"Песнь о вещем Олеге". Сопоставление баллады с летописным источником

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Лицей Пушкина» - Пушкин попал в лицей «по блату». Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Вольховский В.Д. Металлическая овальная пластина, масло. Друзья мои, прекрасен наш союз! Яковлев М.Л. Творческие порывы. Корсаков Н.А. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. Друзья Пушкина.

«Детские и лицейские годы Пушкина» - Отец Сергей Львович. Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Детские и лицейские годы А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. И встретил нас Куницын…-.

«Пушкин в начальной школе» - Потерять свежесть. Приятна мне твоя прощальная пора. А. С. Пушкин "Осень". Раскрыть возвышенное настроение стихотворения. Подведение итогов урока. Александр Сергеевич Пушкин. Размышление. 6 июня 1799 года родился А.С.Пушкин. Мать - Надежда Осиповна Отец - Сергей Львович. Заполните таблицу.

«Царское село - лицей Пушкина» - Синонимы. Воспоминания в Царском Селе. Муза. Библиотека. Учебная комната. Пушкин и Царское Село. Царскосельский дворец. Комната лицеиста. Царское Село. Запятые. Царскосельский Лицей.

«Лицейские годы Пушкина» - Кюхельбекер. Крылов и Гнедич. Пущин. Там собирались противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Лицейские годы А. С. Пушкина. Н. И. Гнедич. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Воспитание и детство. Где наша роза, Друзья мои? Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.

«Пушкин лицеист» - И.Репин «Пушкин на экзамене». «Сень наук». В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Желанные гости. А.А.Дельвиг. «Дортуар». "Лицейская республика". Царское Село. И.И.Пущин. № 14, спальня А.С.Пушкина. Рукописные журналы. «Святое братство». На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать.

Всего в теме 20 презентаций

Цели урока: 1. Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге ". 2. Проследить, как решается тема судьбы в балладе. 3. Сопоставить иллюстрации В.М. Васнецова к " Песни о вещем Олеге " с соответствующими отрывками баллады.


Читаем летопись… Летописец (ученый монах) часто либо выполняет заказы князей, либо следует церковным канонам, создавая образы исторических личностей и описывая их деятельность. Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор






Словарик ХозарыЦарьград Кудесник, волхв ПерунЖребийКурганТризнавещий Племя, обитавшее на юге Росси в x веке Ныне Стамбул волшебник, чародей Судьба, участь (устар.) могильный холм (устар.) Бог грома и молнии Обрядовые действия и пиршество в память умершего Предвидящий будущее








Заглянем в словари Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. В. И. Даль Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий. Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий С.Ожегов Ушаков










"Песнь о Вещем Олеге" в иллюстрациях В. М. Васнецова







Подведем итоги: Одной из основных тем «Песни о вещем Олеге» является… Какие общечеловеческие проблемы поднимает Пушкин в своем произведении? Вспомни содержание летописи и баллады. Что делает текст художественным? Подумайте, на чьей стороне автор, кому он ближе по духу?






В языке «Песни о вещем Олеге» можно выделить, кроме нейтральных средств языка, несколько стилистических компонентов: а) церковнославянизмы; б) архаизмы; в) историзмы; г) элементы языка фольклора; д) элементы разговорной речи. Чем можно объяснить наличие этих составляющих в языке данного произведения? Из 8– 11 строф стихотворения выпишите все случаи употребления данных языковых явлений.

/ / / Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»

В творческом багаже гениального русского поэта Александра Пушкина есть множество произведений разного жанра, в том числе и баллады.

« » основана на рассказе, записанном в «Повести временных лет». Поэта заинтересовал образ князя Олега и его печальная история.

«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия.

Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конем, второе прощание с конем спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу, как отдельное уникальное произведение.

Рассказ о князе Олеге в «Повести временных лет» изложен летописцем сухо и беспристрастно. Это объяснялось тем, что летопись должна была носить, прежде всего, информационный характер, объективно передавать факты, не иметь ярко выраженной экспрессивной лексики. Поэтому в Повести просто перечисляются факты, описываются действия героев без авторского мнения. Здесь нет места рассуждением или авторским эмоциям.

«Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина напротив написана в экспрессивной форме. Баллада насыщена множеством художественных приемов: эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д. Поэт дает яркую характеристику героям, описывает их чувства и переживания, выражает свою авторскую позицию по отношению к событиям и персонажам.

Важным отличием есть и то, что эпизод о князе в Повести записан прозой, а Пушкин создал балладу в стихах. Поэтому баллада обладает большей лиричностью, душевностью.

Летописец дает сухую характеристику персонажам, а Пушкин ярко описывает главных героев. Так, например, старый мудрец, который рассказал Олегу о его судьбе, в Повести назван волхвом, а поэт называет его вдохновенным кудесником.

В балладе сцена прощания Олега с конем описана очень трогательно, тогда как в летописи это событие подается сдержанно. Пушкинский Олег более эмоционально реагирует на расставание с конем, ведь считает его своим верным другом, а летописный Олег просто отдает коня, чтобы избежать пророчества. Прощание князя с конем поэт изображает, как расставание двух привязанных душ, а не как хозяина и животного. Невзирая на свое положение, могучий князь склоняет голову к преданному коню. Лицо его сейчас выглядит очень угрюмым, и даже печальным.

Анализ двух произведений показал, что история князя Олега подается по-разному в «Повести временных лет» и «Песне о Вещем Олеге».

Учащиеся отмечают эпизоды: встреча князя Олега с кудесником и смерть князя Олега.

Просмотр мультипликационного фильма, созданного учащимися.

Просмотр эпизода фильма.

К жанру баллада.

Баллада – лиро - эпический жанр литературы. От итальянского «плясать». Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой –то необычайный случай.

Виды баллад:

Исторические;

Семейно - бытовые;

Разбойничьи;

Страшные;

Трагические.

Историческая.

Особенности баллады:

Часто открывается пейзажным зачином;

Завершается пейзажной концовкой;

Имеет сюжет (эпическое начало);

Написана в стихотворной форме, выражены чувства героев

(лирическое начало) ;

Построено на диалогах и монологах (драматическое начало).

В летописной легенде при изучении древнерусской литературы .

Летопись – запись событий по голам (или летам).

Монах Нестор.

Выразительное чтение летописной легенды учеником.

Ответы учащихся.

Учитель: из письма Пушкина к (1825 г.) : « Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Эти произведения основаны на историческом событии. Одинаковые герои, сюжет.

Любой художественный текст отличает образность, ведь главное для писателя не рассказать, а изобразить, передать своё впечатление от увиденного.

1) различие по жанру :

ЛЕТОПИСЬ - проза

БАЛЛАДА – поэтический текст

2) различия во времени , изображённом в произведениях:

ЛЕТОПИСЬ - о встрече Олега с кудесником рассказывается в прошедшем времени;

БАЛЛАДА – о событиях рассказывается в настоящем времени.

3) различия в композиции произведений :

ЛЕТОПИСЬ – главная сцена – размышления князя над могилой коня, основанные на недоверии к кудесникам. О предсказании Олег вспоминает.

БАЛЛАДА – события изложены в хронологическом порядке:

· предсказание;

· разлука с конём;

· возвращение на родину;

· воспоминание о коне и сожаление об утрате верного друга;

· появление змеи;

· смерть Олега.

4) различия в изображении образов героев:

князь Олег

ЛЕТОПИСЬ - вещий (мудрый)

Ни на секунду не сомневается в ней.

БАЛЛАДА – для Пушкина Олег прежде всего воин, полководец.

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

(Олег храбрый, удачливый)

Ответы учащихся.

Олег любит своего коня.

Доброе отношение к коню, сожаление.

«Светлое чело» - свидетельство ума и красоты.

Олег щедрый.

У князя много отрицательных качеств:

1. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

(гордый)

2. «Открой мне всю правду, не бойся меня…»

(властный)

3. «Их сёла и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам»

(жестокий)

Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.

В раздражении, что расстался до времени с любимым конём.

Варианты ответов учащихся.

Вдохновенный (глашатай воли богов)

смелый, независимый, бескорыстный , вещий язык его «правдив и свободен» (т. е. земные владыки над ним невластны)

Отвечает свободно, с чувством собственного достоинства. На высокомерную речь князя отвечает мудрым спокойствием, уверенностью в себе.

Простой человек, живущий глубокой духовной жизнью, способен противостоять власти: сила духа противостоит силе власти В кудеснике автор ценит «божий дар» и независимость. Предсказатель сродни поэту.

Ответы учащихся.

ЛЕТОПИСЬ – понятно отношение только к Олегу.

БАЛЛАДА - авторское отношение раскрывается через средства художественной выразительности. Отношение автора проявляется, с одной стороны, в восхищении воинской доблестью Олега, а с другой – князь для поэта - человек обыкновенный, не властный над судьбой.

К кудеснику

Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни.

Ответ вложен в уста кудесника, волхва: творчество должно быть свободным, независимым, неподкупным.

  1. Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.
  2. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозно-го. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это посла-ние. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:

    Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского князя Андрея!» «Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает… Затем царь отправляет Василия с Малютой Скуратовым в застенок.

    Вскоре наступает трагическая развяз-ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.

  3. Какую роль в развитии сюжета играют Курб-ский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу «Василий Шибанов»?
  4. От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слу-ги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь Курбский враждуют, и их проти-востояние определяет судьбу Василия Шибанова.

  5. Какой эпизод показался вам самым убеди-тельным для характеристики главного героя?
  6. Василий Шибанов во всех эпизодах, ко-торые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его но-гу, читая дерзкое письмо Курбского. Сле-дя за тем, как ведет себя гонец под пытка-ми, мы запоминаем более всего то, что «он славит свого господина». И это запоми-нается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судь-бы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколь-ко за счет умелой демонстрации главного его качества — верности.

  7. Какие художественные приемы активно ис-пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий?
  8. Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче-ству и использует многие приемы произ-ведений фольклора. В ней много просто-народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря-мик, напролет, пешой. В письмо Курб-ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ-ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес-танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.

    Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб-ская, стан вражий, опальный воево-да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.

    Большую роль играют повторы. Запо-минается фраза, которая говорит о вер-ности стремянного: «Он славит свого гос-подина!» и слова повторяют палачи, кото-рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:

    Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино…

    1. Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?
    2. Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы-ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.

    3. Сравните первую и последнюю строфы бал-лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?
    4. В первой строфе перед нами своеобраз-ный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады.

    5. Создайте краткий рассказ об одном из геро-ев баллады.
    6. Главным героем баллады, конечно, яв-ляется Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать сло-во верность, и оно полностью охарактери-зует его главное качество. Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, ко-торая сложилась. Шибанов не предаст, хо-тя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями. Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный. Материал с сайта

      Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас-тии человек. Облик князя Курбского бли-зок к такой же характеристике: он гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес-тию дышит». В столкновении двух власти-телей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво-их задач, удовлетворением своих амбиций.

      В рассказе о царе можно привлекать ил-люстративные материалы, например порт-реты, выполненные В. М. Васнецовым, ко-торые помогают представить себе этого че-ловека.

    7. Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
    8. Начав выписывать слова с самого нача-ла, мы получим заготовку для такого сло-варя. Затем расположим слова по алфави-ту и у нас получится маленький словарик устаревших слов. А. К. Толстой с внима-нием и любовью относился к прошлому, он ценил и слово летописей, и звучание произведений фольклора и многое при-вносил в строки своих произведений о бы-лом. Обращение к устаревшим словам, об-разам, выражениям помогало ему воссоз-дать яркие и впечатляющие картины этого далекого времени.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

  • эпитеты василий шибанов
  • алексей толстой василий шибанов аудио скачать
  • устаревшие слова в балладе василий шибанов
  • какой художественный прием Василий Шукшин активно использует
  • как вел себя шибанов под пытками о чем он просит бога


Рассказать друзьям