Николай васильевич гоголь факты из жизни. Неизвестные факты об известных писателях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ярчайший представитель плеяды знаменитых классиков русской литературы Николай Гоголь прославился на весь мир. Его произведения популярны не только в странах бывшего Союза, но и далеко за их пределами — они переведены на десятки языков, а литературоведы из самых разных стран до сих пор разбирают его книги по косточкам.

  • Его мать, поразительно красивую женщину, выдали замуж в 14 лет. Будущий отец великого русского писателя был в два раза старше, чем она.
  • Своё имя Николай Гоголь получил в честь Святителя Николая.
  • Род Гоголей восходил к украинским казакам, в частности, к знаменитому гетману Остапу Гоголю.
  • Всего в семье Гоголей было 12 детей. Николай появился на свет третьим. Двое братьев родились мертвыми, еще один умер в раннем детстве, а вот Николай, несмотря на слабое здоровье, выжил и благополучно вырос.
  • Отец Гоголя писал пьесы для домашнего театра. Именно это, вероятно, предопределило наклонности будущего писателя.
  • Согласно сохранившимся свидетельствам, в процессе учёбы Николаю Гоголю никогда не давались иностранные языки.
  • Писатель обладал феноменальной памятью, с лёгкостью запоминая огромные объёмы информации.
  • Любимым предметом Гоголя во время учёбы была русская словесность. Причём его преподаватель постоянно критиковал творчество Пушкина и Жуковского, что, естественно, лишь усиливало интерес к ним ().
  • Николай Гоголь с юных лет увлекался шитьем и вязанием – он кроил и шил чудесные платья, которые дарил сестрам, а также шейные платки для себя.
  • Когда Гоголь был еще маленьким, мать в красках описала ему Страшный Суд и ад, рассказывая о наказании грешников и вознаграждении добродетельных людей в загробном мире. Эти истории произвели на мальчика неизгладимое впечатление, наложив отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
  • В 5 лет Гоголь утопил в пруду кошку, так как в пустом и темном доме она его напугала. Потом мальчика начала мучить совесть, и он рассказал о постыдном поступке отцу, который его высек.
  • Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Александр Пушкин, причем в основу этой истории легли реальные события, произошедшие в Новгородской губернии. Пушкин также уговорил Гоголя не бросать пьесу, хотя он не раз подумывал это сделать ().
  • Ребенком Николай Гоголь много рисовал, но родным его рисунки казались странными и бездарными, поэтому больше к живописи он не возвращался.
  • В молодости Гоголь, переехав в Петербург, был неприятно удивлён его дороговизной. Чтобы заработать, он даже пытался стать актёром театра и чиновником.
  • Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил вес оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.
  • Первоначально на могиле Гоголя лежал огромный камень, прозванный Голгофой за внешнее сходство с этим библейским холмом. После перезахоронения писателя камень заменили новым памятником, а Голгофа пылилась в подсобке кладбищенских рабочих, пока ее не заметила вдова Булгакова, искавшая для умершего мужа подходящий могильный камень. Теперь бывшее надгробье Гоголя стоит на могиле автора «Мастера и Маргариты» ().
  • После смерти обоих родителей Николай Гоголь добровольно отказался от своей доли в наследстве в пользу своих сестёр.
  • Считается, что фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» принадлежит Достоевскому. На самом деле первым ее произнес французский критик, анализировавший творчество автора «Преступления и наказания» ().
  • Николай Гоголь коллекционировал издания книг маленьких размеров. Несмотря на полное равнодушие к математике и даже нелюбовь к цифрам, писатель заказал себе математический справочник, ведь размер книжечки был всего 10 на 7 сантиметров.
  • Первую опубликованную Гоголем повесть ждал холодный прием. Автор настолько расстроился, что выкупил весь тираж произведения и уничтожил его.
  • Когда Гоголь решил писать о Малороссии, собирать материалы для романов и повестей ему помогала мать. Новый подход к творчеству принес писателю успех и популярность.
  • Пушкин, восхищавшийся произведениями Гоголя, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было.
  • Десерт «Гоголь-моголь» появился задолго до рождения российского писателя и не имеет к нему никакого отношения. Правда, у Гоголя имелся собственный напиток, которому он дал аналогичное название – это было козье молоко с ромом.
  • Николай Гоголь очень переживал из-за своего носа, поэтому всегда просил живописцев изобразить на его портретах другую форму этой части тела – более идеальную, как ему казалось.
  • Второй том знаменитых «Мёртвых душ» Гоголя так никто никогда и не прочёл. Писатель, уже закончив его, внезапно сжёг все рукописи.
  • Гоголь боялся грома и молний, а также незнакомых людей – если в компании появлялся незнакомец, писатель поспешно удалялся.
  • В процессе работы Гоголь в задумчивости скатывал шарики из хлебного мякиша. Сам он говорил, что это помогает ему сосредоточиться.
  • Сам Николай Гоголь говорил, что его знаменитый «Вий» основан на услышанном им как-то народном сказании.
  • Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса.
  • Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо.
  • Он постоянно носил с собой в карманах сахар, который грыз за работой.
  • По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг.
  • Николай Гоголь был неплохим кулинаром. По свидетельствам его друзей, ему особенно хорошо давались вареники и галушки.

Николай Гоголь был великим прозаиком, драматургом, поэтом. Большинство из нас знакомы с его основной биографией.

Он родился 1 апреля 1809 года. В память о великом драматурге, журналисты собрали наиболее интересные факты из жизни этого человека.

Гоголь происходил из болезненной семьи. Так, у его отца Василия Афанасьевича часто случались лихорадки, а за несколько дней до смерти горлом пошла кровь. А в роду мамы были психически больные. Сама же Мария была "крайне впечатлительна, мнительна" и приписывала сыну все новейшие изобретения и рассказывала об этом всем подряд. А еще извела своими суевериями сына. Картины Страшного суда, в детстве нарисованные маменькой, преследовали Гоголя всю жизнь.

В семье Гоголя было 12 детей: шесть мальчиков и шесть девочек, Гоголь был третьим. Первые два малыша умерли сразу после рождения. А Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя. Кстати, при рождении фамилия писателя была Яновский, и только в 12 лет он стал Николай Гоголь-Яновский.

Николай часто использовал оригинальные методы, чтобы самоутвердиться. Так, однажды он… утопил кота в пруду. Кроме того, в Нежинском лицее, где учился Гоголь, его опасались за скрытность и неожиданные опасные проделки. Николай никогда не принимал участия в буйных шалостях, при этом мог снабдить кого-нибудь метким прозвищем. А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство.

Гоголь был большим сладкоежкой: за один "присест" мог съесть банку варенья. В в карманах у него всегда лежали сладости. А будучи взрослым, Гоголь собирал в гостиницах сахар, который давали к чаю, и прятал, чтобы потом грызть за работой или разговором. Писателя не могло остановить даже то, что он почти всю жизнь страдал от болей в желудке и кишечнике. Мало того, Гоголь подробно описывал в письмах друзьям свои "колики" и "геморроидальные запоры". А еще хвалился знакомым: мол, его проверяли врачи из Парижа и нашли патологию - желудок расположен вверх дном.

Малоизвестный портрет Гоголя сделал Антонио Дзона в Венеции за 5 лет до смерти писателя.

У Гоголя было много хобби. Например, он обожал миниатюрные издания. Однажды, совершенно не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в размере 10,5×7,5 см. Еще Гоголь любил рукоделие: вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Помимо этого, писатель увлекался историей Украины. Кстати, именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести "Тарас Бульба". Она была первый раз опубликована в сборнике "Миргород" в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.

Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался. В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество.

Гоголь очень любил путешествовать. Часто скитался по чужим углам, жил на съемных квартирах. Привычка к бездомью делала его чудаком и аскетом. Своих вещей у писателя было не много: они помещались в большой портфель и маленький чемодан. В то же время в его гардеробе были: цветные бархатные жилеты, светло-желтые нанковые панталоны, синий фрак с золотыми пуговицами, пестрые галстуки, длинный плащ и пуховую шляпу.

Дорога была для Гоголя спасительной. Так, однажды в Риме внезапно он обратился к спутнику с видом совершенного отчаяния: "Спасите меня, ради Бога: я не знаю, что со мною делается… Я умираю… я едва не умер от нервического удара нынче ночью… Увезите меня куда-нибудь, да поскорее, чтобы не было поздно". Тот сейчас же нанял карету. Дорога в Альбано полностью исцелила Гоголя, он стал покоен и более никогда к этому эпизоду не возвращался.

В последние годы жизни с Гоголем творилось что-то неладно. По мнению знакомых, он заразился малерией в 1839 году во время посещения Рима. Несмотря на то, что болезнь отступила, после этого у писателя начались припадки, обмороки и видения. Так длилось до осени 1850 года, когда он, будучи в Одессе, почувствовал облегчение. Вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома "Мертвых душ" и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец….

Никто точно не знает, что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года. Биографы, собирая информацию по крупицам, выяснили, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Николай Васильевич Гоголь - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том «Мертвых душ» и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «…Вот твоя жена». Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились.

Николаем Гоголя назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя.

Николай Гоголь был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным — о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Черный карлик».

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое «для общего блага, для России». С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.
Гоголь публикует свое первое произведение – поэму в духе немецкой романтической школы «Ганс Кюхельгартен». Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов — это его псевдоним.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Итальянские макароны — любимая пища Николая Васильевича. Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр пармезан. По воспоминаниям современников, никто «не мог съесть столько макарон, сколько он их опускал иной раз».

Ещё Гоголь совершенно не мог жить без сладкого. Карманы его брюк всегда были полны конфет и пряников, которые он «жевал не переставая». Писатель любил не только сам поесть, но и угостить друзей. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

Критик Михаил Погодин, друг Гоголя, вспоминал: «Запас отличного чаю у него никогда не переводился. Главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. И где он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики, это уж только знал он, и никто более. Всякий день являлось что-нибудь новое, которое он давал сперва всем отведывать и был очень рад, если кто находил по вкусу и одобрял выбор какою-нибудь особенною фразою. Ничем более нельзя было сделать ему удовольствия».

Кулинарной страстью Гоголя были ещё вареники и козье молоко, которое он варил сам особым способом, добавляя в него ром. Эту стряпню он называл гоголем — моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь — моголь!»

Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

«И почему я не Гоголь?! Макароны с печеньками люблю! Вот только романы не пишу!» — так, наверное, может воскликнуть каждый второй. Но… Трудно найти в нашей литературе такую вершину, которая бы сравнялась с этим Эверестом! «Сплошной восторг и больше ничего. Это величайший русский писатель,» — писал Чехов о Гоголе, и с этим трудно не согласиться.

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».

Познакомившись с Александрой Осиповной, Гоголь был очарован ею настолько, что тут же оказался среди свиты ее обожателей. В числе ее поклонников были Пушкин, Вяземский, Жуковский, Лермонтов – литераторам нравились наблюдательность, остроумие, тонкий юмор и, конечно же, привлекательная внешность Александры Осиповны.

Однако в отличие от большинства этих светских блестящих кавалеров Николай Васильевич не стремился сблизиться с Александрой Осиповной физически. Впрочем, однажды Александре Осиповне удалось раскрыть чувства писателя. «А вы, кажется, в меня влюблены!» – в ответ на это замечание Гоголь смутился и убежал.

В письмах Гоголь делился с Александрой Осиповной своими мыслями о литературе, религии, светской и общественной жизни. Александра Смирнова-Россет была одной из немногих людей, которым Гоголь читал отрывки из незаконченных произведений, к чьему мнению он прислушивался. «Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать… Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою», – писал Гоголь об Александре Осиповне.

Как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

По сей день так и остается загадкой, что произошло с Гоголем в ночь на 12 февраля 1852 года. Считается, что именно тогда он сжег второй том «Мертвых душ». Большими усилиями историки пытались восстановить события той ночи, буквально по минутам. Известно, что до 3-х часов ночи писатель произносил молитву, затем достал из своего портфеля несколько листов, а все, что в нем осталось сжег. По всем известному мнению — это был второй том «Мертвых душ».

Некоторые литературоведы полагают, что причиной сожжения рукописи второго тома «Мертвых душ» тоже было одно из писем Александры Осиповны. Смирнова-Россет рассказала Гоголю о том, что видела сон, в котором писатель сжигает свое произведение. Александра Осиповна назвала сон «преображением», однако Николай Васильевич понял это по-своему.

«Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу… Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого», – писал Гоголь, после того как рукопись погибла в огне.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Страх перед адом, загробными мучениями и страшным судом ускорил его смерть, к которой он, собственно говоря, и готовился в последние недели жизни.

Николай Гоголь страдал тафефобией — боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель в своём завещании за 7 лет до смерти предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его.

Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было. Возможно, он страдал депрессией.

Похоронили Н.В. Гоголя на кладбище Свято-Данилова монастыря.

В 1931 после закрытия монастыря и кладбища, останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище. Во время перенесения праха было обнаружено, что из гроба покойного украден череп.

Также по слухам, во время перенесения праха было обнаружено — что крышка гроба поцарапана — что свидетельствует о погребении заживо.

Это стало причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна.
После смерти Гоголя осталось много вопросов, ответов на которые не получит уже никто.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Предсказание Богородицы

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

Неизгладимый след

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... - я живо, как теперь, помню этот случай, - я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Продолжение следует...

Новость отредактировал LjoljaBastet - 23-10-2016, 08:07

  • Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
  • Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
  • Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко , которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
  • Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
  • Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
  • Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
  • Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

  • В карманах у Гоголя всегда лежали . Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
  • Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
  • Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (Редакция 1835 г.) Виктор Васнецов, 1874

  • В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений - повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова.
  • Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
  • Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».
  • Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным.
  • Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

  • Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.
  • Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.



Рассказать друзьям