«Любящему Бога всё во благо.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иеромонах Роман Матюшин — значимая фигура как для православной церкви в России, так и для отечественной поэзии в целом, член Союза писателей.

Он также является замечательным исполнителем, и тем временем, когда батюшка в силу возраста не смог и дальше представлять публике собственные сочинения, за него этим стали заниматься популярные исполнители российской эстрады (Сергей Безруков, Елена Ваенга), а знаменитый писатель, один из самых выдающихся представителей деревенской прозы В. Распутин однажды признался, что сочинения иеромонаха Романа Матюшина его сильно поразили.

Биография батюшки Романа Матюшина

Будущий батюшка появился на свет холодным ноябрьским днем, 16 числа 1954 года. Колыбелью его стало село Рябчёвск Трубчевского района в Брянске. Маленький Александр Иванович (мирское имя монаха) был сыном педагога, преподающей естественные науки — Зои Николаевны и участника Второй мировой войны Ивана Константиновича. Помимо мальчика у Матюшиных было ещё двое детей — Тамара и Света.

Мать Сашеньки была истинно верующим человеком. Она тайно вынимала иконы из чемодана под кроватью, давала своим детям приложиться к ним и убирала обратно — в неспокойные послевоенные времена по-другому было нельзя. Маленькому сыну она читала Евангелие. Когда дети немного подросли, Зоя Николаевна, её сестра и малыши отправились в Брянск — принимать Святое Крещение. Ещё на этом этапе своей жизни Саша задумался о монашестве.

Александр Матюшин всегда был близок к литературе и творчеству, но жизнь заставила его пройти через множественные испытания, прежде чем она допустила творца к любимому ремеслу. После поступления на факультет филологии государственного университета в Калмыкии и его окончания, Саша работал на заводе, производящем силикатные материалы, грузчиком на пилораме, плотником.

Следующие профессии батюшки были иными, они словно бы вели будущего иеромонаха к его истинному предназначению. Александр Иванович устроился учителем музыки в школу, художественным руководителем во Дворце культуры. Тем не менее, даже работая в тяжелых условиях лесозаготовок он не смог отказаться от данного свыше дара и занимался творчеством — писал лирику, прозу, песни.

В 1980 году Александр твердо решил преподнести свою жизнь служению Богу и отправился на поступление в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а через три года был пострижен в монахи уже в Псково-Печерском монастыре, взяв на себя честь носить имя Роман (в честь греческого святого Романа Сладкопевца). После двух лет неустанной службы получил сан иеромонаха.

Творчество – духовные стихи и песни

Александр начал писать поэзию ещё в лучшие годы своей молодости, и она даже тогда выделялась поэтической грамотностью и музыкальностью.

До 80-х годов двадцатого столетия творец являлся приверженцем есенинской лирики, но позже всё изменилось — он занялся написанием более одухотворенных стихов, больше подходящих его положению. Священнослужитель достиг внушительных высот на литературном поприще — он является носителем множества наград и держателем бесконечного количества премий.

В начале 90-х годов священнослужитель выпускает сборники лирики «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» после получения на то разрешения от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Стихотворения оказались настолько красивыми, что их стали накладывать на музыку и исполнять знаменитейшие певцы отечественной эстрады, в числе которых особняком стоит удивительный Кубанский казачий хор.

Для этой цели некоторые знаменитости (например, Сергей Безруков) посещали скит монаха чтобы получить его личное позволение. Тем не менее, одной из удивительных особенностей затворника является то, что он не признает авторских прав.

Одним из самых крупных творений Романа является книга «Там моя Сербия» , повествующая о поездке отшельника в охваченную войной страну в 1999 году и описывающая впечатления от увиденного там. Интересное произведение, которое обличает пороки власти и человеческие страдания, не должно оставаться без внимания ни в Сербии, о которой ведется повествование, ни в России.

Где живет и служит

Священник Роман Матюшин служил для прихожан в поселке Кярово города Каменец, а с началом функционирования Киево-Печерской лавры — в ней.

С 1994 года батюшка был благословлен на жизнь и службу в ските Ветрово, где и уединился от всех в 2003 году.

Заключение

Без таких священнослужителей, коим является герой этой статьи, без таких праведников, как говорится, не стоит село. В словах этого человека всегда была (и есть) одна только правда, одно лишь желание сделать этому миру лучше, привести людей к главной победе — победе над собой и духовной чистоте и красоте.

В своих интервью он всегда говорит, что православие — это не цель, а цель — это Бог, и он в этом, конечно, прав. Роман Матюшин-Правдин (так поэт стал подписываться с 2015 года) — человек, жизнь которого предоставлена не только Богу, но и людям, для которых он несет в этот мир красоту и благодать.

Недавно в газете «Вера» была опубликована подборка стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), посвящённых празднику Рождества. () За прошедшее время у отца Романа вышли три сборника стихотворений – «Надмiрный Путь», «Единственная Радость» и «Лазурь святая», готовится к изданию книга его прозы и книга для детей «Святорусье». Наш давний автор Ольга НАДПОРОЖСКАЯ, с благословения отца Романа на публикацию в газете «Вера», передала его новые произведения.

Недавно в газете «Вера» была опубликована подборка стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), посвящённых празднику Рождества. («Вера» № 771, первый выпуск 2017 г.) За прошедшее время у отца Романа вышли три сборника стихотворений – «Надмiрный Путь», «Единственная Радость» и «Лазурь святая», готовится к изданию книга его прозы и книга для детей «Святорусье». Наш давний автор Ольга НАДПОРОЖСКАЯ, с благословения отца Романа на публикацию в газете «Вера», передала его новые произведения.

«Однажды я показала иеромонаху Роману свою книгу “Три святителя”, написанную для детей, – вспоминает она. – Отец Роман, перелистывая её, остановился на одной из страниц и спросил:

– Кто это? Неужели Иоанн Златоуст?

– Нет, это святитель Григорий Богослов.

– Больше похож на Степана Разина… Очень уж телесные святители в этой книге. Слишком много плоти… А это ещё кто такие?

На картинке был изображён мальчик в светлой тунике, а возле него – две девушки в белых одеяниях, с лицами, полузакрытыми покрывалами.

– Это эпизод из жития святителя Григория, помните? Когда он ещё был отроком, ему явились во сне две девы – Чистота и Целомудрие. Они пообещали, что унесут его высоко-высоко и поставят перед престолом бессмертной Троицы.

– Мне ведь тоже однажды приснились три девы, – сказал отец Роман, помолчав. – Куда-то далеко в луга повели меня, водили со мной хороводы… Проснулся таким счастливым!»

О своём творчестве отец Роман говорит:

«После ночной службы кладу на стол Библию и церковнославянский словарь, призываю Духа Святаго, молюсь: “Господи, дай мне сказать то, что полезно людям. То, что не повредит ни им, ни мне в первую очередь”. Потом крещу келью на все четыре стороны, чтобы никакая муза ко мне не слетела, никакой пегас не прискакал… Пегас и муза не одного за собой увели – и пропал, заблудился человек…

Тот, кто рвётся к славе и привык к аплодисментам, рушит себя как личность. Помните, священник возглашает на литургии: “Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу”. Всякая слава, честь и поклонение только Богу!

Роберт Рождественский незадолго до смерти написал:

Из того, что довелось мне сделать,
Выдохнуть случайно довелось,
может, наберётся строчек десять…
Хорошо бы,если б набралось.

И за эти строчки ему многое можно простить!

…Слово просто так не пропадает. Есть такие слова: “Всё исходящее от нас на нас вернётся”. Если мы помним об этом, мы просто обязаны себя пожалеть и постараться, чтобы от нашего сердца шло высокое, чистое».

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Ныне покойный митрополит Псковский и Порховский Иоанн, несмотря на преклонные годы и болезнь ног, всегда вставал, когда к нему входил кто-то из священников, и всегда благословлял только стоя. Он был милостивым отцом для нас. Его почитал старец Николай. Однажды я оказался свидетелем их встречи. Был я тогда ещё иноком. Стоял и внимал словам митрополита-старца. И вдруг раздался стук, открылась дверь – зашёл отец Николай. Митрополит встал. Не глядя на него, старец прошёл мимо, положил два земных поклона иконе Богородицы, приложился.

– Это прозорливый старец, – сказал митрополит, – подойди к нему под благословение.

Я подошёл. Старец благословил.

– Вот скоро буду рукополагать, – продолжил митрополит.

– Бог благословит, Бог благословит! – отец Николай перекрестил меня, подошёл к митрополиту и положил ему земной поклон. И я залюбовался обоими. Оба показали высоту своей жизни. Митрополит стоянием на больных ногах оказывал уважение старенькому протоиерею. Старец, пройдя мимо архиерея, показал, что Небесное превыше всего, с поклонами приложился к иконе Богородицы и только потом земно, в ноги, поклонился митрополиту.

«Вот как надо!» – подумал инок, ранее довольствовавшийся поясным поклоном перед митрополитом. С той поры, уже став иеромонахом, так же и я входил к митрополиту. Правда, сострадая стоящему на больных ногах и дабы не показаться дерзким (и в то же время избегая показного благоговения), быстро делал два земных поклона иконе Богородицы и третий – митрополиту.

– Лёгок на поклоны, – улыбкой одобрял он мои кувыркания, – мне уж так не сделать.

Упокой, Господи, покоившего и прости прощавшего!

Как только Киево-Печерскую лавру вернули Церкви, я приехал туда. До сих пор очень тепло вспоминаю прихожан и братию. Но не всё душа приняла. Помню приезд Киевского, не преклонных лет митрополита в Лавру. Все забегали-засуетились, промчались туда-сюда иподиаконы. Наконец явился святитель. Приложился к престолу, сел в кресло. Опустив головы, братия поплыла брать благословение. Благословлял он сидя, как открещивался, выставляя для поцелуев руку. (Сразу вспомнился стоящий на больных ногах престарелый иерарх Церкви митрополит Иоанн.) Благословились – и рассыпались партизанами кто куда. Иногда святитель подзывал к себе одного или другого игумена. Те подходили, становились на колени и внимали.

Хорошо, если внешние знаки продиктованы любовью и уважением, но… впрочем, опущу свои невесёлые размышления. И вот мановением святительского пальца был позван к креслу и аз. Подошёл, склонил голову.

– Вы очень гордый! – недовольно заметил митрополит всея Украины.

– Да, Ваше Высокопреосвященство, я знаю об этом. Прошу ваших святых молитв.

– Идите! – так же недовольно молвил архипастырь.

Иеромонах поклонился и, думая про себя, что лучше ходить в гордецах, чем в холуях, отправился восвояси. А нелюбимая в других гордыня привела обличителя иеромонаха в свои бездны – раскол и лжепатриаршество.

Будущее

Не только в нашей стороне –
Повсюду было изначально:
И прошлое всегда в огне,
И настоящее печально.

Что впереди? Цветущий сад
Иль пепелище вместо дома?
Да был ли зрелым виноград,
Когда во рту одна оскома?

Чего от будущего ждать,
Коль имя попрано Христово?
И всадников не удержать,
И ангелы трубить готовы.

5 января 2017 г.,
скит Ветрово

Стоим возле старца. Вразумляя, батюшка легонько хлопнул по лбу приезжую.

– Батюшка! Меня ударьте! – выдвинулась вперёд её подруга.

– Да? – оживился отец Николай. Собрал старческие силы и… как ахнул желающую! Голова её дёрнулась, на глазах выступили невольные слёзы.

– Больно? – посочувствовал батюшка. И разочарованно: – Так вы ж сами просили!

(Не выпрашивай то, что потом не сможешь понести.)

Пошли с матушками по грибы. Разбрелись. Почему-то вспомнилось, как один старец, собирая с чадами эти дары леса, помолился: «Господи, пошли тринадцать боровичков, в честь Тебя и апостолов, ради чад, утешь их малым». И вот смотрят: на поляне двенадцать боровиков, а над ними – тринадцатый.

Нет, думаю, то старец, а ты… Отогнал тщеславный помысл, спустился в лощинку – и семья боровиков! Один другого краше! Дерзнул пересчитать – девять. И неудивительно: знай своё место. Позвал матушек. Подошли – радуются как дети. И вдруг: «Батюшка, ещё четыре!»

Всё правильно: не ради нас подаётся.

В бору

Среди дерев – не средь людей,
Заходишь в лес, как в Божий дом.
Ни разговоров, ни вестей
И думы только о святом.

Во всём высокая волна,
Дух от земного отрешён.
Шумит о вечности сосна,
Душа поёт: ей хорошо.

Приют молитвы вековой…
Плывут в лазури облака.
Водой небесною, живой
Кропит погода грибника.

И никого на свете нет –
Одна душа да горний Свет.

12 ноября 2017 г.,
скит Ветрово

Храм, где служит отец Роман

Будучи иноком, не уклонялся от общения. Говорил со всеми, пытаясь обратить к вере всех и вся.

– Что ты! – возмутился знакомый иеромонах. – Пока за тобой не пробегут два километра, пока не покажут, что это им в самом деле нужно, нечего «благовествовать»!

Трудно было согласиться, но жизнь показала его правоту.

Уже иеромонахом еду из Печор. Сидящая рядом женщина что-то спросила. Ответил. Снова спросила. Снова ответил. Завязалась живая беседа о вере, о назначении человека – о едином на потребу.

– Прошу прощения, – обратился к ней в Пскове при выходе, – много говорил, не подумайте, что все монахи такие.

– Что вы! – улыбаясь, ответила благодарная слушательница. – Мы так хорошо убили время!

А я-то – о вечности! А я-то – о Боге!

Еду на дальний приход. Молоденькая попутчица спросила о крещении. Ответил.

– А правда, что есть вечность, что будет Страшный Суд?

– Вы читали воспоминания тех, кто пережил клиническую смерть?

Отрицательно качнула головой. Пришлось что-то рассказывать. Первое время девушка очень внимательно слушала, кивала и вдруг… раскрыла сумочку и начала подкрашивать ресницы и губы. Кто её знает, может, и на Страшном Суде хочет быть неотразимой? Взял чётки и замолчал: не человеку воскрешать из мёртвых.

И вот уже, учёный-переучёный, еду в поезде.

– Святой отец, можно задать один вопрос?

– Один? Хорошо, давайте один, – ответил скучавшему мужчине.

– Сколько вам лет?..

Давно как-то в монастыре задал и я такой вопрос благоговейному иеродиакону. «Прости, брат, это не монашеский вопрос», – ласково, но твёрдо вразумил иеродиакон инока. До сих пор благодарен о. N за то, что он не проявил человекоугодия. Но вернёмся в поезд.

– Вы могли задать один вопрос. Ну что изменится для вас, если узнаете мой возраст? Мы же больше никогда не увидимся. Неужели больше не о чём спросить?

– А почему вы не хотите мне ответить?

– А это уже второй вопрос, – ответил учёный-переучёный.

Загрустил попутчик, потерял развлекателя: с духовным говори о духовном, с внешним – о житейском.

Два пути

Что избираем, то и воздаёт.
К чему винить превратности судьбы,
Коль путник обязательно придёт
Туда, куда направлены стопы?

Идущим в пропасть оправданья нет,
Закон извечный разумеет всяк:
Свет просвещает возлюбивших Свет,
Мрак поглощает возлюбивших мрак.

4 мая 2017 г.,
скит Ветрово

Известный поэт написал много жизнеутверждающих песен. Время было безбожное, посещал ли он храмы – не знаю. Вряд ли он прожил без скорбей, но они не отражались на его творчестве. Но вот скончалась жена – и земля начала уходить из-под ног, жизнь потеряла смысл. И самое дорогое, что у него осталось на этой холодной земле, – посаженное ею дерево. И никто не ждёт его:

Только клён, только клён, да и тот,
Между прочим, уже осыпается.

До чего щемящие строки! Как же одиноко и обречённо он жил! Какая безысходная тоска у живущего прошлым и ничего не ожидающего от будущего!

Сирота человек без Бога!

Суды людские топят без вины,
Как малыши игрушечный кораблик.
Хоть яблоня и не стройней сосны,
Но кто желает шишек, а не яблок?

Природа учит здраво рассуждать.
Взгляни вокруг – премудростью повеет.
Что согревает, не должно питать,
И что питает, не всегда нас греет.

Мы все пришли на землю в первый раз.
Затем ли, чтоб блуждать по бездорожью?
Коль всё не так – причина только в нас:
Кто виноват, что мы слепы? на Божье?

22–25 сентября 2017 г.,
Брянск – Петриков

Страна берёз

Не миновать войны и гроз,
Пока живём единым хлебом .
Мне по душе страна берёз:
Вон как берёзы рвутся к небу!

Земная ширь им ни к чему,
Растут одной семьёю дружной,
Избрали свет, и потому
Им воевать совсем не нужно.

Ненастье не всегда в былом,
От лиха никуда не деться,
Но самый страшный бурелом
Не обломал вершины в детстве.

Вовсю стремятся к высоте,
Являя истину простую:
Что никогда не тесно тем,
Кто возлюбил лазурь святую.

Но почему лазурь свята?
И шлёт земле благословенье?
Где высота – там чистота,
Где чистота – там освященье.

15–16 января 2017 г.,
скит Ветрово

Роза

Безмолвно роза говорит:
Не всё добро, что око просит.
И запах мил, и нежен вид,
Одна беда – не плодоносит.

Что? красота живых цветов,
Когда приходит лихолетье?
Не зря цветенье без плодов
Зовут в народе пустоцветьем.

На красоту ль идём войной?
Безумен тот, кто Божье хает.
Что обличает род людской,
Цветы совсем не обличает.

Им оправдание – Господь!
А человек не оправдится:
Не может тем, что ищет плоть,
Душа небесная живиться.

Как часто походя грешим,
До края полня чашу гнева,
Когда желания души
Идут от похотенья чрева.

23–29 мая 2017 г.,
скит Ветрово

Страсть и любовь – подруги-близнецы,
Нам говорят мiрские мудрецы.
В безумном мiре Правды Божьей нет:
Свет от кумиров – люциферов свет.

Расстроены и мера, и весы,
Пути уводят, речи помрачают.
И каплю лужи с каплею росы
Всё те же музы испокон венчают.

Страсть и любовь не отличить на вид,
Но как себя по-разному являют!
Страсть сеет рознь, любовь миротворит,
Страсть полонит, любовь освобождает.

Палач и жертва, раб и господин…
Не много ли в себя душа вмещает?
И разве может быть в одной груди
То, что мертвит, и то, что воскрешает?

Пред Рождеством

На земле такая тишь –
Божья благодать!
А в селе один малыш,
Не с кем поиграть.

Не побегаешь с отцом:
Он отец, не друг.
Вот и вышел на крыльцо
Поглядеть вокруг.

Намело так намело,
Видимо, не зря:
В огоньках стоит село,
В искрах января.

Словно в сказке иль во сне –
Так легко дышать!
Чистый воздух, чистый снег,
Чистая душа!

2 января 2017 г.,
скит Ветрово

Изображение с сайта solomko.ru

Биография иеромонаха Романа

Биография иеромонаха Романа

Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын — Александр.

Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно — иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться — и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.

В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры — и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве. В 1980 году поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман — в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.

Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, — написал Валентин Распутин. — Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я», перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.

С 1994 года по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.

В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда — прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.

В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского — «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» — золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.

В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году был выпущен сборник стихотворений иеромонаха Романа «Яблъки от детството» («Яблоки детства») на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново) и сборник «Jасиков шумарак» («Осиновая роща») на сербском языке, также с параллельным текстом на русском («Catena mundi», Белград).

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

Заметки на полях

    Владимир , 23.08.2016 в 23:00

    Слаб человек душой и телом
    И только духом он силён.
    Не потому ли ангел белый?
    Не потому ли — окрылён?

    Бродя по жизни много чудим,
    Ища вопросам всем ответ.
    Вот почему всегда мы видим
    В конце туннеля яркий свет.

    Сергей , 06.11.2016 в 00:41

    Уважаемый редактор, Ольга Сергеевна, доброго времени суток. Почему «с 2015 года отец Роман стал подписываться иеромонах Роман Матюшин-Правдин, добавив к фамилии отца фамилию бабушки»? Вопрос Вам, так как предполагаю, что Вы знаете ответ. Батюшку не стоит безпокоить этим вопросом.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:38

    Сергей, фамилия «Правдин» говорит сама за себя. Для отца Романа очень важно ни в чем не солгать — и в жизни, и в творчестве. Слышала, как он говорит: «Очень жалею, что не подписывался так с самого начала». Бабушку свою отец Роман никогда не видел, но знает, что она была верующим и очень прямым человеком, никого не отпускала, не покормив. (Немного подробнее о бабушке отца Романа будет рассказано в третьей части очерка «В веянии тихого ветра» — надеюсь, она скоро появится на сайте.)

    Сергей , 06.11.2016 в 21:50

    Ольга Сергеевна, благодарю за скорый, а главное, понятный и убедительный ответ-разъяснение.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:54

    Была рада ответить Вам, Сергей Станиславович!

    Галина Николаевна. , 02.01.2017 в 19:02

    Уважаемый редактор, здравствуйте! Очень люблю стихи батюшки Романа. Читаю сборник «Созвездие Креста». Два стихотворения датированы 1977 годом и указано место «г.Полярный». Я сама родилась в Полярном. Поэтому заинтересовалась как отец Роман связан с этим северным городом? С уважением Галина Николаевна.

    Редактор , 02.01.2017 в 22:37

    Здравствуйте, Галина Николаевна! После университета Александр Матюшин (будущий отец Роман) поехал в г. Полярный к своей сестре. Жили они на улице Фисановича, д.5, кв. 6. Дом давно снесли. Недалеко была школа №1, кинотеатр «Север». Он устроился в бригаду плотников-отделочников, которая работала на высотных зданиях в пос. Вьюжном, сейчас это Снежногорск. Находится Снежногорск между г. Полярный и п. Гаджиево. А само стройуправление было в Полярном на улице Героев Североморцев.

    Галина Николаевна. , 05.01.2017 в 21:18

    Уважаемый редактор! Благодарю Вас за ответ. Я училась в школе №1 бывала в кинотеатре «Север». спасибо!

    Ольга Петровна , 23.01.2017 в 19:07

    Уважаемый редактор! Огромное спасибо Вам и всем тем, благодаря которым смогла приобщиться к творчеству и житию иеромонаха Романа. Он принадлежит к числу тех немногих, благодаря которым открывается дверь в тот мир, о котором всегда как будто знаешь, но не знаешь как в него попасть. А вот через таких людей как батюшка Роман начинаешь понимать где эта дверь. Напишите, если можно, как совершить паломничество к батюшке в скит. С уважением Ольга Петровна.

    Редактор , 23.01.2017 в 19:49

    Дорогая Ольга Петровна, спасибо и Вам за слова благодарности! Что касается паломничества — отец Роман очень просит приезжать к нему только по его благословению.

    Николай Коломейцев , 04.03.2017 в 20:10

    Уважаемый отец Роман! Обращается к вам ваш земляк из Брянской обл раб Божий Николай в настоящее время проживаю в г Ивангороде Лен обл Очень прошу Вас принять меня для личной беседы

    Вера Рябинина , 12.04.2017 в 14:04

    Дорогой отец Роман.Мою жизнь перевернули первосвятитель Кирилл,(когда был ещё не первосвященником Российским), отец Иоанн (Крестьянкин), книга «Не святые святые», и Ваши песни и стихи, наверное потому, что моя душа этого ждала.Вы мне родной человек.. Благодарю за всё.
    Вера Рябинина.

    Мариета Георгиева, София , 07.05.2017 в 12:55

    Здравейте! От вашия сайт разбрах, че мога да прочета в превод стиховете на йеромонах Роман. В България ние имаме поезията на архимандрит Серафим Алексиев. Неговите душеспасителни книжки за нашата вяра, за болната и здрава мистика, за молитвата, покъртителната му книга за св. Серафим Саровски обърна нас, родените в безбожните 70-те, към църквата и нейните тайнства. В училище и в университета разглеждахме светците като исторически личности, никой не искаше да се разбира за съвременните и близките до нашето време светци. Затова всичко,което научихме след промяната за живота по Бога, ни изуми и потресе.

    Любовь Александрова , 26.05.2017 в 01:01

    От всего сердца благодарю отца Романа, я одна из тех, кто, услышав один раз его песнопения, уже не может не слушать их снова и снова. Это источник жизни, чистый родник, это дорогие картинки детства…,а главное — это то, что возвращает нас к истокам, к истине, к Богу.

    Игорь, Оренбург , 11.06.2017 в 08:19

    Уважаемый редактор а как можно свезатся с отцом Романом? помогите пожайлуйста

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:15

    Здравствуйте! Как к Вам можно приехать для беседы? Ваши песни мне очень помогли.

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:20

    Подскажите, пожалуйста, как взять благолсловения у отца Романа, чтоб к нему приехать. Спасибо.

    Людмила, Серов, Свердловская область , 30.12.2017 в 16:48

    Здравствуйте! впервые я слушала песни отца Романа в них все и боль и страдания и радость и вера только человек с такой утонченной душой и сильным духом и непоколебимой верой смог написать такие песни которые трогают сердце проникают в душу и остаются там уже навсегда ведь в его песнях вся его жизнь вся его боль но он не только смог все это пройти и обрести истинную веру но и помог и продолжает помогать всем нам претерпеть все трудности и обрести веру прежде всего в самого себя я очень рада и благодарна отцу Роману и если бы была такая возможность приехать помолиться и пообщаться с отцом Романом я была бы благодарна я желаю отцу Роману конечно здоровья и я очень жалею что раньше не пришлось мне услышать его песни ведь они помогают просто жить верить и надеяться

    Татьяна, Малаховка , 08.02.2018 в 17:02

    Здравствуйте! Пишет Вам учитель словесности православной школы «Образ» поселка Малаховка Московской области. Читаем с детьми стихотворения и слушаем песнопения отца Романа. Для нас это те самые ступеньки мостика к Храму Божьему… Хотим к школьной конференции написать коллективную работу по мотивам поэзии — восприятие, духовные уроки, что почувствовали и поняли современные чада… Благословите?

    Редактор , 09.02.2018 в 10:55

    Татьяне — от отца Романа: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

    Здравствуйте уважаемый редактор. Спасибо за ваш благой труд. С творчеством отца Романа познакомилась два года назад, слушала записи песен читаю сборники стихов. Многая лета и низкий поклон автору за его душевный труд. Благодаря и отцу Роману я в храме Гоподнем, исповедываюсь, причащаюсь,стараюсь жить по заповедям. Как же оказывается трудно осознавать что путь по которому шел 45 лет один сплошной грех. Слава Богу за прозрение. Борюсь с грехами, не без падений к сожалению. Извените, но наберусь смелости, просить у отца Романа молитв о многогрешной рабе Божьей ольге. Спаси Господи.

    Наталья Артёмова , 09.07.2018 в 14:05

    Доброе времени суток! Услышала песни первый раз отца Романа, два года назад. Теперь слушаю их постоянно — СПАСИБО ОГРОМНОЕ, за такие Стихи, которые за ДУШУ Берут. НИЗКИЙ Поклон ВАМ, Отец Роман.

    Вера, Донецкая область , 22.07.2018 в 20:54

    Спаси Господи!
    Стихи и песнопения отца Романа способны оживить православную душечку, погребенную под завалами мірской суеты, напитать и очистить. Думаю, что в свое время это увидел батюшка Николай Гурьянов и благословил сему роднику быть. Простите.

    Елена, Москва , 03.10.2018 в 08:44

Иеромона́х Рома́н (в миру Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин ; 16 ноября 1954, село Рябчёвск, Трубчевский район, Брянская область) — иеромонах Русской православной церкви, поэт, автор стихов и духовных песнопений , член союза писателей России.

"Много лет назад он избрал для себя уединенную стезю и до сих пор подвизается в скиту Ветрово Псковской области, среди болот и лесов, куда добраться обычному человеку весьма сложно. Из своей глуши отец Роман все же внимательно следит за событиями и духовными процессами в современном мире и откликается на них в своих обличительных стихах, порой очень ярких и эмоциональных."

Иеромонах Роман — Русь ещё жива... Режиссер Валентина Матвеева, 2012 г.

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.

Слово иеромонаха Романа Матюшина


Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Без преувеличения можно сказать, что самые сильные стихи отца Романа посвящены его матери – в монашестве схимонахине Зосиме. В миру она была сельской учительницей и первым учителем веры для своего сына.

Жанна Бичевская - Родник (Песня иеромонаха о. Романа) :


Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются безукоризненной поэтической грамотностью – Александр Матюшин закончил филологический факультет. Призвание к монашеству (и об этом есть свидетельство в стихах) он ощутил уже в ранней юности, а может быть (неосознанно), и в детстве. Постриг принял в Псково-Печерском монастыре, потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после ее открытия и, наконец, по благословению правящего архиерея Псковского Евсевия стал единственным насельником скита Ветрово.

Почему же, уже став монахом, отец Роман вернулся к поэзии и запел?


На этот вопрос сам батюшка отвечает так: «Максимализм во мне все же сохранился. Когда уходил в монастырь, раздал все имущество, простился с прошлой жизнью. Но как-то мне подарили гитару. Я, конечно, удивился, но подарок принял.

В Печорах жила одна старенькая схимница, которая однажды мне сказала: «Я была знакома со многими архиереями, еще царскими. Они говорили, что балалайка и гармошка от бесов, а на гитаре молиться можно». И мои сомнения отошли. Старец Николай Гурьянов многие годы играл на фисгармонии и пел стихи. Он-то и дал мне понять, что пение может быть продолжением молитвы. Он же благословил записывать на кассеты мои песнопения».

Во время одной нашей давней беседы с отцом Романом я его спросила, не раскаивается ли он в том, что написал уже так много стихов, записал двенадцать кассет, и все это принесло ему отнюдь не монашескую популярность.

Батюшке слово «популярность» не понравилось, и ответил он, как всегда, «бичуя всех и вся», в том числе и самого себя:

– Разве популярность бывает монашеской? В наше время она просто опасна, действует, как лакмус: чем популярней, тем больней. Ни ума, ни особой одаренности не нужно, главное – пробиться к микрофону или экрану, а там уже хоть блевотиной поливай глядящих и слушающих – скушают. Не скушают, так стерпят. Увы, еще как кушают! Идет целенаправленное растление молодежи, уничтожение Чистоты, уничтожение Будущего. Ибо что Будущее без Чистоты? Меня утешает одно: моя непопулярность среди мира. Кто слушает мои песни, читает стихи? Определенная часть верующих и ищущие Истину. Это и радует. Не раскаиваюсь ли я в своем творчестве? Я знаю, что люди молятся обо мне (это ведь тоже милость Божия), благодарят Бога, некоторые пришли в Церковь. В чем же раскаиваться? Другое дело, что мне как монаху труднее бороться с гордыней, тщеславием, ибо никто еще безвредно не понес похвалы. Но слава Богу – «полмира хвалит, полмира хает».

В книгах отца Романа предстают два образа нашей родины: Русь, поруганная, оскверненная обманом, и Русь Святая, не уничтожимая никем и ничем. Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным языком. Тут нередки такие слова, как «прёте», «блевотина», «турнуть» и пр. Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, «звездопоклонников», сытых христоборцев.

Святая Русь – это белые церкви и родники, поля, дороги, соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна подвижников, воинов Христовых, – униженного, но не потерявшего душу живую народа.

Соединяет это – звериный облик и лик ангельский – образ Руси-Голгофы, Руси распятой.

Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.

Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде всего обличитель народной неправды – устойчивый образ в русской поэзии. Пушкин, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, жизненное делание. У отца Романа – это жизненное делание по преимуществу. Он берет на себя боль народную и молит Бога о спасении посреди этого ада на земле.

«Русь моя! – постоянно восклицает поэт. – Ты на самом краю!» Но и, описывая все подробности падения нашего, он заключает: «Это мой народ». Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, предупреждают нас о Конце, в них все происходящее с нами обретает апокалиптическое звучание. Образы Русской земли, погибающей русской деревни...

Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть,
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины.
Гой ты, матушка Русь! Нету мочи глядеть!

Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская лирика – стихи, напоминающие листовки.

Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили –
Хлебанули мы, больше некуда.

Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.

. . . . . . . . . . . . .
И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы – не лукавили!

Бог лукавых не терпит – слышали?
Кто продался – уже не выстоял.
Ну а мы не случайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!

В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы Усердной о нашей многострадальной Родине. Накануне юбилея мне удалось задать о.Роману несколько вопросов:

– Батюшка, вы живете в уединении. Между тем, судя по вашим стихам, ваши мысли, чувства и молитвы неразрывны с судьбами русского народа. Из каких источников вы черпаете информацию?

– Из писем, православных газет и журналов, которые мне присылают верующие. Очень много скорбных писем. У каждого своя боль. В ответ на такие письма я стараюсь написать хотя бы пару слов.

– В ваших последних сборниках немало стихов, о которых не скажешь, что они «о вечном», они – на злобу дня и порой похожи на воззвания «Отечество в опасности!»

– В сборнике всегда есть опасность перекормить сплошной духовностью, вызвать зевоту. Чем вызваны такие стихи? Тем, что я живой человек и мне не все равно, что творится на моей Родине. Поэтому и ушел я за штат, чтобы всегда можно было поднять голос в защиту своего Отечества, высказать личное мнение, не подвергая нападкам Церковь.

– Какие книги современных русских писателей вы предложили бы читать молодым людям?

– Произведения верных сынов России Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, В.Ганичева, А.Королькова, В.Крупина, А.Сегеня, М.Шелехова и других патриотов своей родины. Читать вообще нужно не для развлечения – убивания времени, а для развития. И уж никакие западные и отечественные фантастика и детектив даром не нужны! Развивайте головушку, читайте прекрасного русского мыслителя И.А.Ильина. Считаю, что его книги должны быть в доме каждого настоящего педагога. Прислушайтесь: «Человек творит в жизни только то, что он сам есть в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая душа не сотворит величия; пошлый человек не узрит Бога и не воспримет Его лучей, и не передаст другим». Вот направление правильного воспитания – подведение души к религиозному измерению путем уничтожения пошлости в себе и в обществе. Эти слова нужно повесить на улицах в общественных местах, в коридорах школ, чтобы взрослый человек не гордился неверием, а понял ее как слепоту души, чтобы ребенка уже с малых лет страшили пустота и мелочность души, встающая неодолимой преградой на пути к величию и богатству духовному.

Людмила ИЛЬЮНИНА

Из стихов о. Романа:

И скорбь, и глад, и меч – дорога ввысь.
Не отвергайся Божьего Залога,
Благодаря – прими. Не усомнись:
Все во спасенье любящему Бога!

Кто любящему может повредить,
Когда и смерть ему – приобретенье!
О, Господи! Дай сердцу возлюбить!
Нет без Любви ни смысла, ни спасенья! 31 января 2004 г.
ОТРОК ХРИСТОВ
– Мам, окрести нас с сестрой,
– Ладно, сынок, как-нибудь.
Трудно ей было одной
Тяжкую лямку тянуть.

Помню – сугробы, метель,
Все-таки нас повезли…
Свечи, подсвечник, купель
И Богородицы лик.

Радостный день не забыть,
Вроде и солнышка нет.
Как же в душе мог светить
Тот удивительный Свет?

Помню, вернулись домой,
Крестик целую, так рад!
– Господи Боже, я Твой!
Отрок Христов Александр.
16 января 2004 г.

* * *
А на любимых смотрят без конца,
Боятся на мгновенье разлучиться.
Так и душа должна любить Творца
И каждый миг к Любимому стремиться.

Без жениха и свадьбы не сыграть,
Ему почет, к нему глаза возводят.
И без Владыки жизни не видать,
И только в Нем она себя находит.

* * *

Три брата к авве приходили,
Тот благодушно принимал,
Но только двое говорили,
А третий, как всегда, молчал.

– А что же ты сидишь, как зритель?
Спроси хоть что-то, буду рад.
– А мне тебя довольно видеть, –
Ответил тихо третий брат.
15 января 2004 г.

Проповедь иеромонаха Романа (Матюшина) в Свято-Введенском храме села Любышь

26 апреля, в праздник святых жен-мироносиц, Божественную литургию в Свято-Введенском храме села Любышь совершил иеромонах Роман (Матюшин) – известный поэт, автор и исполнитель песнопений, знакомых каждому верующему человеку. На Радоницу отец Роман покинул скит Ветрово, где он живёт уже двадцать лет, и отправился на свою малую родину – в село Рябчёвск Брянской области. Путь отца Романа лежал через город Дятьково, где 24 апреля прошёл его творческий вечер. И творческая встреча, и богослужение в селе Любышь состоялись как раз в те дни, когда иеромонаха Романа ждали в Болгарии – на фестивале искусств «Золотой витязь», где ему должны были вручить золотую медаль имени Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». Но родная Брянщина и земляки оказались для него важнее. Введенская церковь – первый храм на Брянской земле, где отец Роман совершил богослужение.

После литургии иеромонах Роман поблагодарил настоятеля церкви, протоиерея Владимира Андриянова, за приглашение послужить в этом храме.

«Я никогда никому не говорю того, чего нет на самом деле, — сказал отец Роман. – Батюшка Владимир служит очень тихо, благоговейно, спаси его Господи. Хор очень молитвенно поет, не торопясь, понимая, что священник должен немножко задержаться в чтении молитв. Поэтому здесь легко молиться! Я оказался словно в маленьком монастырьке».

В этот день во Введенский храм приехали паломники из Брянска, Минска и Петербурга (на снимке), но в основном там молились постоянные прихожане – жители Дятьково и села Любышь. Как и почти во всех храмах, большая часть любышских прихожан – это женщины. К ним отец Роман и обратил свою проповедь.
— Мне приходится общаться с разными людьми и, в общем-то, говорить одно и то же. Потому что, дорогие, все всё знают, все всё знают… Но почему-то всем тяжело жить. И в семье скорби, и на работе не то, да и по всей России и во всём мире тоже. Как же нам быть? Мир уповает на политиков, на сильных мира сего, но мы-то помним написанное: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия». Рядом страдает целая страна, один с нами народ. После того, как там бесстыдные девки – по-другому их не назовешь – валили кресты, видите, что началось? Да и в России сейчас поставили спектакль, в котором поглумились над распятием. Митрополит Тихон подал в суд, но очень большое количество жителей Новосибирска поднялось в защиту бесстыдного режиссера-кощунника. Неужели эта защита пройдёт безследно для России? Вот так мы сами себя добиваем!

Так как же нам жить? Я обычно привожу такой пример. Мы с вами живем в безбожном мире, который населяют атеисты, безбожники, сектанты, служители сатаны. Мир православный находится внутри многоглавого дракона. Главы безбожия, сектанства, иноверия выискивают себе пищу. Дракон проглотил нас и постоянно выделяет соки, чтобы переварить пищу. Какие это соки? Привычные многим телевидение, радио, пресса, Интернет. И если родители будут позволять своим детям в неограниченном количестве сидеть у телевизора, у компьютера, лазить по помойкам, то это, скорее всего, закончится очень печально. Но мы с вами находимся внутри Церкви. Посмотрите, какие стены имеет храм! Обычно храмы строят из камня, а мы знаем, что никакие соки не перерабатывают камень. Так что мы с вами находимся под величайшей защитой церковных стен. А что значит находиться внутри Церкви? Это значит исполнять заповеди Христовы, каяться, причащаться, просвещать свои мысли Светом Христовым… И помнить, что всё, что высоко в этом мире, – мерзко пред Богом.
Есть три прекрасных духовных закона. Иногда мы с вами скорбим, а один из этих законов говорит: смиренный уже не страдает. Не страдает, потому что понимает: любая болезнь, любая боль, любая клевета – посланное Свыше духовное лекарство. Тогда скорбь растворяется надеждой. А когда мы еще и благодарим за болезнь, то душа начинает выздоравливать! Святые отцы называют благодарение за болезни и скорби одним из видов смирения.

Второй закон духовный: без причины и пользы никто не страдает. Мы все находимся в том состоянии, которым сами подаём причину нашим скорбям и страданиям. Не всегда радуют собственные дети? Но так ли мы воспитывали детей? Обували, одевали — а самого главного – Веры, не дали. Те дети, которых мать или отец не научили чтить Бога, вряд ли будут почитать родителей. На Руси прежде никогда не было домов престарелых – позора нашего времени. А в Европе этот позор давно стал привычным, безнравственность сделалась нормой. «Просвещенные» европейские старики по своей воле не хотят мешать молодым: молодые, по их мнению, должны только развлекаться. И они сами идут в дома престарелых, прокладывая туда дорогу и своим детям… Страшно, к чему приводит настрой на развлечение!

И ещё один закон: любящему Бога всё во благо. Когда человек это усваивает, ему очень легко жить! Нам трудно и тяжко только потому, что мы забываем о Боге, о том, что Он нас любит и лечит.
Я прошу прощения за многословие. Хочется поддержать вас, дорогие! То, что мы заслужили и что на нас сейчас идёт, невозможно будет перенести без благодати – того, ради чего мы ходим в храм. Сегодня, дорогие, ваш женский день – день памяти святых жен-мироносиц. Поздравляю вас с вашим праздником! Спаси, Господи! Укрепи, Господи!
Я очень рад, что возвратился на родную землю, на которой не был более двадцати лет.
Христос Воскресе!

Записала Ольга Надпорожская



Рассказать друзьям