Почему глава 2 вожатый начинается народной песней. Капитанская дочка — Гипермаркет знаний

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гри­нёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, бу­ран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

Ответ

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось об­щаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, после­дующие главы тоже начинаются с народных песен, так что де­ло здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование.

В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отноше­ние к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства.

Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совест­ливого молодого человека, который искренне привязан к кре­постному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям — иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно.

Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремле­нием Петра ехать сквозь буран.

Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не бы­ло — по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размыш­ления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно -вот ещё только маленькое облачко на горизонте — и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сход­ство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-­вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения.

Сон Петруши имеет глубокий смысл для дальнейших со­бытий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринё­вым — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила буду­щих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши бу­дут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и при­зывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубо­кое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность.

А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «На­ружность его мне показалась замечательна. Он был лет соро­ка, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов — это, скорее всего, под­стрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет де­лать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («за­ткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Иллюстраций к данной главе в учебнике-хрестоматии нет.

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем, каков характер Савельича?

Дорога, буран - расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

Ответы:

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось общаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, последующие главы тоже начинаются с народных песен, так что дело здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование. В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отношение к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства. Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совестливого молодого человека, который искренне привязан к крепостному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям - иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно. Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремлением Петра ехать сквозь буран. Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не было- по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размышления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно - вот ещё только маленькое облачко на горизонте- и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сходство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения. Сон Петруши имеет глубокий смысл для дапьнейших событий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринёвым - присягать или нет на верность Пугачёву. Сила будущих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши будут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и призывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубокое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность. А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов - это, скорее всего, подстрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет делать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («заткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.

Глава Вожатый Капитанская дочка

Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома.
Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.

Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.

Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.

А какую оценку поставите вы?


Краткое содержание и разбор первой главы «Капитанская Дочка» Краткое содержание пятой главы произведения «Капитанская Дочка»

Ответ может быть такой:
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержа-
ние главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту
песню передается состояние души Петра Гринева, впервые ока-
завшегося в чужой стороне.
«Сторона незнакомая» - его ждут неизвестные приключе-
ния, может быть, испытания. Песня печальная, создает соот-
ветствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем
спокойно на душе.

Александр Сергеевич Пушкин
43

44
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой характеру Савельича?
Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет
о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем.
Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве-
льичу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка
его человеческих качеств.
Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он
считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на
себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.
Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.
Дорога, буран, дорожный... Расскажите об этом.
Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным пу-
тем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит
Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно
на ней, неизвестно, что ждет впереди.
Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возмож-
ных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быст-
ро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент
происходит встреча Гринева с вожатым - Пугачевым.
Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику
действия, помогают представить картину. Мы вновь понима-
ем, что обстановка вокруг неспокойная.
Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. «Сторона мне
знакомая», - говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он
спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была
особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение
лица: «довольно приятное, но плутоватое».
Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении,
это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение
судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то
их отношения всегда благополучны.
Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гринева?
Сон - известный литературный прием. Основное назначе-
ние этого приема - показать подсознание героя, именно оно
чаще всего помогает герою (и читателям) понять, что происхо-

Александр Сергеевич Пушкин
45
дит в его душе, какие события будут происходить дальше. Во
сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый
(посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание
Петра делать это.
Жестокие действия провожатого, множество мертвых тел. Всё
это произойдет в романе дальше, читатель не знает об этом, но
атмосфера тревожности сгущается
Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с
хозяином. В чем иносказательность?
Портрет вожатого показан таким, каким его увидел рассказ-
чик. Некоторые детали (худощав, но широкоплеч, живые боль-
шие глаза, глаза бегали, выражение лица приятное, но плутов-
ское) говорят о том, что при довольно обычной внешности внут-
ренний мир героя необычный: он содержит что-то тревожное,
непонятное.
Говорит он загадочно. Использует пословицы. Его речь по-
нятна только хозяину, но не понятна Гриневу. Ясно только, что
вожатый говорит о каком-то противостоянии («заткни топор за
спину: лесничий ходит»), рассказывает вожатый и о том, что он
бродил по этим местам, подвергался опасности («швырнула
бабушка камушком - да мимо»). Хозяин понимает о чем речь,



Рассказать друзьям