Леопольд фон захер-мазох - биография, информация, личная жизнь. Леопольд фон Захер-Мазох: как «Венера в мехах» определила всю жизнь писателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Даже если вам незнакомо творчество Леопольда фон Захер-Мазоха, его фамилия всё равно покажется вам знакомой. Потому что именно от нее образован термин «мазохизм».
Несмотря на то, что среди произведений писателя и публициста фон Захер-Мазоха есть множество прекрасных рассказов о его родной Галиции, самым популярным и переведенным на множество языков мира стал роман «Венера в мехах», в основу которого легла история, произошедшая с самим Леопольдом фон Захер-Мазохом.

Каждый, кто хоть немного интересовался вопросом, знает, что термин «садизм» обязан своим названием маркизу де Саду. А вот о Леопольде фон Захер-Мазохе , чье имя легло в основу термина «мазохизм», известно куда меньше. Впрочем, такая несправедливость вскоре покажется вам закономерной. В то время, как де Сад, крепко держа в руке «Сто двадцать дней содома» направо и налево кричал о своей философии, которая подразумевала под собой абсолютную свободу, фон Захер-Мазох весьма скромно придавался своим мазохистским похождениям, описав самое яркое из них в романе «Венера в мехах».

Хотя когда венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг в 1886 году решил как-то классифицировать сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, то вспомнил именно о Леопольде фон Захер-Мазохе , окрестив данный термин «мазохизм». Хотя, скорее всего, сам писатель немного «выпал бы в осадок» от того факта, что его имя попало в историю именно таким путем.

Итак, фон вошел в литературу как писатель, написавший роман о мужчине, единственным удовольствием которого было унижение от рук прекрасной женщины и, уж желательно, чтоб на ней ничего, кроме меховой шубы надето не было. И еще большей скандальности «Венере в мехах» предал тот факт, что роман был отчасти автобиографическим.

Леопольд Риттер фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года во Львове, хотя в те дни этот город назывался Лемберг и был столицей Королевства Галиции и Лодомерии. Отец Леопольда фон Захера был начальником полиции, что в то время было весьма небезопасной должностью, так как Галиция была настоящей пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент. Именно отец Леопольда играл одну из ключевых ролей в так называемой «Галицкой резне» .

Позже жена фон Захер-Мазоха в своих мемуарах опишет, что в детские годы муж «боготворил мать», но вспоминая об отце, всегда упоминал: «…его любовь к семье иссякла. Он никогда не был ни хорошим отцом, ни хорошим мужем». Мать будущего писателя, Шарлотта Мазох, была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха.

На первый взгляд семья очень уважаемая, но профессор Фрейд явно нашел бы, в чем покопаться. На двойной фамилии внука, который родился лишь спустя 9 лет после заключения брака, категорически настаивал довольно деспотичный дед, так как наследников мужского пола у него не было. Но не это было самым интересным о Франце фон Мазохе. Профессор был известен изобретением в те годы революционного, а для нашего восприятия весьма странного, метода лечения холеры. Он заключался в бичевании. На первый взгляд казалось, что избивание человека плётками лишь приближает смерть пациента, но профессор Мазох пришел к выводу, что с мученическим потом зараза уйдёт из тела прежде, чем больной испустит дух. Считается, что именно таким способом удалось победить тяжёлую эпидемию холеры в Галиции.

И это было далеко не самым интересным приключением в детстве Леопольда. Однажды мальчик, спрятавшись за портьерой, наблюдал весьма интересное развлечение своей тётки со стороны отца, графини Ксенобии, которая была известна своей красотой и пикантными пристрастиями. Вот как описано это происшествие:

«Однажды, играя в прятки со своими сёстрами, Леопольд спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трех непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. От её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал неоднозначно и мог одновременно их и любить и ненавидеть».

Но, несмотря на все эти детские происшествия, явно повлиявшие на подсознательном уровне на становление фон , во взрослой жизни он не проявлял никаких явных странностей. Семья переехала в Прагу, где Леопольд успешно окончил школу, после чего начал изучать математику в университете Праги, а в 1854 году он переехал в Грац (Австрия), где начал изучать юриспруденцию. Таким образом к 19 годам Леопольд фон Захер-Мазох уже был доктором права с местом приват-доцентом в Грацском университете. А, по некоторым источникам, в 1860 году его пригласили читать лекции во Львовском университете.

В этот же период Леопольд начинает писать свои первые рассказы. Уже в 1858 году выходит его первый роман «Одна галицийская история. Год 1846», опубликованный, правда, анонимно. Фон начинает экспериментировать со многими различными жанрами: от фельетонов и критических статей до исторических романов и пьес. Но Леопольд по-прежнему продолжает совмещать литературную деятельность с научной, так как публикации не приносят ему желаемого дохода. Первой работой, принесшей писателю славу, стала повесть «Дон Жуан из Коломыи», опубликованная в 1872 году в популярном французском журнале. Теперь его имя узнала вся Европа. Новеллы фон активно печатаются, в то время как писатель идет к вершине славы. Тогда он решает полностью посвятить себя литературе.

Сборник рассказов Леопольда фон Захер-Мазоха

Увы, но не суждено было Леопольду фон Захер-Мазоху попасть в ранг великих писателей. Его творчеству нанес неисправимый ущерб внезапный брак с дочерью мелких фабрикантов и своей страстной поклонницей Авророй фон Рюмслин. Тщеславная, жадная до денег, одежды и визитов в высшие общественные касты, она требовала от Леопольда всё больше денег. И вот писатель уже спустился до уровня вульгарных рассказиков, чтоб хоть как-то усмирить ненасытность жены. Аврора тоже решила начать писать, взял себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). И вот они уже вместе подписываются под низкопробными новеллами фамилией , не указывая имени.

Выжав из писателя все творческие соки, Аврора развелась с ним. Позже она даже издала мемуары «Повесть моей жизни», в которой во всех подробностях описала свою жизнь с фон . Покинутый Леопольд совершил еще одну попытку жениться. На этот раз на молодой гувернантке своих детей, которая была на 20 лет его младше. Но и этот брак писателя не увенчался успехом.

Аврора фон Рюмслин

Так что же именно послужило причиной того, что его имя вдохновило термин «мазохизм»? Ведь не был ли фон интеллигентным, образованным человеком, написавшим множество романов и рассказов о своей родной и горячо любимой Галиции, которые совсем не относились к жанру кнута и хлыста?

Ответ прост — «Венера в мехах», а точнее история, произошедшая с писателем и вдохновившая его написать этот роман. Помимо двух жен у Леопольда фон Захер-Мазоха было несколько интриг. Хоть их отношения с первой женой Авророй тоже носили весьма скандальный характер, но не она вдохновила его на написание знаменитой «Венеры». Ею была Фанни фон Пистор. С этой женщиной он подписал довольно эксцентричное соглашение:

«Г-н Леопольд фон Захер-Мазох своим честным словом обязуется быть рабом г-жи Фанни фон Пистор, безоговорочно исполнять все ее желания и приказания в течение шести месяцев кряду. Г-жа Фанни фон Пистор со своей стороны не имеет права домогаться от него чего-либо бесчестного (лишающего его чести как человека и гражданина). Она, далее, должна предоставлять ему ежедневно 6 часов для его работы и никогда не просматривать его письма и записи. При каждом его проступке, упущении или оскорблении величества госпожи (Фанни фон Пистор), она может наказывать своего раба (Леопольда фон Захер-Мазоха), как ей заблагорассудится. Словом, ее подданный Григорий должен повиноваться своей госпоже с рабским покорством, принимать изъявления ее милости как восхитительный дар, не предъявлять никаких притязаний на ее любовь, никаких прав в качестве ее возлюбленного. Со своей стороны Фанни фон Пистор обещает по возможности чаще носить меха, особенно тогда, когда она выказывает жестокость.

[Позже - вычеркнуто] По истечении шести месяцев обе стороны должны рассматривать эту интермедию рабства как не имевшую места и не делать на нее никаких серьезных намеков, а все, что имело место,- забыть и вступить в прежние любовные отношения.

Эти шесть месяцев не обязательно должны следовать друг за другом, они могут на долгое время прерываться, кончаться и вновь начинаться по прихоти госпожи».


Леопольд фон Захер-Мазох и Фанни фон Пистор

Роман «Венера в мехах» рассказывает историю Галицкого дворянина по имени Северин фон Куземский и Ванды фон Дунаевой. Они заключают аналогичный договор и их история начинается. Что ж, не будем портить вам финал, лишь скажем, что данное произведение в разные времена вдохновило три экранизации, последняя из которых принадлежит режиссеру Роману Полански. А также несколько музыкальных композиций.

Кстати, «Венера в мехах» была не единственной пикантной историей в творчестве Леопольда фон Захер-Мазоха , основанной на личном опыте. В один год с ней вышло еще одно произведение, которое пользовалось значительно меньшей популярностью — «Разведённая женщина». Этот роман повествует об отношениях писателя с некой Анной фон Коттвиц.


Кадр из фильма «Венера в мехах»

Как бы ни обстояли дела с «Венерой в мехах», сам фон Захер-Мазо х после разводов много путешествовал по Европе на протяжении всей жизни и его никогда не воспринимали как ненормального или порнографа. Напротив, он был отмечен как чувственный человек, глубоко проникшийся несправедливостями жизни, испытывавший угрызения совести за многих обедневших и угнетенных людей. Особой популярностью произведения фон пользовались во Франции. О его творчестве положительно отзывались такие писатели как Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын. Более того, в 1886 году Леопольд фон Захер-Мазох из рук президента Франции принял орден Почётного легиона.

В последние годы жизни психическое здоровье писателя значительно ухудшилось, поэтому он находился под постоянным медицинским надзором. Леопольд фон Захер-Мазох умер 9 марта 1895 года в немецком поселке Линдхайм в Гессене.

Памятник фон Захер-Мазоху во Львове

На протяжении всей жизни Леопольд фон Захер-Мазох был известен как человек литературы, утопический мыслитель, поддерживавший социалистические и гуманистические идеалы в своей художественной и научной литературе. К сожалению, многие из его работ даже сейчас не доступны в русском и английском переводах, что сильно осложняет знакомство с творчество фон . В то время как «Венера в мехах» неизменно остается его главным и популярнейшим произведением по сей день.

«Венера в мехах» - знаменитый роман Леопольда Захер-Мазоха, который и по сей день будоражит воображение публики. К сюжету романа неоднократно обращались режиссеры театра и кино, а его последнюю нашумевшую экранизацию реализовал сам Роман Полански. Реальность или творческий вымысел - как отнестись к знаковому произведению Захер-Мазоха, в котором он описывает особый тип любви или любовной зависимости - мазохизм? Один из вариантов ответа на этот вопрос предлагает бывшая супруга писателя - Ванда фон Дунаева, которая в 1906 году опубликовала шокирующую книгу - «Исповедь моей жизни».

(Всего 10 фото)

1. «Венеру в мехах» впервые напечатали в 1870 году, а через 16 лет после выхода этой книги известный немецкий психиатр Рихард Крафт-Эбинг написал научный труд под названием «Половая психопатия», в котором каждому сексуальному извращению была посвящена отдельная глава. В этой работе Крафт-Эбинг описывает мазохизм - своеобразное извращение половой жизни, при котором человек испытывает сексуальное возбуждение, когда другое лицо обращается с ним как с рабом, всячески унижая и третируя. Поводом назвать эту аномалию мазохизмом послужило то обстоятельство, что писатель Захер-Мазох в своих романах часто изображал это извращение, тогда еще научно не исследованное.

2. Захер-Мазох был возмущен такому «клиническому» прочтению, при котором его творчество сводилось не более чем к психопатологической симптоматике.

3. А в 1906 году (уже после смерти Леопольда Захер-Мазоха) Ванда фон Дунаева публикует «Исповедь моей жизни». Книга взорвала общественность: кто-то восхищался изяществом слога и откровенностью бывшей супруги писателя, кто-то обвинял ее в клевете и осквернении его памяти. Если верить «Исповеди», Леопольд вынуждал Ванду жить по книге «Венера в мехах», требовал воплощать все его извращенные фантазии и желания в жизнь, а если супруга отказывалась - пугал ее неминуемым творческим кризисом и безденежьем, которое никак не устраивало падкую на деньги Ванду. Так как они жили?

4. В этой истории с самого первого дня не было ничего банального: подруга Ванды однажды принесла ей книгу Леопольда Захер-Мазоха, которую девушка прочитала взахлеб. Вскоре после этого по городу поползли слухи о том, что известный писатель Захер-Мазох разорвал помолвку со своей невестой. Эта новость взбудоражила общественность Граца, но совсем не удивила подругу Ванды, которая так прокомментировала произошедшее: «В том, что он бросил эту бедняжку, нет ничего удивительного, Захер-Мазоху нужна женщина, которая сможет полностью подчинить его себе, и чем хуже она будет относиться к нему, тем прочнее будет их союз».

5. Подруга предложила Ванде пари: она напишет письмо Захер-Мазоху, в котором предстанет перед ним той самой демонической женщиной, госпожой, которую он описывал в своих романах. Ванда была уверена, что Леопольд не ответит и спор выиграет она, но вышло по-другому. Ответ на провокационное письмо пришел на следующий день. Захер-Мазох уверял, что он был рад получить письмо и незнакомка не ошиблась, предположив, что слабая женщина - не его идеал. Переписка продолжилась в том же ключе, и чем жестче были письма незнакомки, тем покладистее и счастливее становился известный писатель, пока в один прекрасный день он не стал молить, чтобы она пришла и заковала его в цепи, а потом делала с ним все что пожелает.

6. По настоянию подруги на встречу с Захер-Мазохом пришла Ванда, которая представилась замужней дамой, что еще больше подстегнуло интерес писателя. С этого момента пара начала видеться все чаще, и в конечном итоге они стали жить вместе, а несуществующий муж Ванды был благополучно забыт. Желание Захер-Мазоха состояло в том, чтобы предоставить своей жене безграничную власть над собой: он требовал, чтобы она оскорбляла его, била, попирала ногами. Если верить «Исповеди» Ванды, то муж заставил ее подписать контракт, который предоставлял ей полную свободу действий.

7. Ситуация доходила до абсурда: Захер-Мазох просил Ванду вызывающе одеваться, закутываться в меха и путешествовать в одиночестве - по его мнению, дамы, которые путешествуют без сопровождения, «могут завязать интересные отношения». Леопольд хотел, чтобы в одном из таких путешествий супруга встретила «грека» - молодого, жестокого и красивого мужчину, с которым бы изменила ему. Если вспомнить роман «Венера в мехах», то «грек» - это персонаж, который становится любовником «Венеры», ради него она и оставляет своего преданного раба, тем самым закончив их садомазо-историю.

8. Кстати, супругу писателя на самом деле звали Аврора фон Рюмелин, Ванда фон Дунаева - это псевдоним, который девушка приняла сразу после свадьбы с Захер-Мазохом. Это имя изначально принадлежало главной героине романа «Венера в мехах», чью роль по настоянию мужа или ради собственного удовольствия на протяжении нескольких лет играла Аврора фон Рюмелин.

9. В своей «Исповеди» Ванда объясняет, что потакала странностям мужа, потому что он обещал, что, если она согласится воплотить все его фантазии в жизнь, персонаж «демонической женщины» навсегда исчезнет из его литературных произведений. Дело в том, что немецкая литературная критика тех лет скорее негативно оценивала «мазохистскую тенденцию», наметившуюся в творчестве Захер-Мазоха, читатели требовали перемен, надеялись увидеть в романах писателя романтичных, неискушенных жизнью барышень.

10. В конечном итоге Ванда и Леопольд расстались: она ушла к другому, более обеспеченному мужчине, он тоже не остался одинок. Однако их навсегда связала эта спорная книга - «Исповедь моей жизни». Кажется, что задача «Исповеди» в том, чтобы убедить читателя, что Ванда - несчастная жертва, а Захер-Мазох - злой гений. Но между строк читается, что Ванда была его сообщницей, которая сознательно и по своей воле согласилась на то, чтобы разыграть сценарий своей жизни по сюжету «Венеры в мехах». Вероятно, она получила от этого удовольствие.

Как возникло понятие "мазохизма" ? November 1st, 2014

Вот так начиналась эта история:

Леопольд фон Захер-Мазох (Leopold Ritter von Sacher-Masoch) родился 27 января 1836 года в г. Лемберг (тогдашнее название Львова) в семье начальника полиции Королевства Галичины и Володимирии Леопольда Захера. Предками его отца были испанцы, что в XVI веке поселились в Праге, и богемски немцы.

Его мать, Шарлотта, была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха. Некоторые исследователи говорят о её русинском (украинском) происхождении.

Леопольд, старший сын в семье, родился на 9-ом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в подльвовский городок Винники. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох много из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом. В университетах Праги и Граца, куда он переезжает в 1854 году, Леопольд изучает юриспруденцию, математику и историю, и в возрасте 19 лет становится доктором права. Став приват-доцентом в Грацком университете, он в 1858 году анонимно опубликовывает роман «Одна галицийская история. Год 1846″. С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго.

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии, в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галичины именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Определенное время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. Но после успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» (1872), написанного французским языком и опубликованного в одном из парижских журналов решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй Фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная к деньгам, одежде и визитам в высший свет, Аврора также начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они уже вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульски кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). А сам писатель вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет и с которой он, однако, тоже не испытал счастья.

В 1881 году Захер-Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провел в Германии.

Творчество Захер-Мазоха принадлежит к эпохе, когда на фоне расцвета промышленности, пышности жизни новой буржуазии и упадку села, интеллигенция жила в мире, где совмещалась идеализация сельской жизни с материалистическими и эпикурейскими тенденциями, а чувственность и любовь стали центром и целью человеческой жизни. Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли свое отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведенная Женщина» (1870) и «Венера в мехах» (1870) (в основу «Разведенной женщины» легло пережитое и выстрадано под время роману из Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига из Фанни фон Пистор).

Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Ебинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом. Вы могли это слышать под термином "доминирование" или просто домина

Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки и издавались массовыми тиражами. Особенно популярным он был во Франции. Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя, Густав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын. в 1886 году из рук президента Франции Захер-Мазох принял орден Почетного Легиона.

Последние годы своей жизни Захер-Мазох провел в немецком поселке Линдгайм в Гессени, где и умер 9 марта 1895 года. Необычайность его судьбы не закончилась и на этом — как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года.

Памятник Захер-Мазоху во Львове на улице Сербской перед входом в Мазох-кафе. Скульптор Владимир Цисарык.

Интересные факты:

В автобиографии Захер-Мазох неоднократно говорит о себе как об «украинце по матери». Однако серьезные исследования не подтвердили этого факта. Родители его матери Каролины Мазох переехали в Галицию уже взрослыми людьми. Профессор медицины Лембергского университета Франц Мазох родился на восточной окраине Габсбургской империи (в одном из городков в Румынии), бабушка происходила из онемеченных чехов.

В апреле 2008 г. во Львове открыли кафе Захер-Мазоха. Интерьер кафе увешан мазохистскими предметами — плётками, цепями, наручниками. Так же был открыт памятник Захер-Мазоху — статуя в человеческий рост, высотой 1,7 м. На груди памятника вмонтирована лупа, через которую видно сменяемые эротические картинки.


  • Группа «The Velvet Underground» написала песню «Venus in Furs» по мотивам романа «Венера в мехах».

  • Группа «Пикник» имеет песню «Герр Захер Мозох» (альбом «Мракобесие и Джаз», автор музыки и текста — Эдмунд Шклярский).

  • В городе Львове, Украина, есть кафе, посвященное творчеству Захера.

Библиография

1858 — Одна галицкая история. Год 1846
1867 —

Леопо́льд фон За́хер-Мазо́х (нем. Leopold Ritter von Sacher-Masoch); 27 января 1836, Лемберг - 9 марта 1895, Франкфурт-на-Майне) - австрийский писатель, автор романов и новелл на эротические темы. Термин «мазохизм» напрямую связан с его именем.

Родился в римо-католической семье во Львове (тогда - Лемберге, австрийской провинции). Отец - высокопоставленный чиновник австро-венгерской монархии - глава полиции (нем. Polizeidirektor), мать - Шарлотта фон Мазох (Charlotte von Masoch) - дочь ректора Львовского университета Франца фон Мазоха. Предки писателя - испанцы и богемские немцы.

В Грацском университете писатель изучал юриспруденцию, историю и математику. Затем получил должность профессора истории в родном городе, которую он оставляет ради литературной деятельности.

В 1886 году психиатр и невролог Рихард фон Крафт-Эбинг обнародовал новое понятие в психиатрии и сексопатологии, связанное с творчеством писателя - мазохизм.

Леопольд фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года в г. Лемберг (тогдашнее название Львова) в семье начальника полиции Королевства Галичины и Володимирии Леопольда Захера. Предками его отца были испанцы, что в XVI веке поселились в Праге, и богемские немцы.

Его мать, Шарлотта, была дочерью профессора и тогдашнего ректора Львовского университета Франца фон Мазоха. Некоторые исследователи говорят о её русинском (украинском) происхождении.

На месте дома, где родился будущий писатель, теперь стоит известный во Львове «Гранд-Отель».

Леопольд, старший сын в семье, родился на 9-ом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке в подльвовский городок Винники. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох много из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.

В родительском доме Леопольд воспитывался в атмосфере Просветительского либерализма, характерной для времени правления цесаря Франца-Иосифа. Уже в детстве в нём начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер-Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Важной личностью его детства стала родственница со стороны отца, графиня Ксенобия, которая была чрезвычайно красивой и в то же время жестокой женщиной. Однажды, играя в тайник со своими сестрами, он спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трех непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. Однако от её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Мужчина вскоре вернулся, а Леопольд, спрятавшись за дверью, слышал удары кнута и стоны графа. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал как существ, которых следует одновременно и любить, и ненавидеть.

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом. В университетах Праги и Граца, куда он переезжает в 1854 году, Леопольд изучает юриспруденцию, математику и историю, и в возрасте 19 лет становится доктором права. Став приват-доцентом в Грацком университете, он в 1858 году анонимно опубликовывает роман "Одна галицийская история. Год 1846″. С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго.

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии, в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галичины именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Определенное время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. Но после успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» (1872) (написанного французским языком и опубликованного в одном из парижских журналов) решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй Фон Рюмслин. Высокомерная, эгоистичная, жадная к деньгам, одежде и визитам в высший свет, Аврора также начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они уже вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульски кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). А сам писатель вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет и с которой он, однако, тоже не испытал счастья.

в 1881 году Захер-Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провел в Германии.

Творчество Захер-Мазоха принадлежит к эпохе, когда на фоне расцвета промышленности, пышности жизни новой буржуазии и упадку села, интеллигенция жила в мире, где совмещалась идеализация сельской жизни с материалистическими и эпикурейскими тенденциями, а чувственность и любовь стали центром и целью человеческой жизни. Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли свое отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведенная Женщина» (1870) и « » (1870) (в основу «Разведенной женщины» легло пережитое и выстрадано под время роману из Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига из Фанни фон Пистор).

Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Ебинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом.

Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки и издавались массовыми тиражами. Особенно популярным он был во Франции. Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя, Густав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын. в 1886 году из рук президента Франции Захер-Мазох принял орден Почетного Легиона.

Последние годы своей жизни Захер-Мазох провел в немецком поселке Линдгайм в Гессени, где и умер 9 марта 1895 года. Необычайность его судьбы не закончилась и на этом - как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года.

Захер-Мазох вошёл в историю литературы не только как выразитель мазохизма. Для немецкой литературы он открыл народную жизнь Восточной Европы. Захер-Мазох обстоятельно изучал язык, обычаи и переводы народов Галичины. Наилучшие новеллы из народной жизни входят в сборник «Галицинские рассказы» (1876), «Еврейские рассказы» (1878), «Польские еврейские рассказы» (1886). Эти произведения полные симпатии к низшим слоям населения Галичины.

Известен тогдашний галицкий журналист и литератор Левко Сапогивский во львовском журнале «Заря» 1880 года так писал о писателе: «Захер-Мазох первый из чужестранцев возвеличил наш народ с такой любовью, которой тяжело даже между нашими авторами найти».

Произведения Захер-Мазоха много переводили и издавали в Галичине в XIX веке (по тогдашним библиографическим источникам, таких изданий было до 15). Это роман «Новый Йов» («Родимий листок», 1879), отрывок повести «Бал русских питомцев» и рассказ (скорее исторический очерк) «Княгиня Любомирска» («Заря», 1880, 1882), рассказ и новеллы «Привидение», «Еврейский Рафаэль», «Дикари», «Славянские женщины», «Возрождения», «Мышь», «Господин и господа Рысь», «Заския», «Три свадьбы» и тому подобное, которые в 1882-1893 гг. появлялись в таких изданиях, как «Слово», «Червоная Русь», «Беседа», «Галичанин» и др.

В наше время первые переводы произведений Захер-Мазоха на украинский язык появились в 1994 году. Журнал «Вселенная» тогда опубликовал повесть «Дон Жуан из Коломии» (перевод с немецкого Наталии Иваничук) и «Женские образки из Галичины» (перевод с немецкого Ивана Герасима).

В 1999 году во Львове вышел отдельный том украинских переводов Л. Захер-Мазоха (Захер-Мазох Леопольд. Женские образки из Галичины. Избранные произведения. - Львов, 1999)

В 1991 году художники-львовяне Игорь Подольчак и Игорь Дюрич (при участии Романа Виктюка) создали Фонд Мазоха, который успешно действует доныне, прославившись рядом громких и скандальных акций (Последние гастроли в Украине. (2000), Бєзпрєдєл с/мазохізму. (1998), Unlimited Humanism. (1997), С Днем Победы господин Мюллер - Zum Tag des Sieges von Herrn Muller. (1995), Последний эврейский погром. Галерея Гельмана, (1995), 1995 Свежие газеты для… (1995), Мавзолей для Президента. (1994), Искусство в космосе. (1993)). .

В конце 1990-х годов на сцене Оперной студии Киевской консерватории поставили феерию спектакля «Сверчок» (балетмейстер Сергей Швидкий) - по мотивам романа Л. Захер-Мазоха «Венера в мехах».


Если бы Захер-Мазох хотел одеть свою Венеру в каучук - у него были для этого, по крайней мере теоретически, все возможности. Значит, не хотел. Никому не приходит в голову задуматься, понравились ли бы Захер-Мазоху процессы, связанные с его именем, но это неизвестно и в отношении более глобальных процессов и персонажей.

Вторая фамилия досталась герою настоящих записок от матери, Каролины-Йозефы, дочери львовского доктора Франца фон Мазоха, которому приписывают изобретение революционного метода борьбы с холерой. Терапия заключалась во флагелляции, то есть бичевании: пациента изо всех сил охаживали плётками, казалось бы ускоряя летальный исход. Расчёт был на то, что вместе с мученическим потом зараза уйдёт из тела прежде, чем больной испустит дух. Считается, что именно таким способом удалось победить тяжёлую эпидемию холеры в Галиции.

Продолжим. Хитроумный доктор, не имея наследников мужского пола, настоял, чтобы потомки дочери от брака с начальником львовской полиции Леопольдом фон Захером носили двойную фамилию. Фамилия Мазох не вполне ясного происхождения (скорее всего, украинского), не слишком благозвучна и почти не отмечена в генеалогии, но дух доктора с плёткой может быть спокоен: теперь, чтобы стереть его имя из памяти человечества, понадобятся катаклизмы, соизмеримые с новым всемирным потопом.

Право же, сегодня читать Мазоха без оглядки на психиатра Рихарда Крафт-Эбинга, введшего в обиход термин «мазохизм», решительно невозможно. Читатель поневоле будет искать скрытых смыслов в неторопливом и вполне линейном повествовании, иногда находя их на поверхности, иногда извлекая из глубин. Однако если таковые поиски поставить во главу угла, то в данном случае читателя ждёт разочарование.

Фамилия Захер по многим причинам для терминоконструкции подходила гораздо хуже. Во-первых, следует учесть весь шлейф тянущихся за ней аллюзий: от сладеньких австрийских (знаменитый шоколадный торт, апофеоз венских кофеен) до не вполне пристойных славянских (которые, разумеется, были очевидны на многоязыких окраинах Австро-Венгерской империи). Во-вторых, уже само немецкое слово Sache (вещь, дело), от которого образована фамилия, слишком многозначно: оно и материально, и безматериально одновременно, означая и предмет, и процесс, и явление. В-третьих, первые слоги фамилий Sade и Sacher совпадают, не создавая нужного визуального, да и фонетического, контраста. Как бы то ни было, по Жилю Делёзу, инициалы нашего героя - SM - если и не предопределяют его судьбу, то абсолютно с ней гармонируют.

Психоаналитический аккорд в увертюре необходим, чтобы обозначить: статья, вообще говоря, о другом. Захер-Мазох - слишком крупное явление, чтобы упаковывать его в прокрустово ложе психоанализа, пусть даже сработанное по индивидуальной мерке. Но квест психоанализа неизбежен: чтобы разрушить штампы, проще выставить их напоказ, в аккуратный ряд. При этом многим придётся пожертвовать - например, стандартным изложением биографии, на которое попросту не останется ни времени, ни места. Читатель предупреждён: мы имеем дело с непростым материалом и уникальным деятелем культуры, совершенно незаслуженно низведённым в низкий жанр.

Специфической славе Леопольд фон Захер-Мазох обязан своему родовитому соотечественнику. Барон Рихард фон Крафт-Эбинг, весьма учёный и активный вульгаризатор психиатрии, в труде, озаглавленном «Psychopathia Sexualis», вводит термины «садизм» и «мазохизм». Судьбоносная дефиниция, существенно повернувшая психоаналитическую, а значит, и все прочие истории человечества, была дана в 1886 году, через 72 года после смерти маркиза де Сада и вполне при жизни Леопольда фон Захер-Мазоха. Крафт-Эбинг считает термин своим изобретением и поясняет, что создал его, следуя логике, по которой дефект зрения дальтонизм (цветовая слепота) назван по имени Джона Дальтона, впервые его описавшего.

Меж тем существует мнение, что Крафт-Эбинг всего лишь канонизировал устные термины, некоторое время бродившие в научных кругах, не говоря уже о том, что слово «садизм» входит во французские словари с 1834 года. Как бы то ни было, веха поставлена именно упомянутым трудом, и совершенно понятно, почему Захер-Мазох представляется Крафту-Эбингу преступником опаснее де Сада: под угрозу ставилось не только душевное здоровье нации, но сама идея фаллократии. Де Сад, истязающий доверчивых инженю, всего лишь довёл идею жёсткого патриархата до ненужного абсурда. Захер-Мазох, обожествляющий своих грубых сожительниц и вручающий им плётки, - посягает на самые основы мироустройства.

Тем временем патриархальные устои и без того пошатнулись, причём по самым примитивным причинам. Это была эпоха, когда Общество прав женщин уже было образовано Юбертиной Оклер и даже успело переименоваться в Суфражистское общество. Увы, сексуальное раскрепощение суфражисток не волновало, дивинизаций и плёток они не требовали, им нужны были всего лишь избирательные права, да ещё, быть может, право носить штаны.

Наивностей и глупостей хватало по обе стороны патри/матри-баррикад. В начале XX века барон Альберт фон Шренк-Нотцинг , вообще говоря, специалист по паранормальным явлениям, соединил оба термина, садизм и мазохизм, в одном: алголагния (от греческих слов: άλγος - боль и λαγνεἵα - соитие). Единая двойственность терминов доведена, таким образом, до абсолюта.

Чтобы совсем уж закончить с психоанализом в венско-кушеточном духе, перечислим факторы, из-за которых славный пациент дошёл до жизни такой, то есть попросту детские травмы. В список войдут и дедушкины методы борьбы с холерой, и не совсем патриархальные нравы, наблюдавшиеся в украинских деревнях, и жестокая сцена, подсмотренная юным Леопольдом, когда его тётка-графиня сначала в присутствии мужа развлекалась с любовником, а потом в присутствии любовника высекла мужа, а племянник наблюдал за всем из-за портьеры.

Но можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. В жизни каждого человека случаются ключевые моменты, позволяющие ему лучше понять свою позицию в мире. Французские психоаналитические труды на тему и разнообразнее, и глубже не только потому, что написаны позже австрийских, но и потому ещё, что не примитивизируют фигуру Захера-Мазоха, хотя первоначальный интерес к ней был вызван скорее национальными причинами: наконец через сто лет после де Сада у того появилось зеркало. Как ни странно, оказалось, что адекватное отражение получить невозможно.

Если следовать французской школе, садизм действительно есть психическое расстройство, а мазохизм - нет. Истоки садизма удаётся отследить. Мишель Фуко в «Истории безумия» соотносит появление садизма как сексуального извращения с окончанием пыточных практик в тюрьмах. Мазохизм если и не вечен, то имеет очень длинную историю. Саша Нашт (или Нахт), французский психоаналитик румынского происхождения, в фундаментальном труде «Мазохизм» (1938) приводит множество исторических примеров, которые можно трактовать как проявления мазохизма. Сократ, допустим, со своей Ксантиппой, всячески его поносящей, - типичный мазохист. Или ещё: среди даров ex-voto римских куртизанок Венере были плётки.

Французами же понятия садизма и мазохизма выводятся на социальный уровень. Современный французский писатель Жан Риста говорит: «Садизм универсален, мазохизм скрыт от глаз». Всякое выпячиваемое на публику страдание есть проявление социального садизма (как само насилие, так и его воспроизведение средствами массмедиа), страдания, скрытые от глаз, - мазохизма. Таким образом, дуализм всё-таки присутствует, но он гораздо более сложен, чем того хотят австрийские учебники психоанализа, и гораздо более универсален.

Самые важные наблюдения, с которыми мы совершенно соглашаемся (пусть даже в соглашательстве с легковесными по определению французскими теориями есть немало мазохизма), принадлежат уже упомянутому Жилю Делёзу («Критика и клиника» и предисловие к французскому переводу «Венеры в мехах»). По Делёзу, садомазохизм есть плохо слепленный термин-химера, семиологический монстр. Садизм и мазохизм - не взаимодополняющие явления и не взаимные отрицания. Мазохизм не есть садизм, направленный на себя. У них принципиально разная сущность. Основа садизма - преступление, мазохизма - контракт, согласие. Захер-Мазох заключал такие контракты и с первой женой Авророй фон Рюмелин (известной больше как Ванда фон Захер-Мазох), и с любовницей Фанни фон Пистор, отдавая себя в рабство на очень подробно оговоренных условиях. Были ли подруги Захер-Мазоха жестоки? Они сердобольно старались честно сыграть роль, но у них это плохо получалось.

Садист и мазохист никогда не составят счастливую пару. Настоящий садист не удовольствуется мазохистской жертвой, находит Делёз. Это же утверждает и одна из жертв монахов-мучителей в «Жюстине» де Сада: истязатели получают удовольствие только от настоящих слёз жертвы. Садист импровизирует в зависимости от поведения жертвы. Мазохист требует сценариев, распределения ролей заранее, именно он распоряжается собственным унижением.

Самое же для нас важное состоит в том, что Делёз выводит дискурс на достойный уровень - культуролого-мифологический, и именно здесь позволим себе начать не соглашаться с мэтром.

По Делёзу, «медведь есть животное Артемиды, медведица в мехах - Мать... меха принадлежат деспотической матери, восстанавливающей гинекократию». Таким образом, Делёз оставляет мифологическую компоненту в рамках классической греческой мифологии. На самом деле следовало бы разрабатывать более глубокие слои. Артемида - повелительница животных, несомненно. Но на классических изображениях она одета в тунику, а не в меха. И, самое главное, пантеон не допускает вольностей: если бы Захер-Мазох хотел назвать роман «Артемида в мехах», он, скорее всего, так бы и сделал. Но, как видно, богиня любви привлекала его гораздо больше, чем девственная богиня охоты, пусть даже обе они суть ипостаси одного и того же женского божества.

Захер-Мазох эксплуатирует новую, варварскую версию мифа, достаточно обеспеченную варварством Австро-Венгерской империи и доведённую до совершенства варварством славянским. Вот чему следует поучиться у Захер-Мазоха - благодарности к вскормившей, пусть даже не особенно родной по крови, земле. Через чуткость инородцев народы постигают собственную душу. Кормилицей Захер-Мазоха была украинская крестьянка, имя которой немецкоязычные источники передают как Handscha, а габитус описывают как «белокурая Юнона». Как же это перевести назад на украинский? Имя кажется вовсе не славянским, а абстрактно-диким. Мы не знаем собственных корней.

Вот в таких крупицах нам, славянам, нужно искать и постигать свою славянскую мифологию и душу, ибо ныне на территориях, духовно опустошённых понятно чем, от неё практически ничего не осталось. Если и найдётся где-нибудь в глухой деревне древняя бабка зловещего вида, то и она, скорее всего, окажется бывшей комсомолкой, а не настоящей колдуньей. Во времена Захер-Мазоха и славянская магия, и славянское сопротивление христианству в самой неприглядной, уравнительной его ипостаси были вполне ещё живы.

В конечном итоге всё сводится к абсолютной бинарности монотеистических религий: божественное/человеческое, небесное/земное, духовное/телесное, без всяких промежуточных иерархий. Уточним: иерархии имеются и небесные (серафимы, херувимы, престолы и пр.), и земные (разные ступени религиозности, вплоть до святости), но дистанция между небесным и земным преодолима разве что post mortem. Человек может совершенствоваться сам, приобретая всё больше божественных черт, и может научиться видеть их в других - это настолько хорошо забытое старое, что Захер-Мазох практически становится его пророком, прекрасно отдавая себе в этом отчёт.

Беда в том, что одновременно Захер-Мазох был современным человеком: боролся с антисемитизмом и - куда деться от духа времени? - поддерживал суфражисток. Но главная беда в том, что Захер-Мазох и стилистически тоже был современным человеком, то есть писателем XIX века, в котором уже не оставалось игривой барочной порочности XVIII века и ещё не было изящного декаданса XX. Эти книги слишком хорошо написаны и поэтому в наше время могут показаться скучными. Захер-Мазох - плодовитейший и многожанровый писатель, прекрасный стилист, которого привычно сравнивают с Тургеневым, но кто же сегодня читает Тургенева?

За столетие с лишним отношение к Захер-Мазоху в образованных кругах, может, и изменилось, но восприятие названного его именем явления стало ещё более вульгарным. Мех облез, осталась одна шкура, да и та выродилась в резину. Можно было бы предположить, что имеет место ещё один уровневый перехлёст: с Олимпа - в звериное варварство, а из него - в варварство новосветское, к гевеям, к вящей новизне, но почему-то так предполагать не хочется. Какое отношение имеет весьма скучный и однообразный БДСМ-процесс к многотомному и насыщенному собранию сочинений - спросить не у кого. Какое отношение к роскошным дамам в мехах имеют плебейки в резине или, хуже того, обтягивающем чёрно-красном пластике - ответа тоже ждать не приходится. Если бы Захер-Мазох хотел одеть свою Венеру в каучук - у него были для этого, по крайней мере теоретически, все возможности. Значит, не хотел. Никому не приходит в голову задуматься, понравились ли бы Захер-Мазоху процессы, связанные с его именем, но это неизвестно и в отношении более глобальных процессов и персонажей.

Общественное мнение усвоило: мазохизм - безобидное извращение, соответствующие салоны растут как грибы, хорошие домины очень ценятся и пишут, выйдя в тираж, мемуары.



Рассказать друзьям