Комичен или страшен беликов почему. Cочинение «Беликов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Раздел четвёртый. Антропогенные воздействия
  • 2. История развития экологии как науки
  • 3. Значение экологического образования в настоящее время
  • 4. Основные экологические проблемы современности
  • Организм как живая целостная система
  • 2. Развитие организма как живой целостной системы
  • 3. Система организмов и биота Земли
  • Экологические факторы среды
  • 2. Абиотические факторы
  • 3. Биотические факторы
  • 4. Антропогенные факторы
  • 5. Истребление человеком диких видов
  • 6. Понятие о лимитирующих факторах
  • 7. Адаптации организмов к факторам среды
  • 8. Жизненные формы организмов
  • 9. Классификация жизненных форм
  • Основные среды обитания
  • 2. Проблема нехватки пресной воды
  • 3. Наземно - воздушная среда
  • 4. Почвенная среда
  • 5. Живые организмы как среда обитания
  • 6. Экологические особенности паразитов
  • Популяционная экология. Популяционный подход
  • 2. Место популяции в общей структуре биологических систем
  • 3. Характеристики популяций
  • 4. Динамика популяций
  • 5. Взаимодействия между популяциями
  • 6. Конкуренция как механизм возникновения экологического разнообразия
  • 7. Отношения типа хищник - жертва
  • Биосфера - глобальная экосистема Земли
  • 2. Структура биосферы
  • 3. Живое вещество биосферы
  • 4. Круговорот веществ в природе
  • 5. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ
  • Основные направления эволюции биосферы
  • 2. Биологическое разнообразие как основа стабильности биосферы
  • 3. Эволюция биосферы
  • 4. Ноосфера как новая стадия развития биосферы
  • 5. Законы биогенной миграции атомов и необратимости эволюции, «законы» экологии б. Коммонера
  • Биотические сообщества
  • 2. Пространственная структура биоценоза
  • 3. Трофическая структура биоценоза
  • 4. Механизмы поддержания пространственной структуры
  • 4. Случайное, равномерное и агрегированное распределение особей
  • 5. Экологическая ниша
  • 7. Общая характеристика экологических взаимоотношений
  • 8. Типы взаимоотношений
  • Ресурсы живых существ, как экологический фактор
  • 2. Классификация ресурсов
  • 3. Экологическое значение незаменимых ре-сурсов
  • 4. Экологическое значение пищевых ресурсов
  • 5. Пространство как ресурс
  • Экосистемный подход в экологии.
  • 2. Особенности естественных экосистем
  • 3. Динамика экосистем
  • 4. Экологические сукцессии
  • Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы
  • 2. Наземные биомы (экосистемы)
  • 3. Пресноводные экосистемы
  • 4. Морские экосистемы
  • 5. Целостность биосферы как глобальной экосистемы
  • Антропогенные экосистемы
  • 2. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) и их особенности
  • 3. Индустриально - городские экосистемы
  • Биосоциальная природа человека и экология
  • 2. Популяционная характеристика человека
  • 3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека
  • Экология и здоровье человека
  • 2. Влияние природно - экологических факторов на здоровье человека
  • 2. Влияние социально - экологических факторов па здоровье человека
  • 3. Гигиена и здоровье человека
  • Загрязнение и его формы
  • 4. Последствия загрязнения.
  • 5. Контроль за загрязнением
  • Антропогенные воздействия на
  • 2. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
  • Антропогенные воздействия на
  • 2. Экологические последствия загрязнения гидросферы
  • 3. Экологические последствия истощения вод
  • Антропогенные воздействия на
  • 2. Воздействия на горные породы и их массивы
  • 3. Воздействия на недра
  • Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования
  • 2. Экологический кризис и пути выхода из него
  • 3. Принципиальные направления инженерной экологической защиты
  • 4. Экологическое нормирование
  • Защита растительного и животного мира
  • 2. Охрана и использование животного мира
  • 3. Красная книга
  • 4. Особо охраняемые природные территории
  • Предотвращение вредного влияния твердых бытовых отходов, физического и биологического загрязнения
  • 2. Защита от шумового воздействия
  • 3. Защита от воздействия электромагнитных полей
  • Экологический мониторинг и
  • 2. Экологический контроль
  • Правовые основы охраны
  • 2. Государственные природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды
  • Предупредительный экологический контроль
  • 2. Экологический аудит
  • 3. Экологическая сертификация
  • Экономический механизм охраны окружающей среды
  • 1. Составляющие экономического механизма охраны окружающей среды.
  • 2. Оценка экологического ущерба и платежи за загрязнение окружающей среды.
  • 1. Составляющие экономического механизма охраны окружающей среды
  • 2. Оценка экологического ущерба и платежи за загрязнение окружающей среды
  • Международное сотрудничество в
  • 2. Объекты охраны окружающей среды
  • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • 2. Юридическая ответственность
  • 3. Дисциплинарные наказания
  • 4. Административная и имущественная ответственность
  • 5. Уголовная ответственность
  • Словарь терминов
  • Литература
  • Учебно – методический комплекс
  • 4. Экологические сукцессии

    Относительно длительное существование биоценоза на одном месте (сосновый или еловый лес, низинное болото) изменяет биотоп (место, на котором существует биоценоз) так, что он становится малопригодным для существования одних видов, но пригодным для внедрения или развития других. В результате в данном биотопе постепенно развивается другой биоценоз, более приспособленный к новым условиям среды. Такая многократная смена одних биоценозов другими называется сукцессией.

    Сукцессия (от лат. successio - преемственность, наследование) - это постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека.

    Термин «сукцессия» впервые употребил французский ботаник Де Люк в 1806 г. для обозначения смен растительности.

    Примерами сукцессии являются постепенное зарастание сыпучих песков, каменистых россыпей, отмелей, заселение растительными и животными организмами заброшенных сельскохозяйственных земель (пашни), залежей, вырубок и др. Бывшие поля быстро покрываются разнообразными однолетними растениями. Сюда же попадают семена древесных пород: сосны, ели, березы, осины. Они легко и на большие расстояния разносятся ветром и животными. В слабозадерненной почве семена начинают прорастать. В наиболее благоприятном положении оказываются светолюбивые мелколиственные породы (береза, осина).

    Классический пример сукцессии - зарастание озера или речной старицы и превращение ее сначала в болото, а затем, через длительный промежуток времени, в лесной биоценоз. Вначале водная гладь мелеет, затягивается со всех сторон сплавиной, на дно опускаются отмершие части растений. Постепенно зеркало воды затягивается травой. Этот процесс будет длиться несколько десятков лет, а затем на месте озера или старицы образуется верховое торфяное болото. Еще позже болото постепенно начнет зарастать древесной растительностью, скорее всего сосной. По прошествии, какого - то периода времени процессы торфообразования на месте бывшего водоема приведут к созданию избыточного увлажнения и к гибели леса. Наконец, появится новое болото, но уже отличное оттого, что было прежде.

    Вместе с изменением растительности меняется и животный мир территории, подверженной сукцессии. Для старицы или озера типичны водные беспозвоночные, рыбы, водоплавающие птицы, земноводные, некоторые млекопитающие - ондатра, норки. Итог сукцессии - сфагновый сосняк. Теперь здесь обитают другие птицы и млекопитающие - глухарь, куропатка, лось, медведь, заяц.

    Любое новое местообитание - обнажившийся песчаный берег реки, застывшая лава потухшего вулкана, лужа после дождя - сразу оказывается ареной заселения новыми видами. Характер развивающейся растительности зависит от свойств субстрата. Вновь поселившиеся организмы постепенно изменяют среду обитания, например, затеняют поверхность или меняют ее влажность. Следствием такого изменения среды является развитие новых, устойчивых к ним видов и вытеснение предыдущих. С течением времени формируется новый биоценоз с заметно отличающимся от первоначального видовым составом.

    Вначале изменения происходят быстро. Затем скорость сукцессии снижается. Всходы березы образуют густую поросль, которая затеняет почву, и даже если вместе с березой прорастают семена ели, ее всходы, оказавшись в весьма неблагоприятных условиях, сильно отстают от березовых. Светолюбивая береза - серьезный конкурент для ели. К тому же специфические биологические особенности березы дают ей преимущества в росте. Березу называют «пионером леса», пионерной породой, так как она почти всегда первой поселяется на нарушенных землях и обладает широким диапазоном приспособляемости.

    Березки в возрасте 2 - 3 лет могут достигать высоты 100 - 120 см, тогда как елочки в том же возрасте едва дотягивают до 10 см. Постепенно, к 8 - 10 годам, березы формируют устойчивое березовое насаждение высотой до 10 - 12 м. Под развивающимся пологом березы начинает подрастать и ель, образуя подрост разной степени густоты. Перемены происходят и в нижнем, травяно - кустарничковом ярусе. Постепенно, по мере смыкания крон березы, светолюбивые виды, характерные для начальных стадий сукцессии, начинают исчезать и уступают место теневыносливым.

    Изменения касаются и животного компонента биоценоза. На первых стадиях поселяются майские хрущи, березовая пяденица, затем многочисленные птицы - зяблик, славка, пеночка, мелкие млекопитающие - землеройка, крот, еж. Изменение условий освещения начинает благоприятно сказываться на молодых елочках, которые ускоряют свой рост. Если на ранних этапах сукцессии прирост елочек составлял 1 - 3 см в год, то по прошествии 10 - 15 лет он достигает уже 40 - 60 см. Где-то к 50 годам ель догоняет березу в росте, и образуется смешанный елово-березовый древостой. Из животных появляются зайцы, лесные полевки и мыши, белки. Сукцессионные процессы заметны и среди птичьего населения: в таком лесу поселяются иволги, питающиеся гусеницами.

    Смешанный елово - березовый лес постепенно сменяется еловым. Ель перегоняет в росте березу, создает значительную тень, и береза, не выдержав конкуренции, постепенно выпадает из древостоя.

    Таким образом, происходит сукцессия, при которой вначале березовый, а затем смешанный елово - березовый лес сменяется чистым ельником. Естественный процесс смены березняка ельником длится более 100 лет. Именно поэтому процесс сукцессии иногда называют вековой сменой .

    Если развитие сообществ идет на вновь образовавшихся, ранее не заселенных местообитаниях (субстратах), где растительность отсутствовала - на песчаных дюнах, застывших потоках лавы, породах, обнажившихся в результате эрозии или отступления льдов, то такая сукцессия называется первичной.

    В качестве примера первичной сукцессии можно привести процесс заселения вновь образованных песчаных дюн, где растительность прежде отсутствовала. Здесь вначале поселяются многолетние растения, способные переносить засушливые условия, например пырей ползучий. Он укореняется и размножается на зыбучем песке, укрепляет поверхность дюны и обогащает песок органическими веществами. Физические условия среды, находящейся в непосредственной близости от многолетних трав, изменяются. Вслед за многолетниками появляются однолетники. Их рост и развитие часто способствуют обогащению субстрата органическим материалом, так что постепенно создаются условия, подходящие для произрастания таких растений, как ива, толокнянка, чабрец. Эти растения предшествуют появлению проростков сосны, которые закрепляются здесь и, подрастая, через много поколений образуют сосновые леса на песчаных дюнах.

    Если на определенной местности ранее существовала растительность, но по каким - либо причинам она была уничтожена, то ее естественное восстановление называется вторичной сукцессией . К таким сукцессиям может привести, например, частичное уничтожение леса болезнями, ураганом, извержением вулкана, землетрясением либо пожаром. Восстановление лесного биоценоза после таких катастрофических воздействий происходит в течение длительного времени.

    Примером вторичной сукцессии является образование торфяного болота при зарастании озера. Изменение растительности на болоте начинается с того, что края водоема зарастают водными растениями. Влаголюбивые виды растений (камыш, тростник, осока) начинают разрастаться вблизи берегов сплошным ковром. Постепенно на поверхности воды создается более или менее плотный слой растительности. Отмершие остатки растений накапливаются на дне водоема. Из-за малого количества кислорода в застойных водах растения медленно разлагаются и постепенно превращаются в торф. Начинается формирование болотного биоценоза. Появляются сфагновые мхи, на сплошном ковре которых произрастают клюква, багульник, голубика. Здесь же могут поселяться сосенки, образуя редкую поросль. С течением времени формируется экосистема верхового болота.

    Большинство сукцессий, наблюдаемых в настоящее время, антропогенные , т.е. они происходят в результате воздействия человека на природные экосистемы. Это выпас скота, рубка лесов, возникновение очагов возгорания, распашка земель, затопление почв, опустынивание и т.п.

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫСТРОЕННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЧПРКМ.

    Предмет : литература.

    Уровень : девятый класс.

    Текст : рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»

    Использованы методы : работа с понятийно – терминологической картой , опорным текстом, дебаты

    ТЕМА: «Комичен или страшен Беликов?»

    Формирование понятийно - терминологического аппарата по данной теме ,


    • развитие навыков критического мышления при работе с текстом

    • подготовительная работа к домашнему сочинению

    Ход урока.


    1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
    СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    Завершился 20 век. Наступило новое время во всём: в технике, космосе, природе. А изменился ли человек?


    • Размышления ребят.
    Итак, мы пришли к выводу , что преобразования вокруг нас мало влияют на человека. Нравственные качества, человеческие качества остаются. Они – то и делают человека человеком. Значит, так было во все времена.

    1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
    А.РАБОТА С ПОНЯТИЙНО – ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.

    1. Разделить класс на пары , группы. В течение 10 минут работа с глоссарием. Вам необходимо в группе усвоить эти понятия, попробовать сформулировать определения этих понятий своими словами , записать в группе, что у вас получилось.

    2. По 2 человека опросить друг друга по определениям.

    3. Теперь необходимо группой составить связный текст на тему «Человек XX века».
    Оценка текста по следующим критериям: 4. Ознакомить со своими работами класс.

    Б. РАБОТА С ОПОРНЫМ ТЕКСТОМ «Человек в футляре» - по хрестоматии для 9 класса.

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    На закате жизни Чехов напишет в записной книжке: «Нигде так не давит авторитет, как у нас , русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия….» Психологию страха писатель исследовал чрезвычайно подробно

    В. ^ ПРОЧТИТЕ «Размышления учителя Буркина о жизни в городе после смерти Беликова».

    Обсудите представленную в отрывке перспективу (будущее). Какова ваша реакция?

    ^ Г. РАБОТА СО СТАТЬЁЙ «Понятие о юморе и сатире» - стр. 309

    Найти в тексте примеры гротеска , обратить внимание на приёмы создания образа Беликова

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    Маниакальный страх перед жизнью, не запрещенной окончательно , но и не разрешенной вполне, безраздельно владеет душой героя , человека в футляре, нелепого и ничтожного.


    1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
    Дебаты «Комичен или страшен Беликов»

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Написать сочинение на тему:

    Комичен или страшен Беликов

    БЕЛИКОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он - один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев).
    Б. «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б. не просто человек с причудами - его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б. страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков - мелочь, ничтожество. Б.- колосс навеки застывшей, вечной догмы - погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его - демона - высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

    На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

      Устоявшиеся методы и средства анализа трудно применимы к его прозе и драматургии. Традиционные предметы литературоведческого исследования - событие, характер, идея, особенности стиля и языка - утрачивают у Чехова свою значимость и весомость. У него нет...

    1. Новое!

      Тема «футлярного человека» считается сквозной в творчестве А. П. Чехова. Писатель выступал против казенщины, бездушности, правильности, серости, скуки, страха, которые омертвляют человеческую душу и губят творческое начало. Как писал о его творчестве...

    2. Новое!

      С помощью художественных деталей А.П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. Описывая детали одежды, поведения, автор создает портрет героев. На примере Беликова можно проследить важную роль, которую играют художественные...

    3. Особенным гонениям подверглись просвещение и печать. Циркуляр министра просвещения о «кухаркиных детях» закрыл доступ в учебные заведения выходцам из народа. Это была Россия, которой было приказано забыть Чернышевского, Россия, в отравленном воздухе...

    4. смотреть целиком


    Рассказать друзьям