Сборник идеальных эссе по обществознанию. Образ сатина как мерило двойственности человеческой натуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пьеса «На Дне» была написана А.М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз - «Без солнца», «Ночлежка», «В ночлежном доме».
Действия пьесы происходит в ночлежном доме Костылевых - это «Подвал похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Везде по стенам – нары. Посередине ночлежки большой стол, две скамьи, табурет все не крашенное и грязное». Жители ночлежки в прошлом различного социального положения, но из-за трагических событий, все они оказались в ночлежке и теперь многие из них не работают, а лишь пьют, играют в карты и воруют.
Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они по-своему несчастны.
Клещ рабочий человек, он всю жизнь работал, но этот труд не спас его от нищеты. Ему пришлось продать все, для спасения умирающей жены. Клещю больно
осознавать, что он деградирует, но, в конце концов, он смиряется и приходит к выводу: «Ничего…везде люди, сначала не видишь этого, а потом поглядишь – окажутся все люди», если сначала он видел в обитателях ночлежки собрание пороков, то теперь он в каждом увидел человека. Актер раньше был актером, хорошо читал пьесы, но играл в массовках, одна из ролей- роль могильщика. Его беспокоит потеря его имени, спился, но хочет чувствовать себя человеком. Живет среди вымышленных героев. Он убежден, что «талант – это вера в себя, в свои силы» Сравнивает себя с трупом, он считает «нет имени – нет личности». Пепел – воров сын. Сам стал вором со зла, отрицает совесть. Тянется к прекрасному, в Наташе привлекает чистота души, надеется на спасение от пошлой жизни. Барон потомок знатных вельмож, всю жизнь прожил, как в тумане, в итоге оказался босяком. Это сочетание наглости и презрения к людям. Сатин-это, образованный человек, убивший негодяя, который обесчестил его сестру. Сатина считает, что: «Человек - вот, правда!» Правду о человеке герой сравнивает с его творческой деятельностью: «Существует только человек, - все же остальное-дело его рук и его мозга…в этом все начало и концы…все - в человеке,все для человека! Существует только человек» В эту ночлежку приходит странник Лука. На протяжении всей пьесы мы пытаемся понять, кто же такой Лука? « Врачеватель душ» или лжец? Лука единственный кто подошел к умеряющей Анне (жене Клеща), пожалел её и попытался уверить, что смерть – это не страшно. Лука так же рассказал Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Актер ему поверил, перестал пить и устроился на работу, чтобы накопить денег на поездку туда. А Пепла старик убедил, что ему вместе с Наташей нужно бежать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. По моему мнению, Лука – врачеватель душ, ведь он пытается, хоть как то облегчить учесть ночлежников, успокоить и помочь им.
В самом названии пьесы уже заложен огромный смысл. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.


В каких произведениях русской литературы героев связывают не узы дружбы или взаимной симпатии, а неодолимая власть событий?

Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь, в левой, каменной, стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем - перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Начало весны. Утро.
Барон. Дальше!
Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала... и теперь уж - ни за сто печеных раков - под венец не пойду!
Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?
Сатин рычит.
Квашня. Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала - нет! Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой...
Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). "Роковая любовь"... (Хохочет.)
Настя (протягивая руку). Дай... отдай! Ну... не балуй!
Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.
Квашня (Клещу). Козел ты рыжий! Туда же - врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?
Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька...
Настя (отнимает книгу). Дай...
Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься... только того и ждешь...
Квашня. Конечно! Еще бы... как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти...
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело...
Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Барон. Началось! Настька - ты где?
Настя (не поднимая головы). А?.. Уйди!
Анна (высовывая голову из-за полога). Начался день! Бога ради... не кричите... не ругайтесь вы!
Клещ. Заныла!
Анна. Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно!..
Бубнов. Шум - смерти не помеха...

Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
Томас Манн
Ужасен тот, кому уже нечего терять.
Гете
Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне».
Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек.
О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю». Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

Пьеса «На дне» - произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них - проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство.

Жизнь в ночлежке, обитатели которой пытаются как-то существовать, кажется нереальной и фантастической, потому что люди изначально поставлены в такие условия, когда ничего нормального быть не может. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой, каменной, стене- дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя», так описывает автор место происходящих событий. Грязь, теснота, скученность, сырость, убожество, мужчины в одном помещении с женщинами - вот тот интерьер, на фоне которого разворачивается любовь персонажей. Жена хозяина ночлежки Василиса бегает на свидания с вором Пеплом, чем вызывает постоянную ревность своего лицемерного и жадного мужа, Пепел любит ее сестру Наташу, а Настя, добывающая себе хлеб насущный самым унизительным ремеслом в мире, мечтает о чистой, бескорыстной любви. Человеческие чувства не умерли даже в таких страшных условиях: и здесь есть место состраданию, сочувствию, надеждам и любви.

Наверное, самыми значимыми для развития сюжета пьесы являются взаимоотношения Пепла и Наташи. Пепел, вор, сын вора, видит в скромной и доброй Наташе, над которой постоянно издевается ее сестра, символ чего-то прекрасного, светлого, за что не жалко отдать жизнь: «Хоть сейчас - смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца... умру - не охну! Даже - с радостью, потому что - от чистой руки...» При этом Пепел не понимает, что Василиса, женщина властная и злобная, так просто своего не отдаст. Первое действие пьесы заканчивается тем, что Василиса избивает Наташу. Василиса пытается уговорить Пепла убить мужа, освободить ее от него, а за это она обещает отдать ему Наташу в жены. А сама Наташа Пепла не любит, она тоже живет мечтами: «Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или- случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать?»

Старец Лука уговаривает Пепла забрать Наташу из ночлежки и уехать с ней в Сибирь, которую представляет Пеплу как рай земной. Пепел, доверяя Луке, верит в то, что можно изменить жизнь, он готов на все ради своей любви: «Я сказал- брошу воровство! Ей-богу- брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный... буду работать... Ты думаешь - моя жизнь не претит мне? Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» Наташа тоже не прочь уехать с Пеплом, понимая, что другого выхода у нее нет. Но герои не успевают: третье действие заканчивается тем, что Василиса опрокидывает на свою сестру кипящий самовар, а Пепел в этой суматохе одним ударом убивает Костылева. В конце пьесы мы узнаем, что Наташа исчезла из больницы, а Пепла ждет тюрьма. Какова дальнейшая судьба этих героев, не известно, но вряд ли они найдут свое счастье в мире насилия и угнетения.

А вот судьба еще одной героини пьесы, Насти, к сожалению, вполне определенна. Настя зарабатывает свой хлеб на улице, над ней смеются все ночлежники, ее все презирают. Настя уходит в мечты, фантазии о великой любви, которой у нее не было и никогда не будет. Она единственная из ночлежников читает книги, правда, это бульварные романы, из которых она черпает сюжеты своих фантазий: «Ей-богу... было это! Все было! Студент он... француз был... Гастошей звали... с черной бородкой... в лаковых сапогах ходил... разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил... так любил!» Только Лука сочувствует Насте, говоря: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!» В этом страшном мире Насте остается только мечтать, забывая об унижениях и оскорблениях, которые достаются на ее долю в мире реальном.

В своей пьесе Горький показывает, как трагичны судьбы людей, которые по природе своей не могут быть хищниками. В мире наживы им достается роль жертвы, и все их человеческие чувства, в том числе и любовь, разбиваются о страшную действительность. Но люди остаются людьми, потому что они не могут не страдать, не сочувствовать друг другу и не любить.

Как название произведения отражается в декорациях? Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату нары Бубнова. В левом углу большая русская печь, в левой, каменной, стене дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам нары. На переднем плане у левой стены обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем перед наковальней сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки большой стол, две скамьи, табурет, всё некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жуёт чёрный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрёпанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него изодранная картонка из - под шляпы для козырьков, куски клеёнки, тряпьё. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актёр. Начало весны. Утро.




Действующие лица Михаил Иванов Костылев 54 года, содержатель ночлежки Василиса Карповна его жена, 26 лет Наташа её сестра, 20 лет Медведев их дядя, полицейский, 50 лет Васька Пепел 28 лет Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет Анна его жена, 30 лет Настя девица, 24 года Квашня торговка пельменями, под 40 лет Бубнов картузник, 45 лет Барон 33 года Сатин лет под 40 Актёр лет под 40 Лука странник, 60 лет Алёшка сапожник, 20 лет Кривой Зоб, Татарин крючники Несколько босяков без имён и речей


* Крючник наёмный рабочий в России в XVIII первой трети ХХ века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название). Труд крючников особенно широко использовался в Рыбинске при перегрузке товаров (чаще всего, хлеба) с низовых на верховые речные суда, идущие до Санкт - Петербурга. В отдельные годы конца XIX века в Рыбинске работало до 3600 организованных в артели крючников.


Чьи это реплики (1 действие)? Как они характеризуют отношение к жизни людей, находящихся в ночлежке? 1. Мой организм отравлен алкоголем Я вот скорняк был... своё заведение имел... Руки у меня были такие жёлтые от краски: меха подкрашивал я, такие, брат, руки были жёлтые по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с жёлтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... Да! 3. Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ. А долг твой мне это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз.. 5. Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрёт жена... Я здесь полгода прожил... а всё равно как шесть лет.. 6. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд удовольствие, жизнь хороша! Когда труд обязанность, жизнь рабство! 7. А куда они честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь - совесть тем нужна, у кого власть да сила есть.. 8. Старику где тепло, там и родина … 9. Жили и лучше... да! Я... бывало... проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью... кофе! со сливками... Да! 10. Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по - моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают... так - то. Где тут, милая, приспособиться мне? … 11. Ты везде лишняя... да и все люди на земле лишние … 12. Он (человек) каков ни есть а всегда своей цены стоит...




… Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз... … Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд удовольствие, жизнь хороша! Когда труд обязанность, жизнь рабство!.. Сатин. Появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда - то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. « Органон » в переводе означает « орудие », « орган знания », « разум ». (может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр это древнегерманское племя, означает « тёмный человек ». Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.


… Мой организм отравлен алкоголем... Актёр пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: « помолчав », « вдруг как бы проснувшись ». У него нет имени (его звали Сверчков - Заволжский, но « никто этого не знает »). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. « мой организм отравлен алкоголем ». ремарка « с гордостью » многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.


… Я вот скорняк был... своё заведение имел... Руки у меня были такие жёлтые от краски: меха подкрашивал я, такие, брат, руки были жёлтые по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с жёлтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... Да! … … Ты везде лишняя... да и все люди на земле лишние … Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в МХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: « меня он просил в 3- м акте быть ещё тупее ». …Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрёт жена... Я здесь полгода прожил... а всё равно как шесть лет.. Клещ. В 1- м акте два раза ремарка « угрюмо ». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь. Настя В 1- м акте появляется с романом « роковая любовь ». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную « культуру » городской проститутки.) Она уже нашла « возвышающий обман » до прихода луки.


Старику где тепло, там и родина … … Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по - моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают... так - то. Где тут, милая, приспособиться мне? … … Он (человек) каков ни есть а всегда своей цены стоит... Лука Появляется со словами: « Доброго здоровья, народ честной ». На вопрос Василисы: « ты кто такой?» отвечает: « Проходящий … странствующий ».


Голоса разные люди разные интересы. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого - то это проблема свободы, для кого - то проблема наказания, для кого - то проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях). развитие конфликта начинается с появления луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление луки в первом действии пьесы кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем как относиться к человеку; появление луки наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи - мысли к следующим действиям драмы. герой



Рассказать друзьям