Фольклор в ночь перед рождеством. Какие сказочные мотивы использованы в повести "Ночь перед Рождеством"? ІV

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством» (закрепление знаний). Авторское отношение к изображаемым событиям.

Цель : развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; вид урока – урок-творческая лаборатория.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Трудно найти человека, который бы не восторгался творчеством Гоголя. Сегодня мы раскроем мастерство писателя, которое сделало его творчество выдающимся явлением в русской литературе.

ІІ. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.
    Н.В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда Гоголь черпал знания народного быта и национальных особенностей?
  2. Этнографы:
    • Рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста (отделка стен, их роспись, печь, парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы).
    • Зачитывают описание Вакулы и Оксаны; представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них: у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.
  3. Литературоведы:
    а) Раскрывают связь повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание; выполнив задание, возвращаются в свой мир (Чтение текста или художественный пересказ) ; рассказывают, какие волшебные силы помогают Вакуле.
    б) Объясняют значение слова «колядки», рассказывают об особенностях их исполнения и о том, как вознаграждались исполнители.
  4. Фольклорная группа:
    Исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему классу:
    • Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
    • Что придает языку повести прелесть национального колорита?
    • Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?
  5. Составление таблицы.
    Итак, мы увидели, что в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь обращается к хорошо знакомому ему украинскому народному быту и фольклору.
    Фольклорные источники и историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»
    Фольклорные источники Украинские былички, бывальщины и легенды.
    Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
    Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
    Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
    Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
    Историческая основа Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
  6. Художники-портретисты:
    Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Учащиеся представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
  7. Беседа с учащимися:
    • Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
    • Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, главная? Почему?
    • Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она, что он его выполнит?
    • Как Вакуле удалось заполучить черевички? (Чтение сцены у царицы). Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
    • О какой черте характера Вакулы свидетельствует данный поступок?
    • Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?
  8. Рассказ о героях повести.
    Литературоведы предлагают план:
    • Портрет героя.
    • Их черты характера и поступки.
    • Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
    • Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.
    Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.

IІІ. Итог урока.

Метод «Микрофон»:
  • Мне нравятся герои повести и их поступки.
  • Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
  • Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.

ІV. Домашнее задание.

  • Подготовить ответ по плану.
  • Индивидуальные задания:
    Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (выразительное чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Задание второй группе (3-4 ученика). Найдите реальные события, изображенные в повести (чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Группа «актеров» инсценирует 2 эпизода: посещение Солохи дьяком и Чубом и Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.

УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”

1 вариант

Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Рядом с простыми селянами сосуществуют персонажи украинского фольклора, обыденная жизнь переплетается с волшебством.

Мы становимся свидетелями того, как на страницах повести оживают народные предания и поверья, например, что в рождественскую ночь нечистая сила становится особенно активной и может произойти все что угодно.

Наиболее ярким представителем мелкой нечисти является черт, который пытается строить козни и всячески вредит добрым людям. Он крадет месяц, устраивает метель среди ясной зимней ночи, чтобы Чуб с кумом сбились с пути, пытается завладеть душой Вакулы в обмен на черевички для Оксаны. Но набожному и смекалистому кузнецу в итоге удается осмеять и наказать черта.

Великолепная Солоха оказывается ведьмой. Она летает верхом на метле по небу, прячет в рукав звезды, может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел у нее сзади хвост, кто-то узнал ее в образе черной кошки и свиньи.

Уважаемый знахарь Пацюк “приходится сродни черту”. Он не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной, без труда видит нечистую силу. Ожившие персонажи украинского фольклора делают повесть веселее, интереснее, сказочнее, помогают автору передать богатство и самобытность народной мифологии.

2 вариант

Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах после выхода в свет двух частей его книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Восемь повестей, из которых состояли обе части, – совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей веяло дыханием настоящей народной жизни. Они основаны на украинском народном творчестве – сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине. Это произведение поразило читателя романтической яркостью и свежестью художественных красок, превосходными картинами украинской природы, удивительным знанием быта и нравов простых людей, замечательно тонким юмором.

В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Гоголь не пошел ни по пути натуралистического или грубо-комического изображения отрицательных черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. Гоголь поэтизировал сельскую жизнь и простого человека. Это произведение писателя теснейшим образом связано с поворотом русской литературы к народности. Народность проявилась не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, а и в правдивой обрисовке черт национального характера народа, в проникновении в сущность народного духа.

Герои “Ночи перед Рождеством” колядуют – поют под окнами накануне Рождества колядки – песни, прославляющие хозяев дома и желающие им здравия и доброй жизни, песни о Рождестве Христовом. Хозяева в ответ на песни обязаны угостить тех, кто поет, чем-то съестным или деньгами, кто чем богат.

Отразились в повести и народные верования – в черта и ведьм, которые строят козни и мешают добрым людям. Черт, для того чтобы отомстить кузнецу, украл с неба месяц, и над всем селом повисла непроглядная мгла. Но Вакуле удалось обмануть черта и заставить его выполнить его приказания, поэтому кузнецу удалось за один день достать для ненаглядной Оксаны черевички, в которых сама царица ходила. Как и всегда в народных сказках и поверьях, добро побеждает зло.

А о Солохе ходило великое множество различных слухов: что видели “у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала”.

Утром после Рождества все селяне обязательно ходили на службу в церковь. У всех было праздничное настроение. Все были одеты в самые лучшие праздничные наряды: “пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках”, “дворянки в желтых и зеленых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами”, у молодых девушек “на головах была намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов”.

Предмет изображения в повести “Ночь перед Рождеством” – повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями, домашний быт, ярмарки, вечерницы, гулянье парубков и яснооких красавиц. Автор умело воссоздал облик народа, его наивные верования, полноту чувств, житейскую мудрость, чистоту народной души, поэтические представления.

(No Ratings Yet)

  1. Николай Васильевич Гоголь очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда говорили. Один из однокашников...
  2. ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В....
  3. САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” – удивительна, необычна и увлекательна, полна тонкой сатиры, веселых шуток и искрометной...
  4. ОБРАЗ ОКСАНЫ (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант Когда в моих руках оказалась повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, я прочла ее на одном дыхании....
  5. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  6. КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его...
  7. Н. В. ГОГОЛЬ НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ “Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы...
  8. На мой взгляд, Н. В. Гоголь всегда был мистиком. Рассмотрим на примере его произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель сразу же отмечает время – это время перед Рождеством, когда...
  9. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  10. Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, самый знаменитый и талантливый писатель, который с легкостью в своих трудах объединяет потусторонний мистический мир с миром людей. Удивительные, увлекательные, ни на что не похожие повести...
  11. ПАТРИОТИЗМ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ТАРАС БУЛЬБА” 1 вариант Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей...
  12. ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком...
  13. Повесть (ч. 1-я – 1943; ч. 2-я по назв. “Повесть о разуме” – 1972) (Сокращенный вариант) Автобиографическая и научная повесть “Перед восходом солнца” – исповедальный рассказ о том, как автор...
  14. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение....
  15. Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является...
  16. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  17. В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести “Тарас Бульба” автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные,...
  18. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  19. Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту...
  20. Гоголь Н. В. (01.04.1809) родился в Полтавской губернии в семье не зажиточной семье. Родители Николая Васильевича были помещиками и хотели для него достойного образования, которое он и получил в Нежинской...
  21. Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь... В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время... Повесть Гоголя “Тарас Бульба” это один из лучших рассказов писателя, в котором повествуется о героизме и свободолюбие Украинского народа. Гоголь рассказывает нам о борьбе украинского народа против польских шляхтичей и...
  22. Фольклор – устное творчество народа. В первых главах мы рассмотрели его предпосылки, постарались обнаружить те корни, из которых развилось это могучее дерево. В первобытном синкретическом искусстве были объединены танец и...
УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”

1 вариант

Н. В. Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос среди простых, добрых и веселых людей, заслушивался народными сказками и легендами, смеялся над неистощимыми шутками деревенских балагуров, самозабвенно распевал в праздничные дни колядки и щедривки. А поскольку наделила этого веселого человека блестящим литературным талантом, он перенес на страницы своих произведений все, что было дорого его сердцу, искристый юмор, сочный и яркий язык, «обычаи и нравы малороссиян наших».

Вся Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» пропитана украинским фольклором. Люди, описанные в повести, не просто верят в водяных и русалок, ведьм и чертей - они живут рядом с ними.

Но первая ведьма на селе «великолепная», «дражайшая» Соло-ха - совсем не страшна. Она остроумна и обаятельна, хитра и «сметлива», «добрая хозяйка».

Односельчане догадывались о ее причастности к нечистой силе, но доказано это никем не было, а поэтому мало ли что могли говорить «старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее».

Веселый смех, а вовсе не ужас и трепет, вызывает фигура черта. Чего стоит одно его описание: «воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа... мерзость мерзостью...»

Это представитель нечисти, особенно разгулявшейся в последнюю ночь перед светлым Рождеством, он тщеславен и мстителен, глуповат и хвастлив, а в общем - мелок и ничтожен. Поделом ему досталось от кузнеца Вакулы, ведь «вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

Своей чудесной повестью Н. В. Гоголь утверждает, что никакая нечисть не страшна человеку, если он смел и весел, трудолюбив и щедр, если его сердце открыто любви, а душа - Богу.

2 вариант

Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» , потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Рядом с простыми селянами сосуществуют персонажи украинского фольклора, обыденная жиз, нь переплетается с волшебством.

Мы становимся свидетелями того, как на страницах повести оживают народные предания и поверья, например, что в рождественскую ночь нечистая сила становится особенно активной и может произойти все что угодно.

Наиболее ярким представителем мелкой нечисти является черт, который пытается строить козни и всячески вредит добрым людям. Он крадет месяц, устраивает метель среди ясной зимней ночи, чтобы Чуб с кумом сбилисьс пути, пытается завладеть душой Вакулы в обмен на черевички для Оксаны. Но набожному и смекалистому кузнецу в итоге удается осмеять и наказать черта.

Великолепная Солоха оказывается ведьмой. Она летает верхом на метле по небу, прячет в рукав звезды, может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел у нее сзади хвост, кто-то узнал ее в образе черной кошки и свиньи.

Уважаемый знахарь Пацюк « приходится сродни черту ». Он не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной, без труда видит нечистую силу. Ожившие персонажи украинского фольклора делают повесть веселее, интереснее, сказочнее, помогают автору передать богатство и самобытность народной мифологии.

Если домашнее задание на тему: » УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ н. В. гоголя «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Цель: · выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей; · формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы; · воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя. Оборудование: Мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Повторение изученного на предыдущем уроке.. Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Фольклорные источники. Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре). Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой». Быва́льщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Леге́нда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы. «Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».
Историческая основа. Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений. - Объясните лексические значения слов и словосочетаний: Бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш. Бричка – Легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – Сельская территория, подчинённая городу. Заниматься малеванием – Заниматься рисованием. Заседатель – Человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – Шапка с ушами. Фуражка – головной убор с околышем и козырьком. Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро). III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством». 1. Образы Оксаны в повести. - Когда происходят события в повести? 1.1. Рассказ о сочельнике. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.

Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги.

Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. 1.2. Рассказчик в повести. - От чьего лица ведётся повествование? - Составьте устный портрет рассказчика. - Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести? 1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… » до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162) 1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!

» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164) 1.5.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною… » до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174) Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали. - Назовите героев повести. - Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.) - Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»? 1.6.

Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169) 1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.

С.Родионова. (С.169-172) 1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану… » до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179) - Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок?

(Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично). - Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? 1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А. П. Бубнов. (С.185) 2.

Образ Вакулы в повести. - Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы. - Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить). - То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя.

Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет». - Что мы узнаём о Вакуле-художнике? - Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием… » до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164) - Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали».

(С.202-203) - Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212) (Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.) - В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует?

(В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.) - Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя и с повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", найти в них фольклорные элементы;
  • воспитание интереса к устному народному творчеству, как к духовной основе русского народа.
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; сборник Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; рисунки учащихся к уроку; компьютерный класс с установочной системой visual Basic для использования компьютерного теста, проектор, экран (компьютерная презентация).

"Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов". (А.Н. Толстой о народном творчестве)

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Беседа по вопросам:

Ребята, в этом году мы отметили 200-летие со дня рождения какого выдающегося русского писателя?

Что вам известно об этом писателе?

Какие художественные произведения Н.В.Гоголя вы читали?

Какие кинофильмы вы видели, поставленные по мотивам его произведений? Поделитесь своими впечатлениями.

Слово учителя. Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах:" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Об этом пойдет у нас речь на следующем уроке. А сегодня у нас тема урока "Фольклорные мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Ребята, а как вы понимаете тему нашего урока? Что такое фольклор?

(Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, поговорки, пословицы, былины и т.д.)

Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Поэтому тема нашего урока очень актуальна в современном образовательном процессе. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Проверка домашнего задания.

Показ компьютерной презентации.

Выступление учеников о биографии писателя.

Рассказ о детстве и раннем увлечении фольклором.

Дружба с меценатом Д.П.Трощинским.

"Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки

2 слайд Н.В.Гоголь - детские годы и увлечение фольклором.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.

3 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

4 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

5 слайд М.И Гоголь - мать будущего писателя.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

По словам Эмилии Ковриго, воспитанницы матери Гоголя, во время каникул будущий писатель любил часто беседовать с окрестными крестьянами на всевозможные темы, слушать их песни.

6 слайд Дружба с Д.П.Трощинским

Многочисленная родня, среди которой многие славились искусством распевать народные песни, наконец, дружественные отношения с просвещенным меценатом Д.П.Трощинским, имевшим собственную большую библиотеку и лично знакомым со многими деятелями литературы и этнографии, - все это оказало благотворное воздействие на будущего писателя.

7 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

8 слайд Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки".

9 слайд Н.В.Гоголь после окончания гимназии.

10,11 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

После неудачи с "Ганцом Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

Работа с классом.

Давайте вспомним, какие повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканька"?

Учащиеся называют, учитель показывает иллюстрацию к повести.

12 слайд Повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Ночь пред Рождеством"

13-20 слайд

"Страшная месть"

"Пропавшая грамота"

"Сорочинская ярмарка" "Майская ночь, или Утопленница"

О каких повестях мы умолчали? (" Вечера на хуторе близ Диканьки", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Вечер накануне Ивана Купала")

21 слайд Композиция "Вечеров:" (запись на доске)

Вопрос к классу. Сколько повестей входит в сборник? (10)

Работа с текстом. Исследовательская работа класса.

Найдите в повести "Ночь перед Рождеством элементы устного народного творчества? Работа в группах.

Темы выступлений.

1.Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя.

2. Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

3. Легенды в "Вечерах:".

4. Сказочные элементы в "Вечерах..".

22 слайд 1 тема исследования "Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя".

Тезисы. Н.В.Гоголь использовал в повести "Страшная месть" старинные песни. Особенно хотелось отметить, что его привлекали исторические песни и думы.

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи ", Параски в "Сорочинской ярмарке ", Оксаны в "Ночи перед рождеством",- Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

Эта повесть была напечатана в 1831 году в сборнике "Вечера:" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В.Гоголь сразу хотел погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых и жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

Как вы понимаете фразу? "Парубки и девушки стремились выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).

Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок).

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах.

Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

Вы внимательно слушали наш рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

23-24 слайд 2 тема исследования "Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

Вопрос к классу?

Дайте определение поговорки и пословицы? (поговорка- образное выражение, пословица-изречение со смыслом).

Тезисы выступления. Язык "Вечеров" изобилует народными пословицами и поговорками, меткими словечкам, искрится юмором, смехом. Очень часто Гоголь использует и поговорки, побасенки. В диалогах сатирических персонажей повестей "Вечеров" часто встречаются элементы "просторечия". Обращение к ним помогает углубить характеристику героев, придав речи национальный колорит.

26 слайд 3 тема исследования " Легенды в "Вечерах:"

Повторение пройденного материала.

Дайте определение былин? (эпические песни, старины, т.е. повествование о старинных событиях).

Вспомните былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие славные воины).

Откуда пришли к нам предания и что это такое? (Пришли предания из далекого прошлого, это рассказы, повествующие о ярких событиях истории и показывающие их с неожиданной стороны).

Словарная работа. Что означает слово "легенда" в переводе с латинского языка? (То, что следует читать). Это истории, в которых происходит что-то необыкновенное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле. Легенда объясняла те законы, по которым существует мир.

25-30 слайд 4 тема исследования "Сказочные элементы в "Вечерах.."

Вопросы к классу.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит сказка, т.е. ее композицию?

Чем отличается повесть от сказки? (Повесть - это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя, а сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом).

Какие фантастические герои часто встречаются в сказках? (Черти, баба Яга).

Выступление исследовательской группы

Тезисы: Щедро вплетает фольклорные мотивы и в повесть "Ночь перед Рождеством"; народную легенду пересказывает Гоголь и в "Страшной мести".

У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов, является выражением глубокого сродства мировоззрения писателя с народом. Подобно тому как в народной поэзии, в сказках враждебные народу отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям "нечистой силы", Гоголь в своих повестях делает фантастических персонажей - чертей, ведьм - носителями злых и корыстных черт.

Подведение итогов урока. Обобщение материала.



Рассказать друзьям