Проективная методика крокодил. за агрессивными проявлениями в поведении ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Данная игра была опубликована в статье о коллекции Крокодилы &Co Макси . Если вы уже проходили этот тест в той статье, здесь повторяться не обязательно. Вопросы не изменились. А вот если ещё не проходили - тогда попробуйте!

    Ближайшие родственники крокодилов - это:

    Вырастают ли новые зубы у крокодила?

    Где водятся крокодилы?

    Часто можно заметить крокодилов, лежащих на берегу с устрашающе открытой пастью. Это делается для:

    Крокодилы, в отличие от аллигаторов, могут жить не только в пресной, но и в солёной воде. Это правда?

    Опасны ли крокодилы на суше?

    Бывают ли полностью сухопутные крокодилы?

    Сильные ли у крокодила челюсти?

    Кто в мультике дружит с крокодилом?

    Кто на кого охотится?

    Встречаются ли крокодил и аллигатор в природе?

    Существовал ли Бог Крокодил?

    Как отличаются крокодил и аллигатор по форме морды?

    Гребнистый крокодил - это:

    Чем примечательны гавиалы?

    Череп крокодила - с двумя височными дугами; подобное строение черепа имеют:

    Кожа крокодила считается одним из самых лучших и дорогих материалов для изготовления галантерейных товаров. Какое утверждение верно?

    Как крокодилам удаётся жить в мутной воде, не болеть от укусов?

    Новичок. У вас меньше трети правильных ответов. Изучайте живую природу, а особенно - крокодилов!

    Знающий. Вы правильно ответили на около половины вопросов. О крокодилах вы знаете немало! Но открытия ещё ждут!

    Мастер. Вы правильно ответили почти на всё (или даже на всё!), вы - настоящий знаток. Возможно, вам стоит всерьёз изучать биологию!

1. Если точка ( ) является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.д.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки ( ) изменяется и характер ориентировки.

Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает ( ), что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности, такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации.

Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы видов ориентировки.

Обследуемый может превратить () в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее в подзорную трубу.) Такой тип встречается часто у лиц с психопатическими чертами характера. Они тщательным образом стремятся учесть каждый элемент окружающей среды (мира), но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но часто пассивной и созерцательной ориентировке.

В другом варианте обследуемый может как бы “замаскировать” (), например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде (). Такие рисунки встречаются у людей, стремящихся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, “мелочей”. Поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальных взаимодействиях.

2. Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессивность, злопамятность, подозрительность. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы. Особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-то поедает. О наличии агрессии будут так же свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательно вырисованный крокодил по сравнению с другими рисунками также свидетельствует о наличии актуальной агрессии.

Глаза в этом рисунке имеют информационное значение, их вырисовка (зачерненность, штриховки) говорит о повышенной восприимчивости, чувствительности, подозрительности и проявления агрессивности со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем больше он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.д.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда агрессия по тем или иным причинам не может быть открыто реализована. Разворот тела – направленность агрессии: влево – прошлое, вправо – угроза расправы в будущем, фас – актуализация на среду, окружение. Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивно (открытая пасть, множество зубов и т.д.), а в словесной характеристике его описывают как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно интерпретировать как отсутствие у них агрессии как черты личности. Правда, в таких рисунках бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые или зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений, что уже отмечалось в научной литературе, как свойственное насильственным преступникам.

3. В третьей позиции выявляются особенности поведения в социальной группе. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции нарушения норм, неспособности и нежелания исполнять предписания, непереносимости любых внешних ограничений поведения. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, свидетельствует о неспособности или нежелания придерживаться в своем поведении норм. Чаще всего, как показали исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у тех, кто, находясь в местах лишения свободы, является злостным и активным нарушителем режима содержания.

Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуют бивни или слон находится в угрожающей позе. Значение такое детали как поднятые уши – прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами – слон как бы прислушивается. Поднятый хобот – стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза интерпретируются также, как и в рисунке с крокодилом.

Ресницы – признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствуют о наличии женских черт поведения). Поднятый хвост – положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост – недовольство собой, статусом, своими социальными действиями, положением в группе. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы тесно в нем, это свидетельство о стремлении к доминированию в группе.

Незначительные размеры рисунка – отсутствие тенденции к доминированию, заниженной оценки своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты. Он нарисован или в анфас, или сзади. Вид сбоку не имеет информационной нагрузки. Изображение его в анфас – интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях. Изображение сзади – пренебрежительное отношение к социуму, уход от его норм, может быть защитной реакцией или отражать позицию ухода от социального контакта.

Особое внимание вызывают рисунки, когда слон изображен в границах прямоугольника делается картинка, фотография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное (социальная пассивность, шизоидность, психическая изоляция, низкий уровень адаптированности, избегание обязательств и ответственности). При социальном взаимодействии они пассивны и не стремятся к изменению социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, при этом их повадки составляют одни и те же формы. Преступники,. Отбывающие наказание в ИУ, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отрывая в своих рисунках невозможность желаемого социального контакта, проблем отрыва от привычного окружения.

4. 4-я позиция теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди, придерживающиеся формализированного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоуважению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию встречается у людей, страдающих от недостатка признания.

5. В 5-ой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия действия. Поскольку 5-я позиция содержит реальное противодействие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных позиций. Одни делят рисунок пополам. Другие пытаются объединить противоречие – такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее-плохое), их не смущает имеющиеся противоречия, они воспринимают жизнь такой, какая она есть, какая она существует в реальности независимо от объективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходящее противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальной действительности, пассивных, не стремящихся к пониманию того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиции собственных потребностей и желания находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпровождение: днем я загораю на солнце, вечером иду на свидание.

6. 6-я позиция теста направлена на выяснение актуально-жизненной ситуации обследуемого с лицами противоположного пола. Иногда, обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, коса, пашня). Обычно, это связано с эмоционально-чувственным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, парусная лодка предполагают наличие проблемы (актуальной), а решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега - то это имеет противоположный смысл.

В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого невозможна необходимость в смене личной ситуации. Корабль и другие плавающие средства не рисуются – актуальная ситуация полностью в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник по берегу и т.п встречается у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере личных отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивным проявлением (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль). Поле запахано – чаще встречается у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции.

7. В 7-ой позиции теста наклоненная фигура в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость (особенности поведения в конфликтной ситуации). В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения: люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего бытовой сферой. Такие рисунки встречаются у лиц, совершивших насильственные преступления на семейно-бытовой почве. Если человек конфликтует и агрессивен в бытовой и социальной сферах, то в рисунке рисуется несколько аналогичных фигур. Это можно интерпретировать как стремление к обострению конфликта.

Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры, например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивости, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле.

Иногда аз наклонной фигуры делается, например, ракета, самолет или стая птиц, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем ее вытеснения из своего сознания.

О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: грибы растут под елкой, ежик убегает из-под елки, цветы и т.д. – это свидетельствует об инфантильной неспособности к восприятию конфликтной ситуации для себя. Встречаются рисунки, когда стабилизация фигуры осуществляется тем, что кто-то просто берет ель на плечи, уносит, увозит – принимает конфликт на свои плечи. Такие рисунки характерны для людей, которые не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким образом ее нейтрализовать, например:

А) фигура превращается в елку и украшается – этот вариант встречается у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовольствие от нахождения в конфликтной ситуации (любое украшательство);

Б) фигура поджигается (костер – стремление к выходу из конфликта путем уничтожения его источника);

В) рисуется человек, собирающий с нее плоды – здесь конфликтные ситуации разрешаются путем полного выхода из них или использования конфликтной ситуации для конкретных или иных эмоциональных и моральных целей.

Все эти 3 варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных или корыстно-насильственных.

8. Обследуемый чаще всего составляет свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек, обследуемого следует попросить рассказать о нем, описать его черты, характер, привычки, склонности; о прошлом, настоящем и будущем в изображенном событии.

Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков по первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральной смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.

В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает. О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована

Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иного производят осужденные за насильственные преступления.

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действием норм. Естественно, что пренебрежение эти ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью АРТ позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая переносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима.

Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве и стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейца слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных.

Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали, как уши,- прямые: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы - признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствует о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз - недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается с боку, но встречаются и другие варианты: он нарисован анфас или сзади. Вид с боку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм взаимодействиях. Изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны и не стремится к изменению своей социально-психологической позиции, и при этом их поведение стресотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются у лиц, которых не принимает социальная группа или они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.

Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адаптированных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым от ражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенности общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата, наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увлечение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического почерка.

В пятой позиции теста являются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое; доброе - злое; светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день - ночь или аналогичному.

Противоположенный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на себе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющиеся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находить проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например:, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация может также и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция теста направлена на выполнение актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иные насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно соотнести условно со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже проводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающими над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений: если от берега, - то это имеет противоположный смысл. Очевидно «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходимости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие судна не рисуются, и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаше всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими проблемами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклонная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом (см.рис.), уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для решения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступление на семейно-бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в социальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклонных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному решению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклонной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации неустойчивой или конфликтной для себя.

Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклонная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.

Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек решает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступлений.
Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделить своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Опыт применения нами методики АРТ показывает, что ее наиболее целесообразно, в силу крайне прикладного характера,использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное - личные проблемы и потребности, имеющие криминологическое и исправительно-трудовое значение.

По своей природе данный тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик, изучения материалов и т.д. Тестовый материал этой методики, как показал наш опыт, обладает высоким стимульным потенциалом для активизации механизмов проекции. Особая ценность методик, в том числе и в криминологическом аспекте, на наш взгляд, заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, относится к разряду экспресс -методов и позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывает у обследуемого никаких опасений, реакций «ухода».Ценность ее в аспекте изучения личности преступника, на наш взгляд, прежде всего в том, что она дает информацию, позволяющую строить вероятную модуль поведения человека в той или иной, особенно в критической ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое состояние, наличие патологических черт и влечений.

Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов - исследование человека при помощи теста "Слон." Итак...

Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя. свои проблемы и свое видение жизни.

Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, словом, все то. что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать.

Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. И очень важная деталь - на ногах слона нет ногтей. Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого.

Если еще и ноги прорисованы небрежно, это свидетельство того, что человек неоснователен.

Общий абрис рисунка логичен, пропорционален. совпадает с общим видом реального слона. Значит, у рисовавшего есть чувство меры, он умеет комплексно подходить к жизни, знает, что такое гармония.

Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует себя уверенным и стабильным.

У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа - это мягкость, доброта.

Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя. Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх - это говорит о неагрессивности рисовавшего.

Прямо за головой, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни. Хвост и хобот опушены вниз. В принципе, это указывает на раздумчиво-грустный, небойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений.

Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере. Если у слона уши подняты вверх - не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей.

Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом - человек обладает излишней нервозностью, агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир - это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным.

Слоны могут быть совершенно разными. Если вы зададитесь целью поразмышлять на эту тему, то погрузитесь в мир символов, образующих "слона". Исследуя рисунок с прикладной целью, выявляя для этого эмоциональные свойства рисовавшего, черты его характера, мы можем увидеть, что слон может быть нежным, может быть устойчивым в жизни, а может быть брюзжащим, неуживчивым типом.

Нарисовавший слона нарисовал не только себя, но в иносказатель- ной форме доверил бумаге свои проблемы. Вы, увидев их, можете помочь человеку правильно сориентироваться в жизни.



Рассказать друзьям