Михаил митропольский.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Более 30 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник Физического Института РАН.

Михаил Михайлович Митропольскийродился в Москве 6 января 1950 года. В детстве мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона "Юбилейный". С целью реализации детской мечты в 1967 году окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность "квантовая радиофизика". Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. На первом этапе он опробовал себя в вокальном ансамбле. По контрасту с собственным творчеством полюбил джаз, что не помешало ему отдать космической физике более двух десятков лет. Будучи научным сотрудником ФИАН, в 1978 году начал читать лекции сначала по истории, а затем и по стилистике джаза в Экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки, в которую превратилась Школа джаза МИФИ. В настоящее время курс Митропольского занимает два года, а студенты Московского колледжа импровизационной музыки вынуждены сдавать по нему экзамены и писать серьезные курсовые работы.
С 1979 года начал вести концерты джазовой студии, и в течение десяти лет, пока джазовая студия располагалась в ДК "Москворечье", был ведущим всех концертов и фестивалей. Постепенно расширяя географию концертных залов, стал представлять музыкантов в многочисленных московских концертах, в других городах России. В последние полтора десятка лет приглашается для ведения концертов и фестивалей в разные города России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы.
С 1989 г., обуреваемый просветительскими идеями, Митропольский начал вести передачи на различных московских радиостанциях. Первые эфиры вышли на 1-программе Всесоюзного радио в рубрике "Собеседник" и назывались "Золотые годы джаза". С этого момента и по сегодняшний день авторские интересы диффундируют от джазовой традиции к менее популярным и более изощренным направлениям современной импровизационной и композиторской музыки. Но путь этот занял не одно десятилетие, и за это время программы Митропольского выходили на радио "Юность", "Возрождение", "Радио 101", "Открытом радио".
Самыми долговременными проектами оказались авторская программа "Джазовая панорама" на радио "Маяк" (10 лет) и выходящие в эфир в течение 8 лет еженедельные двухчасовые программы "Соло для джаза" на радио "Надежда", переместившиеся затем на радио "Говорит Москва". Эти проекты вызвали к жизни клуб радиослушателей, встречи участников которого происходили в "оффлайне".
С января 2000 года на "Радио России" начала свое существование программа "Под знаком джаза", которая к концу того же года плавно преобразовалась в еженедельную передачу "Бесконечное приближение ", порвавшую жесткую связь с джазом и регулярно ломающую межвидовые музыкальные перегородки под лозунгом "поиска истины". И поныне по субботам в 23.10 на "Радио России" Митропольский позволяет себе глумиться над устоявшимися взглядами на музыкальное устройство.
В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы "Джаз и не только " на TV-канале АСТ, затем на канале "Рамблер-телесеть". 126 выпусков этой передачи содержат обширный концертный материал московской джазовой жизни, снятый в первые годы XXI века.
С 2000 года Митропольский около трех лет был арт-директором издательской компании "Диалог-Мьюзик", которой удалось выпустить 45 оригинальных релизов компакт-дисков не только джаза, но и world music, new age.
В начале 90-х годов Михаил Митропольский прекращает активную научную деятельность и полностью уходит в джазовую журналистику, чему особенно способствовало появление интернет-портала www.сайт и журнала "Полный джаз ", обозревателем которого он и становится. Кроме интернет-ресурсов, печатается в журналах "Джаз-квадрат ", "Ять", "XXL", газетах "Независимая", "Вечерний клуб" и др. В свое время был одним из инициаторов создания московского отделения Ассоциации джазовых журналистов , членом которой и является, равно как и членом Российского и Международного союза журналистов.
В 1998 году участвовал в создании оригинального музыкального проекта "Второе приближение " (лидер Андрей Разин), сочетающего импровизационный подход с глубоким композиторским мышлением. Митропольский продолжает сотрудничать с этим проектом, одним из немногочисленных российских коллективов, представляющих на отечественной и европейской сцене не рутинный, а оригинальный путь развития джаза и импровизационной музыки. На основе деятельности "Второго приближения" весной 2004 года возник проект Московского Международного дома музыки "Европейский джаз - XXI век", художественным руководителем которого стал Михаил Митропольский.


Летом 1999 г. в переулках близ "Новокузнецкой" открылся клуб-центр "ДОМ" (полностью "Культурный центр Дом"), созданный на базе Московского Дома Самодеятельного Творчества и явившийся продолжением концертного агентства «Агентство». Центр ДОМ стал действительным центром авангарда во всех его видах (этника, шумовая, электроакустическая музыка, академический авангард, фри-джаз, этно-джаз и т.п.). Он же стал прибежищем для фестиваля "Альтернатива", который сместил вектор направленности от новоакадемической на импровизационную музыку. Значительное место в программах фестиваля начала занимать электронная музыка (в 1999 году даже название его было электронным – "MIDI-Альтернатива"), возникла этническая составляющая (ее представила народная артистка Якутии/Республики Саха Степанида Борисова). Но главными для энтузиаста "Альтернативы" Дмитрия Ухова остались важнейшие фигуры современной авангардно-академическо-импровизационной сцены. Характерным примером является участие в 14-й "Альтернативе" культового персонажа авангарда композиторской и импровизационной музыки Терри Райли.


Отец-основатель Центра "Дом" Николай Дмитриев, покинувший наш суетный мир в 2004 году, старался слово "джаз" обходить стороной. Но джазу от этого ни тепло, ни холодно, он там есть, хотя и изрядно перемешан с авангардом академическим, авангардом поэтическим, авангардом пластическим, этническим и сомнамбулическим. ДОМ стал регулярно проводить самые разнообразные клубные фестивали разного, не всегда авангардно-радикального направления, но доля новоджазовых и смежных с ними проектов в них достаточно велика. Практически в каждом из множества фестивалей можно обнаружить отдельные джазовые признаки. Музыканты там появляются иной раз просто фантастические, хотя охраны перед сценой нет никакой и, вообще, обстановка очень демократичная. Существует целый отряд джазменов, выступления которых вероятнее всего застать именно в этом гнезде авангарда. Из иностранных исполнителей там регулярно выступают японцы, сербы, чехи, итальянцы, немцы, швейцарцы, австрийцы, австралийцы, новозеландцы, венгры, литовцы, французы, ливанцы, сенегальцы, а также американцы, но уж точно не мейнстримовские. Достаточно сказать, что в разные сезоны там можно было встретить саксофонистов Энтони Брэкстонf, Петера Бретцманна, Чарльза Гэйла, Кена Вандермарка, Матса Густафссона, Неда Ротенберга и Дрора Файлера, трубача Джо МакФи, контрабасиста Уильяма Паркера, барабанщиков Хамида Дрейка и Лукаса Лигети. Там же полный зал собирают и наши неортодоксально мыслящие импровизаторы, среди которых наблюдаются Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Саинхо Намчылак, Владимир Тарасов, Сергей Летов, Юрий Кузнецов (Одесса, Украина), Юрий Яремчук (Львов, Украина), Moscow Art Trio, джазовые надежды регулярно представляет "Круглый бэнд" Алексея Круглова с литературно-музыкальными программами.

1999 год, год открытия Культурного центра "Дом", оказался очень плодовитым – быть может предчувствие умиротворяющей стабильности следующих путинских лет вызывало к жизни сумасшедшие проекты. Одним из них стал фестиваль новой музыки "Джаzz-Off", который прошел на трех московских площадках, основной из них стала сцена Московского театра юного зрителя. Список участников невероятного марафона альтернативных вариантов музыки включал в себя Владимира Тарасова, Анатолия Вапирова, квартет Хуун-хуур-ту (Тува), Пятраса Вишняускаса, Клауса Кугеля, Джейсона Кана, Владимира Волкова и "Волковтрио", Сергея Старостина, Ad Hoc Groop, проект "Е-69" и художников группы "Запасной выход", Вячеслава Гайворонского, Эвелину Петрову, Лизу Коробкину, "Зга" (Санкт-Петербург), "НХА" (Челябинск), Академию старинной музыки Татьяны Гринденко, Творческое объединение "Вне диалога" (художник Борис Бергер), "Green Wave" (Катя Чили и группа "Озон", Пелагея, квартет Ивана Смирнова), Анатолия Герасимова...


В прошлые годы фантазия организаторов центра ДОМ порой буквально била фонтаном, а их энергии хватало на организацию 10-15 фестивалей разной направленности в год. В качестве примера можно привести неполный список фестивалей "Дома" в 2003 году. Так в феврале прошли Фестиваль Владимира Мартынова и новой академической музыки, а также Третий фестиваль перформанса им. Казимира МАЛЕВИЧА. В апреле ДОМ стал участником ФСК - Фестиваля Сергея Курехина (переименованного SKIF, в основе своей проходящего в Санкт-Петербурге), среди участников представители Швейцарии, Новой Зеландии, Японии, Чехии, Венгрии, США, Италии. В том же апреле состоялся АЛЬТЕРМЕДИУМ - фестиваль электроакустической интерактивной музыки и мультимедиа. В середине мая идет АЛЬТЕРНАТИВА №17 2003 -ТАЙНА ДВУХ ОКЕАНОВ – старый заслуженный фестиваль новой музыки с участием Вячеслава ГАЙВОРОНСКОГО, Николая СУДНИКА, ансамбля BANG ON A CAN (США), Трио THE NECKS (Австралия). В конце мая Фестиваль ORION CUP КАСПИЙСКИЙ. В июне в ДОМе проходит 2-й фестиваль шумовой музыки ШУМ И ЯРОСТЬ. В разгар лета, т.е. в июле Центр ДОМ вышел из ДОМа и отправился в сад "Эрмитаж", чтобы, собрав огромные толпы народа, провести международный фестиваль ЭТНА, продолжавшийся более шести часов подряд. Устроители назвали его в духе словесных изысков, сопровождающих любое мероприятие ДОМа: "Ежегодное летнее извержение Этнической Традиционной Народной Аутентичной музыки"! Набор участников представил элиту этно-джазовой тусовки - Степанида БОРИСОВА (Якутия) и Павел ФАЙТ (Чехия), Моле СИЛЛА (Сенегал), Владимир ВОЛКОВ, Сергей СТАРОСТИН, Сайнхо НАМЧЫЛАК (Тува-Австрия), Группа HURLEMENTS D"LEO (Франция), УРНА Чахар-Тугчи (Монголия - Германия), Цыганский духовой оркестр Милана МЛАДЕНОВИЧА (Сербия).


В сентябре был сотворен уже пятый фестиваль ГЛУБОКАЯ ГЛОТКА ИЛИ ОПАСНЫЕ СВЯЗКИ (новая музыка для голоса) с участием Лорин Ньютон (США), Мины Агосси (Франция), ансамбля TSIKAMOI (Франция), Марины Курсановой (Украина), Ольги Леоновой (Россия), Владимира Тарасова (Литва), Алексея Айги и ансамбля 4.33 (Россия), НХА (Россия), Казутоки Умезу и Масахико Сато (Япония). В октябре джазменов можно было найти среди участников ФЕСТИВАЛЯ ЭТНОПОЛЬ (новая и старая венгерская музыка) с участием Дьердя САБАДОША, Яноша ЗЕРКУЛЫ и ансамбля СИГОНЬ, Ансамбля МАКАМ, братьев БИРИНИ, КОЛЛЕКТИВА ГРЕНЧО и многих других. В ноябре прошел Пятый Международный Фестиваль Ориентальной Культуры ПО КОВРУ, в котором блистал этноджазовый ансамбль Раби Абу ХАЛИЛА (Ливан-Франция-Италия-США).

После смерти Николая Дмитриева в память о нем ДОМом регулярно проводится фестиваль "Длинные руки" (по названию издательской фирмы). Первые годы фестиваль был в высшей степени насыщенным и представительным. К примеру, участниками 3-го фестиваля в 2006 году были Питер Бретцманн, Билл Драммонд, Риодзи Ходзито, Джим Терлвелл и многие другие. К 2010 году фестиваль пришел к уменьшенному формату 4 ансамблей на нескольких площадках в течение 4 месяцев.

В последние два-три года афиша "ДОМа" иллюстрирует заметное смещение к программам, которые позволяют комфортно провести время под лозунгами нонконформизма – в них увеличился процент различных видео-арт-перформансов, поп-этники, электроники. Действительные творческие программы новой импровизационной, непростой для восприятия музыки несколько оттеснены на второй план, а главное, их проведение все больше оказывается в области риска из-за трудностей со сбором публики.

(заметки о фестивале Master-Jam Fest,
который стартовал в 2013 году)

Однажды Эйнштейна спросили, как делают открытия.
— Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие, — ответил ученый.

Одесский джазовый фестиваль Master-Jam, необычный, имеющий странный формат и не скованный географическими границами, не только родился, но и произвел впечатление, которое сразу же вывело его на международные просторы. Финальная часть фестиваля прошла в начале июня и имела успех, которого, кажется, не ожидал никто. Эксперимент, поставленный в Одессе автором идеи и продюсером Михаилом Фрейдлиным и его командой, выглядел изначально уж совсем фантастическим. Даже сам создатель, периодически возвращаясь к этой теме в течение десяти лет, не вполне верил в осуществимость этой затеи. Любитель джаза и формы джем-сешн, он мечтал сконструировать глобальный джем , который послужил бы основой для конкурсного состязания музыкантов. Главная идея этого эксперимента заключается в том, что его участники, поставленные в достаточно экзотические конкурсные условия, в состоянии цейтнота должны объединить свои мысли и чувства с малознакомыми партнерами и создать произведение искусства. Ограничения в этом процессе невелики и заключаются только в очень приблизительно поставленных стилистических границах и во временном промежутке, в течение которого эти новые созданные произведения должны звучать для публики.

Первый испытательный полет состоялся. Мне очень давно не приходилось видеть такую невероятную радость и ощущать чувство единения с окружающими, возникавшие в дни фестиваля не только в зале, но и на улице перед Русским академическим театром, продолжающиеся позже в пересказах друзьям, в многочисленных фотографиях и интернет-постах, которые объединили публику и музыкантов. В сущности это как раз то, к чему стремятся организаторы концертов, то что уже давно на таких фестивалях не происходит. Не происходит по разным причинам, из которых я бы отметил две. Те, кто следит за развитием джаза в мире, в значительной степени разуверились в том, что у себя на родине (что в России, что в Украине) они смогут быть свидетелями этого мирового уровня концертов, особенно с участием местных музыкантов. Информация, приходящая из интернета, записи, собственные посещения забугорных фестивалей — все это достаточная основа для такого недоверия. Что же касается широкой публики, то рассчитанных на невзыскательные вкусы предложений достаточно. Это касается стандартных фестивалей, но особенно ярко проявилось в серии шоу-программ «про джаз» одного из российских каналов, претендующих на отображение «культурных» процессов«. Думаю, что от истинного джаза большинство этих действий находятся в стороне.

В Одессе это снобистское отношение было сломано напрочь. Эффект этого фестиваля-конкурса оказался совершенно неожиданным. Творческая эффективность участников вышла на уровень, который нечасто возникает на фестивалях обычного формата. Механизм «Мастер-джема» сработал на создание творческой среды, в которой многие музыканты раскрылись с неожиданной стороны. Здесь важна была не картинка, не рейтинг и не воплощение безграмотности телепродюсеров, а музыка. Она не только родилась, но и проявила скрытые возможности случайным образом, по жребию, созданных ансамблей, обнаружила несколько потрясающих музыкальных героев, которые еще долго будут обсуждаться, и подняла весь зал в восторге, вместе с невозмутимыми внешне, но не менее эмоциональными членами жюри.

Однако, теперь по порядку. Идея задуманного десять лет назад фестиваля-конкурса действительно не укладывалась в обычные представления о фестивале. Нормальный фестиваль — это смотрины, срез современного (или не очень, в зависимости от предпочтений организаторов) джаза, это парад ансамблей из разных стран, проходящий на нескольких площадках, в течение нескольких дней (иногда весьма многих дней), создание инфраструктуры, включающей отели, общественное питание, торговлю атрибутикой и пр. Обязательно наличие одного или нескольких хэдлайнеров, на которых, собственно, и идет публика. Это большая джазовая витрина, на которой представлен «продукт». В «Мастер-Джеме» готовый «продукт» не предусматривался. Он должен был возникнуть в процессе самого фестиваля. А, если нет, если не возникнет? Довольно рискованная затея. С другой стороны, это конкурс, в котором музыканты должны оцениваться неким жюри. Джаз — это система постоянно генерирующих, бурлящих индивидуальностей. Это не спортсмены, добивающиеся голов, секунд, метров. Это даже не академические музыканты, танцоры, которых можно оценить по критериям «школы». Джазовый музыкант имеет право на пренебрежение школой (примеры известны даже среди признанных столпов джаза). Как их оценивать, сравнивать между собой? Наконец, как на все это привлечь публику, которая справедливо требует зрелищности за собственные деньги?..

Все эти вопросы нисколько не смущали известного экономиста, любителя джаза и многолетнего продюсера «Одесского Джаз-карнавала» московского одессита Михаила Фрейдлина . Настолько не смущали, что запатентовав идею и предполагаемый механизм своей мечты, собрав небольшую команду помощников и заручившись формальной поддержкой (именно формальной, поскольку нужного уровня веры в успех этого дела не было) некоторого числа авторитетных в джазе людей, в 2012 году он привел этот механизм в действие.

Практически целый год проходил онлайновый отбор музыкантов, которые должны были встретиться в очном сешн в Одессе. Аудиовизуальные заявки подало более двухсот семидесяти музыкантов из 41 страны. Записи, клипы отсматривались публикой и отборочной командой. Каждый этап и шаг скрупулезно докладывался интернет-сообществу в более-менее навязчивой форме, так что не обратить внимание на процесс было почти невозможно. Меняющиеся рейтинги участников, события внутри фестивального процесса, растянувшегося на 9 месяцев, сопутствующие события (концерты, юбилеи, выставки) — все это создавало определенное напряжение, кульминация которого должна была состояться в первых числах июня в Одессе. К этому же времени была подготовлена «фестивальная деревня» для прибывающих со всего мира (от Кубы до Индонезии, всего 16 стран) музыкантов-участников и членов жюри, внеконкурсные концерты, мастер-классы, выставки. В первый же день, а точнее вечер закрутились шестеренки того самого механизма Master-Jam Fest, который Михаилом Фрейдлиным был определен, как «Ноу-хау». По пять представителей 8 основных инструментов и одного неформатного, дополнительного (в данном случае флейта, дарбука и губная гармошка) должны были в результате жеребьевки скомпоноваться в единый ансамбль, встретиться на следующий день в репетиционном помещении, часа за полтора познакомиться и отрепетировать программу из трех тем — две из разных джазовых стилистик плюс композицию — для вечернего выступления с регламентом в 30 минут. Кроме того, они должны были порепетировать для выступления в финальный день в составе сборного биг-бэнда. На следующий день вся эта круговерть начиналась сначала, и так три дня. Четвертый день не легче — большое оркестровое отделение, в котором будто бы соревновались между собой члены жюри, со сборным оркестром представили свои программы Анатолий Кролл из Москвы, Николай Голощапов из Одессы и Андрей Мачнев из Ростова на Дону. А затем еще и выступление ансамбля лауреатов, который получил на подготовку программы где-то минут 15–20 антрактного времени. Я думаю, что после всего эти 43 музыканта могли бы продолжать карьеру, например, в отряде космонавтов.

Не буду описывать сами выступления, героев каждого дня, об этом много написано, видеозапись всех концертов можно увидеть в интернете (кстати, онлайновая видео трансляция на весь мир тоже была предусмотрена). Только некоторые заметки. Первое впечатление первого вечера — несколько скептически настроенное жюри с удивлением оглядывает почти полный зал театра. В афише нет ни одного «звездного имени», откуда народ? Это «почти» в следующие дни исчезло. Сработало «сарафанное радио», зал заполнялся, а в финальный день лишние билетики спрашивали на прилегающих улицах. Следующий шок — поразительно высокий уровень выступлений. Разумеется, опыт, талант, чувство формы, стиля, инструментализм, музыкальность, наконец, уровень художественного вкуса у всех разный. Но плохих, не готовых к такому испытанию не оказалось. Интересно было наблюдать, как в течение фестивальных дней на глазах менялся уровень некоторых музыкантов, шла адаптация к новым музыкальным условиям. Именно это произошло с трубачом из Беларуси. Как постепенно раскрывались возможности некоторых участников, для меня этот процесс ярко проявился в игре греческого гитариста и одесского пианиста . Как среди музыкантов с существенно разным опытом (возрастных ограничений в конкурсе нет) выявлялись явные лидеры, бравшие весь ансамбль на себя. В первую очередь, это американский саксофонист и кубинский пианист . Интересны некоторые трансформации отношения к музыкантам — афроамериканский музыкант из Дании шел по номинации вокал, был поначалу не вполне воспринят в этом качестве, затем обнаружил известную виртуозность, играя на не всем знакомом инструменте стилпане, а в последний день фестиваля запел так, что зал долго не мог вернуться в сидячее положение. Это был ураган музыкальности, владения звуком и настроением.

В конкурсе обнаружилось несколько музыкантов, причем молодых музыкантов, которые даже искушенных членов жюри вводили в некое неуправляемое состояние восторга. Для меня здесь на первом месте оказались вокалистка из Одессы , живущая нынче в Германии, где она продолжает учиться, и великолепная кубинская барабанщица . Что касается джазового вокала, то с ним в нашей части света существуют известные проблемы. Тамара Лукашева, обнаружив отличные способности в разных стилях от свинга до современной авторской музыки, в разных жанрах от баллад до крутейшего ритм-н-блюза, показала, что в будущее нашего вокала можно смотреть с оптимизмом. Наконец, совершенно фантастический 9-летний мальчик из Индонезии произвел совершенный фурор и заслуженно получил Гран-При. Никто так и не понял, как это дитя не просто свободно владеет целым набором стилей, бегло обращается с клавиатурой, но еще и с большим юмором реагирует на музыкальные предложения слегка обалдевших от такой реакции партнеров по ансамблю, а оставшись в одиночестве импровизирует в весьма непростой балладе глубоко, вдумчиво, будто в своей девятилетней жизни уже не только прочувствовал 70-летний опыт своего наставника Херби Хэнкока, но и перечитал с особым вниманием несколько томов Федора Достоевского.

Да, в этом первом Конкурсе были свои мелкие недочеты, куда же без этого. Была некоторая путаница в назначении стилей для исполнения, в них ненароком оказывались жанры, музыканты спокойно от этих обозначений отходили, да и жюри не особенно на это обращало внимание. Были проблемы с размещением инструментов на сцене и, соответственно, на озвучивании, были небольшие недочеты с регламентом и ведением концертов. Но это все мелочи, которые нетрудно поправить.

А вот главное поправить невозможно: в Одессе родилась новая, не имеющая аналогов, форма джазового общения музыкантов и публики. Эта форма завоевала сразу много очков, это явный успех. Этот успех нуждается в развитии и продолжении, причем выходя за границы Одессы, Украины, на мировые просторы. Возможно, в этот первый раз организаторам повезло с участниками, талантливыми, готовыми идти на риск, на жертву для достижения цели. А быть может этот успех явился результатом того самого нового подхода к форме джазового действа, которое вынашивалось так много лет. Посмотрим, и не только посмотрим, но и сделаем все возможное, чтобы этот механизм превратить в «Вечный двигатель», который никогда не останавливается.

Михаил Митропольский

Михаил Митропольский - джазовый обозреватель, радио и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 40 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник Физического Института РАН. С 1978 года читает лекции по истории и стилистике джаза в Московском колледже музыкальной импровизации, с того же времени ведет многочисленные джазовые концерты, фестивали в разных городах России, Украины, Беларуси, Молдовы, Литвы.

С 1989 г. автор радиопередач на различных московских радиостанциях: «Маяк», «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытое радио», программы «Соло для джаза» на радио «Надежда» и «Говорит Москва», с 1999 года и по настоящее время ведет программу «Бесконечное приближение» на «Радио России», порвавшую жесткую связь с джазом и регулярно ломающую межвидовые музыкальные перегородки под лозунгом «поиска истины», а также ежедневную рубрику «Музыкальный повод от Михаила Митропольского». В течение нескольких лет был автором и ведущим еженедельной программы «Джаз и не только» на TV-канале АСТ и «Рамблер-телесеть». Печатался в качестве джазового обозревателя в журналах «Джаз.Ру», «Джаз-квадрат», «Ять», «XXL», газетах «Независимая», «Вечерний клуб», www.jazz.ru и др. С 1990 года около трех лет возглавлял издательскую компанию ДИАЛОГ-МЬЮЗИК. Автор идеи и художественный руководитель проекта Московского Международного дома музыки «Европейский джаз — XXI век».

В 1998 году участвовал в создании оригинального музыкального проекта «Второе приближение» (лидер Андрей Разин), сочетающего импровизационный подход с глубоким композиторским мышлением. Митропольский продолжает сотрудничать с этим проектом, одним из немногочисленных российских коллективов, представляющих на отечественной и европейской сцене не рутинный, а оригинальный путь развития джаза и импровизационной музыки. С 2007 года ведет концертный цикл «Импровизация нового века» в Еврейском культурном центре в Москве.

Член жюри Первого Международного Фестиваля-конкурса джазовой импровизации «Master-Jam Fest» 2013

МИТРОПОЛЬСКИЙ Михаил

Журналист, джазовый критик, ведущий концертов и фестивалей.

МИТРОПОЛЬСКИЙ Михаил Михайлович

06.01.1950, Москва

Специального музыкального образования не получил. В 1973 году окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «физика твердого тела и квантовая радиофизика». Был научным сотрудником Физического института РАН, опубликовал более 10 научных статей. В 1968 году поступил в школу джаза МИФИ, учился у Юрия Козырева, два года пел в вокальном квинтете. В 1975 начал читать лекции по истории джаза в Экспериментальной студии эстрадного и джазового искусства (второе название - Школа джаза МИФИ). С 1979 вел концерты в Студии, позже стал ведущим на фестивалях не только в городах России, но также на Украине, в Литве, Молдавии, Белоруссии, Израиле и Норвегии. С работает на радио («Юность», «Радио-101», «Открытое радио», «Маяк», «Надежда», «Радио России», «Говорит Москва»). Его авторские джазовые программы - «Бесконечное приближение», «Музыкальный повод от Михаила Митропольского», телевизионный цикл «Джаз и не только». Разработал концертные абонементы «Европейский джаз - ХХI век» (Международный дом музыки, 2004), «Импровизации нового века» (Еврейский культурный центр, 2007). Был арт-директором издательского комплекса «Диалог-мьюзик» (2000-02). Принял активное участие в создании трио «Второе приближение». Автор многочисленных статей, рецензий, аннотаций, буклетов, посвященных современному джазу. На интернет-портале «Джаз.Ру» была опубликована его большая работа «История джаза для начинающих».

Информация из книги

Из книги

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, - писал Саульский , - А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, - это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.



Рассказать друзьям