Кто застрелил джона леннона. Десять фактов об убийстве джона леннона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержимое

1980 год, который поразил фанатов печальной новостью, должен был стать новой взлетной полосой в карьере музыканта. После 5-летнего перерыва (Джон захотел посвятить время новорожденному сыну Шону) выпустил новый альбом «Double Fantasy». Его успех поразил всех. Как критики, так и фанаты восторгались альбомом. Но поздравлять музыканта пришлось недолго…

Путь к громкому успеху и славе

Когда Джон родился, его родители не ладили между собой, а через 4 года развелись. Воспитывать маленького мальчика взялись тетя и дядя по линии матери. С юного возраста мальчишка уверял: будет заниматься музыкой. Среди сверстников выделялся настойчивостью. Тетя сопротивлялась увлечению парня, а дядя всячески поддерживал.

В школе Джон не придавал внимания получению новых знаний. Активно занимался творческой деятельностью при школе. Ходил на журналистику, пел, рисовал иллюстрации к комическим рассказам. Учителя заметили талант школьника и отправили его в другую школу, откуда мальчик перешел в Ливерпульский художественный колледж.


Легендарный коллектив «The Beatles» Джон создал совместно из близкими друзьями. Участники группы, как и все на тот момент, показывали бунтарский дух, одевались как рок-звезды. Но их менеджер уговорил сменить образ на классические костюмы и убрать ругательства из речи. С появлением новых песен известность и востребованность коллектива возрастала.

Со временем в участников группы начали появляться разногласия. И в 1970 году легендарный коллектив распался.

С началом сольной карьеры Джон ударился в тематику мира и любви. В то же время его поведение по отношению к жене ухудшилось. Джон начал злоупотреблять наркотическими веществами. Забросил занятия музыкой. Но в 1972 году выпустил альбом «Walls And Bridges», который сразу же завоевал поклонников. Критики также оценили сборник.

В 1975 году к Джону вернулась его жена, родила сына. С тех пор Джон ушел в тень и скрылся от глаз камер. Даже если показывался публике, то лишь на каком-то событии у друзей или для получения наград.

После выхода последнего альбома музыкант планировал через несколько месяцев выпустить еще один, но не было суждено…

Причина смерти Джона Леннона

О том, как произошла смерть Джона Леннона, говорили все газеты и новости. Еще задолго до своей гибели музыкант чувствовал угрозу жизни. Подозрения и опасения начали появляться еще в 1964 году во Франции, где Джон получил страшную тайную записку с угрозами смерти. В жутком волнении артист провел целую ночь, но ничего не произошло. Такие записки приходили много раз. Джон расценивал их как неудачную и глупую шутку какого-нибудь странного поклонника.

Итак, как погиб Джон Леннон?

8 декабря в полночь Джон вместе с женой возвращались с работы домой. Они готовили новый альбом, поэтому дел в студии звукозаписи было предостаточно. Когда супруги подходили к подъезду, Джона неожиданно позвали сзади из темноты. Как только артист обернулся, в него сразу же последовали выстрелы. Один, затем второй, третий… В целом прозвучало 5 выстрелов: две пули попали в плечо, и еще две в спину. Йоко не сдержалась и пронзительно закричала.

Леннон, истекающий кровью, медленно начал ползти к подъезду. Музыкант добрался до охранника и еле звучно прохрипел: «В меня стреляли…» В этот момент у умирающего из рук выпала кассета с песней, над которой они так упорно работали в студии с Йоко.

Через пару минут примчалась полиция и, забрав раненого, отвезла в ближайший медицинский пункт. Как ни пытались спасти музыканта на операционном столе, ничего не вышло. Кровопотеря составила 80%. Шансов на спасение не осталось.

Кто был убийцей великого музыканта

Умер Джон Леннон по вине Марка Чепмена. В день смерти артиста Марк встретил Джона по пути в звукозаписывающую студию и попросил дать автограф. Удивительно: их вдвоем запечатлели на снимке, который в итоге стал роковым. Его сделал преданный фанат «Битлз» Пол Гореш. Позже выяснилось, что сам Марк подошел к Полу и за 50 долларов попросил запечатлеть их с Ленноном на совместном фото. Чепмену задавали вопрос по поводу этого поступка. Парень аргументировал тем, что на Гавайях ему не поверят, что он разговаривал с Джоном Ленноном.

После того, как Чепмен выстрелил в Леннона, он даже не попытался скрыться, хотя поблизости было метро. Парень спокойно сел напротив дома музыканта, открыл книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и погрузился в чтение. Эту книгу захватил не случайно, так как приравнивал себя к главному герою – Холдену Колфилду.

Швейцар дома, увидев спокойно читающего убийцу, выскочил к нему и закричал не своим голосом: «Ты хоть понимаешь, что ты наделал?!» На что с невозмутимым спокойствием парень ответил: «Да, убил Джона Леннона.»

Дабы помянуть мужа, Йоко позвала поклонников прийти в Центральный парк Нью-Йорка. Минутой молчания великого артиста помянуло более 225 тыс. человек.

Что побудило Марка Чепмена совершить жестокое преступление

Причина смерти Джона Леннона и поведение его убийцы стали загадкой для прессы и фанатов. Во время расследования выяснилось: у Марка раздвоение личности. Убийца сам признался на следующий день. Сказал, что в нем живут две личности: темная и светлая. Темная – дьявол, который несколько месяцев подбивал парня совершить преступление. Парень также признался: мечтал быть, как Джон, иметь его славу, роскошь и признание. Даже расписывался как «Джон Леннон».

Другие источники говорят, что Чепмен не просто завидовал музыканту. Убийца думал, что он и есть Джон Леннон, а настоящий музыкант – это подделка.

Все же, несмотря на тронутый ум, Чепмена посадили за решетку. В тюрьме убийца провел уже больше 36 лет. Марк не раз подавал прошения на освобождение, но они не были одобрены. В частности, на это влияла Йоко: не хотела, чтобы убийца выходил на свободу. Иначе снова бы нарушился ее покой.

Творчество и личность великого музыканта навсегда останется в памяти фанатов. Музыка Джона Леннона находит преданных поклонников в любые времена. Творчество музыканта будет жить вечно.

Знаменитый музыкант, один из артистов величайшей группы за всю историю человечества Джон Леннон появился на свет 9 октября 1940 в Ливерпуле, Англия.
Родителями будущей знаменитости были Альфред и Джулия Ленноны – их первый и единственный ребенок родился во время атаки немецкой авиации на город. Родители Джона разошлись, когда мальчику еще не было и четырех лет. В результате этого разрыва Джона взяла на воспитание его тетя по матери – Мими Смит.
Отношения с Джоном у Мими сложились непростые – она была весьма строгой женщиной, а Джон был столь же ехиден, сколько умен. Тетя совершенно не одобряла его увлечение гитарой, считая, что это пустая трата времени, которая никогда не принесет ему пользы.
Как и многие творчески одаренные личности, в школьных предметах Джон не блистал. Ему было скучно зарабатывать высокие баллы – вместо этого он издавал школьный журнал и пел в хоре. При всем этом Джон был регулярным нарушителем дисциплины, да еще и рисовал карикатуры на учителей.
В это время в Англии начинается повальное увлечение молодежи рок-н-роллом. Это течение не могло пройти мимо Джона Леннона и он, вместе со своими друзьями организует группу The Quarrymen. Это произошло в 1956 году. Джон в группе был гитаристом, а кроме него было еще 5 человек – еще один гитарист, двое ударников, один банджо и даже один музыкант, который играл на стиральной доске! В июле 1957 происходит судьбоносная встреча – Джон знакомится с Полом Маккартни и приглашает его в группу. Через некоторое время Пол приводит и третьего участника будущей The Beatles – Джорджа Харрисона.
Учеба в средней школе закончилась для Джона так же, как и длилась – он провалил выпускные экзамены. Но, благодаря помощи директора, ему удалось поступить в художественный колледж Ливерпуля.
В 1959 году The Quarrymen трансформируется сначала в Silver Beatles, а потом в просто The Beatles.
Первое время популярность новой группы была локальной – они были умеренно известны в Ливерпуле, да еще в Гамбурге, куда они часто приезжали с концертами.
В 1961 группа меняет менеджера (им становится Брайан Эпстайн) и имидж – кожаные куртки и развязное поведение на костюмы, красные галстуки и сдержанные манеры. Возможно, этот маркетинговый ход послужил детонатором, возможно, что-то еще, но слава The Beatles росла в астрономической прогрессии – если в 63 они были неплохо известны в Ливерпуле и окрестностях, то в 1964 о них знал весь мир.
1964-66 – время безусловного и неоспоримого лидерства The Beatles. Они гастролировали по всему миру. В это время Джон неосторожно высказался о том, что «христианство уже не то, оно теряет свои позиции». Его слова, немного подправленные, были растиражированы по всему миру. Это привело к гневным письмам, срыву концертов. Джона не раз угрожали убить.
С 1967 Леннон начинает увлекаться наркотиками, постепенно отдаляясь от других членов группы. Лидерство, до этого на равных делимое в паре Леннон-Маккартни переходит к Полу.
Отношения в коллективе достигли критической точки в 1968 году и камнем преткновения стали противоречия Пола и Джона. Последним альбомом группы стал «Abbey Road», выпущенный в 1969 году. К моменту его выпуска Джон и Пол заявили о выходе из группы.
С 1968 по 72 у Джона Леннона был «политический период». В это время он со своей женой Йоко Оно проводил различные политические акции, весьма неоднозначные по форме и содержанию. Основным его постулатом было отрицание войны. С 1971 Джон и Оно переезжают жить в Нью-Йорк, и получают там вид на жительство. С тех пор Леннон ни разу ни приезжал в Англию.
Некоторое время Джон продолжал заниматься политикой – в частности, проблемой ассимиляции американских индейцев. В 1973 году Джону было предписано покинуть США. Это привело к годичной разлуке с женой и творческому кризису.
В 1975 у Леннона рождается сын Шон. После этого Джон заявляет об окончании карьеры музыканта и о том, что последующие пять лет он посвятит воспитанию своего сына. Несмотря на свое заявление, в 1980 году он выпускает альбом «Double Fantasy», которому суждено было стать последним в его жизни.
8 декабря 1980 года Джон Леннон был застрелен Марком Чепменом в упор. Четыре выстрела из пяти достигли цели, и Джона, несмотря на оперативную госпитализацию, не смогли спасти – он умер от значительной потери крови. Его убийца получил пожизненный срок.

Уважайте чужой труд. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

8 декабря 1980 года произошло убийство Джона Леннона. Это событие потрясло не только фанатов The Beatles, но и весь мир. Внезапную агрессию по отношению к известному певцу убийца Марк Чепмен объяснил помутнением рассудка и настойчивым желанием его «второй половины» рассудка совершить что-то значимое. Мы расскажем о десяти фактах, связанных с убийством Джона Леннона.

Чепмен готовился к убийству несколько месяцев

Марк Чепмен впервые задумался о преступлении в октябре 1980 года, после релиза альбома The Beatles «Double Fantasy». Чепмен бросил работу и купил оружие, а уже 30 октября прибыл в Нью-Йорк. В тот день его планам не суждено было реализоваться - сам убийца признал, что это была одна из побед его светлой стороны. Второй визит в Нью-Йорк он предпринял в середине ноября, но снова не решился исполнить свою миссию, позвонив жене и рассказав обо всем. Женщина посчитала его слова пустыми и уговорила вернуться домой, где он, будучи в состоянии психического расстройства, все более зацикливался на своей сверхценной идее. В результате Чепмен прилетел в Нью-Йорк 6 декабря.

Пистолет и фото Марка Дэвида Чепмена в полиции Нью-Йорка. Фото: Chip East / Reuters

Чепмен и Леннон встречались накануне убийства

Марк хотел последовать за Джоном после выхода певца из студии. Чепмен затесался в толпу фанатов и попросил Леннона подписать последний альбом группы. Как говорит сам Марк, он не ожидал такой приветливости от звезды - Джон улыбнулся в ответ и широко расписался на альбоме. Именно этот поступок заставил Чепмена отказаться от плана и даже задуматься о возвращении домой.

Подписанный альбом был впоследствии найден на месте преступления. В 2003 году его выкупили на аукционе за $850 тыс.

Встреча с убийцей

Большую часть дня убийца провел у дома Джона, и когда около 16:00 Леннон отправился в студию звукозаписи, Чепмен попросил его оставить автограф на альбоме «Double Fantasy», что и было сделано. В этот момент фотограф Пол Гореш сделал снимок Леннона и Чепмена, который стал последней прижизненной фотографией кумира нескольких поколений.

«Я ранен»

После четырех попаданий в левую часть груди Джон упал на домофон, прежде лишь успев произнести: «Я ранен». Четверо полицейских прибежали на место преступления за минуту - двое из них занялись Чепменом, сидевшим неподвижно, а еще двое унесли Леннона в машину, чтобы доставить в госпиталь. По дороге Джон отвечал только кивками, не произнося ни слова. Незадолго до больницы Леннон потерял сознание, и уже в больнице была констатирована смерть.

Место убийства. Чепмен находился на улице около ближних (на этой фотографии) ворот и стрелял в спину Леннону, подходившему вместе с Йоко Оно к дальним воротам. Фото: FinBjo/WIkipedia

Чепмен взял с собой Сэлинджера

Культовую книгу «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинжера полицейские обнаружили при обыске убийцы, сидевшего неподвижно рядом с раненым музыкантом. Чепмен считал себя героем книги, и его заданием было убийство Джона Леннона.

Новость об инциденте сразу прошла в телеэфир

Первым о случившемся рассказала телекомпания CNN, а затем, когда врачи констатировали смерть, о событии рассказали в прямом эфире комментаторы футбольного шоу с высочайшими рейтингами.

Приговорили к пожизненному

Прямые доказательства длительной подготовки преступления являлись отягчающим обстоятельством. Суд признал Чепмена вменяемым и приговорил его к пожизненному заключению с правом подачи прошения о помиловании через 20 лет. Адвокат апеллировал к потере рассудка и необходимости проведения психиатрической экспертизы.

Чепмен остается в тюрьме по сей день

Все прошения о помиловании, которые писал Чепмен и его адвокаты, были отклонены. Комиссия не допускает освобождения Марка по сей день, указывая на то, что он до сих пор одержим желанием всемирной славы и опасен для общества. Кроме того, не исключены попытки самосуда со стороны фанатов.

Леннон не был единственной целью

По признаниям Чепмена, Леннон был лишь первой целью темной половины его сознания. В дальнейшем он заявил, что планировал убийства многих известных людей, но смог взять себя в руки после первого убийства и сдаться полиции.

Последнее фото Леннона

Последний раз Леннона сфотографировали в больнице уже после зафиксированного факта смерти. Фотография, где певец лежит в черном пакете, стала обложкой следующего издания New York Post, однако фанаты восприняли такой ход крайне негативно.


Мир капитала: идолы вместо идеалов

Вначале-два свидетельства, каждое из которых можно с полным основанием назвать свидетельством обвинения...

Первое. Известный американский социолог Олвин Тоффлер, автор книги "Столкновение с будущим", пишет о современной Америке: "Во всех сферах нашей жизни можно обнаружить приметы некоей болезни. Эта болезнь все более проявляется в нашей культуре, в нашей философии, в нашем отношении к реальности. Неудивительно, что многие называют наше общество домом дня умалишенных".

И второе. Говорит американский философ и социолог Дж. М. Камерон: "Возведенное в ранг института насилие чаще всего обнаруживается в различных формах действий с применением оружия... Самоутверждение насилия - признак того, что что-то в этом обществе происходит не так, что совершается если не юридическое, то моральное преступление".

Сколько произнесено и написано слов, фиксирующих различные симптомы той болезни, которая раздирает капиталистический мир и против которой бессильна любая терапия, ибо неизлечимая болезнь эта возникла из самой сути общественной системы, чьи законы и принципы определяет чистоган. Имя ее - антигуманность.

Психически неуравновешенный подонок стреляет в того, кому поклонялся и кого одновременно ненавидел... Сын знаменитого актера, "звезды" из "звезд", пускает себе пулю в лоб... Убийство, самоубийство... И в том и в другом случае - дикая иррациональность действий. Патологические отклонения? Или логическое порождение той духовной и нравственной, а точнее, бездуховной и безнравственной атмосферы, которая утвердилась в метрополии капитализма - США?

Об этом материалы, предлагаемые вашему вниманию.

Кто убил Джона Леннона?

Пять выстрелов из пистолета, прогремевшие 8 декабря 1980 года в ночном Нью-Йорке, всколыхнули пушечной канонадой не только Америку. Они отдались в сердцах миллионов людей многих стран болью и потрясением, когда радиоэфир, как обычно, перегруженный разноязыкой информационной текучкой, вдруг на секунду замер, а затем разрядился трагической "молнией"- убит Джон Леннон!

Композитор, поэт, певец, один из создателей знаменитого английского ансамбля "Битлз", открывшего эру поп-музыки, был убит наповал у подъезда своего дома на манхэттенском Вест-сайде - в центральном районе города. За два месяца до этого, 9 октября, ему исполнилось 40 лет. Уже через несколько минут после трагедии, случившейся около 11 часов вечера по местному времени, к "Дакоте" - старинному, похожему на замок зданию в готическом стиле на 72-й улице, где Джон Леннон жил с женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном, - стали стекаться людские потоки со всех концов взбудораженного американского "Вавилона". Чугунные ворота перед входом в сумрачный двор здания исчезли из виду - они были сплошь увешаны букетами цветов, открытками, фотографиями Леннона.

За свое пятилетнее пребывание в Нью-Йорке, где я работал в Секретариате ООН, мне ни разу не довелось быть свидетелем такой бурной и волнующей реакции людей. На моей памяти ни убийство голливудской "звезды" Шарон Тэйт, ни "уотергейтское" дело и публичная отставка президента Никсона, никакие другие драмы и трагедии не вызывали у американцев такого брожения, сумятицы и отчаяния, какое вызвала смерть Джона Леннона...

Вот как все произошло...

Трагедия, разыгравшаяся на Манхэттене и завершившаяся столь молниеносным фатальным исходом, вызревала не в Нью-Йорке. Нити новой "Вест-сайдской истории" тянулись в Гонолулу-столицу "райского штата" Америки на Гавайских островах. Для полиции и следственных органов Нью-Йорка обнаружить эти нити не составило никакого труда, ибо главный действующий персонаж трагедии - убийца Джона Леннона-сам во всем сразу и признался. Он даже не пытался бежать. Когда подъехала полицейская машина, он бросил пистолет на землю и спокойно произнес: "Я убил Леннона". Убийцу зовут Марк Чэпмэн.

В конце октября 1980 года 25-летний американский гражданин Марк Дэвид Чэпмэн, безработный, вошел в один из магазинов в центре Гонолулу и выразил желание купить пистолет. Владелец магазина навел в ближайшем полицейском участке справки и, удостоверившись, что его клиент не числится в "черных списках" уголовников и прочих правонарушителей, продал Чэпмэну оружие. Торговец не придал никакого значения (или сделал вид, что не придал?) тому, что Чэпмэн, как он указал в анкете при оформлении покупки, нигде не работал. Он, конечно, мог бы и полюбопытствовать: откуда у безработного деньги на приобретение пистолета? Но когда коммерческий дух оттесняет на задворки гражданские соображения - стоит ли дознаваться, откуда у покупателя деньги? Главное, чтобы они побыстрее перекочевали из его кармана в твой собственный-а дальше все трын-трава.

На тот факт, что будущий убийца Леннона числился безработным, не обратила внимания и гавайская полиция. Ее представитель заявил впоследствии корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс, что приобретение Чэпмэном огнестрельного оружия было "обычной" процедурой, предусмотренной американскими законами.

Потом, уже в момент ареста, в карманах у Чэпмэна было обнаружено 2 тысячи долларов наличными. Эту сумму, по словам его адвоката Адлерберга, он "занял", чтобы по приезде в Нью-Йорк "сделать то, что сделал...".

Так или иначе, вооружившись пистолетом 38-го калибра, безработный гонолулец отправился на континент - в надежде, как потом строили догадки эксперты, "получить автограф" у одного из своих идеалов, Джона Леннона? Звучит парадоксально. Но Чэпмэн действительно заполучил автограф экс-битла. Это произошло в день убийства. А за несколько дней до кровавой трагедии некоторые жильцы "Дакоты" и прилегающих кварталов заприметили "опрятно одетого, спокойного с виду" молодого человека в черной кожаной куртке, прогуливавшегося около фешенебельного дома на углу 72-й улицы и Центрального парка. Это был Чэпмэн. В руках у него была новая, выпущенная несколько недель назад пластинка Джона Леннона "Двойная фантазия". Дефилирование незнакомца перед воротами "замка" никого не удивило-ведь в "Дакоте" живет немало знаменитостей сцены и экрана, которых почитатели хотят увидеть воочию или взять у них автограф.

8 декабря в 5 часов после полудня Джон Леннон и Йоко Оно вышли из "Дакоты", направляясь в одну из звукозаписывающих студий. У ворот к ним подошел неизвестный молодой человек в черной кожаной куртке и, протянув диск "Двойная фантазия", попросил у автора автограф. Леннон расписался на альбоме и поспешил с женой к машине. В течение последующих шести часов Чэпмэн не отходил от "Дакоты", дожидаясь возвращения Леннонов. В 22 часа 50 минут к дому подъехал лимузин, из него вышли Джон и Йоко и направились через арку с массивными чугунными воротами к подъезду здания. В этот момент из темноты к ним шагнул человек в черной куртке-и выстрелил. Через несколько минут, когда Леннон был доставлен в расположенную неподалеку больницу Рузвельта, врачи сообщили, что он мертв.

Добровольно сдавшийся полиции Чэпмэн был направлен для обследования в психиатрическую клинику, а американская Фемида поспешила предъявить ему предварительное обвинение в "убийстве со смягчающими вину обстоятельствами".

Первые дни убийца невозмутимо отлеживался в отдельной палате нью-йоркской психиатрической клиники "Бельвю", куда к нему каждые 15 минут заходили дежурные врачи или полицейские, чтобы упредить возможное самоубийство. Потом его стали возить из клиники на судебное разбирательство. Чэпмэн, такой же "спокойный с виду", как и накануне совершенного им преступления, этакий "тихий американец", являлся в суд в окружении плотного кордона полиции и в пуленепробиваемом жилете - слишком много было телефонных звонков с угрозой расправиться с ним. Кстати, примерно полтора года назад Джон Леннон ассигновал для нью-йоркской полиции тысячу долларов на приобретение таких пуленепробиваемых жилетов...

Так вот, пока шло разбирательство по делу гавайского преступника, американские криминалисты и эксперты в области социальной психологии на страницах газет, по радио и телевидению ломали голову над возможными мотивами "необъяснимого" преступления, пространно рассуждали о "загадках" человеческой природы, а некоторые пытались найти какие-либо зацепки и "смягчающие обстоятельства" в биографии убийцы.

Биография Чэпмэна - не ключ-универсал к разгадке "дакотской" трагедии. Но в ней есть такие штрихи и обстоятельства, которые вкупе с определенными чертами характера преступника из Гонолулу в самом деле могут пролить какой-то свет на маниакальные действия этого человека. Так что с некоторыми моментами жизни Чэпмэна и его особенностями как личности имеет смысл познакомиться - это знакомство поможет нам лучше понять саму американскую действительность, которая способна порождать таких чудовищ, как убийца Леннона.

Марк Дэвид Чэпмэн родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС. В начале 60-х годов он учился в школе в Атланте (штат Джорджия), когда "Битлз" уже взмыли на гребне мировой славы. С 10-летнего возраста Чэпмэн стал заядлым битломаном. На предвыпускных школьных фотографиях он изображен с длинноволосой прической "а-ля битлз". Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки "Битлз".

После школы Чэпмэн нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот "Дакоты" он много путешествовал в качестве "агента по делам азиатских беженцев". География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чэпмэн привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его "сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас".

С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме "Вайкики" в центре Гонолулу. Управляющий кооператива Джо Бустаменте отзывался о Чэпмэне в самых лестных тонах. Это был "очень добросовестный работник, нормальный во всех отношениях", заверил он американского журналиста, взявшего у него интервью вскоре после трагической гибели Леннона. От управляющего репортер узнал несколько любопытных деталей, связанных с уходом Чэпмэна из "Вайкики". Во-первых, оформляя расчет, Чэлмэн заявил, что уходит с работы "по личным причинам". Во-вторых, он сказал, что сразу уезжает в Лондон. В-третьих (самая, пожалуй, любопытная деталь), в последний день работы в "Вайкики" (23 октября 1980 года) сторож Чэпмэн расписался в рабочем журнале не как "Марк Чэпмэн", а как "Джон Леннон". "Мы заметили это только тогда, - сказал Бустаменте, - когда у нас стали наводить о нем справки после смерти м-ра Леннона".

Рассчитавшись с "Вайкики", Чэпмэн, как уже упоминалось выше, купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, отправился через Тихий океан в самый большой город Америки, чтобы "сделать то, что сделал".

Фанатичное поклонение битлам и подражание им во всем переплетались в душе Чэпмэна с еще одной "неуправляемой" чертой - неотступной верой в бога, в "неземные силы". Один из его однокашников по средней школе вспоминал, что Марк стал "очень религиозным" еще в начальных классах. Позднее Чэпмэн сделался неутомимым читателем Библии. По словам приятеля Чэпмэна, работавшего вместе с ним в 1975 году в агентстве по делам азиатских беженцев, Марк время от времени приходил в ярость от фразы, произнесенной в шутку Джоном Ленноном еще в 1965 году: "Битлз" стали более популярны, чем Иисус Христос". Для Чэпмэна никого выше Христа не было. В ходе следствия по делу убийцы Леннона в руки полиции попал подписанный документ, в котором утверждается, что Чэпмэн услышал "голоса сверху" и что на убийство его "толкнул дьявол".

Есть еще один момент в биографии этого американца, который, несомненно, свидетельствует о ненормальности его психики. Чэпмэн признался своему адвокату, что дважды пытался покончить с собой. Первый раз мысль о самоубийстве пришла к нему, когда развелись его родители, второй - когда его покинула девушка, на которой он намеревался жениться. Чэпмзн был также активным наркоманом.

701-я жертва

Разумеется, биосоциальные пружины, подобные тем, что были заложены природой и обществом в Чзпмэне, не всегда толкают человека на преступление. У человека может трудно сложиться жизнь, может расшататься нервная система, но он не впадает в отчаяние, не уходит в фанатизм, не прибегает к "крайней психотерапии", как это сделал Чэпмэн. У Чэпмэна психика не выдержала - и он "успокоил" себя, разрядил напряженность, выпустив пистолетную обойму в невинного человека.

Но, может быть, поведение Чэпмэна не характерно для американского общества? Может быть, его преступление - лишь сугубо патологический, из ряда вон выходящий, не типичный для "американского образа жизни" случай, что и нужно было учитывать психиатрам и следователям при поисках ответа на вопрос: "Почему этот человек убил Леннона?"

Но в том-то и дело, что "казус Чэпмэна" весьма типичен для Америки. Британец стал 701-й жертвой вооруженного нападения в Нью-Йорке лишь в 1980 году. В 1979 году по стране в целом от пуль погибло, по данным Федерального бюро расследований, 10 тысяч 728 человек - это 29 смертей в день, по убийству каждые 50 минут! Всего же с начала века в США от выстрелов преступников и психически неуравновешенных граждан вроде Чэпмэна погибло более 800 тысяч американцев - на 250 тысяч больше, чем погибло во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за свою 200-летнюю историю. Есть также данные о том, что каждый четвертый американец живет в постоянном страхе быть ограбленным или убитым. Страх перед насильственной смертью и сама смерть от руки психопата, фанатика или политического террориста - уже одна эта трагическая и реальная возможность "общества изобилия" сводит на нет любые разглагольствования о его преимуществах...

Но преступность и преступники, как всякая сорная трава, не растут на голом месте, в безвоздушном пространстве. Для жизнедеятельности им нужны определенные условия, определенный климат, среда. Так вот, уже не статистика ФБР, а другие данные - наблюдения ученых, деятелей культуры и искусства, высказывания государственных и политических деятелей-свидетельствуют о том, что такая среда, почва для "преступномании" в США прочно утвердилась. Эта среда - сама американская действительность, весь комплекс политических, экономических, юридических и нравственных институтов крупнейшей страны капиталистического мира.

"Американское общество - больное общество, - заявил представителям печати профессор Калифорнийского университета Питер Сэмпсон, когда узнал об убийстве Леннона. - Всякий в нем может начать стрелять в кого вздумается и когда вздумается. А известные люди в любой момент могут оказаться здесь жертвой безумцев, имеющих при себе оружие". Президент американского "Общества Джона Берча" Р. Уэлч сравнил Америку с "огромным домом для сумасшедших", в котором верховодят "самые безнадежные пациенты". Американский историк А. Шлезингер еще лет десять назад указывал, что американская нация таит в себе угрозу для других народов. Киноактер Марлон Брандо, сыгравший главную роль в "Крестном отце", фильме об американской мафии, назвал действующие в США синдикаты преступников "эталоном капиталистического предпринимательства".

Мафия действует не только в системе капиталистического хозяйничанья США. Дух "мафиози", "коза ностра", так или иначе, в большей или меньшей степени пронизывает, по сути, все судебно-правовые инстанции, все законодательные и исполнительные органы страны. Главная общая черта всех этих юридических систем - мягкотелость по отношению к преступникам, которые подчас пользуются полной безнаказанностью.

Безнаказанность - благодатная почва для преступников и кошмар для честного человека. О том, насколько обеспокоены таким положением честные американцы, говорят данные опроса общественного мнения, проведенные статистическими службами Гэллапа и Харриса. В 1965 году 45 процентов всех опрошенных граждан США считали, что американская Фемида относится к правонарушителям слишком снисходительно. В 1970 году это число возросло до 64 процентов, а в 1973-м 74 процента американцев считали, что отношение органов правосудия США к преступникам должно быть в корне изменено, стать более строгим. По данным той же службы Гэллапа, основная причина роста преступности в США - "недопустимая мягкость законов". За примерами далеко ходить не надо. Во время войны во Вьетнаме американский лейтенант Колли приказал расстрелять и сам участвовал в расстреле нескольких сот ни в чем не повинных вьетнамских крестьян в деревне Сонгми. Сегодня этот военный преступник на свободе. Десять лет назад маньяк Мэнсон убил в Голливуде актрису Шарон Тэйт, а недавно из США пришло сообщение о том, что ему тоже собираются дать "вольную". Наверняка отделается легким испугом и убийца Леннона - если, конечно, с ним не расправится кто-нибудь без суда и следствия.

Кулак и пистолет - символы "образа жизни"

Одним из законов США, который наиболее активно потворствует деятельности преступников, стал закон о продаже огнестрельного оружия населению. Пример Чэпмэна показывает, насколько легко можно приобрести пистолет в американском магазине. Если оружие попадет в руки "спокойному с виду" садисту - ждите очередной трагической сенсации. На следующий день после убийства Джона Леннона новому американскому президенту Рейгану был задан вопрос: не собирается ли он запретить продажу огнестрельного оружия частным лицам? Глава вашингтонской администрации ответил, что не собирается. Зловещая усмешка судьбы: через три с половиной месяца после этого врачи университетского госпиталя в Вашингтоне извлекали пулю, которую всадил в президента Джон Хинкли, 25 лет, неонацист по политическим симпатиям и владелец пяти (пяти!) пистолетов, "типичный американский парень", согласно характеристике, которую дал ему один из его школьных учителей...

Нежелание американских властей взять под эффективный контроль продажу оружия частным лицам английская газета "Таймс" прокомментировала так: "Тупое упрямство властей США, не желающих изменить закон о продаже оружия, - лишь одна из сторон давно сложившейся практики правления в этой стране".

Преступности в США способствуют не только общий "больной" климат Америки, не только антигуманная "мягкотелость" ее юридических институтов, не только "тупое упрямство" политического "истэблишмента". Важнейшим звеном в цепи многочисленных причин и факторов, которые могут лежать в основе совершаемых преступлений, нередко оказываются определенные черты культивируемого "национального духа", присущие янки мерила нравственности.

Во многих странах считают - и тому в немалой степени способствовала и способствует пропагандистская машина США, - что типичному американскому национальному характеру издавна присущи такие черты, как энергичность, практическая сметка, целеустремленность, мужественное благородство. Да, американцев с такими чертами много. Однако не все знакомы с выводами тех ученых, которые считают, что Америка с самого начала заселялась людьми не только дерзающими и благородными, но и такими, которые из-за своих личных качеств не могли добиться успеха в родной стране и поэтому уезжали куда глаза глядят - и прежде всего в Новый Свет. Такие люди составляли львиную долю иммигрантов в США, пишет американский социолог Ф. Слэйтор в своей книге "Преследование одиночества". Это были люди, которые "нигде не имели пристанища, не брезговали никакими средствами, люди, которые ставят деньги выше человеческих отношений, а самовозвеличивание - выше любви и порядочности".

Кстати, люди с такими качествами составляют немалый процент и сегодняшних иммигрантов в США. И они, как и первые европейцы, осевшие в Новом Свете из-за неудач в родной стране, продолжают закреплять и углублять эту черту в американском национальном характере - когда материальное благополучие ставится выше духовного богатства, а надменность и себялюбие выше доброты, таланта и порядочности.

"Надменность и самоуверенность" - наиболее зримые, выпуклые черты в характере сегодняшнего американца, отмечал старейший американский поэт, профессор Гарвардского университета Арчибальд Маклейш. В том, что это так, мне довелось не раз убеждаться, пока я жил за океаном.

Неуступчивость и надменность (открытая или замаскированная) присущи не только тем или иным американцам-живым носителям американского духа. Эти черты присущи также всей официальной, политической и даже эстетической иерархии Америки. В газетах, публицистических статьях, трудах ученых, речах государственных деятелей США постоянно мелькают набившие оскомину штампы: "великая американская мечта", "великое американское разочарование", "великий американский роман", "великое общество" и т. п. Самовозвеличивание стало неотъемлемой чертой внешней политики США еще со времен военной колонизации "дикого Запада" в XIX веке - с тех пор, как американский генерал Шерман "узаконил" разбойничьи действия "людей, не брезговавших никакими средствами", человеконенавистнической фразой: "Хороший индеец-это мертвый индеец!"

Индейцы, обитавшие на американском континенте в течение многих тысячелетий до прихода "бледнолицых" завоевателей, оказались для Вашингтона просто иностранцами - стало быть, второсортными людьми!

Робот выполняет приказ...

Иностранцем в Америке был и Джон Леннон. Власти не дали ему американского гражданства, предоставив после долгих проволочек лишь вид на жительство. Не дали из-за его прошлого: Леннон выступал против грязной авантюры США во Вьетнаме, боролся за мир, защищал права американских бедняков и нацменьшинств, в том числе индейцев. Официальный Вашингтон не мог простить композитору и поэту таких песен, как, например, "Представь себе", в которой поется: "Представь себе - нет собственников, нет голодных, и незачем убивать... Представь - все люди живут ради мира..."

Свести счеты с английским певцом намеревался, очевидно, и американец Марк Чэпмэн. Этот человек был не только по-американски надменен и неуступчив, но и злопамятен. Многие годы он таил в своей "боговерной" душе злобу на Леннона за его "антихристову" фразу. Уже после ареста возле "Дакоты", во время допроса в полицейском участке, Чэпмэн, как стало известно, заявил, что ему не понравилось, с какой поспешностью и небрежностью Леннон черкнул свое имя на пластинке, когда будущий убийца попросил у него автограф. Возможно, и этот момент сыграл какую-то роль в трагедии у стен "Дакоты".

Но какая теперь разница? Ведь убийца, который давно решил пойти на задуманное преступление, мог выстрелить в любой момент под влиянием любого слова, жеста или воспоминания, мелькнувшего в его голове. И ведь оттого, какие еще детали вскроют криминалисты в ходе следствия по делу Чэлмэна, итог трагедии не изменится. Артист Джон Леннон погиб не из-за поспешности, с какой он дал автограф "спокойному с виду" подонку, не из-за оброненной им шутливой фразы о Христе, которая так задела религиозного фанатика Чэпмэна, и уж никак не из-за того, что его убийца услышал в тот роковой день дьявольские "голоса сверху". Артист Джон Леннон погиб в Америке по другим причинам. Он стал жертвой действительности, выпестовавшей монстра Чэпмэна. По воле случайного или неслучайного стечения жизненных обстоятельств, под неизбежным воздействием всесильных социально-психологических факторов и законов американского общества сын безвестного сержанта оказался "великим избранником", роботом, послушно выполнившим очередной бессловесный приказ (№ 701) безликого земного "дьявола". У нынешних и всех последующих почитателей таланта Джона Леннона и остальных битлов будет лишь одно мнение об американце Чэпмэне: он - выкормыш "великого американского разочарования", обычный бесталанный неудачник, завистливо лелеявший "великую американскую мечту" самоутвердиться, прославиться любой ценой...
Вместо эпилога

По иронии судьбы, за несколько дней до своей смерти Джон Леннон заявил в интервью английской радиовещательной компании "Би-Би-Си", что ему нравится жить в Нью-Йорке, потому что он "чувствует себя в этом городе в безопасности". Певец редко выступал по телевидению, радио или в прессе.

С 1975 года, когда у Джона и Йоко родился сын, экс-битл и вовсе отошел от общественной жизни, решив заняться исключительно его воспитанием. Лишь осенью 1980 года он выпустил свой первый за последние пять лет диск - "Двойную фантазию"...

Утром 9 декабря, когда Джона уже не было в живых, Йоко Оно, плача и дрожа от горя и страха, с трудом объяснила сыну, что у него больше нет отца. Шон, испуганно выслушав мать, спросил, почему же все-таки незнакомый дядя стрелял в папу - ведь "дэдди" был такой хороший. Йоко ответила, что дядя был, наверное, не совсем нормальным человеком.

Мальчик уставился в одну точку, замер. Потом его глаза вдруг налились слезами, и он горько, безутешно заплакал. Шон не мог понять, что же вчера случилось.

Начало дня

Утром 8 декабря Джон и Йоко позировали фотографу Анни Лебовиц для обложки журнала Rolling Stone : обнажённый Джон обнимает и целует одетую в чёрный свитер Йоко. Хотя, по воспоминаниям Анни, Йоко «никому на обложке была не нужна», Джон настоял, чтобы на снимке они были вместе. Журнал с этой фотографией вышел 22 января 1981 года. В 2005 году Американским сообществом редакторов журналов эта обложка была признана лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет.

Позже Джон дал ставшее последним интервью радиоведущему из Сан-Франциско Дейву Шолину для RKO Radio Network.

Около 17:00 Джон и Йоко вышли из дома и направились в Record Plant Studio сводить трек Йоко Walking on Thin Ice (Гуляя по тонкому льду). Перед домом, как обычно, стояло несколько охотников за автографами, среди них и будущий убийца, Марк Чепмен. Он молча протянул экземпляр Double Fantasy, который Леннон подписал (этот момент снял Paul Goresh). После этого Джон вежливо спросил Is this all you want? (Это всё, что вы хотели?). Чепмен улыбнулся и неуверенно сказал в ответ «Да, это все, спасибо, Джон».

В ноябре 2010 года эта пластинка была выставлена на торги с начальной ценой 850 тысяч долларов США .

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома, Марк Дэвид Чепмен окликнул Леннона: «Эй, Мистер Леннон!», Джон притормозил, собираясь обернуться, но убийца выстрелил ему в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой Леннона и попала в стену, остальные попали в Джона: вторая и третья в район сердца, четвертая и пятая в левое плечо. Шатаясь, пройдя 5 шагов, Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдающая и кричащая: «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда!», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того, как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице по радио зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф . Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Вскоре после убийства Пол Маккартни, на вопрос журналиста «что вы почувствовали, узнав о смерти Джона?» ответил «Drag isn’t it?» (слово «drag» обычно понимают как «занудство, нытьё» и Полу пришлось впоследствии неоднократно оправдываться за неправильно понятую многими реплику)

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

Примечания



Рассказать друзьям