«Изображение жизни трудового народа в сказках М. Е

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
краткое содержание других презентаций

«Творчество Салтыкова-Щедрина» - Литография. Дом в Вятке. Служил вице-губернатором в Рязани. Обложка журнала «Стрекоза». Сказки. Суть произведения. Знакомство с В.Г.Белинским. Писатель. Смерть Николая I. Служил чиновником. Салтыкова. Личная жизнь. Страницы нового произведения. Образование. Афоризмы. Вятский плен. Поместье в селе Спас-Угол. Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Последние годы жизни. Вопросы для размышления. Елизавета Аполлоновна.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Центр литературной жизни. Собранье насекомых. Названия книг. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Белинский. Традиции русских сатириков. Преемственные связи. Тип художественной образности. Русский писатель. Этапы биографии и творчества. Время творческих достижений. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Администратор. М.Е.Салтыков-Щедрин. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. М.Е. Салтыков-Щедрин. Журнал «Отечественные записки».

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Назовите имя автора сказок. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести. Назовите фамилию «Дикого помещика». Груши. Два генерала. Способ прогулки. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику. В каком виде два генерала прибыли на остров.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Я люблю Россию до боли сердечной. Состав редакции журнала. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Начало литературной деятельности. Детство писателя. История одного города. В ссылке. Писатель. Открыт музей. Ольга Михайловна. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Улица. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Михаил Евграфович с женой.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Жена писателя. Маловажность книг. Вольнодумие. История одного города. Юный Салтыков. Московский дворянский институт. Михаил Евграфович. Господа Головлёвы. Литературная деятельность. Крепостной человек. Убежденный социалист. Отечественные записки. Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Художественные особенности. Идея Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие. Юмор – мягкий смех, усмешка. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Государственная служба. Проблематика. «Вятский плен». Я люблю Россию до боли сердечной. Образование. Обилие впечатлений. Дочь писателя. История создания.

Изображая народ в сказке "Дикий помещик", М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая, проявляет к нему уважение и симпатию. Подобное впечатление складывается из наблюдений за противопоставлениями помещика, с одной стороны: "и был тот помещик глупый..." и трудолюбивого народа, с другой стороны.

На протяжении всего произведения автор подчеркивает мысль о том, что представитель из народа имеет нелегкую судьбу. Он находится во власти того, кто платит ему за труд, зависим от него. Но на самом деле барин без крестьянина не может самостоятельно справиться ни с одной проблемой. Помещик практически не дает народу права выбора, ущемляя его права. Такова доля угнетенного человека, находящегося в неволе.

Человек из народа оказывается незаменимым. Об этом свидетельствуют события произведения. Оказавшись без услуг своих работников, барин остался голодным и неухоженным. Только после того, как они исчезли, хозяин начал понимать их роль в своей жизни. У него происходит осознание того, что народ по крупинке строит весь быт своими руками - и свой, и хозяйский, проявляя при этом смекалку и трудолюбие. В его характере упорство, целеустремленность. Он доброжелательный, терпеливый и отзывчивый.

Незащищенный никем народ смиренно соглашался и на нелепые штрафы, и на другие правила помещика. При всем при этом не был глупым. Он все понимал про своего хозяина, разбирался в житейских делах, бытовых вопросах, поражаясь его жадности. Долгое время покорность и исполнительность были главными его характеристиками.

В скором времени и у бедняка терпение закончилось. Не вынес он издевательств со стороны угнетателя. Исчез в один миг, проявив таким образом свой протест против существующей системы, оставив хозяина наедине с самим собой.

Автор с искренним сочувствием относится к народу, высмеивая нерадивость помещика, его неспособность самостоятельно существовать, обслуживать самого себя. Он подчеркивает в сказке то, что этот деспот, имея безграничную власть над народом, становится заложником своей лени, скупости и агрессии. Автор унижает помещика перед народом, превращая его практически в животное (только "хвоста еще не приобрел"). Свободолюбивый народ, по его мнению, должен быть награжден по заслугам.

Несколько интересных сочинений

    У мене є багато людей, яких можу назвати друзями й приятелями. Але як і у всіх, в мене є найкращий друг. Його звуть Богдан. Він мій однокласник. Ростом він менший за мене, хоч ми й однолітки

  • Анализ рассказа Чехова Пари сочинение

    Рассказ Пари написан Чеховым за шесть лет до своей смерти. Он знал, что жить ему осталось немного, и последние его рассказы показывают переосмысление жизни Чеховым и подведения её итогов. Пари можно отнести к жанру рассказу-притче

  • Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба сочинение

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю.

Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем творчестве великий русский баснописец Крылов. Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над Которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий собой символ рабочей и крестьянской Руси, и мужики из повести «Как один мужик двух генералов прокормил», и многие другие.

Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует ему, но в то же время и скорбит о его смирении и аокорности, безмерном послушании. Горький чувствуется сквозь строчки автора, когда он рассказывает нам, как мужик свил себе веревку. Практически во всех сказках писатель рисует мужика с любовью, показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях честер добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином прокормить избу построить, и коня подковать, и одежду сшить, и «море-океан» перемахнуть. Угнетатели лее в сказках выглядят нелепо, смешно, автор смеется над их беспомощностью, невежеством, невозможностью прожить без мужика. Щедрин высмеивает такие человеческие пороки, присущ хозяевам жизни, как жадность, скупость, деспотизм, полное невежество. Все это прекрасно видно в салтыковском сборнике, вспомним хотя бы двух генералов или дикого помещика из одноименной сказки.

Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих произведениях, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице помещиков. Лучше всего это видно в сказке «Дикий помещик», где автор как бы собрал воедино все свои мысли и идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений между замученным народом и крепостниками: «Скотина на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух - все его стало. Лучины не стало мужику светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Автор показывает, что происходит с помещиком брошенным крестьянами: он становится лютым хищником, немытым, небритым, умирающим от голода. И тогда мы видим, что нет жизни барину без мужика, не может помещик куска хлеба себе сам добыть. Но как только возвращается народ, все становится на свои места. Этим Щедрин хочет сказать нам, что народ - создатель богатств, а его хозяин - лишь потребитель.

Олицетворением обывательщины стал «премудрый пискарь», который всю свою жизнь провел, прячась, боясь и опасаясь всех и вся. Целью жизни этого «просвещенного, умеренно либерального труса стало спасение своей шкуры, избежание неприятностей, уход от всех жизненных проблем. Пусть он и дожил до глубокой старости, но жизнь его была так пуста и ничтожна, что, кроме усмешки и презрения, никаких чувств у читателя не вызывает.

Целый ряд сказок посвящен высмеиванию Царской власти и государственного устройства. «Орел-меценат» является пародией на просвещенную Русь. Автор в лице Орла изображает правителя и его приближенных, которые уничтожают культуру, науку для достижения своих приземленных, материальных целей.

Несмотря на любовь к народу, писатель не мог не отразить такие его качества, как долготерпение, смирение, покорность. Автор говорит о том, что только сам народ может помочь себе, исправить свое приниженное, бедственное, подневольное положение.

Нельзя не упомянуть и о языке сказок Щедрина. Создавая их, писатель опирался на опыт народного творчества, о чем свидетельствует наличие множества пословиц, поговорок, присказок. иносказания нашел отражение в этих произведениях, видоизменившись соответственно жанру политической сказки. Автор говорит о далеком прошлом или о каком-то неведомом месте, а на самом же деле он описывает современную ему действительность: «Нынче этого нет, а было такое время...». Щедрин прибегает к аллегории, использованию масок из животного мира которым все же не удалось скрыть свое социально-политическое содержание и идеи.

Во все времена тема народа, его волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.

И в крепостнические, и в послереформенные годы он неустанно клеймил "аблакатов Балалайкиных", их "размазисто-стыдливо-пустопорожнее красноречие", оборачивавшееся попустительством и предательством в трагические минуты русской истории.

Формирование общественных и литературных взглядов писателя началось еще в эпоху тайного распространения в России социально-утопических теорий, а затем и могучей революционно-демократической проповеди В. Г. Белинского. Во время вятской ссылки Салтыкову-Щедрину пришлось впрямую столкнуться с царской провинцией, с чиновничьим и помещичьим губернским кланом. Он многое понял и пережил в эти годы.

В бурные шестидесятые годы он познакомился с революционно-демократическими деятелями "Современника", во многом приблизился к их воззрениям на политический момент и на движущие силы истории. Этому сближению сильно помогла и крепнувшая в нем ненависть ко всем формам социального и духовного насилия, основанная на широких наблюдениях и анализе действительности

Именно в эти годы Салтыков-Щедрин создает , отличающиеся особенной идейно-художественной зрелостью: "Сатиры в прозе", "Помпадуры и помпадурши", "История одного города", "Благонамеренные речи", "В среде умеренности и аккуратности". Знамя революционной демократии и социального прогресса он сумел пронести сквозь тяжелые времена реакции, через "эпоху контрреформ", когда его сатира приобрела трагические оттенки, но при этом не потеряла ни аналитической глубины, ни идейно-художественной монолитности. Да и сам писатель в эти трудные годы был образцом твердости, стойкости и выдержки.

В основе сурового, а подчас и трагического смеха Салтыкова-Щедрина лежали не скепсис и безверие, а ни с чем не сравнимая уверенность в торжестве идеалов гуманизма, предчувствие неиссякаемых духовных сил народа. Именно это делало его сатиру такой значительной, цельной и мудрой. "И чем сильнее удивление к храму, в котором благодетельно воспитывается человеческая мысль, - писал Салтыков-Щедрин, - чем страстнее преданность к интересам этой мысли, тем сильнее и страстнее становится негодование, возбуждаемое заразными притонами, которые стремятся заслонить храм и внести в него заразу, гниение и разврат". Писатель наполнял свои произведения не образами отдельных "злодейских" лиц, а мыслью о негодности всего эксплуататорского общественного строя: "Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явлений, в которой и заключается источник всех зол, угнетающих человечество".

Первые свои сказки популярный писатель-сатирик опубликовал в 1869 году, потом, начиная с 1880 года, они в течении семи лет регулярно появлялись в печати, вызывая неизменный заинтересованность у читателей и бессильную агрессия у властей. Что же так привлекало внимательность всех к этим сказкам?

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в РФ, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами более того гротеска. Можно высказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие "болезни" русского общества: чушь и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема "господа и народ". Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Начинается она традиционно для русских сказок: "Жили да были два генерала…" Но потом неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове. И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: надобно ли писать рапорт или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу "рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают", рыба в ручье "так и кишит", "на деревьях всякие плоды". Но глупые генералы раньше более того не представляли себе, "что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет"; один из генералов всю жизнь считал, "что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают". И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и потом чуть было не съели товарищ друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная мысль найти на острове мужика и принудить его работать на себя. И мужик, на самом деле, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, "чтоб не убег". А потом мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы "выслали ему рюмку водки да пятак серебра". Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему "от щедрот своих" крохи со своего стола.

Еще более ослепительно и выпукло эти отношения показаны в сказке "Дикий помещик". В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ослепительно сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но более того его друг-медведь. За что же князь удостоился такой "чести"? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился идиотский помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам более того умываться не в состоянии. Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, "утратил более того способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем". "Но хвоста ещё не приобрел", - тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но более того само государство: кто же ещё, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, вдали не вечно писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке "Коняга" он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то час как его братья, Пустоплясы, весело проводят час. Автор вечно был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету»Весть«и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ».

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что«с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт».«Нормальная»жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.»

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки»и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.



Рассказать друзьям