Основной принцип положенный в основу теории раскольникова. Крушение теории Раскольникова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

Смысл теории Раскольникова

Истоки теории Раскольникова

Достоевский писал, что в основе теории Раскольникова лежат идеи, «носящиеся в воздухе».

Во-первых, это идея неприятия зла и насилия. Раскольников страстно желает изменить мир и ищет пути спасения «униженных и оскорбленных».

Во-вторых, в России в 60-е годы XIX распространились идеи «бонапартизма», то есть идеи особого предназначения сильной личности и неподсудности ее общим законам.

Теория Раскольникова рождается под влиянием многих причин. Это и социальные - общество, в котором живет герой, действительно основано на зле и насилии. Это и личные - собственная нужда, нежелание принимать жертву матери и сестры.

Мечтая переделать мир, Раскольников стремится принести добро людям, но это добро, по его мнению. Может совершить только «необыкновенный человек», и мир переделать может только «необыкновенный человек». Поэтому еще одна из причин, которая толкает его на преступление, - это желание проверить, кто он, сильная личность или «тварь дрожащая».

Основные положения теории Раскольникова

1. Раскольников делит всех людей на два разряда: на «обыкновенных», которые живут в послушании, и «необыкновенных», которые способны «в среде новое слово сказать».

2. Эти «необыкновенные» люди, если того требует их идея, разрешают себе «переступить хотя бы и через труп, и через кровь».

Кеплер и Ньютон, например, будь на их пути препятствие, имели бы право и даже обязаны были устранить 10 или 100 человек, чтобы донести свои открытия миру.

Крушение теории Раскольникова

Аргументы, разоблачающие теорию Раскольникова

Достоевский не может принимать «социальную арифметику» Раскольникова, в основе которой лежит уничтожение хотя бы одной жизни. Поэтому он с самого начала доказывает несостоятельность теории, считая, что нет таких критериев, по которым можно было бы разделить людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Желая спасти людей и принести добро «униженным и оскорбленным», Раскольников вместо этого во время совершения преступления убивает Лизавету, одну из тех, кого он хотел спасти.

Желая принести добро людям, Раскольников становится виновником многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки и др.).

Уязвимость своей теории чувствует и сам герой. «Это человек-то вошь»,- говорит ему Соня. «Да ведь и я знаю, что не вошь»,- отвечает Раскольников.

По теории Раскольникова, Соня, Катерина Ивановна, Дуня, его мать - люди низшего разряда, и их надо бы презирать. Однако он любит мать и сестру, преклоняется перед Соней, то есть вступает в противоречие со своей теорией.

Желая быть в числе «необыкновенных», он становится похожим на Лужина, Свидригайлова, но именно этих людей он глубоко ненавидит, то есть ненавидит тех людей, которые живут по его теории.

Для Раскольникова Лужин, Свидригайлов, старуха-процентщица - люди низшие, однако, с другой стороны, для того же Лужина сам Раскольников - человек низшего сорта, через которого можно переступить.

Совершив преступление, Раскольников мучается, страдает, а ведь «необыкновенный» человек сделал бы это «без всякой задумчивости». И эти муки совести - свидетельство того, что в Раскольникове не погиб человек.

Сон, который приснился Раскольникову на каторге, - доказательство того, что его теория ведет к хаосу, к гибели человечества.

На каторге происходит духовное исцеление Раскольникова, когда он признается в несостоятельности своей теории и принимает правду Сони, правду христианского смирения и прощения.

Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, « как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».

Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», « чистокровных арийцев».« Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям, сверхчеловекам, - всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.

Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая цель.

Главная идея теории Раскольникова - право исключительного человека ради блага человечества преступать через общепринятые нормы человеческого поведения, нормы нравственности, «задвигать» эти нормы. Раскольников утверждает «…я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства… Я просто-напросто намекнул, что необыкновенный человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть для всего человечества) того потребует».

В своем рассуждении Раскольников не беспочвенен. Достоевский позволяет своему персонажу привести все возможные доводы; писатель ничего не хочет прикрыть или утаить, не желает облегчения в решении поставленной проблемы. Главный довод Раскольникова - история, свидетельствующая о сочетании реформаторства, безнравственности, преступании реформаторами норм нравственности во имя реализации своих идей. Реальное существование такого сочетания, ненаказуемость его, неосуждаемость его людьми, отсутствие нравственной оценки действий подобных реформаторов - вот аргументы Раскольникова. Раз ненаказуемость, значит дозволенность, но дозволенность не для всех - для всех необходимы обычные нормы нравственности - а только для избранных, которым позволено то, что не разрешено обычным людям. Раскольников поясняет смысл своей теории: «…я развиваю в моей статье. Что все …ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от своих отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы ».

Раскольников формирует исторический закон: всё выдающееся для своего свершения допускает любые средства, более того, не может не совершаться, сопровождаясь преступлениями против нравственности. Нормы нравственности не для выдающихся людей, не для устроителей общественной жизни, а только для обычных - для них они безусловны и обязательны. Первые двигают мир и ведут его к цели, вторые сохраняют мир и приумножают его численно. Выведенный Раскольниковым закон комментирует и поясняет следователь Порфирий Петрович, доводя рассуждения автора до предельной ясности: «все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А «необыкновенные» имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Итак есть принцип: прогресс и преступление неразрывно связанны. Раскольников свои поступком - убийством старухи-процентщицы ради, как он считает, денег для сестры и матери, близких и любимых людей, проверяет себя в роли необыкновенного человека. На самом деле проверяется сама идея - это главное.

Проблема доведена в романе до предельной остроты: вредная, воплощающая зло, старуха-процентщица, ничем не оправдывающая своего существования, не вызывающая никаких симпатий, с одной стороны, а с другой - просвещенный, бескорыстный, заботящийся не о личном благе, а о своих ближних, Раскольников, не убийца по своей природе. Он - человек способный любить и быть любимым. Таким образом, в противостоянии обыкновенный - необыкновенный человек место обыкновенного занимает совсем уж никчемная личность, а в роли преступника далеко не злодей.

Главное в том, что убийство ввергло Раскольникова в непрекращающуюся трагедию, которая была неминуема, поскольку произошло убийство - это высшее проявление нарушения закона и нравственности, причем это убийство по намерению, заранее допускаемое, оправдываемое самим убийцей.

Убийством «по совести» называется у Достоевского преступление, разрешение которого дается собственной совестью человека, убежденного в том, что существуют люди, которые имеют право распоряжаться чужой жизнью, могут решать за других, жить им или не жить, и люди, которыми можно безгранично распоряжаться. Причем таких людей по убеждению Раскольникова (строго говоря, и не людей вовсе, а в своей массе материала для истории) большинство, так что урон, исходя из строгих расчетов при жестоком обращении с ними, невелик, тогда как необыкновенных людей, которым все разрешено по совести, - очень мало, один из ста тысяч, а гениальных и вовсе единицы. Велик соблазн, показывает Достоевский, назвать себя именно таким, необыкновенным, каких можно перечислить по пальцам!

План

1. Введение

2. Суть теории

3. Причины крушения теории

4. Вывод

Уникальность романа " " в том, что Фёдор Михайлович представил и испытал на прочность необычную теорию, которую рассказал устами своего героя Раскольникова. В данном сочинении будет рассмотрена сама теория и причины её провала.

По мнению главного героя романа "Преступление и наказание", всё общество делиться на две неравные части: обычных, ничем непримечательных людей и выдающихся личностей. Первые - это огромная живая масса, которой управляют вторые. Обыкновенной части человечества просто необходимо в своих поступках опираться на какие-либо правила, а вторым не только можно, но и должно переступать через закон во имя светлого будущего. И лишь те, кто в силах бросить вызов судьбе, законам и обществу в целом, могут управлять живой массой и называться необыкновенными людьми. Жизнь большинства не заслуживает сожаления, так как их ничтожная жизнь не стоит ни гроша. Они вынуждены умирать ради чего-то великого и важного.

Выдающиеся личности могут переступить через чей-либо труп, если идея действительно требует этого. Кроме того, лидерам можно простить их злодеяния, если они были сделаны во благо. Совесть может не мучать таких людей, так как живая масса для того и создана, чтобы жертвовать ей ради возвышенных идей. Как правило непримечательные люди не оставляли свой след в истории, а деятельность необыкновенной части общества была направлена на разрушение старого, создание нового, изменение жизни человечества. Среди выдающихся личностей Раскольников выделял Соломона, Наполеона, Ликурга, Магомета. "Возможно ли обрести счастье, жертвуя людьми и преступая нравственные законы" - это основной вопрос, на который пытался ответить главный герой.

К концу произведения Раскольников и сам убедился, что его теория не может существовать. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, убийство одних людей, которое было в основе идеи главного героя, не может стать залогом счастья других. Как правильно заметил Родион, вместо желаемой смерти старухи-процентщицы он получил собственную моральную кончину. Во-вторых, деление общества на две неравные части изначально не имело шанса на успех. Нестабильность, которая присуща социуму, опровергает существование каких-либо закреплённых ярлыков за теми или иными людьми.

Теория о "выдающихся" и "обыкновенных" людях, описанная в романе "Преступление и наказание", повлияла на многих, в том числе и на самого Родиона Раскольникова. Благодаря данной идее главного героя произведения раскрывается идея романа: убийство даже ради благой цели не может сделать никого счастливее. Смертный грех лишь ухудшит положение убийцы.



Рассказать друзьям