Почему пьер стал масоном. Что привлекло пьера в масонстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир": духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Путь исканий Пьера Безухова - это сложный, извилистый путь. В своей жизни Пьер проходит через множество испытаний: смерть близких людей, война, плен и т.д.

Происхождение Пьера Безухова

В начале романа Пьеру Безухову 20 лет (в 1805 году): "...за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Пьер - незаконнорожденный сын богатого графа Кирилла Безухова: "...Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный..."

Пьер почти не знает своего отца. Пьер живет 10 лет без отца за границей. Там он получает заграничное образование. За границей Пьера воспитывает гувернер: "...отца, которого он почти не знал..." "...Вот все воспитание заграничное куда довело...." "...Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Возвращение Пьера в Россию

20-летний Пьер возвращается из-за границы в Россию (том 1 часть 1): "...Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста..."

Вернувшись в Россию, Пьер ведет распутный образ жизни: "... перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…" "...Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля..."

Пьер Безухов ничем не занимается. Он не знает, кем хочет быть. Его путь исканий только начинается: "...Я только никак не знаю, что мне начать..." "...Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге..."

Пьер Безухов - лучший друг Андрея Болконского . Они дружат с детства: "...сказал князь Андрей. - Я знаю его с детства..."

Наследство и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1): "...Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым..."

С помощью князя Василия Пьер получает место в дипломатическом корпусе и чин камер-юнкера (том 1 часть 3): "...ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта..." (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в "Табели о рангах" в то время)

Хитрый князь Василий сводит Пьера со своей дочерью Элен Курагиной. Князь Василий почти вынуждает Пьера жениться на Элен (том 1 часть 3): "...он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых..."

Разрыв отношений с Элен

В обществе ходят слухи, что его жена Элен изменяет ему с Долоховым (том 2 часть 1): "...в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него..."

На одном из вечеров Долохов оскорбляет Пьера. Пьер вызывает Долохова на дуэль. На дуэли Пьер ранит Долохова, а сам остается невредим: "...Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, - проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола..." "...А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным..."

После дуэли Пьер разрывает отношения со своей развратной женой Элен. Пьер уезжает от Элен в Петербург: "...вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!.." "...Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею..."

Пьер и масонство

Пьер несчастлив из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни: "...Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, - с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду..." "...Да, да, я несчастен, - подтвердил Пьер, - но что ж мне делать?.."

По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Он вдохновляет Пьера стать масоном: "...Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев <...> Баздеев был одним из известнейших масонов..."

Пьер надеется обрести счастье в масонстве. В Петербурге Пьер вступает в масонскую ложу (том 2 часть 2 глава IV): "...Пьер <...> с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко..." "...На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома..."

После вступления в ложу Пьер занимается делами в своих имениях (том 2 часть 2 глава X): "...Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян..."

Однако Пьер лишь делает вид, что занимается своими имениями. На деле Пьер не улучшает жизнь крестьян: "...Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому..."

Вернувшись из деревень, Пьер становится главой петербургского масонства: "...Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства..."

Пьер едет за границу по делам масонства и возвращается в Петербург: "...И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург..."

Пьер снова с Элен

Вскоре Пьер снова начинает жить с женой Элен. Элен блистает на балах и нравится мужчинам (том 2 часть 3 глава VIII): "...Я опять живу с женою..."

Пьер воспринимает Элен как крест, который он должен нести. Жизнь с Элен делает Пьера несчастным, но он решает нести этот крест. Страдания заставляют Пьера развиваться внутренне: "...В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям..."

Пьер поступает на службу - по совету своего благодетеля-масона: "...Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов).."

Судя по всему, Элен Безухова изменяет Пьеру с принцем. За это Пьер получает чин камергера. Пьеру стыдно за это повышение, но он смиряется: "...о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе..." (чин камергера - IV класс в Табели о рангах)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

Наставник Пьера по масонской ложе, Иосиф Алексеевич, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с Андреем Болконским. Пьер перестает видеться с Наташей, которая ему дорога. Все эти потери потрясают Пьера. Его жизнь теряет смысл: "...после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него..."

После смерти благодетеля Пьер "опускается": он много пьет и ведет разгульную жизнь. Затем он уезжает в Москву: "...Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями <...> чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву..." "...Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни..."

Отечественная война 1812 года

Пьер живет в Москве. В 1812 году начинается война с Наполеоном. Пьер едет на фронт, чтобы участвовать в сражении (том 2 часть 5): "...Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию..." Пьер попадает в плен к французам (том 3 часть 3 глава XXXIV): "...Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену..."

Пока Пьер находится в плену, его жена Элен неожиданно умирает: "...Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла..."

Жизнь во французском плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком: "...Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани. Правда?.."

Женитьба на Наташе Ростовой

После смерти Андрея Болконского Пьер сближается с Наташей Ростовой. Вскоре они женятся (1-ая часть эпилога): "...Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова..."

В браке у Наташи и Пьера рождаются три дочери и один сын: "...у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын..."

Пьер и тайное общество

В 1820 году Пьер является членом тайного общества, которое готовит государственный переворот. Судя по всему, "тайное общество" - это намек на декабристов (восстание декабристов происходит через 5 лет, в 1825 году): "...Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот..." "...Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов <...> мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности..."

Так выглядит история жизни, жизненный путь Пьера Безухова в романе "Война и мир", основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий.

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позво-ляет втянуть себя в приключения, которые не столь безобид-ны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по рас-чету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера заду-маться и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повер-нуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Пери-од отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Масонство

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необ-ходимости нравственного «очищения» мира и человека, по-требность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть по-лезным обществу и стране. В герое рождается чувство род-ственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убий-цей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

На вопрос Что привело в общество массонов Пьера Безухова? Почему он там разочаровался? заданный автором Просвирня лучший ответ это В романе-эпопее "Война и мир" Толстой на примере встречи П. Безухова с масонами показал опасность этого явления для России.
После расставания с Элен поиски смысла жизни и ответов на вопросы «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я… » приводят Пьера Безухова в общество масонов. Его привлекают идеи «любви, равенства и братства» . Пьер изо всех сил пытается воплотить эти идеи в жизнь. Он хочет сделать жизнь крестьян легче, построить школы, приюты и больницы в каждом имении. Но, делая благие дела, Пьер Безухов сталкивается с непониманием и откровенным обманом:
"…он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц - женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге… "
В итоге к Пьеру приходит разочарование масонством.
Вступление Пьера в масонство один из ярких моментов романа. Л. Толстой очень иронично описал посвящение Безухова в ложу, комично выглядит показ Пьеру малого и большого света. Как он готов был отдать всё своё состояние масонам, но не отдал, только боясь показаться нескромным, как во время посвящения Пьер покраснел до слёз, как краснеют дети. Безухову самому закрадывались мысли: "Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это? " Как он готов был броситься на шпаги и их поспешно отдёрнули от него. Пьер, вступая в масонство, думал, что братья помогут изменить мир к лучшему, но на самом деле он нужен был им из-за денег (его неоднократные пожертвования) и связей в высшем свете.
Постепенно "Пьер чувствует, что болото, в которое он попал, затягивает его всё сильнее". Ему кажется: "что масонство основано на одной внешности". Он видит, что в масонство вступают люди (как Друбецкой Борис) , преследующие одну цель - сблизиться с известными и влиятельными людьми. Толстой блестяще показал, что масоны - это тот же самый кружок мадам Шерер, только для избранных из элиты. Пьеру представляется, что русское масонство идёт по ложному пути, отклоняется от своего источника. Он отправляется за границу, чтобы постичь высшие тайны ордена. На заседании Безухов произносит речь, призывает братьев выступить против насилия в мире, призывает проповедовать идеалы добра и справедливости. Масонам следует искать "достойных" (а не проходимцев) и содействовать их вступлению в орден. Речь Пьера вызывает бурный протест в ложе, его предложение отклоняют.
Трагедия России того времени состояла в том, что дети Вдовы пытались навязать свои идеалы русскому обществу, подмять под себя нашу культуру, а потом и всю страну. Это пытался донести до нас Толстой.
Источник: ; ссылка

Ответ от Европеоидный [активный]
Стремление изменить жизнь к лучшему приводит его к масонам, в тайную организацию, участники которой надеются определить на ключевые государственные посты своих единомышленников, «братьев», приобрести то власть над миром и начать претворять в жизнь идеалы добра.
Пересказ.
После объяснения с женой Пьер отправляется в Петербург и на одной из станций встречает одного из известных масонов Осипа Алексеевича Баздеева. Масонство ему представлялось в виде братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, Пьер решил вступить на путь обновления и вступил в масонскую ложу.
Цель – сохранение и предание потомству некоего важного таинства; вторая цель -0 исправлять сердца членов ложи и третья – исправлять весь членский род. Добродетели, соответствующее семи ступеням храма Соломона, которую должен воспитать каждый масон:
1) скромность, соблюдение тайны ордена;
2) повиновение высшим чинам ордена;
3) добронравие;
4) любовь к человечеству;
5) мужество;
6) щедрость;
7) любовь к смерти.
Масоны более всего были заняты собственным продвижением к власти. Ему казалось, что русское масонство пошло по ложному пути. Всех братьев подразделял на 4 разряда:
занятые таинствами науки, мистической стороной; ищущие, колеблющиеся, как он сам; не видящих ничего, кроме внешней формы; поступили в масонство для сближения с богатыми и сильными по связям братьями.
После поездки за границу выступил с призывом действовать, был обвинен в горячности.


В романе «Война и мир» Пьер Безухов разительно отличается от персонажей высшего света. Воспитанный за границей и получивший отменное образование, он умел философски смотреть на жизнь, имел добрый нрав и сохранил «наблюдательный и естественный взгляд». Будучи «большим ребенком», он поддавался влиянию авторитетов, принимал непосредственные и скорые решения.

Появление масона застало его в тот момент, когда Пьер рассуждал о смысле жизни после дуэли с Долоховым. Смерть человека, виновником которой был Пьер, заставила задуматься о тщетности бытия, породила массу вопросов, ответы на которые Пьер, как он был уверен, получит только за порогом вечности. Будучи в смятении, молодая душа его восприняла слова масона Баздеева как спасительную нить, которая выведет из лабиринта вопросов и сомнений. Поддавшись авторитету старца, его высокому слогу и жизненному опыту, Пьер готов начать новую жизнь. Готов очистить свой телесный сосуд от скверны нажитого и совершенного. Он, и сам осознавший тщетность своего бытия, готов отдать себя в служение Великому братству вольных каменщиков. Лишь бы не было так пусто и скверно на душе. По-детски наивно он мечтает измениться в один момент, познать себя и Бога.

Получив доверительное письмо в масонскую ложу и вняв советам старшего наставника, по приезду в Петербург Пьер не выходит из дома. Словно готовясь к ответственному экзамену, он пересматривает свою жизнь, строит светлые планы о мире полном справедливости и добродетели. Он ищет советы в книге монаха Фомы Кемпийского и грезит.

Из мира грез его выводит появление графа Вилларского, предложенного «высокой персоной» ложи в поручители Пьеру. Немедля Безухов отрекся от прежних убеждение и признал веру в бога. Следующее действо вступления в масонскую ложу воспринимается Пьером как непонятный, но тем и притягательный обряд. Спеша начать новую жизнь на благо ближних, он ждал любых чудес и неожиданностей, даже более неожиданных, чем ему виделись. В какой-то краткий миг Пьер осознает всю нелепость и сказочность происходящего, удивленно вертит головой, но тот светлый образ себя в будущем, нарисованный в долгих раздумьях, возрождает в нем веру в великий замысел происходящего. Видя среди своих братьев знакомые светские лица, Пьер отрицает их порочность, пытается отринуть все то, что знал об этих людях до обряда посвящения. Он нашел то, что станет опорой и авторитетом, целью жизни. С наивностью неофита Безухов восторженно воспринимает свое обновление, в нем растет вера. Ему кажется, что подобно загадочному камню, его уложили в нужную ячейку мироздания. Он чувствует братство и идею, к которым примкнул. Его жизнь обретает смысл.

То, что Пьер пришел в масонство - результат его жизненных исканий. Он хотел найти смысл жизни и пути его достижения. Идеи масонства о братстве, взаимопомощи, самопожертвовании привлекали его.
Ему хочется "быть вполне хорошим", делать добро, жертвовать.
Под влиянием идей масонства он про­щает жену и снова тяготится своим двусмысленным положением.
Пьер становится главой масонов, едет за границу, чтобы в полной мере постичь законы этого движения. Он высказывает новые благород­ные мысли братьям, но те не воспринимают их.
Под фартуками масонов Пьер видит искателей крестов, наград, орденов, тех, кого он так часто встречал в светском обществе.
Он разочаровался в масонстве, понимая, что за внешним благородством кроются те же черты, что присущи светскому обществу: корыстолюбие, эгоизм, жадность, лицемерие.

Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он опять попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.

Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами) , то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны �...лубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу.

Почему Пьер Безухов разочаровался в Масонстве

И началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие...
Л. Толстой

Роман «Война и мир», написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863-1869 вызвал в обществе большой резонанс. Ведь в этом одном из величайших, по моему мнению, произведений затронуто множество проблем, которые актуальны и по сей день. А герои этого произведения изображены очень искусно, индивидуально и жизненно.

Один из самых любимых героев Льва Николаевича Толстого стал Пьер Безухов. Прототипом этого героя служили декабристы, которые вернулись из Сибири, ведь именно жизнь этих людей дала писателю материал для написания романа.

Петр Кириллович Безухов - незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, который стал признанным лишь после смерти своего отца. До 20 лет он воспитывался за границей, появившись в свете, всегда обращал на себя внимание своей нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружения. Как и его друг, Андрей Болконский, Пьер Безухов поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени.

Что же касается внутреннего мира Пьера Безухова, то здесь мы можем отметить, что этот герой очень тонкой натуры. Он наделен мягким и слабым характером, что проявляется, например, в том, что имуществом, которое досталось молодому человеку по наследству от отца, вполне распоряжается не он сам, а по его приказу, но под четким руководством князя Василия. Также можно вспомнить, как Пьер долго время ходил за Анной Павловной Шерер словно «хвостик», когда отец Петра был при смерти.

Однако стоит отметить, что хоть Пьер был очень добр и доверчив, но в тоже время подверженный бурным вспышкам гнева, к примеру, можно вспомнить, как вспылил Петр, узнав о кокетстве своей жены с Долоховым. Нам известно, что эта ссора впоследствии дошла до дуэли молодых людей. Добрые и разумные намерения постоянно приходят в противоречие со страстями, одолевающими Пьера Безухова, и часто приводят к большим неприятностям, как в случае с кутежом в компании Долохова и Курагина, после которого он был выслан из Петербурга.

Став после смерти отца одним из самых богатых людей, наследником титула, Петр вновь подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям, в результате интриг князя Василия женившись на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Затем мы видим, что этот герой все больше склоняется к философским рассуждениям, он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные вопросы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?". Все эти внутренние сомнения, вопросы и мучения в дальнейшем сближает его с видным масоном Баздеевым, и затем Пьер с головой уходит в это новое увлечение, масонство.

Пьер Безухов начинает верить в возможность достижения совершенства, в братскую любовь между людьми. Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за того, что он был очень непрактичен, то терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни.

Поиски содержания и смысла жизни сопровождаются у этого героя символическими сновидениями, вспомнить хотя бы сон о собаках-страстях, терзающих его или сон, увиденный после Бородинского боя под впечатлением последнего разговора с князем Андреем и самого сражения.
В 1808 году Петр Безухов становится во главе петербургского масонства. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Петр Безухов пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. И постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках.

Приняв близко к сердцу события войны, разочаровавшись в своем прежнем кумире Наполеоне, Пьер Безухов отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Там же этот герой.становится свидетелем общего молебна перед иконой Смоленской Божьей матери. Возле Бородина происходит и последняя встреча Пьер с князем Андреем, высказывающим ему заветную мысль о том, что истинное понимание жизни там, где «они», простые русские солдаты. Именно на Бородинском поле молодой человек впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: "Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная пошлость".



Рассказать друзьям