Предстояла кража краткое содержание читать. Анализ произведения «Предстояла кража» Андреева Л.Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Предстояла кража» Андреева Л.Н.

Рассказ «Предстояла кража» (1902) является ярким выражением андреевского стиля и духа. Человек, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, останавливается на пути «к этому» и согревает замерзающего щенка...

Уже с экспозиции, с описания обстановки дома, улицы проявляется контрастная выразительность. В рассказе только два цвета: чёрный и белый. Чёрные предметы резко выделяются на белом фоне, и наоборот. Это противопоставление отражает борьбу света и мрака в душе главного героя.

Герой рассказа безымянен. Автор не говорит о его возрасте. Известно, что он вор, грабитель... Однако «его пугает мышь», «пугает собака», «его страшит весь старый и прогнивший дом» и т. д. Писатель объясняет причины страха человека: «Когда человек один и бездействует, то всё пугает его и злорадно смеётся над ним тёмным и глухим смехом». Особенность художественной манеры Андреева отметил М. Волошин: «...Леониду Андрееву доступны только высшие ноты напряжения звука. Этот хриплый и прерывающийся крик надрывает сердце своим отчаянием. В этом, а не в искусстве письма, тайна того впечатления, которое производит Андреев». Критики заметили, что если писатель говорит о молчании, то «гробовом», если описывает крик, то до «хрипоты», если хохот, то до «слёз», до «истерики». Именно эту тональность соблюдает автор в рассказе «Предстояла кража» от первой до последней фразы.

Характерен в этом смысле и главный персонаж. Насыщенность характера делает более выразительным неожиданный поворот в сюжетном развитии, когда вдруг в душе такого человека вспыхивает спасительная добрая искра. Может быть, у людей нет привычки к злодейству, если даже у «такого» не утерян «рефлекс на свет»? Но почему вдруг «диким хохотом разразились... дома, заборы и сады»? Андреев максимально обостряет конфликт, но не решает проблему. Следует типичный для писателя финал. Окончательного ответа на больной вопрос о сущности человека он не даёт. Найденное решение совершенно не означает, что таким же будет развитие событий в следующий раз.

Предстояла кража

Человек шел совершать кражу, возможно, с убийством. Вышел из старого дома, прошел по молчаливой улице окраин, вдоль замерзшей реки. И вдруг на утоптанном снегу он увидел черненького щенка, дрожащего от холода. Он перенес его поближе к дому, и решил продолжить свой путь к сообщнику предстоящего преступления, но замерзающий щенок не шел из головы.

Читает А. Феклистов

Изучение русской прозы начала XX века невозможно представить без знакомства с творчеством писателя Л.Н.Андреева, писателя, по словам Максима Горького, «редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественного в своих поисках истины». Творческое наследие Андреева до сих пор недостаточно понято и оценено. Оно занимает особое промежуточное положение в русской литературе начала XX века. История сохранила такой факт: после публикации рассказа Л.Андреева «Жили-были»(1901) Д.Мережковский сделал в редакцию запрос: «Кто скрывается под псевдонимом Леонида Андреева - Чехов или Горький? Эта ошибка признанного знатока литературы стоила многих похвал. Позднее И.А.Бунин признавался, что Андреев - «всё-таки единственный из современных писателей, к кому его влечёт, чью всякую новую вещь он тотчас же читает».

Леонид Андреев дебютировал как прозаик в московской ежедневной общественно-политической газете «Курьер» в апреле 1898г. Дебют этот, рассказ «Баргамот и Гараська», не остался незамеченным. Признание и одобрение Максима Горького стало лучшей рекомендацией начинающему писателю. Уже в ранних реально-бытовых рассказах пробивает дорогу тяготение Андреева к разработке коренных проблем человеческого духа, стремление сквозь повседневность разглядеть ее скрытую от внешнего взора сущность. «Центр его художественного внимания - индивидуальная душа, преимущественно в моменты острого переворота, когда повседневные настроения освещены заревом необычного, трагического чувства, чаще всего - ужаса», писал Л Троцкий.Именно трагическое миросозерцание писателя стимулировало его интерес к извечным тайнам бытия, к истокам несовершенства человеческой жизни. А.Блок недаром считал ведущим мотивом творчества Андреева роковое, непреодолимое разобщение людей, бессильных в своем одиночестве понять не только других людей, но и собственную личность.

Рассказ «Предстояла кража» относится к ранним рассказам писателя. Стержнем данного рассказа становится драматичная рождественская история пробуждения человеческого начала. Сегодня, ребята, мы попытаемся уже в этом раннем произведении Леонида Андреева пронаблюдать основные черты стиля писателя, ответить на вопрос, поставленный самим писателем (см.эпиграф). В основе традиционных взглядов на творчество Л.Андреева бытует мнение о нём как о писателе мрачном, трагическом, не видящем просвета в будущем человечества. В данном исследовании мы попытаемся изменить устоявшуюся точку зрения на творчество писателя. Итак, пожелаем друг другу творческих успехов – и в путь!

Предстояла крупная кража, а быть может, убийство. Нынче ночью предстояла она - и скоро нужно было идти к товарищу, а не ждать в бездействии дома и не оставаться одному. Когда человек один и бездействует, то все пугает его и злорадно смеется над ним темным и глухим смехом.

Его пугает мышь. Она таинственно скребется под полом и не хочет молчать, хотя над головой ее стучат палкой так сильно, что страшно становится самому. И на секунду она замирает, но, когда успокоенный человек ложится, она внезапно появляется под кроватью и пилит доски так громко-громко, что могут услышать на улице и прийти и спросить. Его пугает собака, которая резко звякает на дворе своей цепью и встречает каких-то людей; и потом они, собака и какие-то люди, долго молчат и что-то делают; их шагов не слышно, но они приближаются к двери, и чья-то рука берется за скобку. Берется и держит, не отворяя.

Его страшит весь старый и прогнивший дом, как будто вместе с долголетней жизнью среди стонущих, плачущих, от гнева скрежещущих зубами людей к нему пришла способность говорить и делать неопределенные и страшные угрозы. Из мрака его кривых углов что-то упорно смотрит, а когда поднести лампу, он бесшумно прыгает назад и становится высокой черной тенью, которая качается и смеется - качается и смеется, такая страшная на круглых бревнах стены. По низким потолкам его кто-то ходит тяжелыми стопами; шагов его почти не слышно, но доски гнутся, а в пазы сыплется мелкая пыль. Она не может сыпаться, если нет никого на темном чердаке и никто не ходит и не ищет чего-то. А она сыплется, и паутина, черная от копоти, дрожит и извивается. К маленьким окнам его жадно присасывается молчаливая и обманчивая тьма, и - кто знает?- быть может, оттуда с зловещим спокойствием невидимок глядят тусклые лица и друг другу показывают на него:

Смотрите! Смотрите! Смотрите на него!

Когда человек один, его пугают даже люди, которых он давно знает. Вот они пришли, и человек был рад им; он весело смеялся и спокойно глядел на углы, в которых кто-то прятался, на потолок, по которому кто-то ходил,- теперь никого уже нет, и доски не гнутся, и не сыплется больше тонкая пыль. Но люди говорят слишком много и слишком громко. Они кричат, как будто он глухой, и в крике теряются слова и их смысл; они кричат так обильно и громко, что крик их становится тишиной, и слова их делаются молчанием. И слишком много смотрят они. У них знакомые лица, но глаза их чужие и странные и живут отдельно от лица и его улыбки. Как будто в глазные щели старых, приглядевшихся лиц смотрит кто-то новый, чужой, все понимающий и страшно хитрый.

И человек, которому предстояла крупная кража, а быть может, убийство, вышел из старого покосившегося дома. Вышел и облегченно вздохнул.

Но и улица - безмолвная и молчаливая улица окраин, где строгий и чистый снег полей борется с шумным городом и властно вторгается в него немыми и белыми потоками - пугает человека, когда он один. Уже ночь, но тьмы нет, чтобы скрыть человека. Она сбирается где-то далеко, впереди и сзади и в темных домах с закрытыми ставнями, и прячет всех других людей,- а перед ним она отступает, и все время он идет в светлом кругу, такой обособленный и всем видимый, как будто поднят он высоко на широкой и белой ладони. И в каждом доме, мимо которого движется его сгорбленная фигура, есть двери, и все они смотрят так сторожко и напряженно, как будто за каждой из них стоит готовый выскочить человек. А за заборами, за длинными заборами, расстилается невидимое пространство: там сады и огороды, и там никто не может быть в эту холодную зимнюю ночь,- но если бы кто-нибудь притаился с той стороны и в темную щель глядел бы на него чужими и хитрыми глазами, он не мог бы догадаться о его присутствии. И от этого он перебрался на средину улицы и шел по ней, обособленный и всем видимый, а отовсюду провожали его глазами сады, заборы и дома.

Так вышел человек на замерзшую реку. Дома, полные людей, остались за пределами светлого круга, и только поле и только небо холодными светлыми очами глядели друг на друга. Но было неподвижно поле, а все небо быстро бежало куда-то, и мутный, побелевший месяц стремительно падал в пустоту бездонного пространства. И ни дыхания, ни шороха, ни тревожной тени на снегу - хорошо и просторно стало кругом. Человек расправил плечи, широко и злобно взглянул на оставленную улицу и остановился.

Покурим!- сказал он громко и хрипло, и спичка слегка осветила широкую черную бороду.

И тут же выпала из вздрогнувшей руки, так как на слова его пришел ответ - странный и неожиданный ответ среди этого мертвого простора и ночи. Нельзя было понять: голос это или стон, далеко он или близко, угрожает он или зовет на помощь. Что-то прозвучало и замерло.

Долго ждал напуганный человек, но звук не повторялся. И, еще подождав, он еще спросил:

Кто тут?

И так неожидан и изумительно-прост был ответ, что человек рассмеялся и бессмысленно выругался: то щенок визжал - самый обыкновенный и, должно быть, очень еще маленький щенок. Это видно было по его голосу - слабенькому, жалобному и полному той странной уверенности, что его должны услышать и пожалеть, какая звучит всегда в плаче очень маленьких и ничего не понимающих детей. Маленький щенок среди снежного простора ночи. Маленький, простой щенок, когда все было так необыкновенно и жутко, и весь мир тысячью открытых очей следил за человеком. И человек вернулся на тихий зов.

На утоптанном снегу дальней тропинки, беспомощно откинув задние лапки и опираясь на передние, сидел черненький щенок и весь дрожал. Дрожали лапки, на которые он опирался, дрожал маленький черный носик, и закругленный кончик хвоста отбивал по снегу ласково-жалобную дробь. Он давно замерзал, заблудившись в беспредельной пустыне, многих уверенно звал он на помощь, но они оглядывались и проходили мимо. А теперь над ним остановился человек.

"А ведь это, кажется, наш щенок!"- подумал человек, приглядываясь.

Он смутно помнил что-то крошечное, черное, вертлявое; оно громко стучало лапками, путалось под ногами и тоже визжало. И люди занимались им, делали с ним что-то смешное и ласковое, и кто-то однажды сказал ему:

Погляди, какой Тютька потешный.

Он не помнит, поглядел он или нет; быть может, никто и не говорил ему этих слов; быть может, и щенка никакого у них в доме не было, а это воспоминание пришло откуда-то издалека, из той неопределенной глубины прошлого, где много солнца, красивых и странных звуков, и где все путается.

Эй! Тютька!- позвал он.- Ты зачем попал сюда, собачий сын?

Щенок не повернул головки и не завизжал: он глядел куда-то в сторону и весь безнадежно и терпеливо дрожал. Самый обыкновенный и дрянной был этот щенок, а человек так постыдно испугался его и сам чуть-чуть не задрожал. А ему еще предстоит крупная кража и, может быть, убийство.

Пошел!- крикнул человек грозно.- Пошел домой, дрянь!

Щенок как будто не слыхал; он глядел в сторону и дрожал все той же настойчивой и мучительной дрожью, на которую холодно было смотреть. И человек серьезно рассердился.

Пошел! Тебе говорят!- закричал он.- Пошел домой, дрянь, поганыш, собачий сын, а то я тебе голову размозжу. По-о-шел!

Щенок глядел в сторону и как будто не слыхал этих страшных слов, которых испугался бы всякий, или не придавал им никакого значения. И то, что он так равнодушно и невнимательно принимал сердитые и страшные слова, наполнило человека чувством злобы и злобу его сделало бессильной.

Ну, и подыхай тут, собака!- сказал он и решительно пошел вперед.

И тогда щенок завизжал - жалобно, как погибающий, и уверенно, что его должны услышать, как ребенок.

Ага, завизжал!- с злобной радостью сказал человек и так же быстро пошел назад, и когда подошел - щенок сидел молча и дрожал.

Ты пойдешь или нет?- спросил человек и не получил ответа.

И вторично спросил то же и вторично не получил ответа. И тогда началась странная и нелепая борьба большого и сильного человека с замерзающим животным. Человек прогонял его домой, сердился, кричал, топал огромными ногами, а щенок глядел в сторону, покорно дрожал от холода и страха и не двигался с места. Человек притворно пошел назад к дому и ласково чмокал губами, чтобы щенок побежал за ним, но тот сидел и дрожал, а когда человек отошел далеко, стал настойчиво и жалобно визжать. Вернувшись, человек ударил его ногой: щенок перевернулся, испуганно взвизгнул и опять сел, опираясь на лапки, и задрожал. Что-то непонятное, раздражающее и безвыходное вставало перед человеком. Он забыл о товарище, который ждал его, и обо всем том далеком, что будет сегодня ночью,- и всей раздраженной мыслью отдавался глупому щенку. Не мог он помириться с тем, как щенок не понимает слов, не понимает необходимости скорей бежать к дому.

С яростью человек поднял его за кожу на затылке и так отнес на десять шагов ближе к дому. Там он осторожно положил его на снег и приказал:

Пошел! Пошел домой!

И, не оглядываясь, зашагал к городу. Через сотню шагов он в раздумье остановился и поглядел назад. Ничего не было ни видно, ни слышно - широко и просторно было на замерзшей речной глади. И осторожно, подкрадываясь, человек вернулся к тому месту, где оставил щенка,- и с отчаянием выругался длинным и печальным ругательством: на том же месте, где его поставили, ни на пядь ближе или дальше, сидел щенок и покорно дрожал. Человек наклонился к нему ближе и увидел маленькие круглые глазки, подернутые слезами, и мокрый жалкий носик. И все это покорно и безнадежно дрожало.

Да пойдешь ты? Убью на месте!- закричал он и замахнулся кулаком.

Собрав в глаза всю силу своей злобы и раздражения, свирепо округлив их, он секунду пристально глядел на щенка и рычал, чтобы напугать. И щенок глядел в сторону своими заплаканными глазками и дрожал.

Ну, что мне с тобой делать? Что?- с горечью спросил человек.

И, сидя на корточках, он бранил его и жаловался, что не знает, как быть; говорил о товарище, о деле, которое предстоит им сегодня ночью, и грозил щенку скорой и страшной смертью.

И щенок глядел в сторону и молча дрожал.

А, дурак, пробковая голова!- с отчаянием крикнул человек; как что-то противное, убийственно ненавидимое, подхватил маленькое тельце, дал ему два сильных шлепка и понес к дому.

И диким хохотом разразились, встречая его, дома, заборы и сады. Глухо и темно гоготали застывшие сады и огороды, сметливо и коварно хихикали освещенные окна и всем холодом своих промерзших бревен, всем таинственным и грозным нутром своим, сурово смеялись молчаливые и темные дома:

Смотрите! Смотрите! Вот идет человек, которому предстоит убийство, и несет щенка. Смотрите! Смотрите на него!

И совестно и страшно стало человеку. Дымным облаком окутывали его злоба и страх, и что-то новое, странное, чего никогда еще не испытывал он в своей отверженной и мучительной жизни вора: какое-то удивительное бессилие, какая-то внутренняя слабость, когда крепки мышцы и злобой сводится сильная рука, а сердце мягко и бессильно. Он ненавидел щенка - и осторожно нес его злобными руками, так бережно и осторожно, как будто была это великая драгоценность, дарованная ему прихотливой судьбой. И сурово оправдывался он:

Что же я с ним поделаю, если он не идет. Ведь нельзя же, на самом деле!

А безмолвный хохот все рос и сонмом озлобленных лиц окружал человека, которому нынче предстояло убийство и который нес паршивого черненького щенка. Теперь не одни дома и сады смеялись над ним, смеялись и все люди, каких он знал в жизни, смеялись все кражи и насилия, какие он совершал, все тюрьмы, побои и издевательства, какие претерпело его старое, жилистое тело.

Смотрите! Смотрите! Ему красть, а он несет щенка! Ему нынче красть, а он опоздает с паршивым маленьким щенком. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Старый дурак! Смотрите! Смотрите на него!

И все быстрее он шел. Подавшись вперед всем туловищем, наклонив голову, как бык, готовый бодаться, он точно пробивался сквозь невидимые ряды невидимых врагов и, как знамя, нес перед собой таинственные и могущественные слова:

Да ведь нельзя же на самом деле! Нельзя!

И все тише, все глуше становился потаенный смех невидимых врагов, и реже стали их тесные ряды. Быть может, оттого случилось это, что пушистым снегом рассыпались тучи и белым колеблющимся мостом соединили небо с землей. И медленнее пошел успокоенный человек, а в злобных руках его оживал полузамерзший черненький щенок. Куда-то далеко, в самую глубину маленького тела, загнал мороз нежную теплоту жизни - и теперь она выходила оттуда пробуждающаяся, яркая, странно-прекрасная в своей непостижимой тайне - такая же прекрасная, как зарождение света и огня среди глубокой тьмы и ненастья.

Леонид Андреев. Рассказы.

Правообладателям! Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает Ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Самый Свежачок! Книжные поступления за сегодня

  • Левша (сборник)
    Лесков Николай Семёнович
    Проза , Русская классическая проза , Детское , Сказка ,

    В книгу вошли рассказы и повести замечательного русского писателя H. С. Лескова: «Левша», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Человек на часах» и др.

    Творчеству H. С. Лескова свойственно не холодное изображение людей и обстоятельств, а живое освещение характеров внутренним светом, яркие, необычные герои и причудливые хитросплетения действительности.

    Для среднего школьного возраста.

  • Месть нуба
    Винтеркей Серж
    Фантастика , Боевая фантастика , Юмористическая фантастика

    Третья книга серии. Агры из клана «Черных соколов», оказавшись не в силах поймать Троя, убивают его девушку. Разозленный убийством, Трой выходит на тропу войны против всего клана. Как отомстить клану, в котором больше тысячи игроков, превосходящих тебя по уровню? Удастся ли найти союзников, и должны ли они знать настоящие причины разожженной у них неприязни к клану «Черные соколы»? Какие способы мести наиболее эффективны?

  • Когнитивная симфония (СИ)
    Скумбриев Вадим
    Фантастика , Космическая фантастика

    Клэр - странный мир. Глаз бога тут наблюдает с небес за всем, что происходит на планете, а день и ночь длятся по сотне часов. Ровно в полдень начинается долгое затмение, да и само солнце тусклое и маленькое. Катер поисковой группы Андрея Комарова рухнул на эту землю и чудом остался цел, сохранив жизни экипажу. Если верить справочнику, жизни на Клэр нет и космонавты обречены. Но что, если справочник ошибается?

  • Конёк-горбунок
    Ершов Петр Павлович
    Проза , Русская классическая проза , Детское , Сказка , Детские стихи , Детская литература , Поэзия, Драматургия , Поэзия ,

    Как «Конёк-горбунок», так и многие поздние произведения П. П. Ершова (драматические опыты, поэмы, лирические стихотворения) написаны в традициях русского народно-поэтического творчества.

    Иллюстрации В. А. Милашевского

  • Земля вызывает майора Тома
    Барнетт Дэвид М
    Фантастика , Социально-психологическая фантастика ,

    Томас Мейджор – ученый-астроном и разочаровавшийся в людях человек. Единственное его желание – навсегда остаться в обществе самого себя. Именно поэтому он решает воспользоваться случайно подвернувшейся ему возможностью совершить одиночный полет на Марс.

    Теперь его дом – небольшая космическая капсула, поддерживающая контакт с Землей в основном посредством однообразных разговоров с командным пунктом. Но однажды, набрав по спутниковому телефону номер бывшей жены, Томас попадает к совершенно другому человеку…

    Так в его жизни появляется Глэдис Ормерод и ее внуки Элли и Джеймс – семья, чья судьба отныне будет неразрывно связана с Томасом, семья, которая поможет ему вновь обрести веру в себя и в людей…

    «Земля вызывает майора Тома» – трогательная и жизнеутверждающая история о дружбе, любви и прощении.

  • Сказки
    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
    Проза , Классическая проза , Русская классическая проза , Детское , Сказка ,

    Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучающиеся в начальной школе, средних и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

    В книгу включены «История одного города» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, которые изучают в 7, 8 и 10-м классах.

Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

  • Воспитание тёмных (СИ)
    Шторм Елена
    Любовные романы , Любовно-фантастические романы ,

    Своё попадание в мир магии я в целом продумала: не будет ни травм, ни страшных аварий - лишь безобидный ритуал, требующий каплю моей крови. Вот только кто знал, что вместо сказочных земель меня забросит в школу Тьмы? Здесь обучают… злодеев: вампиров, орков, хищных демонов, а мне выпал шанс пройти отбор на роль их Королевы! Но я ведь натура мирная, на главу мрачного культа вовсе не похожа!

    Удастся ли выжить? А повлиять на здешние нравы? И кто мне поможет - самодовольный тёмный принц или мужчина, так внезапно напомнивший образ из моих грёз?


  • Особые обстоятельства
    Васина Екатерина , Вудворт Франциска
    Фантастика , Фэнтези , Любовные романы , Любовно-фантастические романы

    Стоило насторожиться еще тогда, когда меня выдернули из заслуженного отпуска. Знай заранее зачем, саботировала бы работу всех ближайших порталов. Теперь вместо того, чтобы нежиться на пляже, потягивая коктейль, приходится сопровождать с дипломатической миссией вздорную танцовщицу в подарок акифу.

    Все идет наперекосяк! Подруга вместо милого сердцу мундира прислала развратные тряпки, объект сопровождения - та еще стерва, а главный дипломат - эльф, которого с первых минут знакомства хочется придушить. Но нельзя. И это только начало пути!

  • Воспитание тёмных. Книга 2 (СИ)
    Шторм Елена
    Любовные романы , Любовно-фантастические романы ,

    Мир, в который я попала, похож на сказку - вот только, увы, страшную. Я учусь в академии, где даже рядовое испытание может стоить студентам жизни. Ещё недавно мы чуть не погибли в жутком подземном лабиринте… ещё недавно принц демонов спасал мне жизнь и признавался в любви, а светлый эльф звал замуж и рисковал карьерой, чтобы защитить меня от своих соплеменников.

Конспект урока по рассказу Леонида Андреева «Предстояла кража»

«Зарождение света и огня среди тьмы».

Эпиграф урока

Его произведения дороги нам непримиримостью

Ко злу, прорывами из тьмы к свету, защитой прав

Социально обездоленной личности, отстаиванием

Гуманистических ценностей.

В.Келдыш.

Задачи урока:

  1. Помочь ученикам перейти от уровня содержания рассказа к уровню смысла.
  2. Продолжить работу по формированию эмоциональной чуткости к слову.
  3. Определить роль художественных средств писателя в рассказе.

Цель урока (диагностическая):

  1. Составить таблицу, в которой должен быть собран материал, отражающий характер героя.
  2. Составить устный рассказ о герое.

Тип урока – исследование.

Методические приёмы – погружение в текст посредством чтения, выявления средств выразительности и их роли.

Форма работы – групповая, индивидуальная.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель выясняет трудности учащихся, возникшие в ходе чтения произведения, определяет вместе с учениками необходимую дополнительную информацию, которая поможет понять рассказ. Что ранее прочитано из произведений этого писателя? («Кусака», «Ангелочек»)

2. Некоторые факты из биографии Леонида Андреева (звучит или устный рассказ одного из учеников, или представляется презентация.)

3. Каков сюжет рассказа Л. Андреева «Предстояла кража»? (учащиеся пересказывают содержание, выделяя наиболее значимые эпизоды текста). Рассказ был написан в 1902 году.

4. Исходя из содержания прочитанного, выявите проблемы, поставленные писателем.

  • проблема одиночества;
  • проблема озлобленности и духовного падения человека;
  • проблема надежды и спасения души;
  • проблема взаимоотношения человека и «братьев наших меньших».

5. Композиционно на сколько частей можно разделить рассказ Л. Андреева?

  • на три части.

6. Прочитаем первое предложение «Предстояла крупная кража, а быть может, убийство». Какую композиционную роль выполняет оно?

  • является завязкой.

7. В чём преимущество такого начала?

  • факт шокирует и возбуждает интерес;
  • лаконизм содержания.

8. Леонид Андреев утверждает, что когда человек один, им овладевает страх. Какие средства выразительности первой части рассказа усиливают это чувство?

  • употребление однокоренных слов: страшно, страшит, страшные…
  • употребление синонимов: пугает – страшит;
  • употребление неопределённых местоимений: кто-то ходит, чья-то рука, какие-то люди…
  • автор использует звукопись: аллитерацию - повтор согласных звуков: ш,ж,з,с …Ассонанс - повтор гласных звуков: у,о…
  • автор использует цветопись: мрак, ночь, темнота, чёрный.

9. Зачитайте, как начинается 2 и 3 абзацы текста «Его пугает мышь…» « Его страшит весь старый и прогнивший дом…». (Если учащиеся не знают это средство выразительности, его учитель может ввести). Как называется это средство выразительности?

  • синтаксический параллелизм.

Найдите эту стилистическую фигуру в 4 и 6 абзацах текста(«…его пугают люди», « …улица …пугает человека») Определите роль в тексте.

  • усиливает психологическое состояние страха героя. Использует и приём градации(человеку страшно дома, на улице, среди людей), все эти средства помогают создать писателю тупиковую ситуацию, в которой оказался герой, ситуацию безысходности.

10. Леонид Андреев подчёркивает контраст улицы, толпы людей и героя, используя для этого метонимию (« глаза живут отдельно»), оксюморон(«слова делаются молчанием»), антитезу(«знакомые лица, но глаза их чужие») с целью усилить состояние одиночества героя, показать нравственную пропасть, которая легла между ними, когда герой решился на кражу и готов на убийство.

11. Найдите и зачитайте детали пейзажной зарисовки, сопровождающей героя.

  • «чистый снег» усиливает контраст, «уже ночь, но тьмы нет, чтобы скрыть человека», «он идёт в светлом кругу», тьма « перед ним отступала», он «шёл по ней обособленный и всем видимый», «провожали его глазами сады, заборы и дома»

12. Какова роль деталей пейзажа?

  • природа протестует против задуманного героем, старается препятствовать ему, не способствует исполнению замысла.

13. Что вы можете сказать о герое по 1 части рассказа.

  • одинок, угрюм, человек живёт не в ладу с законом, воровство и грабёж – средство существования. Человек боится всего, это свидетельствует о том, что это состояние противоестественно.

14. Вторая часть рассказа посвящена встрече героя со щенком. Какую композиционную роль выполняет эта часть?

  • развитие действий.

15.Зачитаем со слов «Человек расправил плечи, широко и злобно взглянул на оставленную улицу и остановился… (до слов)…это щенок визжал - самый обыкновенный и,должно быть, очень ещё маленький щенок». Найдите антонимы и определите их роль.

  • начинается борьба в человеке светлых и добрых начал.

16. Найдите описание щенка. Почему автор неоднократно подчёркивает, что «щенок самый обыкновенный, простой»? Какие средства выразительности использует?

  • для автора неважно, какой породы щенок, ему важно, что щенок вызывает в герое чувство жалости.
  • уменьшительно- ласкательные суффиксы

17.Какие воспоминания пробуждает щенок у человека?

  • воспоминания детства « Это воспоминание пришло откуда-то издалека, из той неопределённой глубины прошлого, где много солнца, красивых и странных звуков». У героя была другая жизнь, отличная от этой.

18. Какое решение принимает герой и легко ли оно ему даётся?

  • Желание помочь щенку даётся герою трудно, о чём свидетельствуют в тексте глаголы: прогонял, сердился, кричал, топал ногами (глаголы несовершенного вида) Что свидетельствует о многократности действия и недостигнутом результате.

19. Трижды упоминает герой о «деле»: дважды в 1 части рассказа и 1 раз во второй. Причём в 1 части заявляет автор категорично, как о неизбежном и неминуемом, во второй части эта мысль звучит слабо. Щенок заставил забыть героя о краже и убийстве.

20.С появлением маленького друга исчезает у героя одиночество, он жалуется ему на свою судьбу, зарождается свет в его душе. Принятое решение - это кульминационный момент рассказа.

21.Как окружающие отнеслись к принятому решению? Зачитаем эпизод со слов « И диким хохотом разразились, встречая его, дома, заборы и сады …» до слов «Смотрите! Смотрите на него!». Какие средства выразительности помогают передать реакцию толпы?

  • эпитет «диким хохотом», глаголы: гоготали, хихикали, смеялись.

22.Почему смеялось всё, кто слышит этот смех?

  • Невидимых оппонентов слышит герой, ведь он собирался « на кражу, а может быть, на убийство», а закончилось тем, что спасает щенка. Это борьба человека – вора и человека, у которого просыпается доброе сердце.

23. Какое необычное состояние испытывает герой?

  • Автор употребляет необычные слова для описания человека, готовящегося на преступление: совестно, внутренняя слабость, «сердце мягко и бессильно», «нёс бережно и осторожно, как будто была это великая драгоценность».

24. Каким мы видим героя в заключительной части рассказа?

  • Сильным, уверенным, твёрдым, что усиливается сравнительными оборотами «как бык» и нёс щенка «как знамя».

25.Зачитаем последний абзац произведения Л. Андреева « И всё тише, всё глуше становился потаённый смех невидимых врагов…». К кому возвращается теплота жизни, у кого зарождается

Свет и огонь? Кто кого спас?

26.Как решает Л. Андреев

  • проблему одиночества;
  • проблему озлобленности и духовного падения человека;
  • проблему надежды и спасения души;
  • проблему взаимоотношения человека и «братьев наших меньших».

Вывод: Леонид Андреев так скажет о своих героях: «Мне не важно, кто он – герой моих рассказов:

Поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно - что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни… всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев писатель – гуманист, он не оставляет своих героев без помощи, в рассказе «Ангелочек» (1899 год) к герою «спустился с неба… и внёс луч света… в чёрную душу человека» Ангелочек, в рассказе «Предстояла кража» роль ангела выполняет маленький щенок. Рассказы Л. Андреева оптимистичны, он утверждает, что всегда и у всех есть надежда на возрождение и воскрешение.

Домашнее задание:

  1. Подобрать рабочий материал к устному рассказу о герое произведения Л. Андреева «Предстояла кража»
  2. Составить цитатный план к характеристике героя



Рассказать друзьям