Почему мне смешно: научное объяснение интернет-шуток. Почему плоский юмор считается примитивной формой шутки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Передается генетически или же формируется в течение жизни хорошее чувство юмора? Этот вопрос остается открытым до сих пор. Специалисты склонны считать, что тяга к юмору передается нам от рождения как и темперамент. Если рассматривать юмор с интеллектуальной точки зрения, то выясняется, что между образованностью и желанием пошутить нет прямой связи. Многие умные люди или не умеют смешить, или не понимают шуток, в то время как люди со средним образованием мгновенно реагируют на ироническую комбинацию слов.

Разберемся подробнее, что такое юмор. Единицей юмора является шутка, во главе которой стоит парадокс — основной генератор смешного. А чувство юмора — это умение воспринимать парадокс. У всех людей заложена эта способность, но ее особенность обуславливается тем, что парадокс бывает простым и сложным.

Что можно назвать плоским юмором?

Человек с тонким чувством юмора с легкостью усваивает сложные парадоксы. С развитием личности двигается вперед навык остроумия и самоиронии. В итоге он бракует простые парадоксы, называя их очевидными, тупыми и неразвитыми. Попытки грубо или невпопад пошутить принято называть плоским юмором.

Вообще шутят для того, чтобы развлечь других, понравиться противоположному полу. Порой способность шутить становится способом заработка. Зачастую выступления известных юмористов набирают огромные аудитории.

Если временами попытка рассмешить не вызывает ответного смеха, а многие от нее испытывают неловкость, то говорят, что она провалилась. исходящая от собеседника (как правило), не вызывает к нему симпатий, скорее, характеризуя его как человека недалекого и невоспитанного.

Что является смешным?

Почему над одними шутками смеются, а другие не воспринимаются? Многое зависит от окружения, принадлежности к определенной нации, возраста и так далее.

Детские анекдоты взрослым не кажутся смешными, хотя ребята сами долго и заразительно смеются над ними. Всем известен такой феномен, как английский юмор. Отличается он от других тем, что построен на лингвистической игре, тонком сочетании слов, умноженных на эффект неожиданности. Без хорошего знания английского языка и британских традиций постичь их юмор невозможно. Со стороны он может показаться плоским.

Юмор советских времен также может показаться современному поколению непонятным. Люди, выросшие в пресловутые нулевые годы, не смогут по достоинству оценить тонкий интеллектуальный юмор героев комедии Эльдара Рязанова. Для многих Женя Лукашин (все помнят фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!») — это неудачник, который не может разобраться с двумя женщинами, а герои комедии «Гараж» в глазах современного поколения выглядят нелепо в своей борьбе за «кусок металлолома». Для достойной оценки сюжета необходимы элементарные познания быта и нравов советской эпохи.

Но сегодня не приходится удивляться, что современные свободные попытки шутить старшему поколению кажутся юмором плоским или ниже пояса. Иногда и грубая шутка бывает смешной, с той лишь разницей, что от нее хочется поскорее отречься и забыть.

Исследования ученых

Недавние исследования ученых привели к взаимосвязи между юмором и болью. Как оказалось, зоны, отвечающие за боль в головном мозге человека, мгновенно реагируют на шутки.

Любая шутка — это продукт реакции нервной системы на парадокс, неожиданность. Если что-то не вписывается в схему собственного восприятия, то человек начинает смеяться или шутить, защищая себя от сложностей.

Не на пустом месте возникло понятие, что лучшие юмористы и клоуны — это люди, склонные к депрессиям и суициду. Но в большинстве случаев чувство юмора помогает приспособиться к реальности. Удачная шутка в новом коллективе облегчит людям задачу сближения и адаптации.

Армейские шутки

Примитивная форма юмора, например, торт в лицо, издевательство над внешностью человека или его характером, направлена на подавление личности. Такая форма встречается в изолированном обществе: армии, тюрьме, даже в школьном коллективе.

Рассмотрим примеры плоского юмора, особенно армейского: «Здесь вам не тюрьма. Два года оттрубил и свободен!», «Ешьте суп, а то заболит живот. Вы тогда даже армии нужны не будете», «Ефрейтор Сидоров, оставьте свои плоские шутки для дурочки без погонов!», «Забор два дня как упал, так до сих пор и стоит», «Если не знаете, то надо посидеть, подумать, или постоять, послушать», «Если хотите что-то сказать, стойте и молчите».

Подобных сюжетов множество. Интересно, что люди недалекие, любящие задеть шуткой за живое другую личность, скорее, так характеризуют себя. Не секрет, что тонкий юмор делает человека загадочнее и интереснее.

Поставьте себя на место шутника. Необходимо принимать во внимание личность шутника и то, почему он может рассказывать отдельные шутки. Например, отец ребенка может рассказывать группе людей шутки об отцовстве, которые будут иметь смысл только для тех, кто также является отцом. Это может быть связано с тем, что человек хочет шуткой привлечь внимание других отцов, а вы просто не понимаете его шутку, потому что пока не завели детей. То же самое применимо к другим сообществам людей и людям других профессий, так как сначала вам необходимо попытаться воспринять их точку зрения, чтобы полностью понять специфичную для них шутку.

  • Также иногда полезно учитывать чувство юмора того человека, который преподносит шутку. Например шутки человека с бестолковым чувством юмора могут сильно отличаться от шуток людей с колким и остроумным юмором. Если вы научитесь ставить себя на место шутника, вам будет проще понять, как воспринимать конкретную шутку. Зачастую к шуткам совсем не нужно относиться серьезно.
  • Обратите внимание на то, как реагируют на шутку окружающие вас люди. Если у вас не получается определить подоплеку шутки, можно посмотреть на окружающих, чтобы понять, как следует на нее реагировать. Часто смех бывает заразительным, и вы сами по себе начнете смеяться, когда обратите внимание на реакцию остальных людей. Оценка реакции окружающих также позволит вам отнестись к шутке менее серьезно, особенно если она понравилась людям.

    • Согласно исследованиям, люди не решают сами, смеяться им или нет. Зачастую смех - бессознательная автоматическая реакция. Именно поэтому очень трудно засмеяться по команде или подделать смех. Обратив внимание на реакцию окружающих, вы сами по себе можете рассмеяться над шуткой, вместо того чтобы сохранять серьезный и сдержанный вид.
  • Научитесь бросать остроумные реплики в ответ на шутки. Чтобы пробиться сквозь стену собственной серьезности, бросьте себе вызов и начните отвечать шутникам остроумными фразами или репликами. Для этого можно взять за основу тему или идею шутки и противопоставить ей собственное более смешное или интересное высказывание.

    • Например, ваш коллега мог пошутить о том, как его малыш всегда расстраивается, когда папа уходит из дома на работу. Со своей стороны, у вас есть возможность ответить ему репликой о том, как расстраивается ваша собака, когда вы покидаете ее на целый день. Это смешно, так как ваша шутка основана на первой шутке и сразу ей в противовес рисует в голове забавную картину, как у двери сидит печальная собака, когда вы отправляетесь на работу. Это позволит вам продемонстрировать, что вы не воспринимаете всерьез шутку коллеги и сами готовы повеселиться.
  • Отметайте чужие шутки самоиронией. Самоирония возникает тогда, когда вы начинаете высмеивать себя, чтобы вызвать улыбки окружающих. Она также полезна, когда вы не уверены в том, как реагировать на чью-то шутку, или понимаете, что проявили слишком серьезную реакцию на нее. Такой юмор позволяет без труда устранить неловкие моменты и показать, что вы тоже способны смеяться над собой.

    • Используйте самоиронию тогда, когда вам неловко, когда вы не уверены, что следует сказать, или для моментального ответа на чьи-то шутки. Например, ваш друг может пошутить о том, как он безнадежен в отдельном виде спорта или в игре. На что можно ответить самоуничижительной шуткой о том, как вы безнадежны вообще во всем. Это станет забавным ответом на исходную шутку и, скорее всего, позволит рассмешить друга.
  • Глупые шутки и анекдоты черного юмора, страшные истории - сегодня всем этим "добром" интернет просто завален. Кое-что из всего этого действительно забавно. Однако, часто бывает так, что анекдоты, в которых мы ищем юмор, действуют на нас совершенно наоборот - они отталкивают, угнетает и даже оскорбляют. Удивительно, но есть люди, которые все же считают их смешными. Почему так получается? Очевидно, что чтобы понять ответ, необходимо разобраться в природе юмора, его назначении, а также взаимосвязи с моралью и нравственностью, принятых в обществе, как норма.

    Что такое юмор? Как он возникает?
    Почему некоторые люди шутят грубо и неприятно? Их шутки глупы, а анекдоты пошлые?
    Почему всегда есть люди, которых забавляет глупый юмор и черные анекдоты?
    Как через юмор легко можно увидеть психологию человека, как рассказчика, так и слушателя?

    Любой из нас знает, что юмор бывает разный. Бывает очень смешной, когда хохочешь и не можешь остановится. Бывает и не очень, когда кто-то говорит пошлость или грубость.

    Очевидно, что юмор, его настрой и построение, связаны не только с создателем этого самого юмора, но и с нашим собственным восприятием и ощущением его. Вот почему юмор столь разнообразен во всех своих проявлениях - потому что сколько людей, столько и тем, которые можно обсмеять. И форматов - как это сделать.

    Чтобы понять все разнообразие юмора, лучше всего отталкиваться от психологии человека, тогда легко понимаются и объясняются все виды юмора, даже самые отталкивающие и страшные. Проще всего сделать это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана , впервые определяющей психотипы человека через систему восьми векторов .

    Для чего нужен юмор?

    Изначально юмор имеет очень важную и нужное для человеческого общества предназначение. С помощью искреннего смеха снимается напряжение, происходит расслабление, мы меньше начинаем ощущать неприязнь, ненависть, злость, обида. Посмеявшись от души, нам становится легче жить и появляется благодушие. Именно отсюда и пошли все эти практики и тренинги, которые приглашают людей больше смеяться, чтобы продлить жизнь и укрепить здоровье. Однако их создатели совсем забыли народную мудрость: "смех без причины - признак дурачины". И действительно, просто смех, как сокращение мышц и звук хохота, не имеют значение - главное смысловое наполнение - то, что и вызывает в нас улыбку.

    Обладателей орального вектора всегда считают душой компании, их любят все - жизнерадостные, всегда в приподнятом настроении, они постоянно болтают и балагурят. Но на самом деле причина нашей любви к ним в том, что они могут очень метко и легко сказать шутку, заставляющую нас даже в самом плохом увидеть смешное. К такому типу людей принадлежат Жванецкий, Хазанов - они не придумывают юмор специально, они просто такими формами думают и передают их обществу, чтобы снять напряжение.

    Почему юмор бывает смешной и не смешной?

    Но юмор оральника всегда, с давних времен - это всегда построение на пошлости: потому что единственное, что действительно смешно в этом мире - это сексуальное или высмеянное через сексуальное. Такой юмор часто называется нами черным, потому что он касается того, что вызывает в нас напряжение. Например, оральник будет шутить о смерти и похоронах, о войне и катаклизмах, чтобы снять ощущение трагедии, через смех снять стресс. Обратите внимание - такой юмор на самом деле всем очень смешон для большинства людей.

    Однако есть исключения, это две категории людей - обладатели зрительного и звукового векторов в определенных состояниях. Звуковику в депрессии очень тяжело слышать матерное слово, оно для него - выражение особенной ненависти. Развитый зрительный человек никогда не будет смеяться над примитивным юмором, им нужна очень тонкая шутка, чтобы просто улыбнутся. Звуковики и зрительники часто сторонятся орального шута, а его шутки называют глупыми, анекдоты - не смешными.

    В тоже время сами зрительники и звуковики могут создавать достойный юмор - это легкий стеб, тонкий снобизм, интеллектуальные шутки. В таком юморе нет пошлого начала и он привлекает к себе свою аудиторию - ведь если оральный юмор привлекает всех на свете, пусть и своей пошлостью, то этот юмор будет интересен только ограниченной аудитории.

    Пошлые и глупые шутки, вызывающие отвращение

    Как уже говорилось выше, очень часто шутки орального человека воспринимаются звуковыми и зрительными людьми отрицательно. Звуковику юмор мешает сосредоточиться. Зрительнику смехов ни о чем снимает чувственное напряжение и становится эмоционально опустошенным. Поэтому абсолютно закономерно отталкиваться от такого юмора и просто не слушать его.

    Но есть юмор, который отталкивающий для всех, кроме очень узких категорий людей. Самые яркие из них - это люди с анальным вектором в состоянии фрустраций . Юмор таких людей всегда черный - грязный, построен на туалете и всех отвратительных подробностях этого. Их юмор призван опорочить, унизить, вымазать грязным. Он не интересен никому, кроме людей в таких же состояниях, которые в своих сообществах в интернете множат подобные черные анекдоты, от которых у любого здорового человека волосы встанут дыбом.

    Другой тип людей, создающие неприятный и отталкивающий черный и глупый юмор - звуковики в определенных состояниях . Такие люди получают удовольствие от общего страдания. Они улыбаются, когда видят смерти, аварии, катаклизмах. Точно так же, как и в случае с анальными фрустрантами, такой юмор так же отвратителен для всех, кроме таких же горемык, как и они сами.

    В связи с тем, что оральное слово - это вербальный инструмент для смеха в интернете его практически нет. Ведь глупый юмор, страшные и черные анекдоты тут принадлежат перу звуковиков и зрительников, часто с анальным вектором. Вот почему именно в интернете такая большая доля негатива и грязи. Тем более, что сделать это анонимно - проще простого, ведь никакого наказания, хотя бы в виде общественного порицания, не последует.

    Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании - очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.


    5 верных способов сказать смешное

    Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.


    1 Их поменяли местами

    Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент - дрезипент ), буквы в словосочетании (потные руки - ротные пуки ), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки - попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное (Федор Конюхов - конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы - быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» - «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.


    2 Новое слово в…

    Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» - «метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» - «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.


    3 Как слышится?

    Прямой смысл слов и выражений - богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» - «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода - не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» - «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи - ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» - «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).


    4 Да побольше, побольше!

    Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» - «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).


    5 Оригинал штампа


    Еще один алгоритм построения шутки - перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
    «Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
    «Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
    «Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
    «Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».


    У кого мы собезьянничали юмор

    Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора - навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

    Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи - исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу - это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение - когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом - да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

    Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

    █ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) - что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле - это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

    █ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) - прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется - это игра. Если сосредоточен - видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

    Когда поют лопаты

    Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?

    Ты не был первым


    Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.


    Ты знаешь больше, чем другие


    Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай - сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь» . Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.


    Ты переусердствовал

    Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…» ). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…» ).

    Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, - это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!» ). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.


    4 теории юмора

    От серьезных ученых, наблюдавших за людьми и другими животными.

    Теория Вайсфельда

    Юмор - инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки - это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

    Теория Фредриксон

    Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка - это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

    Теория Оурена - Бачоровски

    Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной - хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» - «Не знаю, я же позже тебя встаю» ).

    Теория Малкея - Миллера

    Эти двое считают, что юмор - механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор - продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера - там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, - самая правильная.


    Остроумие для ленивых

    Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

    Цитируй

    Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно» . Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой» .

    В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.


    Рассказывай анекдоты

    Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.


    Говори с акцентами

    Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе» ). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?» ), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!» ), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, этот пример был китайский).


    Чего хохотят женщины


    И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

    Поскольку на главном требовании эксперимента - чтобы все женщины были еще и голыми - ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. - всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.


    Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

    Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?» ), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!


    Почти не имеет значения, как шутит мужчина


    Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.


    Самобичевание работает, только если ты крут


    Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов» ) только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее - из анкеты - о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

    Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

    Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

    Как придумать шутку легко и быстро

    Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

    Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

    Шутка – это волшебный фокус

    Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

    Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

    Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

    «Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»

    Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

    Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

    По-другому можно сказать:

    1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
    2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

    В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

    Пример:

    Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

    STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

    PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

    Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

    Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

    Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

    Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

    Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

    Вот пример:

    Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

    –А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

    – А какая у вас?

    Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

    Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

    Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

    Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

    1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
    2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

    Подбивая итоги:

    1. Комики – фокусники.
    2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
    3. Панчлайн должен удивить их.
    4. Смех появляется вследствие удивления.
    5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
    6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

    И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

    Это важно!

    Еще раз убедись, что аудитория:

    • получает всю информацию;
    • понимает все детали истории.

    Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

    Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля и у них получилось. У тебя получится тоже)



    Рассказать друзьям