Обычаи. Откуда пришли традиции и зачем они нам нужны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сотни тысяч лет назад, когда человек изъяснялся только жестами или отдельными звуками, люди придумывали различного рода действия, которые могли повлиять на исход событий. Так продолжалось тысячелетиями, менялись люди, ритуалов становилось больше, каждая община придавала любому обычаю определенный смысл, передавая их по наследству. Обряды незаметно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью современного общества.


Поклонение идолам

В древнем мире большое значение придавалось ритуалу поклонения идолам. Идолов обожествляли, на них молились, им приносили жертву, у разных народов были свои божества, истуканы, божки в виде глиняных фигурок, но все они несли одинаковый смысл. Идолопоклонство берет свое начало после всемирного потопа, где первым божеством стала вавилонская башня. По прошествии лет, обычаи приобретали новую форму и появились традиции, приметы, суеверия, талисманы, обереги.


Самые распространенные суеверия и обычаи


Распространенные суеверия

Кто из вас хоть раз в своей жизни не плюнул через левое плечо или не постучал три раза по дереву? Все мы верим в определенные приметы, носим вещицы, оберегающие от сглаза, и боимся суеверий, однако, мало кто знает, откуда все это взялось.

  • Почему считается, что просыпать соль на стол к ссоре? В давние времена соль была одной из самых дорогих приправ, и добыть ее было почти невозможно. Люди отвоевывали соляные месторождения и использовали соль в качестве валюты.
  • Еще одно суеверие, дошедшее до наших дней: нельзя здороваться или передавать друг другу что-либо через порог. Он служит границей между внешним и внутренним миром жилища и может привлечь нечисть.
  • В новую квартиру или дом, по обычаю, первым должен войти пожилой человек или кошка. Считалось, в доме может подстерегать нечистая сила, а старик или животина послужат определенной платой. В современном мире стараются стариками не жертвовать, а обойтись домашним животным.
  • На долю кошек во многих культурах выпала участь быть исчадием всех бед, воплощением силы зла. По традиции то место, где черная кошка перешла дорогу, мы стараемся обходить стороной.
  • Обычный для нас знак приличия, прикрывать рот ладонью во время зевоты, раньше носил иной смысл. Считалось, что во время зевания человек оголяет свою душу и в ней может поселиться демон, залетевший через рот.
  • Примета, что «есть с ножа нельзя – станешь злым», известна в каждой семье. По
  • версии древних славян, нож считался оружием магическим и опасным.
  • Нельзя свистеть в доме – денег не будет. Эта примета берет свое начало в древности, когда считалось, что свист призывает ветер, который неизвестно откуда взялся, а значит он – злой дух.

Знаете ли вы, что являлось эталоном красоты у древних майя?

По традиции маленькому ребенку к волосам на веревочке крепили бусину или шарик из каучука, который свисала между глаз, чтобы развить косоглазие, что считалось главным признаком очарования.


Обычаи древней цивилизации


Древние цивилизации

Жизнь древних людей не была такой разнообразной, как сейчас. В основном обычаи и ритуалы были направлены на самые яркие события: рождение ребенка, смерть, изготовление одежды, добыча еды. Одеяние древних народов состояло из шкур и меха, украшением служили разного рода бусинки, выточенные руками из бивней мамонта. Когда умирал человек, ему связывали ноги и руки, и клали в могилу в форме эмбриона, дабы он не смог вернуться. Обычаем было и захоронение вместе с усопшим предметов его обихода, считалось, что после смерти он сможет всем этим пользоваться.

Давным-давно, когда человек еще не отделял себя от природы, в мифах, легендах и сказаниях народов Америки, Австралии, Африки, островов Океании, индусов, скандинавов, шумеров существовал один и тот же таинственный персонаж, который прял нить жизни, прикреплял к ней всех людей и вплетал их в сеть узоров мира. А еще он ловил сны... Не пугайтесь, потому что это - паук.

Отчего же люди опасались паука и одновременно почитали? Может быть, потому что это один из величайших охотников-стратегов. Именно он (и практически только он) использует для охоты специально сплетенные сети. Это умение потом перенял у паука наблюдательный человек. Какая, спросите, связь всего вышеизложенного с темой снов? Самая, что ни на есть, прямая. Ведь охотиться можно не только за видимым, но и за невидимым. Тем более что человек раньше был уверен в реальности образов, являющихся ему во сне. А если снилось что-то страшное?

И вот благодаря пауку и его паутине возник магический талисман, который используют до сих пор. Идея создать ловушку для невидимых или призрачных существ возникла у индейцев племени оджибве в Северной Америке. Затем ловушки стали делать и другие племена. Вот только если форма ловца снов использовалась одна - круг, внутри которого плели магическую паутину, то смысл и назначение талисмана-ловушки у разных народов Северной Америки и Сибири были и остаются различными.

Оджибве верили, что через маленькую дырочку в центре проходят только приятные и добрые сны и мысли, а злые и страшные запутываются в паутине и с первыми лучами солнца рассыпаются. Вот как рассказывает оджибвейская легенда. Давным-давно оджибве жили на Черепашьем Острове (так некоторые индейские народы именуют Америку). Бабушка-паучиха Асабикаши заботилась о своих детях (людях племени), но когда они расселились по четырем углам Северной Америки, Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебнyю паутину.

Изначально ловцы снов предназначались для младенцев и детей немногим постарше и не были рассчитаны на длительное использование, и в этом был свой смысл. Делали их из согнутых в обруч ивовых прутьев и сухожилий или ниток. Со временем ива высыхала и натяжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости. Обруч же для взрослых делали из нескольких сплетенных между собой прутьев или из одного, но крепкого. Круглая форма ловца снов символизирует ежедневное путешествие солнца по небу. А мест, где паутинка соединяется с обручем, восемь - ровно столько, сколько ног у Бабушки-паучихи. К центру ловца снов привязывали перо - символ дыхания, воздуха.

Индейцы племен лакота, в отличие от оджибве, считают, что ловец снов ловит добрые мысли и сны, а в отверстие в центре паутины уходят все негативные. А появился он так.. Когда мир еще был молод, старец-шаман находился высоко в горах, и там перед ним предстал паук Иктоми - великий учитель мудрости, и заговорил с ним на сокровенном языке. Во время разговора Иктоми поднял ивовый обруч старца, к которому были привязаны перья, конский хвост, бусы, и начал плести паутину.

Он рассказывал старому шаману о циклах жизни: мы начинаем жизнь детьми, потом взрослеем, после чего старимся, и за нами снова приходится ухаживать, как за детьми, завершая цикл.

И в каждый момент жизни, - говорил Иктоми, плетя свою паутину, - мы сталкиваемся с множеством сил. Некоторые несут нам вред, некоторые, наоборот, могут помочь. Если ты будешь прислушиваться к добрым силам, откроешься им, то они с радостью помогут тебе. Но если твой выбор окажется неправильным, ты можешь попасть в ловушку и пострадать. Когда Иктоми закончил свою речь, он подал шаману обруч с паутиной и сказал:

Используй это, чтобы помочь своему народу достичь цели, черпая из источника видений и снов. Если ты доверишься Великому Духу, паутина будет ловить добрые идеи, а злые будут уходить сквозь дыру.

С тех пор индейцы вешают ловцов снов над своей постелью, чтобы отсеять доброе от злого. Добрые сны и видения остаются в паутине жизни и хранятся людьми, а злые проскальзывают сквозь дыру в середине паутины и перестают быть частью их жизни.
Ловец Снов. История создания

А вот ловец снов народов Сибири - кытгьем - исключительно шаманская вещь. Его предназначение - поймать как можно больше сновидческих образов (иногда пугающего содержания). Работая с такой ловушкой, шаман учится бороться и побеждать. Хотя ко всему слeдyeт подходить разумно. В мансийском сказании "Сонный человек" говорится о неумелом использовании сновидческой ловушки. Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье силок и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка - его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает друг этого человека и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание.

Как выглядит кытгьем? Это круглая деревянная рама с натянутыми двухцветными нитями, часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей, а другая часть формирует левостороннюю спираль. Смещенный вверх центр обозначается меховым кружком, от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми кисточками на конце. Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней части рамы. Различные фигурки животных и духов размещают без какого-либо порядка по всему полю плетения. Круглая рама символизирует целостность и гармонию Вселенной, ее оплот и одновременно бесконечность. Землю и Серединный мир вообще символизируют 36 направляющих нитей темно-синего (черного) цвета, а левосторонняя спираль из красной нити отражает характер Полуночного Солнца - светила страны сновидений. Меховой центр - это приманка для духов, кожаные шнурки - дороги духов. Считают, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам, проходят через спираль и задерживаются в ворсинках центра. С наступлением ночи пойманные таким образом духи спускаются по центральному шнурку и становятся образами снов. Приснившиеся образы запечатлеваются впоследствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает в разных местах поля плетения. Таким образом, ловушка служит и своеобразной записной книжкой, по которой можно вспомнить давнишние сны. Купить в Сибири правильный кытгьем крайне сложно, но можно обратится не посредственно к шаманам. И запомните настоящий кам, не когда не будет брать у вас деньги, за свои услуги. Лучше всего предлагать ему вещи, либо продукты.

Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.



Рассказать друзьям