Когда была написана картина аисты и тихой. Сочинение -описание по картине И.Тихого "Аисты"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

5.Вывод.


6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":
Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.
3) Работа по тексту поэмы.

  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

  • Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).
4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.
:промчался перед полками,

могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).
6) Вывод:

  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

1

"Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава")

Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему ; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.

3) Работа по тексту поэмы.


  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).
    Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.

:промчался перед полками,

Могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Карл XII

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).

6) Вывод:


  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:
1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
литературы в 7 классе
Тема урока:
Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

ФИО (полностью)

Истамгазиева Жаныл Валиевна

Место работы

МОУ Восточная СОШ

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

Тема и номер урока в теме

А.С.Пушкин. Поэмы. Урок №3

Базовый учебник

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 7 класс.

    Цель урока: знакомство с героями поэмы «Полтава» и с изображением Полтавской битвы в поэме; составление сравнительной характеристики героев поэмы;

9. Задачи:

- обучающие- выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста;

-развивающие- формировать умение сопоставлять, анализировать; развивать навыки анализа поэтического текста;

-воспитательные- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей.

    Тип урока: урок-изучение нового материала.

    Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, аудиозапись, материалы из Единой коллекции ЦОР.

    Структура и ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

    Выразительное чтение отрывка.

    Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам. Словарная работа.

    Практическая работа по группам.

    Проверка знаний Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

    Заключение, подведение итогов.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Ход урока

1.Орг.момент. Мотивация на работу в классе.

    Ученики записывают в тетради число и тему урока: Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

    Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

Показываю ученикам изображение (/ )

Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

    Выразительное чтение отрывка поэмы (использование ЕКЦОР / ) Вопрос учителя: Как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

    Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам:

Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:

Волнуясь, конница ле т и т ;
Пехо
т а д виже т ся за нею
И
т яжкой т вер д ос т ью своею
Ее с
т ремление кре п и т ...

(В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

    Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

    Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

    С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

    С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).

    Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

    Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

    Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

Словарная работа

РОК

Устар . срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое.

Роковой - срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба

решает участь либо важное событие. Судьба - совокупность событий и обстоятельств,

влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила

ЛИК

Лик - внешний вид, образ человека

Лик - образ святого в православии

Лик - то же, что икона

Лик - изображение лица святого на иконе

Лик - имя ряда мифологических персонажей

Лик святости - разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами

Лик святых или лик ангелов - сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих

Лики (множественное число) - радостные крики, пение, ликование.

Задание по рядам: I ряд находит в тексте описание появление

Петр I

И он промчался перед полками,
могуч и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова-
Его товарищи, сыны…
Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

II ряд находит в тексте описание появление

Карл XII

Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Характеристика Карла

Характеристика Петра

    Портрет. Чьими глазами дан портрет? Каким видим Карла во время сражения? Чем вызвана его бледность?

    Речь. Слышим ли мы Карла во время сражения? Почему?

    Поступки, действия Карла и его вождей. Роль антитезы в создании образов Карла и Петра.

    Портрет. Почему «лик ужасен» и «он прекрасен»?

    Поступки, действия Петра и «птенцов гнезда Петрова» (роль лексического и морфологического рядов в описании). Совпадает ли по тональности описание действий Петра с описанием картины боя?

    Оценка Петра и Карла Мазепой.

Вывод:

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5.. Практическая работа по группам.

Анализируем описание разгара боя. Дифференцированные задания.

Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубяться, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет).

Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:

Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).

6. Проверка знаний : Контрольно-тренировочные тест ы. Определение размера стиха. (/ )

7. Заключение, подведение итогов.

8. Оценки за работу на уроке.

9. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "заздравный кубок поднимает:". По желанию: составить кроссворд, сочинить стихотворение, нарисовать фрагмент из поэмы, написать сочинение «Роль личности в истории»

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

3. Вступитель-ное слово

учителя. Исторический комментарий

4.Выразительное чтение отрывка поэмы

6. Проверка знаний: Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

ЕКЦО /

ЕКЦОР/

ЕКЦОР /

Демонстрация портрета Петра I с комментированием учителя

Демонстрация аудиозаписи с заданием: как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

Объяснение работы с контрольно-тренировочными тестами, проверка знаний учащихся в определении размера стиха.

Наблюдение

Слушание, подготовка к ответу.

Практическая работа учащихся



Рассказать друзьям