко и изящно сложенные у груди белоснежные ладони. Не понятно сидит эта женщина или стоит; золото обрамляет её по контуру, являясь то ли началом сложноструктурного фона, то ли продолжением безупречной шелковой накидки, то ли прямоугольником, то ли кругом… Мозаикой.

Обратите внимание на инициалы А.Б.Б. в нижнем углу. Адель. Блох. Бауер. На фирменную подпись Климта в верхней часте ровного квадрата. На повсеместные глаза-обереги и на кофеинки-«заплатки». Портрет настолько абстрагирован от реального мира, настолько преображен (и приукрашен, и позолочен), что напоминает тотем, идол, икону. Художник использовал материалы из самых разных стран, а еще золото, много-много настоящего золота. Адель растворяется в своем обрамлении, она совершенна, хотя совсем таковой не была (хотя бы потому, что хромала). Она бесподобна.

Теперь взгляните в её глаза. Забудьте про фильм «Женщина в золотом» (если уже его посмотрели), про конфискацию, скандальный суд, возращение наследникам. Забудьте о её возрасте и ранней смерти (в тридцать четыре от минингита). Что Вы видете в этих больших зеленоватых глазах? Что говорят Вам эти нежные кроваво-алые губы?

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907), деталь.

Все должно было быть совершенно иначе. Согласно завещанию, составленному Адель в 1923 году за два года до своей кончины, портрет должен был попасть в австрийскую государственную коллекцию, но не сразу, а после смерти супруга Фердинанда. Когда Германия захватила Австрию в 1938 году, Фердинанду пришлось бежать, сперва в Чехию, потом в Швейцарию, а всё имущество, включая картины Климта (каковых в семейной коллекции было пять), было конфисковано фашистами. В 1941 году коллекция была приобретена австрийским государством и выставлена в Belvedere, что и позволило им утверждать: наше.

Фердинанд Блох-Бауер умер в Цюрихе в 1945 году, завещая свое имущество (в своем большинстве — конфискованное) — племянникам и племянницам, в том числе Марии Альтман. К судебному делу 2000 года Альтман осталась единственной живущей наследницей. Её обижало нежелание австрийских властей идти на диалог. Она знала — жить осталось недолго, нужно воевать до последнего.

В июне 2006 года на аукционе Christie’s был установлен рекорд: полотно, которому нет и ста лет, продано за 135 миллионов долларов. Купил его Рональд Лаудер , президент мирового еврейского конгресса и сын основателей косметической империи Ester Lauder, для своей галереи Neue Gallery. Отныне «Женщина в золотом» — американка.

Фотографии с выставки, приуроченной к выходу фильма «Женщина в золотом»

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Отстояв тридцать минут в очереди, захожу в светлый зал галереи. Вместо билета выдают значок, надеваю его и поднимаюсь по изящной спиральной лестнице на встречу с Адели. Мы уже однажды виделись, мельком, во время моего первого визита в галерею. Но тогда я пришла смотреть на работы Эгона Шиле, а c «Женщиной в золотом» едва обменялась кивком-приветствием. Сегодня же я иду именно к ней. Рассматриваю её долго, дотошно, не переставая думать: вот кто действительно картина всех картин, вот кто настоящая «Мона Лиза». Роскошная, великолепная, загадочная.

Густав Климт.Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907г.

В этой истории участвуют: Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, племянница Мария Альтман, правительство США и Австрии.

О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ

Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.

Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха - Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.

В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.
Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II».Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

ИНТЕРЕСНАЯ ВЕРСИЯ

Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписании контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе,
чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта.

РАССМОТРИМ ПОБЛИЖЕ ЗОЛОТУЮ АДЕЛЬ

Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой кожей.

Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.

Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.
Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей - на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

СУДЬБА КАРТИНЫ

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй - «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. - в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах.

Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.
Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.

7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.

Здесь можно посмотреть текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3200699

Фото: Густав Климт, Neue Galerie New York, Общественное достояние

Как отомстить за измену своей жене и ее талантливому любовнику, да так, чтобы при этом сохранить свое лицо, имя и капитал? Самый богатый сахарозаводчик Европы 1903 года, Фердинанд Блох-Бауэр, придумал совершенно изысканную месть. Он предложил любовнику, художнику Густаву Климту, написать такой портрет его жены Адель, чтобы тот просуществовал несколько веков и был любим всеми. Сначала Густав Климт обрадовался, работа над портретом давала бы ему...

Как отомстить за измену своей жене и ее талантливому любовнику, да так, чтобы при этом сохранить свое лицо, имя и капитал? Самый богатый сахарозаводчик Европы 1903 года, Фердинанд Блох-Бауэр, придумал совершенно изысканную месть. Он предложил любовнику, художнику Густаву Климту, написать такой портрет его жены Адель, чтобы тот просуществовал несколько веков и был любим всеми.

Сначала обрадовался, работа над портретом давала бы ему возможность беспрепятственно встречаться с Адель и любоваться ею хоть целые сутки. Потом он понял, в какую страшную ловушку поймал его Фердинанд. Сделать картину на века оказалась не так просто, тем более, что в контракте были оговорены обязательные условия: не менее 100 эскизов, для ее отделки используются золотые пластины, картина должна светиться. Конечно, если художнику надоест рисовать взаперти, он может отказаться от работы, но тогда ему придется выплатить штраф, который в десятки раз превышал сумму контракта.

Вполне возможно, модный тогда гений Густав Климт, даже и не читал этого контракта, как только узнал о его сумме. Таких дорогих картин ему еще никто не заказывал. Хотя Климт как раз вошел в золотую пору своего творчества, он был востребован в Австрии, участвовал в оформлении павильона минеральных вод в Карлсбаде, императорской виллы Сисси, Бургтеатра. Был отмечен императорской премией и золотым орденом «За заслуги». Климту было двадцать шесть лет, он был невероятно молод и свеж, по сравнению со зрелым сахарозаводчиком, за которого 18-летнюю Адель отдали в целях преумножения семейного богатства.

Отец Адель был известным , и он заключил выгодную сделку с семейством Блох-Бауэр, в результате которой произошло полное слияние капиталов и образование двух семей. Сестра Адели, Мария, вышла за брата Фердинанда Блох-Бауэра – Густава.

Это были очень респектабельные еврейские семьи, которые вели аристократический образ жизни и для того, чтобы развлечься приглашали к себе в дом известных литераторов, художников и музыкантов. К слову, Адели родители дали довольно хорошее домашнее образование, она была начитана, знала несколько языков, разбиралась в живописи и музыке. На одной из вечеринок Адель и познакомилась с молодым Климтом. И между ними вспыхнула любовь. Художник написал несколько картин, изображающих обнаженную женскую фигуру, в которых явно угадывалась Адель («Юдифь»). Но он был страстной, увлекающейся натурой, постоянно менял любовниц, натурщиц, поговаривали, что имел четырнадцать внебрачных детей.

Заказав ему , Фердинанд надеялся на то, что непостоянная натура художника сама себя накажет. И Адель так ему надоест, что он не сможет больше без отвращения на нее смотреть. Он где-то вычитал, что древние индейцы, если хотели разлучить влюбленных, привязывали их друг к другу и держали вместе так долго, пока те не проникались такой же сильной ненавистью, какой недавно была любовь.

Обманутый муж ни слова не сказал жене и Климту о том, что знает об их связи. Но пытка ежедневным присутствием и созданием «великой» светящейся картины, действительно, постепенно убила их любовь. Адель часто болела, курила свои бесконечные сигариллы, целые дни проводила в праздности. Бог не дал ей хорошего здоровья, долгое время у нее рождались мертвые дети. А тут еще этот надоедливый Климт, который требует от нее долгого позирования. Адель это раздражало. Их отношения постепенно угасали.

Наконец, в 1907 году, через четыре года «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был готов. Сначала он украсил гостиную в доме Блохов, а потом попал в ателье художника в Вене и в журнал «Немецкое искусство и декорация», а затем и на международную художественную выставку в Манхайме.

Фердинанду было лестно, что о нем и его жене узнает весь мир. И это было действительно так. Картина стала европейским чудом, ее называли «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Австрийцы гордились шедевром и считали его национальным достоянием. Но после смерти Адели, Климта и Фердинанда, судьба картины оказалась в руках наследников Блох-Бауэр, которые уехали в Америку. И знаменитая картина с другими полотнами Густава Климта, которые уже считались достоянием австрийского художественного музея, были переданы Марии Альтман, дочери брата Фердинанда.

Через сто лет после создания картина была перевезена в Лос-Анджелес, так как сумму, которую загадала владелица для выкупа полотен Климта, музей даже с помощью австрийцев, откликнувшихся на призыв собрать средства, предоставить не смог. Это было 300 миллионов долларов.

«Золотая Адель» могла бы остаться на родине, если бы Мария Альтман проявила благородство и сделала королевский жест, подарив картины музею или хотя бы не повышая на них цену. Может быть, австрийцам и удалось бы собрать 155 миллионов, сумма, в которую первоначально оценивалось наследие художника. Но наследница не пожелала этого сделать.

И «Золотая Адель», которая уже стала легендой художественного мира, которую многократно копировали, переиначивали и даже воспевали в стихах, уехала в Америку. Провожать из Австрии в Лос-Анджелес картину, которая была символом Австрии на протяжении ста лет, вышла, кажется вся Австрия. Люди плакали.

А в Америке «Золотую Адель» выкупил у хозяйки богач Рональд Лаудер за рекордную для произведений искусства цену – 135 миллионов долларов. Теперь картина выставлена в «Музее австрийского и немецкого искусства», основанного этим владельцем парфюмерного концерна «Эстри Лаудэр» и любителем живописи. И ее может увидеть каждый желающий, чтобы понять, как золото и страсть к деньгами могут погубить даже самое сияющее чувство. На картине хрупкая бледная девушка с изогнутыми тонкими руками словно заточена в золотой саркофаг, и глаза ее грустны, будто просят зрителя, чтобы он вытащил ее из этой золотой клетки.

Виталий Орлов.

Однажды побывав в Вене, мне хочется обязательно туда вернуться: побродить по улицам австрийской столицы, зайти в знаменитый оперный театр, перекусить в кафе и представлять себе, что вот за этим столиком напротив обычно завтракал Фрейд. А главное, пойти в Музей истории искусств и увидеть «Охотников на снегу» Брейгеля – мою самую любимую картину. И как же я обрадовался, когда в фильме «Женщина в золотом» (Woman in Gold), премьера которого только что состоялась в Нью-Йорке, я увидел знакомые уголки Вены!Радость была однако омрачена тем, что на экране был апрель 1938-го, и толпы жителей Вены горячо приветствовали заполнивших город людей со свастикой. Недавно что-то подобное, что кольнуло сердце, я уже видел по телевизору, в передаче из когда-то тоже любимой Москвы…

Но вернемся в Нью-Йорк. В фильме «Женщина в золотом» речь идет о том, что уже в наше время бывшая беженка из Австрии Мария Альтман, живущая в Калифорнии, борется с Правительством Австрии за возвращение ей семейной реликвии – знаменитого «Портрета Адели Блох-Бауэр» работы великого австрийского художника Гюстава Климта. Портрет принадлежал мужу Адели Блох-Бауэр и был конфискован у семьи в 1938 году нацистами в числе других произведений искусства громадной ценности: картин великих художников, уникальных музыкальных инструментов, коллекции фарфора и драгоценностей.

Адель Блох-Бауэр (фото, 1915)

Гюстав Климт. (фото, 1912)

Мария Альтман – племянница Адели, скончавшаяся лишь несколько лет тому назад. В фильме Симона Кертиса ее играет замечательная актриса Хелен Миррен. Нацисты «Портрет» переименовали, потому что очаровательная его героиня Адель, которую называли «венской Моной Лизой», была еврейкой. Фильм воспроизводит события из жизни семьи во время вторжения нацистов – с одной стороны, и параллельно эпизоды борьбы Марии Альтман и ее помощника, молодого адвоката, по стечению обстоятельств внука композитора Шенберга, в свое время также бежавшего в Америку от нацистов – с другой.

Фильм вполне остросюжетный. Мария выигрывает процесс, но «фишка» события состоит в том, что ко дню премьеры в городе «Женщины в золотом» ньюйоркский Музей австрийского искусства (Neue Galerie) приурочил открытие выставки с тем же названием Woman in Gold. Центральный экспонат выставки – принадлежащий теперь этому Музею ослепительный «Портрет Адели Блох-Бауэр». Он излучает такое сияние, которое стало возможным воссоздать, как говорят искусствоведы, только если у Гюстава Климта был роман с его моделью. «Портрет» размещен так, как он когда-то висел в спальне Адели: по обеим его сторонам стоят две небольшого размера фигуры обнаженных мужчин. На выставке представлены многочисленные рисунки и эскизы к «Портрету», другие картины Климта, а также старые фотографии, в том числе самого художника, облаченного во что-то похожее на рясу.

Климт однако отнюдь не был монахом. Его называют «первым хиппи», и он не только стал отцом по меньшей мере 14 внебрачных детей. Он никогда не был женат, и у него никогда не было проблем с натурщицами: дамы выстраивались у его студии в очередь, чтобы стать моделями. Адель и ее богатый муж Фердинанд, владелец сахарных заводов, который был намного старше своей жены, восхищались творчеством Климта и в 1903 году заказали ему портрет Адели. Художник работал над ним 4 года, а когда он завершил портрет, супруги заказали ему еще один (сейчас он находится в МоМА). Кроме того, в картине Климта «Юдифь» героиня ее очень напоминает Адель, вплоть до ее бриллиантового колье, которое в фильме мы потом видим на жене Геринга.

Кадр из фильма «Женщина в золотом»

На «Портрете» Климта Адель улыбается, но жизнь ее была трагичной. Ее брак был скорее сделкой между двумя могущественными семьями, двое детей умерли в младенчестве, а ее саму преследовали ужасные головные боли. Она любила искусство, усиленно занималась самообразованием и детской благотворительностью. В 1925 году в возрасте 43лет Адель Блох-Бауэр умерла от менингита. Муж сохранял спальню Адели с 6-ю картинами Климта как храм – до тех пор, пока не пришли нацисты. Климт ушел из жизни на 7 лет раньше Адели. Он умер от инсульта в 55 лет. А его «Портрет Адели» купил у Марии Альтман в 2006 году наследник косметической империи Рональд Лаудер за 135 миллионов долларов и передал его основанной им Neue Galerie.



Рассказать друзьям