Мой любимый диктор. Почти родные голоса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Добавлено пользователем administrator 04.01.2016 в 07:00.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

Ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

-------------------
1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.

Многие в нашей области начинают утро с «Нового дня» - одной из популярнейших программ ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР».

Сегодня у нас в гостях ведущие «Нового дня» — Юрий Минкин и Ангелика Вольф.

Чего человеку не хватает?

«А правда, что…», — с этих слов я начала разговор с Юрием Минкиным, потому что накануне узнала от его коллег поразившую меня вещь. Коллеги сказали, что Юрий Минкин живет в Новочеркасске, но ради «Нового дня», которое начинается на «Дон-ТР» в семь двадцать, ночует в Ростове — у друзей, знакомых…

— Это правда: очень боюсь опоздать, — подтверждал Минкин.

В другие дни (а работа на радио — это не только «прямые эфиры») он ездит в Дом радио из Новочеркасска. Дорога туда-обратно занимает в среднем пять часов… Трудовой подвиг, — сказала бы я.

— С детства любил наше ростовское радио. Розалия Пучковская, Светлана Пашкова, Николай Скребов, — я вырос на этих голосах наших дикторов, радиожурналистов. Поэтому когда получил еще только приглашение сотрудничать в качестве нештатного корреспондента, радость была неописуемая, — говорит Юрий Витальевич.

При этом он не из тех, для кого жизнь равно профессия. Юрий Минкин — автор нескольких поэтических сборников, прежде руководил в Новочеркасске литературным объединением. Шутит, что так и не определил, к кому ж себя отнести: то ли к поэтам, затесавшимся в журналистику, то ли к журналистам, затесавшимся в поэзию?

Наверно, эти сомнения крепко удивят радиослушателей, особенно тех, которые слышали эфиры, во время которых Минкин помогал в разрешении жилищно-коммунальных проблем, ставил острые социальные вопросы… А в самом деле, как это ему удается совмещать: поэзию и самую что ни на есть злющую прозу быта?

— Переключение с поэзии (шагания по облакам) на сугубо земные вопросы, житейские проблемы порой бывает полезно и интересно.

— И вы наизусть знаете не только поэтическую классику, но и жилищный кодекс?

— Не наизусть, но и жилищный, и земельный кодексы, и многие другие правовые документы изучил основательно.

— Юрий Витальевич, люди часто звонят вам во время прямого эфира, вы приглашаете их потом еще в течение часа высказывать мнения, задавать вопросы по телефону студии. Скажите, о чем чаще спрашивают? Чего людям не хватает?

— Может быть, потому, что я в свое время вел программу «Вопрос ребром», посвященную социальным проблемам и ЖКХ, о чем бы я теперь ни говорил в эфире, продолжают раздаваться звонки о проблемах ЖКХ. Хотя… По поводу проблем ЖКХ звонят и другим ведущим «Нового дня»: тема-то для большинства больная.

Но, знаете, я заметил, что людям, особенно пожилым, иногда просто не хватает внимания, собеседника. Звонят, потому что к нашему радио относятся с уважением и знают: здесь их выслушают.

…Осенью прошлого года Юрию Минкину вручили на Поклонной горе специальный приз за программу о нашем земляке Алексее Бересте. Это была программа из цикла «Запомните их имена», посвященного юбилею Победы. Свою победу Юрий Минкин одержал во Всероссийском конкурсе военно-патриотических программ «Щит России».

Хотя для Юрия Минкина фронтовики — это поколение отцов и дедов, тему Великой Отечественной он воспринимает как личную. Она нередко звучит и в его стихах.

Неудивительно, что на радио серия программ и сюжетов Минкина о войне не завершилась с окончанием юбилейных торжеств. Сегодня в рамках «Нового дня» — у него новая серия о той войне. Волнующая и интересная.

…А напоследок от имени и по поручению слушателей программы «Новый день» (есть они и среди моих знакомых) я задала Юрию Витальевичу вопрос про… астрологию.

— Почему в свои радио-эфиры вы непременно включаете какой-нибудь астрологический совет? Здесь что-то личное?

— Каждый ведущий «Нового дня» вносит в программу какую-то свою изюм-инку, дополнительную информацию. К примеру, Наталья Милованова перелистывает народный календарь, я — астрологический. Потом еще консультируюсь у реального астролога и озвучиваю астрологический совет дня. При этом мое правило: совет должен прозвучать так, чтобы никому не испортить настроение.

08:12 8.08.2008

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Первые лица, появившиеся на телеэкране, просто завораживали. Под этими словами поэта Николая Скрёбова, адресованными дикторам новорожденного Ростовского телевидения,

Первые лица, появившиеся на телеэкране, просто завораживали. Под этими словами поэта Николая Скрёбова, адресованными дикторам новорожденного Ростовского телевидения, подписалось бы, наверно, большинство его современников. Впрочем, и годы спустя люди включали телевизор в часы областного вещания порой еще и затем, чтобы вновь увидеть лицо, услышать голос своего любимого диктора. Наши дикторы были красивы, как актеры тех лет. Но – удивительно: актеров среди них не было никогда, хотя некоторые актеры и пытались попробовать себя в этом качестве. Почему же им не удавалось пройти кастинг? Как в то время становились дикторами? Почему однажды зритель попросил ростовского диктора купить корм для аквариумных рыбок и какова была реакция диктора? Об этом и многом другом нам рассказали диктор Розалия Пучковская, Николай Скрёбов – не только поэт, но работник Ростовского телевидения начала 60-х годов, телережиссер Эвелина Экономиди. Почти голливудские истории Когда совсем еще юное Ростовское телевидение объявило дикторский конкурс, претендентов оказалось, пожалуй, не меньше, чем бывает во время экзаменов в художественные вузы столицы. Было очень много красивых, холеных дам, но едва они открывали рот, как становилось понятно, что в дикторы эти красавицы не годятся. А у стеночки в ожидании своей очереди на прослушивание стояли скромная девочка с косичками и паренек в рубашке-вышиванке. Как вы догадываетесь, в конце концов из всего огромного числа красивых, значительных внешне людей, заполнивших телестудию, выбрали этих двоих. Это были Светлана Пашкова и Владимир Андрющенко, очень скоро ставшие любимцами телезрителей. К тому времени на телевидении уже работала диктор Галина Савченко, которую привел на студию телеоператор. Она училась в пединституте, он увидел ее на улице и был ослеплен ее красотой. К счастью, у Галины оказались к тому же приятный голос, хорошая дикция и феноменальная память. Прочитав раз-другой пару печатных страниц, она могла повторить их в эфире, не опуская глаз к тексту. Диктор Розалия Пучковская первоначально работала в областном телерадиокомитете техником-электромехаником радиовещательной аппаратной. И вот однажды ее попросили установить в телестудии микрофоны. - Десять, девять, восемь, - стала говорить в микрофон Пучковская, проверяя качество звука. Присутствовавших при этом телевизионщиков поразил и этот голос, и это лицо. Прирожденный диктор. У этой, похожей на киносюжет истории, была не менее интересная предыстория, рассказанная мне самой Розалией Савельевной. Она с детства очень любила две вещи: слушать радиопередачи и читать вслух. Так что когда потом у нее случались ночные дежурства на телецентре, она, бывало, брала тексты, оставленные после эфира дикторами, приходила в студию, включала микрофон и читала в собственной интонации. О том, чтобы вправду занять свое место в теле- или радиоэфире, у Розалии Пучковской не было и мысли. И вдруг – такой подарок судьбы… А первым ростовским диктором была Галина Хейло, врач по профессии. Почему выбор пал именно на нее, никто уже не помнит. Но все свидетельствуют, что хороша была необыкновенно и с очень таким дикторским голосом - без намека на собственные эмоции. Галина Хейло осталась верна медицине, и работа на телевидении оказалась лишь маленькой страничкой ее жизни. Ну а почему же среди ростовских дикторов никогда не было артистов? Неужели они держались перед камерой хуже инженеров, врачей или учителей? Не в том дело. Артисты, пробовавшиеся на дикторов, не могли преодолеть искушения превратить информационный текст в монолог или мини-пьесу. Они играли, когда надо было просто рассказывать. Небожители и рыбки «Дайте посмотреть на живого диктора», - часто говорили люди, которым доводилось побывать в телецентре. Дикторы для многих были все равно что небожители. Однако… Когда Николай Скрёбов, преподававший теорию и практику журналистики, пришел читать лекцию студентам–заочникам, то на задних рядах, где-то там, на «камчатке», он увидел девушку с косичками, заплетенными калачиками по тогдашней девичьей моде. Это была та самая девушка с косичками, которую на конкурсе дикторов предпочли раскрасавицам, - Светлана Пашкова. Теперь ее лицо было знакомо всей нашей области. И тем не менее: - Это была сама скромность, - вспоминает Николай Михайлович. – Светлана Пашкова не ждала какого-то особого к себе отношения, не пользовалась чарами телеведущей. Телезрители любили ростовских дикторов, они посылали им поздравительные открытки, писали письма. К дикторам часто обращались с просьбами – от пустячных до весьма серьезных. - Однажды Галя Савченко получила письмо из станицы с просьбой купить корм для аквариумных рыбок, поскольку выбраться за ним в Ростов этому аквариумисту по какой-то причине было затруднительно, а нигде по соседству корм не продавали, - говорит Эвелина Евгеньевна Экономиди. - Галя купила корм для рыбок и отправила его по указанному адресу. А к Розалии Пучковской в начале ее работы диктором пришло из области письмо, автор которого сообщал, что она – единственная в Ростове, к кому он может обратиться. Этому человеку срочно нужны были орехи – фисташки: кто-то сказал ему, что благодаря фисташкам можно вылечить его отца. Молодая диктор не смогла отказать своему зрителю в такой просьбе и потом еще долго переписывалась с этой семьей. Булавочку одолжите? Над имиджем нынешних телеведущих, особенно на центральных каналах, трудится целая команда визажистов. А как готовили себя к эфиру дикторы на заре Ростовского телевидения? - Когда я стала работать диктором, - рассказывает Розалия Пучковская, - оказалось, что диктору желательно самостоятельно делать себе прическу. Это было непросто, и я высказала ту мысль, что хорошо бы нашему телевидению обзавестись гримером. Мое предложение одобрили. А парикмахера и гримера нашли… в собственной бухгалтерии. Оказывается, этим талантом обладала наша молоденькая кассир. И поначалу именно она делала нам модные тогда начесы. Труднее всего было сохранить надлежащий вид летом, особенно – дикторам-мужчинам. Жара в студии стояла невыносимая, а они должны были появляться на экране в строгих костюмах поверх сорочек с длинными рукавами… Когда Владимир Андрющенко после эфира возвращался из студии, порой бывало впечатление, что на него вылили ведро воды… …А в общем наши дикторы, готовясь к эфиру, порой делали то же, что их ровесники перед каким-то торжеством: когда была возможность, справляли новый костюм, а нет – могли взять ту или иную вещицу взаймы у подруг. К примеру, когда Галина Савченко узнала, что ей выпало представлять зрителям мхатовский спектакль «Три сестры», она одолжила у знакомой блузочку в стиле чеховского времени. Подарим друг другу улыбки В нынешнем российском телеэфире оговорки - дело довольно обычное. Но это, возможно, оттого, что телеведущие много импровизируют, а не читают по писаному. - А прежде, наверно, ошибка диктору дорого стоила? – предполагаю в разговоре с Розалий Савельевной Пучковской. - К счастью, те времена, когда оговорка могла сломать человеку жизнь и судьбу, тогда уже миновали. Но выговора, «вызова на ковер» к руководству было не избежать. И спустя годы к дикторским ошибкам Пучковская относится без снисхождения. - Когда диктор вместо «условных» банок произнес «уголовных», а на корм скоту заставил тружеников села косить не камыши, а камни… Все-таки это было от невнимательности и неполной сосредоточенности на своей работе, - считает она. - Скажите, а с какого раза перестаешь волноваться, зная, что сейчас тебе предстоит прямой эфир? - Я думаю, что волнение у дикторов присутствовало всегда, даже если внешне это было и незаметно. Казалось бы, красивая, не слишком сложная работа, а смотрите: Владимир Андрющенко, Николай Андреев, Валентин Александров, Галина Савченко, Галина Стратилатова… До глубокой старости никто из первых наших дикторов не дожил. Такое было нервное напряжение. - Но ведь и сколько было зрительской любви… - Да, - улыбнулась Розалия Савельевна и рассказала, как недавно шла на областное радио, где они со Светланой Пашковой сегодня начитывают, главным образом, справочную информацию, а навстречу – незнакомая женщина: - Здравствуйте, - говорит. – Вы меня не знаете, но я знаю вас как диктора. И доброе очень сделала пожелание. Я думаю, что к нему присоединились бы и многие другие телезрители. Могу свидетельствовать: когда людям, помнящим Ростовское телевидение прежних лет, называешь имена теледикторов, на многих лицах появляются добрые и светлые улыбки. Марина КАМИНСКАЯ

Об истории ростовского радио много и интересно писал известный ростовский журналист, краевед, профессор ЮФУ Владислав Вячеславович Смирнов. На радио в разные годы работали яркие и интересные личности. У нас были свои «Левитаны», «Кирилловы», «Шатиловы», «Жильцовы». Нельзя не вспомнить легендарных ростовских дикторов Николая Андреевича Андреева (Андриасянца), Владимира Дмитриевича Андрющенко, Александра Ивановича Поповича, несравненных Светлану Пашкову, Розалию Пучковскую. Слушая речь дикторов, мы учились правильно говорить по-русски. Кстати, нынешняя звезда утреннего телеэфира на телеканале «Россия» Владислав Завьялов начинал свой путь на российское телевидение через ростовское радио. На нашем радио долгие годы диктором работал мой товарищ Павел Петров. Его называют «ростовским Левитаном». Пашу я знаю с детских лет. Он учился музыке и игре на скрипке у моей мамы, Галины Николаевне Багдыковой. Паша закончил консерваторию. Преподает в музыкальной школе, выступает с сольными концертами в Ростове и области. На радио и телевидение он вел различные передачи, в том числе и на музыкальные темы. Он рассказывал ростовским слушателям об известных музыкантах и композиторах нашего города. Первый эфир Павла Петрова на ростовском радио состоялся более двадцати лет назад. Мне приятно отметить, что мы с ним вместе провели много передач. На радио «Донская волна» около года вели ночную программу «Клуб анекдотов», а на «Эхо Ростова» делали передачи об истории нашего города. С 1992 году я принимаю участие в конкурсе «Вот, помню, был случай…» газеты «Вечерний Ростов». Мне посчастливилось бывать неоднократно призером этого конкурса. Так вот героем многих моих рассказов был Павлик Петров. Он, несомненно, очень яркий и талантливый человек. Замечательный музыкант, скрипач, ведущий, пародист и прирожденный тамада. У него тонкое чувство юмора. А еще Павлик обладает большой работоспособностью. Он может целые сутки без отдыха готовится к концерту. При этом с Петровым невозможно соскучиться. Он притягивает к себе самых интересных и необычных людей. На ростовском радио под руководством Н.М.Скребова и Е.П. Смирновой Павел Петров создал целый цикл музыкальных программ «О выдающихся исполнителях двадцатого века». Именно Петров возродил в нашем городе традицию музыкального вещания в прямом эфире. Гостями его передач были Народные артисты России Анатолий Гололобов и Надежда Карапетян, профессора Ростовской консерватории им. Рахманинова Соломон Борисович Куцовский, Анатолий Моисеевич Цукер, Крикор Дзеронович Хурдаян, Сусанна Борисовна Арабкерцева, Заслуженная артистка России Надежда Чернявская, известный оперный режиссер Ростовского музыкального театра Константин Балакин, первый баритон ереванского оперного театра Аркадий Мартиросян, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Сергей Алёхин и многие, многие другие. Долгие годы именно Павел Петров желал доброе утро ростовским радиослушателям. Он вел программу «Новый день» (она еще называлась «Утренний микрофон»). Каждый день в полшестого утра он выходил в эфир. Он первый в городе узнавал от синоптиков о погоде и сообщал ростовчанам, какой день их ждет впереди. Благодаря Павлу Петрову я познакомился со многими замечательными ведущими нашего радио и телевидения, которые ныне работают в Москве. Например, с Владиславом Завьяловым, Дмитрием Юмашевым, Дмитрием Дибровым. Я имел счастье общаться с Кириллом Серебрянниковым и Владиславом Ветровым. У Павла Петрова есть любимое высказывание: «Радио - это то, что никогда не видно. Но, заметьте, всегда очень хорошо слышно». Когда я у него спрашивал, что важно в работе радиоведущего, то он мне всегда отвечал: «Голос ведущего никогда не должен врать - это раз. Важна возможность хоть что-то изменить в этой жизни - это два. При этом быть убежденным, что за тебя это не сделает никто - это три. А вообще, радио - это очень интимный процесс жизни». Павел Петров всегда к концу эфира подводил итог всему прозвучавшему. Делал он это жестко, бескомпромиссно, но с юмором и сарказмом. Никогда не забуду, как мы с Петровым и Анной Иващенко готовили программы на медицинские темы. Сколько в них было доброго юмора. Но в то же время все эти передачи носили, прежде всего, научно-познавательный характер.
Так сложилось, что сейчас Павел Петров работает преподавателем музыкальной школе, дает сольные концерты. Он также выступает на радио, когда его приглашают. Конечно, он развивает и свои актерские способности, выступает в качестве пародиста. Нередко ведет различные концерты в нашем городе. Я знаю, что Павел Петров всегда мечтал о своих учениках. Пусть эти ученики будут не только в музыке. Думаю, что многие начинающие ведущие могут брать пример с Петрова, как с многогранно талантливого, яркого и неординарного человека.

Георгий БАГДЫКОВ.



Рассказать друзьям