Общешкольное мероприятие литературно – музыкальная композиция «хлеб – всей жизни голова. Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час – праздник

«Хлеб – всему голова»

Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и труду землепашца, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим, научить ценить труд людей от земли.

Подготовить: текст пригласительных билетов; написать лозунги, нарисовать плакаты для оформления помещения; оформить выставку репродукций – картин на тему «Слава тем, кто хлеб растил»; Оформить подборку «Пословицы и поговорки о хлебе и хлебопашцах»; оформить выставку хлебобулочных изделий; подготовить «колоски»

(эмблемы) участникам праздника; пригласить на праздник гостей: представителей тружеников сельского хозяйства, учителей, родителей, ребят из подшефного детского сада, попросить их подготовить рассказ о памятных случаях в своей жизни, связанные с хлебом.

Оформление сцены и зала. На сцене стол с караваем и колосьями. На стене – лозунги и плакаты: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил», «Хлеб миллионов работников труд. Хлеб береги, как жизнь берегут», «Я внук хлебороба, я сын хлебороба, а завтра я сам хлебороб». На видном месте у входа подборка пословиц и поговорок о хлебе:

    Хлеб от земли, сила от хлеба.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Колос к колоску – целый сноп.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родиться.

    Кто любит труд, того и люди чтут.

    Землю красит солнце, а человека – труд.

Рядом с пословицами выставка репродукций картин художников по теме, выставка хлебобулочных изделий.

Дети встречают гостей у входа в зал, вручают им эмблемы праздника – колоски. Классный руководитель представляет гостей. Затем учитель истории рассказывает об истории хлеба, о древних и современных способах его возделывания, об исследовательских работах в области сельского хозяйства с использованием презентации, ИКТ. Далее – литературно – музыкальная композиция.

На сцену выходят двое ведущих в национальных костюмах с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы, а также чтецы.

1 ведущий : (читает стихотворение чувашского поэта В. Давыдова – Анатри «Хлеб»).

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе - Оберегай.

Не кроши его!

Священ он

Если с хлебом –

Ты уже силён.

Хлеб – источник

Радости, добра;

Золота дороже,

Если в поле колос в полный рост –

Доберёшься до Луны,

До звёзд.

Хлебом кормиться

Весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

2 ведущий вручает каравай гостям :

Слава миру на Земле!

Дети: Слава!

Вед: Слава хлебу на столе!

Дети: Слава!

(В зале дети поднимают колоски пшеницы – эмблемы).

1 чтец:

У народа есть слова:

Хлеб всей жизни голова.

2 чтец:

«Хлеб - всему голова» -

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб - всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб - всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему.

Хлеб - всему голова.

3 чтец:

Славится он первый на земле,

Славится он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной –

Круто жизнь замешана на хлебе.

4 чтец:

К хлебу всё имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

5 чтец:

Есть пословица в народе

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда..

6 чтец (читает наизусть рассказ Н. Сенченко «Хлеб святой») – смотри книгу Ухъянкина С. П., Павлова И. В. «Уроки хлеба». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- с. 131.

7 чтец:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким,

Крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном…

8 чтец:

Положит в землю Человек зерно.

Прольётся дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И Человек их с поля уберёт.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

Зато великодушней не найдёшь,

Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:

Свои ломти от щедрой доброты

Уступят малышам таким, как ты.

9 чтец:

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

(Звучит песня «Поле, русское поле» - муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф).

1 вед:

Хлеб и хлебороб ценились всегда и везде.

(Выходит богатырь – землепашец в старинном крестьянском костюме. На плече у него макет «сошки кленовой»).

2 вед:

Ай, же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут, Как величают по отчеству?

Богатырь - землепашец 1:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру, да пива наварю, Пива наварю, да мужиков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

(На «коне» выезжает другой богатырь ).

1 вед:

Ты чей такой дородный добрый молодец,

Тебя как–то молодца зовут по имени,

Величают удалого да по отчеству?

Богатырь 2:

Есть я со славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Ай, по имени меня зовут Илья Муромец,

По отцу – то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

2 вед:

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдёт речь на нашем празднике.

(На сцене появляются «первобытные» люди. Примитивной мотыгой обрабатывают они землю и как результат скудный урожай зерна и много кропотливого труда ).

1 вед:

Каравай хлеба не свалится с неба.

2 вед:

Хлеб потом даётся.

1 вед:

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

2 вед:

Крестьянскими руками хлеб всем добывается.

1 вед:

Хлеб сегодня на земле – завтра на столе.

2 вед:

Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба.

1 вед:

Где хлебно и тепло, там и жить добро.

Вслед за ними выходят греческие народные сказители – аэды с кифарами в руках. Они нараспев рассказывают миф о богине плодородия Деметре.

Далее на сцене появляются дети с колосками – это «золотое поле пшеницы». В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, и кажется, что ветер колышется над полем. Гости, дети из детского сада, исполняют танец колосков).


(И вот на «поле» появляется комбайн – это ребята старшеклассники, держа над собой изображение машины, вертя ножи комбайна, сделанные из легких реек, ножи оклеены фольгой. Затем ребята выносят «чашу изобилия», наполненную овощами, фруктами, украшенную колосьями хлебных злаков.

Звучит «Гимн хлебу» - сл. В Бокова, муз. А Тумашева.

Выходит празднично украшенная колонна детей, впереди идёт Урожай. На нём жёлтый костюм, украшенный васильками, подпоясан он сплетёнными колосками пшеницы. За Урожаем на импровизированной телеге движется «сноп», перевязанный цветной лентой. От него идут другие цветные ленты, концы которых держат девочки с венками из колосьев на головах. Замыкает шествие хор. Девочки и мальчики в народных костюмах. В руках у них макеты сельскохозяйственных орудий: серпы, косы, грабли. Также с другой стороны сцены выходят дети в костюмах хлебных злаков. Вместе с ними на сцену поднимается учитель биологии и представляет презентацию о разнообразии зерновых культур, вместе с ним выступают дети.).

Пшеница:

Дайте выступить пшенице,

Той, что в поле колосится.

Посмотрите на зерно,

Вот каким взросло оно!

Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится,

Если сразу всё зерно

В место высыпать одно,

Можно в звёздные миры

Заглянуть с такой горы.

Рожь:

Самая выносливая из всех хлебных злаков это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь не только хлеб, но и спирт, и крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают маты для парникового хозяйства, используют солому ржи и как сырё для производства бумаги, строительных плит, пластмассы.

Кукуруза:

Я крупа и маргарин, я мука и желатин,

Каучук и ацетон, и тройной одеколон.

Я резина и асбест, киноплёнка, майонез,

Я вискоза и крахмал, и любой материал!

Я крупяное и хлебное растение.

Моя мука в смеси с пшеницей даёт отличный хлеб! Я незаменимый корм для животных, прекрасное сырьё для пива и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Просо:

Просо – главная крупяная культура. Я очень полезна.

Вкусны, например, блины из моей муки. Пшено – хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

Я кормилец Востока. 200 млн. га на пяти континентах заняты рисом. Рис кормит половину человечества. Для многих народов рис- одна из древних культур и основа национальных блюд. Из риса получают крахмал, спирт, пудру. Солома идёт на корм животным, на получение бумаги и различных промтоварных изделий.

Дети из хора:

1 .Слава тем, кто потрудился

Над кормилицей – землёй,

Кто не трутнем в мир явился,

А работницей – пчелой!

2 .Знать решили мы недаром:

Хлеборобы – мастера.

Чтоб ломились все амбары

От добытого добра,

Убирай урожай!

Да нагружай, нагружай!

3 .Да нагружай – наступили сроки.

Эй, урожай наш, урожай, урожай высокий!

Обмолотим всё как нужно,

Ни зерна не пропадёт!

Потому что очень дружный

И надёжный мы народ.

(Звучит «Урожайная» И. Дунаевского).

Дети (поют хором):

Как мы осенью собрали

Небывалый урожай.

И на праздник урожая

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

(Девочки в народных костюмах выносят каравай хлеба и угощают всех гостей).

4 . Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дети (хором):

Ура караваю!!!

1 вед:

А теперь потешат вас

Хлебные изделия.

(Выбегает Булка с маком, поёт и танцует под русскую народную мелодию).

Булка :

У меня подружки –

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

(Выбегают Ватрушки, поют и танцуют под чувашскую народную мелодию).

Ватрушки:

Мы весёлые ватрушки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

(Подбоченившись выходят Бублики и Калачи, танцуют, читая речитатив под рэп).

Бублики и Калачи:

А мы только из печи –

Бублики и калачи…

(За сценой слышно, как кто-то поёт басом).

2 вед:

Это кто поёт там басом?

(Выходит бочонок с квасом).

А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

(Бочонок кружится под вальсовую музыку).

Печенье :

Сделайте одолженье –

Съешьте печенье.

Пирожное :

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

Торт :

Я – торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

(«Хлебобулочные изделия» исполняют коллективный танец – хороводную).

1 вед:

А теперь мы повторим,

Чтоб вы не забыли:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

2 вед:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

Все (хором):

Слава! Слава! Слава!

Известному полеводу Т. С. Мальцеву принадлежат слова: «Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную. И восторгаются этим, что, в общем-то, справедливо. А вот о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать».

Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок -и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице. Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.

Классный руководитель:

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

(Звучит песня «Родимая земля, дороже нет земли»)

Как быть с выброшенным ломтиком? Неужели мы не в силах навести порядок? Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его

по-хозяйски – в дело.

Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их, поклонись низко в знак уважения.

(Представление гостя – труженика села. Он расскажет свою трудовую биографию и истории о хлебе из его жизни).

Главный итог везде и во всём – итог труда. Итог труда хлебороба – зерно, хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – всегда радость. Большой хлеб, богатый урожай – радость вдвойне.

На фоне тихой музыки звучат слова:

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Мини – проект: составление памятки, выполнение проекта плаката о бережном отношении к хлебу. Групповая работа, защита своих проектов).

Викторина:

    Назови известные тебе зерновые культуры.

    Когда производят их посадку?

    Что такое озимые?

    Перечисли старинные орудия труда.

    Перечисли современные сельскохозяйственные машины.

    Какие ты знаешь марки тракторов?

    Кто их делает?

    Какие марки комбайнов ты знаешь?

    Кто их делает?

    Назови профессию человека, работающего на тракторе.

    Назови профессию человека, работающего на комбайне.

    Когда в России появился первый комбайн и кто его изобрёл?

    Как по легенде звали древнего чувашского богатыря – землепашца?

    Кого называют хлеборобом? Почему?

    Кто выпекает хлебобулочные изделия?

    Назовите известные вам сказки о хлебных изделиях?

    Какое хлебобулочное изделие можно встретить на проводах зимы – Масленице?

    Почему блин круглой формы?

    Почему у печеного хлеба образуется корочка?

    Назови антоним к прилагательному в словосочетании «свежий хлеб»

    Почему хлеб черствеет?

    Что можно приготовить из чёрствых корок?

    Из чего пекут каравай?

    Как получается мука?

    Где её делали раньше?

    Как называется хранилище зерна?

    Где хранили зерно в старину?

    Расскажи, как пекут хлеб.

    Назови известных ученых, преобразователей земли.

    Где можно познакомиться поближе с выдающимися достижениями сельского хозяйства?

    Назови известные тебе народные пословицы и поговорки о хлебе и хлеборобах.

Участникам за правильные ответы раздают сушки, которые подвешивают в связки на шею участникам. Победитель тот, кто сумеет набрать их больше всего. Ему вручается поощрительный приз – сладкий пирог. классного часа начинается с... на учеников. Потом хватается за голову . 6: Можно выйти? У: ... деду... (Высвечивается кусок хлеба в 125 г.) Песня...

  • Классный час

    Весе. 7. У меня часто кружится голова . 8. В настоящее время я курю... будни, ни в праздники . Высокие пищевые... ХОД КЛАССНОГО ЧАСА I. Целевая установка – Сегодня классный час мы проведем... йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. ... со всеми понятными...

  • Классный час

    Речь? Тема нашего классного часа звучит так: “ ... Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба , ножницы, монетки, зеркало, ... “ставили градусник” – кидали головой в сугроб. - Когда парень... , которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но...

  • Классный час «Лесная капель» Прогулка по весеннему лесу Звучит «Веснянка»

    Классный час

    Классный час « ... . Чаще всего - хлеб и соль. Хлеб символизировал жизнь, а соль... ростом. Но во всем зеленом царстве нет дерева, ... стихи, песни, но и праздники . В Древней Германии в... лесной И в просеке сосновой киваю головой . (Колокольчик) Спроси теленка и...

  • Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

    Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то особенное, близкое к слову «святость». Наверное, с молоком матери мы впитали в себя великое уважение к этому слову.

    К сожалению, нынешние мальчишки и девчонки, нынешние подростки не испытывают этих чувств. Они уже далеки от того времени, когда хлеб на стол приходил к нам через кровь и пот тех, кто его растил. Они не знают лихих военных лет, когда каждая крошка хлеба была на вес золота, они уже не знакомы с теми ленинградцами, которые могли бы рассказать что такое «блокадный хлеб». Поэтому я считаю, что мы взрослые, мы педагоги должны взять на себя миссию рассказать подрастающему поколению об истинной ценности хлеба.

    У нас в районе, в глубинке Новосибирской области, традиционно осенью проводится праздник сельскохозяйственного работника, на котором чествуют и героев жатвы, т.е. тех людей, которые, не смотря ни на какие невзгоды боролись за урожай. А мы педагоги училища, приурочиваем к этому событию свой праздник, целью которого является воспитание бережливого отношения к хлебу, воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов, воспитание патриотизма.

    Сценарий литературно-музыкальной композиции:

    « Праздник урожая »

    Цели:

    - воспитание бережного отношения к хлебу;

    Научить видеть и уважать труд хлебороба;

    Раскрыть ценность хлеба;

    Расширить представления учащихся о Великой Отечественной

    войне, о блокадном хлебе;

    Воспитывать патриотизм, бережливость;

    Расширить кругозор обучающихся.

    Оформление зала: 1. Плакаты с пословицами о хлебе.

    2. Стенд « Поэты о хлебе».

    3. В центре сцены - Сноп из пшеницы.

    4. Большой плакат с изображением каравая и со словами «Хлеб всему голова»

    5. Экран, мультимедийное оборудование.

    6. Выставка хлебобулочных изделий.

    Участники: В качестве гостей ветераны труда, бывшие выпускники училища, мастера производственного обучения, учащиеся профессий: «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер», Маслянинский русский народный хор.

    На сцене хор, исполняет песню: «С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих…», в это время входят ветераны труда, победители урожая 2012года, бывшие выпускники училища. Зал встречает гостей аплодисментами.

    На экране высвечиваются слова: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества» (К. А. Тимирязев) или

    «Есть в мире понятия, ценность которых непреходящая. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб, даже изобилие хлеба не должно порождать его расточительство»

    Ведущий 1: (в руках маленькие пшеничные колоски).

    Из маленького зёрнышка вырастают колоски. Один колосок легко помещается на ладони. В этом колоске сплав энергии солнца и человека, труд многих людей: металлургов и машиностроителей, химиков и нефтяников, учёных и механизаторов. Сотни лет назад люди научились печь хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках произносится с любовью. Хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе труд миллионов людей, отражена история народа и вы, дорогие друзья, имеете непосредственное отношение к хлебу, знаете ему цену. Сегодня о хлебе наш рассказ.

    2 ведущий: Хлеб – один из самых удивительный продуктов человеческого труда. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из своего урожая, он обеспечил своё существование. Примерно 17 тысяч лет назад несколько племён поселились в долине Нила, они изобрели первые серпы, первые камнетёрки, на которых получили муку, они первыми испекли хлеб. Прошло много времени, труд хлебороба стал другим, но не стал легче.

    1 ведущий : Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на нашей планете. К. А. Тимирязев сказал: « Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества». Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали труд ни одного, ни двух, ни трёх, а труд многих людей.

    2 ведущий : День и ночь и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан ими, тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать и смолоть его, выпечь хлеб. (В это время идёт видеокольцовка: «Вести с полей. Урожай 2012.» , «Вести Новосибирск» http: //www.nsktv.ru/, «ОТС. Вести » http:// otstv.ru/main. или фрагмент кинофильма «Русское поле».)

    1 чтец : У крестьян торжественные лица,

    Поле всё зарёй освещено.

    В землю за сельскою станицей

    Хлебное положено зерно.

    Спит оно в кубанской колыбели

    Как отец склонился над зерном

    В куртке перешитой из шинели,

    Бледный от волненья агроном.

    Пусть же нива колосится,

    Будут этой осенью полны

    Нашей рожью, нашею пшеницей

    Все зернохранилища страны. (Л. Смеляков)

    Музыкальный номер. Песня «Отвечает любовью земля» в исполнении хора.

    2 чтец: (Девушка, в форме повара, читает стих с показом слайдов: «Виды хлебобулочных изделий»

    Вот он - хлебушко душистый,

    С хрустом, корочкой витой,

    Вот он – тёплый золотистый,

    Словно солнцем залитой.

    В нём здоровье, наша сила,

    В нём чудесное тепло,

    В нём земли родимой соки,

    Солнце свет весенний в нём!

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    И не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

    1 ведущий : Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое – то затаённое, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Он дёшев и доступен для всех, и заменить нам его никто не может, По подсчётам учёных медиков, взрослый человек обычно съедает в день около 500 грамм, а при тяжёлой физической работе – 800 грамм хлеба. Половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба. В нём много минеральных солей и витаминов.

    2 ведущий : Выросло не одно поколение людей,которые не знают, что такое хлебные карточки, бесконечные очереди за хлебом, которым неведома чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, корней травы, лебеды. Но никто не остаётся равнодушным, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе.

    В годы войны в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети. Их сомоотверженный труд помог солдатом одержать победу над врагом.

    3 чтец: Трудно родится хлеб,

    Трудно хлеб достаётся,

    Тот, кто душою слеп,

    Может быть усмехнётся,

    Обескуражен тем,

    Как я с достатком в доме,-

    Хлеб суеверно ем

    Крошки смахнув в ладони.

    Это живёт во мне

    Память о той войне

    Горькие времена!

    Худенький мальчик, где же ты?

    В сутки лишь горсть зерна –

    Триста граммов надежды

    Бабушка нам пекла.

    Хлеб из скупой мучицы,

    Жизнь, что давно прошла

    В сердце моё стучится…

    Хлеб нас от смерти спас

    Он и сейчас бессмертен

    Всё настоящее в нас

    Этою мерою мерьте! (А. Дементьев)

    1 ведущий: Был хлеб всегда в почёте на Руси –

    Её просторов главное богатство,

    Его ты хочешь цену знать? Спроси

    Тебе ответить могут ленинградцы.

    (При чтении текста используется видеосюжет хроники военных лет. «Блокадный Ленинград»)

    Во время ВОВ жителям Ленинграда (Санкт-Петербурга) выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители по 150 грамм. Он состоял из муки низкого качества и всё-таки этот хлеб помог Ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человека. Более 640 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной всегда многолюдно, посетители стоят и молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда!»

    4 чтец: На Невском замерло движение…

    Не ночью, нет – средь бела дня,

    На мостовой как изваянье фигура женщины видна.

    Там, на дороге, как во сне седая женщина стояла –

    В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

    Нет не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

    Размятый множеством машин и всё забывшим равнодушьем…

    «Кусочек этот бы тогда…кусочек этот бы тогда

    Кто осквернил? Кто позабыл блокады страшные года.

    А Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил…

    Там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

    Им не достался тот кусок лежащий здесь, у ваших ног,

    Кусок, не подаривший жизнь,

    Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь! Кто предал жизнь?

    (Р. Рождественский)

    2 ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают не только на войне, но и в мирное время. Уже в после - военное время, вблизи мордовского села Ново-Пшеново, загорелось пшеничное поле: провисли электропровода и коснулись земли. В это время проезжали мимо два друга, уроженцы этих мест: Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин и увидели пожар. Нужно было укоротить провод под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. Андрей стал кусачками перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя, и стал перекусывать провод. Никто из ребят не подумал, выдержит ли изоляция такое напряжение? И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, и он упал на землю, а на проводах качались кусачки… Хлеб был спасён ценой жизни Владимира. Он посмертно был награжден Орденом Красной Звезды.

    1 ведущий: И в настоящее время, ценою огромных усилий труженики сёл нашего района выращивают урожай. 2012 год стал настоящим испытанием для наших хлеборобов, но не смотря на неблагоприятные погодные условия им удалось вырастить хороший урожай. Такие хозяйства как ООО «Сибиряк», руководитель Сенников Алексей Геннадьевич, собрали 14,3ц/га зерновых, а ООО «Сибирская нива», руководитель Ляхов Сергей Александрович, получили 17,5ц\га. В целом по району урожайность зерновых и озимых составила 14ц/га и 21ц/га соответственно.

    Среди награждённых механизаторов есть и наши выпускники. В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 года №375-п «О мерах по своевременной подготовке и проведению уборочных работ в 2012 году» и распоряжением администрации Маслянинского района за большой личный вклад в развитие с/х производства и многолетний труд были награждены Почётной грамотой Законодательного Собрания Новосибирской области:

    Черняйкин Александр Николаевич, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 1984года).

    Реутов Андрей Николаевич, механизатор ООО «Сибирская Нива»; (выпускник 1987 года)

    Чаузов Олег Викторович, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 2006года).

    За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм были награждены Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Новосибирской области:

    Ильясов Александр Александрович, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

    (выпускник 1995 года)

    Дударев Владимир Николаевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

    (выпускник 1990 года)

    Огнёв Роман Сергеевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

    (выпускник 2000 года)

    Хочется сказать о трудовыхдинастиях: это, например, братья Гредины – Валерий и Слава – будущий выпускник 2013 года, которые трудились в ЗАО АПК «Маслянинский Лён», управляющим компании является Н.П.Кулешов, директором А.С.Баев.

    Слово предоставляется директору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Баеву Алексею Сергеевичу.

    Слово предоставляется выпускнику нашего училища, механизатору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Гредину Валерию.

    Музыкальный номер. Песня: «Хлеб всему голова». Автор В.Ф. Балачан.

    За более полувековой срок существования наше училище подготовило и выпустило тысячи специалистов, которыми мы гордимся. Мы благодарны нашим мастерам, которые передают нам свой опыт и мастерство: это

    Фогель А.А., Шкуропат В.А., Казанцева Л. И.- общий стаж их педагогической деятельности более 25 лет, Дубовской М.А., Ковязин Ф. Х.- их общий педагогический стаж более 15 лет.

    2 ведущий: К хлебу у нас должно быть святое отношение. Не нужно забывать никогда сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются такие вкусные булки и пряники.

    5 чтец: О хлеб, о мой товарищ, ты суров!

    Веками люди лили пот и кровь –

    И твоё имя, превращаясь в крик,

    Срывалось с пересохших губ у них…

    Веками тайной властью своей

    Ты по неволе разделял людей…

    Но миллионы именем своим соединял!

    И был для них один!!!

    Творец народов и людских судеб,

    Да будет свято твоё имя, хлеб!

    И пусть оно порой горчит,

    Но рядом с правдой хорошо звучит!

    О, хлеб, я знаю в каждом есть оно

    Ржаное иль пшеничное зерно,

    Которое – бывает, много лет –

    Упрямо пробивается на свет…

    И верно, для достойных день придёт,

    Когда зерно достойное взойдёт…

    И все колосья мы соединим

    О, хлеб, высоким именем твоим!

    (А. Руденко)

    1 ведущий:

    Зёрна наших дней, светитесь

    Позолотою резной,

    Говорим мы (вместе ведущие и чтецы)

    Берегите хлеб родной.

    Слово для награждения учащихся ГБОУ НПО НСО ПУ № 77 главному агроному, ветерану труда ООО «Сибирская нива» Батарцеву С.В.

    Музыкальный номер. Песня « Шумят хлеба». Авторы: Н.Гребенников, Н.Добронравов

    2 ведущий: Почет и честь вам, хлеборобы!

    За ваш прекрасный урожай

    За то, что Родине вы дали

    Душистый хлеба каравай!

    Музыкальный номер. Под звучание песни «Ты цвети, Россия наша» (Авторы: Н.Палькин, В.Левашов) вручается каравай мастерам и учащимся - участникам уборки урожая 2012г.

    Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

    Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

    • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
    • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
    • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

    Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

    У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

    Ход праздника

    Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

    Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
    Ее просторов главное богатство,
    Его ты хочешь цену знать?
    Спроси.
    Тебе ответить могут ленинградцы.

    В дыму ленинградское небо, С.34
    Но горше смертельных ран
    Тяжелого хлеба,
    Блокадного хлеба
    Сто двадцать пять грамм.

    Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

    Ведущий. С.35

    “Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

    Чтец.

    Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
    Говорим мы: берегите,
    Берегите хлеб родной
    Не мечтаем мы о чуде, –
    К нам полей живая речь.
    Берегите хлеб, вы люди,
    Научитесь хлеб беречь!

    Ведущий.

    “Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

    Чтец.

    Прошу тебя!
    Не оброни сынок,
    Когда лепешку ешь,
    Хоть крошку хлеба!
    Мы собирали
    Каждый колосок,
    Когда грозой войны
    Гремело небо.
    Тот хлеб спасал
    Москву и Ленинград,
    Жизнь продлевала даже
    Крошка хлеба.
    Но и сейчас
    Оплачена стократ
    Трудом нелегким
    Каждая лепешка.
    Не раз прощал тебе я озорство,
    Я знаю детство
    Без игры нелепо.
    Но не смогу простить
    Лишь одного –
    Хоть крошки
    Всуе брошенного хлеба.

    В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

    На свете видела я хлеба немало.
    Крестьянка его из печи вынимала.
    И клала на стол, осеняя крестом.
    Он отдыхал, накрытый холстом.
    В горнице пахло сильно и сладко,
    Хлеб грозным казался, как имя отца.
    За трапезой ели его без остатка,
    Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

    С.39 ,* Так повелось на моей земле:
    Из года в год, из рода в род – веками
    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
    Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах,
    И песней той, что жаворонком спета
    Под синим небом в золотых хлебах
    В июльский полдень солнечного лета.
    Пройдется пахарь утром по жнивью,
    И сыну, указав рукой на поле,
    Негромко молвит: “Поклонись ему,
    Как матери, как нашей общей доле!”
    Ты вырастишь и через много лет
    Опять сюда вернешься на рассвете
    И скажешь: “Ничего дороже нет,
    Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

    Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

    Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

    Цель: познакомить учащихся с традициями русской православной культуры, способствующими их нравственному воспитанию.

    Задачи:

    • расширение кругозора учащихся;
    • развитие творческих способностей;
    • развитие интереса учащихся к культурному наследию своей Родины.

    Форма проведения: музыкально-литературная композиция.

    Подготовка:

    • составление сценария;
    • разучивание стихов, сценок и слов ведущих;
    • подготовка выставки рисунков и музыкального оформления на СD.

    Оформление: празднично украшенная сцена, на которой разыгрываются сценки, выступают ведущие и исполнители.

    Реквизит:

    • костюмы для разыгрывания сценок (наши уч-ся самостоятельно вышивали передники, очелья и косоворотки).
    • Кастрюля, обвернутая ватманом. Ватман разукрасили под деревянную бочку.
    • Атрибуты русской избы: ухват, вышитые рушники, горшки, чугунки.

    Оборудование:

    • компьютер, магнитофон;
    • музыкальное сопровождение праздника на СД (фонограммы).

    В музыкально-литературную композицию включены вокальные и инструментальные произведения в исполнении учащихся нашей школы. При необходимости концертные номера можно заменить музыкальными записями близкими по тематике.

    Ход мероприятия

    Ведущий: Земли русские широкие, необъятные
    Каждый день и хорош, и пригож,
    Поезжай за моря-океаны
    Лучше россии ты не найдешь
    Все прекрасно: и земля, и небо,
    И поля, и леса, и луга.
    Пашни дышат, да урожай колосится,
    И шумят, зрея в поле хлеба.
    Под музыку «встреча гостей» идет шествие детей, несут сноп-бороду, украшенный красной лентой
    Девочка: Дует ветер, льется дождь, холодно на улице
    А в избе у вас тепло - видно ждали нас давно.
    Это от нас вам сноп-борода
    С урожаем будете вседа.
    Каждый ломтик хлебушка пахнет теплым небушком
    И земля всю силу в хлебе затаила.
    Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые
    Радугой украшен хлеб родимых пашен.
    От весны до осени русыми колосьями
    Светится любимая земля необразимая.
    Здесь поля привольные, люди хлебосольные,
    Добрым караваем угощаем вас.
    Выносится каравай
    Ведущий: Нелегко давался нашим предкам хлебушко, землю не трактором вспахивали, а плугом боронили, да лошадь помошница помогала; не комбайны собирали урожай, а серпами срезали колосья, да в снопы собирали и несли на мельницу молотить, да приговаривали: (во время чтения ребята перестраиваются в хоровод и запевают мелодию)
    «верти цеп, крути, бей в снопы, молоти, крути, верти и в ови заноси…»
    Ведущий: не просто мы с вами здесь собрались, поиграем в «мельницу»
    Игра «мельница»
    Мельница на кочке, развесила усочки, на семи ветрах стоит и на ветер глядит стучит, гремит, буд-то сто коней бежит, будто сто коней бежит, только пыль вокруг летит.
    Крыльями машет словно ей не страшно, подняться не может, только зерна гложет.
    И рвет, и трет, и завертки мнет, себе не хватает, другой - сыт бывает.
    Ребята организованно инсценируют содержание песни
    Ведущий: а сейчас,дорогие гости, мы приготовили вам сказку о непослушном тесте (смена декораций: русская изба, дед и баба замешивают тесто)
    звучит музыка «каравай»
    Скоморох: тесто было бело,
    Дулось и шипело,
    Фыркало, кипело,
    Тесто песню пело.
    Тесто: уползу я из кастрюли
    Я не буду пирогом
    Не хочу я быть коврижкой
    Иль пампушкой с творогом.
    Баба: стой, стой, не беги, испеку я пироги
    Будешь ты коврижкой с ягодкой-малинкой,
    Будешь кулебякой и начинкой с маком.
    Тесто: мне в каструльке мало место
    В печке мне не интересно 2 раза
    Скоморох: на пороге свинка, розовая спинка
    Свинка хрюкает, визжит, к тесту белому спешит
    Тесто: ты меня не трогай, подожди немного
    Буду я коврижкой с ягодкой-малинкой
    Буду кулебякой и ачинкой с маком
    Свинка: мне не нужен мак, съем теб и так.
    Тесто: караул, спасите! свинку уберите!
    Баба: ах, свинка проказница! (выгоняет свинку со сцены)
    Будешь ты коврижкой?
    Тесто: буду, буду!
    Дед: будешь кулебякой и с начинкой с маком?
    Тесто: буду, буду!
    Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным
    Угостити всех ребят булочками с маком!
    Все: хочет он стать пирогом, вкусным, ароматным
    Угостщаем всех ребят булочками с маком!
    (девочки-угощальницы на подносах выносят сдобу и всех угощают)
    Ведущий: вот теперь мы посидели, песни спели и поели
    Завершая праздник наш, песню спеть, хотим сейчас
    Все участники действа становятся полукругом на сцене и достают шумовые народные инструменты
    Исполняют песню «ай, чу-чу, я горошек молочу…»

    Воспитательский час

    литературно – музыкальная композиция

    «ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

    Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

    Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    Актуализация темы.

    Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

    Круглобок и маслян он,
    В меру крут, посолен, -
    Пахнет солнечным теплом,
    Пахнет знойным полем.

    Что это? (хлеб)

    Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

    Кто определит тему нашего занятия?

    Что мы сегодня узнаем о хлебе?

    Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

    Определили цель

      узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

    "Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

    Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

    Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

    Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

    Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

    Только село солнышко, опустело зернышко."

    (работа по слайдам).

    А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
    Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
    Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
    Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
    В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
    Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

    Ученик:

    Ты истину познай:

    Хлеб, что на столе,- оберегай!

    Не кроши его!

    Священен он!

    Если с хлебом-

    Ты уже силен.

    Хлеб – источник радости, добра;

    Золота дороже, серебра.

    Если в поле колос

    В полный рост –

    Доберешься до Луны,

    До звезд.

    Хлебом кормиться весь белый свет.

    Ничего дороже хлеба нет!

    Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

    Ученица: Славиться он первый на земле,

    Славиться он первый на столе.

    Ветер его холит, холят степи.

    Перед гостями он лежит парной.

    Ситный, белый. Черный и ржаной –

    Круто жизнь замешена на хлебе.

    Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

    Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

    Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

    Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

    Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

    Эй ты, попирающий корку ногою,

    Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

    Земле, на которой родился и рос.

    Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

    Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

    Ученица: Есть пословица в народе

    «Хлеб на стол, и стол расцвел».

    Хлеб нелегкий путь проходит,

    Чтоб попасть к тебе на стол.

    И в любом кусочке хлеба

    Ты почувствуешь всегда

    Теплоту родного неба,

    Привкус доброго труда.

    Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

    Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

    Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

    Фу, какой плохой хлеб!

    Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

    Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

    А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

    Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

    Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

    Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

    Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

    Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

    Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

    Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

    Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

    Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

    Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

    Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

    Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

    Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

    Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

    На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

    Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

    (Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

    - Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

    1. Хлеба к обеду в меру бери,
    Хлеб – наша радость, им не сори!

    2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

    3. Жалеть надо хлебную крошку.

    Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

    (Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

    Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

    Что производит хлебозавод?,

    Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

    Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

    Когда за столом вы, ребята сидите,
    То помните, кто для вас хлеб создаёт.
    Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
    Шахтер, машинист, металлург - народ.

    Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

    Ученик: Перед этой пашнею

    Шапку скинь, сынок:

    Видишь, пробивается

    Хлебный стебелек.

    Сколько в этом зернышке вложено труда,

    Знает только солнышко, ветер а вода.

    Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

    В сеялки и бороны трактор запрягал,

    Перед ним, малюсеньким.

    Крошечным зерном, долго думу трудную

    Думал агроном… (Г. Граубин)

    Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

    Ученик: Каждое зерно омыто

    Человечьей каплей пота.

    Нет, не может быть забыта

    Эта тяжелая работа!

    Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

    Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
    За ваш прекрасный урожай!
    За то, что Родине вы дали
    Душистый хлеба каравай!

    Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
    Встретить щедро, от души, с уважением большим,
    То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
    Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

    (ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

    Демонстрация слайдов.

    Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.



    Рассказать друзьям