Левитан свежий ветер волга. Презентация по русскому языку на тему "Сочинение-описание по картине И.И.Левитана "Свежий ветер.Волга"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

В отличие от других работ автора, картина «Свежий ветер. Волга», отличается своей невероятной выразительностью. Но что изображено на картине? И что хотел показать автор? На картине Левитан передает зрителю образ реки Волги и жизнь кипящей на ней. Плывущие по реке пароходы, лодки, баржи... Все это делает картину автора живой, насыщенной и реалистичной.

Но движение происходит не только на воде, но и в воздухе. Ветер над Волгой заставляет передвигаться облака быстрее и быстрее, раздувает парус красного корабля. И, кажется, что ветер с каждой минутой становится сильнее.

От ветра на величественной Волге появляются небольшие волны. У причала стоит большой красный корабль, мимо него проплывает деревянная лодка с людьми. А вдалеке виднеется белый пароход, который, наверное, вот-вот подплывет к причалу. Все на картине наполняется жизнью и движением.

Картина «Свежий ветер. Волга» написана в контрастных тонах. Корабли и лодки, как будто в зеркале отражаются в воде. Местами на волнах виднеется белая пена, поднятая ветром. Где-то на берегу виднеется зелень. А ощущение огромного пространства придает голубое небо, наполненное большим количеством облаков. На картине «Свежий ветер. Волга», автор показывает движение облаков, рисуя их разными по густоте. Так на картине можно увидеть густые, объемные облака и не густые практически прозрачные облака, которые тянуться за ними.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто

    Более 70-ти лет прошло с того страшного часа, когда первые фашистские бомбы упали на мирные города и сёла Советского Союза. Ровно в четыре часа, когда у людей самый сон.

  • Успех – это когда достижение всего того, чего ты хотел становится возможным. Успех это если дело, которое ты долго планировал, очень сильно желал исполнить, становится лёгким.

  • Сочинение Штокман в романе Тихий Дон Шолохова образ и характеристика
  • Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір

  • Сочинение Уважение 9 класс

    Добивайся не услужения, а уважения - так гласит русская, народная поговорка. И ведь если разобраться она зрит в корень. Действительно уважение одно из главных составляющих жизни наших предков

Свежий ветер. Волга (1891—1895)

Ветром, свежим ветром, настойчивым и упрямым, насыщено это прекрасное полотно. Кто знает, не рассеют ли его порывы летучие легкие облака в бескрайне высоком небе, простершемся над столь же бескрайней синевой великой реки или, быть может, нагонят новые облака, которые вскоре закроют от нас ясный солнечный лик и лягут тяжелой мрачной тенью на речной простор? Весело и задорно гуляет ветер на широком раздолье знаменитого левитановского пейзажа, напрягает могучий парус самоходной баржи, прибивает к воде дымы пароходных труб, покрывает хлопотливой рябью величавую стихию еще недавно таких плавно уравновешенных волжских вод. Низко-низко летают над рекой белокрылые чайки...
Свежий ветер! Волга!
Хоть и ветреный, но погожий летний день. Где-то в стороне, за пределами холста, светит солнце, и освещенный им белый парус расписной расшивы торжественно выделяется на голубом фоне неба. Тяжело и едва приметно кренится расшива под ветром, дующим ей в корму. Празднично сверкает над синей водой ее нарядный красный борт, выразительно контрастируя с белизной паруса и встречного пассажирского парохода. Покачивающаяся на зыбкой волне лодчонка с одиноким гребцом подчеркивает истинно былинные размеры медленно движущихся вдоль зеленеющих берегов расшив, тихвинок и белян, чьи огромные рули красноречиво свидетельствуют о сметке наших далеких предков, ладивших дело на века. Композиция картины как бы вовлекает нас в ее бодрую, жизнерадостную атмосферу, словно свежий волжский ветер и впрямь дует нам в затылок, чтобы, обдав своим трепетным дыханием, умчаться вперед, в картину, в ее беспредельную, неуловимую даль, в ее ликующую красоту.
Было время, когда в работах, посвященных творчеству замечательного поэта русской природы Левитана, на все лады варьировались все одни и те же слова, будто бы способные истолковать сокровенную сущность его пейзажей: «тихая грусть» … «задумчивая печаль»… «щемящая сердце тоска»... «высокая скорбь»... Кое-кто считал, что тяжелое детство и необеспеченная юность наложили свой явственный отпечаток на все последующее творчество художника; другие видели в пресловутом левитановском пессимизме отражение мрачных условий общественной жизни в годы политической реакции; третьи искали ключ к пониманию полотен Левитана в особенностях болезненной психики художника, в его меланхолическом душевном складе. Можно было бы оспаривать эти утверждения или соглашаться с ними, но лишь при одном непременном условии: если бы наследие великого русского пейзажиста в самом деле укладывалось в эту характеристику, если бы названные нами определения действительно исчерпывали все огромное эмоциональное богатство его творчества, в котором так часто, так отчетливо и так выразительно звучит бодрая, жизнеутверждающая мажорная нота.
Левитан был влюблен в русскую природу, и это восторженное преклонение художника-реалиста перед объективной красотой окружающего мира заключало в себе волшебное целительное свойство, дававшее ему силу превозмогать и душевную депрессию и приступы тоски, порождаемые тяжелой болезнью сердца, трудностями житейской борьбы, тягостной общественной атмосферой. Ведь даже те его произведения, в которых преобладает элегическое начало, полны высокого и светлого чувства: в природе Левитан всегда находил высшее разрешение тяготивших его мрачных раздумий, залог конечного торжества добрых и светлых сил, красоты жизни над давящим ощущением тоски и безнадежности.
Четыре раза побывал Левитан на Волге. Издавна влекла его к себе легендарная русская река, и еще задолго до первой поездки ее образ, прославленный в народных песнях, манил его воображение. «Я, — писал он Чехову,— ждал Волги, как источника сильных художественных впечатлений». И что же? Левитана постигло тяжкое разочарование. То ли ненастное, холодное лето скрыло за серой сеткой упрямых дождей торжественные просторы волжских неоглядных далей, то ли сам художник внутренне не был подготовлен к восприятию и выражению еще не постигнутой им натуры, то ли его душевное состояние не находило в волжском пейзаже созвучных отзвуков и «контактов». Так или иначе но, приехав на Волгу, Левитан испытал чувство горечи и досады. Вот характерный отрывок из того же письма Чехову:
«Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый... сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть... Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и... не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может... Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»
Шли дни, долгие, томительные дни... И вдруг древняя и вечная Волга, вся преображенная, неожиданно раскинулась перед Левитаном под высоким шатром бездонного неба, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни чахлых кустарников, ни обрывов, подобных лишаям, ничего не было видно. Громадное водное пространство, «которое просто убить может», предстало Левитану во всем неисчерпаемом богатстве своих неповторимых художественных мотивов, в тончайших и изысканнейших вариациях отныне навсегда знаменитой волжской «левитановской» гаммы. Волга «одолела» Левитана, и Левитан «одолел» Волгу.
Певец среднерусской, преимущественно подмосковной, природы стал певцом великой русской реки, и его волжские пейзажи, запечатлевшие то в интимно-лирических, то в эпически монументальных образах бесконечно изменчивый, но неизменно прекрасный державный облик царицы русских рек, навсегда слились в нашем восприятии с тем реальным обликом Волги, который издавна жил и живет в народном воображении.
...В туманном мареве заката величественно и лениво простирает Волга под нами свои тихие воды, словно отдыхая в этот чарующий торжественный вечерний час («Вечер. Золотой плес»)... Скоро ночь. Тихо плещет река о низкий луговой берег, в сонном покое недвижных на стрежне вод отраженно светится послезакатное высокое небо («Вечер на Волге»). Только сейчас перестал лить дождь и, хотя день еще дышит ненастьем, сквозь относимые ветром серые облака и нависшие над рекой свинцово-холодные тучи нет-нет да и пробивается желтоватый отсвет еще невидимого неба («После дождя. Плес»). Ушло солнце за горизонт, и его прощальные лучи освещают напоследок беленые стены дальнего монастыря, с колокольни которого разносится умиротворяющий благовест вечерней службы («Вечерний звон»). И, наконец, светлый и сверкающий заключительный аккорд всего волжского цикла—«Свежий ветер. Волга»!..
— На твоих картинах даже появилась улыбка, — удовлетворенно заметил Левитану Антон Павлович Чехов, чутко уловивший в творчестве своего друга новую звонкую ноту.
Давно уже опровергнуто ни на чем не основанное, ошибочное суждение, будто картины Левитана писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как бог на душу положит и как подскажет ему мгновенный порыв прихотливого вдохновения. Каждое полотно Левитана, это — пейзаж-картина, не вид списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Чуть ли не пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла, начатую через год после его четвертой и последней поездки на Волгу, и только в 1896 году решился показать ее публике на XXIV выставке Товарищества передвижников. Это ли не добровольно принятый на себя творческий искус, не наивысший предел обострения чувства ответственности художника за свой труд перед самим собой, перед зрителям и прежде всего перед Волгой, такой удивительно прекрасной в этот навсегда запечатлевшийся в памяти насыщенный свежим ветром погожий летний день...
Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик А. К. Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, «создал русский пейзаж». Саврасов, — писал Левитан в некрологе любимому учителю, — в отличие от своих предшественников избирал «уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В этих словах Левитана явственно слышится открытое признание собственной художественной родословной, преднамеренное и сознательное подчеркивание исходных позиций своего личного творческого пути.
Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов. Его творчество, пронизанное чувством безграничной любви к родной природе, к ее национальной красоте и поэтическому своеобразию, развивалось в русле передовых демократических традиций нашего искусства, и даже рафинированные буржуазные эстеты вынуждены были признать, что хотя в пейзажах Левитана и нет фигур, но все же «невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».
Полнотой жизни, широким и бодрым песенным привольем, своим воистину героическим размахом, в котором не приметить ни одного нарочитого внешнего эффекта, ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». И как же не согласиться нам с М. В. Нестеровым, сверстником, соучеником и другом Левитана, четко определившим историческое место этого замечательного полотна:
«Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
А ведь Волга — это Россия...

Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом нашла свое отражение в полотне мастера «пейзажа настроения» И.Левитана.

Картина вышла из-под пера автора в далеком 1895 году. Левитану, благодаря великому дару и мастерству, удалось объединить и передать сочетание двух стихий ветра и воды. Всю завораживающую красоту и своеобразный нрав великой реки, которая носит название Волга.

Основную часть картины занимает великая Волга, прохладная вода которой колеблется под действием ветра, переливаясь и играя на солнце.

Безграничную синеву неба отделяют плывущие пушистые облака, имеющие разнообразнейшую форму. Они будят в сознании бесчисленное количество образов, будоража воображение.

Подчеркивают величь реки, красиво выделяющиеся силуэты пароходов, парусных кораблей и барж.

Усиливающийся свежий ветер поднимает и без того строптивые волны реки, которые колышут одинокую небольшую лодку с гребцом.

Веселый, смелый ветер, который смог передать художник, предает картине жизни, движения, энергии. Свежий ветерок, прямо ощущается, при просмотре полотна. Создается ощущение, что этот ветер, выгоняет из сознания все отрицательные эмоции и пытается наполнить сознание яркими, чистыми ощущениями, эмоциями.

Картина «Свежий ветер. Волга» - считается первым пейзажем И. Левитана, написанном в движении, а не в состоянии покоя. Ценители творчества и искусствоведы современности утверждают, что написание данного полотна далось автору нелегко. Замысел написать данное полотно Левитан вынашивал еще в 1890 году. Работа над картиной длилась целых пять лет и требовала больших усилий в поиске цветовых сочетаний. Как итог получился емкий и выразительный шедевр живописи. Впервые картина была выставлена в 1896 году на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Сегодня картина «Свежий ветер. Волга» является частью собраний Государственной Третьяковской галереи.

Описание настроения картины Свежий ветер. Волга


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс

    На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс

    Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс

    В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

  • Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского

    Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной

  • Сочинение по картине Царевна-несмеяна Васнецова

    Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

урок русского языка Подготовка к сочинению- описанию по картине И.И.Левитана «Свежий ветер. Волга» подготовила: учитель русского языка и литературы Исмагилова Э.Р. МБОУ «Кугушевская ООШ ЗМР РТ» http://linda6035.ucoz.ru/

2 слайд

Описание слайда:

Слово о художнике Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Ковенской губернии /ныне Литва/ в образованной, интеллигентной семье. Небогатая семья была большая /4 детей/. Вскоре семья Левитана переезжает в Москву. Скоропостижно скончалась мать Исаака, вскоре умирает и отец. В тринадцать лет Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у Саврасова и Поленова. Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. Он - великий русский пейзажист, который открыл для современников скромную красоту русской природы. У художника была особая, до слез, любовь к природе. http://linda6035.ucoz.ru/

3 слайд

Описание слайда:

Слово о художнике В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Художник преподает в Московском училище живописи, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене. Но вскоре здоровье Левитана резко ухуд-шается. Возникли проблемы с сердцем, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался. Левитан прожил всего сорок лет. Тем не менее в живописи он создал свой собственный стиль русского пейзажа, по справедливости названный левитановским. http://linda6035.ucoz.ru/

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Слово о художнике «Волжский период» Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотна. Правда, Левитан написал несколько «весенних работ»,но эта весна была похоже на осень. Впервые свет и блеск появились в его волжских работах. Об этом ещё и Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка» Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны. Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен «Вечер на Волге», «После дождя. Плес» и др. http://linda6035.ucoz.ru/

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Анализ картины 1. Что вы можете сказать об этой картине? 2. Обратите внимание на каждую деталь, изображенной на картине. 3. Какая вода, какое небо изображено? 4. Что видите слева, справа, на заднем плане? 5. Художник смог показать на одной картине разные суда. Назовите их. 6. Скажите, на основе чего можно сделать вывод о том, что на Волге свежий ветер? 7. Какое впечатление на вас произвела картина? Картиной «Свежий ветер.Волга» Левитан сказал новое слово в русской пейзажной живописи. В ней пейзаж не в состоянии покоя, а в движении. http://linda6035.ucoz.ru/

8 слайд

Описание слайда:

Словарно-стилистическая работа I. Художник – автор картины, живописец, мастер кисти. Картина – полотно, холст, произведение. Изобразил – описал, показал, нарисовал, передал. II. Облака белеют на небе (как дым). Белый пароход плывёт (словно лебедь). Чайки летят над водой (как будто снежинки). Вода блестит (словно серебро). http://linda6035.ucoz.ru/

9 слайд

Описание слайда:

Устный рассказ по плану сочинения План сочинения. 1. Общие сведения о художнике И.И. Левитане и тематике его картин. 2. Общая характеристика картины (тема, время года, какие цвета преобладают) 3. Описание деталей (судов разного вида, волжской воды, неба, берега) 4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит. Исаак Левитан написал свою картину под названием «Свежий ветер. Волга» в 1895 году. Картина очень богата на содержание, имеет выразительные тона и даже нарядность. Художник предоставляет взору зрителя образ полноводной реки в России, на которой не угасает жизнь. Цветовая гамма довольно контрастная и выполнена в холодных тонах, в основном голубого цвета вода отлично переливается с зеленым цветом берегов. Небо тоже наполнено голубым цветом всех оттенков, а благодаря облакам, появляется ощущение большого пространства. http://linda6035.ucoz.ru/

10 слайд

Описание слайда:

Примерный рассказ по картине И.И. Левитан - замечательный русский художник, который написал много удивительных по красоте картин природы. Он был настоящим мастером кисти. Любая из его работ - настоящий шедевр. Одна из них - ""Свежий ветер. Волга"". На картине И.Левитана ""Свежий ветер. Волга"" изображен погожий летний день на берегу реки Волги. Светит солнце. Небо синее-синее. А по небу плывут пушистые белые облака. Смотришь на картину и ощущаешь, как свежий ветер подгоняет облака вперед. Возникает чувство свободы и полета. Высокое синее небо отражается в воде сине-серебристыми бликами, и от этого вода становится насыщено синей. На первом плане полотна художника мы видим лодку, а в ней рыбака, который, наверно, возвращается с рыбалки. Вокруг него кружат чайки. Птицы летают низко, у воды, охотятся за рыбой. У причала стоят старинные корабли. Тяжело идёт, вспенивая воду, буксирный пароход и тянет за собой огромные барки. На одной из них поднят парус, и кажется, что вот-вот отправится в путь. Плавно идут красавицы- «расшивы» , украшенные народным орнаментом. Слева изображен белый пароход. Он,словно лебедь, плывёт. На заднем плане почти по линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса и поля. В картине преобладают жизнерадостные, светлые тона, она вся пронизана светом и воздухом. Смотришь на картину и становится легче дышать. Свежий ветер, пронесшийся над Волгой, словно вдохнул в нее новые силы. Кажется, что сядешь сейчас в корабль и поплывешь по широкой Волге.Картина Левитана, овеянная дыханием волжского ветра, вызывает радостные чувства и погружает нас в мир прекрасного. http://linda6035.ucoz.ru/

Холст, масло. 72x123 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ветром, свежим ветром, настойчивым и упрямым, насыщено это прекрасное полотно. Кто знает, не рассеют ли его порывы летучие легкие облака в бескрайне высоком небе, простершемся над столь же бескрайней синевой великой реки или, быть может, нагонят новые облака, которые вскоре закроют от нас ясный солнечный лик и лягут тяжелой мрачной тенью на речной простор? Весело и задорно гуляет ветер на широком раздолье знаменитого левитановского пейзажа, напрягает могучий парус самоходной баржи, прибивает к воде дымы пароходных труб, покрывает хлопотливой рябью величавую стихию еще недавно таких плавно уравновешенных волжских вод. Низко-низко летают над рекой белокрылые чайки...
Свежий ветер! Волга!

Хоть и ветреный, но погожий летний день. Где-то в стороне, за пределами холста, светит солнце, и освещенный им белый парус расписной расшивы торжественно выделяется на голубом фоне неба. Тяжело и едва приметно кренится расшива под ветром, дующим ей в корму. Празднично сверкает над синей водой ее нарядный красный борт, выразительно контрастируя с белизной паруса и встречного пассажирского парохода. Покачивающаяся на зыбкой волне лодчонка с одиноким гребцом подчеркивает истинно былинные размеры медленно движущихся вдоль зеленеющих берегов расшив, тихвинок и белян, чьи огромные рули красноречиво свидетельствуют о сметке наших далеких предков, ладивших дело на века. Композиция картины как бы вовлекает нас в ее бодрую, жизнерадостную атмосферу, словно свежий волжский ветер и впрямь дует нам в затылок, чтобы, обдав своим трепетным дыханием, умчаться вперед, в картину, в ее беспредельную, неуловимую даль, в ее ликующую красоту.

Было время, когда в работах, посвященных творчеству замечательного поэта русской природы Левитана, на все лады варьировались все одни и те же слова, будто бы способные истолковать сокровенную сущность его пейзажей: «тихая грусть» … «задумчивая печаль»… «щемящая сердце тоска»... «высокая скорбь»... Кое-кто считал, что тяжелое детство и необеспеченная юность наложили свой явственный отпечаток на все последующее творчество художника; другие видели в пресловутом левитановском пессимизме отражение мрачных условий общественной жизни в годы политической реакции; третьи искали ключ к пониманию полотен Левитана в особенностях болезненной психики художника, в его меланхолическом душевном складе. Можно было бы оспаривать эти утверждения или соглашаться с ними, но лишь при одном непременном условии: если бы наследие великого русского пейзажиста в самом деле укладывалось в эту характеристику, если бы названные нами определения действительно исчерпывали все огромное эмоциональное богатство его творчества, в котором так часто, так отчетливо и так выразительно звучит бодрая, жизнеутверждающая мажорная нота.

Левитан был влюблен в русскую природу, и это восторженное преклонение художника-реалиста перед объективной красотой окружающего мира заключало в себе волшебное целительное свойство, дававшее ему силу превозмогать и душевную депрессию и приступы тоски, порождаемые тяжелой болезнью сердца, трудностями житейской борьбы, тягостной общественной атмосферой. Ведь даже те его произведения, в которых преобладает элегическое начало, полны высокого и светлого чувства: в природе Левитан всегда находил высшее разрешение тяготивших его мрачных раздумий, залог конечного торжества добрых и светлых сил, красоты жизни над давящим ощущением тоски и безнадежности.

Четыре раза побывал Левитан на Волге. Издавна влекла его к себе легендарная русская река, и еще задолго до первой поездки ее образ, прославленный в народных песнях, манил его воображение. «Я, – писал он Чехову,– ждал Волги, как источника сильных художественных впечатлений». И что же? Левитана постигло тяжкое разочарование. То ли ненастное, холодное лето скрыло за серой сеткой упрямых дождей торжественные просторы волжских неоглядных далей, то ли сам художник внутренне не был подготовлен к восприятию и выражению еще не постигнутой им натуры, то ли его душевное состояние не находило в волжском пейзаже созвучных отзвуков и «контактов». Так или иначе но, приехав на Волгу, Левитан испытал чувство горечи и досады. Вот характерный отрывок из того же письма Чехову:
«Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый... сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть... Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и... не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может... Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»

Шли дни, долгие, томительные дни... И вдруг древняя и вечная Волга, вся преображенная, неожиданно раскинулась перед Левитаном под высоким шатром бездонного неба, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни чахлых кустарников, ни обрывов, подобных лишаям, ничего не было видно. Громадное водное пространство, «которое просто убить может», предстало Левитану во всем неисчерпаемом богатстве своих неповторимых художественных мотивов, в тончайших и изысканнейших вариациях отныне навсегда знаменитой волжской «левитановской» гаммы. Волга «одолела» Левитана, и Левитан «одолел» Волгу.

Певец среднерусской, преимущественно подмосковной, природы стал певцом великой русской реки, и его волжские пейзажи, запечатлевшие то в интимно-лирических, то в эпически монументальных образах бесконечно изменчивый, но неизменно прекрасный державный облик царицы русских рек, навсегда слились в нашем восприятии с тем реальным обликом Волги, который издавна жил и живет в народном воображении.

В туманном мареве заката величественно и лениво простирает Волга под нами свои тихие воды, словно отдыхая в этот чарующий торжественный вечерний час («Вечер. Золотой плес»)... Скоро ночь. Тихо плещет река о низкий луговой берег, в сонном покое недвижных на стрежне вод отраженно светится послезакатное высокое небо («Вечер на Волге»). Только сейчас перестал лить дождь и, хотя день еще дышит ненастьем, сквозь относимые ветром серые облака и нависшие над рекой свинцово-холодные тучи нет-нет да и пробивается желтоватый отсвет еще невидимого неба («После дождя. Плес»). Ушло солнце за горизонт, и его прощальные лучи освещают напоследок беленые стены дальнего монастыря, с колокольни которого разносится умиротворяющий благовест вечерней службы («Вечерний звон»). И, наконец, светлый и сверкающий заключительный аккорд всего волжского цикла-«Свежий ветер. Волга»!..
– На твоих картинах даже появилась улыбка, – удовлетворенно заметил Левитану Антон Павлович Чехов, чутко уловивший в творчестве своего друга новую звонкую ноту.

Давно уже опровергнуто ни на чем не основанное, ошибочное суждение, будто картины Левитана писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как бог на душу положит и как подскажет ему мгновенный порыв прихотливого вдохновения. Каждое полотно Левитана, это – пейзаж-картина, не вид списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Чуть ли не пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла, начатую через год после его четвертой и последней поездки на Волгу, и только в 1896 году решился показать ее публике на XXIV выставке Товарищества передвижников. Это ли не добровольно принятый на себя творческий искус, не наивысший предел обострения чувства ответственности художника за свой труд перед самим собой, перед зрителям и прежде всего перед Волгой, такой удивительно прекрасной в этот навсегда запечатлевшийся в памяти насыщенный свежим ветром погожий летний день...

Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик А. К. Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, «создал русский пейзаж». Саврасов, – писал Левитан в некрологе любимому учителю, – в отличие от своих предшественников избирал «уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В этих словах Левитана явственно слышится открытое признание собственной художественной родословной, преднамеренное и сознательное подчеркивание исходных позиций своего личного творческого пути.

Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов. Его творчество, пронизанное чувством безграничной любви к родной природе, к ее национальной красоте и поэтическому своеобразию, развивалось в русле передовых демократических традиций нашего искусства, и даже рафинированные буржуазные эстеты вынуждены были признать, что хотя в пейзажах Левитана и нет фигур, но все же «невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».

Полнотой жизни, широким и бодрым песенным привольем, своим воистину героическим размахом, в котором не приметить ни одного нарочитого внешнего эффекта, ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». И как же не согласиться нам с М. В. Нестеровым, сверстником, соучеником и другом Левитана, четко определившим историческое место этого замечательного полотна:
«Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
А ведь Волга – это Россия...



Рассказать друзьям