Происхождение тибетцев. Кровавые жертвоприношения и буддизм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тибет в VI-VII веках из маленькой горной и разноплемённой страны, превратился в военную монархию аристократического типа и захватил Великий караванный путь. То есть он взял под контроль торговлю шёлком. Но по-сравнению с Китаем горная страна была малолюдной. В ней жило всего 3 млн. человек. А в Поднебесной население составляло почти 60 млн. человек. Но, тем не менее, с учётом местных условий силы двух держав уравновешивались.

Однако надо отметить, что хоть горы и представляли серьёзное препятствие для врагов, но изолированность Тибета была относительной. Тибетцы, жившие в западной части, представляли собой индоевропейские племена . Это были дарды и моны. Они исповедовали религию Митры.

Это были настоящие колдуны и волшебники. Они могли навести порчу, в совершенстве разбирались в травах, владели гипнозом , телепатией и знали очень сильные заклинания. Люди эти были европеоидного типа.

В восточных районах Тибета жили некитайские племена, бежавшие из Южного Китая . Они постепенно поднимались по великой реке Брахмапутре и в этих местах назывались кяны. В конце концов, они встретились с дардами и монами. Так возник единый тибетский народ.

Но это, так сказать, предположения историков. А кроме этого существует красивая легенда, которая несколько иначе интерпретирует появление в горной стране единого человеческого сообщества. Она, кстати, опровергает утверждение Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны. Согласно легенде великий учёный был прав лишь наполовину.

Тибетцы произошли от обезьяны-отца. А вот матерью была ракшас. Это что-то вроде лешего - горный лесной демон. Однажды прекрасный царь обезьян пришёл в Тибет спасать свою душу по буддийской вере. А чертовка ракшас увидела его и влюбилась без памяти. Царь обезьян был отшельником, он пришёл спасать душу, а тут перед ним появляется влюбленная ведьма и требует взаимности. Естественно, он категорически отказался. Тогда она спела ему песню:

О, обезьяний царь! Услышь меня, молю.
По воле злой судьбы я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь.
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать
И породим детей жестоких словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной Тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь!

Каждый понимает, что налицо все признаки психологического шантажа. Бедный отшельник насмерть перепугался и обратился с молитвой к своему учителю Авалоките:

Наставник всех живых, любви и блага свет,
Я должен соблюдать монашеский обет,
Увы, бесовка вдруг возжаждала меня,
Мне причиняет боль, тоскуя и стеня,
И крутится вокруг, и рушит мой обет.
Источник доброты! Подумай, дай совет.

Авалокита подумал, посоветовался с богинями Тонир и Тана, а затем сказал: "Стань мужем горной ведьмы". А богини закричали: "Это очень хорошо, даже очень хорошо". И тогда обезьяна с ведьмой народили детей. Все дети были разные. Одни были очень умные, как их отец отшельник. Другие были хищными, похожими на свою мать. Но, независимо от уровня интеллекта и характерна, все они хотели есть. А есть было нечего, потому что отец и мать занимались самосовершенствованием. Они забыли о детях, и те стали кричать: "Что же нам есть?" И тогда царь обезьян опять обратился к Авалоките и пожаловался ему:

Учитель, я в грязи, средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод, возникший из страстей,
Греша по доброте, я был обманут тут,
Мне вяжет руки страсть, страдания гнетут.
Жестокая судьба, и мук духовных яд,
И боли злой гора всегда меня томят.
Источник доброты, ты должен научить,
Что надо делать мне, чтоб дети стали жить,
Сейчас они всегда, как бесы, голодны,
А после смерти в ад низринуться должны.
Источник доброты, скажи, скажи скорей
И милосердья дар пролей, пролей, пролей.

Авалокита помог своему ученику. Он дал бобы, пшеницу, ячмень, всякие плоды и сказал: "Брось в землю, они вырастут, и ты будешь кормить детей". Вот так от этих детей и пошли тибетцы. Дело, конечно, каждого, кому верить: историкам или тем, кто создал легенду. Главное же заключается в том, что в Тибете возник этнос. С одной стороны в него вошли индоевропейские племена, а с другой монголоидные. Духовно их скрепила едина вера - митраистская религия бон .

Однако у народа не было политического единства. Каждое племя не желало признавать главенство другого. Но в V веке люди нашли компромисс. Они стали выбирать цэнпо . Это высшая тибетская должность с большими полномочиями, но без каких-либо возможностей их осуществления. Властитель не обладал реальной властью, так как любой вопрос должен был согласовывать со жрецами бона и племенными вождями.

После создания верховной власти племена начали вести завоевательные войны. Они захватывали земли, расположенные на востоке и западе. Результатом этого и стал контроль над Великим караванным путём. При этом цэнпо продолжали оставаться в роли марионеток, не смевших принять ни одного решения без одобрения жрецов и вождей.

Такое положение вещей властителям не нравилось, и они обратили свои взоры на буддистов. Те всегда находили себе место у деспотических престолов. Деспот не имеет поддержки у народа, а поэтому всегда нуждается в советниках, не связанных с народом и обязанных ему лично. Буддийская община всегда экстерриториальна. Если человек входит в неё, то он рвёт все прежние родовые и племенные связи. Поэтому деспотам и удобно использовать буддистов.

Этим опытом решил воспользоваться один из цэнпо. Звали его Сронцангамбо. Он пригласил буддистов и сказал, что разрешает им проповедовать свою религию в Тибете. Тем самым он надеялся получить преданную ему оппозицию.

Но кончилось всё для Сронцангамбо очень плохо. Источники сообщают о строительстве им великолепного дворца Потала. Вокруг дворца в то время валялись отрубленные головы, руки и ноги тех людей, которые не хотели принимать буддизм. Вскоре цэнпо пропал, а на буддистов начались гонения. Но как там всё было на самом деле - неизвестно, так как летописцы очень скупо освещают этот исторический период.

Ясно лишь то, что в Тибете сложились две партии. С одной стороны монархическая, опирающаяся на буддистов, а с другой стороны, ей противостояли жрецы бона и аристократы. То есть высшая власть опиралась на чуждую религию, которую тибетцы в своём большинстве не хотели признавать. Всё это спровоцировало кровавую развязку. Последнего цэнпо убили, а тибетская держава развалилась. А была она очень крупная. В неё входили Непал и часть Бенгалии.

Племена огородили себя дозорами, а монастыри и замки высокими стенами. Буддисты пропали, а жители вернулись к старой вере и колдовству. Но в IX веке появился новый проповедник. Звали его Атиша, и стал он проповедовать мягкую форму буддизма. А тот уже имел огромное количество самых разных форм. И постепенно жители Тибета стали переходить в буддизм. Они начали принимать его принципы, а бон разделился на чёрный, который был враждебный буддизму, и белый - компромиссный.

Продолжалось это до XV века, когда появился Цзонхава. Он создал "жёлтую веру". Это тот буддизм, который стали исповедовать монголы, калмыки и буряты. Приобщились к нему и тибетцы, а история Тибета перешла в другое качество, которое во многом отличалось от прежнего .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    The Tibetan Book Of Living And Dying. (Complete)

    Tibetan Healing Mantras -Dewa Che (One Hour)

Субтитры

Территория проживания и численность

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район , частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбах-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайс-монгол-тибетский автономные округа) - на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения.

Тибетцы живут также в соседних китайских провинциях Юньнань (в частности, в Дицин-Тибетском автономном округе). В целом о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек .

Вне Китая тибетцы проживают также на крайнем севере Индии (штат Сикким , около 100 тыс. чел., оценка), в Непале (ок. 50 тыс. человек), дисперсно в Бутане (свыше 5 тыс. человек). Этнические тибетцы, эмигранты и изгои (часто их потомки) проживают на Западе, в частности, в США и Великобритании .

Субэтнос, язык и религия

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (провинция Цинхай), кхампа и сифань (провинция Сычуань и соседние районы Тибетского автономного района) и др.

Тибетцы говорят на многочисленных диалектах тибетского языка , принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи .

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки - на основе брахми , представляющей собой слоговое письмо, с направлением письма слева направо (аналогично современному европейскому).

По вероисповеданию большинство тибетцев являются буддистами .

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра) . Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита , неолита и железного века .

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо , то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом . Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами - в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими первоиерархами школы Сакья по принципу «наставник - покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы . Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года , когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама , бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Хозяйство и общество

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы - половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы - переходный тип, объединяющий два вида хозяйственной деятельности;
  • кочевники-скотоводы - яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

В современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. ХХ в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира - строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии .

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции - как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм , индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн ) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Чёткое представление о тибетской городской архитектуре тибетцев дает внешний вид столицы тибетцев - города Лхасы , и в частности, один из самых ярких её архитектурных комплексов - дворцовый комплекс Потала , бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры - 117 м высотой и 360 м шириной, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть), с более 10 000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Тибетские кочевники-скотоводы для привалов используют шерстяные палатки.

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев - чуба , длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой - из овечьей шкуры. Обувь - кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки, а повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) были косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляла цампа - поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью, у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярными были изделия из муки - лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша ; второй национальный алкогольный напиток - ячменное пиво (чанг ).

Народная медицина

Всемирную славу, уже во 2-й пол. ХХ в., получила тибетская народная медицина. Впрочем, она является одной из древнейших в мире. Ещё в VIII в. врач-учёный Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составил обобщенную книгу по лечению Четыре Тантры Лечения , дополнения и популяризацию которой осуществили последователи учителя.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической - применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства - около 40 видов животных и около 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю . По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п.

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде , представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы - Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.

«Тибетцы» - обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы - из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».

Тибетское нагорье, находящееся в центре Азии, - одно из самых больших и высоких в мире. Его площадь 2 млн. 200 тыс. кв. км. Значительная часть расположена на высотах 3 - 4 тыс. м над уровнем моря, высота гор достигает 5–7 тыс. м. Вершины высоких гор покрыты ледниками и снегом. Поэтому Тибет часто называют Страной снежных гор. Здесь, на границе Тибета и Непала, расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (Эверест), высота которой 8848 м. На границе Тибета, Непала и индийского штата Сикким находится другая высокая гора - Канченджанга - 8598 м. Тибет окаймляют, как ожерелье, многие высокие горы: Кайлас, Цари, Ярлха Шамбо, Чомо Кэнрег, Канкар Шаме, Ньянчен Тангла, Мачен Помра (Амне Мачен). Ледники покрывают огромную площадь - 105 тыс. кв. км.

Из Тибета берут начало величайшие реки Азии: Инд, Брахмапутра, Меконг, Сатледж, Салуин, Янцзы, Хуанхэ. Общая площадь бассейнов рек, берущих начало в Тибете, достигает 5477700 кв. км, причем в одном Китае 30% пресной воды приходится на реки, текущие отсюда. Тибет опоясан высокогорными системами Каракорума и Куньлуня с запада, Наньшаня с севера, Гималаями с юга, хребтами Баян-Хара-ула и так называемых Сычуаньских Альп. В широтном направлении плато пересекают горы Кайлас и Ньенчен-Танглха. Примерно 2/3 Тибетского плато составляет плоскогорье Чантанг, расположенное в основном на высоте 5 тыс. м. Это преимущественно каменистая пустыня с суровым климатом. С северо-востока к нему прилегает Цинхайское плоскогорье. Вместе они формируют Цинхай-Тибетское плоскогорье. Север Тибета покрыт горными лугами. Здесь хорошие пастбища, много рек и озер. Климат континентальный, суровый. На юге климат умеренный, больше осадков. Здесь растут густые леса, возделываются плодородные поля, выращиваются плодовые деревья.

Исторически Тибет разделяется на несколько областей. Его центральная часть - Бод (тиб.: bod, что произносится «Пё») тянется от р. Тисе и оз. Манасаровар у горы Кайлас вдоль р. Цангпо (Брахмапутра). Тибетцы называют свою страну Бод, а себя - бодпа. Происхождение и время появления этих названий неизвестны. Некоторые предполагают, что «Бод» означает «родина» или «место происхождения». Наименование «Тибет» («Тëбëт») впервые встречается в древнетюркских орхонских надписях в Монголии. По-видимому, от древних народов, населявших Монголию, оно попало в другие языки: тайский - «Тибет», арабский - «Туббат» и т.д. На современном монгольском языке будет «Төвд». Возможный источник этого названия - клан Туфа, из которого вышел один из царей Ярлунгской династии (см. ниже). С этим кланом связывают старое китайское название «Туфа». Сам тибетский язык принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи (или, как сейчас пишут в КНР, ханьско-тибетской). В ней он группируется с языками некоторых народов Северной Индии и Юго-Восточной Азии, тогда как китайский язык образует отдельную ветвь. Разные тибетские племена говорят на разных диалектах. После введения письменности письменный язык стал единым для всех тибетских племен и сыграл важную интегрирующую роль.

Горы около Лхасы (фото: С.Л. Кузьмин).

Географическая область Бод разделяется на две части: У и Цанг. Тибетцы часто объединяют их в один край - У-Цанг. Он простирается от Нгари-Корсум на западе до Согла Кьяо. Цанг занимает западную часть. Здесь расположены крупные города Шигацзе и Гьянцзе. У расположен на востоке. Здесь находится Лхаса. Она стоит на р. Кийчу, притоке Цангпо. Климат здесь относительно мягкий, способствующий земледелию и скотоводству. Излюбленное сельскохозяйственное растение тибетцев - ячмень, дающий хорошие урожаи даже на больших высотах (до 4 тыс. м), где трудно выращивать другие культуры. В нем много железа, что предотвращает анемию, отеки, проблемы с легкими. Все это важно в условиях высокогорья, где мало кислорода, пища однообразна. Из ячменя готовят традиционное тибетское блюдо цампу - обжаренную муку, замешанную с маслом на горячей воде или молоке. В горах разводят яков на мясо, молоко и шерсть. Они очень выносливы, нетребовательны к корму, хорошо переносят горные условия, зимние морозы. Их используют и как вьючный скот.

Итак, исторический Тибет - это не только высокие горы и безжизненные плато. Его общая площадь гораздо больше площади Тибетского нагорья - 3 млн. 800 тыс. кв. км. Тибетцы говорят, что лучшая религия - в У-Цанге, лучшие люди - в Каме, лучшие лошади - в Амдо. Это потому, что жители У-Цанга очень религиозны, Кама - хорошие воины, Амдо - хорошие предприниматели. Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют также Три Области (тиб.: Чолка Сум). Иначе эту территорию называют Большой Тибет. Она вся включена в КНР. В настоящее время в КНР действует следующее административное разделение тибетских территорий. У-Цанг преобразован в основном в Тибетский автономный район (ТАР), Кам разделен между ТАР, китайскими провинциями Сычуань, Юньнань и Цинхай, Амдо - между провинциями Цинхай и Ганьсу. В китайских провинциях есть следующие тибетские автономные единицы. Провинция Цинхай: монголо-тибетский округ Хайси (тиб: Цонуб), тибетские округа Юйшу, Хайнань (тиб.: Цолхо), Хайбэй (Цочжанг), Хуанань (Малхо) и Голо (Голок); провинция Ганьсу: тибетские уезд Тяньчжу (Пари) и округ Ганьнань (Канлхо); провинция Сычуань: тибетско-цянский округ Аба (Нгаба), тибетские округ Ганьцзы (Кардзе) и уезд Мули (Мили); провинция Юньнань: тибетский округ Дацин (Дэчен).

Легенды тибетцев о своем происхождении неоднородны. Как и большинство народов, они возводят свое происхождение к первопредку, который понимается по-разному. В исторических текстах древнетибетской религии бон широко распространено повествование о появлении древнего мира-вместилища и находившихся в нем существ из яйца-пространства бытия. Космогония описывается как образование изначальных элементов, из которых образовались «первоначальные яйца», давшие начало миру и живым существам. По древнетибетским представлениям, мир делится на небо (Нам), землю (Бар), или «средний [мир]» (Са), и «нижний», подземный мир (Ог). Этим сферам соответствуют божества Лха, Лу и Цэн (или Ньен).

Согласно детально разработанным представлениям, признанным в религии бон, люди произошли из рода Ньен. По одному из древнебонских трактатов, из восемнадцати хрящей яйца возникли восемнадцать больших областей пространства и населяющие их существа, причем из одного яйца-раковины возник великий прародитель людей стран Шангшунг и Тибет - Менпэй Миво Лумлум. Страна Шангшунг располагалась в Западном и Северном Тибете. Ее центр, как считают, находился у горы Тисе (Кайлас) и оз. Мапам (Манасаровар). После прародителя было много поколений людей, на смену которым пришли четыре великих рода - Дон, Дра, Дру и Га (или пять - с родом Го), а также два рода Вал и Да. Все они известны как шесть (или семь) человеческих кланов. Эти кланы - предки всех тибетских родов. Потомки рода Дон и рода Сен, постепенно перемешиваясь между собой, образовали шангшунго-тибетский этнос.
Другая легенда возводит происхождение тибетцев к обезьяне, вызывая в памяти теорию Ч. Дарвина. По этой легенде, в древности в Тибете жили только демоны и демоницы. Чтобы заселить страну людьми и сделать ее оплотом учения Будды, бодхисаттва Авалокитешвара (по другой версии - его ученик) принял облик обезьяны и стал мужем одной из этих демониц. От этого брака и пошли тибетцы. Все это происходило недалеко от Цетанга, в центре области У-Цанг. Возможно, эта легенда является буддийской обработкой более раннего предания. Есть также легенда об их царе Ньяти Цэнпо - что он спустился с неба.

Эти легенды, в сочетании с традиционными тибетскими представлениями, что их страна - центр мира, указывают на то, что тибетцы осознают себя коренным, а не пришлым народом Тибетского нагорья. Научные данные подтверждают это. По генетическим данным, предки тибетцев имеют североазиатское и сибирское происхождение; есть сведения о следах пребывания человека на Тибетском плато уже 18–22 тыс. лет назад. Стоянки человека нового каменного века - эпохи неолита исчисляются десятками. Обнаружены и более древние стоянки - времен палеолита. Некоторые стоянки найдены в высокогорье, выше 4 тыс. м над уровнем моря. Три - пять тысяч лет назад в районах современных городов Чамдо и Лхаса были высокоразвитые неолитические культуры, уровень которых сопоставим с уровнем некоторых неолитических культур Китая. На рубеже нашей эры древние жители Тибета вступили в эпоху бронзы. А в I в. н.э. они уже научились выплавлять железо. Представители этих культур - по-видимому, предки тибетского народа, который возник и развивался на Тибетском нагорье.

Восточная часть Тибета - историческая область Кам (тиб.: kham), северо-восток - область Амдо. Кам простирается от Согла Кьяо до поворота р. Мачу (верхнее течение р. Хуанхэ). От этого поворота до Белой ступы (тиб.: чойтен Карпо) - область Амдо. Это северо-восточная граница Тибета. Обе области изобилуют пастбищами, в долинах развито земледелие, склоны гор покрыты лесами. На юго-западе находится Ладак (Малый Тибет). Значительная его часть покрыта небольшими горами и лесами.


Тибет (по http://perso.wanadoo.fr/tibetmap/tibet21.jpg , с изменениями).
1 – историческая граница;
2 – граница между 1914 и 1950 гг.;
3 – современная административная граница.
Курсивом обозначены современные провинции КНР.


Современное административно-территориальное деление Тибета.

Некоторые тибетские ученые считают, что их народ имеет индийские корни. По их мнению, некий царь или военачальник по имени Рупати участвовал в знаменитой войне Пандавов с Кауравами, описанной в индийском эпосе «Махабхарата». Он воевал на стороне Кауравов и после их поражения вместе с приверженцами бежал в Тибет. Другие предполагают, что тибетцы произошли от иранцев. Антропологические данные опровергают это. Тибетцы относятся к восточноазиатскому типу монголоидной расы вместе с монголами, японцами, корейцами, ханьцами и др. Дивергенция (разделение) тибетцев и ханьцев от общих предков, по некоторым данным, произошла очень давно, 5–6 тыс. лет назад. Некоторые исследователи полагают, что тибетцы имеют общую генетическую основу с монголами, хотя ясно, что существовали и другие сильные влияния. Возможно, в том числе индийские.

Об очень древней дивергенции (разделении) ханьцев и тибетцев свидетельствуют и уникальные приспособления последних к условиям высокогорья, где низкая концентрация кислорода у неприспособленных людей ведет к горной болезни. Эти адаптации дают тибетцам преимущества перед ханьцами в заселении высокогорья. У тибетцев более высокая насыщаемость крови кислородом, чем, например, у ханьцев, это закреплено генетически. Тибетцам позволяет избегать горной болезни также то, что у них более частое дыхание, более широкие артерии и капилляры, по которым кислород доставляется к органам. У них в выдыхаемом воздухе повышена концентрация окиси азота. Это связано с повышенным энзиматическим синтезом этого вещества в организме. Польза от этого в высокогорье - расширение легочных кровеносных сосудов, усиление кровотока в легких, уменьшение легочной гипертензии, усиление окисляемости гемоглобина. Все это способствует обогащению организма кислородом и улучшению функции легких.

Организм тибетцев лучше переносит высокогорье, чем организм акклиматизировавшихся там ханьцев. Так, в высокогорье Тибета частота аномалий ЭКГ выше у ханьских мигрантов (даже тех, кто мигрировал туда в молодом возрасте), чем у тибетцев. С увеличением высоты у ханьских мужчин сильнее повышается концентрация гемоглобина, чем у ханьских женщин, а у тибетцев этого нет.

Новорожденные ханьцы гораздо сильнее подвержены горной болезни, чем тибетцы. Соответственно, различается смертность. По респираторным характеристикам, связанным с высокогорьем, потомство мужчин-ханьцев от тибеток занимает промежуточное положение между чистыми ханьцами и тибетцами. Следовательно, оно лучше приспособлено к этим условиям, чем ханьцы, но хуже, чем тибетцы. Однако смешанные браки ханьцев и тибеток весьма редки.

Эти особенности - одна из причин того, что ханьцы не могут успешно колонизировать высокогорья Тибета, тогда как тибетские районы на низких высотах они успешно заселяют.


Озеро Ямдрок-цо (фото: С.Л. Кузьмин).

Все это не означает, что тибетцы с древних времен живут в полной изоляции. По археологическим данным, древними пришельцами в Тибет с северо-востока были цяны - народ тибето-бирманской группы. Другие возможные предки тибетцев - моны, а также племена индоевропейского происхождения. Определенное влияние могли оказывать также монголоидные племена, которые могли относиться и к цянам. Моны были ассимилированы как тибетцами, так и китайцами. Цяны известны, по крайней мере, со второго тысячелетия до н.э. как соседи древнекитайского государства Шан-Инь. Цяны поддерживали с иньцами торговые контакты, роднились, воевали и т.д. Цяны платили иньцам дань. Последние приносили цянов в жертву (наряду с другими), в Шан-Инь было много рабов-цянов. С другой стороны, знать обоих народов роднилась между собой, и один из знатных родов Древнего Китая - Цзян имел цянское происхождение.

Генетическая связь цянов с тибетцами не выяснена. Одни считают их предками тибетцев, другие - наоборот. Так или иначе, именно в то время в китайскую писаную историю стали входить сведения о первых контактах предков тибето-бирманских народов с предками китайцев. Предполагают, что цяны одомашнили яка около 5 тыс. лет назад, як был их тотемным животным, с ним связан ряд легенд и поверий.

В первые века нашей эры цяны попали под владычество сяньби - кочевых племен, вероятных предков монголов, в районе оз. Кукунор (совр. монг.: Хөх нуур - Синее озеро; тиб.: Цо Нгонпо; кит.: Цинхай ху). Это были одни из самых ранних контактов предков тибетцев и монголов, впоследствии образовавших общую цивилизацию.

Таким образом, в этническом отношении тибетцы и китайцы разделились очень давно. Каким бы ни было их изначальное родство, дальнейшее развитие их проходило в разных условиях, и культурная экология была разной. С тех пор Тибет и Китай развиваются как две разные цивилизации, и ни одна из них не стала частью другой.

 Tibetan Plateau, 2009, p.7.
 The Sino-Tibetan etymological dictionary...
 Шакабпа, 2003.
 Шакабпа, 2003.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–20.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–27, 104, 109–111.
 Намкай Норбу, 2008, с. 187–189.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Aldenderfer, 2003, р. 542–549.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Шакабпа, 2003.
 Gelek. A Brief Description...
 Jong L. DNA profiles...
 Beall, 2006, p.18–24.
 Biello, 2007.
 Beall et al., 2001, p. 411–412.
 Halperin et al., 1998, p.237–437.
 Wu et al., 2005, p.598–604.
 Niermeyer et al., 1995, p.1248–1252; Wiley, 2004.
 Gantenbein, 1993; Curran et al., 1997, p.2098–2104.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Smith, 1996.
 Wu K., Wu C., 2004.
 Бичурин, 1833, с. 74–123.
 Smith, 1996.

Обширное Тибетское нагорье, отделенное от окружающих низменностей высокими хребтами - Куньлунем с севера и Гималаями с юга, - посередине разделено Трансгималайским хребтом, представляющим естественный рубеж между сухими степями северного плато и живописными речными долинами реки Цангпо (Брахмапутры) и ее притоков. Высокогорная равнина, примыкающая с юга к Куньлуню, - пустыня, не населенная и по наше время. Южнее, по склонам горных хребтов, идут травянистые степи, где возможно овцеводство, а еще южнее, по берегам рек, издавна бытовало земледелие. Северная пустыня и Гималайский хребет преграждают доступ в Тибет с севера и с юга. Поэтому Тибет заселялся с запада и востока.

На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена - моны и дарды. По расе, языку и культуре эти племена были близки к народам Северо-Западной Индии и Памира. В V–VI вв. Дардистан входил в состав державы эфталитов, а после ее разгрома получил самостоятельность. Политического объединения у дардов и монов не возникло. Они делились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга. Вследствие примитивности их организации они не могли оспаривать первенство у продвигавшихся с востока предков тибетцев.

На западной границе Китая, в современных провинциях Шэньси и Ганьсу, жили бок о бок два разных народа: монголоидные пастухи-кяны, народ тибетской группы, и земледельцы-жуны. Хотя древние китайские авторы, очевидно метафорически, называли тибетцев «западными жунами», это были два разных народа в древности говоривших на разных языках. Однако смешанные браки и общая судьба, определявшаяся совместной борьбой против Китая, привели к тому, что тибетский язык вошел в обиход не истребленных китайцами жунов. Смешавшись, эти народы распались на несколько гибридных племен, из которых наибольшее значение для истории имели танчаны, дансяны, ди-бома (в Сычуани) и байлан. Впоследствии эти племена жундистского происхождения, слившись образовали народность, называемую средневековыми тангутами.

Несмотря на продолжительное общение с китайцами, они сохранили еще в III в. своих князей и свой быт. Хотя большинство их знало китайский язык, но у себя дома они пользовались языком ди. Наряды и обряды их были похожи и на китайские, и на тибетские, что указывает на тесную связь тангутов с обоими упомянутыми народами, однако этническая самостоятельность их в III в. утеряна не была. Численность отдельных племен иногда превышала 10 тыс. человек. Не только по происхождению, но и по быту отличались друг от друга тибетцы-кяны и тангуты.

«Народы си-жун (в данном случае тибетцы. - Л.Г.) вместо одежд употребляют шкуры зверей; не имеют постоянных жилищ и ведут кочевой образ жизни, снискивая себе пропитание скотоводством. Определенных названий родам и поколениям не имеют, имя отца или матери служит названием и роду их. Они разделяются на множество родов, не имеющих государя и не признающих единовластия, а живущих общинами. Народ чрезвычайно храбрый, умереть в сражении почитается у них счастьем, умереть от болезни - несчастьем. Подобно животным, они крайне терпеливо переносят стужу: даже женщины при родах не уклоняются от суровости климата». «Танчанские цяны (в данном случае тангуты. - Л.Г.) составляют особый род. Они имеют постоянные жилища и живут домами. Избы их обтянуты полостями из буйволовой и овечьей шерсти (черной). В их владении нет ни законов, ни службы, ни налогов. Только в военное время они собираются в одно место, а в прочее каждый занимается своим ремеслом и друг с другом сношений не имеют. Одежду шьют из мехов и шерстяных тканей, пропитание получают от косматых буйволов, овец и свиней. По смерти отца, дядей и братьев берут за себя мачех, теток и невесток. Письма не имеют, а течение годов замечают по осенним и весенним переменам. По истечении каждых трех лет бывает собрание, на котором бьют быков и баранов для жертвоприношения Небу. Из дома князя Лян-цзин происходят наследственно старейшины, а снискавшие приверженность знаменитых объявляют себя королями».

Тексты не нуждаются в комментариях. Почти ни один из обычаев не является общим, различны и стадии общественного развития: у кянов - родовой строй в расцвете, у жунов - на исходе. Дальнейшая судьба их была также различна: жуны, вобрав в себя тибетское племя дансянов и остатки южных хуннов, впоследствии образовали государство Си-Ся, а потомки кянов сохранили свой быт и дикую волю до XIX в.

Потомками кянов можно считать скорее нголоков в верховьях Желтой реки, чем тибетцев-ботов, отколовшихся от кянов в неопределенное время до новой эры. Боты, распространившись вверх по среднему течению Брахмапутры, вступили на путь создания классового государства, а кяны, потерпев ряд кровавых поражений, отступили в горы, откуда еще в 1899 г. своими набегами устрашали соседей и ревниво оберегали свою независимость.

По словам П.К. Козлова, они заносчиво заявляют: «Нас, нголоков, нельзя сравнивать с прочими людьми. Вы, кого бы это из тибетцев ни касалось, подчиняетесь чужим законам: законам далай-ламы, Китая и каждого своего маленького начальника… вы боитесь всего. Не только вы, но ваши деды и прадеды были таковы. Мы же, нголоки, с незапамятных времен подчиняемся только собственным законам и побуждениям. Каждый нголок родится уже с сознанием своей свободы и с молоком матери познает свои законы, которые никогда не должны быть изменены. Каждый из нас чуть не рождается с оружием в руках… наше племя одно из самых высоких, достойных в Тибете, и мы вправе с презрением смотреть не только на тибетцев, но даже и на китайцев». В этих словах жива этнопсихологическая структура древних кянов, толкавшая их на кровавые войны, в которых большая часть их погибла. Несмотря на все высокомерие, нголоки - реликт эпохи расцвета родового строя.

Не кочевые племена, а оседлые земледельцы, осевшие на среднем течении великой реки Цангпо (Брахмапутры), создали тибетскую культуру и государственность. Во время правления Пудэкунгье, которое датировать не удалось, в Тибете возникли земледелие и ирригация. На плодородной почве речных долин произрастали пшеница, ячмень, гречиха и горох. Воду на поля отводили из горных речек каналами, около которых воздвигались каменные укрепленные поселения. К тому же неопределенному времени тибетские хроники относят начало металлургии. Выплавлялись три металла: серебро, медь и железо. Через реки перебрасывались мосты, и даже появилось ткачество на станке. Значительный подъем хозяйства датируется концом IV - началом V в., когда была упорядочена ирригация, широко практиковалась заготовка кормов для скота, используемого при пахоте, и были выведены новые породы мула и хайныка (помесь яка и коровы).

Технический прогресс создал такое изобилие продуктов, что население Тибета быстро росло. К VII в. оно достигло 2860 тыс. человек, т. е. предела, выше которого не поднималось вплоть до XX в. Больше, при указанном уровне техники, страна прокормить не могла. Естественно, прирост населения шел за счет земледельческих районов, и племена, поселившиеся в речных долинах, по бытовому укладу, обычаям и культуре все больше отдалялись от своих кочевых собратьев. Наконец, они преобразились в народ, которому предстояло совершить великие дела.



Рассказать друзьям